Что такое «обоюдка»? Открываем секреты!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое «обоюдка»? Открываем секреты!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сколько и кому выплачивает страховая компания при обоюдном ДТП, зависит от степени вины каждого из водителей, которую определяет суд. В компетенцию страховой компании (СК) не входит определение доли виновности участников аварии.

Страховые выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Степень вины может быть классифицирована следующим образом:

  1. Равная вина.

При таком раскладе страховые выплаты участникам инцидента осуществляются в равном процентном соотношении, т. е. 50% на 50% от нанесенного ущерба, если в дорожном происшествии участвовали 2 ТС, по 33.3% — если было 3 автомобиля и т. д. Определение равной степени виновности возможно при совокупном наличии таких условий:

  • нарушение ПДД обеими сторонами происшествия;
  • причинно-следственная связь между несоблюдением ПДД и произошедшим ДТП;
  • нарушение ПДД участниками аварии имеет приблизительно одинаковую тяжесть.

Понятие обоюдной вины

Закон ОСАГО предполагает, что получить компенсацию можно при условии невиновности водителя, управлявшего поврежденным авто. Поэтому так важно после произошедшего столкновения правильно определить вину той или иной стороны. Тем не менее, во многих авариях определяется целый спектр нарушений, совершенных обеими сторонами. В данном случае, речь идет об обоюдной вине по ОСАГО.

Если в действиях обоих водителей усматриваются нарушения, участники получают выплаты от СК, руководствуясь принципом «50 на 50». В случае несогласия одной из сторон, степень вины каждого нарушителя определяют в судебном порядке.

Ни гражданское законодательство, ни ФЗ «Об ОСАГО» не содержит определений термина обоюдной вины, однако на практике в 2022 году представители Госавтоинспекции подобную формулировку используют часто, как и страховые компании. Таким образом, на практике обоюдная вина (или обоюдка) применяется для ситуаций, когда ДТП возникло в результате нарушения ПДД обоими водителями. То есть когда найти единственного виновника не представляется возможным.

При вынесении решения о возможности компенсации, если установлена обоюдная вина, и у одного участника нет полиса, руководствуются стандартным принципом действия ОСАГО. Застрахованный вправе рассчитывать на покрытие расходов через СК, с дальнейшим регрессным иском о взыскании потраченных сумм с водителя, не имевшего страховку.

Что значит обоюдная вина?

Как мы говорили выше при обоюдной вине каждый из участников ДТП признается виновным в той или иной степени, то есть каждый нарушил ПДД и в той или иной мере несет ответственность. Но скажу вам что не все так просто, ведь если каждый водитель нарушил ПДД, это еще не значит, что нарушение имело отношение к возникновению ДТП. Один из участников мог нарушить ПДД и именно это повлекло возникновение ДТП, а второй мог так же нарушить ПДД, но такое нарушение на не имеет отношение к возникшему ДТП.

К примеру один воитель не предоставил преимущество второму авто и выехал со второстепенной дороги не предоставив преимущество, а водитель ехавший по главной дороге был лишен водительского удостоверения. В итоге оба нарушили ПДД, но виноват все равно водитель не уступивший дорогу, не смотря на то, что второй водитель был без прав, а первый нарушил ПДД и нарушение имеет прямое отношение к возникшему ДТП и здесь вина не будет обоюдно, просто водителя без прав оштрафуют за его нарушение.

Но бывает, что скажем один из водителей поворачивал на лево через двойную сплошную, а второй обгонял его через вторую сплошную и произошло столкновение и в такой ситуации уже реально говорить об обоюдной вине в ДТП.

Как получить выплаты по Европротоколу?

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Да выплаты получить можно и обычно это так и происходит, потому как ущерб был, но вину определить не возможно, так как каждый из водителей дает показания которые противоречат друг другу и единой картины ДТП не складывается, сотрудники ГИБДД не могут определить кто прав и кто виноват, так как каждый водитель нарушил ПДД и выдается документ, что вину определит не возможно.

В итоге суд должен решить, какая степень вины в ДТП у каждого водителя, так как такие дела обычно решаются в суде. Бывает, что степень вины распределяется в пропорции 40 на 60%, бывает 50 на 50%, здесь все будет зависеть от того, на сколько каждый нарушил ДТП и как отработал каждый из адвокатов сторон, были случаи где вина распределялась 10 на 90%.

  • Но обычно происходит все следующим образом, вину бывает установить не просто даже в суде, так как бывает очень мало доказательств, экспертиза может не дать однозначного ответа на вопрос о степени вины и получается, что вина распределяется 50 на 50% и после долгих споров и длительных разбирательств все уже готовы согласиться с таким положением дел, ведь лучше получить что то, чем ничего или совсем мало, 50 на 50 обычно всех устраивает.
  • Если вы пойдете в страховую с документами из ГИБДД в которых указано, что вину установить не удалось, то говорю вам честно, вы получите отказ, хотя отказ при наличии ущерба не правомерен, но увы обоюдная вина в нашем законодательстве не урегулирован и все решается в суде.
  • Действуйте следующим образом, у вас спорная ситуация, идите в суд и доказывайте, что ваша степень вины меньше или вы вовсе не нарушали ПДД.

Обжалование обоюдной вины

Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Читайте также:  Профессиональная переподготовка по направлению Геодезия по всей России

Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Примеры судебной практики

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Определение обоюдной вины

Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации. Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины. Так, согласно параграфа 2 ГК РФ возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников. Другими словами, если нарушение к свершившемуся дорожно-транспортному происшествию не имеет отношения, то и вина не признается обоюдной. К примеру:

  • ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  • ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.

Выплаты по ОСАГО, если оба водителя нарушили ПДД

В действующем законодательстве предусмотрено две разновидности форм вины – умысел или неосторожность. Если ущерб был причинен случайно, по причине неосторожности, это все равно повлечет возникновение негативных последствий для лица, которое его нанесло.

В случае, когда произошло ДТП и наличествует вина лишь одного из участников в любой форме, то оформить страховой случай и порядок возмещения вреда будет не очень сложно (исключение составляют случаи, когда возникают споры относительно размера причиненного вреда).

Если же согласно материалам о ДТП, виноватыми признали обоих водителей, то, если подходит к вопросу с формальной точки зрения, права получить страховку лишаются оба водителя, даже если они имеют действующие полисы ОСАГО.

Федеральный закон №40-ФЗ в статье 12 предусматривает возможность и порядок получения страхового возмещения. Эта возможность зависит от степени вины сторон, участвовавших в ДТП.

Вина подразделяется на две разновидности:

  • Когда оба участника одинаково виновны в произошедшей аварии;
  • Каждый из участников в большей или меньшей степени виноват в случившемся.

Страховые компании не могут определить, чья вина больше, поскольку в законодательстве нет положений, регулирующих данную процедуру. По этой причине единственным выходом будет обратиться к помощи суда.

Отнюдь не во всех случаях в ДТП наличествует вина обоих водителей, даже если каждый из них с формальной точки зрения допустил нарушение ПДД. В таких случаях судья, рассматривая дело, опирается на принципы разумности и объективности, и оценивает степень вины каждого автолюбителя, анализируя все доказательства, которые были представлены.

Сколько заплатят при «обоюдке»?

Так как в российском законодательстве отсутствуют положения, регулирующее моменты, касающиеся обоюдной вины в аварии, страховщики для решения проблемы с оплатой страховки, выбирают простой путь:

  • Выплачивают обоим пострадавшим-виновникам по 50 % от суммы, предназначенной к выплате за ущерб, так как в соответствии со сложившейся у судов практикой, события развиваются именно по такому сценарию. Вынося такое решение, судьи ссылаются на норму, закрепленную в ст. 1083 ГК РФ, в соответствии с которой, если степень вины установить невозможно, ее по умолчанию признают равной. В то же время, доказать противное, а именно, «неравную» вину, зачастую весьма затруднительно;
  • Отвечают отказом на требование заявителей выплатить деньги, ссылаясь на то, что установить степени вины всех участников невозможно. Чаще всего страховые компании отлично понимают, что их действия неправомерны, и лишь рассчитывают на то, что граждане не воспользуются правом на обращение в судебные органы.
Читайте также:  Дарственная или завещание: что лучше

В соответствии с принципом справедливости и положениями п. 2 ст. 1083 ГК РФ полагается производить оплату ущерба каждому участнику в соответствии со степенью его вины.

В теории никто не возражает против такой позиции. Проблема в том, что установление настоящей вины и убеждение в своей правоте судебного органа – задача весьма непростая.

Судьями, как правило, выносится требующее наименьших сложностей решение – присуждение каждому из участников происшествия равных сумм. Хотя иногда и происходит так, что с помощью ловкого адвоката удается добиться того, чтобы на страховщика была возложена обязанность произвести оплату не по принципу 50 на 50, а распределить сумму иным способом, к примеру 85 % на 25 %, 70 % на 30 % и т. п.

Однако на практике, в том числе и тогда, когда ясно, что один из участников гораздо меньше повинен в произошедшем, и может претендовать на большую сумму, мало кто из автолюбителей решает добиваться этого до окончательной победы. В особенности, если речь идет о небольшой сумме.

Если вина была обоюдной, большая часть автовладельцев легко принимают предложение страховщика о выплате половины суммы, руководствуясь известной пословицей о синице в руках и журавле в небе. Таким образом, ситуация с «обоюдкой» является очень выгодной для страховщика, так как из-за юридической путаницы он получает большую свободу действий.

Порядок оплаты ущерба 50 на 50 можно пояснить на примере. Гражданину А в ДТП был нанесен ущерб на сумму 60 т. р., а гражданину В – на сумму 120 т.р. Если будет признана обоюдная вина они получат 30 т. р. и 60 т. р. соответственно. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере.

Однако, события могут развиваться еще более худшим образом – если судом не будет установлен виновник или нельзя будет сделать вывод об обоюдной вине: происшествие произошло при обстоятельствах, исключающих возможность сделать однозначные выводы, между водителями не достигнута договоренность и отсутствуют свидетели.

В данной ситуации можно быть стопроцентно уверенным в том, что водителям не будут произведены выплаты по ОСАГО. Ремонт автомобиля можно будет оплатить лишь по КАСКО при условии его наличия.

Особенности возмещения ущерба при обоюдной вине

Нюансы при распределении вины сторон, участвовавших в ДТП, отражены в статье 12 Федерального закона № 40-ФЗ. Учитывая вышеперечисленные обстоятельства спора, страховые компании могут производить выплаты пострадавшим по разным основаниям:

  • Когда в случае аварии определено, какова степень вины каждого из участников – д��нежные средства будут выплачиваться пропорционально установленной судом степени вины каждого;
  • В случаях, когда автомобиль поврежден по вине нескольких участников аварии – выплаты ему осуществляют страховые компании таких граждан пропорционально степени их виновности;
  • Когда, расследуя обстоятельства аварии, не удалось установить вину ни одной из сторон – страховые компании выплачивают сумму страховки в равных долях.

Судебная практика при обоюдной вине водителей изобилует самыми разными случаями. Приведем несколько примеров.

Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле, превысил допустимую скорость и врезался в задний бампер машины, двигающейся впереди. В ходе выяснения деталей происшествия выяснилось, что гр. Петров, находившийся за рулем пострадавшего авто, разговаривал по мобильному телефону без специальной гарнитуры, т. е. держал телефон в руке. Таким образом, оба водителя нарушили ПДД.

Суд в результате расследования установил, что вина гр. Петрова не могла спровоцировать конкретное ДТП, следовательно, вина за аварию полностью ложится на гр. Иванова.

Вина не была признана судом обоюдной. Поэтому гр. Петрову будет выплачено возмещение за причиненный ущерб в полном объеме.

Гр. Сидоров, двигаясь на машине по автотрассе со значительным превышением скорости, врезался в стоящий на дороге автомобиль. В результате выявления обстоятельств ДТП выяснилось, что гр. Капин (водитель стоящей машины) остановил ТС из-за поломки автомобиля, но не выставил знака аварийной остановки и не включил аварийные огни.

Следовательно, в произошедшем ДТП виновны обе стороны происшествия. Гр. Сидоров превысил скорость, а гр. Капин не выполнил действия, предписанные при аварийной остановке на дороге.

Суд установил, что вина водителей в данной ситуации различной степени, причем вина гр. Сидорова гораздо выше. Если бы он двигался с допустимой скоростью, то успел бы вовремя остановиться. Суд установил степень вины: гр. Сидоров — 70%, гр. Капин —30 %.

Гр. Птицын выехал на перекресток со второстепенной дороги, и затормозил, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Гр. Гришин ехал на авто по главной дороге со значительным превышением скорости. Подъезжая к перекрестку, он не успел затормозить и врезался в автомобиль гр. Птицына.

В итоге судебного разбирательства действия обоих водителей были квалифицированы как действия, непосредственно приведшие к столкновению, и установлена равнозначная степень вины (50%/50%).

Даже при условии, что дорожная авария произошла по причине нарушения несколькими участниками движения, определяется степень вовлеченности каждого из них. При этом обоюдная вина в ДТП может быть:

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

Рассмотрим классический пример: в автомобиль, за рулем которого находился пьяный водитель, врезается другой автомобиль, за рулем которого был трезвый водитель. Правила дорожного движения нарушили оба, однако аварию спровоцировал трезвый водитель. Это значит, что вина не будет признана обоюдной, а пьяный водитель сможет получить компенсацию материального ущерба и страховые выплаты. И только в дальнейшем, в соответствие со статьей 14 ФЗ №40, страховщик в порядке регрессного требования потребует возместить размеры страховых выплат с пьяного водителя.

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.

Читайте также:  Основания и порядок отчисления студента из ВУЗа

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него. При этом:

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине

В соответствии со статьей 12 так называемого закона «Об ОСАГО» выплаты потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии производятся пропорционально степени вины. А степень вины рассчитывается в двух значениях:

Наиболее часто встречающийся вариант обоюдной вины при ДТП. Он устанавливается либо в суде, либо в тех случаях, когда расследование происшествия не дошло до суда. В таких случаях каждый участник аварии получает выплату, которая равна 50% ущерба ему причиненного.

В качестве примера расчета равных выплат можно привести следующий случай: в дорожно-транспортном происшествии пострадали две машины. Ремонт первой обойдется в 60 тыс. рублей, ремонт второй в 30 тыс. рублей. Суд, рассмотрев обстоятельства аварии, признал равную обоюдную вину обоих участников. В таком случае владелец первой машины может рассчитывать на выплаты в размере 30 тыс. рублей, владелец второй – 15 тыс. рублей. Недостающие средства придется изыскивать самостоятельно.

Но бывают случаи, когда ущерб причиненный автомобилю настолько велик, что даже та сумма, которую страховая компания выплатит владельцу, превышает размер страховых выплат в обычных обстоятельствах. Здесь можно обратиться в суд и истребовать от участника ДТП необходимые деньги. Однако, сделать это можно будет только в размере 50% от общей суммы.

В тех случаях, когда суд определил, что в произошедшем дорожном столкновении виноваты все участники, только в разной степени, то выплаты страховых сумм будут пропорциональны степени виновности.

Если рассмотреть предыдущий пример, и принять то, что в суде было определено, что первый водитель оказался виноватым на 10%, а второй на 90%, то выплаты будут сделаны в следующих размерах:

Кому и сколько заплатят, если оба виноваты

Если у обоих участников ДТП были действующие полисы ОСАГО, они могут рассчитывать на выплату компенсации от страховой компании. Однако, при этом суммы будут срезаны до половины от требуемой. Обычно страховые предлагают одно из следующих решений, основываясь на том, что выплата должна осуществляться виновной стороной:

  1. Каждому из участников выплачивается по 50% от положенной суммы компенсации. Это связано с тем, что степень вины распределяется между ними в равном объеме. Соотношение может быть другим, об этом поговорим немного позже. Его можно изменить в порядке судебного разбирательства, чтобы добиться более справедливой выплаты.
  2. Страховая компания может попытаться отказать в выплате обоим участникам, поскольку установить однозначно виновную и пострадавшую сторону невозможно. Это незаконное решение, и его следует в обязательном порядке оспорить через суд. Такой вердикт выносится целенаправленно для того, чтобы избежать любых выплат. Однако, юристы страховых компаний прекрасно знают о его незаконности, поэтому в большинстве случаев добиться выплаты можно путем правильно составленной досудебной претензии.

Согласно второму пункту статьи 1083 Гражданского кодекса, выплаты должны осуществляться, исходя из соотношения степени вины. Это именно тот случай, когда можно попытаться оспорить соотношение 50/50 процентов. Чтобы это сделать, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением и предоставить доказательства того, что вина в ДТП по большей части лежит на другом участнике, вследствие чего порядок выплат должен быть пересмотрен.

Судебная практика показывает, что иногда можно добиться справедливости, но для этого требуется опытный адвокат, который сможет корректным образом пояснить судье, почему в данном ДТП следует пересчитать соотношение вины водителей.

Если решение будет принято, то даже при обоюдной вине можно попытаться добиться компенсации в 80 или 90 процентов. Для второго участника, имеющего более весомый вклад в произошедшее столкновение, ее размер будет снижен, соответственно, до 20 или 10 процентов. Однако, даже такая ситуация не убережет от пересчета КБМ и последующего повышения стоимости страховки.

Обоюдная вина при ДТП: что это значит

Термин «обоюдная вина» отсутствует в гражданском законодательстве и законе «Об ОСАГО». Широкое распространение понятие «обоюдки» получило в среде страховщиков и работников ГИБДД.

Обоюдная вина граждан подразумевает оформление протоколов о совершении административного проступка в отношении нескольких лиц, участвовавших в ДТП. В таком происшествии потерпевшая сторона отсутствует. Каждый участник аварии является виновным в определенной степени из-за нарушения ПДД.

Если работник ГИБДД установит, что каждый гражданин, попавший в аварию, нарушал ПДД, то степень виновности для всех будет одинаковой. Выяснять размер вины каждого участника аварии может только суд. Водителю, который хочет установить степень виновности, следует оформить исковое требование в судебную инстанцию. Отвечающими сторонами будут страховая организация и другие участники ДТП.

На дорогах встречаются случаи, когда оба водителя нарушили ПДД. При этом инициатором аварии выступил один из них. К примеру, перед пешеходным переходом остановился водитель, находящийся за рулем авто в состоянии алкогольного опьянения. В него врезалась другая машина. Виновным в аварии будет признан водитель автомобиля, который въехал в авто нетрезвого гражданина. Последний не мог стать виновником столкновения в данной ситуации.

Какие последствия могут быть, если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию

Покидать место аварии по обоюдному согласию водители могут в случае, если:

  • нет погибших и раненых;
  • участники ДТП договорились обо всех тонкостях столкновения.

Но бывают случаи, когда после того, как оба участника ДТП покинули место автомобильного происшествия, один из них возвращается. Водитель звонит в ГИБДД и оформляет аварию. Для водителя, покинувшего место ДТП, это может обернуться лишением водительских прав.

Чтобы избежать наказания, водителю потребуется предъявить доказательства того, что место столкновения покинуто по обоюдному согласию:

  • фото-, видеофиксация разговора;
  • расписка об отсутствии разногласий;
  • свидетельские показания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *