Список стран-участников Таможенного союза на [year] год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Список стран-участников Таможенного союза на [year] год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее
С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.
Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.
Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
Состав Таможенного союза
Формирование ТС – это длительный и сложный процесс, началом которого стал 1997 год, когда главы 4-х государств (Россия, Казахстан, Беларусь и Кыргызстан) подписали соответствующее соглашение. Согласно документу, страны объединились для образования единого экономического союза, который официально начал работать только с 01.01.2010 г.
Документ об образовании Евроазиатского экономического союза (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года. Заключение союза послужило основанием для образования общего таможенного пространства, куда входят территории стран-участниц, для формирования внешних рубежей с другими государствами. С учетом этого государства, которые входят в Союз, используют единый таможенный подход к продукции, которая ввозится и вывозится через его границы. Таким образом, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, финансов и рабочей силы.
Основные цели Евразийского экономического союза:
- создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
- сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
- модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:
- Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
- Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
Практика применения таможенных соглашений
Предпринятые в 2007 году действия по подписанию нового договора о ТС оказались более успешными. Определенные противоречия между участниками соглашения все же остались, и полной экономической интеграции не произошло, однако применение таможенных соглашений на этот раз оказалось выгодным для их участников.
Внутри Таможенного союза бюрократические процедуры перемещения товаров через границы существенно упростилась, а за счет конкуренции улучшилось их качество. За счет упрощения и регулирования таможенных процедур всем странам удалось значительно нарастить товарооборот. Более того, они нарастили и объемы внешней торговли (например, Беларусь – почти на четверть).
Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Страны-участники Таможенного союза:
- Казахстан — с 1 июля 2010 года
- Россия — с 1 июля 2010 года
- Белоруссия — с 6 июля 2010 года
- Армения — с 10 октября 2014 года
- Киргизия — с 8 мая 2015 года
ЕАЭС-2019, кто управляет
Одной из важных целей Таможенного союза является совместная защита внутреннего рынка ТС, а так же создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.
Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:
- Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
- Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.
Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.
Важным аспектом деятельности ЕАЭС стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.
- На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
- Казахстан получает – 7,11%;
- Беларусь – 4,55%;
- Кыргызстан – 1,9%;
- Армения – 1,11%.
Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов. Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.
Территория и управление
Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.
Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.
Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:
- Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
- Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.
Все полномочия комиссии Таможенного союза были переданы в Евразийскую экономическую комиссию. Помимо этого появились и дополнительные функции, их довольно много. Сферы полномочий очень широки, комиссия занимается таможенно-тарифным и нетарифным регулированием, администрированием таможни, техническим регулированием. Всемирно важно выполнение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных норм, и здесь тоже зона действия ЕЭК. Страны — члены Таможенного союза пользуются ввозными таможенными пошлинами, которые были зачислены и распределены комиссией. Ею же устанавливаются торговые режимы и в отношении посторонних стран. На комиссию возложена обязанность вести статистику взаимной и внешней торговли, выстраивать макроэкономическую и конкурентную политику, распределять сельскохозяйственные и промышленные субсидии.
Под ведомством комиссии Таможенного союза находится энергетическая политика, под её руководством создаются естественные монополии, делаются муниципальные и государственные закупки. В каждой функции ЕЭК заложена цель процветания взаимной торговли инвестициями и услугами, она контролирует валютную политику. Также под её ведомством — перевозки и транспорт, охрана результатов индивидуализации услуг, работ, товаров, интеллектуальной деятельности. Занимается ЕЭК трудовой миграцией, финансовыми рынками — банковской сферой, страхованием, рынками ценных бумаг и валютным. А также в сферах её интереса многое другое, что достаточно сложно перечислить, не переписывая многостраничные документы. Из главного: именно комиссия реализует международные договоры, формирует договорно-правовую базу ТС и ЕЭК. Страны единого Таможенного союза, являясь сторонами этого объединения, делают долевые взносы, утверждённые главами государств-сторон.
С созданием ТС появилась возможность объединения в определённом формате (наднациональная организация) часть пространства погибшего Советского Союза. В сущности, Таможенный союз — это результат проявления воли лидеров трёх стран, которая направлена на снятие барьеров, на интеграцию, свободу передвижения услуг, товаров, всех видов капитала, человеческого в том числе, сквозь прозрачные границы стран-участниц. По логике союз нужно расширять, пусть не до шестнадцати членов, но как можно больше. Но с экономической точки зрения этот шаг весьма рискован. Относительно вступления в ТС Таджикистана дискуссия не затихает много лет, она всё так же животрепещуща. Нужно сказать, что, так же как и Киргизия, сигнализировали таджики о желании присоединиться весьма противоречиво.
Всего за четверть века (с учетом деятельности ЕврАзЭС) объединению удалось добиться:
- снижения налоговой нагрузки (благодаря установлению единых ввозных/вывозных пошлин);
- минимизации административных ограничений (благодаря введению единых фитосанитарных и технических регламентов);
- расширения торговой сферы (за счет формирования зон свободной торговли).
Этому способствовали:
- в 1991 году – принятие соглашения о создании СНГ;
- в 1996-м – ратификация договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах;
- в 2001-м – учреждение Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), непосредственного предшественника ЕАЭС;
- в 2010-м – формирование единого таможенного пространства, Таможенный Союз (ТС);
- в 2012-м – формирование Евразийского экономического пространства (ЕЭП);
- в 2015-м – создание ЕАЭС на основе принципов ЕврАзЭС, договор о ЕАЭС.
Этот эволюционный процесс весьма схож с тем, что происходило при учреждении Европейского союза, хотя при этом страны ЕАЭС сохраняют максимальную политическую и административную автономность.
Так, в частности, в рамках союза отсутствуют:
- единая наднациональная валюта;
- парламент представителей ЕАЭС;
- нормы, определяющие внешнюю политику членов.
Идея о создании экономического союза на базе стран бывшего СССР появилась ещё в 1994 году. Тогда её выразил бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В 1996 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия заключили договор об углублённой экономической и гуманитарной интеграции.
В 2001 году появился предок ЕАЭС — ЕврАзЭС.
В 2010 году Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза внутри ЕврАзЭС. Это усилило экономическую интеграцию этих стран.
В 2012 году они же заключили договор о создании Единого экономического пространства, то есть об общем рынке стран — участниц ЕврАзЭС. Фактически документ был вдохновлён Евросоюзом и его Европейским экономическим пространством.
В 2014 году было принято решение о создании ЕАЭС. Первого января 2015 года оно вступило в силу. К союзу присоединились Армения и Киргизия.
В момент создания таможенного союза, практически всегда речь идёт о том, чтобы достигнуть социально-экономического прогресса. В перспективе, это может привести к увеличению товарооборота. То же самое касается рынка услуг. Увеличение количества продаж на первых этапах сотрудничества должно наблюдаться внутри таможенного союза благодаря следующим условиям:
- Внедрение стандартов безопасности и введение единых требований;
- Исключение из таможенных процедур сложных процессов, которые провоцируют потерю времени, а также отмена пошлин. Именно за счёт этого, производимая странами участницами продукция должна стать более привлекательной для партнёров;
- Рост товарооборота за счёт упрощения таможенного контроля на пропускных пунктах.