Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 с изменениями
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 с изменениями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время универсальное правило оплаты коммунальных услуг в Российской Федерации – по приборам учета. Пункт 81 устанавливает, что оснащение помещения, как жилого, так и нежилого прибором учета – это обязанность его собственника. Ввод прибора в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника. Заявка составляется по определенным правилам.
Проблема с расчетом за тепловую энергию
Постановление Правительства РФ 354 с изменениями по отоплению 1708 от 28.12.2018г. устанавливает, что приборы учета устанавливаются только при наличии технической возможности. Также указанными поправками были изменены правила расчета платы за потребленную тепловую энергию. Существует три варианта:
- в МКД установлен коллективный счетчик, но нет ни одного помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета, — учитываются показания общедомового прибора;
- в МКД есть хотя бы одно помещение, оборудованное индивидуальным счетчиком, — учитываются показания как коллективного, так и индивидуального счетчиков;
- когда все помещения оборудованы приборами учета — расчет производится по их данным.
Тарификация и задачи тарифного регулирования
Тарифное регулирование является неотъемлемым инструментом в функционировании рынка коммунальных услуг в 2019 году. Все дело в том, что организации-исполнители всегда обладают большей информацией, чем потребители, а данный факт приводит к использованию монопольной власти для собственной выгоды. Таким образом, тарификация выполняет роль баланса между интересами двух сторон.
К основным задачам тарифного регулирования коммунальных услуг относят:
- стимулирование коммунальщиков к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг;
- привлечение дополнительных инвестиций в коммунальные организации;
- обеспечение достаточного объема финансовых ресурсов для полноценной работы организаций-исполнителей;
- формирование конкурентоспособности компаний, работающих в сфере КУ;
- снижение политизированности процесса установления тарифных ставок.
Последние ключевые изменения
В постановлении № 354 регулируются определенные требования к платежной документации, например, счетам, квитанциям о внесении квартплаты.
Главным изменением считается необходимость неукоснительного указания размера ОДН (общедомовые нужды) в определенных местах оформляемого платежного документа.
В новых правилах также указывается необходимость предварительного принятия соответствующих мер собственником, у которого в жилом помещении установлен нерабочий измерительный прибор. Акт, свидетельствующий о том, что счетчики не функционируют должным образом, составляется заблаговременно. Организация, занимающаяся установкой либо ремонтом измерительных приспособлений, может быть выбрана потребителем коммунальных услуг произвольно. В первых числах каждого месяца производятся начисления в соответствии с показателями счетчиков.
Закон о коммунальных платежах — 2020, новый, о начислении, о неуплате
Под ЖКУ следует понимать такие услуги, которые обеспечивают уютные условия для проживания в жилом помещении.
Законодательная база, которая регулирует правила и порядок, по которым предоставляются ЖКУ, а также их оплаты (коммунальные платежи) крайне обширна.
В нее входит:
- Конституция.
- Жилищный кодекс.
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Гражданский кодекс.
- Федеральные законы.
- Постановления Правительства.
- Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
- Законы и другие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Таким образом, законодательство о коммунальных платежах представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют данный вид правоотношений.
Законодательство о коммунальных платежах устанавливает:
- базовые принципы, по которым ведется деятельность по предоставлению ЖКУ;
- перечень прав и обязанностей сторон правоотношений;
- порядок оплаты;
- размеры оплаты за ЖКУ и ее структуру;
- виды ответственности, которая должна наступить за нарушения правил.
Гражданину-потребителю на основании Закона «О защите прав потребителей» предоставлено право на компенсацию морального вреда со стороны предприятия, оказывающего услуги, выполняющего работы и т.д.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статья же 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, причинителем вреда при наличии его вины.
При этом согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Подводя итого всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что лица, являющиеся потребителями коммунальных услуг (то есть практически все граждане, являющиеся собственниками или нанимателями жилья), защищены как положениями Закона РФ «О защите прав потребителей», так и указанных нормативных актов. Остается надеяться на то, что правами, предоставленными законодательством, эти лица начнут пользоваться.
В Постановлении Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (ред. от 16.06.2014) «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» в пункте 3.8 даётся разъяснение понятия «капитальный ремонт», цитата: «К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.»
Также даётся разъяснение что такое текущий ремонт: «Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.»
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 04 июня 2014 года № 57-АПГ14-2, цитата: «Таким образом, суд обоснованно пришёл к выводу о том, что не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». Взносы в фонд являются добровольными. Как на добровольный взнос могут начисляться пени??
Где техническое заключение или экспертиза, в которых говорится, что дому требуется именно капитальный ремонт? Кто делал такое заключение? Просим предоставить.
А строка «текущий (предупредительный) ремонт», итак, уже есть в анонимке.
Оплата жилищно-коммунальных услуг
Оплата жилищно-коммунальных услуг осуществляется на основании платежных документов (как говорят, «жировок» за жилищно-коммунальные услуги), которые должны быть предоставлены на позднее 1-го числа месяца (ст.155 Жилищного кодекса РФ и ст. 67 постановления Правительства РФ от 06 мая 2022 г. N 354.), следующего за истекшим месяцем.
В случае несвоевременной или неполной оплаты жилищно-коммунальных услуг, согласно п.14 ст.156 Жилищного кодекса РФ, необходимо уплатить пеню в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая действует на момент оплаты, а в случае неполной оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты — взимается по день фактической выплаты включительно. При этом увеличение установленного размера пени не допускается.
Срок предоставления счета за услуги ЖКХ
Обслуживающая организация должна составить акт о заливе квартиры. Предприятие, учреждение, организация, а также граждане, причинившие ущерб жилым домам, жилым помещениям, инженерному оборудованию, объектам благоустройства, обязаны возместить причиненный ущерб. Суд обязывает лицо, виновное в причинении вреда, возместить ущерб. (Статья 1082 Гражданского кодекса РФ).
Как правильно разграничить жилищные и коммунальные услуги? Кто устанавливает тарифы на жилищно-коммунальные услуги и определяет нормативы их потребления? В каких случаях коммунальные услуги могут быть приостановлены или ограничены? Кто отвечает за качество коммунальных услуг, и кому жаловаться в случае предоставления этих услуг с нарушением их качества или установленной продолжительности перерывов в их предоставлении? Как определяется плата за жилое.
Правила предоставления ЖКУ
Действующие правила предоставления коммунальных услуг включают в себя множество положений и разделов. Каждому гражданину рекомендуется в обязательном порядке ознакомиться с документом. Это обуславливается тем, что правила были разработаны для регламентирования параметров отношений между поставщиками и потребителями рассматриваемых услуг.
В них подробно определяются как порядок расчета, так и оплаты услуг с учетом показаний считывающих устройств. Там же оговариваются характерные особенности заключения соглашений и нюансы изменения тарификации. Помимо прочего, прописываются все права и обязанности участвующих в процессе сторон, а также ответственность, применяемая в случае невыполнения обязательств по договору.
Все уполномоченные организации обязуются направлять уведомления своим клиентам по факту изменения размера ежемесячного платежа не позднее 30 дней до момента предоставления платежной квитанции. Все граждане, допустившие просрочку платежа, обязуются выплачивать определенную сумму штрафов и пени. От этого требования можно избавиться только при помощи получения услуги реструктуризации долговых обязательств.
Сроки оплаты коммунальных платежей по Жилищному кодексу, как и действующая тарификация, определяются только органами государственного, регионального или муниципального управления.
Обязательства по выплатам возлагаются на действующих собственников или арендаторов помещений. В некоторых случаях обязательство может быть возложено на сторонних представителей, но только на основании составленного владельцем квартиры заявления и при условии полного соблюдения законодательных норм.
При необходимости можно оформить раздельный платежный документ, если между долевыми собственниками не очень хорошо налажена коммуникация и они не могут осуществлять выплаты по единому счету.
Кто занимается предоставлением коммунальных услуг в 2022 году?
Согласно п.8, гл. II, Постановления № 354, исполнителем коммунальных услуг в 2022 году может являться юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы) или ИП, при этом:
- для собственников помещений исполнителем является управляющая компания или иная организация, обслуживающая многоквартирный дом;
- для арендаторов – непосредственно арендодатель или организация, уполномоченная им.
В Жилищном кодексе РФ, а именно в ст. 161, перечислены основные способы управления МКД:
- посредством ТСЖ;
- посредством жилищного или иных кооперативов;
- посредством управляющей компании;
- путем непосредственного управления.
Исполнителем КУ может быть назначена как управляющая компания, ТСЖ или кооператив, так и непосредственно ресурсоснабжающая организация, при этом:
Управляющая компания | Становится Исполнителем с даты, указанной в решении собственников помещений МКД. |
ТСЖ или кооператив | Предоставляет КУ с даты его регистрации, но не ранее даты, указанной в договоре с ресурсоснабжающей организацией. |
Ресурсоснабжающая организация | Приобретает статус Исполнителя с даты, указанной в решении общего собрания собственников жилых и коммерческих помещений. |
Можно ли пересчитать платежи за ЖКУ?
Постановление 354 первоначально принято Правительством РФ в 2011 году.
Как и в другие законы в него вносятся актуальные поправки и изменения.
Новая редакция ПП 354 вступила в силу в конце 2015 года. Данный законодательный акт регламентирует порядок формирования счетов за ЖКУ, устанавливает нормативы потребления.
Перерасчёт может быть произведён поставщиком услуг. Причём во время процедуры сумма в квитанции может как уменьшиться, так и увеличиться. Поставщик имеет право увеличить стоимость услуг если:
- не вовремя произведена поверка счётчиков. В этом случае оплата производится по тарифам, которые выше оплаты по показателям приборов учёта;
- самостоятельно произведена врезка в трубопровод, если диаметр трубы превышает установленные нормативы;
- на счётчике отсутствуют пломбы, или нарушена его целостность.
Перерасчёт в сторону уменьшения по инициативе потребителя возможен, если отсутствуют индивидуальные или общедомовые счётчики.
Какие нужны документы для перерасчета коммунальных услуг? Список приложения к заявлению зависит от оснований для перерасчёта и должен подтвердить факты.
Для перерасчёта в связи с временным отсутствием:
- справка от работодателя о командировке;
- справка о нахождении в стационарном лечебном учреждении;
- чеки из гостиницы;
- справка о временной регистрации в другом городе;
- справка из учебного заведения;
- справка из ТСЖ о проживании на дачном участке.
Как сделать перерасчет коммунальных платежей? Перерасчёт конкретного вида услуги зависит от способа начисления сумм за их оплату:
- При необходимости произвести коррекцию платежей за время отсутствия жильцов все услуги пересчитываются одновременно. Суммы, которые начисляются за оплату помесячно делятся на количество календарных дней. После вычисления стоимости услуг за один день, сумма умножается на количество дней отсутствия, и полученный результат вычитается из общей суммы платежей.
- Перерасчёт платы за газ производится в случае отсутствия в квартире счётчика. За какое время возможен? Из общего начисления за газ вычитается сумма, пропорциональная дням отсутствия.
- Перерасчёт платы за электроэнергию возможен только в том случае, если оплата была начислена по нормативам, а не по показаниям счётчика. Иногда лишние киловатты начисляются по ошибке контролёров.
В этом случае необходимо обратиться к поставщикам для произведения повторных замеров, и на их основании произвести перерасчёт.
Предельным сроком оплаты ЖКУ выступает 10 число текущего месяца, но это не значит, что переводить средства допускается в этот день. Датой погашения суммы квитанции по закону признается день поступления их на счет УК. Если платеж, совершенный 10-го числа, в этот день не будет обработан и зачислен, сформируется долг.
Перевод оплаты банк вправе осуществлять до 5 рабочих дней, поэтому вносить средства рекомендуется с учетом данного срока.
Если квитанция не поступила пользователю или пришла с задержкой, он должен погасить сумму за ЖКУ в обозначенный период. Обязательство узнать сумму платежа законодательство возлагает на жильцов.
Оплату услуг ЖКХ следует производить в обозначенный законом срок, иначе на владельца жилья накладываются санкции. Чеки, подтверждающие факт погашения начисленной суммы, следует хранить весь период исковой давности — 3 года.
Основные правила оплаты услуг и ресурсов
В настоящее время универсальное правило оплаты коммунальных услуг в Российской Федерации – по приборам учета. Пункт 81 устанавливает, что оснащение помещения, как жилого, так и нежилого прибором учета – это обязанность его собственника. Ввод прибора в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника. Заявка составляется по определенным правилам.
Пункт 59 устанавливает, что начисление в счет оплаты потребленных услуг осуществляется по среднему показателю за последние полгода или 3 месяца (если прибор установлен менее полугода назад) в следующих случаях:
- выхода прибора из строя (в течение 3 месяцев подряд для жилого помещения и 2 — для нежилого);
- отсутствия показаний счетчиков;
- если не предоставлен доступ для проверки прибора.
Прибор должен быть защищен от доступа к нему пломбой, исполнитель вправе осуществлять проверку в установленных законом случаях.
Устанавливают Правила и вполне конкретные нормы по оплате доставки и обеспечения ресурсами, например, пункт 148 регулирует, что погрузка твердого топлива на предоставленный транспорт осуществляется без взимания оплаты с потребителя, в том время, как разгрузку потребитель должен оплатить.