Обязана ли управляющая компания вывозить строительный мусор
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязана ли управляющая компания вывозить строительный мусор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно новой редакции Федерального закона № 458-ФЗ все лица осуществлявшие сбор и утилизацию отходов обязаны получить лицензию на осуществление своей деятельности. С июля 2020 года проводить сбор и вывоз отходов запрещается.
Как поступить владельцу квартиры?
Кроме того согласно СанПиН 42-128-4690-88 отходы после ремонта и строительства вывозятся транспортом только на определённые предоставленные для этого участки. Неутилизируемые отходы предприятий вывозятся на специальные сооружения для обезвреживания и захоронения. То есть если раньше можно было нанять машину и вывезти на свалку любые отбросы, то теперь это делать запрещено.
С января 2020 года планируется проводить аукционы, на основании которых будут сформированы цены на вывоз отходов (Постановление Правительства № 1280 от 20.10.2017). Также основные правила утилизации отходов прописаны в Федеральном законе № 89-ФЗ.
Всех жильцов многоэтажек и частного сектора обязали подписывать договора на вывоз твёрдых коммунальных отходов. Оказывать такие услуги может только компания, имеющая лицензию.
Правительство обязало соответствующие структуры разработать новые программы по функционированию перерабатывающих отбросов предприятий и ужесточить контроль над несанкционированной утилизацией мусора без получения специального разрешения с определением места доставки.
В первую очередь, что необходимо сделать владельцу квартиры, – обратиться в свою Управляющую компанию и узнать, не заключила ли она договор с компанией, специализирующейся на вывозе строительных остатков, и имеющую соответствующий транспорт для погрузки, контейнеры для хранения и складирования остатков, пакет разрешительных документов.
Если договор существует, то вам могут к назначенному часу установить контейнер или подогнать спецавтотранспорт. В этом случае за небольшую оплату компания выполнит весь перечень работ, которые будут соответствовать требованиям Законодательства.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).
Правила, утверждённые ПП РФ № 1039, конкретизируют указанные нормы № 89-ФЗ и включают два важных раздела:
- каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
- как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.
Постановление содержит несколько разделов:
1.Муниципалитет согласует размещение мест сбора отходов
Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.
Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.
Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.
На основе экспертизы санэпиднадзора орган МСУ выносит решение: согласовать заявку или отказать заявителю по одной из двух причин:
- поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
- указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.
2.Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов
Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.
Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.
В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:
- Местоположение площадки.
Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.
- Технические характеристики.
Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.
- Сведения о собственнике места.
Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.
- Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).
3.Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок
Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.
Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.
4.Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора отходов
ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.
Схема работы УО по вопросам обустройства места для сбора ТКО, согласно ПП РФ № 1039, станет простой и полностью регламентированной:
- УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
- Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
- Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
- В случае отказа УО устраняет на��ушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.
На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступило в силу с 1 января 2021 года.
Куда выбрасывать КГМ?
Крупногабаритный мусор должен выбрасываться в специально предназначенные для этого места и контейнеры объемом от 7 куб. м. Их называют бункерами-накопителями. Обычно собственники помещений и организации, которые производят в больших количествах КГМ, самостоятельно заключают договоры на установку и вывоз
КГМ со специализированными компаниями. Начиная с 2021 года региональным оператором. Хотя нередки случаи, когда управляющие компании, ТСЖ, СНТ (вывоз КГМ не входит в их зону ответственности) по предварительному соглашению с собственниками организуют места для сбора КГМ и устанавливают металлические бункеры. Оплата услуги делится на всех собственников помещений.
Купить металлический бункер-накопитель для мусора от производителя можно в . Металлические контейнеры для КГМ отличаются долговечностью, повышенной прочностью и устойчивостью к воздействию агрессивных сред и температурных колебаний.
Поскольку услуга стала коммунальной, ее расчет производится в соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса. В ней указано: сумма определяется на основании объема потребляемых услуг, определяемого по приборам учета. За неимением таковых за основу берутся нормативы накопления ТКО.
Расчеты проводятся по формуле: годовая стоимость = РТ * НН*n*, где:
- РТ – региональный тариф. То есть сумма, в которую оператор оценивает 1 куб.метр мусора в рублях. Устанавливается по соглашению с администрацией.
- НН – норматив накопления. Это объем мусора за год (измеряется в кубических метрах), который накапливается в результате жизнедеятельности одного проживающего в МКД.
- n* – количество жильцов в квартире. Если на жилплощади никто не проживает, учитывается количество прописанных граждан.
Виды строительного мусора
Обычно все рядовые граждане в процессе утилизации строительных отходов спешат использовать установленные на спецплощадках контейнеры или даже бытовые баки. Естественно, это противоречит действующим правилам, поскольку последние предназначены для так называемых ТБО (твердых бытовых отходов) и только для них.
Что же касается остатков строительных материалов и прочего хлама, то он имеет свою классификацию, которую настоятельно рекомендуется изучить перед утилизацией.
Так, весь мусор, образующийся в ходе ремонтно-строительных работ принято условно делить на следующие три вида:
- Крупногабаритные отходы. Обычно под эту категорию подпадает мусор, от которого освобождают участок перед началом стройки.
- Стройматериалы и упаковка от него. Данный вид отходов вывозится партиями по мере накопления.
- Остаточный мусор. Все остатки после ремонта и стройки утилизируются уже по окончании работ.
При этом вполне допустимо воспользоваться и общими контейнерами для бытовых отходов, если на повестке дня стоит вопрос утилизации чего-то небольшого. Кусок паркетной доски, рулон обоев, старые щетки и валик, как впрочем и любая другая мелочевка, вполне пригодны для того, чтобы отправиться в любой мусорный бак, установленный в непосредственной близости от вашего дома.
Все, что крупнее и масштабнее, уже должно отправляться на специально отведенные площадки для строительных отходов, откуда их будут забирать компании, занимающиеся сортировкой и утилизацией. Перечень последних необходимо уточнять в каждом городе, особенно если доводится жить в небольшом населенном пункте.
ТБО из придомовых участков вывозятся по графику на заводы, перерабатывающие мусор, или полигоны, предназначенные для сбора отходов. Вывозят ТБО специализированным транспортом.
Строительные отходы отправляют на оборудованные полигоны. Мусор, который нельзя утилизировать, вывозится на специальные хранилища, где обеззараживается и подлежит захоронению (путем заглубления в грунт).
Общие требования:
- главные объекты — многоквартирные дома и частный сектор, места для культурного отдыха, территории заводов, предприятий, организаций, парки, скверы;
- обязательные объекты — организации здравоохранения (больницы, стационары, санатории) и пляжи;
- места должны быть специально оборудованы, баки водонепроницаемые с крышкой;
- число контейнеров на участках рассчитывается с учетом количества жильцов и объема мусора, собранного за определенное время.
Твердые отходы, что относится к ТКО
Чем выше плотность населения – тем больше мусора нужно вывозить и утилизировать. До 2014 года в России учитывались так называемые «твёрдые бытовые отходы». С 1 января 2019 года, «мусорная реформа» не только ввела ряд изменений касающихся тарифов на вывоз мусора и услуг операторов по обращению с ТКО, но и определила, что такое твёрдые коммунальные отходы. К ним относится весь хлам от процесса жизнедеятельности частных лиц или организации:
- остатки пищи;
- скошенная трава, растения;
- грязь из колодцев и канализаций;
- мусор с улиц;
- макулатура;
- пластик, стекло, керамика;
- мебель;
- текстильный утиль, обувь;
- электро- и механические бытовые приборы;
- отходы строек;
- химия, лаки, краски.
Всё, что мы выбрасываем за ненадобностью, объединяет понятие – ТКО. Не включается в это понятие лишь мусор промышленных предприятий.
Можно ли сократить количество отходов из «частного жилого сектора»?
К сожалению, нынешнее законодательство совсем не поощряет сокращение отходов. Более того, нормативы для индивидуальных домовладений выше, чем для квартир. Это наследие советской нормативной базы, когда предполагалось, что помимо бытового мусора «частники» также выбрасывают хозяйственный.
Однако личное стремление жителей избавиться от переполненных мусорных площадок — хороший стимул сокращать объем образующихся отходов. Конечно, всегда будут и такие личности, которым будет все-равно, особенно если «мусорка» находится от них достаточно далеко.
В некоторых странах, такие люди могут лишиться своего жилья. За нарушение «правил общежития» через суд можно легко избавиться от «грязнули». Наше законодательство гораздо мягче в этом плане.
Тем не менее, у «частников» есть много возможностей сократить объём вывозимых коммунальных отходов.
Так, например, жильцы индивидуальных домов избавлены от проблемы вывоза пищевых отходов. Кухонные отбросы скармливаются животным подсобного хозяйства. Такие отходы можно компостировать или закапывать, т.к. они не оказывают вреда природе. Ведь пищевые отходы достаточно легко разлагаются и становятся воздухом и землей.
Такая же участь ожидает скошенную траву и осенние листья – это отличное сырье для компоста. Даже срезанные ветки находят себе применение в качестве мульчи после измельчения в садовых дробилках.
Металлолом, как правило, не пропадает. Часто находятся предприимчивые люди, занятые сбором металлолома из «частного сектора». Правда иногда, к сожалению, они собирают металлолом без ведома хозяев.
Несмотря на запрет сжигать мусор в зоне жилой застройки, «частники» считают, что на своем участке они могут делать всё, что им вздумается. Такая философия позволяет повсеместно сжигать «частникам» свой горючий мусор непосредственно на участке, а иногда и за его пределами.
Находятся даже такие домовладельцы, которые считают, что сжигают они не мусор, а ветки и листья, а следовательно, закон не нарушают. На самом деле нарушают, и даже не закон, а Конституцию России (статья 42.)
Сжигание мусора, при всей своей простоте, несет две опасности: отравление воздуха и пожароопасность. Поэтому надо избегать такого способа утилизации мусора.
А как же мусор от дачных объединений? Этот вопрос решается так же, как и в случае с обычной Управляющей компанией, т.е. прямым договором между СНТ и мусоровывозящей компанией.
Правила вывоза строительного мусора
До 2019 года законом о мусоре в частном секторе 2018 не были предусмотрены штрафные санкции за самовольную утилизацию строительного мусора.
Сегодня для грамотного вывоза строительного мусора требуется выполнить определенные условия:
- Предварительно рассортировать отходы. Куски пластика сложить в строительные мешки, бумагу аккуратно связать в рулоны, кирпичи и плитку упаковать в мешки отдельно.
- Обратиться к регоператору за предоставлением услуги. Если мусор планируется вывозить несколько раз, целесообразно заключить с регоператором срочный договор. После оплаты выставленного счета, регоператор предоставит услугу.
Некоторые жители деревни пытаются утилизировать строительный мусор самостоятельно. Но для этого им требуется оплатить выгрузку ТКО на полигон и найти спецтранспорт для вывоза.
Как сократить объемы мусора
К сожалению, нововведения в законодательстве никак не поощряют собственников загородного жилья уменьшать объёмы вывозимого мусора, а также желание сортировать мусор и отвозить его в пункты переработки. Однако в силах любого сознательного гражданина заботиться об экологии места его проживания, в том числе и путем сокращения потенциального объема бытовых отходов. Есть несколько способов уменьшить количество производимого мусора:
Изменения в жилищном законодательстве РФ относительно вывоза и утилизации мусора из частных домов вступили в силу с января этого года, сделав оплату данного вида услуг обязательной для каждого владельца загородного жилья или участка, что далеко не всеми собственниками воспринимается положительно. Тем не менее, в силах каждого следить за качеством их выполнения. При ненадлежащем исполнении назначенной организации своих обязанностей, собственник имеет право на перерасчет или расторжение договора.
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах. », № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Требования к площадкам ТКО и ТБО
Для начала разберёмся в понятиях ТКО и ТБО. После принятых изменений в закон «Об отходах производства и потребления», впервые появилось понятие ТКО – твёрдые коммунальные отходы. Обязанность по хранению и вывозу этого сырья была возложена на коммунальные службы.
Основная часть мусора современных городов, это обычные твёрдые бытовые отходы (ТБО), которые образуются ежедневно: остатки пищи, стекло, пластик, целлюлоза и пр. К коммунальным (ТКО) можно отнести отходы, которые накапливаются в жилых или нежилых помещениях, во время деятельности человека или организации, например, потребительские товары, утратившие своё первоначальное назначение.
В вышеупомянутом законе терминология ТКО служит в первую очередь для разграничения видов отходов и, соответственно, норм и тарифов для обычных людей и предприятий. Очевидно, что предприниматели и организации, с многочисленным персоналом, в процессе своей деятельности выбрасывают гораздо больше мусора, чем обычный житель.
Должны ли контейнеры обязательно закрываться крышками
Несмотря на то, что ОСТ 22-1643-85 фактически перечисляет рекомендуемые конструкции контейнеров для накопления мусора, некоторые суды посчитали, что отсутствие крышек на контейнерах является нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Решение Холмского городского суда (Сахалинская область) от 3 февраля 2017 г. по делу № 2-3247/2016).
Решение суда выглядит странным на фоне того, что в большинстве регионов страны используются простые контейнеры без крышек. С другой стороны, управляющая компания действительно должна следить за санитарным состоянием площадки. Наличие крышки само по себе не обеспечит порядок, если контейнеры переполняются из-за неверно рассчитанного норматива накопления твердых коммунальных отходов или нерегулярного вывоза ТКО.
Муниципалитет согласует размещение мест сбора мусора
Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.
Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создаёт на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.
Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.
В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.