Статья 22 ЗК РФ. Аренда земельных участков (действующая редакция)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 22 ЗК РФ. Аренда земельных участков (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемой статьей введено общее правило, предусматривающее, что основным способом заключения договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка являются торги, проводимые в форме аукциона. Порядок организации и проведения такого аукциона предусмотрен ст. ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ. Также предусмотрена возможность заключения договора аренды с лицом, единственным выразившим намерение участвовать в аукционе и соответствующим условиям аукциона, в случае признания аукциона несостоявшимся (подробнее см. комментарий к ст. 39.12 ЗК РФ).
Комментарии к статье 39.6 земельного кодекса РФ
Предусмотренный законодателем подход к регулированию способов заключения договора аренды земельного участка претерпел серьезные изменения.
Арендные отношения между собственником земли и её пользователем должны быть оформлены в законном порядке. Нужно составить договор аренды. Если срок его действия менее 1 года или он бессрочный (о чём сделана пометка в «теле»), то его не нужно регистрировать в Росреестре.
В остальных случаях это необходимо сделать. Поэтому составляется 3 экземпляра договора – один арендатору, один собственнику и один в Росреестр. Составляется он по шаблону, здесь нужно указать следующую информацию:
- сведения о каждой стороне сделки. Физическое лицо указывает о себе – полностью ФИО, паспортные данные, адрес места жительства и контактную информацию. Юридическое лицо – полное название, ФИО и должность руководителя, документ, на основании которого осуществляется деятельность;
- сведения об участке – адрес места расположения, кадастровый номер, площадь, назначение;
- реквизиты документа, который подтверждает законное имущественное право на надел;
- если уже на земле есть строения, то сведения о них – этажность, площадь, назначение;
- арендная плата, порядок её уплаты;
- срок действия;
- реквизиты каждой стороны, подписи, дата подписания.
Аренда участка, зарезервированного для государственных или муниципальных нужд.
Земельные участки, зарезервированные для государственных или муниципальных нужд, могут быть сданы в аренду.
Если зарезервированный муниципальный или государственный участок сдан в аренду, то договор должен содержать особые условия.
Аренда участка, зарезервированного для муниципальных или государственных нужд, может быть расторгнута.
Уведомление о расторжении направляют за 1 год до предстоящего расторжения договора.
Шестая особенность заключается в следующем. Договор аренды зарезервированного участка содержит возможность досрочного расторжения.
Иными словами, аренда участка, всегда находится в состоянии возможного досрочного расторжения.
7-ая особенность.
Как взять землю в аренду
Если Вы, как будущий арендатор, задумались, как взять участок земли в аренду, – эта статья поможет разобраться, какие этапы для этого необходимо пройти.
Первое, что надо сделать сформулировать цели аренды земли, что позволит конкретизировать требования к расположению, площади и иным особенностям участка. Также следует изучить правовую базу.
Правовое регулирование аренды земли осуществляют Земельный и Гражданский кодексы РФ, в частности:
- статьи 606-620 ГК РФ, содержащие общие положения об аренде;
- статья 22 ЗК РФ Аренда земельных участков;
- статьи 39.6 – 39.8 и 39.11-39.14 ЗК РФ о предоставлении в аренду государственных или муниципальных земель;
- статья 46 ЗК РФ «Основания прекращения аренды земельного участка» и другие нормативно-правовые акты.
Отношения между арендатором и арендодателем могут регулироваться и другими нормативными актами, такими как Градостроительный кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Постановления Правительства РФ.
Нормы об аренде участков могут содержаться и в положениях местного законодательства: так, например, при аренде земли в Москве надо учитывать нормы Закона г. Москвы от 19.12.
2007 N 48 О землепользовании в городе Москве.
После того, как потенциальный арендатор ознакомился с законодательной базой, он предпринимает следующие шаги:
- запрашивает у уполномоченных органов, например, в Росреестре или МФЦ, сведения о подходящих под его требования свободных земельных участках;
- проверяет правовой статус земель найденного участка по данным Росреестра и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП), а также проверяет данные об объекте недвижимости через выписку из ЕГРН (до 2017 года информация об участке была указана в кадастровом паспорте);
- уточняет с помощью публичной кадастровой карты кадастровый номер и размер участка, а также данные его владельца;
- проверяет, нет ли каких-либо ограничений на использование или аренду земельного участка, определенных законом, договором или вынесенным судебным решением (такими ограничениями могут быть ипотека, сервитут, арест участка);
- по согласованию с владельцем земли заключает договор аренды земельного участка на нужный срок (в случае аренды земли у государства, как правило, проводится аукцион).
Пошаговая инструкция получения земельного объекта
Для того чтобы понять, как получить участок без торгов в аренду, рекомендуем ознакомиться с общепринятым пошаговым алгоритмом действий.
- находим интересующий объект при помощи публичной кадастровой карты или путем прямого запроса в муниципалитет, либо иным доступным способом;
- если объект относится к неорганизованным, то потенциальному арендатору придется за свой счет составить схему надела;
- подаем заявку о предварительном согласовании аренды;
- получаем решение от потенциального арендодателя;
- проводим межевальные работы;
- ставим объект на кадастровый учет;
- подаем заявление о предоставление земельного участка во временное пользование;
- заключаем договор;
- осуществляем регистрационные действия.
Кто распоряжается участками, госсобственность на которые не разграничена
Продать или сдать в аренду (бессрочное или безвозмездное пользование) участки, госсобственность на которые не разграничена, могут (п. 2 ст. 3.3 Закона о введении ЗК РФ):
- органы местного самоуправления округа или городского поселения, если участок расположен в городских округах и поселениях;
- органы местного самоуправления муниципального района, если участок находится в сельских поселениях и на межселенных территориях;
- органы исполнительной власти городов федерального значения, если участок расположен на территории этих городов. Например, в Москве это Департамент городского имущества (ч. 2 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 «О землепользовании в городе Москве», п. п. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.22, 4.2.4 Положения о ДГИ г. Москвы);
- Росавтодор, если участок нужно передать под федеральные автодороги. При этом неважно, где находится участок;
- органы власти субъектов РФ, если участок нужно передать под региональные автодороги. При этом неважно, где находится участок;
- Росимущество в случаях, если ему передали право распоряжаться участками от органов местного самоуправления.
Указанные органы также могут устанавливать сервитут, выдавать разрешения на использование, заключать соглашения или принимать решения о перераспределении, заключать договоры мены в отношении участков, госсобственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления таких услуг, как правило, регламентирован этими органами.
Запрет на денационализацию определенных земельных участков
Действующее законодательство устанавливает еще ряд причин, из-за которых заинтересованным лицам могут отказать в приватизации земель.
К запрету на приватизацию подлежат:
- участки земли, которые находятся на территории определенного надела и возможно в ближайшем будущем они будут отнесены к особо охраняемым природным территориям;
- земли, находящиеся на территории производственной зоны и которые предусматривают реорганизацию;
- земли, которые находятся под запретом частного выкупа в соответствии с Законодательством РФ;
- резервные земли, которые планируется использовать для реализации государственных или муниципальных целей.
Стоимость покупки земельного участка у администрации
Если вы решили осуществить покупку земельного участка у администрации в том районе, где вы не проживаете, то его вы должны будете покупать за определенную сумму. Разброс цен при этом достаточно широк их устанавливают в регионах.
По мере продвижения ваших документов к положительному решению, вы должны будете получить согласование с печатью и подписью руководителя в нескольких структурах: отдела архитектуры, природоохранной, пожарной, санитарной организаций, отдела контроля памятников культурного наследия и т.п. После регистрации в областной регистрационном органе вы получите документ о праве собственности на земельный участок . Далее вам необходимо произвести процедуру замеров участка (с привлечением Федерального кадастрового органа). Нельзя забывать о том, что любое действие с участком должно производиться в соответствии с утвержденной проектной документацией.
После прохождения всех инстанций, утверждения всей необходимой документации, вы становитесь полноценным обладателем участка и можете претворять свои мечты о строительстве собственного дома в жизнь.
21. Особенности купли-продажи земельных участков.
купля-продажа земельных участков предполагает заключение договора продажи недвижимости.
Купля-продажа земельных участков осуществляется двумя основными способами: путем свободной продажи или путем продажи через конкурсные или аукционные торги
Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Закон о приватизации земельных участков
Государство обладает первоочередным правом на надел. Существует вариант, когда через подачу апелляции можно решить дело в свою пользу. Но подобное обычно имеет место лишь в случае, если гражданин по какой-то причине был признан злостным неплательщиком либо в иных аналогичных случаях. Также важно заметить, что алименты могут начисляться на добровольной основе либо на принудительной. Все зависит в первую очередь от условий, которые имеют место в конкретном случае. Альтернативной же формой алиментов могут быть оформляемые в натуральной форме. Подразумевается, что ответчик по обязательствам попросту приобретает жилую недвижимость, которая в последствии переоформляется на ребенка. Процесс таковой имеет свои тонкости, особенности. Необходимо составлять в специальной форме соглашение.
Образец заявления на приватизацию земельного участка
Проще говоря, с частным владельцем государству придется договариваться на рыночных условиях, тогда как пользователям муниципальной земли просто придется выполнять требования властей.
Однако в феврале 2015 года был принят соответствующий законопроект, который снова передвинул сроки окончания программы. Теперь она действует до 01. 03. 2018 года.
Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.
Статья посвящена описанию основ законодательства России в этой сфере, описанию пошаговой инструкции подачи документов, а также видам приватизации в различных ситуациях.
Понятие муниципальной собственности на землю
Муниципальная собственность – относительно новый экономический институт. Первым шагом на пути отделения местного самоуправления от государственной власти стало принятие 09.04.90 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Самостоятельность муниципалитетов на конституционном уровне впервые закреплена в 1992 году.
Ст. 12 Конституции РФ от 12.12.93 г. гарантирует самостоятельность местного самоуправления. Ст. 130 Основного закона наделяет его правом самостоятельно реализовать правомочности собственника в отношении объектов муниципальной собственности.
Очевидно, что основа реальной, а не декларативной самостоятельности территориальной общины находится в экономической плоскости. Чтобы разрешать вопросы местного значения, нужны средства. Одним из главных источников наполнения местных бюджетов должны стать доходы от муниципальных земель.
Это положение особенно актуально в отношении сельских населенных пунктов, общины которых не владеют иными ценными природными ресурсами, промышленными предприятиями или коммерчески привлекательной недвижимостью. Такие муниципалитеты черпают средства путем:
- передачи земель в аренду и собственность частным лицам;
- самостоятельного хозяйствования на земле путем создания унитарных предприятий или участия в деятельности коммерческих структур в качестве соучредителя;
- взимания земельного налога, отнесенного законодателем к числу местных (регламентирован гл. 31 разд. X Налогового кодекса РФ).
В объективном понимании муниципальная собственность на землю – одна из форм публичной земельной собственности. Возможно ее формирование вследствие:
- отнесения земель к ведению муниципалитетов в силу закона;
- разграничения с госсобственностью;
- применения гражданско-правовых предписаний.
Полномочия по управлению муниципальной земельной собственностью реализуются общиной непосредственно либо через органы самоуправления. В субъективном понимании муниципальная собственность на землю представляет собой комплекс правомочностей по владению, пользованию и распоряжению, признанных государством за муниципальными образованиями в отношении земель, находящихся в их территориальных пределах.
Характеристика муниципальной собственности на землю и земельные участки
Небольшие города и населенные пункты не обладают богатыми природными ресурсами, объектами промышленности или недвижимостью для самостоятельно обеспечения и развития своей территории.
Им приходится добывать деньги различными законными способами и путями:
- передача в аренду земельных участков частным собственникам;
- самостоятельное ведение хозяйственной деятельности на территории или содействие в развитии коммерческих предприятий, приносящих доход в казну местных органов;
- поступление в бюджет земельного налога, его относят к местным.
Понятие «муниципальная собственность» — включает в себя разнообразие имущественных активов, которые принадлежат городским и сельским поселениям. Кроме земельных наделов, туда включается иные движимые и недвижимые имущественные активы, инфраструктура коммунального хозяйства, различные сооружения, жилой и нежилой фонд. Таким образом, земля муниципалитетов рассматривается как одна из форм публичной собственности (ЗК РФ Статья 19. Муниципальная собственность на землю).
Законом регламентируется, что такие наделы будут признаваться собственностью муниципалитета только в следующих случаях:
- перешли во владение по указанию федеральных законов;
- после размежевания других государственных участков;
- приобретены с соблюдением гражданского законодательства;
- земля передана из федеральных наделов на безвозмездной основе.
В таблице перечислим основные параметры, характеризующие публичную собственность.
Возникновение права муниципальной собственности на земли в результате разграничения
Ситуация с разграничением земель публичной собственности сложна, что наглядно демонстрирует история правового регулирования данного вопроса. В России действовало два федеральных закона «О разграничении…»: от 06.07.91 г. № 1550-1 и от 27.12.91 г. № 3020-1. Оба утратили силу. Изначально процесс был организован так:
- из неразграниченных земель формировались перечни участков с уникальными характеристиками;
- такие перечни утверждались центральным правительством.
Процедура занимала до трех лет. Количество участков, права на которые разграничивалось ежемесячно, составляло от 100 до 500 единиц. И это в пределах всей территории РФ.
Стало очевидно, что применение такого механизма проблему не решит. Специалисты предлагали несколько выходов из затруднительной ситуации, каждый из которых имел свои преимущества и недостатки. 17.04.06 г. был принят 53-ФЗ, внесший изменения в:
- Земельный кодекс РФ;
- Федеральный закон № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
- Федеральный закон № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 3.3 Закона № 137 распоряжение участками должно осуществляться после регистрации права публичной собственности в ЕГРП. Действует оговорка: отсутствие госрегистарции права на неразгранчиенные участки не препятствует распоряжению ими. Реализация полномочий по продаже и безвоздмезной передаче в большинстве случаев осуществляется органами местной власти:
- Участками, расположенными в пределах городского округа, распоряжаются органы самоуправления такого округа.
- Участками, находящимися на территории поселения при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения распоряжаются органы самоуправления поселения.
- Органы самоуправления муниципального района распоряжаются: землями межселенных территорий (всегда) и участками, расположенными на территории входящих в них поселений (при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения).
Неразграниченными землями в пределах Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя по умолчанию распоряжаются органы исполнительной власти. Однако они вправе делегировать эти функции органам внутригородских муниципальных образований.
Для разграничения полномочий важен следующий момент. Земли, передаваемые в распоряжение муниципалитетам, установлены перечнем. Земли госсобственности, наоборот, определены по остаточному принципу. Согласно ст. 16 ЗК РФ земельные ресурсы, не пребывающие в собственности частных лиц и муниципалитетов, принадлежат государству.
Тесты по теме Земельное право с ответами
+ Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов органов исполнительной власти субъектов РФ, актов органов местного самоуправления в пределах их компетенции;
— из Конституции РФ, Земельного кодекса РФ и других федеральных законов;
— из международных договоров РФ, Конституции РФ и федеральных законов.
2 — тест. Предметом земельного права являются:
+ общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с предоставлением, пользованием и охраной земельных участков;
— права и обязанности субъектов земельного права;
— те направления общественной жизни, в которых действуют нормы земельного законодательства.
3. Собственник земельного участка имеет право:
+ строить сооружения и здания согласно целевому назначению участка;
— на доходы от продажи урожая арендатора своего земельного участка;
— игнорирование противопожарных нормативов при строительстве жилого дома.
4. Земельное право относится к:
5.Тест. Земельное право является:
+ самостоятельной отраслью права;
— подотраслью гражданского права;
— институтом конституционного права.
6. Земельный участок как объект права представляет собой:
+ участок земной поверхности, относящийся к категории недвижимости и обладающий признаками, которые позволяют определить его как индивидуально определенную вещь;
— часть почвы, который находится в всеобщем пользовании;
— движимое имущество, которое разрешено в гражданском обороте.
7. Что из указанного регламентируется Особенной частью земельного права?
+ Правовой режим земель запаса;
— Регулирование оборота земельных участков;
— Вещные права на земельные участки.
8. Разделение земель на отдельные категории согласно их целевому назначению – это принцип земельного права:
9. Кто из нижеперечисленных не может быть субъектом земельных правоотношений на территории Российской Федерации?
Тест. 10. Кто из указанных субъектов вправе иметь в собственности земельный участок на приграничной территории?
— лицо без гражданства;
— иностранное юридическое лицо.
11. Примером управомочивающей нормы в земельном праве является:
+ разрешение на посев сельскохозяйственных культур на своем участке;
— недопустимость реализовывать продукцию на землях, подвергшихся химическому загрязнению;
— предписание осуществлять охрану своих земель.
12. Что из нижеперечисленного не относится к категориям земель?
+ Земли особого правового режима;
— Земли иного специального назначения;
— Земли особо охраняемых объектов.
13. Какое из указанных утверждений верно?
+ Обязанность уплаты налога на землю ложится на собственника этой земли;
— Землепользователь может ухудшить плодородный слой почвы, если проводит работы на земельном участке;
— Обязанность сохранять межевые и геодезические знаки, установленные в соответствие с законом, сохраняется только за собственником земельного участка.
14. Что из перечисленного не является ограниченным вещным правом на землю?
— Право постоянного пользования.
15. Просека относится к землям:
16. Не является формой образования земельных участков:
17. Выдел земельного участка возможен, если:
+ земельный участок находится в долевой собственности;
— земельный участок находится в общей собственности супругов;
— земельный участок находился в муниципальной собственности.
18. Какое условие является обязательным при заключении договора купли-продажи земельного участка?
+ Прохождение государственного кадастрового учета;
— Наличие на сельскохозяйственном участке плодородной почвы;
— Отсутствие ограничений на пользование земельным участком в соответствие с разрешением.
19. На какой срок земельный участок может быть сдан в аренду законным представителем несовершеннолетнего, если последний получил землю в собственность в порядке наследования?
+ На срок до наступления его совершеннолетия;
— Такой срок законом не определен.
20. Права на земельные участки подлежат:
— оформлению в простой письменной форме.
21. Реквизиция земельного участка происходит, когда:
+ участок изымается для обеспечения жизненно важных интересов общества и государства при чрезвычайных обстоятельствах с возмещение собственнику убытков и выдачей соответствующих документов;
— участок изымается органами власти для государственных или муниципальных нужд;
— перестали существовать нужды общества, для которых был установлен публичный сервитут.
22. Конфискация земельного участка судом является:
23. Наблюдение, прогнозирование и оценка земель с целью установления их действительного состояния – это:
— кадастровый учет земель;
24. Объекты природы и культурного наследия, которые обладают особой ценностью, позволяют отнести земельный участок, на котором они расположены, к:
+ особо ценным землям;
— землям природоохранного назначения;
— землям рекреационного назначения.
25. Кто осуществляет признание права на земельный участок?
26. В какой форме проводятся торги по реализации земельных участков, которые являются государственной или муниципальной собственностью?
+ В форме аукциона;
— В форме запроса котировок;
— В форме конкурса.
27. Кто устанавливает публичный сервитут в случае, когда на земельном участке планируется построить дорогу регионального значения?
+ Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
— Органы местного самоуправления городского округа;
— Федеральные органы исполнительной власти.
28. На какой срок устанавливается публичный сервитут при размещении железной дороги в туннеле?
+ На срок от 10 до 49 лет;
— На срок строительства указанной железной дороги;
— На срок до 1 года.
29. Если гражданин отказывается реализовывать свои права на принадлежащий ему земельный участок, влечет ли это также прекращение его обязанностей по использованию этого участка?
Комментарий к статье 607 ГК РФ
1. По общему правилу единственным существенным условием договора аренды, вытекающим из закона, является его предмет (п. 3 коммент. ст., п. 1 ст. 432 ГК), а именно: в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в аренду. При отсутствии этих данных в договоре условие считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор считается незаключенным. Какими признаками должен обладать предмет договора аренды?
Прежде всего, это должна быть вещь (п. 1 коммент. ст.). Из этого факта следуют, как минимум, два вывода. Во-первых, предметом договора аренды не может быть субъект права как явление, противоположенное объекту права. Эту очевидную истину приходится говорить уже потому, что в последнее время в отечественной юридической литературе можно встретить обсуждение проблем аренды персонала. К подобным терминам следует относиться лишь как к сугубо условным. Во-вторых, нематериальные разновидности имущества (имущественные права и обязанности, в том числе выраженные в ценных бумагах, информация, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг) не могут быть предметом договора аренды. Передача прав на их временное использование за плату осуществляется на основе лицензионных договоров, договоров доверительного управления имуществом и иных соглашений, не относящихся к разновидностям договора аренды.