Нарушение общественного порядка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение общественного порядка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во многих общественных местах запрещено не только курить, но и употреблять алкогольные напитки. Закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» (п. 7 ст. 16) вводит перечень мест, где распитие спиртного не допускается.
В одной из наших статей мы разобрались, что общественным считается место, в котором граждане обязаны соблюдать определенные правила поведения, чтобы не нарушить права окружающих лиц.
Конкретные места, признаваемые общественными, приводятся в нормативных актах, запрещающих совершать противоправные поступки.
Ответственность для нарушителей вводится:
- КоАП РФ — при несоблюдении положений федеральных законов. Например, запрет курения и распития алкоголя в общественных местах утверждается федеральными законами от 23.02.2013 № 15-ФЗ и от 22.11.1995 № 171-ФЗ соответственно, а санкции устанавливаются КоАП РФ. Сам КоАП также определяет некоторые виды правонарушений;
- УК РФ;
- законами субъектов об административных правонарушениях — при несоблюдении региональных НПА.
Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям.
Легального определения понятия нецензурной лексики в российском законодательстве нет.
Для квалификации того или иного понятия в качестве нецензурного достаточно применить принцип общеизвестности его значения и общественного порицания за публичное высказывание.
Правовая ответственность за использование нецензурных выражений наступает в случае их неконтролируемого применения в обществе, носящего оскорбительный характер против кого-то лично, или же выражения недовольства в целом.
Признак публичности означает произнесение нецензурной брани при непосредственном присутствии людей, в общественном месте, например, на улице, потому что именно в такой обстановке нарушитель в большей мере демонстрирует свое неуважение к обществу.
Ключевым моментом в квалификации правонарушения как мелкого хулиганства является наличие умысла гражданина нарушить общественный порядок и выразить явное неуважение к обществу.
Часть 1 ст. 20.1 КоАП РФ определяет мелкое хулиганство как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, и влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, влекут наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 2 500 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Использование нецензурной лексики может быть расценено как оскорбление человека, т.е. унижение его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, при условии, что нет сомнений в том, что речь идет именно о нем.
Также оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, плевок, пощечина).
Оскорбление, выраженное в нецензурной форме, может совершаться как в присутствии, так и отсутствие оскорбляемого, если виновный рассчитывает, что факт оскорбления станет известен потерпевшему.
Для квалификации сказанных слов как оскорбления, не имеет значения, соответствует ли отрицательная оценка личности гражданина истинному положению дел.
Доказательствами нанесения оскорбления послужат: свидетельские показания, записи видеокамер, распечатки звонков, смс-сообщений, заверенные нотариусом.
Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — влечет наложение на граждан административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2.3. КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители). С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Правила поведения в общественных местах и связанные с этим ограничения
Вполне естественно, что права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Наиболее важными среди нормативных актов, регламентирующих правила пребывания людей в общественных местах, можно назвать Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 6.24, 20.1, 20.20, 20.21, 20.2.2).
Приведём примеры административных правонарушений из жизни. Они наглядно демонстрируют образцы нарушения правил общественного порядка, которые подпадают под мелкое хулиганство.
Пример 1. Два гражданина ехали в автобусе, громко разговаривали и матерились. Когда один мужчина сделал им замечание и попросил прекратить нецензурно выражаться, ему пожелали отправиться в не очень далёкое путешествие.
Пример 2. Пьяный вошёл ночью в круглосуточный продовольственный магазин, взял бутылку водки и направился с ней к кассе. Кассир отказалась его обслуживать, потому что в это время действовал запрет на продажу алкоголя. Тогда нетрезвый гражданин с размаху швырнул бутылку на пол, и она разбилась.
Пример 3. Вечером мужчина шёл по улице, и навстречу ему попалась группа подростков. Один из них в хамской манере потребовал дать ему закурить, а получив в вежливой форме отказ, не унимался и продолжал приставать к мужчине, обзывая его при этом различными оскорбительными прозвищами.
Комментарий к статье 20.21 КоАП РФ
1. Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей Кодекса, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье и даже жизнь людей (например, обморожение в сильные морозы), которые, появляясь в общественных местах в состоянии сильного опьянения, создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.
Важное значение данной статьи в обеспечении соблюдения правопорядка отметил Конституционный Суд РФ, подчеркнув, что норма этой статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. N 328-О «Об отказе в принятии жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
2. К общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п.
3. Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях. Если последние распивались в общественном месте, то в действиях гражданина могут одновременно иметь место два последовательно совершаемых правонарушения, предусмотренные ст. 20.20 и комментируемой статьей Кодекса.
4. Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).
5. Для квалификации правонарушения по данной статье Кодекса не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.
6. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.
7. Субъективную сторону комментируемого состава образуют умышленные действия виновного.
8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) или судьи, если возникает вопрос о применении административного ареста (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
💵 Ответственность за правонарушение по ст. 20.1 КоАП
Для более подробного ознакомления с 5-ю частями статьи о мелком хулиганстве рассмотрим примеры его возможного проявления в жизни и ту ответственность, которая за ними следует.
В ч. 1 статьи говорится о демонстративном неуважении к обществу.
Например, гражданин А идёт по улице, где кроме него также присутствуют граждане, среди которых есть несовершеннолетние и женщины с детьми. Гражданин А, совсем о них не думая, громко разговаривает по телефону с применением в своём лексиконе брани.
В ответ на это гражданка Б вежливо просит его говорить потише, т. к. она на прогулке с ребенком. На что гражданин Б так же с применением нецензурной лексики просит её замолчать, тем самым демонстрируя своё неуважение.
Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
В ч. 2 статьи описывается аналогичное поведение, но уже по отношению к сотруднику правопорядка или представителю власти.
Например, гражданки А и Б, прогуливаясь по торговому центру, вдруг начинают предъявлять друг другу претензии. Начинается ссора.
Обе гражданки с применением нецензурной брани в своей речи громко выясняют отношения, на что сотрудник охраны торгового центра просит их вести себя более корректным образом. В пылу ссоры гражданка Б, нецензурно выразившись, требует от него не вмешиваться в их с гражданкой А разговор.
Описанные действия влекут наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2500 рублей или арест на срок до 15 суток.
В ч. 3 в качестве мелкого хулиганства расценивается распространение через СМИ информации, выраженной в негативной форме с применением нецензурной лексики по отношению к человеку, государству и т.д., как было описано выше.
Как пример данного хулиганства, может послужить поступок гражданина С, который в сети Интернет стал открыто выражать своё недовольство Конституцией РФ и высмеивать ее президента, унижая его человеческое достоинство и оскорбляя его личность посредством нецензурной лексики.
Такой вид мелкого хулиганства влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 100 000 рублей.
Часть 4 — Повторный акт правонарушения, описанного выше, влечет наложение штрафа размером от 100 000 до 200 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
На портале также можно прочесть об ответственности за другие преступления против жизни и здоровья человека.
Часть 5 — Действия, которые были совершены лицом из 3 части и которого уже ранее привлекали за них к административной ответственности, влекут за собой наложение административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Преступление общественного порядка
Когда речь идет о порядке, то он нужен не только поздним вечером, но и в дневное время, независимо от времени и места. Даже повышенный шум может быть нарушением санитарных норм, согласно действующему законодательству. Тем более, когда речь идет о намеренном хулиганстве или другом проявлении антисоциального поведения.
Нарушение общественного порядка в общественных местах может носить характер:
- хулиганских действий;
- вандализма;
- нарушения правил при выполнении каких-либо работ.
В свою очередь тот, кто стал виновником в подобных деяниях, является нарушителем, к которому могут быть применены санкции соответствующие проступку. Нарушения могут носить не только административный, но и уголовный характер, согласно со статьями 212, 213 Уголовного кодекса.
Термин «хулиганство» определяется, как нарушение в грубой форме порядка, проявление неуважения к обществу в целом, содержит в себе угрозы и применение насилия.
Такие действия сопровождаются:
- порчей государственного или личного имущества;
- уничтожение собственности.
Если происходят отягчающие вину события, то тот, кто нарушил общественный порядок, должен понести уголовную ответственность. В большинстве же случаев, подобное наказывается предупреждением либо штрафными санкциями.
К вандализму относится противоправные действия, связанные с намеренной порчей имущества, если только не был причинен вред здоровью граждан. Применяться наказание может к лицам, достигшим 14-ти летнего возраста.
Такие мелкие нарушения являются вандализмом:
- осквернение архитектурных памятников;
- жилых и общественных зданий;
лавочек, детских качелей и сидений в общественном транспорте.
Ограничения, действующие в общественных местах
Российские законодатели приняли ряд законов, ограничивающих некоторые действия граждан в общественных местах. Среди таковых распитие алкоголя любой крепости продукции и курение табака.
Некоторое время назад питие алкоголя в общественных местах было нормой для некоторых категорий граждан. Особенно отличалась молодежь. Данное деяние не подпадало ни под какую статью о правонарушениях, и пьяные дебоширы часто оставались безнаказанными.
Особенно доставалось тем, кто проходил мимо расположившихся нетрезвых людей во дворах и подъездах. Разгоряченные алкоголем они не стеснялись местных жителей, игнорировали полицейские патрули.
На сегодняшний момент, если появиться в нетрезвом виде в тех местах, которые определены как общественные места, то это может привести к административной ответственности, статья 20.20 КоАП РФ. Также Федеральный закон № 171 запрещает продажу и распитие спиртосодержащих напитков (в том числе слабоалкогольных) в общественных местах.
Данные ограничения направлены на снижение преступлений, совершенных в состоянии опьянения алкоголем. Воздействие спиртного приводит к агрессивности, импульсивности, неправильному мышлению и как следствие происходят убийство, драка, изнасилование и прочее.
Статья 20.21 КоАП РФ гласит, что нештатными ситуациями могут считаться:
- оскорбления, направленные в адрес прохожих или других людей;
- унижение достоинства человека;
- нарушение покоя и права на отдых;
- появление в состоянии опьянения алкоголем в общественном месте;
- потеря личностных качеств.
Что касается курения, то желающие отравиться никотином должны делать это в специальных местах. Общественные места оборудуются помещениями или отведенными зонами, оборудованными для курения. На граждан, нарушивших запрет налагается штраф согласно статьи 6.24 КоАП РФ.
Что считается общественным порядком
Если обратиться к сухим юридическим терминам, под определением общественного порядка подразумевается устоявшаяся система взаимоотношений между людьми, что обеспечивает им условия комфортного проживания. Эти нормы поведения регулируются действующим законодательством, местными обычаями и национальными традициями.
В целом, это довольно сложная система, регулирующая нормы общежития. Контроль за соблюдением устоявшихся принципов возлагается на правоохранительные органы, которые обязаны пресекать любое недостойное поведение, способное оскорбить чувства окружающих. Разумеется, что система возможна только при мирном сосуществовании гражданского общества, определяя границы допустимого поведения для всех его членов.
Скачать для просмотра и печати:
Статья 213 Уголовного кодекса РФ
Статья 20.1 КоАП РФ
Человек может нарушить принятые нормы поведения случайно без намерения причинить неудобства окружающим и ущемить их законные права и интересы, в таком случае, профилактической беседы, инициатором которой может быть любой социально – активный гражданин, оказывается достаточно для исправления ситуации. Неосведомленность человека может служить оправданием, а его взаимопонимание, при замечаниях со стороны, является показателем адекватной реакции на наличие норм общественного порядка и готовности их соблюдать.
Намеренное нарушение правил поведения и взаимодействия с окружающими, вне зависимости от причин, является социально – опасным явлением, так как подобные индивиды угрожают благосостоянию окружающих и общественной собственности.
О понятии и видах преступлений против общественного порядка поговорим далее.
Жабин Н.А. Административная ответственность в области спорта // Административное право и процесс. 2014. N 2.
Мейтин А.А. Преступления футбольных болельщиков. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых футбольными болельщиками, и их предупреждение: Монография. М., 2005.
Салищева Н.Г. Проблемы правового регулирования института административной ответственности в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. N 9.
Сараев В.В. Проблемы правового реагирования на современные способы совершения спортивного хулиганства // Спорт: экономика, право, управление. 2013. N 1.
Сараев В.В. Хулиганский мотив и хулиганские побуждения в спорте: сравнительно-отраслевой аспект // Российский следователь. 2013. N 4.
Понятие административного правонарушения
Одним из важнейших признаков каждого из существующих видов юридической ответственности является наличие самостоятельного фактического основания применения санкций. Единственным основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. В
этом проявляется их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, поскольку без правонарушения нет ответственности.
Законодательное определение понятия административного правонарушения закреплено в ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном определении прежде всего следует обратить внимание на то, что правонарушение всегда представляет собой деяние, т. е. акт волевого поведения. Он включает в себя два аспекта поведения: действие или бездействие.
Действие – активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета, а бездействие – пассивное невыполнение обязанности, т. е. человек должен был совершить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не совершил. Так, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 5.12 КоАП РФ) – действие, а непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП РФ) – бездействие.
Правонарушение как правовое явление характеризуется определенными признаками, которые отражают существенные стороны данного явления. Ими является противоправность, виновность, наказуемость, общественная вредность.
Противоправность – важнейший признак административного правонарушения. Она свидетельствует о том, что лицо нарушает запрет, содержащийся в административно-правовой норме. Если совершенное деяние не предусмотрено законодательством, то оно не может считаться правонарушением даже в случае пробела в законе.
Противоправность означает, что действиями (бездействием) нарушаются специальные правила, нормы, стандарты, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.К ним относится, например, нарушение норм и правил в области использования атомной энергии, правил дорожного движения, оборота оружия и др. При этом противоправное деяние не обязательно связано наступлением вредных последствий, достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных нормой права. Главное, что соблюдение этих норм контролируется мерами административной ответственности. В связи с этим совершение деяния, причинившего вред общественным интересам, но не предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ или иного нормативного акта, не влечет административной ответственности. Это означает, что применение норм административного права по аналогии не допускается.
Общественная вредность. В определении административного правонарушения, закрепленном в ст. 2.1 КоАП РФ, названный признак отсутствует, но он весьма важен для отграничения административного проступка от преступления.
Согласно ст. 14 УК РФ преступление признается общественно опасным деянием. При этом характер общественной опасности определяется прежде всего теми общественными отношениями, на которые совершено посягательство, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий и др.
Общественная вредность административных проступков обнаруживается в том, что, будучи отрицательным явлением в общественной жизни, они не влекут за собой тяжких последствий, способных причинить серьезный ущерб охраняемым законом объектам. В большинстве случаев административные проступки вообще не влекут вредных последствий, а содержат лишь возможность их наступления. Причина этого в том, что они являются нарушением различных общеобязательных правил, установленных в целях профилактики, недопущения вредных последствий. Поэтому само по себе нарушение или несоблюдение таких правил влечет административную ответственность независимо от наступления последствий.
Общественная вредность, являясь материальным признаком правонарушения, находит свое юридическое выражение в противоправности деяния, т. е. в признаке, в котором законодатель с большей или меньшей степенью полноты фиксирует социальные свойства правонарушения и, когда это возможно, количественные характеристики, позволяющие правоприменительному органу правильно квалифицировать конкретное правонарушение.
Виновность – это сознательное и ответственное отношение человека к своим поступкам и окружающей деятельности. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. То есть привлечение к административной ответственности без учета наличия вины невозможно.
Наказуемость как признак административного правонарушения означает возможность назначения наказания за совершение каждого правонарушения, угрозу наказанием при нарушении административно-правовой нормы. Однако следует иметь в виду, что далеко не все нарушения норм административного права могут рассматриваться в качестве проступков. Ими признаются лишь деяния, совершение которых влечет за собой применение мер наказания. Но компетентные государственные органы вправе освободить лицо от административной ответственности ввиду малозначительности деяния и ограничиться устным замечанием. Таким образом, реализация административных санкций не всегда сопутствует административному проступку, но возможность их применения является его обязательным свойством.
Административные правонарушения нередко граничат с преступлениями.
Поэтому важно знать критерии, позволяющие отграничивать правонарушения от преступлений.
В юридической литературе нередко высказывается мнение, что административные правонарушения и преступления являются общественно опасными деяниями. Качественное различие между ними проявляется в степени общественной опасности. При этом считается, что степень общественной опасности административных правонарушений значительно ниже, чем степень опасности преступлений.
Как уже отмечалось, общественная опасность характеризует антисоциальную сущность деяния. Общественная опасность преступления проявляется прежде всего в том, что данное деяние причиняет или создает угрозу причинения существенного вреда наиболее важным интересам граждан, общества и государства. Административные правонарушения таких последствий повлечь не могут и следовательно общественной опасностью не обладают.
Есть противоправные деяния, которые всегда квалифицировались и будут квалифицироваться как административные правонарушения. Например, нарушение правил пользования жилыми помещениями, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах. Вместе с тем существует немало деяний, которые в зависимости от ряда обстоятельств могут рассматриваться либо как административное правонарушение, либо как преступление.
Совокупность правонарушений: что учитывается
Один административный проступок может содержать признаки разных нарушений, что затрудняет применение КоАП. Но на практике приходится рассматривать комплекс факторов, чтобы понять, под действие какого кодекса попадает деяние.
Например, вы пришли в ресторан, поужинали и слегли с отравлением. Результат может быть следующим:
- Вы сообщаете в Роспотребнадзор, и тот привлекает владельца заведения к ответственности по КоАП РФ. Согласно ст. 6.6, штраф для юридического лица составляет до 50 000 руб.
- Вы обращаетесь к владельцу ресторана и требуете компенсировать расходы на лечение, недополученный доход и моральный ущерб. В действие пойдет ГК РФ, поскольку ст. 1068 предписывает хозяину заведения возместить вред, причиненный его работником.
- Владелец ресторана сам привлекает сотрудника, приготовившего некачественную еду, к ответственности по КоАП или по ГПК.
О чем свидетельствует разнообразие вариантов? Об отсутствии четких критериев, особенно в условиях РФ. Если у вас возникли нелады с законом, обращайтесь к квалифицированному юристу, который проанализирует возможные результаты и подскажет выгодный выход из ситуации. Ориентироваться же самостоятельно, не зная всех вероятных вариантов, окажется опасно.
Ответственность за нарушение общественного порядка
В науке административного права принято различать понятие общественного порядка в широком и в узком смысле. При этом под общественным порядком в широком смысле принято понимать совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всех социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Из этого следует, что общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок. В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения.[4]
Уголовная или административная ответственность
Как в УК РФ, так и в АК составу злодеяниях, посягающих на нарушения разного рода в общественном месте, отводятся целые разделы. Которые включают в себя целый ряд норм, состоящий из множества составов и мер наказания(санкций). Если УК находится исключительно в ведении государства и включает единый список состава злодеяния. То АК предусматривает две ветки злодеяний: на субъективном уровне или на основе КоАП.
Как правило, злодеяние административного характера относят к нарушениям менее тяжким, уголовные рассматриваются как жесткие и тяжелые неправомерные деяния.
Такой подход отчетливо наблюдается в статье инкриминируемой задержанному хулиганство, в УК оно трактуется как раз грубым и дерзким нарушением.
Что касается ответственности за данное нарушение, то мера наказания зависит от состава, тяжести, последствий после их действий и определяется в соответствии с санкциями конкретной статьи.