Ответственность за нарушение требований охраны труда.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение требований охраны труда.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.

Дисциплинарная ответственность за нарушение требований охраны труда — это вид ответственности, которая наступает за нарушение трудовой дисциплины в области охраны труда и производственной безопасности. Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда является самым распространенным видом нарушения.

К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организации, а также лица ответственные за соблюдение требований охраны труда.

Какова ответственность работника за нарушение требований охраны труда?

Работники привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение правил охраны труда в следующих случаях:

— ответственность работника за нарушение внутренних правил и актов по охране труда;
— нарушение инструкций по охране труда по безопасному проведению работ;
— уклонение от медицинского освидетельствования;
— отказ от прохождения в рабочее время специального обучения по охране труда.

В зависимости от тяжести вины работодатель имеет право:

— сделать работнику замечание;
— объявить работнику выговор;
— объявить работнику строгий выговор;
— уволить работника.


Может ли работодатель уволить работника за нарушение требований охраны труда?

Работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником за:

1. Неоднократное нарушение требований охраны — за первое нарушение требований охраны труда работник получает замечание, за второе — выговор, а за третье — увольнение.

2. Однократное грубое нарушение требований охраны труда — ситуация, которая привела к аварии или несчастному случаю. Или ситуация, которая может привести к аварии или несчастному случаю.

Административная ответственность — это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов.

К административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники.


Что делать специалисту по охране труда в случае, когда его привлекают к административной ответственности?

Есть три варианта развития событий:

1. Оплатить штраф в случае, если признаете, что допустили нарушение.

2. Оплатить штраф, но попросить администрацию предприятия компенсировать оплаченный Вами штраф в случае, если Вы уверены, что Вас оштрафовали за те нарушения, которые не прописаны в Ваших должностных инструкциях. Такая практика достаточно часто встречается.

3. Обратиться к руководителю инспектора, который Вас проверял, либо обратиться в суд в случае, если Вы полностью не согласны с теми нарушениями, которые Вам предъявляют.

Как составить новые правила по охране труда с 1 января 2023 года

В компаниях, которые разрабатывают собственные правила по охране труда, руководитель может принять решение, заменить их полностью с 1 января 2023 года, то есть разработать все документы заново с учетом рекомендаций из приказа Минтруда от 29.10.2021 № 772н. Есть и новые компании, которые только начали функционировать. Если организация решила издавать свои собственные правила по охране труда, нужно сделать следующие шаги:

  1. Установите, для какой цели вы разрабатываете внутренние правила. Возможно, руководитель или специалист по охране труда считает, что в нормативных правовых правилах требования охраны труда слишком занижены, или их недостаточно для обеспечения безопасности.
  2. Определить исполнителей для разработки правил. Важно, чтобы в разработке участвовали руководители структурных подразделений, ведущие специалисты, сами работники и их представительный орган.
  3. Внимательно изучить отраслевые правила по охране труда, которые вы хотите улучшить. Подчеркните для себя, какие требования по охране труда вы сделаете более строгими, для того чтобы обезопасить работников. Вы не можете уменьшать требования, указанные в государственных правилах по охране труда, так как это противоречит 8 статье ТК РФ.
  4. Внимательно проследите, чтобы ваши дополнения не противоречили различным правилам, федеральным законам, другим нормативным правовым актам, а также коллективному договору. Локальные нормативные акты не должны при этом противоречить отраслевым правилам, утвержденным Минюстом России.
  5. Обязательно перед утверждением учтите мнение представительного органа. Например, направьте в профком или другой представительный орган проект правил, предложите внести свои предложения, указать на недостатки.
  6. Утвердите правила, согласуйте их, а после ознакомьте с ним работников под подпись.

Сюда же можно отнести такие нарушения, как отсутствие стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, а также допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

Указанные нарушения грозят:

  • неосознанным нарушением работником требований охраны труда, невыполнением требований техники безопасности;
  • несчастным случаем на производстве;
  • предписанием государственного инспектора труда об устранении нарушения;
  • административной ответственностью по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда;
  • судебным спором с пострадавшим и/или наказанным за нарушение охраны труда работником.

Чаще всего подобные нарушения выявляются на промышленных предприятиях.

Обязанность работодателя не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний зафиксирована, как и предыдущие требования, в ТК РФ (ст. 212 и 213).

Нарушения в подобных ситуациях грозят:

  • травмами работников или даже смертью (несчастным случаем на производстве), наступившими в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
  • административной ответственностью за нарушение законодательства о труде.

Выделить наиболее злостных нарушителей здесь не получится, поскольку работодатели, независимо от сфер деятельности, часто забывают о подобном требовании закона.

Ответственность за нарушение ТК РФ

За несоблюдение норм законодательства предусмотрена ответственность:

  • штрафы трудовой инспекции для предприятий;
  • предупреждение;
  • административное приостановление деятельности;
  • дисквалификация.

Выбор меры наказания зависит от тяжести совершенного деяния. Наиболее распространенное наказание — денежное взыскание.

Вот таблица штрафов за нарушение трудового законодательства в 2022 году:

Вид правонарушения

Сумма

Несоблюдение норм ТК РФ

Должностные лица (ДЛ), ИП – от 1000 до 5000

Юрлица – от 30 000 до 50 000

Повторное нарушение общих норм ТК РФ

ДЛ, ИП – от 10 000 до 20 000

Юрлица – от 50 000 до 70 000

Отказ от заключения трудового договора с лицом, допущенным к работе

Граждане – от 3000 до 5000

ДЛ – от 10 000 до 20 000

Уклонение от заключения трудового договора

ДЛ – от 10 000 до 20 000

ИП – от 5000 до 10 000

Юрлица – от 50 000 до 100 000

Повторный отказ от оформления работника

Граждане – 5000

ИП – от 30 000 до 40 000

Организации – от 100 000 до 200 000

Невыплата зарплаты

ДЛ – от 10 000 до 20 000

ИП – от 1000 до 5000

Организации – от 30 000 до 50 000

Повторная невыплата зарплаты

ДЛ – от 20 000 до 30 000

ИП – от 10 000 до 30 000

Организации – от 50 000 до 100 000

Нарушение требований охраны труда

ДЛ, ИП – от 2000 до 5000

Организации – от 50 000 до 80 000

Непроведение спецоценки

ДЛ, ИП – от 5000 до 10 000

Организации – от 60 000 до 80 000

Допуск к работе без проверки знаний охраны труда

Должностные лица, ИП – от 15 000 до 25 000

Организации – от 100 000 до 130 000

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Должностные лица, ИП – от 20 000 до 30 000

Организации – от 130 000 до 150 000

Повторное нарушение норм охраны труда

Должностные лица, ИП – от 30 000 до 40 000

Организации – от 100 000 до 200 000

Читайте также:  Какие положены льготы вдовам участников ВОВ?

Требования по охране труда: что изменится с 2022 года?

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Законом № 311-ФЗ изменена структура разд. Х ТК РФ «Охрана труда». В частности, заново переписаны положения нескольких глав, которые регламентируют сферу ОТ. Суть внесенных поправок, обусловленных в том числе правоприменительной практикой, заключается в следующем:

1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по ОТ).

2. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам СОУТ (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой СОУТ, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 ТК РФ.

3. Регламентирован механизм управления профессиональными рисками. Этому вопросу посвящена новая ст. 218 ТК РФ.

4. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (так называемого списочного подхода к обеспечению СИЗ), к обеспечению СИЗ в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 ТК РФ.

5. Усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм) (новая редакция ст. 227 ТК РФ).

При этом базовые принципы в области ОТ, которые заложены в действующей редакции Трудового кодекса, остались неизменными.

Изменено название гл. 34 ТК РФ на «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда».

В ней раскрыто понятие «государственное управление охраной труда» (см. ст. 211 ТК РФ), а также разграничены полномочия в этой области между Правительством РФ, федеральными и региональными исполнительными органами власти в сфере охраны труда (см. новые ст. 211.1 – 211.3 ТК РФ).

Кроме того, Законом № 311-ФЗ скорректированы общие принципы установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (новая ст. 212 ТК РФ). Также определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда (новая ст. 213 ТК РФ).

Заметим: некоторые из перечисленных вопросов частично уже были урегулированы положениями действующих сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила уточнены и дополнены.

Два основных принципа обеспечения безопасности труда сформулированы в новой ст. 209.1 ТК РФ:

1) предупреждение и профилактика опасностей . Работодатель должен систематически осуществлять мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Полный перечень данных мероприятий приведен в новой редакции ч. 3 ст. 225 ТК РФ;

2) минимизация повреждения здоровья работников . Работодатель должен принять меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий профессиональных рисков.

Изменения в разделе X Трудового кодекса: охрана труда после 1 марта 2022 года

Новая редакция ТК РФ запретит работу в опасных условиях труда 4-го класса. Если СОУТ выявит такое, работодатель обязан немедленно известить работника, приостановить работу, объявить простой по вине работодателя. За сотрудниками на это время сохраняется место (должность) и средний заработок.

Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторно проведенной СОУТ, которая подтвердит снижение уровня опасности.

  • Напоминаем, класс условий труда может установить исключительно эксперт СОУТ.

Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.

Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.

Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.

Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.

Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.

Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).

По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм.

Читайте также:  Как оформить инвалидность: о прохождении медико-социальной экспертизы

Размер штрафа за конкретное нарушение установлен законодательно. Если в статье не указана конкретная сумма санкции, а указаны верхний и нижний предел возможного наказания, например, от 3 до 5 тысяч рублей, конкретный размер взыскания определяет инспектор. Последний при принятии окончательного решения обязан учесть тяжесть административного проступка.

ГИТ вправе штрафовать за каждое выявленное нарушение по каждому отдельному работнику. Такой подход еще в 2014 году одобрил Верховный суд РФ. Поэтому работодателю, который систематически игнорирует действующие трудовые нормы, по итогам проверки придется заплатить многомиллионные санкции.

Представителям малого и среднего бизнеса сделали поблажку – за первое нарушение они могут отделаться лишь предупреждением. Но только при условии, что совершенный проступок не повлек серьезных последствий, например, ЧС либо материального ущерба.

Штраф нужно заплатить не позже шестидесяти дней с момента вступления соответствующего постановления в законную силу.

Бухучет по штрафным санкциям будет отображаться следующим образом:

  1. начисленный административный штраф – дебет счета 91-кредит счета 76;
  2. оплата штрафа – дебет счета 76-кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

В соответствии с новой статьей 15.2, которая появится в Законе о социальном страховании № 255-ФЗ с 1 января 2022 года, за недостоверность сведений, переданные в ФСС организации, грозит штраф от 1000 до 5000 руб.

За нарушение сроков передачи в ФСС информации, необходимой для назначения выплат по больничному, штраф составит 5000 руб.

Работникам, которые будут временно отстранены от работы не по своей вине, нужно выплачивать средний заработок. Их нельзя уволить, объявить простой или принудительно отправить в отпуск.

За ними сохраняются все гарантии по оплате труда на период остановки работы:

  • рабочие места,
  • средний заработок.

По договоренности с работником, его можно временно перевести на другое рабочее место с сохранением уровня заработной платы.

Положения о службе охраны труды с 2022 года перенесены из статьи 217 ТК РФ в статью 223.

Теперь ТК РФ обязывает организации с численностью работников более 50 человек создавать службу охраны труда или вводить отдельную должность специалиста по охране труда.

Компания с меньшей численностью работников менее 50 человек сами принимают решение о необходимости наличия службы охраны труда или специалиста по охране труда.

Организация или ИП, оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть аккредитованы.

Директор компании обязан отстранить о�� работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им СИЗ.

С 2022 года в ТК РФ появляется новая редакция статьи 221 ТК РФ, в которой приведен список изделий, относящихся к СИЗ. В него организации вправе добавить свои СИЗ, необходимые для безопасности работников в определенных условиях.

По статье 221 ТК РФ в перечень СИЗ теперь входит:

  • специальная одежда и специальная обувь,
  • дерматологические средства защиты,
  • средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз,
  • средства защиты от падения с высоты,
  • и другие средства индивидуальной защиты.

Все наказания приведены в 5.27.1 КоАП. Вот кто попадет под санкции:

  • сотрудники предприятия и организации;
  • должностные лица, обязанные осуществлять контрольные функции;
  • юридическое лицо или ИП.

Покажем в таблице виды ответственности за нарушение требований охраны труда в законодательстве о труде, применяемое наказание, субъект ответственности и регулирующую норму права.

Вид ответственности Вид наказания Кто привлекается Чем регулируется
Дисциплинарная
  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.
  • работники;
  • ответственные за соблюдение требований ОТ.
Ст. 193 ТК.
Материальная
  • возмещение ущерба:полное;
  • частичное, в пределах среднего заработка.
Работники предприятия. Ст. 238, 240, 247 ТК.
Гражданско-правовая Возмещение имущественного и морального вреда пострадавшей стороне. Должностные лица, нарушившие права и причинившие вред другим субъектам.

Ст. 59 ГК.

Административная
  • предупреждение;
  • штраф;
  • приостановление деятельности.
  • руководители;
  • должностные лица;
  • ответственные работники;
  • юридические лица и ИП.

Ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Уголовная
  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.
Ответственные за ОТ. Ст. 143, 219 УК РФ.

Административные правонарушения в сфере труда

В Главе 8 Особенной части КоАП приведены административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан в сфере социального обеспечения и права социальной защиты. Перечислим самые интересные для нас статьи.

В случае несоблюдения норм трудового законодательства и иных НПА, которые содержат нормы трудового права для юрлиц предусмотрено наказание по ст. 8.1 в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей.

По ст.8.3 предусмотрена ответственность за несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда. Нарушители юридические лица могут выплатить за это в бюджет государства от 50 до 80 тысяч рублей.

Нарушения работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение по статье 8.4 влечет наложение административного штрафа в размере 60-80 тысяч рублей.

Допуск сотрудников к работе без обучения и проверки знаний ОТ, а также без медосмотров и психиатрических освидетельствований (ст.8.5) влечет наложение штрафа для юрлиц в размере от 110 до 130 тысяч рублей. Аналогичное деяние, совершенное в отношении двух и более сотрудников, наказывается штрафом в размере 130-150 тысяч рублей.

В случае необеспечения персонала СИЗ (ст.8.6) предприятие заплатит штраф 130-150 тысяч рублей, если нарушение касается двух и более работников 150-200 тысяч рублей.

Нарушение действующего порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев (ст.8.7) влечет выплату штрафа для юрлиц в размере 80-100 тысяч рублей.

Если работодатель несвоевременно проинформирует о несчастном случае на производстве либо профзаболевании сотрудника (ст.8.8) ему грозит штраф от 60 до 80 тысяч рублей. Такое же наказание предусмотрено за непредоставление сведений о последствиях несчастного случая и мерах, предпринятых для его предотвращения. В случае сокрытия подобных фактов наказание строже — штраф от 140 до 160 тысяч рублей.

Сокрытие нечастного случая (ст.8.9) обойдется предприятию в 5-10 тысяч рублей.

За нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда (ст.8.10) юридическое лицо заплатит от 70 до 100 тысяч рублей.

Ст.8.18 предусматривает ответственность работодателей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Подобные действия юрлиц караются штрафом в размере 30-50 тысяч рублей, а если они создали угрозу здоровью и жизни работников штрафные санкции составляют 60-70 тысяч рублей. Эксперты считают, что нормы этой статьи могут применяться к предприятиям, игнорирующим соблюдение мер по предотвращению распространения COVID-19. Например, к ответственности можно привлечь за отсутствие устройств по обеззараживанию воздуха или непроведение дезинфекции контрактных поверхностей.

Отдельного внимания заслуживает статья 8.20, посвящённая фактам повторного нарушения норм трудового законодательства. В Минюсте предлагают удвоить наказание для юридических лиц или ввести административный запрет на деятельность предприятия сроком до 30 суток. При этом правонарушение как повторное станет квалифицироваться в случае совершения его два и более раза по одинаковой статье.

И в заключении хочется отметить, что несмотря на торжество в новом КоАП трудовых прав и охраны труда в частности, несмотря на действительно значительные штрафы, если работодатель все же не сможет обеспечить приемлемые условия труда и это элементарно вынудит работников пойти на крайние меры, например, объявить забастовку, то наказание за принуждение к отказу от забастовки (ст.8.16) будет носить чисто символический характер. По этому нарушению прав работников предусмотрен действительно ничтожно малый штраф в размере 1-2 тысячи рублей. Кроме того, даже увольнение в связи с объявлением забастовки по ст.8.17 влечет штраф для должностных лиц в размере 4-5 тысяч рублей. Могут ли испугать такие штрафы? Вопрос риторический.

За что штрафуют трудовые инспекторы: полный список

  • к дисциплинарной ответственности, налагаемой на виновного по правилам ст. 192, 193 ТК РФ, в размерах или видах, определяемых локальным нормативным актом работодателя;
  • к административной ответственности. В частности, такая ответственность предусмотрена в ст. 6.3 КоАП РФ, «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», выразившееся в нарушении работником действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также, в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • ст. 6.6 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения», производимого работником в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе, при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению;
  • ст. 8.1-8.3 КоАП РФ, правонарушения, выраженные в несоблюдение обязанным работником экологических требований, в установленных законом сферах деятельности, а также, в нарушении правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде.
Читайте также:  Момент возникновения ОНС как объекта недвижимости

Трудовое законодательство содержит иные основания, определяющие ответственность работников за нарушение требований охраны труда. Например, ТК РФ (пп. «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ) предусматривает право работодателя расторгнуть трудовой договор в случаях установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (например, несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий. К сожалению, в РФ на производстве погибает очень много людей – больше, чем на автодорогах. Осознание данного факта вынудило законодателя включить указанную новеллу в ТК РФ.

Как отмечается в литературе, для того чтобы уволить работника по этому основанию, не обязательно ждать трагических последствий – достаточно факта создания реальной угрозы их наступления (например, явное превышение скорости водителем пассажирского автобуса).

Помимо этого, КоАП РФ предусматривает административное взыскание за самовольное прекращение работы либо оставление места работы, произведённое как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом, (ст. 20.26. «Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора»).

Следует заметить, что обширное пространство, занимаемое трудовыми и связанными с трудом, правоотношениями, подлежащее регулированию нормами трудового и связанного с ним законодательства, создаёт множество спорных ситуаций, как правило, разрешаемых в судебном порядке.

Одной из наиболее частых проблем является ситуация, когда работодатель, в силу разных причин, объективного или субъективного свойства своим распоряжением производит внутреннее перемещение работников в пределах одного производства, предприятия, деятельности.

При наличии спора и разрешении дел в суде, связанных с переводом на другую работу, необходимо иметь в виду, что отказ от выполнения работы при переводе, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу – прогулом.

  • Как узнать, почему отказали в ипотеке
  • Оценка имущества при разделе супругами
  • Ипотека в силу закона: понятие, условия возникновения
  • Образец договора купли-продажи автомобиля (ТС)
  • Образец досудебной претензии по покупке из Яндекс.Маркет
  • Новая статья на сайте: «Перевод земли из аренды в собственность», 21.07.2021
  • Новый материал в разделе «Образцы юридических документов», 18.07.2021 г.
  • Обновление в разделе «Советы юриста», 17.07.2021
  • Новая статья на сайте в разделе «Блог», 16.07.2021
  • Ответы на Ваши вопросы, 15.07.2021
  • Материалы, опубликованные за июнь 2021 года
  • Подборка материала за май 2021 года, 11.06.2021
  • Опубликованные материалы за апрель 2021 года, 01.05.2021
  • Подборка материала за март 2021 года, 01.04.2021
  • Юридические статьи за февраль 2021 года, 05.03.2021

Нарушения КоАП и размеры штрафов

До 31 декабря 2021 года в России действовал переходный период в отношении специальной оценки условий труда. Некоторым организациям разрешалось проводить ее поэтапно, другие пока что могли пользоваться результатами аттестации рабочих мест, проведенной ранее. Однако с 2021 года все эти послабления были ликвидированы: теперь каждая организация, которой уже исполнилось 12 месяцев, должна иметь корректно оформленные документы, подтверждающие выполнение СОУТ. При этом проводить спецоценку заново необходимо каждые пять лет. Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 17 426-ФЗ, процедура должна проводиться во внеплановом порядке.

В настоящий момент контролирующие органы уже ужесточили процедуру надзора за выполнением этих требований: предприятия, у которых в ходе плановой или внеплановой проверки обнаруживаются нарушения при СОУТ или даже отсутствие спецоценки, штрафуют по всей строгости закона. А с 2021 года, информирует Роструд, избежать штрафа за непроведение специальной оценки условий труда, станет практически невозможно.

Это связано с тем, что налагать санкции за непроведение спецоценки государственные ведомства будут в автоматическом режиме: сегодня состояние технических инструментов, необходимых для этого, вполне позволяет осуществить эту идею. Для этого будут использоваться две основных базы данных: государственная система учета результатов спецоценки и реестр юридических лиц и предпринимателей, в котором фиксируется дата регистрации компании. Если с этого момента прошло уже более 12 месяцев, и в систему учета не поступили сведения о выполнении СОУТ, на компанию налагается штраф, предусмотренный статьей 5.27.1 КоАП РФ. Учитывая размеры наказания за первичное, а главное, повторное нарушение, эксперты рекомендуют не откладывать в долгий ящик процедуру оценки, если по закону Вам необходимо ее пройти.

Регулярность проверок зависит от категории риска или определенного класса опасности деятельности организации:

Категория риска Регулярность
высокая 1 раз в 2 года
значительная 1 раз в 3 года
средняя не чаще 1 раза в 5 лет
умеренная не чаще 1 раза в 6 лет

К какой категории риска относится предприятие, можно узнать на сайте Роструда.

Классификация происходит в автоматическом режиме, исходя из данных о задолженностях по зарплате, травматизме на предприятии, численности сотрудников и некоторых других параметров.

Штрафы за нарушения правил охраны труда

Ранее ответственность за несоблюдение нормативов об ОТ регламентировалась ст. 5.27 КоАП. При этом сумма штрафных санкций составляла до пятидесяти тысяч рублей.

В наше время невыполнение обозначенных предписаний прописано в раздельных пунктах КоАП. Все они состоят из разных правовых нарушений, которые (как считает законодатель) относятся к категории существенных. Повысился уровень ответственности за их совершение. На пример, за неправильное оформление трудового соглашения могут налагать штраф до ста тысяч рублей.

Все новшества – это такой уникальный знак для руководителей, не выполняющих законодательные предписания: надзорные инстанции будут следить за деятельностью любой организации с большим усердием.

Ранее все нарушения требований ОТ являлись общими. То есть, инспектора выписывали штрафы по охране труда за все совершенные нарушения сразу же – как только проводились проверки. После того, как в законодательстве произошли определенные изменения, штрафные санкции начали начислять за все по отдельности.

Увеличение срока давности

Важным изменением также стало увеличение срока давности привлечения к административной ответственности с двух месяцев до одного года. Например, если предприятие нарушило установленные законодателем требования, юридическое или физическое лицо до наступления плановой проверки могло решить эту проблему. Работодатели не могли привлекаться к административной и иной ответственности, если все обнаруженные несоответствия не были найдены повторно более чем за два месяца до проверки, так как истекал срок давности. На сегодняшний день избежать ответственности не получится. Это невозможно, даже если нарушения устраняются сразу же после обнаружения. Работодателям необходимо проверять соблюдение всех законодательных норм о труде и охране труда. При обнаружении нарушений их нужно устранить незамедлительно, что позволит уменьшить риски привлечения к ответственности.

Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

  1. Дисциплинарная. Предусматривается для работников, указывается в Трудовом кодексе. К видам дисциплинарных взысканий относят замечание, а также выговор и увольнение. Порядок наложения санкций на работника указывается в трудовом законодательстве, а также в локальных нормативных актах (ПВТР – Правила внутреннего распорядка) и других документах.
  2. Материальная. Это также вид ответственности, который предусмотрен для работников. Применяется в случае, когда в результате противоправных деяний работника причинен материальный ущерб имуществу и имущественным интересам нанимателя. Работник обязан возместить только прямой материальный вред, а не упущенную выгоду. Материальная ответственность регулируется нормами трудового законодательства, а также ряда других актов.
  3. Административная. Вид ответственности, который может использоваться как в отношении физлиц, так и в отношении юридических лиц (для юрлиц чаще всего установлена административная ответственность в виде денежной санкции – штрафа).
  4. Уголовная. Предусматривается только для физических лиц (не только работников предприятий, но и должностных лиц: для специалистов по охране труда, для руководителей и других). Уголовная ответственность за нарушение требований ОТ является самой суровой, может предусматривать не только штрафы, но и лишение свободы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *