Какой штраф будет, если не пропустил скорую в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф будет, если не пропустил скорую в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Скорая помощь, спешащая на срочный вызов, может, согласно закону, нарушать некоторые ПДД. Например, ехать на красный сигнал светофора, игнорировать наличие пешеходов. Все это сходит водителю спецавтомобиля с рук, если он движется с включенными одновременно звуковым и световым сигналом. В противном случае скорая – обычный участник дорожного движения и подчиняется всем действующим ограничениям.

Когда скорая может нарушать ПДД?

Водитель скорой помощи должен четко осознавать, когда у него возникают права преимущественного движения и что является недопустимым:


  1. Скорая получает право преимущественного проезда, если спешит на срочный вызов или везет в больницу пациента, находящегося в критическом состоянии.
  2. Воспользоваться преимуществом скорая помощь может, как только водитель убедится, что ему уступают дорогу. Создание аварийных ситуаций недопустимо.
  3. Скорая помощь может игнорировать сигнал светофора, но не регулировщика.
  4. Водитель скорой помощи должен непременно включить оба сигнала, чтобы отступить от общепринятых правил ПДД. Если это условие не соблюдено, он считается нарушителем, ему будет выписан штраф.

Теперь стоит затронуть тему штрафов за непропуск скорой помощи. Соответствующие штрафные санкции регламентируются КоАП. За штраф, связанный с невыполнением требований уступить дорогу, отвечает статья 12.17 часть 3.

Важно учесть одну ключевую деталь. Наказание за то, что водитель не пропустил спецмашину, то есть скорую помощь, возможно только при непредоставлении преимущества. Если водители пропускают карету скорой, но не обеспечивают беспрепятственное движение, за это штраф никто не выпишет. В законе нет таких норм. А если нет правил и требований, но и штрафных санкций существовать не может.

В настоящее время существует два варианта административных наказаний за то, что автомобилист не уступил дорогу карете скорой помощи. Не уступивший в такой ситуации водитель может получить штраф. Какой именно, зависит от конкретного случая.

  1. Если водитель ТС не уступает машине, оснащённой спецсигналами (синий маячок и звуковая сирена), а также имеющей специальную графическую схему скорой помощи, и сами сигналы включены, тогда штраф составит 500 рублей.
  2. Вторая ситуация распространяется на машины со спецсигналами, но без графических схем. Это касается автомобилей депутатов, спецслужб и пр. Тут размер штрафа будет варьироваться от 100 до 300 рублей.

В законе не установлены какие-либо временные рамки, согласно которым водитель обязуется в течение определённого времени выполнить все условия, уступив дорогу.

Есть ситуации, когда водителя ждёт не просто денежный штраф, но также и лишение прав. Максимальный срок изъятия водительского удостоверения составляет 3 месяца.

Речь идет о сочетании светового и звукового сигналов, уведомляющих других участников движения о приближении спецтехники. Такими устройствами оборудованы машины полиции, скорой помощи, пожарной службы. Каждое из таких ТС имеет на крыше красно-синие лампы специальной конструкции.

Также на дороге можно встретить автомобили, оснащенные спецсигналами желтого цвета. Эти маячки разрешено использовать только на той технике, которой присвоен специальный правовой статус. Данные виды транспорта предназначены для выполнения дорожных работ, перевозки опасных веществ. Желтые сигналы привлекают внимание других водителей, предупреждая их об опасности.

Еще одна категория ТС, оборудованных спецсигналами,- это авто силовых структур и госслужащих. Помимо маячков на крыше, такие автомобили выделяются особыми номерными знаками, окрашенными в темные цвета.

От трех до пяти тысяч

Преимущественное право проезда на дороге дают синие проблесковые маячки вместе со специальным звуковым сигналом. В таком случае при приближении спецтранспорта другие водители должны уступить дорогу. Они должны прижаться к обочине или сдать в сторону, на другую полосу, чтобы пропустить спецтанспорт. Правда, при этом нельзя выезжать на встречную полосу. А вот скорая помощь с работающими синими мигалками может не только двигаться по противоположной части дороги, но и игнорировать сигналы светофора, правда, удостоверившись в безопасности осуществляемого маневра.

Раньше за непропуск машины со спецсигналами штраф составлял 500 рублей. Однако в 2019 году в КоАП РФ были внесены изменения, и штраф увеличился в 10 раз. Теперь статья 12.17 КоАП РФ гласит, что «непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года».

Читайте также:  Особенности продления срочного трудового договора с пенсионером по возрасту

При этом, если сзади пристроилась машина не скорой помощи, не МВД и не ГИБДД в привычной расцветке, а просто с мигалкой на крыше, то штраф будет меньше. В Москве и в Санкт-Петербурге он может составлять 3 тысячи рублей.

Как правильно уступать дорогу скорой помощи?

Преимуществом в движении пользуются не все машины скорой помощи, а только те, у которых включен проблесковый маячок на крыше и сирена. Если, к примеру, только моргают маячки, то такой машине можно не уступать (хотя важно помнить о технических факторах — сигнал у скорой мог попросту сломаться).

Также по теме: Предприятие ждет штраф, если оно вовремя не проинформирует о новом виде деятельности

Правила пропуска автомобиля со спецсигналами (не только скорой помощи, но и машин пожарной службы, полиции и т.д.) описаны в пункте 3.2 ПДД. В нем сказано, что в случае приближения транспортного средства с включенными проблесковыми маячками и звуковым сигналом водитель обязан уступить дорогу этой машине для беспрепятственного движения.

Уступать дорогу машиной скорой помощи нужно аккуратно, не создавая аварийной обстановки. Конечно, человеческая жизнь дороже искореженной машины, но в ДТП также могут пострадать люди.

Какие возможны варианты:

  • Если ваш автомобиль не двигается, дождитесь, пока проедет скорая помощь, а потом начинайте движение.
  • Если ваш автомобиль движется, при приближении скорой помощи нужно снизить скорость.
  • Нельзя обгонять машины со спецсигналами.
  • Если скорая помощь приближается к светофору, нельзя пересекать перекресток, пока не проедет машина, даже если она движется на запрещающий сигнал.

Машина скорой помощи может обгонять по встречной полосе. Конечно, водитель спецтранспорта также несет ответственность за аккуратное и безопасное движение, но другие автолюбители должны создать условия для беспрепятственного проезда врачей, например, прижаться к обочине или освободить один ряд.

В России ужесточили наказание за отказ пропустить скорую помощь

6 августа вступили в силу поправки к КоАПу и Уголовному кодексу: за отказ уступить дорогу карете скорой помощи и другому спецтранспорту с мигалкой и цветографической схемой на борту водитель теперь может быть оштрафован на 5 тыс. руб. или лишен прав на срок до года. Если в результате пациента не успели довезти до больницы и он скончался, то автомобилиста могут посадить в тюрьму на срок до четырех лет.

Вступили в силу два закона, регулирующих наказание за нарушение водителями ПДД. Если водитель отказывается пропустить транспорт с включенным проблесковым маячком и нанесенными на борта цветографическими схемами (скорая помощь, пожарные, оперативные службы полиции), то теперь его могут оштрафовать на 3–5 тыс. руб. либо лишить прав на срок до года.

Ранее действовала санкция в виде штрафа 500 руб. или лишения прав на срок до трех месяцев.

В КоАП также введена новая статья «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи»: водитель может быть оштрафован на сумму 4–5 тыс. руб. Для случаев, когда кто-то заблокировал проезд скорой помощи, и в результате пациенту, которого везли в больницу, наносится тяжкий вред здоровью, действует новая статья УК: водитель может быть оштрафован на 80 тыс. руб., либо наказан принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Если в дороге пациент умер, то виновный в создании помех автомобилист может сесть в тюрьму на срок до четырех лет.

Поправки к КоАПу и УК были внесены в Госдуму группой депутатов в апреле 2020 года.

Поводом послужили «участившиеся случаи непредоставления преимущества в движении скорой помощи», сказано в пояснительной записке к закону.

Оба законопроекта были подготовлены спустя некоторое время после скандального инцидента в Петропавловске-Камчатском: бригада скорой помощи не смогла вовремя приехать на вызов из-за преградившего ей путь автомобиля, в результате пациент умер в дороге. Этот случай спровоцировал широкое общественное обсуждение проблемы проезда карет скорой помощи. В частности, в Мосгордуме заявляли о необходимости ввести штраф 40 тыс. руб. для подобных нарушителей, в Минздраве выступали за введение штрафа 30 тыс. руб. с лишением прав.

Количество нарушителей в связи со вступлением в силу нового закона не поменяется, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «До сих пор не урегулирован вопрос, как именно должен уступать дорогу скорой водитель,— говорит он.— Я сам недавно попал в ситуацию, когда мне в Лефортовском тоннеле надо было принять вправо, для того чтобы пропустить скорую, а водитель справа меня просто не пускал. В целом он имеет право на такое поведение, потому что перестраиваюсь я, следовательно, я должен уступить дорогу всем: и скорой, и соседям по потоку. Кроме того, для того чтобы уступить дорогу скорой, мне пришлось пересечь сплошную линию разметки. Соответственно, если бы там висела камера, мне пришел бы штраф. Возникает вопрос, как пропустить скорую, не нарушив ПДД?»

Согласно главе ПДД, для получения преимущества перед другими участниками движения водители автомобилей с проблесковыми маячками должны включить «мигалку» и специальный звуковой сигнал.

Читайте также:  Что положено тем, кто идёт служить в армию по контракту

Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу. При приближении такой машины остальные водители должны уступить ей дорогу. Спецтранспорт также запрещено обгонять.

«Эффект от нового закона зависит от того, как установка будет принята руководством ГИБДД,— говорит сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения “Действие” Андрей Коновал.— Ведь часто Госавтоинспекция в регионах работает по принципу рейдов и кампаний. Решили, что будут штрафовать за отсутствие знака “Ш” на стекле,— штрафуют. Решили, что будут наказывать за непристегнутый ремень,— наказывают. Что касается поправок к УК, то это лучше, чем ничего».

Как уступать дорогу и чём подвох ПДД

Порядок, согласно которому автомобилист должен уступить дорогу специальной машине, то есть скорой помощи в рассматриваемой ситуации, прописан в пункте 3.2 ПДД. Когда ТС с маячком и звуковым сигналом приближается, другие водители обязуются уступить дорогу и предоставить преимущество.

Действующие правила фактически основаны на терминах, утверждённых ПДД, касающихся преимущества и понятия уступить дорогу.

Преимуществом или приоритетом называют право, обеспечивающее первоочередное движение по намеченному направлению перед другими автомобилистами и участниками дорожного движения;

Уступить дорогу или же не создавать помехи определяют как требование. Согласно ему, участники движения не должны продолжать, возобновлять или начинать двигаться и осуществлять какие-либо манёвры, если эти действия заставят машину с приоритетом (преимуществом) поменять собственное направление или же скорость.

По действующим законам, опираясь на термины ПДД, водитель обязан действовать именно таким образом. Представленная терминология актуальна при пересечении перекрёстков, поворотах, перестроениях и прочих манёврах. Но в правилах не рассматривается отдельный случай, где речь идёт о приближении сзади машин, оснащённых спецсигналами.

Теперь стоит затронуть тему штрафов за непропуск скорой помощи. Соответствующие штрафные санкции регламентируются КоАП. За штраф, связанный с невыполнением требований уступить дорогу, отвечает статья 12.17 часть 3.

Важно учесть одну ключевую деталь. Наказание за то, что водитель не пропустил спецмашину, то есть скорую помощь, возможно только при непредоставлении преимущества. Если водители пропускают карету скорой, но не обеспечивают беспрепятственное движение, за это штраф никто не выпишет. В законе нет таких норм. А если нет правил и требований, но и штрафных санкций существовать не может.

В настоящее время существует два варианта административных наказаний за то, что автомобилист не уступил дорогу карете скорой помощи. Не уступивший в такой ситуации водитель может получить штраф. Какой именно, зависит от конкретного случая.

Какое наказание грозит в 2021 году за непропуск скорой помощи?

Не так давно в закон о непропуске скорой помощи внесен ряд поправок, и если раньше несущественность наказания влекла за собой частые нарушения, то сегодня вряд ли кто-то рискнет сознательно препятствовать автомобилю со спецсигналами.

С текущего года за непропуск скорой помощи предусмотрено два вида ответственности, в зависимости от наступивших последствий:

  1. Административная. Предусматривает два варианта наказания: денежный штраф от 3 до 5 тыс. рублей или лишение прав управления на срок от 3 мес. до 1 года (ст. 12.17 КоАП). Подобные меры применимы, если деяние не повлияло существенно на здоровье пациента. Для сравнения: ранее за подобный проступок предполагался штраф в 500 руб. и лишение права управления ТС максимум на 3 мес.
  2. Уголовная. Здесь серьезность наказания зависит от степени вреда, причиненного пациенту из-за действий водителя, не уступившего дорогу скорой:
  • принудительные работы, ограничение свободы до 2 лет или денежный штраф до 80 тыс. рублей, если причинен серьезный вред здоровью,
  • ограничение свободы до 4 лет, если из-за халатных действий автомобилиста больной скончался.

Подобные поправки в закон были вызваны несколькими громкими случаями, когда из-за действий автовладельцев в каретах медицинских автомобилей скончались пациенты, не успевшие вовремя попасть в больницу.

Юристы считают, что закон несколько недоработан, ведь в случае смерти пациента довольно сложно сказать, что именно послужило тому причиной – действия водителя или некомпетентность врачебной бригады. Скорее всего, в него еще будут внесены некоторые изменения.

Обновленный законопроект разработан 2 года назад. В 2017 году проект приняли во время первого чтения. В 2019 произойдет финальное обсуждение проекта.

Дополнительной станет 124 статья. Она предполагает справедливое наказание: исходя из вины, обстоятельств, сопутствующих условий. Тяжесть преступления напрямую повлияет на размер наказания.

Обновленный законопроект касается гражданских автомобилей. Дополнительно рассмотрят обстоятельства:

  1. Насколько пострадало здоровье больного. Непропуск автомобиля скорой создает промедление – отсутствует срочная помощь больному. В результате первым пострадавшим является больной. За последствия для его здоровья водитель обычного ТС несет ответственность.
  2. Самые тяжелые наказания будут применены к водителю, если скорую не пропустили и больной скончался.

Как правильно уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине

При приближении «Скорой» водители обязаны «уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

В интернете полным-полно видео, как в Европе или Японии пропускают едущую с включенными мигалками «Скорую». Дисциплинированно, синхронно, как будто это специально срежиссированная постановка. У нас же, если сзади воет сирена, часто отодвигаются как бы нехотя, соседи по потоку редко смещаются, чтобы дать место уступающим дорогу. Начнете где-нибудь прилюдно возмущаться, так сразу найдется утверждающий, будто не больной там внутри, а кто-то за деньги пробки объезжает. А пожарные, естественно, за пивом торопятся. Некрасиво звучит, гадко, ведь речь идет о спасении жизней, в таком деле каждая секунда дорога. Только не все примеряют это на себя… А ведь всегда есть куда отодвинуться, нужно только постараться.

Читайте также:  ФНС рассказала, как будем считать НДФЛ с зарплаты, полученной в 2023 году

Арифметика простая

Предположим, «Скорая» пытается протиснуться на дороге, где встречные направления разделяет барьер. Так бывает обычно на широких трассах — в три полосы и шире. Обычно автомобилист ведет машину посередине полосы, чтобы боковые интервалы были побольше. Но ширина стандартной гостовской полосы на таких дорогах 3,5 — 3,7 м. Правая полоса в городах, где ходят троллейбусы, может запросто быть и 4-метровой. Но даже если полоса в ширину всего три метра, такое бывает на нескоростных дорогах, то две полосы будут не уже шести метров. А обычно шире, даже больше семи. При этом стандартная легковушка с учетом боковых зеркал в ширину немногим превышает 2 м. Без учета зеркал обычно 1,7 — 1,8 м. Суммируем и получаем, что три машины по ширине запросто помещаются на двух полосах.

Только для того, чтобы уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине едущие в правых рядах должны осторожно сместиться по возможности правее (см. схему). Мало кто так делает, обычно едут по принципу «моя хата с краю», пусть уворачивается тот, кто мешает мигалкам. Но если включить голову и отключить безразличие, даже в самых узких местах и самых плотных заторах можно пропустить машину.

Что именно подразумевается под не пропуском Скорой помощи?

Непропуск спецавто характеризуется как действия участников дорожного движения, при которых специальный транспорт не может беспрепятственно проехать к месту назначения даже при использовании звукового и светового сопровождения. Такая формулировка представлена в пункте 3.2 Правил.

Однако в законе есть некоторые проблемы. Автомобилисты в некоторых случаях имеют право нарушить ПДД. Водитель обязан дать машине Скорой помощи первоочередное право на проезд, но он не может редактировать свой маршрут и изменять его, если рядом находятся другие авто. Внезапная смена направления может привести к аварийной ситуации.

Данное правило применимо только на перекрестке, где водитель стоит и ждет разрешающего сигнала светофора, а специальное авто с мигалками проезжает спереди. Если же спецтранспорт находится позади водителя, маневр для предоставления проезда Скорой помощи будет нарушением ПДД.

Пропуск Скорой не дает право нарушать закон. Автовладелец должен и пропустить специальный транспорт, и остаться в правовом поле.

Когда водитель дает Скорой помощи возможность проезда, он не должен:

  • пересекать стоп-линии, полосы на дороге;
  • мешать другим участникам ДД;
  • набирать слишком высокую скорость;
  • нарушать иные правила движения.

В последнее время российским автомобилистам все чаще приходят штрафы за нарушения ПДД, которые были совершены во время пропуска авто спецслужб. Обжалование штрафов не дает результатов. Власти аргументируют взыскание тем, что даже пропуск Скорой должен быть совершен в соответствии со всеми предписаниями.

В таком ключе можно рассматривать пропуск скорой помощи как своеобразный риск. Однако лучше уступить дорогу и заплатить штраф, исходя из соображений морали. Также смерть пациента Скорой может привести к уголовной ответственности.

Как оспорить наказание

Срок для подачи жалобы на постановление по делу об административном нарушении – 10 суток. Он отсчитывается с момента составления или вручения копии решения водителю.

Автолюбитель имеет право внести замечания в протокол при заполнении. Это возможно собственноручно или сотрудником ГИБДД со слов автовладельца. Замечания заверяются подписью нарушителя. Копию документа оставляем себе. Когда инспектор отказывается выдать второй экземпляр, не ставить отметку о получении (не расписываться).

Протокол нужно внимательно изучить на предмет наличия в нем таких сведений:

  • дата, место, описание произошедшего события;
  • нарушенные пункт и статья КоАП РФ;
  • разъяснение прав виновному (под роспись);
  • должность и данные инспектора.

При отсутствии одного из пунктов есть возможность добиться отмены привлечения к административной ответственности путем обжалования постановления вышестоящему должностному лицу или в суд.

Также оспаривать нужно, когда отсутствовало само нарушение (у машины не работал проблесковый маячок и (или) звуковое оповещение). Запись видеорегистратора, показания свидетелей помогут в решении вопроса.

При наказании по ч.1 ст. 12.17 КоАП помним, что санкция нормы предусматривает альтернативную ответственность в виде вынесения предупреждения или штрафа 500 руб. На это нужно тактично указать инспектору. Когда автолюбитель не имеет непогашенных взысканий, он претендует на мягкую меру.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *