Кто относится к крупнейшим налогоплательщикам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто относится к крупнейшим налогоплательщикам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Критерии причисления компаний к указанной категории определяются и периодически корректируются ФНС РФ. Действующим законодательством четко определен перечень субъектов, допускаемых к пребыванию в качестве крупнейшего налогоплательщика (КН) с разграничением их контролирования по предмету налогообложения в рамках разных (региональных, федерального) уровней (Приказы ФНС РФ №№ММ-3-06/308, ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/582 от 16.05.2007, 19.09.2014, 26.10.2016 соответственно).
Финансово-экономические показатели
Крупнейшими налогоплательщиками могут признаваться не только коммерческие организации, но и некоммерческие. Во внимание могут приниматься показатели за три последних года. Оценка производится в соответствии с объемом полученных доходов, показателями прибылей, которые отражены в данных отчетности. Показатели ФЭД для федерального и регионального уровня являются неодинаковыми, соответственно, ограничения по ним различны.
Конкретный показатель | Федеральный уровень | Региональный уровень |
---|---|---|
Суммарный объем налогов, которые были начислены | От 1 млрд. рублей | 2-20 млрд. рублей |
Общий объем дохода, который был получен | От 20 млрд. рублей | – |
Активы предприятия | От 20 млрд. рублей | От 100 млн. до 20 млрд. рублей |
Среднесписочная численность работников | – | От 50 человек |
Если организация занимается оказанием услуг в области транспорта и связи, показатель устанавливается от 300 млн. рублей. В регионах, где организация претендует на получение данного статуса, критерии оценивания эквивалентны общему значению объема начислений федерального сбора (75 млн. – 1 млрд. рублей).
Организации федерального уровня
Организацию будут считать крупнейшим налогоплательщиком, если она удовлетворяет хотя бы одного из показателей экономической деятельности за отчетный год:
- суммарный объем начислений федеральных налогов по данным налоговой отчетности превышает 1 млрд руб. Для организаций в сфере оказания услуг связи, в сфере реализации или предоставлении в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, в сфере транспортных услуг — объем начисленных налогов должен быть свыше 300 млн руб. (п. 1.1 Критериев);
- суммарный объем полученных доходов (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд руб. (п. 1.2 Критериев);
- активы организации превышают 20 млрд руб. (п. 1.3 Критериев).
Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены свои значения критериев. Например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий, необходимо выполнение одного из следующих условий (п. 2-3 Критериев):
- сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн руб. в год;
- сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
- среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
- доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.
К каким последствиям приведет перевод данной группы налогоплательщиков в статус крупнейших?
Главный минус наличия статуса крупнейшего налогоплательщика заключается в пристальном внимании со стороны налоговых органов. Периодичность проведения выездных налоговых проверок, как правило, составляет 1 раз в 2 года.
Помимо выездных (как правило, длительностью полгода, а при наличии нескольких обособленных подразделений — более шести месяцев) налоговых проверок, налоговые инспекции истребуют дополнительные сведения о предстоящем размере налоговых поступлений в бюджет, о плановых показателях выручки и прочих показателей (для прогноза бюджетных поступлений).
В отношении крупнейших налогоплательщиков проводятся так называемые «углубленные» камеральные налоговые проверки с истребованием дополнительных сведений и документов.
То есть таким организациям будет уделяться особое внимание в части мероприятий налогового контроля.
Согласно п.6 Приказа МНС РФ №САЭ-3-30/290@ налоговое администрирование организаций финансово-кредитной сферы будет осуществляться Межрегиональной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам №9.
Таким образом, если организация осуществляет финансовую деятельность, например, в Уральском регионе и получит статус крупнейшего налогоплательщика, то она будет поставлена на учет в МИ ФНС РФ №9 в г. Москве и, соответственно, будет представлять отчетность в инспекцию по учету крупнейших налогоплательщиков (региональные и местные налоги уплачиваются по месту нахождения организации). На практике это приводит к увеличению затрат организации на отправку документации из региона в Москву, на телефонные переговоры и командировочные расходы. Нельзя не учитывать возможные проблемы, связанные с передачей лицевых счетов из одной инспекции (в которой состоял налогоплательщик на учете) в другую по учету крупнейших налогоплательщиков (в которой налогоплательщик будет поставлен на учет).
ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
«Региональные» изменения
Приказом ФНС РФ уточнены финансово-экономические показатели и на региональном уровне:
Наименование показателя |
Региональный уровень |
|
Было (в ред. Приказа ФНС РФ от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/428@) |
Стало (в ред. Приказа ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483) |
|
Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности. |
Свыше 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей |
|
Суммарный объем полученных доходов (форма «Отчет о прибылях и убытках», коды строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению»,2340 «Прочие доходы»). |
От 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей |
От 2 миллиарда рублей до 20 миллиарда рублей |
Суммарная величина внеоборотных и оборотных активов (форма «Бухгалтерский баланс»). |
Свыше 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей |
|
Среднесписочная численность работников. |
Критерий отсутствовал |
Превышает 50 человек |
Таким образом, для региональных крупнейших налогоплательщиков увеличен нижний порог суммарного объема полученных доходов и введен дополнительный критерий — среднесписочная численность работников.
Постановка на учет и последствия
Организации, которые получили данный статус, обязуются встать на учет, исходя из уровня и масштаба деятельности. Налоговые структуры, в свою очередь, осуществляют контроль исполнения нормативов налогового законодательства без принятия непосредственного участия. В процессе постановки на учет эти государственные инстанции выполняют следующие действия:
- присваивание нового кода причины, по которой произошла постановка на учет (первые 4 цифры – кодовое обозначение налоговой службы, 5 и 6 знаки – признак присвоения статуса);
- внесение данных в ЕГРЮЛ;
- выдача уведомления в соответствии с формой 9-НКУ (идентификационный номер налогоплательщика, код причины, ОКАТО).
Под налоговым мониторингом принято понимать способ расширенного взаимодействия, при использовании которого предприятие предоставляет ФНС доступ к сведениям бухгалтерского и налогового учета, получая при этом право на запрос мотивированного мнения касательно налоговых последствий. Данный режим способствует ускорению процесса решения спорных ситуаций и позволяет предотвратить доначисление налогов в дальнейшем времени, как и получение пеней, штрафных санкций.
Процедура проводится в отношении организаций, которые подали запрос и соблюдали нормы п. 2 ст. 105.27 НК РФ, п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Также нужно предоставить заявление и соблюсти перечень следующих условий:
- Предоставить в налоговый орган документы. В частности, речь идет о регламенте информационного взаимодействия, учетной политике, внутренней документации.
- Соблюдать условия, способствующие обращению в налоговый орган с заявлением. Их детальный перечень приведен в п. 3 ст. 105.26 НК РФ.
- Обеспечить соответствие представленного регламента нормативам.
- Обеспечить соответствие системы внутреннего контроля нормам.
Перечень крупнейших плательщиков налогов в России
Несмотря на значительные колебания цен на нефть, изменение объемов добычи сырья, основными налогоплательщиками в РФ остаются и «Газпром». Последняя по итогам 2020 г. направит в бюджет порядка 2 трлн руб. В эту сумму включены налоги со всех 56 дочерних составят примерно эту же сумму.
По данным Межрегиональной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в число основных «доноров» федерального бюджета входят такие , «Лукойл», «ТАИФ-НК», «Татнефть», «Сибур», «Новатэк».
Значительные средства в бюджет поступают не только от предприятий нефтегазового сектора. Крупнейшими налогоплательщиками считаются также сети розничной торговли «Магнит», «Мегаполис», X5 Retail Group. В двадцатку лидеров входят и металлургические предприятия «Норильский никель», «Северсталь», UC Rusal и др. Нельзя не сказать и о телекоммуникационных , «Вымпелком».
Общий размер активов каждого указанного предприятия превышает 500 млрд р. Такие данные приводит журнал Forbes за текущий 2020 г. Головные офисы половины этих компаний располагаются в Москве. Некоторые предприятия зарегистрированы за рубежом (например, «Вымпелком»).
Лидирующие позиции по среднесписочному количеству персонала занимают «Газпром» и «Роснефть». У первой компании в штате числится около полумиллиона человек, у второй – больше 250 тысяч человек. Среди торговых предприятий лидером является «Магнит». В его штате на 2020 г. числится более 300 тысяч человек.
Классификация плательщиков
В соответствии со ст. 19 НК, в качестве налогоплательщиков выступают физические и юрлица, на которых возлагается обязанность по отчислению обязательных платежей в бюджет. Юридические лица, в свою очередь, разделяются на иностранные и российские, а физлица – на обладающих статусом ИП и не имеющих его.
В относительно обособленную категорию субъектов выделяют предприятия, работающие в специфических сферах. К примеру, речь идет об игорном бизнесе, добыче полезных ископаемых и пр. В этих сферах установлены отдельные виды налогов: на игорный бизнес, НДПИ и т. д.
Некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию плательщиков лиц, имеющих право использовать налоговые льготы.
Есть еще одна категория субъектов. В нее входят крупнейшие налогоплательщики. Список этих лиц достаточно внушительный.
Далее в статье разберемся, по каким критериям налогоплательщиков относят к категории крупнейших, каковы особенности отчетности таких лиц.
Обязанности юридических лиц
О любых изменениях в своей организационной структуре налогоплательщики представляют информацию в представительства налоговых органов в регионе нахождения.
Срок в один месяц предоставляется для уведомления налоговых органов, если налогоплательщик начинает участвовать в российских или иностранных организациях (кроме хозяйственных обществ и ООО).
Такой же срок дается в случаях создания юридическим лицом, имеющим регистрацию РФ, обособленных подразделений в пределах страны (не филиалов или представительств). Это касается и вновь возникших изменений тех сведений о созданных подразделениях, которые были предоставлены ранее.
Срок в три дня предоставляется юридическим лицам на уведомление о закрытии тех обособленных структур, через которые велась деятельность организации в пределах РФ. Это норма распространяется на филиалы, представительства, иные формы обособленных подразделений.
Документы для скачивания (бесплатно)
- Форма № С-09-2
- Форма № С-09-3-1
- Форма № С-09-3-2
- Форма № С-09-6
Показатели финансово-экономической деятельности
Показатели, установленные для стратегических предприятий, предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также для кредитных и страховых организаций, изменений не претерпели. Приведем их значения в таблице.
Наименование показателя |
Значение показателя |
||||||||||
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном |
|||||||||||
Сумма по заключенным контрактам по |
Более 27 млн руб. в год |
||||||||||
Сумма выручки по экспортным поставкам |
Более 20% от общей суммы |
||||||||||
Среднесписочная численность работающих |
100 человек |
||||||||||
Доля вклада учредителя (государство) |
Свыше 50% |
||||||||||
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном |
|||||||||||
Сумма по заключенным контрактам по |
Более 27 млн руб. в год |
||||||||||
Сумма выручки по экспортным поставкам |
Более 20% общей суммы выручки |
||||||||||
Среднесписочная численность работающих |
Свыше 100 человек |
||||||||||
Доля вклада учредителя (государство) |
Свыше 50% |
||||||||||
К кредитным и страховым организациям, подлежащим налоговому |
|||||||||||
Суммарный объем начислений федеральных |
Свыше 300 млн руб. |
||||||||||
Объем чистых активов на конец года |
Не менее 25 млрд руб. |
||||||||||
Сумма страховых премий за отчетный период |
Не менее 2 млрд руб. |
||||||||||
В россии появится новый тип налогоплательщиков
Федеральная налоговая служба России решила выделить ряд организаций в новую категорию налогоплательщиков. Они будут называться «основные», и для их учета создадут отдельные налоговые инспекции.
КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня
Получить доступ
ФНС России опубликовала на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов проект ведомственного приказа об утверждении «Особенностей учета в налоговых органах организаций в зависимости от объема поступления налогов (сборов, страховых взносов) и (или) показателей финансово-хозяйственной деятельности». Налоговики намерены не просто разделить все организации на:
- обычных налогоплательщиков;
- крупных налогоплательщиков;
- крупнейших налогоплательщиков,
но и ввести такое понятие, как «основные налогоплательщики».
Функции крупных предприятий
Крупные компании выполняет функции:
- Изготовление продукции и ее реализация потребителю.
- Обеспечение сырьем, материалами, оборудованием.
- Учет хозяйственных и финансовых операций.
- Управление всеми составными производственного процесса и кадрами.
Для крупных компаний характерны и дополнительные функции:
- Научная работа и исследовательские изыскания.
- Тесные связи со СМИ и общественностью.
- Поддержка предпринимательства.
Крупные предприятия представлены в виде таких основных форм:
Формы крупного бизнеса | Характеристика |
1. Самостоятельное предприятие | Неделимый объект хозяйствования с единой структурой производства. Может состоять из нескольких юридических лиц, но деление только номинальное |
2. Компания | 1) Объединены воедино несколько фирм. 2) Их связывает подобный вид деятельности.
4) Каждая составная компании – самостоятельная единица. Она вправе, в случае надобности, работать самостоятельно |
3. Интегрированная бизнес-группа | Несколько компаний с общими собственниками. Предприятия часто относятся к различным отраслям |
Важно! Крупные предприятия функционируют не просто как элемент экономической системы. Они в силе изменять окружающее пространство. Такие предприятия влияют на экономическую ситуацию в отрасли, к которой они принадлежат.
Как МСП, так и крупные компании имеют свои достоинства и недостатки.
Перечень плюсов малого бизнеса таков:
- наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
- сравнительно малые расходы во время осуществления предпринимательской деятельности;
- наличие быстрой возможности реагирования на изменения в рыночной сфере;
- наличие относительно быстрой оборачиваемости собственного капитала;
- тенденция роста свободных вакансий, что благотворно влияет на увеличение населенной занятости.
К главным достоинствам среднего предпринимательства относятся:
- создание новых мест трудоустройства;
- высокая продуктивность капиталовложений;
- относительно высокая доходность;
- высокая способность к конкуренции и мобильность.
Крупный бизнес также наделен положительными качествами, а именно:
- способностью по обеспечению экономической стабильности в стране;
- способностью по изменению внешней среды бизнеса;
- возможностью экономить на производственных издержках;
- внедрением в бизнес современных технологий и т.д.