Приватизация земельных участков
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.
Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.
1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.
В России осуществляется крупнейшая в современной истории приватизация государственной и муниципальной собственности. Отличительная черта российской приватизации состоит в том, что она принципиально изменила социально-экономическую систему общества, создала качественную новую материальную основу общественного устройства. Образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции — все это является результатом приватизации.
Актуальность темы исследования. В целом процесс приватизации в России носит довольно противоречивый характер, т.е. приватизация имеет и свои «плюсы» и свои «минусы». К последним относится, что приватизация в России осуществлялась с множественными нарушениями и без того неидеального законодательства, что привело к ряду негативных экономических и социальных последствий.
Законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества отличается противоречивостью нормативно-правых актов и характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков, которые постоянно меняются.
В целом же приватизация государственного и муниципального имущества имеет огромное значение. Она затронула практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их. Приватизация государственной собственности была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей.
Степень изученности темы. По степени изученности данная тема относится к довольно тщательно изученной. Вопросам и проблема приватизации посвящено большое количество работ ученых экономистов, юристов, социологов, например, таких как: Белых В.С., Борисов А.Н., Камышанский В.П., Крусс В.И., Моисеева Е.В., Петров С.И. и др. работы некоторых из них использованы в данной курсовой работе.
Целью данной курсовой работы является изучение основных вопросов, связанных с приватизацией государственного и муниципального имущества.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
— дать определение приватизации и выяснить ее сущность;
— рассмотреть основные цели приватизации;
— определить, что входит в понятие объекта приватизации;
— рассмотреть кто является субъектами приватизации государственного и муниципального имущества;
— дать анализ нормативно-правовой базы процесса приватизации;
— изучить основные способы приватизации государственного и муниципального имущества;
— рассмотреть особенности отдельных видов государственного и муниципального имущества.
приватизация государственный муниципальный имущество
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Российская газета. 25.12.2013. № 137.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ( в ред. ФЗ от 17.07.2009 № 145-ФЗ)// Российская газета — от 20.07.2016 г.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ ( в ред. Федерального Закона от 27 декабря 2009 г. № 365-ФЗ)// Собрании законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147.
- Федеральный Закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. ФЗ от 7 мая 2009 г.) СПС «Консультант плюс»
- Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 11 июня 2008 г. № 84-ФЗ) // Российская газета от 10 января 2013 г. № 5.
- Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. №87 «Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества»// Российская газета от 2 марта 2006г.
- Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 № 432// СПС «Гарант»
- Борисов А.Н.., Гладких С.Р. Комментарий к Федеральному закону «о приватизации государственного и муниципального имущества». — М.: Юстицинформ, 2008. — 352с.
- Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ. Часть 2 под ред. Е.Ю. Валяв. М.: Спарк, 2016. — 815с.
- Гражданское право: Учебник. Т.1. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2005. — 776 с.
- Гражданское право: Учебник. Т.1 Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М.: Юристъ, 2005. — 625 с.
- Гражданское право: Учебник Под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гончало, — М.: НОРМА, ИНФРА — М, 2004. — 519 с.
- Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая Под ред. О.Н. Садикова. — М.: Изд-во «Проспект», 2006. — С.425.
- Гражданское право: часть первая: Учебник для вузов под ред. В.П. Камышанского. — М.: Эксмо, 2007. — С.656.
- Гусев А.Н. Гражданское право: Учебник: Т.1. — М.: ИНФРА — М, 2005. — С.454.
- Моисеева Е.В. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом Журнал российского права, 2006. № 4.
- Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в Российской Федерации Журнал российского права, № 2, 2007.
Планирование приватизации
Планирование приватизации государственного имущества является обязательной частью осуществления деятельности в данной сфере. Статьи 7-10 Федерального закона о приватизации регламентируют порядок составления прогнозного плана приватизации федерального имущества, разработки этого плана и создания отчета о выполнении этого плана. В соответствии с нормами документа прогнозный план приватизации утверждается Правительством РФ ежегодно, он должен содержать перечень государственных унитарных предприятий, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности и другого имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. Обязательно указывается характеристика каждого объекта и предполагаемые сроки его приватизации. Разработка прогнозного плана приватизации осуществляется в соответствии с направлением внутренней политики РФ. План направляется на утверждение в Правительство РФ органами исполнительной власти не позднее, чем за 8 месяцев до начала очередного финансового года. После утверждения прогнозный план приватизации направляется в Госдуму РФ, одновременно с ним направляется проект Федерального закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, прилагаются соответствующие материалы и документы. Отчет о выполнении прогнозного плана за прошедший год предоставляется в Государственную думу РФ не позднее 01 мая текущего года. В отчете указывается перечень приватизированных имущественных комплексов, акций ОАО и другого имущества с указанием способа приватизации, срока и цены сделки.
Статья 7. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества
1. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет.
В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.
2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде.
2.1. Внесение находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ осуществляется без внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации.
3. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.
Статья 9. Отчет о результатах приватизации федерального имущества
1. Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 мая, представляет в Государственную Думу отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год.
2. Отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год содержит перечень приватизированных в прошедшем году федеральных государственных унитарных предприятий, акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации, а также информацию в соответствии с формами отчетов об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет» одновременно с представлением в Государственную Думу.
Абзац третий пункта 2 статьи 9 утратил силу согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 293-ФЗ.
Способы приватизации государственного или муниципального имущества
С 2001 года применяются следующие виды приватизации государственного и муниципального имущества:
- Акционирование – предприятие, состоящее в государственной собственности, преобразовывают в акционерное сообщество.
- Безакционный способ – преобразование предприятия в ООО.
- Аукцион – продажа имущества на аукционной основе (кто больше).
- Конкурсная продажа акций – реализация имущества предприятиям или частным лицам на конкурсной основе.
- Торги на бирже.
- Продажа без объявления цены (осуществляют при отмене аукциона).
- Имущественный вклад в новосозданные стратегические акционерные общества (патронный завод «Вымлет», ВГТРК, и другие).
Некоторые особенности приватизации муниципальной собственности
Процедуры приватизации государственного и муниципального имущества очень схожи, но на муниципальном уровне имеются некоторые отличительные свойства.
Во-первых, наиболее знакомое гражданам оформление в собственность квартир осуществляется обычно как раз на уровне муниципалитета. Жилье, принадлежащее государственным организациям, конечно, существует, однако его не так много. Кроме того, ряд категорий государственных квартир или комнат вообще не подлежат приватизации. К примеру, квартиры в городках при воинских частях: офицеры там могут жить, в случае инвалидности или выхода на пенсию жилье за ними сохраняется, за членами семьи военного, погибшего при исполнении, квартира остается — но оформить в собственность ее, как правило, нельзя.
Во-вторых, на муниципальном уровне приватизации подвергается обычно имущество меньшей стоимости, чем на государственном. Поэтому здесь чаще практикуется продажа с аукциона.
Наконец, практически все земли сельхозназначения расположены на территории муниципальных сельских округов. Хотя часть таких земель и находится в государственной (в данном случае областной) собственности, существует и муниципальный земельный фонд. Приватизация земель такого фонда производится на основании актов, принятых местной властью.
В остальном процедуры приватизации государственного и муниципального имущества не различаются.
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
Итак, каков порядок и условия приватизации муниципальной собственности? Закон конкретно регламентирует порядок отчуждения гос. объектов в правомочие собственности обычных граждан, особенности приватизации. Правила планирования приватизации довольно просты.
Так, чтобы такое отчуждение было полностью законным, людям и организациям необходимо осуществить действия в следующем порядке:
- обозначение конкретного объекта недвижимости и установление формы владения для него;
- установление основания для бесплатной приватизации, если такое есть;
- подача заявление в уполномоченное учреждение, в управлении которого находиться объект;
- получение одобрения соответствующего органа;
- сбор документации для участия в процедуре;
- участие в процедуре;
- получение соответствующего соглашения с гос. учреждением;
- регистрации правомочия собственности в регистрирующем госоргане.
Каждое из вышеуказанных действий включает в себя проведение целого комплекса мероприятий, которые занимают определённое время. Не стоит надеяться на быстрое решение проблемы. Как правило, когда происходит приватизация жилых помещений муниципального жилищного фонда, то уходит полгода времени, а иногда ещё больше. Особенности приватизации заключаются в отчуждении объектов во владение обычных граждан.
Особенности приватизации таковы, что для начала необходимо определиться с объектом, что необходимо будет отчуждать от государства.
Рекомендуем ознакомиться:
Документы для приватизации земельного участка
Это может быть сделано следующими способами, которые зависят от обстоятельств:
- Лица, кому предоставлялось жильё соглашением о социальном найме, вправе приватизировать лишь соответствующую квартиру. Отчуждение жилья производится не только в пользу лица, с кем было заключено соответствующее соглашение, но и в сторону всех лиц, кто на данный момент обладает постоянной регистрацией по соответствующему адресу.
- Для тех, кто желает приватизировать земельный надел, который им выдавался для ведения подсобного хозяйства, позволяется произвести отчуждение лишь соответствующего земельного надела.
- Для тех, кто желает произвести отчуждение объекта платно, работают публичные онлайн-ресурсы, где отражаются все объекты, что имеются в ведении гос. учреждений и доступны к приватизации. Подробную информацию можно получить у соответствующих гос. учреждений.
Основание устанавливается лишь в тех случаях, когда объект недвижимости находится во владении соответствующих лиц. В таком случае основание владения также является необходимым обстоятельством для осуществления процедуры.
В целом процедура начинается с того, что заинтересованные лица подают заявление в соответствующие гос. учреждения о своём желании приватизировать тот или иной объект недвижимости.
В данном заявлении необходимо указать следующие сведения:
- данные лица, подающего заявление;
- сведения об объекте недвижимости;
- основание владения объектом (при наличии);
- прошение о приватизации.
После выдачи предварительного одобрения инициаторы процедуры приступают к оформлению документации, требуемой для приватизации.
Правила приватизации муниципальной квартиры
Как приватизировать муниципальную квартиру или как приватизировать комнату в муниципальной квартире? В отличие от предприятия или иного рода гос. имущества, квартиры, которые принадлежат муниципалитету, приватизируются в особом порядке. Такие квартиры, как правило, служат определённым целям жилищной политики государства или региональных властей. Если приватизация будет соответствовать таким целям, к примеру, целям сокращения жилого фонда, то, скорее всего, она пройдёт без проблем.
Так можно ли приватизировать муниципальную квартиру или можно ли приватизировать комнату в муниципальной квартире?
Приватизация муниципальной квартиры осуществляется в следующем порядке:
- лицам, кому законом полагается получить жильё от государства, передаётся муниципальное жилье внаём;
- с ними заключается соответствующее соглашение, где, кроме него, участвует и вся его семья;
- впоследствии лица подают заявление;
- после рассмотрения и одобрения приватизации с ними заключается соглашение о передаче жилища в правомочие собственности.
Итак, можно приватизировать муниципальную квартиру? Стоит отметить, что, как гласит положение о приватизации муниципального имущества, единоличная приватизация в подобных ситуациях невозможна.
Изменение долей не допускается. Однако некоторые члены семьи, что участвовали и которые уже достигли совершеннолетия, могут по своему усмотрению вовсе отказаться от участия в процедуре и, соответственно, от доли в квартире. Несовершеннолетние отказываться от приватизации не могут. Такое допускается лишь в исключительных случаях с дозволения органа по опеке муниципального района, где находится приватизируемое жилище.
Но можно ли приватизировать долю в муниципальной квартире? Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества определяют, что отчуждению подлежит имущество как целиком, так и в части, к примеру, приватизация комнаты муниципального района. Касательно регионов, необходимо изучить соответствующее положение о комиссии по приватизации муниципального имущества муниципального района.
Кто и что может приватизировать
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.
У кого есть право | Что могут приватизировать |
Граждане и индивидуальные предприниматели | Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости |
Юридические лица | Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость |
Федеральные и муниципальные объединения | Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее) |
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о приватизации
1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 43-ФЗ в пункт 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 7. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества
1. Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
2. Прогнозный план (программа) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.
3. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.
4. Акции открытого акционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», открытого акционерного общества, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона.
Приватизация каких предоставленных гражданам участков запрещена?
Не все государственные наделы можно приватизировать. В Земельном кодексе РФ приведен перечень участков, которые граждане не имеют права оформить в личную собственность.
К таким наделам принадлежат:
- изъятые из оборота. Это территории, на которых расположены заповедники, парки. Входят в данный список также земли стратегического назначения, наделы, использующиеся для захоронения граждан и воинов. Изымаются из оборота участки, которые обладают особым значением для безопасности страны;
- ограниченные в обороте. Это земли лесного, водного фонда, которые находятся под охраной. Также сюда относятся участки, используемые для нужд учреждений связи, транспортных организаций. Наделы, расположенные в границах закрытых административно-территориальных образований, также считаются ограниченными в обороте.
Действующим законодательством установлен ряд ситуаций, при которых землю, находящуюся в ограниченном обороте, разрешается приватизировать.
Для чего нужна приватизация имущества
С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.
Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.
Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:
- повышения эффективности работы или использования объектов;
- снижение зависимости от бюджета страны;
- увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений;
- ликвидация долговых обязательств за счет покупателей;
- работа по снижению доли монополий;
- стимулирование рынка кредитования.
В процессе перевода имущества государства и муниципальной собственности в частные руки все этапы строго регламентированы.
Чтобы стать собственником имущества муниципалитета или из госфонда, необходимо пройти следующие шаги:
- Этап планирования будущих мероприятий.
- Разработка акта, который послужит основой для проведения приватизации с передачей имущества частным лицам.
- Этап оформления приватизационных действий. Приняв заявку, официальный орган власти определяет принадлежность имущества, указанного в заявлении, и рассматривает вопрос о допустимости приватизации, с уточнением условий, на которых собственность может быть передана заявителю.
- Мнение муниципалитета обязательно согласовывают на уровне российского правительства, принимающего окончательное решение о передаче имущества заявителю.
Процесс приватизации не предполагает предложений нескольких объектов на выбор заявителя. Например, при передаче земли муниципалитет не предлагает несколько вариантов участков заинтересованным лицам, и настаивать на ином порядке переоформления нет смысла.
Читайте так же: как проходит приватизация земли под частным домом.
Если, по мнению желающего участвовать в приватизации в действиях муниципалитета усматриваются нарушения законов, оспаривать их предстоит только в судебном порядке, без каких-либо гарантий на успешное рассмотрение дела.
В целях обособленного учета доходов от приватизации иного имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, предусмотрен код классификации доходов бюджетов 000 1 14 13000 00 0000 000 «Доходы от приватизации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» (с соответствующими подстатьями, элементами кода вида доходов бюджетов).
По коду классификации доходов бюджетов 000 1 14 13020 02 0000 410 «Доходы от приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в части приватизации нефинансовых активов имущества казны» отражаются доходы от приватизации иного имущества, находящегося в региональной собственности, в части приватизации нефинансовых активов имущества казны.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: