Депутаты приняли в первом чтении проекты новых КоАП и ПИКоАП
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Депутаты приняли в первом чтении проекты новых КоАП и ПИКоАП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ипатов приводит пример работы нового кодекса: «Водитель во время движения использует мобильный телефон. Его остановит сотрудник ГАИ и установит, что данное лицо ранее не совершало такого правонарушения. Поскольку данное правонарушение отнесено к категории проступков, в этом случае будет проведена профилактическая беседа и вынесено предупреждение. Если в течение года водитель вновь совершит аналогичное правонарушение, то к нему уже будет применено взыскание в виде штрафа. Если нарушитель признает вину на месте, то применяется ускоренный административный процесс и штраф составит не более 0,5 базовой величины. В случае несогласия нарушителя на ускоренную процедуру процесс ведется по общим правилам, а штраф может достигать 2 базовых величин».
Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
развернуть
1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, –
влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, –
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.
3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
4. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.
5. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –
влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
6. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –
влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.
свернуть
Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
развернуть
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, — влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.
свернуть
Статья 10.2. Оскорбление
развернуть
- Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, – влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.
- Оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин.
Камеры: скорость и новые возможности
Намерены составлять «письма счастья» не только за скорость и парковку, но и за другие «правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта». Отвечать будет владелец ТС (если не установлено, что за рулем был другой человек).
Еще хотят ввести отдельную статью за превышение скорости от 30 до 40 км/ч (штраф от 5 до 10 базовых) и за превышение 40 и более км/ч (штраф от 10 до 15 б. в.). Отдельную градацию превышений и наказаний для «писем счастья» собираются отменить. Превышение скорости смогут устанавливать на основе камер средней скорости движения ТС на определенном участке. Понятие повторности в течение года при фиксации скорости камерами применять не будут.
Человек привлекается к ответственности только один раз при неоднократной в течение одних суток фиксации управления им ТС, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в движении, а также движения на авто без обязательной страховки.
Статья 18.1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций
1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом
Административная ответственность за нарушение | ||
192–1600 руб. | от 6 до 50 б.в. |
Статья 18.8. Нарушение правил пользования транспортным средством
1. Выбрасывание мусора или иных предметов из транспортного средства
Административная ответственность за нарушение | ||
32–64 руб. | от 1 до 2 б.в. |
2. Открытие дверей транспортного средства во время движения
Административная ответственность за нарушение | ||
64–320 руб. | от 2 до 10 б.в. |
Статья 18.13. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения
1. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.10 настоящего Кодекса
Административная ответственность за нарушение | ||
32–160 руб. | от 1 до 5 б.в. |
Ипатов приводит пример работы нового кодекса: «Водитель во время движения использует мобильный телефон. Его остановит сотрудник ГАИ и установит, что данное лицо ранее не совершало такого правонарушения. Поскольку данное правонарушение отнесено к категории проступков, в этом случае будет проведена профилактическая беседа и вынесено предупреждение. Если в течение года водитель вновь совершит аналогичное правонарушение, то к нему уже будет применено взыскание в виде штрафа. Если нарушитель признает вину на месте, то применяется ускоренный административный процесс и штраф составит не более 0,5 базовой величины. В случае несогласия нарушителя на ускоренную процедуру процесс ведется по общим правилам, а штраф может достигать 2 базовых величин».
Штрафы станут меньше
Всего их размеры будут снижены более чем по 200 статьям КоАП. Вместо этого станут больше принимать предупредительных и профилактических мер. Максимальные штрафы уменьшат. Нужно согласовать такой вид ответственности, применяемый и за административные правонарушения, и за уголовные преступления. Например, сейчас в КоАП самый крупный штраф составляет 50 базовых величин. Размер снизят до 30. В то же время минимальный размер штрафа за уголовное преступление — 30 базовых. То есть самое суровое денежное взыскание по КоАП на данный момент выше, чем минимальное, установленное УК. «Административные правонарушения априори наиболее безобидные и обладают меньшей общественной опасностью в сравнении с преступлениями. Вполне очевидно, что размер административного штрафа не должен превышать общий минимальный размер уголовного», — комментирует Владимир Анатольевич.
Одновременно с упомянутыми послаблениями сохранены нормы об ответственности за серьезные нарушения.
Станут больше денежные взыскания в новом КоАП только за незаконные действия в финансовой сфере, в области предпринимательской деятельности и безопасности движения, а также за некоторые другие значимые правонарушения.
Отдельное внимание — изменениям, которые касаются ответственности несовершеннолетних. Для них, по предложению Генпрокуратуры, оптимизированы и серьезно смягчены меры административного наказания. Так, снизят с 50 до 2 базовых величин максимальный размер штрафа, который может быть наложен на подростка, имеющего собственный доход. А если у него отсутствует заработок, стипендия или что-то другое, то к нему применяется «воспитательное воздействие». Кроме этого, ребята в возрасте от 14 до 16 лет будут подлежать административной ответственности только за умышленное причинение телесного повреждения, оскорбление, мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, жестокое обращение с животными, мелкое хулиганство. То есть за правонарушения, общественная опасность которых для подростка очевидна. Сегодня же несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет привлекаются даже за нарушения правил пользования транспортом и разведение костров в запрещенных местах.
Новые поправки в КоАП РФ
В 2022 году было принято множество изменений в КоАП РФ. С 1 сентября вступает в силу уже двадцатая новая редакция Кодекса, если считать с начала этого года! Естественно, в таком изобилии найдутся нововведения, интересные всем.
Читая статью, помните, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за правонарушение либо иным образом улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу, то есть распространяется и на того, кто совершил административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении кого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Напротив, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).
Законное распоряжение или требование
Ну с этим всё совсем плохо… Даже как-то не хочется начинать.
Мы все понимаем, что для правоотношений должно быть два субъекта. У одного право, у другого обязанность. Соответственно у граждан есть право требовать у ОВД провести такую дактилоскопическую регистрацию. Но обязанность проводить регистрацию одним субъектом никак не может истолковываться будто даёт тому же субъекту право. Это право может быть описано отдельно в рамках иной цепочки правоотношений.
Для наглядности пример из медицины: Врач (лаборант) обязан сделать анализ кала (при наличии направления). Разумеется эта обязанность не порождает права выдавливать из пациента кал, или требовать у пациента выдавить его самостоятельно…
Закон об ОВД. Статья 22. Обязанности органов внутренних дел … проводить обязательную и добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию;
А где тут у сотрудника ОВД право требовать? Прав нет, только обязанность.
Статья 24 закона об ОВД (описывает права). Права не дала.
Закон об ОДР. Права не дал, только вменил обязанность проводить.
Указ 565. Права не дал.
Может есть задачи и права контролировать исполнение Закона об ОДР? Так же не наблюдается. А если бы и наблюдались? (насторожились?)
Вернёмся к официальному Комментарию к Кодексу. В ответ на требование должна возникать обязанность лица совершить определенные действия. Т.е. требовать нужно определённые конкретные действия, а не вообще: Требую соблюдать ЗАКОН! И Бац: Вам 23.4 за то, что вы не соблюдаете закон.
Внимание вопрос: Какие определённые действия обязан совершить гражданин по требованию сотрудника ОВД?
Где, чем, как эти действия определены? Речь сейчас не идёт об обязанности исполнения. Хотя бы покажите?!
Не существует сегодня никакого НПА с описанием действий (процедуры).
О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
21 июля 2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
30 июня 2022 г. № 3
О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
Обсудив результаты обобщения судебной практики применения норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), в целях правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обратить внимание судов, что правильное применение норм Общей части КоАП является важным средством обеспечения защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц, интересов общества и государства, прав и законных интересов юридических лиц, а также предупреждения административных правонарушений.
Необходимо иметь в виду, что привлечение к административной ответственности физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица (далее, если не предусмотрено иное, – лицо) должно основываться на принципах законности, справедливости, гуманизма, равенства перед законом, а также виновной ответственности физических лиц (часть 3 статьи 1.2 КоАП). Административное взыскание может налагаться при отсутствии достаточных оснований для применения профилактических мер воздействия и должно быть соразмерным характеру и степени общественной вредности административного правонарушения, соответствовать целям административной ответственности.
2. Судам строго соблюдать положения статьи 1.9 КоАП о действии во времени акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, смягчающего или отменяющего административную ответственность либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение. При этом иметь в виду, что такой акт законодательства распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания или применении профилактических мер воздействия не исполнено (полностью или частично).
Противоправность деяния может устраняться не только внесением изменений в КоАП, но и в результате изменения или отмены иных нормативных правовых актов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
К улучшающим положение лица, совершившего административное правонарушение, могут относиться содержащиеся во вновь принятом акте законодательства предписания, которые предусматривают, например, смягчение оснований и условий освобождения от административной ответственности, сокращение сроков наложения административного взыскания и т.п.
3. Разъяснить судам, что административная ответственность за попытку совершения административного правонарушения наступает, когда лицо приступило к выполнению объективной стороны правонарушения, но не довело свои действия до конца по независящим от него обстоятельствам и только в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью КоАП.
В описательной части постановления по делу об административном правонарушении надлежит указывать обстоятельства, вследствие которых административное правонарушение не было доведено до конца. При этом ссылка на пункт 11 части 1 статьи 1.10, часть 3 статьи 2.1 КоАП в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении не требуется.
4. Судам иметь в виду, что правильное отнесение административного правонарушения к одной из категорий, предусмотренных статьей 2.2 КоАП, имеет важное значение для определения наличия оснований для освобождения от административной ответственности, соблюдения принципов КоАП при наложении административных взысканий, решения иных вопросов, связанных с административной ответственностью.
Если в санкции предусмотрено административное взыскание только в виде штрафа, исчисляемого в базовых величинах, то отнесение административных правонарушений к административному проступку или значительному административному правонарушению зависит от указанных в санкции размеров штрафа (части 2 и 3 статьи 2.2 КоАП).
В случае, когда в санкции наряду со штрафом, в том числе исчисляемом в процентном или кратном размере, предусмотрены иные виды административных взысканий, для целей отнесения административного правонарушения к значительному или грубому следует исходить из наиболее строгого административного взыскания, указанного в санкции.
Следует учитывать, что к грубым административным правонарушениям в соответствии с частью 4 статьи 2.2 КоАП отнесены и административные правонарушения, повторное совершение которых (независимо от вида предусмотренных за их совершение административных взысканий) влечет уголовную ответственность.
5. При рассмотрении дела о совершении лицом нескольких административных правонарушений судам в строгом соответствии со статьей 2.4 КоАП необходимо устанавливать, имеет ли место повторность административных правонарушений либо их совокупно��ть.
Обратить внимание судов, что повторность административных правонарушений имеет место лишь в случаях, когда лицом совершено два или более административных правонарушения, предусмотренные одной и той же статьей Особенной части КоАП либо одной и той же частью, когда статья состоит из нескольких частей (часть 1 статьи 2.4 КоАП).
Определяя наличие либо отсутствие повторности административных правонарушений, в том числе в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность (пункт 2 части 1 статьи 7.3 КоАП), следует исходить из требований части 2 статьи 2.4 КоАП.
При решении вопроса об ответственности лица за административное правонарушение по предусмотренному статьями Особенной части КоАП квалифицирующему признаку его совершения повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение необходимо иметь в виду, что истечение ко времени совершения данного правонарушения сроков, установленных статьями 4.9, 9.6 КоАП, не имеет правового значения.
6. Судам иметь в виду, что необходимым условием наличия совокупности административных правонарушений является совершение двух или более правонарушений, предусмотренных как различными статьями, так и различными частями одной статьи Особенной части КоАП, когда ни за одно из них лицо не было привлечено к административной ответственности (часть 3 статьи 2.4 КоАП).
Если административная ответственность предусмотрена как общей, так и специальной нормой, совокупность правонарушений отсутствует и ответственность наступает по специальной норме (часть 4 статьи 2.4 КоАП).
7. Обратить внимание судов, что длящееся административное правонарушение выражается в действии или бездействии, связанных с непрерывным в течение определенного периода времени невыполнением обязанностей, возложенных на лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания (статья 2.5 КоАП).
Налог на профессиональный доход
Согласно изменениям в Налоговом кодексе, физические лица, которые с 2023 года не вправе уплачивать единый налог, могут перейти на уплату налога на профессиональный доход.
Для этого нужно уведомить налоговый орган по месту постановки на учет о своем решении и скачать бесплатное приложение «Налог на профессиональный доход» (НПД). Но нужно учитывать, что перечень видов деятельности, облагаемых налогом на профессиональный доход, пока еще не определен.
Ставки налога на профессиональный доход планируют установить в следующих размерах:
- 10 % – в отношении дохода, полученного плательщиками от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- 20 % – в отношении профессионального дохода, превысившего в пределах календарного года 60 000 белорусских рублей, и средств, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей, которые состоят на учете в налоговых органах Беларуси.