Оформление лицензии на отходы I-IV класса опасности в Рязани

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление лицензии на отходы I-IV класса опасности в Рязани». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора. Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.

Сроки и стоимость лицензирования

Заявку на выдачу лицензии Росприроднадзор рассматривает 45 рабочих дней.

Если необходимо переоформить разрешение из-за изменения места деятельности или расширения перечня работ, то рассмотрение заявки займет 30 дней.

Другие сроки рассмотрения обращений в Росприроднадзор по поводу лицензионного разрешения:

  • Прекращение легитимности лицензионного документа – 10 дней.
  • Принятие решения о выдаче копии или дубликата лицензии – 3 дня.
  • Предоставление развернутой информации по конкретной лицензии – 5 дней.
  • Принятие решения в течение 10 дней в случаях:
    • реорганизации предприятия;
    • смены фактического адреса организации;
    • смены ФИО или реквизитов удостоверяющего личность документа;
    • прекращения одной из видов деятельности, внесенных в лицензию.

Региональный оператор по обращению с ТКО

Регоператором может стать только юридическое лицо любой организационно-правовой формы. Оно должно соответствовать следующим требованиям:

  • Зарегистрировано в РФ;
  • Заниматься деятельностью по обращению с ТКО;
  • Иметь лицензию на работу по сбору, транспортированию, сортировке, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

Услуги регионального оператора оплачиваются собственниками ТКО. На оператора возлагается ответственность за размещение контейнеров на площадках, сбор и дальнейшую обработку и утилизацию ТКО. Он обеспечивает переработку мусора, вывозя его на законные объекты по обращению с отходами. Также в обязанности единого операторов входит контроль за ликвидацией незаконных свалок.

Компания-оператор устанавливает тарифы на вывоз мусора, а местные органы власти регулируют стоимость услуг. Тарифной компанией субъекта федерации определяются предельные тарифы. Если собственники ТКО считают, что стоимость услуги завышена, они могут подать жалобы в Роспотребнадзор, Антимонопольный комитет и другие контролирующие органы.

Так как услуга по обращению с ТКО коммунальная, она может индексироваться 1 января и 1 июля каждого года.

Справедливость определения нормативов потребители услуг могут проверить, запросив данные о результатах замеров и экономических выводов в местной администрации. При выявлении нарушений, тарифы можно оспорить, обратившись в прокуратуру или ФАС.

При неправильном начислении стоимости услуги, ее можно пересчитать, написав требование в управляющую компанию. Потребитель предоставляет свои данные и данные оператора, объясняет суть претензии. Согласно Постановления Правительства № 416, срок рассмотрения жалобы – 3 дня. При игнорировании обращения, следует уведомить об этом региональную Госжилинспекцию.

Пошаговая инструкция закупки услуг по вывозу ТБО

Для выбора исполнителя условий контракта по вывозу ТБО по 44-ФЗ могут использоваться конкурентные способы либо заключается соглашение с единственным поставщиком в 2020 году. При проведении конкурентных торгов заказчикам рекомендуется использоваться такую последовательность действии:

  • Описание предмета тендера.

Для этого покупателю важно точно представлять, какой вид отходов должен вывозиться с его территории. Иными словами, ему нужно понимать разницу между твердыми бытовыми (ТБО) и твердыми коммунальными отходами (ТКО):

  • ТБО представляют собой ежедневно образующийся бытовой мусор. Данную категорию принято разделять на биологические отходы, или остатки пищи и растений, и небиологические, а именно пластик, текстиль, стекло, целлюлозу.
  • ТКО являются мусором, скапливающимся в жилых и нежилых помещениях, сюда же относятся товары, более не отвечающие требованиям потребителя. В данную категорию включаются и отходы, появившиеся во время хозяйственной деятельности юридических лиц.

Понятие ТКО установлено законом 89-ФЗ. Также данный законодательный акт определяет такие коммунальные услуги, как вывоз, ликвидация мусора. По актуальным нормам любой вывозимый мусор может обозначаться исключительно как «твердые коммунальные отходы».

  • Подготовка ТЗ для исполнителя.

Главной задачей заказчика во время составления технического задания является корректное установление класса опасности вывозимых отходов. На данный момент закон фиксирует такие классы для ТКО:

  1. Чрезвычайно опасные, характеризующиеся критическим уровнем опасности, а именно отходы, содержащие ртуть, минеральные масла, терфенилы.
  2. Высокоопасные: аккумуляторы, батарейки, отходы свинца, нефть.
  3. Умеренно опасные: дизельное топливо, цементная пыль, ацетон.
  4. Малоопасные, отличающиеся низкой степенью опасности, то есть строительный мусор, ТБО, отходы от асфальта.
  5. Неопасные, от которых уровень угрозы окружающей среде очень низкий: древесина, керамические предметы, пищевой мусор.
Читайте также:  Очередность платежа в платежном поручении в 2020 году

Разница между ТБО и ТКО: какие отходы относятся к коммунальным

Лицензия на твердо-коммунальные отходы отличается видами мусора ТБО от ТКО. Так, например, к бытовому мусору относится все то, что остается или выбрасывается на свалку в результате бытовой жизнедеятельности. Коммунальными отходами является все, что становится в результате потребления физическими лицами, в частности, товары, утратившие свои физические свойства. Следует четко понимать, в чем состоит разница между ТБО и ТКО, так как лицензия подразумевает разные требования к лицензиатам, их оборудованию для переработки и утилизации. Рассмотрим твердые коммунальные отходы, что к ним относится:

  • любые электрические приборы и устройства;
  • пищевые отходы;
  • пакет и упаковки;
  • мебель;
  • тара из-под разных бытовых средств.

Понятие твердых бытовых отходов не включает снег или лед, аккумуляторы и батарейки, ртутные лампы, отходы от строительства и результат жизнедеятельности животных.

Какие отходы относятся к твердым коммунальным, и что с ними будет делать региональный оператор?

С законодательной точки зрения, ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аналогичные по составу, которые образуются в жилых помещениях.

Проще говоря, региональными операторами от населения будут вывозиться пищевые отходы и упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты и смёт из жилища, домашние растения и крупногабаритные отходы. К последним относятся пришедшие в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих ламп.

Услугу Регионального оператора по обращению с ТКО оплачивает собственник твердых коммунальных отходов: население – собственники помещений в МКД и хозяева частных домо­владений, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на данную услугу?

Можно выделить 3 основных фактора, появление которых непосредственно влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО.

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф Регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления Регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации, теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в т.ч. с населения.

Во-вторых, Региональный оператор является плательщиком НДС – налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы Регоператора добавится еще 18% НДС.

Третьим фактором, который влияет на рост стоимости услуги по обращению с ТКО, является сбытовая надбавка Регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.

Кто может получить лицензию

Лицензия выдается как юридическим, так и физическим лицам, имеющим статус индивидуального предпринимателя. Следует помнить, что срок, в течение которого рассматривается заявление о предоставлении права утилизации твердых бытовых отходов, может составлять несколько недель и даже месяцев. При этом в ходе рассмотрения заявки допускаются процедуры проверки штата организации на соответствие всем заявленным требованиям и нормам.

Кроме того, лицензия на ТБО обязывает предоставить учредительный договор компании, а также свидетельство о внесении любых изменений в учредительные документы, составленные и зарегистрированные в установленном порядке. Также необходимо свидетельство о регистрации, постановке на учет в качестве юридического лица и коды Госкомстата. Кроме того, для лицензирования деятельности с твердыми бытовыми отходами необходимо предоставить справки, подтверждающие уплату в полном размере лицензионного сбора за рассмотрение и изучение заявки.

Условия размещения отходов 1-4 классов опасности

Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так законодатель запретил:

  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение отходов I — IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
  • ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
  • захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.
Читайте также:  Сколько платят за героя России в месяц в 2022 году

Рассмотрение заявления и реестр лицензий

Согласно п. 7 ст. 13 закона № 99-ФЗ в день обращения (отправки через интернет) заявитель получает на руки копию описи (электронное уведомление) с датой принятия (получения) его заявительных документов.

В течение 3 дней со дня принятия документов должностное лицо Росприроднадзора:

  • решает, оставить ли их для дальнейшего рассмотрения;
  • при выявлении нарушения требований положения № 1062 к оформлению документов вручает заявителю уведомление о необходимости их устранения;
  • возвращает документы с мотивированным отказом.

Если должностное лицо убедилось, что представленные документы оформлены надлежащим образом и информация, содержащаяся в них, полная, то в течение 45 дней оно проверяет соблюдение лицензионных требований, достоверность сведений и т. д.

В течение 2 дней по окончании проверки готовится проект приказа о выдаче либо отказе в выдаче лицензии.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

  • недостоверная или искаженная информация в документах;
  • несоответствие заявителя лицензионным требованиям.

В ст. 12 закона № 89-ФЗ установлены требования к объектам размещения отходов:

  1. Строительство полигонов ТБО происходит в строгом соответствии с требованиями экологического, градостроительного и иного законодательства. Необходимо получить лицензию на полигон ТБО(то есть деятельность по хранению отходов).
  2. Собственники территорий размещения отходов должны постоянно мониторить и контролировать уровень загрязнения окружающей среды, проводить работы по ее восстановлению.
  3. Объекты (полигоны ТБО и другого вида мусора) вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) территориальными органами Росприроднадзора.
  4. Вывозить отходы можно только на свалку, включенную в ГРОРО.
  5. П. 5 ст. 12 закона № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и т. д.

Возгорание ТБО на полигонах рассматривается как аварийный выброс в атмосферу загрязняющих веществ. В случае его возникновения согласно Временным рекомендациям, утв. Минэкологии РФ от 02.10.1992:

  • рассчитываются выбросы и, исходя из них, сумма иска к виновнику выброса в защиту пострадавших природных ресурсов;
  • организации, предприниматели и должностные лица, виновные в возгорании, привлекаются к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Обязательность лицензирования

До середины 2021 года лицензирование транспортировки отходов не требовалась. Законодатели вернулись к 2013 году, когда в сфере обращения с отходами произошли некоторые упрощения и послабления законов.

Но либерализация не дала позитивного результата, поэтому сегодня лицензирование деятельности по вывозу и другой деятельности с отходами с 1, 2, 3 и 4-го классов опасности обязательно.

Обязательность лицензирования сбора и транспортирования данного сырья обусловлена законом №99- ФЗ. Больше о лицензировании сбора мы рассказывали тут.

Заказчик или потребитель услуг имеет право потребовать от перевозчика всю информацию о лицензии:

  • номер;
  • срок действия;
  • данные об органе, выдавшем документ.

Отсутствие лицензии является нарушением закона.

Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Отходы делят на пять классов по степени опасности для природы.

Первый класс — это чрезвычайно опасные отходы, например, ртуть. Пятый — практически неопасные — остатки еды, кассовые чеки, опилки.

Предприниматель обязан определить класс отходов от своей деятельности. Так нужно, чтобы оператор знал, как вывозить и утилизировать отходы из конкретного помещения.

Чтобы определить класс опасности, обращаются в специальную лабораторию, там делают биотестирование. Исследованиями занимаются коммерческие организации. Их можно найти в интернете по запросу «где сделать биотестирование отходов».

Если отходы от деятельности предпринимателя относятся к классам с первого по четвёртый, нужно получить паспорт отходов. Если к пятому — протокол биотестирования.

Паспорт и протокол тестирования предприниматель хранит у себя. Если придут с проверкой из Росприроднадзора, спросят именно эти документы.

В санпинах по некоторым видам деятельности есть пункты, как хранить мусор, и даже требования к уличным контейнерам. Хранение зависит от того, насколько опасен мусор для сотрудников и клиентов. Обязанность хранить мусор по санпинам не получится переложить на собственника помещения.

Читайте также:  Какая отчетность меняется с 2023 года

СП 2.1.2.3304-15

Уличные контейнеры для сбора мусора делают с закрывающимися крышками. Под контейнером — твёрдое водонепроницаемое покрытие. Вокруг — непродуваемое ограждение. Контейнер ставят не ближе 25 м от спортивной площадки, если она на улице.

В помещении ставят мусоросборники. Их очищают при заполнении на ⅔ объёма.

СП 2.3.6.1066-01.

Для сбора пищевых и непищевых отходов устанавливают разные контейнеры. Под контейнером — твёрдое покрытие.

Контейнеры закрываются крышками. Расстояние от магазина — не меньше 25 м.

Уличные контейнеры и мусорки внутри магазина очищают при заполнении на ⅔ не реже раза в сутки. В тёплое время года контейнеры и мусорки дезинфицируют.

Мусорка в помещении должна быть из металла или пластмассы с педалью и крышкой.

СанПиН 2.1.2.2631-10

В парикмахерской отводят отдельную комнату или место для хранения метлы, мусора и волос.

Остриженные волосы собирают в закрывающийся совок сразу после стрижки и складывают в полиэтиленовый пакет или мешок из крафт-бумаги. Мешок перевязывают, а потом выкидывают вместе с ТКО. Второй раз мешки использовать нельзя. Вытряхивать волосы в бак тоже.

Старые люминесцентные лампы, лампы солярия и бактерицидные лампы хранят в упаковках в подсобном помещении. Выкидывать вместе с бытовыми отходами нельзя.

Индивидуальный договор на вывоз твердого бытового мусора – бумага, посредством которой регулируется порядок утилизации мусора между жильцами и исполнителем. В соглашение могут быть включены условия по:

  • транспортировке отходов до места хранения;
  • последующей утилизации.

Второй пункт рассматривается в отдельном порядке между жильцом и транспортной компанией. Документ закрепляется в письменной форме, в двух экземплярах. Один остается на руках заказчика, а другой – у исполнителя.

Вывоз нужен для того, чтобы отходы не загрязняли окружающую территорию и экологию. Так как граждане не могут осуществлять это самостоятельно, данная обязанность делегирована сторонним организациям.

Лицензия на вывоз ТБО отменена?

До 1 июля 2021 года лицензия на право вывоза ТБО была отменена.

Но с этого дня, после внесения изменений в ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления», лицензию должны приобрести все компании, планирующие заниматься вывозом твердых бытовых отходов.

Теперь нарушителям этого закона грозит штраф и другие наказания.

Получить лицензию имеет право организация или ИП, заключившая договор на вывоз ТБО. Учитывается класс опасности отходов. Роспотребнадзор выдает разрешительные документы на пять лет.

Прежде чем выдать лицензию, предприятие проверяют на:

  • наличие оборудования и возможностей для выполнения работ по вывозу мусора;
  • возможность обеспечения безопасности и экологичности всех этапов работы.

Среднестатистический горожанин в нашей стране производит за год примерно 350 кг бытовых отходов.

Такой утиль делят на следующие группы:

  1. Наносящие вред природе в силу длительного срока разложения. Это небиологические виды мусора — пластик, стекло, текстиль, резина, упаковочные и строительные материалы.
  2. Не наносящие вред природе и человеку. Это биологические отходы — растительные и пищевые.

Внимание! Лицензия необходима вне зависимости от вида перевозимого мусора. Это нужно знать каждому, кто собирается производить вывоз ТБО.
В зависимости от опасности отходы делятся на 5 типов. Особо опасные — это представители 1 и 2 классов. К ним относятся нефтепродукты, отходы химической промышленности и машиностроения.

К 3 и 4 классу относят твердые бытовые отходы, разлагающиеся за срок от 3 до 30 лет и не несущие никакого особого вреда окружающей среде.

5 класс — это бытовые отходы, совершенно безвредные для человека и природы.

Лицензия на вывоз ТБО

Документ, разрешающий деятельность по вывозу твердых бытовых отходов, содержит следующую информацию:

  1. Название органа, выдавшего лицензию.
  2. Дата и номер.
  3. Виды работ и классы отходов.
  4. Данные лицензиата, как юридического или физического лица.
  5. Срок действия документа.
  6. Печать и подпись.

Разрешение сопровождает список отходов с разделением по классам и снабженный кодами. Все отходы указаны в особой таблице, вид работ по каждому классу и название региона, где будет проходить деятельность.

Все листы заверены подписью и печатью. Так как лицензия — это бланк строгой отчетности, то она имеет серию и номер.

Лицензия выдается не только на вывоз мусора, но и на другие виды работ, предусмотренные законом:

  • сбор отходов;
  • перевозка;
  • утилизация;
  • обезвреживание;
  • переработка;
  • размещение;
  • использование.

Один бланк лицензии используется для выдачи разрешений на все виды работы, но в документе конкретизируются лишь те виды, которыми намерен заниматься заявитель.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *