Смогу ли я встать в очередь на получение жилья?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Смогу ли я встать в очередь на получение жилья?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Стоит начать с местной администрации, например, администрации населенного пункта, а если речь идет о большом городе — со специального ведомства. Например, в Москве эти вопросы решает Департамент жилищной политики и жилищного фонда, в Санкт-ПетербургеСанкт-Петербургский центр доступного жилья.

Подать документы на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий

Улучшение жилищных условий многодетным семьям или отдельным гражданам реализуется через администрацию муниципального образования. Заявитель вправе обратиться через МФЦ. Такой вариант будет гораздо быстрее и проще.

Еще один способ — использовать портал Государственных Услуг. Для этого нужно иметь подтвержденную страницу. Заявление оформляется на сайте, приложения — в формате pdf.

Можно использовать для улучшения жилищных условий материнский капитал. Допускается не только приобретение нового объекта, но и улучшение старого. Например — пристройка комнаты к дому. Процедура оформляется через Пенсионный Фонд РФ.

Подать заявление на улучшение вправе каждый. Но при несоответствии требованиям администрация ответит отказом. Муниципалитеты не имеют возможности выдавать жилье всем подряд, поэтому тщательно проверяют каждого кандидата.

Улучшение жилищных условий с помощью государства или муниципального образования возможен, если семья или гражданин признаны нуждающимися. Документы рассматривает администрация, подать заявление можно напрямую или через МФЦ.

Получить юридическую помощь по вопросу улучшению жилищных условий можно на нашем сайте.

Комментарии к ст. 52 ЖК РФ

1. В социальный наем жилье предоставляется только тем гражданам, которые состоят на учете. Представляет некоторую сложность установление случаев, когда допустимо отступление от этого правила (ч. 1 комментируемой статьи).

Гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, по договору социального найма могут предоставляться жилые помещения, освободившиеся в коммунальной квартире (см. ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК и соответствующий комментарий).

Гражданам, которые имеют право получить жилье вне очереди (ч. 2 ст. 57 ЖК), могут предоставляться жилые помещения и в случае, если они не состояли на учете.

2. На учет для получения жилых помещений в социальный наем принимаются нуждающиеся в жилых помещениях:

— малоимущие граждане;

— иные граждане, указанные в законе (федеральном, субъекта Федерации) или указе Президента РФ.

Учет ведется раздельно по каждой из этих категорий граждан. Если нуждающийся в жилом помещении гражданин является малоимущим и в то же время относится к иной категории граждан, которые в соответствии с законом имеют право получить жилье в социальный наем, то он может встать на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК).

3. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления. Причем эти органы ведут как учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, которым будут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда, так и учет других нуждающихся в жилье граждан, которые в соответствии с законом могут получить в социальный наем жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Федерации.

Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Федерации может быть предусмотрено, что учет тех граждан, которые не являются малоимущими, но имеют право на жилье жилищного фонда социального использования, осуществляется в ином порядке (не органами местного самоуправления), например органами юридических лиц (по месту работы таких граждан).

4. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства граждан . Если это допускается законодательством, граждане могут встать на учет и не по месту своего жительства. Так, работникам, высвобождаемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим стаж подземной работы не менее 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства .

———————————

Несомненно, что немало затруднений вызывает существующий в законодательстве понятийный и терминологический разнобой. Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК). В ЖК РФ понятия «место жительства гражданина» и «населенный пункт, в котором проживает гражданин» отождествляются. Между тем территория муниципального образования далеко не всегда ограничивается территорией населенного пункта. Так, муниципальным образованием может быть и сельский район, включающий в себя ряд населенных пунктов. По-видимому, в таких случаях орган местного самоуправления будет вести учет граждан раздельно по различным населенным пунктам, входящим в данное муниципальное образование.

См.: ФЗ от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033.

Как представляется, и в этих случаях ничего не мешает гражданину состоять на учете по месту жительства и одновременно в органе местного самоуправления по предполагаемому месту жительства.

5. Несовершеннолетних граждан (ими считаются лица, не достигшие 18 лет) в жилищных отношениях по общему правилу представляют их законные представители — родители, опекуны или попечители .

———————————

Исключение из этого правила составляет, например, указание, содержащееся в ч. 1 ст. 111 ЖК РФ, в силу которого членом кооператива может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста.

Читайте также:  Продление лицензии на травматическое оружие

Над малолетними (гражданами, не достигшими 14 лет) устанавливается опека (ст. 32 ГК). Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство (ст. 33 ГК).

При постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях несовершеннолетних граждан от их имени действуют (подают заявление и т.д.) родители, усыновители, опекуны или попечители.

Постановка на учет граждан, ограниченных в дееспособности, осуществляется по заявлению их попечителей.

При постановке на учет граждан, признанных недееспособными, от их имени действуют опекуны.

В большинстве случаев гражданин, обращаясь с заявлением о постановке на учет, действует от собственного имени (и в своих интересах), а также от имени других граждан (членов своей семьи, в том числе несовершеннолетних граждан, граждан, ограниченных в дееспособности или признанных недееспособными).

6. Граждане принимаются на учет на основании их заявлений. Естественно, к заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие право состоять на учете, в частности документы, подтверждающие состав семьи, свидетельствующие о том, что граждане, обратившиеся с заявлением, являются малоимущими, подтверждающие их право быть признанными нуждающимися в жилом помещении.

7. С целью максимально обеспечить права граждан в ЖК РФ включено большое число весьма детализированных норм инструктивного характера, в том числе регламентирующих отнош��ния, возникающие по поводу принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях. К ним относятся указания о выдаче расписки в получении заявления и прилагаемых к нему документов (с перечнем документов и указанием даты их получения), о том, что заявление должно быть рассмотрено и принято решение в течение 30 рабочих дней, о необходимости извещения гражданина о принятом решении в течение трех рабочих дней.

В случае отказа в принятии на учет соответствующее решение должно быть мотивировано (см. ст. 54 ЖК и комментарий к ней).

8. При установлении порядка ведения учета обычно воспроизводятся нормы ЖК РФ и, кроме того, вводится большое число норм процедурного характера (о ведении книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, учетных дел и т.д.) .

———————————

Приказом Минрегиона России от 25 февраля 2005 г. N 18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.

Законодательное регулирование вопроса

Все региональные проекты по улучшению места жительства финансируются совокупно из разных бюджетов: центрального, областного и муниципального. Основной документ, регламентирующий положения и финансирование жилищных подпрограмм – государственный проект Московской области «Жилище» на 2014–2024 годы. С его помощью реализуется несколько подпроектов, нацеленных на увеличение числа граждан региона, обеспеченных доступным и удобным жилищем (Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 20.11.2018) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 25.08.2015 N 889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050»).

Кто имеет право встать на очередь

Условно граждан, нуждающихся в жилье, делят на группы:

1-я очередь Вне очереди Общая очередь
семьи многодетного состава потеря жилья из-за чрезвычайных обстоятельств малоимущие
матери одиночки судьи многодетные
инвалиды ВОВ работники Прокуратуры лица, нуждающиеся в улучшении условий жилья
участники локальных конфликтов сироты молодые семьи
Герои Труда инвалиды
лица, проходящие службу в ВС

Причины снятия с очереди

Через каждые 12 месяцев, согласно статистике, из очереди изымаются порядка 6000 семей по изменившимся обстоятельствам, не позволяющим их признавать в дальнейшем как малоимущие или нуждающиеся в жилье.

Причины этого явления заключаются в следующем:

  • человек написал заявление, в котором просит снять его с учета;
  • гражданин более не имеет оснований стоять в очереди;
  • 3 отказа от предлагаемого жилья;
  • утрата оснований для социального найма;
  • изменение условий жилья, состава семьи;
  • выявление недостоверных сведений в представленных документах;
  • смена места жительства, переезд в другой регион;
  • получение от государства субсидии на возведение жилого дома.

Остальные граждане продолжают стоять в очереди. Но она проверяется уполномоченными органами каждый год. Поэтому и многие семьи, условия жизни которых изменились в лучшую сторону, ими снимаются с учета и очереди.

Основания для исключения из списка очередников

В соответствии с положениями ЖК РФ, причинами для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилища являются:

  • Заявление о добровольном исключении из числа претендентов;
  • Рост среднемесячного дохода семейной пары;
  • Смена статуса малоимущего;
  • Перемена места жительства обратившихся за помощью лиц;
  • Выделение нуждающимся материальной поддержки из бюджета на приобретение или возведение жилого объекта;
  • Предоставление участка земли, отведенного для возведения жилого сооружения;
  • Заведомое представление ложной информации при оформлении. Например, справки о доходах или недостоверное количество лиц, живущих на одной жилплощади.

Особенности представления жилья в регионах

Во всех субъектах РФ производится обеспечение граждан социальными недвижимыми объектами, имеющимися в распоряжении жилого фонда. Но так как очередь движется очень медленно, то в некоторых местах разработаны дополнительные меры поддержки.

Так, например в городе Москва действует проект «Жилье», который предоставляет нуждающимся возможность:

  • Получения средств для строительства личного дома;
  • Приобрести квартиру в рассрочку с участием бюджетных денег, составляющих до 40% стоимости помещения;
  • Претендовать на субсидию при приобретении недвижимости;
  • Покупки квартиры увеличенной площади с финансированием за счет покупателя;
  • Получить средства за жилье, расположенное в здании, которое запланировано к сносу, для приобретения объекта в другом месте.

Помимо этого, в столице активно растет сфера строительства новых жилых объектов, квартиры которых выдаются по очередности, а также обновляется уже существующий жилфонд.

Новострой активно возводится и в Санкт-Петербурге, что дает возможность решать проблемы с жильем до 500 обратившихся в год, причем приоритет отдается семьям с большим количеством детей, обеспечивающихся первоочередно.

Жителям Московской области приходится ждать государственной помощи около 5-6 лет, поэтому ситуация гораздо проще, чем в самой столице.

Читайте также:  Можно ли оформить пенсию в МФЦ. Порядок оформления, инструкция в 2022 году

Постановка на очередь по жилищной программе

Как встать в очередь на улучшение жилищных условий в Подмосковье? Должны быть соблюдены обязательные требования к кандидатам:

  1. Возраст членов семьи не старше 35 лет.
  2. Трудоустроенность и наличие сбережений.
  3. Признание необходимости улучшить жилищные обстоятельства.
  4. Проживать в помещении непригодном для жилья или аварийном.
  5. Принадлежность к определенной профессии и необходимый стаж работы.

У каждой программы есть дополнительные требования, их можно уточнить на сайте местных администраций или обратиться в службу, курирующую проект.

Пакет документов, подаваемый на участие в мероприятиях, как правило одинаковый для всех проектов:

  • Заявление на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2020 — 2020 годы;
  • общегражданский паспорт;
  • справка, доказывающая нужду в жилье;
  • количественный состав семьи;
  • копия платежки из управляющей компании (лицевой счет);
  • бумаги, подтверждающие платежеспособность.

Есть небольшие различия в предоставляемых пакетах документов, так, «Социальная ипотека» требует трудовую книжку и справку с работы. Перечень можно уточнить в курирующих мероприятие ведомствах.

В зависимости от того, в какую программу вы подходите по требованиям, обращайтесь в соответствующее ведомство. Программы курируют:

  1. Социальная ипотека – министерства образования, здравоохранения.
  2. Жилье для российской семьи – специальная комиссия.
  3. Программа “Молодая семья” – комитет по управлению муниципальным имуществом или отделы по работе с молодежью.

Встать на очередь на улучшение жилищных условий в Московской области – первое, что нужно сделать. А у уже после этого можно подавать заявление о перечислении жилищной субсидии. В условиях недостаточного финансирования многие планы не выполнены в проектный срок, поэтому в очередности приоритет получают те участники, которые не дождались денежных пособий или безвозмездных квартир вовремя по независящим от них обстоятельств.

Следующая приоритетная категория – семьи с детьми. По сложившемуся правилу без очереди проходят супруги, имеющие трех и более детей.

Далее очередь формируется, исходя из принципа хронологии: встать в очередь на улучшение жилищных условий в Московской области можно в том порядке, в котором было подано Заявление на право получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий

Документы подаются в МФЦ или местную администрацию. На их рассмотрение отводится 30 дней. После того, как будет принято решение о присвоении или отказе, заявителя должны уведомить в письменной форме в следующие 3 дня. При отказе в получении статуса в извещении укажут причины, на основании которых было принято такое решение.

При присвоении данного статуса также учитывается доход обращающегося и членов его семьи. Государство в первую очередь помогает тем, кто не в состоянии на свои средства приобрести достойное жильё или оплачивать ипотечный кредит. Для этого рассчитывается общий доход семьи и сравнивается с прожиточным минимумом, действующим в конкретном населённом пункте (но не ниже того, что установлен федеральным законодательством).

Субсидия на жилье малоимущим

Так как частные застройщики всё меньше строят муниципального жилья, то государство разработало программу по предоставлению малоимущим семьям субсидий. Чтобы получить такую помощь, необходимо получить статус «нуждающихся в улучшении жилищных условий». В ст. 51 ЖК РФ сказано, что получить его могут семьи, которые:

  • не имеют собственного жилья (ни один из членов семьи не является собственником или нанимателем жилья). Это означает, что в базе данных Росреестра нет свидетельства о собственности или договора социального найма;
  • семья проживает в жилище, которое было признано уполномоченной комиссией как аварийное жильё. То есть оно в ближайшее время должно быть расселено, а, впоследствии, снесено;
  • в одной семье есть тяжело больной человек, которому, согласно нормам Минздрава, должно быть выделено отдельное жилое помещение;
  • в одном изолированном жилом помещении проживают несколько семей. То есть имеет место быть коммунальная квартира, а они запрещены законом;
  • жильё, взятое в найм по соответствующему договору, или собственное жилье не отвечает нормам на 1 человека.

Если присутствуют эти факторы, то семью должны поставить на учёт. Если у властей есть возможность, они должны предоставить семье муниципальное жильё, которое должно соответствовать всем нормам жилого помещения, в том числе и по квадратным метрам на одного человека. Если нет возможности выделения жилья из муниципального фонда, то государство должно выделить семье субсидию.

Кто может встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Одним из главных требований для улучшения жилищных условий является проживание в жилом помещении по договору социального найма.

К лицам, имеющим острую необходимость в улучшении условий проживания, относятся:

  • Лица, проживающие на момент подачи заявления в жилье, признанном аварийным, а также в жилье, техническое состояние которого не соответствует нормам действующего законодательства;
  • Члены семьи нанимателя, не имеющие установленной законодательством нормативной площади в данном жилом помещении;
  • Лица, проживающие вместе с гражданами, страдающими заболеваниями хронического типа, в случае, если проживание с данными людьми запрещено санитарными нормами. Перечень данных заболеваний установлен приказами Правительства РФ.

Документы для постановки на очередь на улучшение жилищных условий

При постановке на учет на улучшение жилищных условий, заявитель должен предоставить следующий пакет документов:

  • Заявление (можно написать непосредственно при подаче документов);
  • Предоставить копию и оригинал паспорта заявителя;
  • Выписка из домовой книги о составе семьи;
  • Справка о состоянии лицевого счета – данный документ подтверждает отсутствие задолженности по коммунальной плате;
  • Свидетельство о браке, при условии, что заявитель состоит в браке;
  • Свидетельство о рождении ребенка, в случае подачи документов на улучшение условий проживания семьи;
  • Договор найма;
  • Выписка о доходах семьи (за два года);
  • Документ, подтверждающий отсутствие собственности для всех членов семьи. Данный документ берется в двух экземплярах. Один в БТИ, второй в Регистрационной палате;
  • Документ о постановке на налоговый учет.

Определение норм площади отличается в зависимости от субъекта федерации, в котором проживает гражданин. Для того чтобы узнать, какие нормы действуют в данном регионе, необходимо обратиться в жилищный отдел органа местного самоуправления, при этом придется предоставить такие документы, как паспорт, свидетельство о рождении, выписку из домовой книги.

Читайте также:  О возможности прописки в квартире одного несовершеннолетнего ребенка

Малоимущие — как определяется уровень обеспеченности

Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.

Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.

С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены – то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).

По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.

Условия для признания гражданина или семьи нуждающимися в жилом помещении

После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.

Необходимым условием является одна из ситуаций:

1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.

Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге – 9 кв.м., в Калининграде – 12 кв.м., в Оренбурге – 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке – 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.

При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.

2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.

Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере — Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.

3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.

Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.

4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.

5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.

Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.

В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе – ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.

Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.

Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:

  • своих несовершеннолетних детей;
  • супруга (супругу) и других родственников только при условии, что они ранее стояли на жилищном учете в Столице;
  • нетрудоспособных родителей, оставшихся без жилья в результате его ветхости и аварийности либо добровольно и безвозмездно от него отказавшихся;
  • временных жильцов.

Влекут ухудшение жилищных условий:

  • сделки, меняющие порядок пользования жилым помещением, обмены и размены;
  • изменение состава семьи, в том числе за счет расторжения брака, а также вселение иных членов семьи;
  • продажа, дарение и иные действия, направленные на отчуждение помещений, принадлежащих членам семьи;
  • выдел доли собственниками жилых помещений.

За что снимают с учета или отодвигают очередь

Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.

Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.

Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.

Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *