Юридическая ответственность государственных гражданских служащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридическая ответственность государственных гражданских служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Уголовное приступление – это все диления состоящие в злоупотребление властью, с целью получения денег, выгод, иных преимуществ, или с целью оказания давления. Основные составы преступлений субьектами кот-х являются гос. или муниц. Служаших содержатся в главе 30 УКЗФ ст. 285-293.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

(в действующей редакции, извлечения)


Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия

1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

2. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

2. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.

5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.

Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности и перечень статей (пунктов, частей) УК РФ, которыми предусмотрены преступления коррупционной направленности.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

I. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

УК РФ

Преступление

Наказание

ч. 1 ст. 204

Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных правза совершение действий (бездействие) в интересах дающего
в связи с занимаемым этим лицом служебным положением

— штраф в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет;
-ограничение свободы на срок до двух лет;
-принудительные работы на срок до трех лет;
-лишение свободы на срок до трех лет

ч. 2 ст. 204

Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 204 УК РФ, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие)

— штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
-принудительные работы на срок до четырех лет;
— арест на срок от трех до шести месяцев;
— лишение свободы на срок до шести лет

ч. 3 ст. 204

Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера
или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением

— штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
— принудительные работы на срок до пяти лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет ли без такового;
— лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа

ч. 4 ст. 204

Деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 204 УК РФ, если они:
а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
в) совершены за незаконные действия (бездействие)

-штраф в размере от пятидесятикратной
до девяностократной суммы коммерческого подкупа
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
-лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом
в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подк

П. 8 и 9. ст. 58. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Глава 3. Административная ответственность

Другим видом юридической ответственности гражданского служащего является административная ответственность, которую он несет по общим правилам наравне с остальными гражданами России, как это предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и другими нормативными правовыми актами.

Административная ответственность — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. — М., 2007. — С. 227 Административная ответственность является комплексом административных взысканий, налагаемых на гражданских служащих за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами.

Особенности административной ответственности и отличия от дисциплинарной ответственности: Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба: учебник. — М.: КНОРУС, 2007. — С. 172-173

1. Административную ответственность могут устанавливать не только органы законодательной власти, но в пределах своей компетенции государственные органы всех ветвей власти.

2. Если наложение дисциплинарных взысканий осуществляется в порядке служебной подчиненности, то наложение административных наказаний производится должностными лицами исполнительной власти, назначаемых Президентом РФ, и в некоторых случаях судами (судьями).

3. Административная ответственность по сравнению с дисциплинарной в большей мере формализована, она наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет (достаточно самого факта нарушения).

4. В отличие от дисциплинарной, административная ответственность распространяется не только на граждан и должностных лиц, но и на предприятия, организации, учреждения (например, в случаях экологических правонарушений).

5. Административная ответственность отличается от дисциплинарной и мерами воздействия. Все меры административного принуждения обычно делятся на три группы: административно-предупредительные; меры административного пресечения; административные взыскания.

Таким образом, административная ответственность занимает промежуточное положение между более мягкой дисциплинарной ответственностью и более строгой уголовной ответственностью. Она, как правило, наступает в тех случаях, если конкретные правонарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности.

В то же время административная ответственность государственного гражданского служащего тесно связана с дисциплинарной ответственностью. Как отмечает В. А. Козбаненко: «Основанием административной ответственности государственных служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок». Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. — М., 2005. — С. 402-403

Ю. Н. Старилов выделяет как минимум четыре важнейших условия, при которых для должностных лиц государственной службы может наступать административная ответственность: Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. — М., 2005. — С. 403

1) совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил или правил поведения;

2) издание приказов (распоряжений) и указаний, которые нарушают положения установленных общеобязательных правил, т. е. не соответствуют им;

3) невыполнение присущих им обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил поведения или административных процедур;

Читайте также:  Взыскание долга с наследников

4) соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в соответствующих должностных инструкциях.

В качестве оснований для привлечения к административной ответственности государственных служащих могут выступать специальные составы административных правонарушений, а также нарушений санитарно-эпидемиологического, природоохранного, таможенного, земельного, налогового и иного законодательства, за которые особенной частью КоАП РФ установлена административная ответственность в виде следующих административных наказаний:

1. предупреждение;

2. административный штраф;

3. дисквалификация.

Здесь у различных авторов возникают расхождения по поводу правомерности употребления дисквалификации в качестве административного наказания для гражданского служащего. Так Ю. Н. Старилов говорит о двух видах административных взысканий: предупреждение и штраф. Но мы согласимся с мнением В. Г. Игнатова, ссылающегося на нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Так, например, в круг физических лиц, которые в соответствии со статьей 3.11 КоАП РФ могут быть подвергнуты дисквалификации в виде лишения права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вполне вписываются и те гражданские служащие, которые в установленном законом порядке делегируются государственными органами в состав управленческих структур (коллегий представителей государства) соответствующих юридических лиц, пакетами акций или определенными долями в уставном капитале которых владеет государство, прямо заинтересованное в эффективности управления ими. Заметим, что КоАП РФ устанавливает возможные сроки дисквалификации, назначаемые судьей, от шести месяцев до трех лет.

Что касается административного штрафа, то это денежное взыскание не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пяти минимальных размеров оплаты труда для физических лиц, а для должностных лиц — пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (пункт 3 статьи 3.5 КоАП РФ).

Кстати, статья 2.4 КоАП РФ дает четкое обоснование административной ответственности должностных лиц, к которой они привлекаются в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к этой статье поясняется, что под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах (это прямо относится к государственным служащим — должностным лицам).

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители, состоящие на государственной гражданской службе, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Таким образом, Кодекс об административных правонарушениях регулирует исполнение постановлений о наложении административных взысканий. Его соблюдение является гарантией соблюдения прав гражданских служащих, привлекаемых к административной ответственности.

Глава 4. Гражданско-правовая, материальная ответственность

Гражданско-правовая (цивилистическая) ответственность государственного служащего выражается в том, что он обязан возместить вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей. Государственная гражданская служба. Учебник / Под ред. проф. В.Г. Игнатова. — М., 2005. — С. 406

Причем гражданский служащий обязан возместить причиненный его действиями (бездействием) имущественный вред и после прекращения им государственной службы в установленном законом порядке.

Проблемы юридической ответственности традиционно актуальны, дискуссионны и практически значимы на всем протяжении развития теории государства и права. В современных условиях развития в России гражданского общества и правового государства, осуществления полномасштабных экономических и административных реформ, неотъемлемой частью которых является реформирование института государственной службы, исследования проблем юридической ответственности в целом и проблем юридической ответственности государственных и муниципальных служащих в частности приобретают большое практическое и теоретическое значение. Основным актом, регулирующим данную сферу, является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который дает ссылки к иным законодательным актам, таким, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях», Уголовный кодекс Российской Федерации и др.

Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения, то есть такие действия (бездействие), которые законодательством признаны запрещенными и опасными. Законодательство, которое регулирует государственную гражданскую службу, не дает ясного определения термина «ответственность государственного гражданского служащего», также нет и четкого определения видов этой ответственности[1].

Юридическая ответственность государственного гражданского служащего – это предусмотренная нормами права юридическая обязанность государственного гражданского служащего надлежащим образом соблюдать и исполнять возложенные на него должностные обязанности, а в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения – юридическая обязанность, возникающая из факта совершения должностного правонарушения, претерпеть на основании осуждения неблагоприятные последствия, выражающиеся в ограничениях личного, организационного, имущественного или иного характера.

Юридическая ответственность является элементом прохождения государственной гражданской службы или динамического административно-правового статуса государственных гражданских служащих. Поступление на государственную гражданскую службу, как и на любую другую государственную службу, представляет собой добровольное ограничение части прав взамен на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные законом для государственных гражданских служащих.

Элементом правового статуса субъектов права, в том числе и государственных гражданских служащих, яв­ляется юридическая ответственность как целостное правовое явление. Свя­зующим звеном между статутной ответственностью и реальной юридической ответственностью выступают юридические факты. Например, совершение ли­цом правонарушения существенно изменяет правовое положение субъекта права, его совершившего. Осуждение государственного гражданского служа­щего к наказанию за совершенное преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, исключает возможность исполнения им обязанностей по должности государственной гражданской службы (подп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Правовой статус государственного гражданского служащего предполагает не только наделение гражданина специальными правомочиями для выполне­ния государственно-властных функций, но и повышенную ответственность за исполнение возложенных на него должностных обязанностей.

Ответственность государственных гражданских служащих характеризуется принципом пропорционального возрастания и убывания. Пропорции скла­дываются по объему возложенных обязанностей, количеству подчиненных и уровню подчиненности и т.д. Например, нарушение гражданским служащим положений Конституции РФ и норм иных отраслей права может повлечь на­ступление административной, уголовной, гражданско-правовой, дисципли­нарной и материальной ответственности. Определяющим критерием будет выступать характер и степень общественной опасности правонарушения. Та­ким образом, правовой статус гражданского служащего выступает определен­ным состоянием, изменяющим его, и предопределяет порядок привлечения служащего к конкретному виду юридической ответственности.

Реализация мер юридической ответственности способна исключить субъекта из правоотношения. Так, применение мер уголовной ответственности выводит гражданского служащего из служебных правоотношений, тем самым изменяя правовой статус должностного лица на правовой статус обыкновенного гражданина.

От форм и мер юридической ответственности необходимо отличать отставку государственного служащего, если его правовое положение становится несовместимым с установленным законом статусом государственного граж­данского служащего (например, утрата гражданства РФ, осуществление ком­мерческой деятельности, несовместимой с его статусом)[2].

Элементом правового статуса государственных служащих являются также ограничения по государственной службе. Они должны устанавливаться нор­мативными актами, в том числе и локальными, о статусе соответствующего вида государственных служащих. Так, ограничения, связанные с гражданской службой, перечислены в ст. 16 Федерально��о закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Важное значение в процессе законодательного формирования правового статуса государственных гражданских служащих играют и принципы государственной службы.

Принципы государственной службы как элемент правового статуса гражданских служащих относятся к системообразующим факторам, раскрывая в концентрированном виде правовую и социальную природу, основные цели и задачи института государственной службы. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей как основополагающая идея организации и функционирования государ­ственной службы был закреплен Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (п. 10 ст. 5), который в настоящее время утратил силу. Несмотря на то, что действующий в настоящее время Закон о гражданской службе не называет среди принципов гражданской службы принцип ответственности, невоору­женным глазом видно его составляющие в каждом законодательно закреп­ленном принципе государственной службы (ст. 4). Отсутствие законода­тельно закрепленного (в отдельной статье) принципа ответственности госу­дарственных служащих является существенным недостатком названного За­кона.

Исходным началом формирования процесса ответственности любого субъекта управления, в том числе и государственного служащего, выступает точное и полное определение его правового статуса через формулирование его прав и обязанностей. Тем более, что в современных условиях при усилении регули­рующей функции публичного права появляется насущная потребность в оп­ределении четких правил поведения для всех государственных гражданских служащих. Не менее важным при этом представляется и правовое разграничение функций управления и ответственности между всеми управляющими субъектами: органами государственной власти РФ и ее индивидуальными субъектами, а также органами местного самоуправления.

Правовая природа юридической ответственности государственных служащих в той или иной сфере государственного управления специфична. Специфика заключается, прежде всего, в том, что ее субъектом выступает государственный служащий, являющийся в то же время и должно­стным лицом. Отличительной чертой юридической ответственности государ­ственных служащих выступает презумпция знания ими закона. Так, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (подп. 1 п. 1 ст. 15) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывает государственного служащего соблюдать Консти­туцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, феде­ральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение.

Ответственность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления — это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

Федеральное законодательство выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления:

  • перед населением;
  • перед государством;
  • перед физическими и юридическими лицами.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Конституционная ответственность

Органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления несут конституционную ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий. Можно выделить следующие основные случаи привлечения их к конституционной ответственности:

  • при утрате доверия;
  • при издании незаконных правовых актов;
  • при неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.

Понятие и признаки юридической ответственности

Вся история человечества свидетельствует о том, что ответственность -это одна из основ организации жизни людей, т.к. совместное проживание и коллективная деятельность обязывает их ограничивать свои поступки осознанием свободы других людей, а значит и устанавливать для себя рамки возможного и должного поведения. Диалектическая взаимосвязь свободы и ответственности фактически является показателем действия объективных и субъективных факторов человеческого поведения.

Эффективное существование государства на любом этапе его развития представляется возможным только в условиях введения установленных им правовых требований в ранг общеобязательных, всеобщих и принудительного обеспечения их соблюдения субъектами общественных отношений. Следовательно, «требование соблюдать условия, обеспечивающие функционирование всего общества через должное поведение каждого индивида, является объективной предпосылкой возникновения феномена, который определяется термином «ответственность» .

При этом, несмотря на то, что общество изначально для сохранения своей жизнеспособности породило ответственность как вид социальной связи субъектов, до настоящего времени единства мнений в понимании ее сущности ни среди обывателей, ни среди профессиональных исследователей нет. Причиной этому можно назвать то, что возникновение и существование института ответственности — объективный процесс, не зависящий от сознания и воли субъектов общественных отношений, а понимание его социального и правового назначения, роли и сущности, создание должного правового обеспечения носит, несомненно, субъективный характер и определяется совокупностью различных факторов: социальных, экономических, правовых, теоретико-методологических, нравственных и др.

В условиях формирования в Российской Федерации правового государства изучение проблем юридической ответственности актуализируется, т.к. от правильного понимания сущности, правового и социального назначения юридической ответственности, от эффективности ее реализации во многом зависит результативность любых реформ, проводимых в государстве. «Проблема ответственности приобрела сегодня такую исключительную значимость в силу критического состояния современного мира. В связи с этим возникает необходимость формирования индивидуального и массового (классового, общедемократического) субъекта ответственных действий. Хорошо известно, что даже при наличии объективных условий решает дело фактор субъективный, а это значит, что объективные отношения ответственной зависимости требуют сегодня воспитания сознания и чувства ответственности у тех социальных сил, на которые историей наложена ответственность за реализацию назревших задач» . Таким образом, потребности практики предопределяют потребности в дальнейших научных изысканиях в этой сфере.

Читайте также:  Как оформить новый полис

Логика теоретико-правового исследования подсказывает, что, в первую очередь, внимание исследователя юридической ответственности должно быть обращено к философскому анализу этого правового явления3. Однако, учитывая факт накопления наукой значительного материала в указанной области4 и узость рамок настоящего исследования, отметим лишь то, что обращение теории права к философии позволяет воссоздать целостную картину о столь сложном, многоаспектном правовом явлении, как юридическая ответственность.

Подсказать верное направление поиска сущности юридической ответственности, несмотря на критику пути семантических изысканий в праве5, способен этимологический анализ термина «ответственность». Поэтому краткий обзор позиций исследователей о значении и происхождении термина «ответственность» будет целесообразен в данной работе.

По мнению А.П. Чермениной, в теоретическом плане понятие «ответственность» ввел Дж. Ст. Милль в работе «О свободе» (1861 г.)6. В научной литературе встречается и другая позиция, связывающая появление обозначенного термина с именем Людвига Фейербаха, который в работе «О спиритуализме и материализме» (1863-1866 гг.) поставил вопрос о соотношении необходимости, свободы и ответственности. Большинство исследователей считает, что в разряд общеупотребительных термин «ответственность» попал лишь в конце XIX века.

Как правило, в научных работах не оспаривается, что этимологически слово «ответственность» связано со словами «ответ», «ответчик» и «появилось в русской речи в результате нормальной для многих лексем «литературизации» выражения «дать ответ»7.

Например, К. Муздыбаев, давая обстоятельный разбор этимологии слова «ответственность»8, считает, что «значение слова «ответственность» в русском, английском, немецком, французском языках совпадает. Во всех этих языках ответственность связана с исполнением обязанности, долга, с необходимостью отчитываться за это»9. Толковый словарь русского языка содержит несколько определений ответственности: «1) необходимость, обязанность от- давать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках; 2) наличие прав и обязанностей в осуществлении какой-либо деятельности; 3) чувство долга, ревнивое отношение к исполнению своих обязанностей; 4) существенная важность, серьезность».

Ответственность государственных служащих: понятие, виды, основания

Как и все граждане, государственные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время государственные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с государственной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Под юридической ответственностью государственных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственным служащим правонарушения. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих обязанностей.

К особенностям регламентации ответственности государственных служащих относятся: в ряде случаев

-специфические санкции, применяемые только в отношении государственных служащих.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности:

уголовная – за совершение должностных преступлений;

административная – за совершениеадминистративных проступков;

дисциплинарная – за нарушение служебной дисциплины;

материальная – за причинение материального ущерба (ограниченная или полная).

Уголовная ответственность государственных служащих.Как граждане РФ государственные служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. В тоже время государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. При этом речь идет и о деяниях, которые могут совершать и недолжностные лица. Однако должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию. Это могут быть, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

Военнослужащие хотя и ограничены в правоспособности, но ответственность они несут в полном объеме исходя из существа принятых на себя обязательств. В неслужебное время ответственность по принятым на себя обязательствам возникает на общих основаниях. возникает на общих основаниях.

Гражданско-правовая ответственность — один из видов юридической. ответственности, которому свойственны все признаки, характеризующие юридическую ответственность.

В зависимости от кон-кретных обстоятельств ответственность по гражданскому праву может быть различной. Это зависит от характера правонарушения, субъектного состава гражданского правоотношения и ряда других обстоятельств.

Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных гражданским законодательством обязательств, за ущерб, причиненный государству, юридическим лицам, гражданам, и в других случаях, предусмотренных законодательством. (ст.28 ФЗ «О статусе военнослужащих» ) с изм., внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ (ред. 10.11.2004), Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П)

Существуют понятия «вред», «ущерб», «убыток». Вред и ущерб рассматриваются в качестве синонимов. Убыток является денежным выражением вреда или ущерба.

В соответствии с различным правовым положением субъектов на момент возникновения вреда и соответственно различным правовым основаниям возникновения обязательства по возмещению вреда гражданское законодательство и судебная практика различают вред «договорный» и «внедоговорный».

«Договорный» вред может быть причинен в результате неисполнения обязательства, возникшего из договора, закона или административного акта. Поскольку до возникновения вреда стороны уже состояли в определенных гражданского-правовых отношениях, ответственность за вред, причиненный нарушением этих отношений, определяется в соответствии с условиями договора или по правилам того закона, который регулирует данное правоотношение.

Под «внедоговорным» вредом понимается вред, причиненный в результате нарушения блага, по поводу которого стороны не состояли ранее в обязательственных отношениях.

«Внедоговорный» вред возникает непосредственно из правонарушений (деликта). Сам факт причинения вреда (в совокупности с другими указанными в законе условиями) порождает между сторонами (потерпевшим и причинителем вреда) правоотношение ( обязательство по возмещению вреда), регулируемое специальными нормами права. Так при при причинении вреда физическим или юридическим лица несет ответственность если не докажет, что вред причинен вследствие исполнения приказа командира.

Таким образом, если «договорный» вред является следствием неисполнения ранее существовавшего обязательства, то «внедоговорный» — причиной возникновения ранее несуществовавшего обязательства, называемого обязательством, возникающим вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения» (глава 19 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик).

Вред может носить имущественный или неимущественный характер.

Виды юридической ответственности гос. служащих

Административная ответственность госслужащих выражается в применении к ним государственными органами, должностными лицами и представителями административной власти административного взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил.

Ответственность должностных лиц наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за правонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущения могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.

Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).

Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей

Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего. Она возникает в результате виновного противоправного деяния госслужащего и установления причинной связи между противоправным поведением и причиненным материальным ущербом. Обязанность госслужащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине госслужащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные госслужащим неправомерные действия или бездействие.

Среди субъектов гражданского права, привлекаемых к гражданско-правовой ответственности, ГК РФ выделяет Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 126 ГК РФ).

Гражданско-правовая ответственность государства, муниципального образования — установленная законом мера воздействия имущественного характера, опосредованная правом, направленная на восстановление нарушенных прав лица, применяемая в отношении государства, муниципального образования в силу прямого указания на это в законе, с целью предотвращения совершения новых правонарушений, обеспечения стабильности гражданского оборота.

Правовая (юридическая) ответственность государственного гражданского служащего.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.

Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.

Уголовная ответственность.Уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).

Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

Читайте также:  О распоряжении имуществом несовершеннолетних

Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего.

Применительно к уголовной ответственности, как и к административной, необходимо выделить преступления, которые может совершить специальный субъект. Преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.

Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:

1). злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

2). превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3). незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) — если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;

4). получение взятки (ст.290 УК РФ) — получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;

5). дача взятки (ст.291 УК РФ) — дача взятки должностному лицу лично или через посредника;

6). халатность (ст.293 УК РФ) — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

7). контрабанда (ст.188 УК РФ) — перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Нередко нарушение должностных обязанностей одновременно признается и административным, и дисциплинарным проступком, т.е. их составы дублируются, например, в отношении военнослужащих.

От вида и тяжести административного проступка зависят форма и объем санкций, однако во всех случаях вина признается необходимым элементом административного проступка должностного лица. Нет вины — нет и административного проступка. Нередко должностное лицо либо предвидит наступление вредных последствий своих действий (бездействий), но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожная вина также признается элементом состава административного правонарушения. Когда должностное лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), оно освобождается от административной ответственности. [1]

Административная ответственность госслужащих выражается в применении к ним государственными органами, должностными лицами и представителями административной власти административного взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил.

Ответственность должностных лиц наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за правонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущения могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.

Особенно выделен вопрос об административной ответственности военнослужащих и государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти категории госслужащих несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима государственной границы РФ; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ; правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил, а также за контрабанду данные категории госслужащих несут административную ответственность на общих основаниях. Госслужащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях.

Ответственность за совершение коррупционных правонарушений

Гражданско-правовая ответственность как санкции за совершенное правонарушение. Для нормального развития гражданского оборота характерно, что его участники надлежащим образом исполняют обязательства. В тех же случаях, когда обязательство не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, говорят о нарушении обязательств. Нарушение обязательств наносит вред не только кредитору, но и зачастую всему гражданскому обществу в целом, так как нарушение в одном звене, как цепная реакция, приводит к перебоям в работе всего механизма товарно-денежных отношений в обществе. В целях предотвращения подобных правонарушений и устранения их последствий и устанавливается гражданско-правовая ответственность за нарушение обязательств в виде санкции за совершенное правонарушение.

Однако далеко не всякая санкция, предусмотренная законодательством на случай нарушения обязательства, является гражданско-правовой ответственностью. Так, ст. 398 ГК устанавливает последствия неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь, которые наступают в виде принудительного изъятия вещи у должника и передачи ее кредитору. Такую санкцию нельзя рассматривать как гражданско-правовую ответственность, поскольку она предусматривает принудительное осуществление тех действий, которые должник и так обязан был совершить в силу лежащей на нем обязанности.

Под гражданско-правовой ответственностью следует понимать лишь такие санкции, которые связаны с дополнительными обременениями для правонарушителя, т. е. являются для него определенным наказанием за совершенное правонарушение. Эти обременения могут быть в виде возложения на правонарушителя дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему субъективного гражданского права. Так, в приведенном примере о гражданско-правовой ответственности можно говорить только тогда, когда должник за несвоевременную передачу индивидуально-определенной вещи будет обязан возместить кредитору понесенные им убытки, что исключалось бы в случае надлежащего исполнения им обязательства. В случае исполнения сторонами сделки, совершенной под влиянием обмана, сторона, прибегнувшая к обману, лишается права на переданное ею по сделке имущество, которое обращается в доход Российской Федерации (ст. 179 ГК). Эти отрицательные последствия не наступили бы, если бы сделка была совершена без нарушения гражданского законодательства. Подобного рода санкции, связанные с дополнительными обременениями для правонарушителя, оказывают стимулирующее воздействие на участников гражданского оборота и способствуют предотвращению правонарушений, на что и должна быть направлена любая юридическая ответственность.

Таким образом, под гражданско-правовой ответственностью следует понимать санкцию, применяемую к правонарушителю в виде возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему гражданского права.

Дискуссия о понятии гражданско-правовой ответственности. Вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности является спорным в юридической науке. Некоторые авторы выделяют так называемую позитивную ответственность, под которой понимается неуклонное, строгое, предельно инициативное осуществление всех обязанностей. Применительно к ответственности в сфере обязательств такая ответственность фактически совпадает с надлежащим исполнением обязательств. Между тем надлежащее исполнение обязательств и гражданско-правовая ответственность подчиняются различным правилам и в силу этого не могут воплощаться в одних и тех же действиях должника. Пока имеет место надлежащее исполнение обязательств, нет места для ответственности. И наоборот, наступление ответственности исключает надлежащее исполнение обязательств.

Неудачным представляется определение гражданско-правовой ответственности как регулируемой обязанности дать отчет в своих действиях. Обязанность дать отчет в своих действиях может иметь место и тогда, когда нет правонарушения. Кроме того, закрепленные в нормативных актах меры гражданско-правовой ответственности вовсе не сводятся к отчетам о своих действиях, а воплощают в себе вполне реальные и конкретные отрицательные последствия для правонарушителя в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, потери задатка и т. п., о которых впоследствии пишет и сам автор рассматриваемой точки зрения.

Формы гражданско-правовой ответственности. Под формой гражданско-правовой ответственности понимается форма выражения тех дополнительных обременений, которые возлагаются на правонарушителя. Гражданское законодательство предусматривает различные формы ответственности. Ответственность может наступать в форме возмещения убытков (ст. 15 ГК), уплаты неустойки (ст. 330 ГК), потери задатка (ст. 381 ГК) и т. д. Среди этих форм гражданско-правовой ответственности особое место занимает возмещение убытков. Обусловлено это тем, что наиболее существенным и распространенным последствием нарушения гражданских прав являются убытки. Ввиду этого данная форма ответственности имеет общее значение и применяется во всех случаях нарушения гражданских прав, если законом или договором не предусмотрено иное (ст. 15 ГК), тогда как другие формы гражданско-правовой ответственности применяются лишь в случаях, прямо предусмопренных законом или договором для конкретного правонарушения.

Так, если арендатор допустил ухудшение арендованного имущества, то арендодатель вправе потребо��ать от него возмещения причиненных ему убытков, даже если в правилах об аренде и в договоре аренды ничего на этот счет не сказано. Потребовать же уплаты неустойки за допущенное ухудшение арендованного имущества арендодатель вправе лишь тогда, когда уплата такой неустойки предусмотрена заключенным им с арендатором договором.

Поскольку возмещение убытков можно применять во всех случаях нарушения гражданских прав, за некоторыми исключениями, предусмотренными законом или договором, эту форму гражданско-правовой ответственности называют общей мерой гражданско-правовой ответственности. Другие же формы гражданско-правовой ответственности именуются специальными мерами гражданско-правовой ответственности, так как они применяются лишь в случаях, специально предусмотренных законом или договором для соответствующего вида гражданского правонарушения. Поскольку эти специальные меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в различных структурных подразделениях гражданского законодательства, знакомство с ними осуществляется при изучении соответствующих частей гражданского законодательства.

Как общая мера гражданско-правовой ответственности, возмещение убытков применяется при любых нарушениях обязательств. В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Поэтому данная форма гражданско-правовой ответственности заслуживает самого пристального внимания. Возмещение убытков наряду с общими признаками, присущими всем формам гражданско-правовой ответственности, характеризуется и определенными особенностями, свойственными данной форме ответственности. Для возмещения убытков характерно то, что правонарушитель уплачивает деньги или предоставляет какое-то иное имущество потерпевшему. В силу этого, возмещение убытков всегда носит имущественный характер и тем самым отличается от ответственности в сфере личных неимущественных правоотношений, которая может носить и неимущественный характер.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *