Типичные юридические ошибки начинающего режиссёра
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Типичные юридические ошибки начинающего режиссёра». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Операторская группа может быть довольно большой. За камерой сидит камермен. Он непосредственно панорамирует, глядя либо в окуляр, либо в накамерный монитор. Рядом с ним фокус-пуллер — человек, который наводит резкость. Это высокооплачиваемая профессия, потому что здесь не обойтись без ручной работы. Невозможно объяснить компьютеру, в какой момент перевести фокус с одного актера на другого. Работоспособность съемочной техники обеспечивает механик камеры, или видеоинженер.
Телеоператор-постановщик:
2.1. Осуществляет творческий производственный процесс подготовки и создания сложных постановочных телевизионных программ, реализуя средствами операторского искусства воплощение авторского и режиссерского замыслов.
2.2. Обеспечивает высокий художественный уровень и изобразительные решения телевизионных программ и видеофильмов различных жанров, а также техническое качество изображения.
2.3. Участвует в разработке режиссерских сценариев (экспликаций), проектов календарно постановочных планов создания программ.
2.4. Утверждает совместно с режиссером и художником-постановщиком эскизы художественно-декоративного оформления, планировки, архитектурные и конструкторские разработки декораций.
2.5. Проводит съемку телевизионных проб артистов и участников программ, а также специальные пробы света, грима, костюмов персонажей, участвует в предварительных просмотрах спектаклей, концертов, зрелищ для проведения трансляций.
2.6. Осматривает и выбирает объекты для внестудийных съемок.
2.7. Руководит операторской группой, ведущей телевизионную съемку, организует ее работу.
2.8. Определяет места для расстановки телевизионных камер и необходимость применения других технических средств.
2.9. Разрабатывает световую и цветовую партитуру.
2.10. Руководит установкой специального освещения, контролирует работу осветителей, качество эффектов, светового и цветового изображения.
2.11. Участвует в отборе дублей, монтаже и сдаче готовых программ.
2.12. Контролирует качество отснятого материала.
2.13. Определяет и составляет заявки на необходимую операторскую технику для проведения трактовых репетиций, съемок, в том числе передач прямого эфира.
2.14. Принимает меры по совершенствованию технологии съемочного процесса и предупреждению операторского брака.
2.15. [Вписать нужное].
II. Должностные обязанности
В обязанности телеоператора входит:
1. Осуществление видеосъемки в павильоне, с выполнением при необходимости функции оператора-постановщика:
— Съемка авторских, коммерческих, новостных, концертных и других программ в прямом эфире и для записи с использованием необходимой аппаратуры и в соответствии с предъявляемыми на телевидении требованиями
— Контроль качества записи во время съемки
— Контроль исправности и работоспособности необходимой аппаратуры (камеры, микрофона, батарей, накамерного освещения)
— Съемки проб артистов и участников программ, а также специальных проб света, грима, костюмов персонажей
2. Выезд на съемки вместе с журналистом:
— Проведение съемки авторских, коммерческих, новостных, концертных и других программ на выезде с использованием необходимой аппаратуры и в соответствии с предъявляемыми на телевидении требованиями
— Контроль качества записи во время съемок
— Контроль исправности и работоспособности необходимой аппаратуры (камеры, микрофона, батарей, переносного освещения)
— Выполнение указаний журналиста в ходе совместной работы
— Съемка проб артистов и участников программ, а также специальных проб света, грима, костюмов персонажей
3. Организация производства телепрограмм и иных визуальных произведений:
— Составление заявки на необходимую операторскую технику для проведения трактовых репетиций, съемок, в том числе передач прямого эфира
— Совершенствование технологий съемочного процесса и предупреждения операторского брака
— Своевременное информирование руководителя отдела и технической службы о неисправности подотчетной съемочной и осветительной аппаратуры
— Отбор дублей
— Сдача готовых программ совместно с коллегами
4. Обеспечение качественной записи звука при производстве программ:
— Составление заявки на необходимое радиотехническое оборудование для проведения трактовых репетиций, съемок, в том числе передач прямого эфира
— Совершенствование технологий звукозаписи и предупреждения брака
— Своевременное информирование руководителя отдела и технической службы о неисправности подотчетной аппаратуры
— Запись или обработка звука
— Контроль технического качества фонограммы
— Обеспечение сбалансированности различных звуков
— Контроль (микширование) уровня звука в соответствии с экспликацией звукорежиссера
5. Осуществление производственного процесса подготовки и создания постановочных программ с помощью операторской техники:
— Съемка проб артистов и участников программ, а также специальных проб света, грима, костюмов персонажей
— Использование технических средств для достижения необходимых художественных эффектов
— Использование технических средств для донесения до зрителя основной мысли режиссера и общей атмосферы сюжета
— Разработка режиссерских сценариев (экспликаций) совместно с коллегами
— Разработка проектов календарно-постановочных планов создания программ совместно с коллегами
— Использование возможностей современной аппаратуры (камеры, средств освещения)
Правообладатели в кинопроизводстве
Автор результата интеллектуальной деятельности – гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п.1 статьи 1228 ГК РФ).
Помимо авторов, правообладателями могут быть юридические лица и публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, иностранные государства).
К числу таких юридических лиц – правообладателей – относится и работодатель, если аудиовизуальные произведения создаются в рамках трудовых отношений. Такие отношения регулируются нормами о служебных произведениях. По общему правилу, исключительное право в данном случае будет принадлежать работодателю (статьи 1295, 1370 ГК РФ).
Также, правообладателями могут быть наследники и иные правопреемники.
Если аудиовизуальные произведения создавались по заказу публично-правовых образований, то в данном случае они будут выступать в качестве правообладателей.
Есть возможность осуществления коллективного управления правами специальными организациями. Например, права на музыкальные произведения могут быть переданы для управления РАО («Российскому авторскому обществу»), существуют также ВОИС «Всероссийская организация интеллектуальной собственности», РФА «Российская фотографическая ассоциация»), РСП («Российский Союз Правообладателей»), РОУПИ «Российское общество по управлению правами исполнителей»).
Поимо этого субъектами интеллектуальных прав могут быть лица, организовавшие создание сложных объектов, к которым относятся и аудиовизуальные произведения. Речь здесь идет о продюсере фильма. Такое лицо приобретает право использования аудиовизуального произведения на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых с обладателями прав на различные результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав сложного объекта (статья 1240 ГК РФ).
Сокращённая съемочная группа малобюджетного фильма
В “малобюджетной группе” оператор-постановщик обычно заведует освещением и самостоятельно работает с камерой. Это довольно распространённый подход при съемке малобюджетных кинофильмов и телевизионных сериалов.
Камера: | Освещение: | Звук: |
---|---|---|
Оператор-постановщик | Гаффер | Звукооператор |
Фокусник/Перезарядка камеры | Инженер осветитель | Оператор микрофона |
Старший рабочий-постановщик (Старший грипп) | ||
Помощник Гаффера (Best Boy) |
Профессиограмма: Оператор кино- и видеосъемки
Работа оператора остается за кадром, однако именно его глазами зрители видят различные события или мир, рожденные в воображении сценаристов и режиссеров.
Работа кино- и телеоператора отличается. Кинооператор часто участвует в детальной разработке режиссерского сценария, проведении актерского кастинга, утверждении вместе с режиссером эскизов декораций и иконографических материалов (рисунков, фотографий и т. д.), поиске натуры (мест, где будут сниматься эпизоды фильма) и пр. По ходу съемок оператор во многом отвечает за техническую сторону дела.
Контролирует установку света в павильоне, выбор нужных объективов и мн. др. Под сто контролем находятся камеры и микрофоны, разнообразная осветительная техника, особые подъемные краны (позволяющие выполнять съемку с высокой точки), тележки и т. д. От оператора зависит, как будут выглядеть лица героев на экране, ведь специалист способен сделать привлекательным даже не очень фотогеничное лицо, правильно установив свет и выбрав максимально выигрышные ракурсы. И наоборот, может показать человека с наименее привлекательной стороны.
Операторы-документалисты должны владеть мастерством в совершенстве, уметь мгновенно сориентироваться в обстановке и максимально исполь-овать имеющиеся возможности. Ведь снимая неповторимое мгновение изни, часто невозможно попросить участников важного события повторить свои слова и поступки, а значит, невозможно сделать второй и третий дубли. Но помимо досконального знания возможностей камеры занятие документальным кино предполагает наличие у оператора качеств режиссера и журналиста.
Работа на телевидении может проходить в разных условиях. Можно спокойно снимать пресс-конференцию, стоять за стационарными камерами в студии, выезжать на спортивные соревнования или рисковать жизнью в горячей точке. В операторских службах больших телекомпаний обычно есть сотрудники, которые специализируются на том гаи ином виде съемок. Работа преимущественно стоячая, график может быть ненормированным.
Выбирая эту профессию, нужно помнить о том, что оператор чаще всего — это не свободный участник творческого процесса, а участник команды, которому отводится роль исполнителя. На телевидении он зависит от журналиста или продюсера, в кино — от режиссера. Его деятельность скована рамками сценария, режиссерской концепцией и т. д. Он не столько творец, сколько технический исполнитель задуманного, сам остающийся за кадром. Поэтому людям со слишком большими амбициями и гордым характером, вероятно, стоит подумать о другой профессии в данной сфере, например, того же кинодокументалиста.
Выбирая данную специальность, необходимо учитывать, что без диплома об окончании солидного учебного заведения хорошо трудоустроиться практически нереально. Профессию оператора молено получить в вузах, а также на Высших курсах телевизионных операторов в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Однако умение пользоваться камерой и грамотно снимать планы еще не гарантирует место на ведущем телеканале или в студии известного режиссера.
Кино- и телеоператоры должны иметь развитое образное мышление, богатое воображение, обладать врожденным художественным вкусом, уметь заострять внимание на самом главном. Кроме того, оператору требуется хорошая физическая форма, ведь иногда бывает, что приходится самому носить камеру, штатив и сумки с аппаратурой. К тому же процесс съемки может длиться много часов подряд, что вызывает не только физическое, но и душевное напряжение.
Поэтому крепкие нервы и высокая стрсссо-устойчивость также лишними не будут. Не обойтись и без точного глазомера, внимательности и терпеливости. Противопоказаниями могут быть серьезные нарушения зрения, расстройства цветоощущения, заболевания опорно-двигательного аппарата.
Хорошие операторы всегда требуются, однако чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу, необходим большой опыт и налаженные связи с постоянно снимающими режиссерами, которые, как правило, предпочитают иметь дело с проверенными людьми. В кино карьеру начинают с ассистентских должностей. Со временем можно дорасти до второго оператора, а там и до главного. Учитывая количество производимых сегодня съемок, в крупных городах хороший оператор вряд ли останется невостребованным.
Грамотный профессионал всегда найдет работу на ТВ — съемки сериала, видеоклипа, рекламы и т. д. Что касается доходов, тут многое зависит от имени специалиста, стажа, возраста, образования. Минимальная зарплата операторов на центральных телеканалах значительно превышает уровень средних доходов в промышленности. Операторы, обладающие свободным временем, имеют возможность регулярно подрабатывать, например, на съемке свадеб.
На все произведения науки, литературы и искусства, поименованные в п. 1 ст. 1259 ГК РФ и прямо не поименованные, но созданные творческим трудом автора, признаются авторские права, включающие (ст. ст. 1226, 1255 ГК РФ):
- исключительное право на произведение;
- личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, — плюс к этому — право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства).
Группа личных неимущественных прав всегда остается за автором, отказ от этих прав ничтожен.
А вот исключительное право (будучи имущественным правом), хотя первоначально возникает у автора, может перейти другим лицам на основании договора или на иных законных основаниях (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). В чем состоит исключительное право? Лицо, обладающее исключительным правом на произведение (то есть правообладатель), вправе использовать его (произведение) в любой форме и любым не противоречащим закону способом (ст. ст. 1229, 1270 ГК РФ). Учитывая нематериальный характер произведения, им нельзя распорядиться как вещью — продать, подарить или передать иными способами (п. 4 ст. 129 ГК РФ). Но правообладатель вправе распорядиться исключительным правом на произведение любым не противоречащим закону и существу самого права способом, в том числе (п. 1 ст. 1233 ГК РФ):
- путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права);
- путем предоставления другому лицу права использования произведения в установленных договором пределах (лицензионный договор).
Примечание. Автор произведения — гражданин, творческим трудом которого оно создано (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).
Общественное достояние
Чтобы поставить спектакль, театр должен получить разрешение на использование литературной основы (например, пьесы). Исключением является тот случай, когда произведение перешло в общественное достояние (ст. 1282 ГК РФ). Общественным достоянием произведение (как обнародованное, так и необнародованное) становится по истечении срока действия исключительного права на него. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Охраняются при этом только авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
Поскольку в примере автор романа «Обломов» И.А. Гончаров умер в 1891 г., срок действия исключительного права на его произведения истек, они находятся в общественном достоянии и театр вправе свободно использовать роман «Обломов» как литературную основу своего спектакля без разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.
А как насчет съемки в музеях, театрах и кино?
Закона, запрещающего фотографировать на выставках, в музеях и театрах, нет. Правда, фото- и видеофиксация в таких случаях должны производиться исключительно в целях личного потребления и без вспышки, чтобы не мешать артистам и другим зрителям или посетителям и не наносить вред предметам искусства.
Аналогичные правила действуют в кинотеатрах. Вести съемку там можно, но лишь для личного использования. И объектом съемки не должен быть только фильм, который транслируется на экране.
В противном случае будет иметь место нарушение авторских и смежных прав создателей фильма. А за это уже предусмотрена административная ответственность – гражданину придется уплатить штраф в размере от 1500 до 2000 руб., к тому же будут конфискованы контрафактные экземпляры произведений, оборудование, используемое для их воспроизведения, и другие орудия совершения правонарушения (ст. 7.12 КоАП РФ). Попросту говоря, материалы съемки сотрут, фото- или видеокамеру изымут, да еще и рублем накажут.
Как снимать должностных лиц
По закону вы можете снимать на видео должностных лиц, которые исполняют свои обязанности в общественных местах.
Снимать полицейского, который проверяет у вас документы на улице, можно. Ст. 8 закона «О полиции» прямо говорит, что деятельность полиции должна быть открытой для общества. Но бывают случаи, когда съемка полицейского даже во время работы запрещена. Например, если проводится спецоперация. Тогда даже обычные действия вроде проверки документов или досмотра не должны попасть в кадр, и это законное ограничение.
Запрет на видеосъемку должен быть обоснованным: если полицейский говорит, что снимать нельзя, он должен объяснить причину и сослаться на конкретный документ. Его личное нежелание попасть в кадр не считается. Отсутствие в регламенте для сотрудников ГИБДД условия о видеосъемке — это тоже не ограничение для водителей.
Есть указ президента, который устанавливает, что деятельность государственных органов должна основываться на принципах информационной открытости. Этим указом разрешен контроль граждан за деятельностью госорганов, организаций, предприятий, общественных объединений и должностных лиц.
По ст. 3 закона «О противодействии коррупции», деятельность государственных служб должна быть прозрачной и открытой, а должностное лицо, которое препятствует видеосъемке, могут привлечь к административной ответственности.
Снимать должностное лицо в кабинете или другом служебном помещении можно только с его разрешения.
Если вас остановили сотрудники ГИБДД на дороге, вы можете спокойно снимать видео. Если вас остановил полицейский для проверки документов на улице, в кафе, в торговом центре — вы тоже можете его снимать. А вот если вас вызвали на опрос повесткой или если вас задержали и сопроводили в отдел полиции для проверки, то снимать не получится: внутри служебных помещений запрещено.
Нужно ли высшее образование?
В этом направлении высшее образование будет хорошим подспорьем. Из-за наличия разных техник по съёмке кино и различных тонкостей, у человека без профессиональных знаний может возникнуть закономерный вопрос: как научиться снимать видео на профессиональном уровне?
Поэтому наличие диплома об окончании специализированного вуза, связанного с тематикой кино и факультета, связанного с должностью кинооператора, станет только плюсом для кинооператора. Потому что будущий кинооператор уже будет теоретически подкован и в голове обоснуется сознание того, что работа оператора не заканчивается на держании камеры, на которой снимается сцена.
Также у студентов имеется возможность прохождения стажировки по выбранной специальности. За счёт этого помимо теории часть знаний у выпускника высшего учебного заведения может быть закреплена и на практике после прохождения практики, которая может быть оформлена в некоторых заведениях в качестве стажировки.
Кто работает в команде с кинооператором
В процессе съемок большого фильма с кинооператором работает целая операторская группа.
- Во-первых, в нее входят его ассистенты, отвечающие за экспозицию, фокусировку и отсчет снятых сцен и дублей.
- Во-вторых, это дольщик, в чьи обязанности входит отслеживание перемещений тележки, на которую закреплена камера.
- В-третьих, это кранмейстер — как видно уже из названия профессии, это человек, работающий с краном, с помощью которого кинооператор перемещается во время съемок с высоты.
- В-четвертых, к операторской группе могут прикрепить и специального оператора по комбинированным съемкам.
Если над фильмом работает целая операторская группа, то кинооператора называют оператором-постановщиком. И важно помнить, что его работа не заканчивается на последнем снятом кадре — все кадры надо еще смонтировать, чтобы получился цельный продукт. Кинооператор принимает активное участие в монтаже ленты — он лучше других знает, какая сцена за какой должна идти, какой конкретно дубль лучше выбрать и т.д. Поэтому ему на этом этапе приходится совместно работать со звукорежиссером, сценаристом, режиссером, продюсером и прочими участниками съемочного процесса.
Оператор-постановщик художественного фильма
Совместно с режиссёром-постановщиком оператор-постановщик определяет идейно-художественную направленность фильма, его изобразительную трактовку[2]. Основное в творчестве оператора-постановщика — отбор и воплощение на экране наиболее выразительных композиционных, светотональных и колористических решений, точек съемки, ракурсов, оптической трактовки и освещения, способствующих максимально полной, глубокой передаче темы и идеи фильма. При подготовке к съёмке и в работе над фильмом оператор-постановщик совместно с режиссёром-постановщиком и художником на основе литературного сценария и творческого замысла будущего фильма разрабатывает постановочный сценарий, изобразительную трактовку сцен и эпизодов фильма, портретные характеристики основных персонажей, принципы освещения, выбирает места натурных съёмок, утверждает эскизы декораций, костюмов. В процессе работы над фильмом оператор-постановщик руководит работой оператора, ассистента оператора, и других членов операторской группы. Определяет сцены, нуждающиеся в использовании вспомогательного операторского оборудования: операторских тележек, кранов, стэдикамов.
Ближайшим помощником и исполнителем творческих и технических заданий оператора-постановщика является оператор. Он также руководит работой ассистента оператора и другого технического персонала. По поручению оператора-постановщика оператор самостоятельно проводит съёмки в павильоне и на натуре. Оператор несёт ответственность за фотографическое качество изображения, расход киноплёнки и электроэнергии для операторского освещения. Комплектует необходимую съёмочную технику, проводит испытания аппаратуры, плёнки, светофильтров и другого операторского оборудования, наблюдает за качеством лабораторной обработки негатива и печатью контрольного позитива. Оператор-постановщик во время подготовки фильма к сдаче на двух плёнках руководит цветоустановкой.
Полная съемочная группа полнометражного фильма
Структура съёмочной технической группы бывает разной в зависимости от фильма, его бюджета и требований сценария. Ниже приведены две наиболее типичные комбинации состава съёмочной группы.
Камера: | Освещение: | Звук: |
---|---|---|
Оператор-постановщик | Гаффер | Звукооператор |
Оператор | Помощник Гаффера | Оператор микрофона |
Фокусник/Перезарядка камеры | Бригада осветителей | |
Хлопушка | Старший рабочий-постановщик (Старший грипп) | |
Оператор «Долли» | Бригада Дольщиков |
— Сергей, вы родились сравнительно недалеко от Татарстана — в Мордовии. Часто бываете в Казани. Что вас связывает с нашим городом — люди, проекты, любимые места?
— С детства помню телепередачу «Между Волгой и Уралом», в которой Татарстан всегда был на слуху. У меня было очень много друзей татар, потому что в Мордовии было очень много сел. Сейчас деревни сильно поредели, многие переехали, в том числе в Санкт-Петербург, как и я, — вы знаете, что там сильная татарская диаспора. Собственно, они мне и помогли, когда я тоже перебрался в северную столицу из села Селищи.
Потом уже, по работе, поводом одного из первых посещений Татарстана стал фильм «Иван Грозный», который я снимал для BBC. Достаточно долго я здесь работал — мы снимали и в Свияжске, и в Казани, в кряшенских селах. Такое глубокое погружение в татарстанскую историю, было даже интервью с имамом. Я много для себя открыл. Кроме того, здесь же была «Тасма», одно из головных предприятий страны по производству пленки. Так получилось, что моя племянница вышла замуж за казанца. Так что у меня здесь есть родственные корни, кроме того, что я приезжал на мастер-класс по летающим камерам. Я бы с удовольствием жил бы здесь в каком-нибудь сельском районе, но так получилось, что уже более 40 лет обитаю в деревне под Санкт-Петербургом. Я же помещик — у меня 10 гектаров земли, куры, гуси, утки и так далее.