20 явных ошибок водителей при общении с сотрудниками ГИБДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «20 явных ошибок водителей при общении с сотрудниками ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во-первых, когда автомобиль останавливается за нарушение правил, то работник ГАИ обязан указать пункт ПДД, который был нарушен. Во-вторых, когда целью остановки стало участие водителя и пассажиров как свидетелей и понятых, представитель ДПС должен кратко и доходчиво проинформировать граждан об их правах в данном качестве.
Правила общения с сотрудниками ГИБДД
Одним из наиболее распространенных случаев подачи жалоб на действия сотрудников ГИБДД, связаны с ненадлежащим поведением должностных лиц по отношению к водителям. Приказ № 664 регламентирует следующие правила общения автовладельца с сотрудниками ГИБДД:
- для устранения сомнений в личности и полномочий должностного лица ГИБДД представляются документы, а также сообщается телефон и адрес отдела, в котором проходит службу сотрудник;
- запрещаются любые формы дискриминационных действий по отношению к водителям – по половым и возрастным признакам, национальности или расы, и т.д.;
- инспектор ГИБДД вправе осуществлять аудио-, фото- и видеозапись всех процессуальных действий;
- аналогичное право водителя может быть ограничено только по основаниям указанным в законе (если сотрудник ГИБДД запрещает водителю использовать диктофон или видеокамеру, он обязан указать причины отказа в процессуальных документах);
- должностному лицу ГИБДД запрещено изымать госномера или водительское удостоверение, однако сохранена возможность отстранить от управления автомобиля по законным основаниям;
- после прохождения медосвительствования на предмет опьянения автовладельца должны доставить обратно к месту расположения автомобиля (если выявляется факт алкогольного опьянения, водитель будет принудительно отстранен от управления автомашиной на период рассмотрения административного дела).
Как должен вести себя инспектор?
Пункт 89 Регламента ГИБДД определил, что при остановке транспортного средства сотрудник ДПС обязан незамедлительно проследовать к водителю, представиться, назвать причину остановки и изложить требование о передаче необходимых документов. В случае остановки транспортного средства с целью привлечения водителя в качестве понятого или свидетеля ему должны быть разъяснены его права и обязанности.
Пункт 45 Регламента определил, что перед тем как передать сотруднику ДПС свои документы, водитель имеет право потребовать у того служебное удостоверение и сотрудник не может отказать ему в этом. В ином случае, водитель имеет все основания не показывать свои документы. Согласно пункту 53 Регламента, инспектор ГИБДД должен принять у водителя документы без обложек и удерживающих устройств. В случае необходимости, инспектор ГИБДД имеет право взять документы водителя и пойти с ними в патрульную машину (стационарный пост) для проверки информации через электронную базу данных. При этом водитель из машины выходить не обязан. Согласно пункту 93 Административного регламента, сотрудник может попросить его об этом только в следующих случаях:
- При обнаружении признаков опьянения или болезненного состояния водителя;
- При агрессивном поведении автолюбителя, создающем опасность для сотрудника ГИБДД;
- Для досмотра транспортного средства и (или) личного досмотра;
- Для проведения сверки VIN номера транспортного средства;
- Для привлечения водителя в качестве свидетеля или понятого;
- Для привлечения автовладельца к участию в процессуальных действиях (оформление протокола, постановления и т.д.).
Ни в одном из перечисленных случаев водитель не обязан садиться в патрульную машину. Хотя инспектору ГИБДД ничто не запрещает предложить водителю это сделать. Но в то же время, если инспектор задерживает водителя или направляет его на медицинское освидетельствование, водителю придется сесть в патрульный автомобиль, чтобы инспектор мог его доставить по месту назначения.
Работник ГАИ — это должностное лицо, которое в данный момент находится при исполнении своих должностных обязанностей. Следовательно, ему не позволительно ни хамское, ни вызывающее поведение. Как, впрочем, и автомобилисту.
Поведение работника ГИБДД регулируется соответствующими нормативами, которые подробно изложены в Административном регламенте МВД РФ:
- сотрудник ГИБДД должен неукоснительно соблюдать закон;
- четко и грамотно выполнять свои обязанности;
- пресекать попытки правонарушения;
- однако быть при этом внимательным и сдержанным, объективным в оценке совершения гражданином правонарушения и соблюдать тактичность.
Даже если вы считаете, что остановивший вас работник ГАИ неправ, ни в коем случае не следует грубить ему. Излишняя пылкость может караться либо административным арестом сроком на 15 суток, либо штрафом в размере до 2500 рублей. Если же оскорбление было нанесено публично, то суммы штрафа возрастают до 40 000 рублей. Виновник может быть даже привлечен к уголовной ответственности и быть наказанным годом лишения свободы или 360 часами принудительных работ.
В случае если водителем были нарушены ПДД, будет достаточным заполнить свою часть протокола, составленного инспектором, а далее:
- Признать факт нарушения, получить соответствующее постановление и выплатить штраф в 70-дневный срок.
- Не признать данного факта, о чем указать письменно в протоколе. При этом на обжалование постановления водитель имеет 10 дней.
В последнем случае важно не пускаться в эмоциональные возражения, а действовать в рамках закона, быть выдержанным, но решительным в защите своих прав.
Водители знают, что общение с инспектором ГАИ может быть быстрым и непринужденным, или долгим и мучительным, даже если вы ничего не нарушали. Важно с самого начала вести себя вежливо, не разрешать гаишнику злоупотреблений, знать свои права и на всякий случай вести запись разговора. Советы о том, как правильно вести себя с ГАИ, дает представитель Ассоциации защиты прав автолюбителей.
Начинают с представления
После остановки транспортного средства сотрудник ГАИ должен представиться. Гаишники руководствуются «Инструкцией по вопросам деятельности подразделений ДПС». В ней приведен полный перечень обязанностей инспектора, за невыполнение которых он может понести ответственность. Одна из первых его обязанностей — назвать свое имя и фамилию.
Нагрудный знак является обязательным атрибутом формы инспектора, и потому при его отсутствии возникает подозрение, что это вовсе не инспектор. В этом случае попросите сотрудника ГАИ предъявить свое служебное удостоверение. Любой сотрудник милиции обязан по первому требованию предъявить свое служебное удостоверение. Если инспектор отказывается, немедленно блокируйте двери, поднимайте стекла, звоните «102» и заявляйте о личности, переодетой в форму сотрудника ГАИ, без соответствующего удостоверения.
Удостоверение показывают не три секунды
Сотрудник ГАИ обязан не просто показать вам наличие удостоверения, а сделать это так, чтобы можно было понять, с кем именно вы разговариваете, успеть прочитать ФИО инспектора, его звание, подразделение. Эта информация может понадобиться в случае обжалования его противоправных действий. К тому же вам просто необходимо знать, кому именно вы отдаете свои документы.
Раскрыть удостоверение на три секунды — не значит его предъявить. Инспектор обязан дать вам возможность детально ознакомиться с его удостоверением и переписать все его данные. Но ни в коем случае не пытайтесь взять удостоверение инспектора в свои руки.
Интересуйтесь причиной остановки
В «Инструкции по вопросам деятельности подразделений ДПС» приведен полный перечень оснований для остановки вашего автомобиля. Остановка автомобиля для проверки документов разрешена только в случае проведения спецопераций. Об этом у инспектора должно быть соответствующее распоряжение, с которым вы имеете полное законное право ознакомиться. Чтобы выяснить наличие спецоперации, можно позвонить по телефону доверия ГАИ (инспектор обязан вам его назвать). Явный признак спецоперации — наличие у остановивших вас сотрудников милиции бронежилетов и оружия.
Обратите внимание на то, как припаркован служебный автомобиль ГАИ. Согласно инструкции, инспектор должен использовать только служебный автомобиль, и он должен быть хорошо виден участникам дорожного движения. Если инспектор спрятал его в кустах, или за сооружением, он нарушает требования Инструкции.
А если служебный автомобиль стоит с нарушением требований ПДД и без включенных проблесковых маячков, то инспектор может понести ответственность за это нарушение. Мало кто из водителей знает, что сотрудники ГАИ на служебном автомобиле без включенных проблесковых маячков являются простыми участниками дорожного движения и потому могут понести ответственность за нарушения ПДД.
Двери, окна, диктофон и видеокамера
Бывают случаи, когда водителя, который, по мнению сотрудников ГАИ, неуважительно разговаривает с ее сотрудниками, пытаются вытащить из машины. В интернете встречаются видеоролики, на которых гаишники вытаскивают водителя из машины и заламывают ему руки. Совет: разговаривайте с сотрудниками милиции уважительно, но не забудьте на всякий случай заблокировать двери.
Использовать диктофон, фотоаппарат или видеорегистратор вы имеете полное законное право. Понятие «личной жизни» к сотруднику милиции при исполнении не относится. Он руководствуется Законом Украины о милиции, а в статье 3 Закона сказано: «Деятельность милиции является гласной». Кроме того, руководство ГАИ неоднократно заявляло о том, что для предотвращения противоправных действий сотрудников ГАИ водителю разрешается пользоваться диктофоном либо видеокамерой.
Снимать видео лучше незаметно, так же как и не стоит тыкать диктофоном инспектору в лицо. Пока инспектор будет направляться к вашей машине — наговорите дату, время и место остановки.
Как себя вести при остановке авто сотрудником ДПС
Алгоритм действий имеет следующую последовательность:
- Выполнить остановку в указанном сотрудником ДПС месте, соблюдая правила дорожного движения.
- Провести блокировку дверей. Актуально если остановка произошла в темное время суток, в безлюдном месте или при первых сомнениях по поводу личности инспектора.
- Включить любое устройство, способное снимать видео или записывать звук. В процессе приближения сотрудника ГАИ к ТС постараться продиктовать текущее время, дату, место остановки и свое имя. Полученная запись может стать уликой в суде.
- Приоткрыть окно со своей стороны, дождаться представления инспектора, записать (запомнить) его звание, имя, отчество, фамилию, номер жетона и должность. Вся эта информация предоставляется изначально сотрудником ГИБДД.
- Поинтересоваться причиной остановки. Инспектор обязан назвать ее самостоятельно. В большинстве случаев это нарушение ПДД или возникла необходимость в привлечении свидетелей/понятых.
- Предъявить собственные документы по требования сотрудника ГАИ.
- Если инспектор ведет себя вызывающе — потребовать его документы. Это можно делать и для перестраховки (желательно задокументировать всю информацию из них). При желании подать жалобу водителем, сотрудник ГИБДД обязан предоставить информацию о порядке обжалования.
- Сделать телефонный звонок в региональное отделение ГАИ или по другому номеру, который сообщил инспектор (при явном с его стороны нарушении).
- Ни под какими предлогами (кроме весомых) не покидать салон авто.
Нужно ли автовладельцу выходить из машины
С октября 2021 года начал действовать новый админрегламент МВД РФ, который, хотя и регламентировал действия только сотрудников ГИБДД и других силовых структур, вызвал множество домыслов и недоразумений в водительской среде, которые подогревались не совсем профессиональной трактовкой нормативного документа со стороны автоэкспертов и даже юристов.
В частности, в административном регламенте отсутствует пункт, который бы разрешал водителям, которых остановили, снимать на камеру действия сотрудников правоохранительных органов. В этой связи возникли подозрения, что такие действия отныне действительно запрещены, но оказалось, что это неверная трактовка.
Как и другой слух – что в соответствии с пунктом 093 того же Приказа №664, водители обязаны по требованию ИДПС выходить из автомобиля. В документе об этом говорится следующее: сотрудник дорожно-патрульной службы может предложить водителю выйти из ТС в следующих случаях:
- если у сидящего за рулём обнаружены признаки алкогольной интоксикации и/или болезни, затрудняющей управление транспортом;
- для осуществления сверки номеров узлов автотранспортного средства с данными внесёнными в регистрационное свидетельство (процедура должна проводиться в присутствии автовладельца или водителя);
- если водитель должен принять участие в совершении процессуальных действий, если необходима его помощь касательно других участников ДД, или если требуется помощь сотрудникам ГИБДД;
- для устранения обнаруженной инспектором неисправности автотранспортного средства;
- в случае нарушения автовладельцем правил перевозки грузов;
- если поведение водителя угрожает безопасности сотрудника полиции.
Впрочем, в отношении прежней редакции Приказа в этом пункте нет никаких изменений. И всё же ряд СМИ поспешило заявить, что теперь водители обязаны по требовании. Должностного лица немедленно выйти из автомашины.
Это не совсем так. Дело в том, что в техрегламенте указано буквально следующее: «…сотрудник вправе предложить…», то есть это вовсе не требование. А значит, у водителя не возникает и встречных обязанностей, поэтому он вполне может проигнорировать слова инспектора, если посчитает нужным.
Правила общения с сотрудниками ГИБДД при составленном протоколе
Когда протокол написан и предоставлен водителю, он вправе:
- Сообщить инспектору ДПС, что собирается ходатайствовать об изменении сроков рассмотрения дела.
- Уточнить, все ли важные данные были внесены им в протокол. Если есть подозрение, что не все – перепроверить протокол и попросить заполнить как надо.
- Как только протокол получен, можно поднимать стекло.
- Никогда, ни при каких условиях нельзя возвращать инспектору ДПС копию протокола. Она принадлежит водителю и никак иначе.
- В протоколе есть место для подписи, а также пометка, что гражданин с претензиями ознакомлен и знает, где, кто и когда будет рассматривать дело. Нужно требовать, чтоб ознакомили, если этого не происходит, то так и записать «Не ознакомлен». Затем подписывать.
- Если автовладелец не согласен с протоколом, то так и написать: «Не согласен. Не нарушал. Ходатайствую о переносе сроков рассмотрения дела не менее, чем на три дня. Поскольку нуждаюсь в обращении за юридической помощью».
Все, кто находился на тот момент в машине, могут быть вписаны в протокол как свидетели и инспектор не имеет права отказать в этом. Любые угрозы, нарушения и притеснения со стороны ИДПС должны быть зафиксированы в протоколе. Если экипаж ГИБДД также снимал все происходящее на камеру – следует указать ее марку и номер. Протокол должен быть заполнен в двух экземплярах, один из которых остается у владельца ТС.
Что обязан выполнять сотрудник ДПС?
Во-первых, когда автомобиль останавливается за нарушение правил, то работник ГАИ обязан указать пункт ПДД, который был нарушен. Во-вторых, когда целью остановки стало участие водителя и пассажиров как свидетелей и понятых, представитель ДПС должен кратко и доходчиво проинформировать граждан об их правах в данном качестве.
Правила поведения инспектора ГИБДД предписывают предъявить служебное удостоверение, если его действия водитель посчитал неправомерными или госслужащий не сумел назвать конкретный пункт ПДД, который якобы нарушен. Также водитель имеет право записать данные постового. А тот, в свою очередь, обязан назвать телефоны, по которым автовладелец может обратиться для обжалования действий инспектора. Иногда инспекторы просто называют номер дежурного, который имеет законное право принять жалобу – и это вполне допустимо.
Нужно ли автовладельцу выходить из машины
С октября 2017 года начал действовать новый админрегламент МВД РФ, который, хотя и регламентировал действия только сотрудников ГИБДД и других силовых структур, вызвал множество домыслов и недоразумений в водительской среде, которые подогревались не совсем профессиональной трактовкой нормативного документа со стороны автоэкспертов и даже юристов.
В частности, в административном регламенте отсутствует пункт, который бы разрешал водителям, которых остановили, снимать на камеру действия сотрудников правоохранительных органов. В этой связи возникли подозрения, что такие действия отныне действительно запрещены, но оказалось, что это неверная трактовка.
Как и другой слух – что в соответствии с пунктом 093 того же Приказа №664, водители обязаны по требованию ИДПС выходить из автомобиля. В документе об этом говорится следующее: сотрудник дорожно-патрульной службы может предложить водителю выйти из ТС в следующих случаях:
- если у сидящего за рулём обнаружены признаки алкогольной интоксикации и/или болезни, затрудняющей управление транспортом;
- для осуществления сверки номеров узлов автотранспортного средства с данными внесёнными в регистрационное свидетельство (процедура должна проводиться в присутствии автовладельца или водителя);
- если водитель должен принять участие в совершении процессуальных действий, если необходима его помощь касательно других участников ДД, или если требуется помощь сотрудникам ГИБДД;
- для устранения обнаруженной инспектором неисправности автотранспортного средства;
- в случае нарушения автовладельцем правил перевозки грузов;
- если поведение водителя угрожает безопасности сотрудника полиции.
Впрочем, в отношении прежней редакции Приказа в этом пункте нет никаких изменений. И всё же ряд СМИ поспешило заявить, что теперь водители обязаны по требовании. Должностного лица немедленно выйти из автомашины.
Это не совсем так. Дело в том, что в техрегламенте указано буквально следующее: «…сотрудник вправе предложить…», то есть это вовсе не требование. А значит, у водителя не возникает и встречных обязанностей, поэтому он вполне может проигнорировать слова инспектора, если посчитает нужным.
Как вести себя во время оформления протокола
Пока инспектор занимается оформлением протокола, вы можете спокойно сидеть в машине. Как только протокол будет передан вам для ознакомления, вы можете осуществлять следующие действия:
- уточнить, все ли сведения, касающиеся правонарушения, внесены в документ. Обязательно проверьте это, и если упущены какие-либо важные детали, попросите вписать их;
- сообщите ИДПС, что намереваетесь ходатайствовать об изменении временного интервала, в течение которого будет рассмотрено ваше дело;
- в бланке протокола имеется пометка, что вы ознакомлены с претензиями, местом и временем рассмотрения дела. Ставьте свою подпись только в том случае, если вас действительно ознакомили с этой информацией. В противном случае допишите в протоколе, что не ознакомлены;
- если вы считаете, что сведения, изложенные инспектором в протоколе, не соответствуют действительности, у вас есть возможность сделать соответствующую запись: «Не согласен, нарушения ПДД не совершал. Поскольку нуждаюсь в юридической помощи, ходатайствую о смещении сроков рассмотрения дела на период, не меньший трёх дней»;
- независимо от степени родства все находящиеся в автомашине могут быть вписаны в админпротокол как свидетели – инспектор не имеет права отказать автовладельцу в этом;
- если вы считаете, что со стороны представителя ДПС на вас оказывалось давление, а также звучали угрозы, вы имеете право отобразить это в протоколе;
- вы можете фиксировать происходящее на камеру, но такими же правами наделены и представители ГИБДД. Если они тоже занимались видеофиксацией, укажите в протоколе данный факт, вместе с маркой и номером средства фиксации;
- протокол составляется в двух экземплярах. Помните, что один из них – ваш, и его не следует никому отдавать/передавать.
Какие доказательства невиновности необходимо собрать
Как было сказано выше, собирать доказательства нужно с самого начала ДТП, они могут быть следующими:
- Видео и фото, на которых зафиксирована авария. Эти файлы могут быть сделаны как участниками ДТП, так и случайными фиксаторами – камеры супермаркета, видеорегистратор одного из участников, попутных машин и т.п.
- Если есть очевидцы ДТП, то необходимо взять их контакты, чтобы после их показания использовать как доказательства.
- В случае необходимости настаивать на проведении экспертизы.
- Сделать зарисовки ДТП. Если участник не согласен с фактами, изложенными в протоколе или схемой ДТП, необходимо внести свои пояснения.
Кроме средств фиксации события стоит изучить объективные факторы, которые могли стать причиной ДТП. К ним относят:
- ограниченную видимость по причине неисправности дороги, уклона и т.п.;
- погодные условия;
- наличие дорожных знаков, разметок, их состояние.
Фейк о скрытом патрулировании
Многие издания сообщают несколько неверно трактованную информацию о том, что якобы теперь патрульные машины могут быть без цветографической схемы, а сотрудники полиции – в гражданском. И таким образом они могут выявлять нарушения ПДД и штрафовать водителей.
Это не совсем так.
Изменения коснулись, действительно, форменной одежды – её в новой редакции Приказа можно не надевать (пункт 12). А патрульные машины без раскраски можно было использовать и до поправок. Однако, в этом случае у сотрудника ГИБД нет права остановки транспортного средства и вынесения постановления с наказанием.
Таким образом, получаем четыре варианта надзора.
- Сотрудники на патрульном автомобиле ГИБДД в раскраске полиции и в форменной одежде – допускаются все законные административные действия.
- Сотрудники на патрульной машине без цветографической схемы, но в форме – имеют право остановки, составления протокола, выписывания штрафа и выполнять все другие законные процедуры (как и пунктом выше).
- ДПС в машине без цветографии и без формы – могут фиксировать нарушения, а затем передавать их нарядам в форме, которые уже могут привлекать водителей к ответственности. Самостоятельно даже останавливать машины они не имеют права.
- А вот в гражданском авто, не относящимся к патрульным, даже будучи в форменной одежде сотрудники вести надзор не могут.
Более подробно мы рассказывали в специальной статье про новый закон о скрытом патрулировании и фейках в связи с этим.
Кому предоставлено такое право?
Перечень тех, кто может остановить транспортное средство, указан в пункте 2.4 ПДД РФ. В документе четко прописано, что таким правом обладают регулировщики. Также есть уточнение, касающееся международных автобусов и грузовых автомобилей. На контрольных пунктах такая возможность появляется еще и у сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. То есть Ространснадзор имеет право останавливать транспортное средство, однако его представители обязательно должны иметь при себе форменную одежду, а для остановки грузовика или автобуса использовать диск со световозвращателем или красным сигналом, чтобы их хорошо было заметно даже поздним вечером, в сумерках и по ночам. Любое лицо, останавливающее транспортное средство, должно представиться, а по первому требованию предъявить служебное удостоверение.
Нарушили ПДД? Вот как нужно вести себя, чтобы избежать штрафа.
Для большинства водителей незапланированная встреча с гаишником и «письмо счастья» с камер ГИБДД является символом плохого настроения, переживания и волнения. Все мы время от времени нарушаем ПДД. Чаще не специально. Кто-то не увидел знак, кто-то – разметку, превысил скорость или встал там, где запрещено. Но никто не любит платить штрафы.
Особенно с камер скорости, развешанных по всей стране, которые, по сути, уже давно превратились в очередной налог для автолюбителей, поступаемый в местные бюджеты. Но можно ли уменьшить шансы на гарантированный штраф за нарушение ПДД? На самом деле да. Все зависит от нас, от нашего поведения, общения с сотрудниками ДПС и не только. Давайте выясним, как можно избежать штрафа за нарушение ПДД.
Благодаря этим советам вы сможете реально сэкономить, даже если случайно незначительно нарушили ПДД.
Какие документы требуются при оформлении дорожно-транспортного происшествия?
При оформлении ДТП инспекторами ГИБДД на месте или в отделении выдаются следующие документы:
- Постановление об административном нарушении – выдается в том случае, если во время происшествия были нарушены ПДД.
- Протокол о ДТП – к нему прилагается схема ДТП, в которой схематично рисуется ситуация, произошедшая на дороге. Такая схема должна составляться с применением измерительных приборов, а также слов участников и свидетелей. Кроме этого, к протоколу прикладывается приложение с указанием механических повреждений транспортных средств. А также к протоколу прилагаются объяснения участников и очевидцев.
Внимательно ознакомьтесь со всеми документами, проверьте все данные.
Рассмотрим причины остановки автомобиля сотрудниками ГИБДД и Ваши действия
Автомобиль числится в угоне
Вежливо просим сотрудника ГИБДД показать ориентировку. В противном случае звоним в службу доверия.
Проведение спецопераций
Зачастую это лишь предлог для остановки транспортного средства. Сделайте звонок в службу доверия ГИБДД и узнайте, действительно ли данный пост выполняет такую операцию. Если это так, то рекомендуем неукоснительно соблюдать все требования инспектора. В противном случае, вы рискуете столкнуться с неадекватной реакцией работников ГИБДД на ваши действия.
Управление транспортным средством в состоянии наркотического и алкогольного опьянения
Если инспектор считает, что вы находитесь в состоянии опьянения, то ему теперь кроме алкотестера необходимы еще и двое понятых. Если условия не соблюдены, то освидетельствование должно проводиться в больнице – и направлять он обязан также в присутствии понятых. Если медосвидетельствование не подтвердило факт опьянения, то инспектор обязан доставить водителя к его автомобилю.