Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под трудовыми спорами, согласно ТК РФ, понимаются не все разногласия между работодателем и работником. Они приобретают статус спора только после того, как поступили на разрешение уполномоченного органа. В этой связи важно выделит стадии возникновения рассматриваемого явления.
Трудовые споры и дисциплинарная ответственность
Одним из гарантов «защиты» от трудовых споров является дисциплина труда. Если работодатель выполняет все требования законодательства, а работники не нарушают дисциплину труда, то можно с уверенностью сказать, что трудовые конфликты в организации будут исключены.
Под дисциплиной труда понимается обязательное для всех сотрудников подчинение тем правилам, что определены Трудовым Кодексом РФ. Если они нарушаются, трудовые обязанности не исполняются или исполняются не в полной мере, то работнику грозит дисциплинарная ответственность. К нему может быть применен один из взысканий: замечание, выговор или увольнение. Это законные дисциплинарные меры. Все они носят нематериальный характер.
На заметку! Работодатель не имеет права применять меры, которые нет в ТК РФ. Очень часто встречаются ситуации, когда работодатель применяет взыскания, которые носят материальный характер (штрафы, например). Отметим, что этой категории мер нет в законе, поэтому действия работодателя незаконны. В этой ситуации у работника есть все основания, чтобы начать инициировать разрешение трудового спора и обратиться в суд.
Если же работником был нанесен ущерб работодателю, то материальная ответственность все же наступает. Она может быть двух видов:
- Ограниченная. Сумма, направленная на возмещение ущерба, не может быть больше среднемесячной заработной платы.
- Полная. Сумма компенсации равна размеру ущерба и выплачивается полностью. Это вид имеет место, когда между работником и работодателем заключен договор о материальной ответственности.
Законное применение мер дисциплинарной ответственности исключает возможность «возгорания» трудового спора.
Комментарий к ст. 387 ТК РФ
1. На практике регистрация заявлений работников производится в журнале. С записью, произведенной в журнале о регистрации поданного заявления, работник вправе ознакомиться. Регистрация возможна также на карточках, в компьютере.
2. Обязанность комиссии разрешить спор по существу в 10-дневный срок обеспечивает быстрейшее восстановление нарушенного права работника. Дата проведения заседания определяется КТС. Работник и работодатель об этом своевременно информируются.
3. Работник может взять свое заявление обратно или отказаться от предъявляемого к работодателю требования на заседании КТС.
Работнику трудовым законодательством не предоставляется свободное от работы время для присутствия на заседании комиссии в связи с рассмотрением трудового спора. Поэтому заседание комиссии проводится в свободное для него время.
Работник, подавший заявление, может в силу объективных причин в течение длительного срока отсутствовать на работе (например, командировка, болезнь). Трудовое законодательство не предусматривает продление срока рассмотрения спора в связи с наличием объективных причин, препятствующих работнику присутствовать на заседании комиссии. На этом основании следует полагать, что заявление работника по истечении 10-дневного срока снимается с рассмотрения. Это не лишает работника права после возвращения вновь обратиться с заявлением в комиссию.
4. Заседание КТС проводится публично, чтобы работник и все желающие могли присутствовать при разрешении спора.
Правило об обязательности разрешения спора в присутствии работника дает ему возможность представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований, активно участвовать в обсуждении и исследовании доводов работодателя.
5. Работник может не присутствовать на заседании комиссии. При наличии его письменного заявления трудовой спор рассматривается в его отсутствие. Работник вправе поручить представлять его интересы представителю первичной профсоюзной организации, иного представительного органа работников.
6. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение его заявления переносится на другое время в течение 10-дневного срока, установленного для рассмотрения трудового спора в КТС. О переносе даты рассмотрения трудового спора своевременно информируются работник и работодатель. Если работник вновь не явился на заседание комиссии, то выясняется причина, по которой он отсутствовал. Наличие уважительной причины влечет перенесение рассмотрения его заявления. Отсутствие уважительной причины предоставляет возможность КТС не рассматривать поданного заявления и вынести решение о снятии трудового спора с рассмотрения.
В пределах установленного трехмесячного срока обращения в КТС работник вновь может обратиться в комиссию.
7. Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов для проведения технических и бухгалтерских проверок, представителей профсоюзов, избранных в организации. Проведение заседания комиссии в рабочее для них время обязывает работодателя на основании ст. 170 ТК освободить их от выполнения трудовых обязанностей.
В срок, установленный комиссией, по ее требованию работодатель обязан представить необходимые документы и расчеты.
8. ТК не закрепляет права работника заявить отвод членам комиссии. Однако на практике это имеет место. Работник может заявить отвод по следующим основаниям: непосредственная подчиненность работника одному из членов комиссии, наличие неприязненных отношений и т.д. Заявление работника об отводе члена комиссии подлежит рассмотрению на ее заседании.
9. Требование паритетности, установленное законодателем при ее формировании, может не соблюдаться при вынесении КТС решений. Заседание комиссии правомочно при участии в ее работе не менее половины членов, представляющих интересы работников, и не менее половины членов, представляющих интересы работодателя. Таким образом, число работников с той и другой стороны может быть неодинаковым.
10. Заседание КТС оформляется протоколом. В нем указываются: дата проведения заседания; сведения о явке работника, работодателя, свидетелей, специалистов, их показания; дополнительные заявления, сделанные работником; представление письменных доказательств и др. Закон не предусматривает специальной формы протокола, поэтому она может быть произвольной. Председатель комиссии подписывает протокол, заверяет его печатью. В случае отсутствия председателя протокол подписывает его заместитель.
Комментарии к ст. 385 ТК РФ
1. Комиссия по трудовым спорам рассматривает разногласия между сторонами трудового договора или работником (его представителем) и другой стороной трудового правоотношения (работодателем).
Комиссия является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих в организации (подразделении), за исключением тех споров, по которым законодательными актами установлен иной порядок их разрешения.
Рассмотрение трудового спора в КТС — самостоятельный вид разбирательства трудового спора. В компетенцию КТС входит рассмотрение индивидуальных трудовых споров, которые возникают в организации.
2. Комиссия разрешает споры: о признании недействительными условий трудового договора; переводе на другую работу; взыскании заработной платы; снятии дисциплинарного взыскания; взыскании надбавок, предусмотренных системой оплаты труда, премий; оплате сверхурочных работ; выплате компенсаций при направлении в командировку; возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения материального ущерба, причиненного работодателю; допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы с приостановкой выплаты заработной платы; другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде.
3. На практике возникает вопрос о подведомственности КТС или суду трудового спора о выплате районных коэффициентов за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Так, согласно ч. 2 ст. 146 ТК в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, а в ст. 148 ТК указано, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и в размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, ст. 148 ТК подтверждает право работника на получение выплат.
4. Рассматриваются в КТС, а следовательно, и в судах споры о предоставлении дополнительных отпусков и их продолжительности: в районах Крайнего Севера — 21 рабочий день; в приравненных к ним местностях — 14 рабочих дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 7 рабочих дней.
См. также ч. 1 ст. 116 ТК.
5. Юрисдикционные органы (КТС и суд) при рассмотрении в настоящее время требований о предоставлении дополнительных отпусков работникам исходят из того, что в ч. 1 ст. 116 ТК законодатель не установил исчерпывающего перечня видов ежегодных оплачиваемых дополнительных отпусков, указав, что могут быть и иные ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска, если они предусмотрены федеральными законами, которые не отменены в связи с вступлением в силу ТК. Статья 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не противоречит ТК, поэтому юрисдикционные органы применяют ее при рассмотрении споров о дополнительных отпусках.
6. При применении ТК возник вопрос о том, может ли КТС или суд при рассмотрении спора о предоставлении отпуска за прошлые периоды работы своим решением предоставить работнику только часть отпуска (28 дней) в натуре, а остальную часть неиспользованных отпусков по заявлению работника заменить денежной компенсацией.
Статьей 126 ТК предусмотрена замена оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. При решении этого спора КТС может по письменному заявлению работника часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, заменить денежной компенсацией, но только после введения в действие ст. 424 ТК. Обычно на практике этот вопрос регулируется коллективным договором, причем не допускается замена денежной компенсацией отпуска беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
В КТС или суды работники обращаются также с требованием о выплате заработной платы за период, когда они в целях самозащиты трудовых прав отказались от выполнения трудовой функции, что предусмотрено ст. 379 ТК. На время отказа от работы за ними сохраняются все права, определенные ТК, иными законами и другими нормативными правовыми актами (ст. 379 ТК).
На практике приостановление работы на весь период задержки выдачи заработной платы рассматривается как простой не по вине работника.
См. также ст. 236 ТК.
7. На заседании КТС рассматривает споры о незаконном отстранении от работы субъекта трудового правоотношения, а также по поводу требований работника применить установленные законодательством нормы труда и создать условия, обеспечивающие их выполнение.
Однако комиссия не может рассматривать споры по вопросам установления или изменения норм труда и расценок. Если же работодатель с нарушением установленного порядка единолично ввел новые расценки либо нормы, то работник вправе обратиться в КТС с требованием об оплате работы по прежним нормам и расценкам или о незаконном введении или изменении норм выработки.
Комиссия разрешает трудовые споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке о приеме на работу, о переводе на другую работу (ст. ст. 72 — 74 ТК).
Также КТС разрешает споры о доплате за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Комиссия должна проверять, предусмотрена ли законодательством, локальным актом или договором такая доплата в организации.
Споры о выплате премий КТС рассм��тривает лишь в случаях, предусмотренных положениями о премировании, действующими в организации, в которых заранее определены конкретные показатели и условия премирования, круг работников, подлежащих премированию. При этом КТС не вправе обсуждать вопрос о соразмерности полного или частичного лишения этих премий тяжести допущенного работником нарушения.
Разногласия по вопросам выплаты премий, имеющих характер единовременного поощрения и выплачиваемых работнику работодателем по согласованию с профорганом за хорошую работу на основе общей оценки результатов трудовой деятельности, не подведомственны КТС.
Комиссия рассматривает споры, связанные с наложением дисциплинарного взыскания по правилам внутреннего трудового распорядка, выносит решение с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он совершен, предшествующей работы и поведения работника.
Комиссия разрешает споры, связанные с правом на отпуск и с продолжительностью очередного и дополнительного отпуска, об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха.
КТС подведомственны и другие трудовые споры, возникающие в организации, например о выдаче и использовании спецодежды, средств индивидуальной защиты; об исчислении непрерывного трудового стажа для назначения пособий по государственному социальному страхованию и других выплат.
Работники обращаются в КТС с заявлениями о том, что работодатель не индексирует заработную плату в связи с ростом потребительских цен. При решении данного вопроса КТС на практике руководствуется коллективным договором. В случае отсутствия в коллективном договоре положения об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги КТС своим решением отказывает в удовлетворении требований работника, но обязывает работодателя принять следующие меры. Для положительного решения вопроса необходим нормативный акт, на который КТС в решении могла бы сослаться, поэтому КТС своим решением обязывает работодателя и соответствующий профсоюзный орган урегулировать данный вопрос в коллективном договоре.
8. На практике иногда возникает вопрос, можно ли КТС и суду применять ТК при рассмотрении трудовых споров, если индивидуальный трудовой спор и соответственно трудовое правоотношение возникли до введения в действие ТК. Ответ на этот вопрос дает ст. 424 ТК.
Не разрешаются в КТС те споры, которые отнесены законодательством к компетенции других органов, например суда.
Урегулирование коллективного трудового спора примирительной комиссией
- Центральная избирательная комиссия РФ (Москва);
- Избирательная комиссия региона (края, области, республики);
- Избирательная комиссия города (не обязательна);
- Территориальная избирательная комиссия (в городах, поделенных на районы, районы, муниципальные образования);
- УИК 22-01, 22-02, 22-03 — … — 22-50, 22-51 — … и.д.
Любая избирательная комиссия – это коллегиальный орган. Статус всех членов УИК с правом решающего голоса равен.
Как правило внутренняя структура имеет следующий вид:
- член УИК (Председатель);
- член УИК (Секретарь);
- член УИК (Зам.председателя);
- рядовые члены УИК.
Председатель, секретарь и заместитель имеют организационные функции: собирает комиссию. Эти члены комиссии могут действовать на постоянной основе.
По факту председатель и секретарь или еще кто-то могут считать себя главными, но это не так. С другой стороны, как правило именно эти люди организовывают работу комиссии. Породу работают на постоянной основе.
Тысячи людей получают
новости этого блога, получай и ты!
КТС рассматривает индивидуальные трудовые споры, затрагивающие:
- существенные изменения условий, в которых трудится персонал;
- размер и порядок выплаты вознаграждения за работу;
- регламентацию времени, отведенного на работу и отдых;
- вынесение дисциплинарных взысканий;
- условия заключенного трудового договора;
- надбавки к зарплате;
- право на отпуск, включая дополнительный.
Не разбираются следующие индивидуальные трудовые споры с сотрудниками:
- решаемые по ТК РФ и федеральным законам в ином порядке;
- если работодатель — физлицо, не зарегистрировавшееся как ИП;
- в качестве второй стороны выступает религиозно-культовая организация;
- дело находится в суде.
Инициируют ее образование как сами работники, так и их представители либо работодатель (ИП, компания). Во многих случаях она формируется по предложению профсоюза. Ведь этот способ — самый доступный при устранении возникших разногласий.
КТС разрешается создавать в фирмах, занимающихся различными видами хозяйственной деятельности с любым количеством работающих. Норма, определяющая возможность формирования комиссии по трудовым спорам исключительно на предприятиях, где работает не меньше 15 людей, больше неактуальна.
Николаев также выступил против доводов сенаторов, отклонивших закон, о том, что запрет контактной притравки негативно отразится на развитии отечественного собаководства.
Комиссия по трудовым спорам: организация, компетенция и порядок рассмотрения споров
КТО образуются из равного числа представителей работников и работодателя (ст. 384 ТК) по инициативе работников или работодателя для рассмотрения индивидуальных трудовых споров (ст. 382 ТК).
Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации.
Представители работников избираются общим собранием работников организации или выдвигаются в качестве делегатов представительным органом работников с обязательным утверждением их кандидатур на общем собрании работников организации.
Целесообразно в состав КТС выделять не менее 2—3 представителей от каждой стороны. Это предотвращает нарушение сроков рассмотрения заявлений работников при отсутствии на работе одного из членов комиссии и обеспечивает проведение заседаний КТС в правомочном составе ее представителей.
Тот или иной представитель может быть досрочно отозван стороной, его выделившей. В этом случае он должен быть заменен другим представителем. Срок полномочий комиссии не установлен, но обычно он составляет не менее года, и избрание комиссии приурочивается к периоду заключения коллективного трудового договора.
По письменному соглашению между профсоюзом и работодателем либо в случаях, предусмотренных в коллективном договоре, КТС могут создаваться в структурных подразделениях предприятий (ст. 384 ТК).
Эти комиссии действуют на тех же началах, что и КТС организации.
Индивидуальные трудовые споры в КТС структурных подразделений организации могут рассматриваться в пределах полномочий этих подразделений.
КТС избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. КТС организации имеет свою печать. Техническое обслуживание КТС (делопроизводство, подготовка и выдача выписок из протоколов заседания и пр.
) осуществляется работодателем. Своим приказом работодатель назначает работника, на которого возлагается техническое обслуживание комиссии.
Как правило, такие работники назначаются без указания срока их работы по обслуживанию КТС.
Комиссия рассматривает трудовые споры только по заявлениям работников. Работодатель не вправе по своей инициативе обращаться в КТС за разрешением трудового спора.
По общему правилу трудовой спор рассматривается КТС, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
Работник может обратиться в КТС за разрешением трудового спора в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен КТС по заявлению работника (ст. 386 ТК).
Закон не устанавливает специальной формы заявления в КТС. Отказ в приеме заявления возможен только в том случае, если трудовой спор уже рассматривался в КТС и по нему было принято соответствующее решение, либо стороны не пришли к соглашению.
КТС обязана рассмотреть трудовой спор в 10-дневный срок со дня подачи работником заявления (ст. 387 ТК). Заседания КТС проводятся в нерабочее время. На предприятиях со сменным режимом работы заседания КТС назначаются на такое время, чтобы заинтересованный работник, а также свидетели могли присутствовать на них в нерабочее время.
На заседании необязательно участие всех представителей сторон, выделенных в состав КТС. Но заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя (ст. 387 ТК).
Все споры должны рассматриваться КТС в присутствии работника, подавшего заявление. Заочное рассмотрение трудового спора допускается только по письменному заявлению работника. Если работник не явился на заседание КТС, рассмотрение его заявления откладывается.
При повторной неявке работника без уважительных причин КТС может снять данное заявление с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь, но только в пределах срока, установленного ТК.
В начале заседания председатель объявляет состав КТС, знакомит присутствующих с поступившим заявлением, устанавливает явку заявителя, представителя работодателя, свидетелей и других лиц, вызванных в связи с рассмотрением спора, исследует материалы бухгалтерского учета и иную документацию, имеющую отношение к спору.
Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
В случае если стороны коллективного трудового спора не достигли согласия по поводу рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, либо в процессе переговоров с участием посредника не урегулировали все имеющиеся разногласия, они обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.
Действующее законодательство предусматривает возможность создание как временных, так и постоянно действующих трудовых арбитражей. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Постоянно действующий трудовой арбитраж может быть создан решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.
При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время это Министерство труда и социальной защиты), с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража). На момент подготовки настоящего учебника такой документ не принят.
Преимущества рассмотрения споров в КТС
Трудовое право регулирует область взаимоотношений работодателей и подчиненных, но не всегда директивы закона соблюдаются по факту.
Лица, чьи интересы были ущемлены, правомочны отстаивать свои права всеми доступными способами.
К ним можно отнести:
- Попытки самостоятельного ведения переговоров с руководством.
- Заявление в комиссию по трудовым спорам.
- Обращение с жалобой в Государственную трудовую инспекцию.
- Заявление в прокуратуру.
- Обращение с иском в судебные органы.
Значительная часть конфликтных ситуаций возникает из-за элементарного незнания норм законодательства.
Когда не получается выстроить конструктивный диалог с руководством, обращение в КТС является оптимальным вариантом.
Не вынося проблему за стены организации, стороны получат возможность разрешить конфликт лучшим способом.
К основным преимуществам данного метода досудебного урегулирования спорных ситуаций можно отнести:
- бесплатность и доступность;
- объективность рассмотрения на основании норм действующего законодательства;
- значительная быстрота рассмотрения, принятия решений и их последующего исполнения;
- эффективность ввиду обязательности исполнения вынесенных вердиктов КТС.
Невзирая на то, что законодательством не предусмотрено обязательное создание КТС, руководителям компаний, чей штат превышает 15 человек.
Крайне желательно создать комиссию на постоянной основе.
Авторитет руководства будет выше, если служащие будут знать, что в организации строго соблюдаются нормы трудового законодательства и любой инцидент будет не предвзято рассмотрен членами КТС.
Согласно нормам ТК РФ, можно выделить 2 основных вида трудовых споров:
- индивидуальные (ст. 381 ТК РФ), возникающие из разногласий, связанных с правоотношениями конкретного работника и работодателя (например, о переводе на другую должность, о повышении или понижении квалификационного разряда, об увольнении и др.);
- коллективные (ст. 398 ТК РФ), возникающие между профсоюзом (или трудовым коллективом) и работодателем. В них оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы коллектива в целом или его части, права профсоюза как представителя работников по вопросам работы, быта, культуры.
В соответствии со ст. 60 ТК РФ индивидуальные споры рассматриваются трудовыми комиссиями, инспекциями или в процессе судебного заседания.
Срок подачи жалобы в трудовую комиссию или суд составляет 3 месяца с момента нарушения прав работника. Сроки обращения в инспекцию законодательством не регламентированы.
Большинство таких конфликтов рассматривается трудовыми комиссиями. Исключение составляют следующие дела (они рассматриваются только в суде):
- восстановление в должности после увольнения;
- изменение числа и повода увольнения;
- незаконный перевод с одного места работы на другое;
- разногласия в сумме заработной платы;
- оплата вынужденного прогула;
- нарушение правил ипользования личных данных работника;
- взыскание материального ущерба в пользу работодателя;
- необоснованный отказ в предоставлении соискателю рабочего места;
- любые проявления дискриминации;
- если работодатель является физическим лицом;
- если работодателем выступает религиозная организация.
Коллективные трудовые споры рассматриваются примирительной комиссией с участием посредника или в трудовом арбитраже (ст. 61 ТК РФ). Порядок их рассмотрения описан в ст. 402 — 404 ТК РФ.
В первую очередь работникам необходимо направить руководителю организации свои требования в письменном виде. В течение 3 дней после их получения последний обязан сформировать примирительную комиссию, состоящую из представителей сторон (в равных долях).
Если согласия таким образом достичь не удалось, спор будет рассмотрен с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
В первом случае коллективный конфликт рассматривается в течение 7 рабочих дней с момента приглашения посредника. Процедура должна завершиться выработкой компромиссного решения (оно оформляется в письменном виде) либо составлением протокола разногласий, если такое решение принять не удалось.
Формирование трудового арбитража (его состав, регламент и полномочия) оформляется решением работодателя, представителей работников и уполномоченного государственного органа. В данном случае спор должен быть рассмотрен в течение 5 рабочих дней с момента создания трудового арбитража.
Трудовой арбитраж принимает решение по существу спора. На этом этапе его работа заканчивается.
Понятие и порядок работы конфликтной комиссии
Для начала следует разобрать сам термин. Конфликтная комиссия – это рабочий орган, который может быть как постоянно действующим, так и создаваемым на какой-либо определенный период времени для решения спорных ситуаций между участниками, заинтересованными в разрешении спорных вопросов.
Как правило, создаются такие комиссии заблаговременно, для того чтобы при возникновении неблагоприятной ситуации сразу же приступить к ее разрешению. Как и в случае со всеми действующими рабочими органами, конфликтная комиссия создается на основании приказа главенствующего лица в организации или на предприятии, а в своей деятельности руководствуется утвержденным положением, которое регламентирует весь порядок работы назначенных членов органа. При этом у каждого назначенного члена должна быть своя должностная инструкция, в которой прописывается, что может и что обязан делать данный человек.
Что такое комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений?
Данная специальная группа, организовывается в учебном учреждении для решения спорных вопросов между всеми людьми, которые, так или иначе, принимают участие в образовательном процессе. В случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, вдеться расследование, в ходе которого устанавливаются все факты нарушения. После доказательства выноситься решения, согласно локальным нормативам назначается наказание в виде взыскания или иного. Специальная группа по решению споров должна объективно рассматривать обращения всех участников образовательного процесса. В своих решениях руководствоваться правилом соблюдения прав и свобод человека, быть беспристрастными и объективными, не иметь своих личных интересов в рамках заявления. Для принятия решения можно использовать специальную литературу и правовые документы. Специальная группа по урегулированию спорных ситуаций не принимает жалобы о преступных действиях и правонарушениях с административной ответственностью, а также заявления без подписи, не проводит расследования по факту нарушения служебной дисциплины.
Выдвижение требований
Какая именно группа сотрудников уполномочена официально заявить работодательской стороне о своем недовольстве или несогласии? Если на предприятии действует профсоюзная организация (либо объединение профсоюзов для нескольких организаций или подразделений), то это именно ее прерогатива.
Но если такого органа нет либо в нем состоит меньше половины всех сотрудников, работающих на этого предпринимателя, нужен иной путь. Собирается и проводится общее собрание коллектива (конференция), где избирается определенный круг представителей и формируется перечень выдвигаемых требований (все это большинством голосов). Чинить препоны проведению таких сборов работодатель не должен, более того, он обязан предоставить для этого помещение.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обязательным положением для правомочности такой конференции является кворум в составе 50% и более от всех представителей коллектива.
Требования представителей коллектива в письменной форме подаются работодателю, дата подачи фиксируется. Копию этого документа следует направить в контролирующий госорган (Федеральную службу по труду и занятости).
Подробно описаны все примирительные процедуры в ТК РФ. Кроме этого, существуют и иные правовые акты. Постановлением Минтруда от 14.08.2002 № 58 утверждены рекомендации и формы протоколов при работе посредника.
Не позднее следующего рабочего дня после составления примирительной комиссией протокола разногласий проводятся переговоры о возможности рассмотрения спора с участием посредника. Если хотя бы одна из сторон возражает против этого, то они переходят к следующему этапу.
Если соглашение об участии посредника заключено, участники конфликта рассматривают и согласовывают его кандидатуру после предварительного соглашения с будущим посредником и руководителем организации, где он работает. Решение оформляется протоколом заседания представителей сторон. В нем же решается вопрос о компенсации посреднику расходов.
При невозможности согласовать кандидатуру в установленный законом срок начинаются переговоры о переходе к следующей примирительной процедуре.
Итоговое решение представителей сторон и посредника оформляется протоколом их совместного заседания. В протоколе фиксируются конкретные договоренности, с этого момента конфликт урегулирован, и другие примирительные процедуры при рассмотрении трудовых споров уже не проводятся.
Для выполнения своих обязанностей посредник имеет право:
- запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения;
- проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;
- предлагать возможные варианты разрешения ситуации;
- подписывать решения, принятые сторонами при его участии.
В свою очередь, он обязан соблюдать ставшую ему известной в процессе примирения государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну.
Забастовка как способ разрешения коллективных споров
В законодательстве РФ тщательно проработаны компетенции и права органов по разрешению коллективных трудовых споров. Трудовой кодекс РФ полностью отображает порядок разрешения противоречий между сторонами непосредственно до возникновения трудового спора, рассматриваемого участниками примирительной комиссии. Это дает возможность предотвратить коллективный трудовой спор.
Конечно, кодекс не призывает работников к забастовке, но признает ее в качестве метода разрешения спора. Трудовой кодекс РФ отражает порядок объявления забастовки, правовые гарантии участников и ответственность за противозаконную организацию подобного акта протеста.
Под забастовкой подразумевается период, когда работники предприятия частично или полностью не осуществляют свои прямые трудовые обязанности, добиваясь разрешения существующего конфликта с нанимателем. Подобный акт носит ультимативный характер по сравнению с примирительными процедурами. Остановка трудового процесса вынуждает работодателя прислушаться к подчиненным, ущемленным в правах. В действительности это крайняя мера, на которую идут работники, отстаивая свои законные права и интересы.
В соответствии со статьей 398 Трудового кодекса РФ право участвовать в забастовке имеют только трудовые коллективы, требования которых невозможно удовлетворить мирным путем.
Комментарий к статье 402 ТК РФ
1. Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового спора. Она создается при возникновении любого спора. Формирование примирительной комиссии возможно на локальном уровне, на уровне отрасли, субъекта РФ и т.п.
В соответствии со ст. 401 ТК рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией — обязательная стадия, которой нельзя избежать.
2. Закон устанавливает ограниченные сроки создания примирительной комиссии исходя из того, что, с одной стороны, затягивание рассмотрения коллективного спора ведет к эскалации конфликта, с другой — образование такой комиссии труда не составляет, поскольку, кроме представителей сторон, в ее работе никто не участвует.
В установленный срок со дня сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников (истечения двух или трех рабочих дней (в зависимости от уровня, на котором возник спор) со дня получения требований, если работодатель не сообщил о своем решении) комиссия должна быть создана.
3. Создание примирительной комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников, если она создается в организации, ее обособленном структурном подразделении или у индивидуального предпринимателя. Если примирительная комиссия образуется на отраслевом (межотраслевом), профессиональном, территориальном и других уровнях, решение о ее создании оформляется соответствующими актами объединений работодателей или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также профессиональных союзов (их объединений).
Это необходимо, чтобы четко определить момент создания комиссии, что важно при исчислении сроков, установленных законом, и предоставлении гарантий работникам в соответствии со ст. 405 ТК.
4. Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя (работодателей) и работников.
В состав примирительной комиссии входят лишь представители сторон. В том случае, когда спор возникает на стадии разработки и заключения трехстороннего соглашения, необходимо учитывать, что состав его участников может быть шире и включать в себя представителей органов государственной власти (местного самоуправления). Последние в строгом соответствии со ст. 402 не должны быть членами примирительной комиссии и могут принимать участие в ее работе лишь в качестве наблюдателей, консультантов и т.п.
5. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утв. Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 57 (далее — Рекомендации N 57), предусматривают, что в зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров. Конкретные кандидатуры определяются работодателем и представительным органом работников.
Поскольку примирительная комиссия принимает обязательное для сторон решение, в ее состав должны входить представители, уполномоченные такое решение принять и от имени стороны спора подписать его.
6. Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон. Установление такого принципа вполне соответствует международным стандартам: согласно п. 2 Рекомендации МОТ N 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.) в каждый орган по добровольному примирению, создаваемый на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся.
7. Порядок формирования примирительной комиссии законодательством не регламентирован. Для того чтобы облегчить участникам спора решение некоторых формальных вопросов, Рекомендации Минтруда России предлагают воспользоваться следующей схемой.
В том случае, когда требования работников отклонены, одновременно с письменным уведомлением об этом представительному органу работников направляется предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателя.
Если представитель работодателя (работодателей) не сообщает своего решения, то представителю работников (по истечении двух или трех рабочих дней со дня вручения требований) следует направить руководителю организации (объединения работодателей) предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работников.
После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон (п. 16 Рекомендаций N 57).
8. Стороны спора (их представители) не могут уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. В противном случае представители работодателя несут ответственность, предусмотренную ст. 416 ТК. В качестве уклонения от создания примирительной комиссии можно рассматривать, например, несообщение в установленный срок о включении членов комиссии со стороны работодателя или отказ оформить создание комиссии приказом.
Уклонение от участия в работе комиссии — более широкое понятие. Оно включает в себя несоблюдение сроков работы этого органа, неявку на заседание комиссии без уважительных причин, невыполнение обязанности по созданию необходимых условий для работы примирительного органа.
9. Исходя из того, что работодатель всегда находится в более выгодном экономическом положении, закон возлагает на него дополнительные обязанности, связанные с проведением примирительных процедур. Так, он должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии. Закон не содержит перечня таких условий и не определяет их понятия, оставляя этот вопрос на разрешение сторон. Учитывая международный опыт и практику разрешения коллективных трудовых споров в нашей стране, можно предположить, что создание благоприятных условий для деятельности примирительной комиссии должно включать в себя следующие мероприятия: а) техническое обеспечение (помещение для заседаний комиссии, средства связи и оргтехники и т.п.); б) информационное обеспечение (документы и сведения, необходимые для разрешения спора); в) предоставление гарантий членам комиссии (освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка — см. коммент. к ст. 405). В случае необходимости возможна оплата из средств работодателя проводимых консультаций, экспертиз и т.п.
Такие же обязанности возлагаются на представителя работодателей.
10. Закон устанавливает трех- или пятидневный (в рабочих днях) срок рассмотрения спора примирительной комиссией в зависимости от уровня возникновения спора (локальный или более высокий). Предполагается, что члены комиссии знакомы с существом спора и обстоятельствами его возникновения. Поэтому этот срок достаточен, чтобы уточнить позиции сторон и вынести решение.
Основной задачей примирительной комиссии является рассмотрение возникших разногласий и попытка достичь соглашения по спорным вопросам. При этом новые требования (не заявленные ранее) выдвигаться не должны.
11. Регламент работы комиссии устанавливается самой комиссией.
В ходе рассмотрения спора членам примирительной комиссии должна быть предоставлена возможность получения необходимых документов и материалов, свободного обсуждения всех возможных вариантов разрешения конфликта.
Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время (для чего члены комиссии освобождаются от работы).
12. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон. Очевидно, такое указание законодателя предполагает, что каждая сторона выступает как единое целое и каждый член комиссии действует исключительно как представитель соответствующей стороны.
Решение примирительной комиссии оформляется протоколом, т.е. в письменной форме. Обязательность письменной формы закрепляется также ст. 418 ТК.
Форму ПК рекомендуется разрабатывать в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) [2].
Обязательными реквизитами положения о коллегиальном (или совещательном) органе являются: наименование организации, наименование вида документа об утверждении, его дата и номер, место составления, гриф утверждения. Они помещаются в начале текста документа.
Подписи лиц, согласующих проект ПК, помещаются либо в конце текста документа, либо на отдельном листе согласования, реквизиты которого должны однозначно определять, какой документ был согласован.
В конце текста ПК или на отдельном листе ознакомления члены комиссии проставляют свои подписи об ознакомлении с документом и получении его копии на руки.