Льготы по НДС: особенности проверки деклараций
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы по НДС: особенности проверки деклараций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под необлагаемыми операциями понимают следующие. Это операции, которые в соответствии со статьей 146 НК РФ являются объектом обложения налогом, однако в соответствии со статьей 149 НК РФ от него освобождены. Их следует отражать в разделе 7 декларации по НДС. Напомним, что порядок заполнения декларации утвержден приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.
Составляем реестр подтверждающих обоснованность применения льгот документов
В соответствии с Рекомендациями «льготники» представляют пояснения в виде реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы (приложение 1 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@).
Порядок истребования таких документов одинаков для всех категорий налогоплательщиков вне зависимости от их принадлежности к группе налогового риска. Напомним, уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2»с учетом результатов предыдущих проверок (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@). Различают три группы:
-
налогоплательщики с низким налоговым риском – они ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем;
-
налогоплательщики с высоким налоговым риском – они обладают признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами, не имеют достаточных ресурсов (активов) для ведения соответствующей деятельности, не исполняют свои налоговые обязательства (исполняют в минимальном размере);
-
налогоплательщики со средним налоговым риском – оставшиеся (не включенные в группы с высоким или низким налоговым риском) налогоплательщики.
Обязанности плательщика НДС в период освобождения от его оплаты
Несмотря на разрешение не выплачивать НДС, не выставлять покупателям счета-фактуры, а значит и не сдавать соответствующие декларации, у налогоплательщиков все же остаются некоторые обязанности. А именно, они должны:
- вести книгу продаж и покупок;
- вести журнал счетов-фактур;
- выставлять контрагентам счета-фактуры по отгрузкам с пометкой «без НДС»;
- выставлять счета-фактуры с выделенной суммой по налогу;
- выплачивать НДС, если товар ввозиться из-за пределов РФ;
- исполнять обязанности налогового агента по НДС;
- заполнять и предоставлять местным налоговым специалистам декларацию за те кварталы, в которых НДС применялся.
Необходимо строго следить за выполнением этих операций, поскольку в случае обнаружения контролирующим органами пренебрежения к ним, может последовать административное наказание в виде штрафов.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ КНП проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Таким образом, налоговики могут провести проверку любой представленной хозяйствующим субъектом декларации по НДС.
Более того, контролирующие органы отмечают в своих разъяснениях, что камеральной проверке должны подвергаться все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления (Письмо ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648).
Об этом же говорит арбитражный суд (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 16086/06, ФАС СЗО от 24.02.2010 по делу N А42-3884/2009).
В декларации заявлена льгота
В соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении КНП налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Вначале разберемся, что понимается под льготой. Обратимся к п. 1 ст. 56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Что касается НДС, то перечень льгот по нему установлен в п. п. 1 — 3 ст. 149 НК РФ.
Следует отметить, что согласно п. 5 ст. 149 НК РФ предприниматель вправе отказаться от льгот по операциям, поименованным в п. 3 указанной статьи. Для этого в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование, необходимо представить соответствующее заявление.
Такой отказ (или приостановление) возможен только в отношении всех осуществляемых ИП операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Также не допускается отказ или приостановление от налогообложения операций на срок менее одного года.
Итак, какие же документы налоговики при этом могут запросить?
Способы представления документов
В соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы на бумажном носителе представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. При этом не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Следует отметить, что расходы предпринимателя по изготовлению и доставке документов, которые были истребованы в порядке ст. 93 НК РФ, налоговый орган возмещать не обязан.
Дело в том, что на основании п. п. 2, 4 ст. 103 НК РФ инспекция должна возмещать лишь те убытки, которые хозяйствующий субъект понес в связи с неправомерными действиями должностных лиц налогового органа. Истребование документов в рамках КНП, как мы убедились выше, в определенных случаях правомерно, следовательно, налоговый орган не совершает ничего противоправного, и расходы по изготовлению копий документов несет налогоплательщик.
Схожая точка зрения содержится в Письме УМНС России по г. Москве от 15.10.2003 N 11-11н/57302.
Отказ от льготы по НДС
Оказывается, отказаться от налоговых послаблений вполне возможно. А такие ситуации время от времени возникают. Может оказаться, что предприятию пользование льготами становится невыгодным. Достаточно пройти специальную процедуру и выполнить некоторые действия, чтобы от них отказаться:
- Сформировать перечень тех операций, что дают право на применение льготы, и представить его в налоговый орган. Обратите внимание: вы не сумеете отказаться от льготы только на одну какую-то операцию (или несколько по выбору) – лишь на все сразу. Поскольку отказ оформляют как минимум на год, принимают его в самом начале отчетного периода. К этому времени организации следует определиться с целесообразностью такого решения, чтобы суммарно налог на ввозимые товары, уплачиваемый поставщиком, не оказался больше размера налога, заплаченного им же за продажу этих товаров на территории РФ. Или, к примеру, управляющие компании в сфере ЖКХ часто от льготы этой отказываются.
- Написать заявление и обязательно в нем указать все виды товаров, услуг и операций, которые позволяют иметь освобождение от НДС. Передать его в налоговый орган не позднее начала квартала. Если подать его после квартала, когда НДС принят к вычету, закон нарушен не будет. Совсем необязательно лично доставлять заявление, можно воспользоваться почтовой (с уведомлением) или электронной связью. Форма заявления не является унифицированной, так что пишут его в свободной форме.
- Спустя год, процедуру повторить. Потому что именно на 12 месяцев оформляется отказ. Как только срок истекает, налоговая инспекция льготы пересматривает.
Соответствующие инстанции вынесут положительное решение, если:
- на предприятии применяется общий налоговый режим без всяких льгот;
- все товары и услуги облагаются НДС;
- оприходованы те из них, что уже куплены;
- поставщик уже предоставил счет-фактуру, правильно оформленную и проведенную по бухгалтерским документам.
Иначе в полном соответствии с действующим законодательством привилегии начнут действовать.
Отказ от льгот по НДС
Перед применением льготы по НДС или отказа от неё, следует проанализировать экономический эффект по каждому решению. Отказ распространяется на все сделки освобождаемого вида деятельности.
Отказ от применения освобождения по НДС в части всех операций или только некоторых видов требует представления заявления в произвольной форме в ИФНС по месту регистрации не позднее 01 числа налогового периода, применяемого к отказу. В заявлении необходимо указать перечень операций, налоговый период начала действия отказа и его срок. Отказ действует не менее 1 года, но можно более.
Отказу не подлежит:
- предоставление в аренду помещения на территории РФ иностранной организации или гражданину, имеющим аккредитацию в РФ (п. 1 ст. 149 НК РФ);
- реализация, согласно пункту 2 ст. 149 НК РФ.
Случается так, что в интересах компании было бы лучше не применять льготу. От льгот можно и отказаться, если соблюсти некоторые требования:
- Отказываться от льготного НДС только по отношению к операциям, включенным в список пункта 3 статьи 149 НК РФ;
- Не применять льготу ко всем сделкам, не только проводимым с каким-то отдельным клиентом;
- Не использовать льготу минимум 12 месяцев, на меньший промежуток времени отказываться от нее нельзя;
- Документально оформить отказ в ФНС в свободной форме до первого числа квартала, по наступлении которого НДС перестает начисляться. Наказания за подачу заявления после этого квартала не предусмотрены, но обязательно нужно платить НДС и не нарушать условия:
- товар, услуга, работа оплачивались для проведения сделок, на которые начисляют НДС;
- они были оприходованы;
- продавец выставил счет-фактуру.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1: ИП заявил о правах на льготу по НДС и выставил счет-фактуру, принимается ли НДС к вычету?
Ответ: Нет. Чтобы иметь право на вычет, нужно полностью отказаться от налоговых льгот. Об этом сказано в письме Минфина РФ от 19.09.2013 No 03-07-07/38909.
Вопрос №2: Можно ли отказаться от льгот по НДС на полгода, предприятию это будет выгодно в течение именно этого срока?
Ответ: Нет, отказ возможен на срок от 1 года (больше, чем на год, отказаться возможно; на срок менее года — нельзя).
Вопрос №3: Компания занимается экспортом продукции и реализацией ее на территории РФ, можно ли отказаться от льгот по НДС в отношении только одного направления деятельности?
Ответ: Нет, льгота на НДС не должна применяться ко всем видам деятельности, начиная с момента отказа от налоговой льготы.
Налоговые льготы по НДС. Кто может быть освобожден от уплаты НДС
Несмотря на разрешение не выплачивать НДС, не выставлять покупателям счета-фактуры, а значит и не сдавать соответствующие декларации, у налогоплательщиков все же остаются некоторые обязанности. А именно, они должны:
- вести книгу продаж и покупок;
- вести журнал счетов-фактур;
- выставлять контрагентам счета-фактуры по отгрузкам с пометкой «без НДС»;
- выставлять счета-фактуры с выделенной суммой по налогу;
- выплачивать НДС, если товар ввозиться из-за пределов РФ;
- исполнять обязанности налогового агента по НДС;
- заполнять и предоставлять местным налоговым специалистам декларацию за те кварталы, в которых НДС применялся.
Необходимо строго следить за выполнением этих операций, поскольку в случае обнаружения контролирующим органами пренебрежения к ним, может последовать административное наказание в виде штрафов.
Ближе к концу 12-месячного периода освобождения от НДС, налогоплательщик должен определиться с дальнейшими планами. Если он хочет продлить его, то нужно действовать по старой схеме, то есть вовремя обратиться в налоговую службу с тем же необходимым пакетом документов. В числе прочего, налоговые специалисты проведут проверку на предмет того, не было ли за предыдущие налоговые периоды превышений по условиям освобождения от НДС.
Если по каким-то причинам возникла необходимость вернуться к выплатам НДС, то надо снова обратиться в местную налоговую службу, чтобы подать туда заявление об отказе от освобождения от НДС. Причем сделать это добровольно раньше истечения годового периода, на который оно было получено, невозможно.
Порядок представления декларации
Сейчас бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера» вы можете купить на 9 месяцев всего за 10 980 рублей вместо 16 980 рублей. То есть вы получите скидку 6 000 рублей и доступ к бератору на 3 месяца в подарок.
У вас будет:
- Бератор
«Практическая энциклопедия бухгалтера» - Материалы электронного журнала
«Нормативные акты для бухгалтера» - Материалы электронного журнала
«Практическая бухгалтерия» - Онлайн-сервисы «Учетная политика» и «Алгоритмы для бухгалтера»
Просто заполните форму, и мы вышлем вам на почту письмо с льготным счетом.
Декларация по НДС предоставляется в ИФНС по месту учета головной организации. Составлять и сдавать декларации по местонахождению обособленных подразделений не нужно (п. 5 ст. 174 НК).
Декларация по НДС включает:
- титульный лист;
- раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика»;
- раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента»;
- раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 – 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации»;
- приложение 1 к разделу 3 «Сумма налога, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за истекший календарный год и предыдущие календарные годы»;
- приложение 2 к разделу 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, и суммы налога, подлежащей вычету, иностранной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои подразделения (представительства, отделения)»;
- раздел 4 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена»;
- раздел 5 «Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)»;
- раздел 6 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена»;
- раздел 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев»;
- раздел 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период»;
- приложение 1 к разделу 8 декларации «Сведения из дополнительных листов книги покупок»;
- раздел 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период»;
- приложение 1 к разделу 9 декларации «Сведения из дополнительных листов книги продаж»;
- раздел 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период»;
- раздел 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период»;
- раздел 12 «Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации».
Титульный лист и раздел 1 сдают все фирмы. Остальные разделы декларации заполняют, если за отчетный период у фирмы были соответствующие операции.
Так, раздел 2 заполняют только те фирмы, которые в отчетном периоде выступали в роли налоговых агентов.
В декларацию включают сведения из книги покупок и книги продаж. Если налогоплательщик или налоговый агент ведет посредническую деятельность, он берет сведения из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. При этом в декларации указываются сведения только в отношении посреднической деятельности.
Если неплательщик НДС выставил счета-фактуры с выделенной суммой налога, он использует для декларации информацию, указанную в этих счетах-фактурах . Так же должен поступить и плательщик НДС, выставивший счет-фактуру при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению. Они заполняют титульный лист, раздел 1 и раздел 12 декларации.
Раздел 1 заполняют после подготовки других разделов, причем в нем учитывают начисления и вычеты НДС как по внутренним, так и по экспортным операциям.
Если фирма в отчетном квартале не совершала операций, облагаемых НДС, в этом случае сдается нулевая налоговая декларация. В этом случае достаточно заполнить титульный лист и раздел 1.
Речь идет об изменениях, внесенных в НК РФ федеральными законами от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 26.07.2019 N 211-ФЗ, от 26.07.2019 N 212-ФЗ.
Сообщается, что до внесения соответствующих изменений в приложение N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации налогоплательщики вправе отразить в разделе 7 за соответствующие налоговые периоды следующие коды операций:
1011450 — подпункт 19 пункта 2 статьи 146 НК РФ (передача недвижимости на безвозмездной основе в государственную казну);
1011451 — подпункт 20 пункта 2 статьи 146 НК РФ (безвозмездная передача имущества для научных исследований в Антарктике);
1011207 — подпункт 3.2 пункта 3 статьи 149 НК РФ (осуществление некоторых банковских операций);
1011208 — подпункт 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ (услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами).
В письме приведены также сроки вступления в силу новых положений НК РФ, внесенных указанными выше федеральными законами.
Решение Федеральной налоговой службы от 21 января 2014 г. N 162
Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации получена апелляционная жалоба Х (далее — налогоплательщик, заявитель, Учреждение) на решение Межрайонной ИФНС России по субъекту Российской Федерации (далее — инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.11.2013.
В ходе рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), установлено следующее.
При проведении камеральной налоговой проверки уточненной (номер корректировки — 2) налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2012 года, представленной налогоплательщиком 24.06.2013, выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, о чем в порядке ст. 100 НК РФ составлен акт камеральной налоговой проверки от 08.10.2013.
На основании ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 25.11.2013 о привлечении Учреждения за совершение налогового правонарушения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 3500 руб. (с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения).
При использовании спецрежимов отдельного порядка оформления льготы по НДС не предусмотрено. Сам по себе переход на особый режим уже дает освобождение от этого налога. Далее бизнесмену необходимо только контролировать соблюдение ограничений: по составу учредителей, выручке, численности и т.п.
Спецрежимы не всегда позволяют полностью освободиться от НДС. При использовании УСН, ЕНВД и ПСН этот налог нужно платить в следующих случаях:
- при импорте товаров
- для налоговых агентов
- если бизнесмен ведет общий учет в рамках товарищества
До 2019 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, не являлись плательщиками НДС. С 01.01.2019 ситуация поменялась: бизнесмены на ЕСХН признаются налогоплательщиками НДС в общем порядке.
Плательщики сельхозналога смогут получить освобождение от НДС в следующих случаях:
- начало применения ЕСХН приходится на 2019 год;
- ЕСХН применялся и раньше, за 2018 год выручка не превысила 100 млн рублей (за 2019 год — 90 млн. рублей, за 2020 год — 80 млн. рублей, за 2021 год — 70 млн. рублей, за 2022 и последующие годы — 60 млн. рублей).
«Микробизнесмены» с выручкой до 2 млн руб. в квартал для получения льготы должны подать заявление, а затем подтверждать право на освобождение от НДС каждые 12 месяцев (п. 3, 4 ст. 145 НК РФ). Аналогичные требования закон предъявляет и к резидентам проекта «Сколково». Они также должны заявить право на льготу и ежегодно подтверждать его (п. 3, 5 ст. 145.1 НК РФ).
Для получения льготы по отдельным видам операций нужно вести раздельный учет. Освобожденная от налога реализация отражается в специальном разделе 7 декларации по НДС. Льготные ставки 10% и 0% также отдельно указываются в налоговом отчете, для чего предусмотрены специальные строки и разделы. Кроме того, для получения «нулевой» льготы установлен дополнительный механизм подтверждения (ст. 165 НК РФ).
Возмещенцев проверяют особо
Камеральная проверка декларации по НДС имеет свои особенности. Она, конечно, может проходить так, как описано выше. Но только в случае, если итог по декларации – сумма налога к уплате в бюджет (то есть сумма начисленного налога оказалась больше суммы вычетов). Если же организация заявила НДС к возмещению из бюджета (сумма вычетов превысила сумму начисленного налога), инспектор будет проверять эту декларацию более углубленно. Налоговики вправе истребовать у проверяемой компании документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ).
Обратите внимание: если в декларации по НДС налог заявлен к уплате, то при камеральной проверке дополнительные документы, подтверждающие налоговые вычеты по этой декларации, налоговики требовать не в праве. Об этом специалисты Минфина России рассказали в письме от 27 декабря 2007 г. № 03-02-07/2-209. Это письмо они довели до налоговой службы.
Наша справка |
До выхода письма Минфина от 27 декабря 2007 г. № 03-02-07/2-209 существовало мнение, что контролеры вправе требовать документы, подтверждающие вычеты, в любых случаях, когда в декларации они заявлены. При этом не важно, что в ней отражено – НДС к возмещению или НДС к уплате. Сторонники этой позиции полагали, что второй абзац пункта 8 статьи 88 НК РФ (он разрешает налоговикам требовать бумаги, подтверждающие правомерность вычетов) является самостоятельной нормой – ведь в этом абзаце никак не ограничены случаи его применения. Теперь же финансисты внесли ясность. Подтверждать документально право на налоговые вычеты нужно только в том случае, если в декларации указана сумма НДС к возмещению из бюджета. Это письмо доведено Минфином до налоговой службы и обязательно для исполнения |
А вот если организация заявила возмещение1 налога и несвоевременно представила документы, необходимые для обоснования права на вычет, ее могут привлечь к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 кодекса. Ей придется заплатить по 50 рублей за каждый не представленный документ. При большом количестве бумаг сумма может оказаться внушительной.
Но инспектор должен соблюсти процедуру истребования бумаг.
Налогоплательщики могут передавать налоговикам пояснения о применении льгот по НДС как реестровые документы
С начала текущего года при проведении налоговых проверок камеральной направленности налоговые декларации по НДС, в которых отражаются операции, которые освобождены от соответствующего налогообложения, могут предоставляться в виде реестра подтверждающих документов.
Дело в том, что налоговыми органами было решено применять риск-ориентированный подход, который позволит сократить количество документов, которые предоставляются налогоплательщиками по требованию налоговиков.
Речь идет о декларациях, которые освобождаются от НДС по положениям второго и третьего пункта 149 статьи НК РФ и подпадающие под налоговое льготное понятие с учетом первого пункта 56 статьи НК РФ. Соответствующее сообщение было опубликовано УФНС по Магаданской области в рамках официального сайта.
Суть подхода заключается в том, что у налогоплательщиков теперь есть право вместо документов, которыми подтверждается обоснованность применения налоговых льгот, которые отражены в НДС-ной декларации, предоставлять пояснение в виде реестра документов, считающихся подтверждением. Кроме этого, предлагаются перечень и формы типовых документов, которые применяются налогоплательщиками при выполнении операций по соответствующим кодам.
С рекомендуемой формой такого реестра можно ознакомиться в первом Приложении к письму российской ФНС от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. Реестр имеет табличный вид.
В соответствующие графы организацией должны быть занесены данные.
Речь идет о коде операции, сумме операций, которые отражены в налоговой декларации и не облагаются налогом, наименовании контрагента, ИНН и КПП, типе, номере и дате документа, выступающего подтверждением.
Кроме реестра организацией передается перечень и формы типовых договоров, которые ею используются при осуществлении операций льготной направленности.
На основании операционной информации, которая предлагается организацией в реестре, налоговиками будут истребованы документы, которыми подтверждается обоснованность применения льгот.
Объем определяется для каждого года операции в соответствии с алгоритмом, прописанным во втором Приложении к тому же письму от ФНС. В первую очередь пристальное внимание будет обращено на следки с крупными суммами.
Алгоритм истребования документов
Налоговики обрабатывают реестр и рассчитывают объем документов, которые необходимо истребовать в дальнейшем. Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода льготной операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении 2 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@.
Если «льготник» представит реестр по рекомендованной форме и в документах не будет противоречий, максимальное количество запрошенных документов в разрезе кодов операций составит 40% их общего объема (но не более 500 документов). Если количество документов по определенному коду операции составит менее 30, контролеры истребуют их в полном объеме.
Пример 3.
Вернемся к условию предыдущего примера.
По итогам применения риск-ориентированного подхода ИФНС затребует:
– у ООО «Лютик» – 40% объема документов (но не менее 30 и не более 500) по каждому коду льготной операции;
– у ООО «Ромашка» – 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.
А теперь рассмотрим подробнее алгоритм истребования документов в зависимости от принадлежности организации к той или иной группе налогового риска.
Уровень налогового риска |
Условия определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций |
Высокий |
Организации представляют документы в любом случае |
Средний |
Организации представляют максимальное количество документов, если: – заявлена льгота по коду операции впервые; Факт того, что нарушений по части применения льготы в ходе предыдущей проверки не выявлено, ведет к сокращению истребуемых документов до 10% общего объема. При представлении типовых договоров (и отсутствии нарушений в предыдущих «камералках») контролеры истребуют не более 5% объема документов*. Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение четырех налоговых периодов подряд и нарушений при этом не выявлено, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период |
Низкий |
Организации должны представлять максимальное количество документов, только если контролеры обнаружили нарушения по итогам предыдущей «камералки». Если льгота применена впервые, инспекция запросит не более 10% общего объема документов. Если же при этом представляются формы типового договора (договоров), объем истребуемых документов составит не более 5%*. Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, без нарушений, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период |