История развития налога на добычу полезных ископаемых
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «История развития налога на добычу полезных ископаемых». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Плательщик должен регулярно отчитываться о том, сколько полезных ископаемых он добывает. Это нужно делать за каждый налоговый период. При этом не применяется расчёт нарастающим итогом. Отчитываться необходимо в налоговой по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Оплата выполняется на той территории, где расположен разрабатываемый участок. Если он находится за пределами РФ, то уплата производится по месту жительства.
При определении базы для расчёта налога на нефть, рассчитывается не объём добытого, а обессоленная, обезвоженная и стабилизированная нефть. При расчёте выплат применяется коэффициент, который зависит от динамики мировых цен на нефть.
При оплате налога за добычу природного газа или конденсата измерение производится в единицах условного топлива. При расчёте применяется коэффициент, который отражает сложность добычи. Кроме этого используется дополнительный корректирующий коэффициент.
При оплате за добычу угля применяются коэффициенты-дефляторы, которые отличаются для различных видов угля. Если в затраты включены расходы на увеличение безопасности труда, то на них ставка уменьшается.
При добыче драгоценных металлов учитывается не вся полученная руда, а содержащийся в ней драгоценный металл.
Налоговым периодом является месяц. Срок оплаты — не позднее 25 числа месяца после окончания каждого такого периода. Отчётность и оплата производятся отдельно по каждому виду добываемых полезных ископаемых. Используемые при расчёте ставки и коэффициенты устанавливаются Правительством РФ.
Получателем выплат является федеральный бюджет. Пользователь недр обязан сдавать отчётность начиная с того квартала, в котором фактически началась добыча ископаемых. Декларацию подают в течение месяца после окончания налогового периода. Её можно сдавать в бумажной или электронной форме. Сумма налога указывается за текущий месяц.
Что относится к налоговой базе?
Налоговой базой является:
-
количество добытых полезных ископаемых при добыче:
-
нефти
-
природного газа
-
газового конденсата
-
угля
-
многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;
-
-
стоимость добытых полезных ископаемых.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:
-
исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;
-
исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
-
исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.
Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.
Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.
Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.
Что такое НДПИ и как правильно его рассчитать
Объектом налогообложения НДПИ признаются добытые полезные ископаемые (ст. 336 НК РФ):
-
добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);
-
извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
-
добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.
Основные виды добытых полезных ископаемых перечислены в статье 337 НК РФ. Среди них:
-
уголь и горючие сланцы;
-
торф;
-
углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов);
-
товарные руды черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения;
-
полезные компоненты комплексной руды;
-
горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.);
-
горнорудное неметаллическое сырье;
-
битуминозные породы;
-
сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.);
-
неметаллическое сырье, используемое преимущественно в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни);
-
кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.);
-
природные алмазы и другие драгоценные камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);
-
концентраты и другие полупродукты, содержащие драгметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) а также лигатурное золото , соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика;
-
соль природная и чистый хлористый натрий;
-
подземные воды, содержащие полезные ископаемые и лечебные ресурсы, а также термальные воды;
-
сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий) и др.
Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду. Ее определяют отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. В отношении отдельных видов добываемого углеводородного сырья, а также угля, налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Из пункта 7 статьи 339 НК РФ следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
Чем же следует руководствоваться, чтобы признавать добываемый материал или результат его обработки полезным ископаемым, объектом обложения НДПИ?
В комментируемом письме ФНС дает ссылки на письма Минфина от 14.08.2007 № 03-06-05-01/36 и от 10.11.2017 № 03-12-11/1/74333, а также Определение ВС РФ от 30.05.2018 № 309-КГ18-5990 по делу А60-3386/2017.
Из этих документов следует, что полезным ископаемым не всегда признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
Таким образом, при определении вида добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого организации и иные документы налогоплательщика.
Пример. Является ли щебень полезным ископаемым.
Щебень относится к продукции горнодобывающей промышленности и разработки карьеров. Однако в случае, когда он получается путем обработки добытого другого полезного ископаемого (камня строительного, гравийно-валунной смеси), он может быть отнесен к добываемым полезным ископаемым.
Ситуация 1
Предположим, щебень получен из камня строительного. Сам камень строительный отвечает понятию полезного ископаемого, указанному в пункте 1 статьи 337 НК РФ, так как содержится в минеральном сырье (горная масса порфиритов) и добывается в результате первичной обработки данной горной массы путем буровзрывных работ и доведения до определенных размеров.
Если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение щебня, а операции по первичной обработке строительного камня в соответствии с ОКВЭД относятся к добывающей промышленности, то щебень будет признаваться объектом обложения НДПИ (см. письмо Минфина от 14.08.2007 № 03-06-05-01/36).
Ситуация 2
Щебень получен из гравийно-валунной смеси. Фирма в соответствии с лицензией осуществляет добычу гравия. Добытая гравийно-валунная смесь является результатом разработки месторождения и первой товарной продукцией, соответствующей по своему качеству стандарту организации. Реализуемый компанией щебень получен в результате дальнейшей переработки (технологического передела) добытой гравийно-валунной смеси. Объектом обложения НДПИ он не является (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.10.2007 № Ф03-А73/07-2/3748, Определение ВАС РФ от 04.02.2008 № 1120/08).
Федеральная налоговая служба рассмотрела проект акта тематической выездной налоговой проверки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), проводимой Межрайонной ИФНС России в отношении ЗАО и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 334 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на основании лицензии на пользование недрами, в частности, для добычи полезных ископаемых.
Пунктом 1 статьи 337 Кодекса установлено, что в целях главы 26 «НДПИ» Кодекса указанные в пункте 1 статьи 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Из пункта 7 статьи 339 Кодекса следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Согласно Разделу В «Добыча полезных ископаемых» подраздела 08 «Добыча прочих полезных ископаемых» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее — ОКВЭД), утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, добыча строительного камня (код 08.11) включает:
— добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства;
— дробление и измельчение декоративного и строительного камня;
— добычу, дробление и измельчение известняка.
В письмах Минфина России от 14.08.2007 N 03-06-05-01/36 и от 10.11.2017 N 03-12-11/1/74333 указано, что, поскольку технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 339 Кодекса, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.
Данная позиция также поддержана в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2018 N 309-КГ18-5990 по делу А60-3386/2017 в отношении артели старателей «Урал-Норд».
Таким образом, по мнению ФНС России, при определении вида добытого полезного ископаемого (как крупногабаритного строительного камня, так и более мелкой фракции (щебня)) в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого организации и иные документы налогоплательщика.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
Д.С. Сатин |
ТЕМА 6.1. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
В основу облагаемой базы по этому платежу может быть заложено:
- количество;
- или стоимость добытого ископаемого.
Количественный показатель является основным при расчете платежа, если предмет добычи – нефть и газ. По остальным ресурсам в основу при расчете величины платежа берется их стоимостная оценка. И тот и иной показатели рассчитываются плательщиком самостоятельно.
Этот налог взимался ещё в Российской империи, первоначально он представлял собой получение дохода от регалий. Этим словом обозначались государственные предприятия. Те, которые занимались добычей полезных ископаемых, назывались горными регалиями.
В мировой практике налог на добычу полезных ископаемых начал применяться в 19 веке в Пруссии и Франции. Применялись две разновидности:
- Постоянный;
- Пропорциональный;
Первый считался на основе площади поверхности земли, занятой разработками, второй — представлял собой долю от полученной выручки. Например, в Пруссии, начиная с 1865 года, ставка составляла 2%. В Англии обложение дохода от такой деятельности осуществлялось на общем основании — необходимо было заплатить подоходный налог (НДФЛ).
В РФ использование недр стало платным после принятия закона «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 года. Платежи делались в размерах, которые были практически неощутимы для государственного бюджета. В этом законе предусматривалось несколько видов обязательных платежей, связанных с добычей полезных ископаемых. Важнейшие определения были рамочными, а точные нормы устанавливались при помощи межведомственных инструкций. Допускалось внесение платежей денежными суммами или при помощи добытых полезных ископаемых.
Ставка налога различается по видам добытых ресурсов. По НДПИ различают:
- адвалторные (в процентах);
- специфические (в рублях);
- нулевые ставки.
Нулевая ставка применяется по отношению к некондиционным ископаемым, минеральным водам, подземным водам для нужд сельского хозяйства и другим видам ресурсов, предусмотренным ст.342 НК РФ.
Там же прописана величина прочих налоговых ставок. Например, по торфу она составляет 4%, а по соли – 6%. Поскольку основным показателем для определения налоговой базы по добыче нефти и газа является количественное выражение, то ставка налога определяется не в процентах, а в рублях. На некоторые виды ископаемых распространяется ставка 30%.
Плательщиками НДПИ являются те, кто признаны пользователями месторождений. Существуют различные виды использования:
- Добыча полезных ископаемых.
- Геологические изыскания. Они могут проводиться для разведки месторождений или для других целей, например, для исследования строения грунта при строительстве высотных месторождений.
- Разработка технологий добычи.
- Сбора коллекционных материалов минералогического или палеонтологического характера.
- Образование охраняемых объектов геологической направленности. Это могут быть, например, научные или учебные полигоны, геологические заповедники.
Недры могут быть предоставлены государством для использования несколькими из указанных способов одновременно. Налог платится только тогда, когда выполняется добыча полезных ископаемых. Это должно происходить на российской территории или других участках, находящихся в её юрисдикции.
В статье 336 указано, какая именно деятельность облагается налогами. Речь идёт о следующих видах:
- Добыча полезных ископаемых из земли.
- Добыча их из отвалов в тех случаях, когда на такую деятельность предусмотрена выдача лицензии.
В статье 337 Налогового Кодекса РФ указан список полезных ископаемых, за добычу которых необходимо платить налог. В него входят:
- каменный уголь;
- бурый уголь;
- нефть;
- газ;
- сланцы;
- антрациты;
- торф;
- руды металлов;
- драгоценные природные камни;
- радиоактивные вещества;
- некоторые другие виды полезных ископаемых;
НДПИ не нужно платить в тех случаях, когда происходит добыча следующих природных богатств:
- Добыча общераспространённых разновидностей и получение подземной воды при условии, что эти ресурсы не входят в государственный баланс полезных ископаемых.
- Добыча геологических материалов коллекционного назначения.
- Если полезные ископаемые были добыты при обслуживании, восстановлении охраняемых геологических памятников.
- Если происходит добыча из собственных отвалов.
- Извлечение дренажных вод при добыче ископаемых или строительстве сооружений.
- При получении метана из угольных пластов.
Список общераспространённых полезных ископаемых отличается в различных регионах. Для Москвы он включает в себя следующее:
- Песок, за исключением нескольких его разновидностей (формовочного, абразивного, применяемого для производства фарфора и фаянса и некоторых других).
- Известняк (сюда не включаются разновидности, используемые в цементной, металлургической, химической промышленности или для подкормки птиц).
- Песчано-гравийные породы.
- Сапропель. Однако лечебная разновидность не освобождена от уплаты налогов при добыче.
- Супеси и суглинки за исключением тех, которые являются сырьём для цементной промышленности.
- Глины кроме тех, которые используются в фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности. Сюда также не включены формовочные, абразивные и стекольные разновидности.
Объектом налогообложения является объём добытого. Выплата на��ога производится по месту нахождения участка работ юридического лица или индивидуального предпринимателя. Самостоятельной регистрации не требуется, так как налоговая самостоятельно производит постановку на учёт.
Важное изменение законодательства в части регулирования НДПИ вступили в силу 1 сентября 2013 года. Федеральным Законом от 23 июля 2013 года № 213-ФЗ был расширен и уточнён перечень объектов налогообложения – введено понятие залежей углеводородного сырья.
С 01 января 2021 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, изменяющие регулирование налогообложения:
- определены льготные условия в отношении налогообложения ресурсов, добытых из участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море (ст. 342.5 НК РФ);
- уточнён перечень драгоценных металлов, которые отнесены к добытым минерально-сырьевым ресурсам, а значит и к объекту налогообложения (ст.337 НК РФ);
- в отношении добытых нефти, газа и газового конденсата введены новые коэффициенты, применяющиеся при расчете налога (ст. 342.4, 342.5 НК РФ);
- увеличены пени за просрочку уплаты налога.
С 01 января 2021 года в Налоговом кодексе РФ закреплено предоставление налоговые преференций для участников региональных инвестиционных проектов, в том числе и по НДПИ (изменения внесены Федеральным законом от 23 мая 2021 года № 144-ФЗ).
Среди основных изменений в части налогообложения НДПИ, которые стоит ожидать в 2017-2018 годах, можно отметить:
- установление ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твёрдых минерально-сырьевых ресурсов в привязке к мировым ценам;
- введение дополнительных мер налогового стимулирования недропользования на новых участках недр, а также на участках со сложными условиями добычи ресурсов;
- передача органам власти субъектов РФ полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы для общераспространенных видов минерально-сырьевых ресурсов;
- дальнейшее применение понижающих коэффициентов для предприятий, осуществляющих деятельность по добыче минерально-сырьевых ресурсов.
Какие объекты не облагаются налогом
Налог НДПИ охватывает полезные ископаемые, которые составляют значительную часть общероссийской добычи и поступлений от их продажи. Но от налогообложения освобождены некоторые виды работ и категории полезных ископаемых:
- Общераспространенные ископаемые – например, песок, глина, известняк, сапропель, супесь и суглинок.
- Подземные воды, не состоящие на государственном балансе. При этом они должны использоваться только на личные нужды той компании или предпринимателя, которые их добыли.
- Подземные воды, полученные при добыче других ископаемых или строительстве объектов. Но, опять же, они не должны состоять на государственном балансе.
- Полезные ископаемые, которые добыты из отходов собственного производства – только если на них не нужно отдельно получать лицензию.
- Полезные ископаемые, полученные в результате обслуживания геологических объектов, которые имеют особое культурное, научное, оздоровительное, эстетическое и общественное значение.
- Материалы, добытые для коллекционных целей. Чаще всего это минералы и ископаемые палеонтологического характера.
- Метан, который вырабатывается из угольных пластов.
Отметим, что некоторые из общедоступных полезных ископаемых также могут облагаться налогом. Под эту категорию попадают, например, песок и глина, которые используются при производстве фарфора и фаянса.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) регулируется гл. 25.4 НК РФ. Начало действия НДД — 01.01.2019.
НДД можно назвать «пилотным» проектом перспективного перехода от уплаты НДПИ к новой системе налогообложения для нефтяной отрасли в случае ее успешной реализации, пока ограниченной определенным перечнем месторождений и рядом условий.
Идея изменения существующей системы налогообложения углеводородных ресурсов появилась и стала обсуждаться еще в 2015 г., когда Минэнерго РФ и
Минфин РФ предложили два альтернативных законопроекта по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на «добавленный» доход (НДД), направленные на решение помимо фискальной задачи государства по обеспечению доходов бюджета, регулирующей задачи по стимулированию увеличения добычи нефти за счет повышения ее эффективности.
На окончательное решение властей повлияли условия наблюдающегося внешнего падения мировых цен на нефть вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры мировой экономики в целом и нефтяного рынка в частности, применения к России экономических санкций, а также внутренних тенденций по снижению качества запасов российской нефти, падения добычи действующих месторождений и недостаточности инвестиций в новые технологии, которые бы повышали нефтяную отдачу.
Предложенный подход включил замену налогообложения в отношении выработанных, а также новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами или неразвитой инфраструктурой с количества добытого на финансовый результат от реализации, что в наибольшей степени могло бы способствовать возможности экономического стимулирования добычи нефти на низкодоходных выработанных и новых месторождениях.
Оба новых налога были направлены на обложение финансового результата и учет расходов на добычу нефти и ее транспортировку в отношении низкодоходных месторождений: НДД — для новых, НФР — для действующих.
Предпочтение было отдано доработанному НДД как стимулирующему механизму, способному учесть реальную себестоимость разработки месторождения, повысить рентабельность проектов по добыче углеводородного сырья и стимулировать разработку зрелых месторождений.
Налогообложение в нефтедобывающей и нефтеобрабатывающей промышленности России
Показатель |
При поставках |
При поставках |
Нефтеперерабатывающая |
|||
2003 г. |
2006 г. |
2003 г. |
2006 г. |
2003 г. |
2006 г. |
|
Объем поставок, |
223,0 |
248,4 |
197,5 |
216,4 |
- |
- |
Средняя цена, руб/т |
5118,0 |
1153,0 |
2065,0 |
4434,0 |
- |
- |
Выручка, млрд руб. |
1145,4 |
2864,0 |
407,8 |
959,5 |
1415,6 |
3386,9 |
Налоги и сборы, |
411,1 |
1938,4 |
233,8 |
886,4 |
127,0 |
385,8 |
в том числе: НДПИ |
155,3 |
403,6 |
137,2 |
356,4 |
0,8 |
0,8 |
таможенные пошлины |
200,0 |
1272,3 |
- |
- |
70,0 |
319,0 |
налог на прибыль |
18,1 |
186,6 |
15,9 |
163,5 |
10,9 |
16,0 |
ЕСН |
18,7 |
30,1 |
16,5 |
26,3 |
7,2 |
12,0 |
акциз |
2,8 |
4,2 |
2,5 |
3,8 |
21,4 |
15,0 |
региональные и |
1,9 |
9,6 |
1,6 |
8,4 |
1,2 |
5,0 |
остальные налоги |
14,3 |
32,0 |
12,6 |
28,0 |
5,6 |
6,0 |
Производственные |
141,6 |
192,0 |
125,0 |
168,1 |
530,9 |
1274,0 |
Торгово- |
254,2 |
266,5 |
224,6 |
233,5 |
441,0 |
500,0 |
Транспортные |
50,0 |
80,0 |
30,0 |
50,0 |
100,0 |
150,0 |
Чистый источник |
288,5 |
387,1 |
- 205,6 |
- 378,5 |
Одним из направлений такой компенсации является повышение цен на саму нефть и на продукты ее переработки. Статистические данные показывают, что за 2000 — 2006 гг. среднегодовой рост цен на сырую нефть составил 16,2% и заметно опережал аналогичный показатель в целом по промышленности. По нефтепродуктам компенсация осуществлялась в основном за счет роста розничных цен на них и высоких торговых наценок нефтеперерабатывающих заводов. По состоянию на 2003 г. торговые наценки в целом по нефтеперерабатывающей отрасли составляли 441 млрд руб. Кроме того, нефтеперерабатывающая отрасль имеет более щадящую налоговую систему — на 1 руб. выручки она платит налогов всего 3,5 коп. при 24 коп. в нефтедобывающей промышленности, т.е. в 6,8 раза меньше.
Второе направление компенсации убыточности продаж нефти на внутреннем рынке связано с наращиванием поставок нефтепродуктов на внешние рынки в ущерб продажам для внутренних нужд. Так, если в 2000 г. на внешний рынок было поставлено 36,2% от всего объема продукции первичной переработки нефти, то в 2005 г. это значение было уже 46,7%.
Затронув проблему разной эффективности поставок сырьевой продукции на внешний и внутренний рынки, следует указать еще на две причины, отягчающие ее.
Как платить налог и отчитываться по нему
Плательщиками НДПИ являются те, кто признаны пользователями месторождений. Существуют различные виды использования:
- Добыча полезных ископаемых.
- Геологические изыскания. Они могут проводиться для разведки месторождений или для других целей, например, для исследования строения грунта при строительстве высотных месторождений.
- Разработка технологий добычи.
- Сбора коллекционных материалов минералогического или палеонтологического характера.
- Образование охраняемых объектов геологической направленности. Это могут быть, например, научные или учебные полигоны, геологические заповедники.
Недры могут быть предоставлены государством для использования несколькими из указанных способов одновременно. Налог платится только тогда, когда выполняется добыча полезных ископаемых. Это должно происходить на российской территории или других участках, находящихся в её юрисдикции.
В статье 336 указано, какая именно деятельность облагается налогами. Речь идёт о следующих видах:
- Добыча полезных ископаемых из земли.
- Добыча их из отвалов в тех случаях, когда на такую деятельность предусмотрена выдача лицензии.
В статье 337 Налогового Кодекса РФ указан список полезных ископаемых, за добычу которых необходимо платить налог. В него входят:
- каменный уголь;
- бурый уголь;
- нефть;
- газ;
- сланцы;
- антрациты;
- торф;
- руды металлов;
- драгоценные природные камни;
- радиоактивные вещества;
- некоторые другие виды полезных ископаемых;
НДПИ не нужно платить в тех случаях, когда происходит добыча следующих природных богатств:
- Добыча общераспространённых разновидностей и получение подземной воды при условии, что эти ресурсы не входят в государственный баланс полезных ископаемых.
- Добыча геологических материалов коллекционного назначения.
- Если полезные ископаемые были добыты при обслуживании, восстановлении охраняемых геологических памятников.
- Если происходит добыча из собственных отвалов.
- Извлечение дренажных вод при добыче ископаемых или строительстве сооружений.
- При получении метана из угольных пластов.
Список общераспространённых полезных ископаемых отличается в различных регионах. Для Москвы он включает в себя следующее:
- Песок, за исключением нескольких его разновидностей (формовочного, абразивного, применяемого для производства фарфора и фаянса и некоторых других).
- Известняк (сюда не включаются разновидности, используемые в цементной, металлургической, химической промышленности или для подкормки птиц).
- Песчано-гравийные породы.
- Сапропель. Однако лечебная разновидность не освобождена от уплаты налогов при добыче.
- Супеси и суглинки за исключением тех, которые являются сырьём для цементной промышленности.
- Глины кроме тех, которые используются в фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности. Сюда также не включены формовочные, абразивные и стекольные разновидности.
Объектом налогообложения является объём добытого. Выплата налога производится по месту нахождения участка работ юридического лица или индивидуального предпринимателя. Самостоятельной регистрации не требуется, так как налоговая самостоятельно производит постановку на учёт.
- Индивидуальный предприниматель — это физическое или юридическое лицо;
- Физические и юридические лица — в чём их различия;
На территории РФ налоговая база определяется двумя способами:
- В Красноярском крае это объём добытых многокомпонентных руд.
- При добыче углеводородного сырья учитывается количество продукции в натуральных единицах измерения.
- В остальных случаях учитывается стоимость.
В последнем случае стоимость определяется на основании существующих цен. При этом выбираются типичные для данного региона без учёта предоставленных государством субсидий. Если добытое не было реализовано в том же налоговом периоде, когда произошла добыча, то для расчёта налоговой базы применяется расчётная стоимость.
Период, порядок и условия взимания платежей
Плательщиками налога должна выплачиваться определенная сумма за календарный месяц (месяц — в данном случае налоговый период). В конце месяца проводят расчеты по каждому виду и деньги выплачивают в бюджет в зависимости от места расположения участка.
Оплата должна осуществляться не позже 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Порядок и условия выплат за пользование недрами регулирует Правительство РФ.
Декларация по НДПИ предоставляется соответствующим органам по месту нахождения предприятия или проживания индивидуального предпринимателя. Предоставить документ нужно в бумажном или электронном виде.
Срок уплаты НДПИ определены статьей 344 НК РФ, но налогоплательщик может скорректировать их на законных основаниях. Важно не только вносить оплату вовремя, а и отчитываться об этом с помощью декларации.
По НДПИ сроки подачи декларации и оплату можно перенести на 3 года в случае, когда у предпринимателя возникли серьезные финансовые трудности. Но должны быть гарантии на то, что он все же рассчитается с бюджетом.
КБК НДПИ 2019 для юридических лиц утверждены приказом Минфина РФ. В кодах бюджетной классификации (КБК) указаны также проценты, штрафы и пени по НДПИ КБК.
НДПИ не нужно платить:
- при общем изучении недр (проведении геологической съемки, региональных геолого-геофизических работ, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских работ, палеонтологических работ и т. д.);
- при использовании недр без нарушения их целостности (при геологических работах по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, при создании и ведении мониторинга природной среды, при контроле за режимом подземных вод и т. д.);
- при добыче минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
- при добыче полезных ископаемых при образовании (использовании, реконструкции и ремонте) особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Особо охраняемыми геологическими объектами признаются объекты, изъятые из хозяйственного использования и включенные в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (письмо Минфина России от 2 июля 2008 г. № 03-06-05-01/12);
- при добыче полезных ископаемых из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (если организация уже уплатила НДПИ при добыче);
- при добыче дренажных подземных вод, не учитываемых на государственном балансе запасов полезных ископаемых, которые извлекаются при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.
Это следует из пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ и абзаца 3 пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1.
Кроме того, для целей налогообложения не признается полезным ископаемым продукция, которая была получена в результате дальнейшей переработки (обогащения, технологического передела и др.) полезного ископаемого и является продукцией обрабатывающей промышленности (абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ). Например, не нужно платить НДПИ со стоимости золота или серебра, полученных в результате аффинажа (очистки драгметаллов от примесей и сопутствующих компонентов). Аффинирование представляет собой самостоятельный технологический процесс, не связанный с процессом добычи полезного ископаемого. Поэтому полученные (очищенные) драгметаллы не рассматриваются как добытые полезные ископаемые и объектом обложения НДПИ не являются. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 30 августа 2013 г. № АС-4-3/15780.
Чтобы отнести деятельность к обрабатывающей или горнодобывающей промышленности и разработке карьеров, нужно руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) (письмо Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-06-05-01/36).
Налог на добычу полезных ископаемых
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – это федеральный налог, который регулируется гл. 26 Налогового кодекса РФ. Ставка НДПИ, как и ставки по каждому виду полезных ископаемых, прописаны в ст. 342 НК РФ.
НДПИ был введен в 2002 году, тогда же были отменены плата за пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на сырую нефть.
С января 2015 года был введен новый порядок расчета ставки НДПИ в отношении нефти – ставка НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной была увеличена и на 2015 год составила 766 рублей за тонну (ранее планировалось 530 рублей). Ставки на 2016 и 2017 годы также были скорректированы и составили соответственно 857 и 919 рублей.
Кроме того, согласно внесенным в Налоговый кодекс изменениям, с 1 января 2015 года к нефти, добытой из конкретной залежи углеводородного сырья, которая отнесена к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям, применяется нулевая ставка НДПИ.
Окончательная налоговая ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из вышеописанной базовой ставки с учетом ряда коэффициентов, в том числе коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. Таким образом, с повышением цен на «черное золото» на мировом рынке величина НДПИ также растет.
В настоящее время в Госдуму Ханты-Мансийским автономным округом внесен законопроект, который предусматривает переход от НДПИ к налогу на финансовый результат (НФР). НФР предполагает налогообложение доходов от продажи нефти, за вычетом расходов на ее добычу и доставку до покупателя.
Согласно документу, налоговая ставка составит 60%, из которых 48% будет зачисляться в доход федеральной казны, 12% – в доходы бюджетов субъектов России по месту нахождения участка недр. Помимо прочего, законопроект предусматривает добровольный порядок перехода компаний к системе налогообложения НФР или возврат к иным режимам налогообложения.
НФР будет протестирован в пилотном режиме. Минэнерго представило правительству на рассмотрение 16 проектов в качестве пилотных для его применения.
Этот налог взимался ещё в Российской империи, первоначально он представлял собой получение дохода от регалий. Этим словом обозначались государственные предприятия. Те, которые занимались добычей полезных ископаемых, назывались горными регалиями.
В мировой практике налог на добычу полезных ископаемых начал применяться в 19 веке в Пруссии и Франции. Применялись две разновидности:
Первый считался на основе площади поверхности земли, занятой разработками, второй — представлял собой долю от полученной выручки. Например, в Пруссии, начиная с 1865 года, ставка составляла 2%. В Англии обложение дохода от такой деятельности осуществлялось на общем основании — необходимо было заплатить подоходный налог (НДФЛ).
В РФ использование недр стало платным после принятия закона «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 года. Платежи делались в размерах, которые были практически неощутимы для государственного бюджета. В этом законе предусматривалось несколько видов обязательных платежей, связанных с добычей полезных ископаемых. Важнейшие определения были рамочными, а точные нормы устанавливались при помощи межведомственных инструкций. Допускалось внесение платежей денежными суммами или при помощи добытых полезных ископаемых.
История возникновения и развития налога на добычу полезных ископаемых в РФ
«В ранее действовавшей (до введения налога на добычу полезных ископаемых) системе налогообложения при пользовании недрами применялись три налоговых платежа: плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ОВМСБ), акциз на нефть и стабильный газовый конденсат». [15, с.245].
« Платежи за пользование недрами взимались в форме разовых взносов и/или регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Регулярные платежи определялись как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливались Правительством РФ по каждому месторождению в отдельности. Окончательные размеры этих платежей уточнялись при предоставлении лицензии на пользование недрами. Кроме того, при определенных условиях недропользователям предоставлялся достаточно широкий спектр льгот в виде освобождения от уплаты вышеуказанных платежей. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы направлялись на финансирование геологоразведочных работ в районах добычи полезных ископаемых. ОВМСБ, аккумулировавшиеся в бюджетах различных уровней и передававшиеся добывающим предприятиям, использовались только по целевому назначению, а порядок их использования определялся Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливались Федеральным Собранием РФ по представлению Правительства РФ по каждому месторождению индивидуально с учетом его особенностей». [15, с.247].