Рост объемов аварийного жилья идет быстрее, чем его расселение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рост объемов аварийного жилья идет быстрее, чем его расселение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важно! Чтобы признать квартиру непригодной для дальнейшего проживания, собственнику ветхого жилья необходимо написать заявление в межведомственную комиссию по месту регистрации. Такое право имеет только владелец квартиры (дома).

Действующие схемы расселения

Переселение жителей ветхого жилья осуществляется по трем схемам:

  1. Если здание объявлено непригодным для проживания и подлежит сносу без реконструкции, расселение производится с учетом статуса жильцов. Отселение семьи квартиросъемщика сопровождается аннуляцией договора социального найма и оформлением нового соглашения на получение равноценной квартиры в этом же районе.
  2. Вместо сноса дом подлежит реконструкции и на этот период его обитателям выдается жилое помещение из муниципального маневренного фонда.
  3. Собственник может взять вопрос поиска нового жилья на себя (например, если хочет переехать в другой регион) и получить денежную компенсацию в размере установленной комиссией рыночной стоимости старой квартиры.

Этапы расселения из аварийного жилья

Само переселение состоит из нескольких этапов:

  1. Подача заявления и необходимых документов в межведомственную комиссию.;
  2. Получение решения по итогам работы комиссии о признании дома аварийным;
  3. Включение дома в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
  4. Получение уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка и проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
  5. Подписание соглашения и отправка его в орган, принявший решение об изъятии, в течение 90 дней со дня получения проекта соглашения;
  6. Принятие жилого помещения с составлением соответствующего акта;
  7. Подписание договора социального найма или оформление права собственности на новое жилое помещение в Росреестре.

Сколько в России ветхих и аварийных домов?

По данным Росстата, в России на конец 2018 года насчитывалось более 101 тыс. зданий (около 25 млн кв. м) ветхого жилья с износом более 70%, а с износом 66-70% — более 231 тыс. зданий (82 млн кв. м).

Аварийных домов в стране по итогам III квартала 2019 года насчитывается 54,7 тыс. (16 млн кв. м). По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, за девять месяцев текущего года аварийным было признано 2,28 млн кв. м жилья. Больше всего таких домов находится в Республике Саха (Якутия), Кемеровской и Архангельской областях, Пермском крае, Ханты-Мансийском автономном округе.

Как ранее сообщили в Минстрое, в 2019-2024 годах запланировано переселить 530 тыс. человек из 9,54 млн кв. м аварийных домов. На это планируется потратить более 507 млрд рублей.

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.

Как расселяют жильцов, если дом признан ветхим

Напоминаем, если жилое здание признано ветхим, то сносить его не будут. Такой дом должны ремонтировать или провести его реконструкцию. В этом случае на время ремонта жильцов переселяют в дома маневренного фонда.

Важно! Квартиры для временного расселения должны быть равнозначными по площади старому жилью. Все расходы по переселению берет на себя собственник дома (местный муниципалитет, наймодадель).

Кроме этого, с вашего согласия вам могут предложить другое благоустроенное жилье взамен старого. Такой вариант подразумевает перезаключение договора социального найма и других правоустанавливающих документов.

Также вам обязаны предоставить новое жилье в случае, когда проектом реконструкции предусмотрено увеличение или уменьшение вашей жилплощади в ветхом доме. Если вы откажетесь покидать старую квартиру, наймодатель потребует переселения в судебном порядке.

Расселение из предназначенных к сносу домов производится по следующим критериям:

  1. Оно проводится строго в течение одного года после признания дома ветхим или аварийным и в течение месяца после заключения договора между муниципалитетом и жильцом о переезде.
  2. Переселение производится только после письменного согласия жильца и при наличии договора между собственником нового жилья и жильцом.
  3. Жилец имеет право отказаться от нового жилья и получить денежную компенсацию, но реализация такой возможности полностью ложится на власти муниципального образования.
  4. Если жильё находится в собственности жильца, он имеет право потребовать компенсацию за сносимое, причём по рыночной стоимости.
  5. Затраты на переезд относятся на счёт муниципалитета, но жилец должен понимать, что в его распоряжении только одна попытка воспользоваться таким транспортом.
  6. Если вы собственник, то должны получить равное по площади благоустроенное помещение со всеми удобствами в виде плиты, систем водопровода, отопления, канализации и освещения.
  7. В качестве выбора жильцам должно быть предоставлены 3 варианта расселения, но без учёта индивидуальных пожеланий.
  8. Если квартира в доме снималась, то и переселение происходит на условиях найма.
  9. Если переселяемый стоял в очереди на увеличение площади, при переселении это увеличение должно быть предоставлено.
  10. Переселение не может быть произведено ни при каких обстоятельствах в коммунальную квартиру.
  11. Переселение в другие районы города может быть произведено только при наличии письменного согласия самого жильца.

Учились бы, на старших глядя

Как говаривала Галина Вишневская, если хочешь по-настоящему полюбить оперу, слушай только выдающихся мастеров. Мы же скажем – если хочешь по-настоящему понять, как работает программа по переселению из ветхого и аварийного жилья не надо ехать за тридевять земель, в Тыву, просто ознакомься с положением в Московской области.

Здесь:

  • финансирование программы до 2023 года будет увеличено на 1,9 млрд рублей;
  • ещё в середине 2015 года были переселены все подлежащие сносу дома;
  • в 2013-2015 годах на программу было затрачено 9,2 млрд рублей, что позволило расселить 250 тысяч кв.м;
  • на начало 2017 года в ветхом фонде Московской области состояло 2255 домов;
  • с 2017 по 2023 годы расселены больше 16 тысяч человек.
Читайте также:  Разработка программы производственного экологического контроля (ПЭК)

Понятие аварийности жилого дома

Аварийным признается постройка, возведенная давно и своим ресурсным износом или плохим состоянием представляющая опасность при длительном проживании. Аварийность жилого дома становится следствием повышенного износа материалов и конструкций. Она признается и при запредельных шумовых показателях. Иногда для материала перекрытий и стен используются материалы, в которых превышены показатели вредных компонентов. А это всегда отрицательно сказывается на общем состоянии людей.

Жилье предоставят только в том случае, если принимается решение о невозможности дальнейшего проживания в доме. По ст. 16 ФЗ № 185 используется специальная программа по переселению.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, аварийным могут признать только тот дом, общее состояние которого опасно для дальнейшего нахождения людей. Наблюдается износ больше половины конструкций. Подобный статус присваивает межведомственная комиссия, работающая при муниципалитете. Независимая экспертиза не может считаться основой для придания статуса. Несущие конструкции подвергаются изменению под воздействием не только естественного износа, но и внешних факторов.

Если в течение длительного периода не предпринимались никакие меры по укреплению постройки, первоначальная прочность теряется. В результате заключения межведомственной комиссии о признании дома аварийным гражданам предлагают жилье в новых домах.

Какое жилье полагается взамен старого

Программа переселения предполагает определенные требования для нового жилья, которое жильцам выдается взамен. Если жильцы занимали квартиру по договору социального найма, то новое жилое помещение предоставляется также на этом основании.

Новая квартира должна быть по метражу не меньше, чем старая, а также располагаться в этом же населенном пункте и отвечать другим условиям, установленным в ст. 89 ЖК РФ.

Малоимущей семье, которая состоит в очереди на улучшение жилищных условий, могут предоставить жилье по социальным нормативам.

Законодательство о расселении ветхого и аварийного жилья, смотрите здесь.

В завершение можно отметить, что необходимо помнить, что, если результат комиссионной проверки дома на пригодность для проживания не удовлетворяет проживающих, они имеют право на подачу искового заявления в суд.

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

  • Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
  • Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.
  • Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения.

При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Что положено собственнику при сносе дома? Главный принцип, который действует при этом, — равноценное возмещение. Оно может быть как в денежной форме (выкупная цена), так и в натуральной форме (другое жилье). В последнем случае это решается по согласованию между собственником и муниципалитетом.

Владельцам квартир в многоквартирном доме, который числится в региональной программе, закон предоставляет возможность выбора, — либо взять деньги, либо – другое жилое помещение.

При определении размера возмещения действует правило. Если будет дана компенсация, то она будет рассчитана по рыночным ценам. Дополнительно к ней гражданин имеет право на компенсацию всех убытков и даже упущенной выгоды при переселении.

А вот другое жилое помещение предоставляется с зачетом его стоимости. В этом плане собственники жилья находятся в невыгодном положении по сравнению с нанимателями муниципальных квартир. Тем жилье предоставляется, исходя из равнозначности общей площади.

Какие проблемы возникают

Расселение граждан нередко сопровождается спорными ситуациями. Некоторые собственники добротных строений отказываются от переезда при переселении района, в котором большинство частных домов являются непригодными. При этом закон на стороне собственника, так как жилище неприкосновенно, и гражданин является собственником. С другой стороны, если в квартале остается только один дом, государство не может строить на этой территории новые сооружения. Судебные споры в таких случаях длятся долгие годы.

Отказавшегося покинуть аварийную жилплощадь гражданина могут выселить в принудительном порядке.

Споры также возникают, когда ущемляются права жильцов:

  • альтернативное жилье меньше по площади, чем прежнее,
  • выкупная сумма намного ниже рыночной.

В таких случаях граждане могут обратиться в суд.

Сколько денег пошло в регионы?

Как выяснил «АиФ» в госкорпорации – Фонде содейст­вия реформированию ЖКХ, там уже готовят свои предложения о перераспределении средств, предусмотренных для реализации программы расселения аварийного жилья, на более ранние сроки.

«Учитывая, что целый ряд регионов готов работать опережающими темпами, мы начали их финансирование для реализации этапа программы 2021–2022 гг., – рассказал председатель наблюдательного совета Фонда ЖКХ Сергей Степашин. – Уже перечислены авансы в размере 5,4 млрд рублей по заявкам 29 регионов».

Вопрос-ответ

Что изменится в правилах расселения аварийного жилья? Это помимо того что госкорпорация направила в субъекты РФ по авансам и реестрам контрактов по этапу 2019–2020 гг. программы 29,96 млрд рублей, по авансам и реестрам контрактов этапа 2020–2021 гг. – 10,62 млрд рублей.

Читайте также:  Нюансы увольнения работников в банкротной компании

«Планировалось, что с 2022 г. финансирование программы переселения вырастет почти ­в 3 раза, – отметил Сергей Степашин. – Поэтому, конечно, было бы правильным перенести часть финансирования с последующих лет на ближайшее время начиная с 2021 г. Это позволит увеличить объёмы и темпы расселения ­аварийного жилья».

Уже сейчас, по его словам, 7 регионов – Хакасия, Кабардино-Балкария, Астраханская, Новгородская, Магаданская, Саратовская и Томская области – взяли на себя обязательства досрочно расселить аварийное жильё, признанное таковым до 1 января 2017 г.

В этом году в стране 54,6 тыс. человек должны покинуть квартиры общей площадью 1 млн кв. метров в непригодных для жизни домах и переехать в новые. Однако эти планы будут пересмотрены в сторону увеличения, пообещал Сергей Степашин. Решение по поводу новых сроков и количества пере­селенцев Фонд ЖКХ примет в ближайшее время.

PRO новостройку (Москва)

Каждый человек, проживающий в старой многоэтажке, должен изучать документацию, которая имеет отношение к признанию данного строения к аварийному жилью. Дело в том, что проживание в таких объектах является опасным и неприемлемым, поэтому государство стремится переселить граждан из таких домов.

  • жизнь в таком строении является опасной, так как существует вероятность его обрушения или аварии в инженерных коммуникациях;
  • власти города должны найти для всех жильцов новые места для жизни;
  • новое жилье должно обладать той же квадратурой, а также находиться в том же районе города;
  • собственники могут выбрать не только новое жилье, но и компенсацию;
  • если владельцы квартир выбирают новое жилье, то они должны заплатить за его получение некоторую сумму, а если она у них отсутствует, то они подписывают с муниципалитетом договор соцнайма.

Особенности мониторинга обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда

 В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения переселения граждан из аварийного жилья, анализируется состояние системы мониторинга жилищного фонда. В ходе анализа дается оценка реализации региональных адресных программ по переселению граждан.

Ключевые слова: государственная политика в сфере ЖКХ, финансовое обеспечение, мониторинг региональных адресных программ.

Право гражданина на жилье является одним из базовых конституционных прав в Российской Федерации, как и в любом развитом государстве. Очевидно, что данное жилье должно быть безопасным и соответствовать определенным стандартам качества. Соответственно, проживание граждан в жилье ненадлежащего качества, а тем более, признанном аварийным, недопустимо.

Согласно данным официальной статистики в период с 2000–2012 годов площадь аварийного жилищного фонда непрерывно увеличивалась и к концу 2012 года удельный вес аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда государства составил 0,67 %. [5]

В жилищном фонде по данным Росстата на начало 2013 года здания старше 40 лет составляют более 36 %, около двух третей многоквартирных домов имеют износ более 30 %. [4]

Согласно Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на Фонд возлагается ответственность за проведение мониторинга и анализа реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также за мониторинг выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью использования средств Фонда. [1]

Фонд проводит мониторинг на основе сбора и анализа информации, предоставляемой ему высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ): отчетности о ходе реализации указанных программ, планов, выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчета о расходовании средств Фонда. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемой в Фонд информации возлагается на высшие должностные лица субъектов РФ и главы муниципальных образований. Таким образом мониторинг представляет собой двустороннее взаимодействие, в ходе которого происходит регулярное и достаточно широкое информационное взаимодействие Фонда и стороны, получающей финансовую поддержку.

В случаях, когда по результатам мониторинга региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Фондом было выявлено нецелевое использование средств, правление Фонда принимает решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки, причем финансирование приостанавливается в части средств, равных средствам, использованным с нарушением их целевого назначения. Предоставление финансовой поддержки возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления в Фонд отчета об устранении выявленных нарушений, а также в случае возврата средств Фонда.

Плановые показатели в разрезе субъектов РФ установлены распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда». В 2020 г. планируется расселить 2933,7 тыс. м2 аварийного жилищного фонда, в котором проживает 186,74 тыс. человек. В качестве фактических показателей берется площадь аварийного жилищного фонда, расселенная с 2014 года и количество граждан, переселенных с 2014 года — по состоянию на отчетную дату включительно (накопительным итогом). [2]

При формировании отчета по мониторингу в части финансирования в первую очередь приводятся данные по общей фактической стоимости долгосрочной программы переселения по всем источникам финансирования, то есть четко разделяются средства Фонда, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Также оцениваются по годам суммы средств по заключенным и планируемым к заключению контрактам, суммы средств перечисленные и планируемые к перечислению контрагентам. По итогам мониторинга рассчитывается недостаточность средств субъекта РФ и может указываться сумма средств, планируемых к внесению в составе изменений в НПА субъекта.

Мониторинг в части оценки рисков осуществляется на основе показателей реализации программ переселения за предыдущие периоды с учетом потребности в финансировании и реальной обеспеченности в средствах консолидированных бюджетов субъектов РФ. Проводится поквартальная балльная оценка субъектов, вследствие чего субъекты ранжируются по уровню риска. В зависимости от попадания в зону риска либо от близости к данной зоне субъектам РФ присваивается определенный цветовой индикатор, то есть образуется цветовая карта субъектов по уровню риска.

По результатам ежемесячного мониторинга Фондом принимаются меры, направленные на недопущение срыва сроков реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. В обязательном порядке проводится анализ причин отставания в выполнении программ и выработка мер по их устранению.

Переселение из аварийного жилья

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда – это действующая уже несколько лет и приносящая положительный результат программа на территории Российской Федерации.

Программа рассчитывалась сроком на три года, с 2013 по 2020 г. Однако, в связи с рядом возникших проблем и нехватки новых квартир, президентом и правительством было принято решение продлить программу до 2020 года.

В соответствии с нормативными документами, под статус аварийных подпадают помещения и дома в случае, если:

  • дом или иное помещение имеет явные признаки разрушения, составляющие более 70% общей площади;
  • заявленное помещение или дом пострадали в результате взрывов;
  • жилая собственность находится на территории катастроф техногенного характера;
  • жилое здание пострадало, а также не подлежит восстановлению после возникшего пожара, землетрясения или другого рода катаклизмов (природного и неприродного характера);
  • здание, в котором проживает или находится гражданин, несет прямую угрозу его жизни и здоровья.
Читайте также:  Индивидуальный предприниматель – НДС

Стоит сказать, что все определения, касающиеся причислению дома или иного жилого помещения к аварийному фонду, носят довольно расплывчатый характер, и прописаны нечетко в нормативных документах жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с этим, в каждом регионе организуются специальные комиссии, которые занимаются определением домов и иных жилых площадей, подходящих под статус аварийных, с последующим внесением их в соответствующие списки аварийного фонда.

Когда списки аварийного фонда готовы, в каждом округе организуется свой порядок мероприятий по переселению граждан из аварийного фонда. Отличия в процедуре по переселению в округах не случайны, в округе, области и районе оцениваются и учитываются все параметры жилищного фонда, а также местная специфика.

От теории к действиям

Для признания дома аварийным, необходимо подать заявление от имени всех собственников, с указанием причин, а также фактов, в соответствии с которыми жилое помещение можно признать таковым.

После создается комиссия, которая рассматривает ваше заявление и составляет акт. В соответствии с актом, выносится решение о включение дома в списки на переселение.

Положительно принятое решение не дает гарантий на быстрое решение вопроса, может пройти несколько лет, пока условия для переселения не станут благоприятными. Однако, начиная с этого года, можно рассчитывать на ускоренное решение вопроса по переселению, так как главы администраций на местах понимают, что программу по переселению из аварийного фонда РФ нужно завершить до 2017 года.

Стоит отметить, что в очереди на переселение имеют приоритет помещения, находящиеся в статусе аварийных, перед теми, которые находятся в ветхом состоянии. Это же правило касается муниципальных домов и частных собственников, в соответствии с которым жильцов муниципальных домов переселяют первыми.

Юристы советуют собственникам писать коллективные заявления для включения жилой собственности в списки аварийного фонда. Рассмотрение таких заявлений проходит не более месяца. Процедура переселения из аварийного или ветхого жилья отличается, по сути, только некоторыми нюансами, а также зависит от наличия свободного жилого фонда в регионах, где такое жилье необходимо предоставить.

Законопроекты

Процедура переселения граждан из аварийного ЖФ (жилищного фонда) производится на основании 3 статей Жилищного кодекса, а именно ст.ст. 32, 86, 88.

В соответствии с этим, существует несколько вариантов решения данного вопроса:

  • если граждане являются личными собственниками помещения, они вправе рассчитывать на предложение о назначении выкупной цены за данное помещение;
  • кроме того, им могут предоставить другие помещения на выбор, стоимость которых будет включена в выкупную цену;
  • в случае если помещение использовалось по договору социального найма, взамен предоставляется равноценное жилье, а договор продлевается.

Переселение из аварийного и ветхого жилья.

О законодательстве касательно сноса аварийных домов читайте тут.

Каковы особенности переселения собственников из ветхого жилья, читайте по ссылке:

Кроме того, в статьях ясно оговорен вопрос равноценности помещений. Так, площадь предоставляемого взамен жилья не должна отличаться от площади предыдущего жилого помещения более чем на 10%.

Добавим, что в ушедшем 2020 году, на портале, где предоставлена информация обо всех новых разработках и проектах, был вынесен на обсуждение правовой акт, который является непосредственным дополнением к Федеральному закону о переселении.

В соответствии с этим актом, появились новые механизмы, а также внесены поправки к вопросу о переселении граждан из аварийный помещений:

  • в законопроекте 2020 года указываются основные принципы, в соответствии с которыми жилые помещения и многоквартирные дома вносятся в список аварийного жилищного фонда и ставятся в очередь на переселение. Здесь же указано определение конкретного органа власти, который несет ответственность за принятие решения по признанию жилых площадей аварийными, и решению вопроса о переселении;
  • кроме того, заявлена необходимость ведения реестра, который будет заниматься учетом домов, находящихся в аварийном состоянии. Там же оговорены условия его ведения, функционирования и наполнения. Данные по реестру должны быть общедоступны для ознакомления, а доступ к реестру организован посредством интернет-сети;
  • по законопроекту учтена также региональная специфика программ по переселению. В соответствии с этим, программы по переселению в регионах составляются на основании данных из реестра и ежегодно проходят корректировку на соответствие.

В новом законе достаточно полно описан сам механизм организации переселения. Вместе с тем, законопроект 2020 года в должной мере поддерживает жильцов многоквартирных домов, которые сами приняли решение о сносе или же реконструкции здания. Большое количество вопросов приходится решать с участками, на которых находятся дома под снос или реконструкцию.

В случае если жильцы получают квартиры с учетом выкупной стоимости прежних жилых помещений, земля, на которой находится дом, переходит в собственность муниципалитета, который решает, как ее использовать далее.

Если жильцы аварийного дома нашли инвесторов для постройки нового или реконструкции старого, то по новому законопроекту регламентирована помощь, а также содействие в реализации задуманного со стороны госслужб.

Возможные пути решения вопроса о переселении

Переселение жильцов из домов, находящихся в списках аварийного фонда, может происходить тремя возможными путями:

  • приобретение жилой площади в многоквартирных домах, которые возводятся в соответствии с заявленной программой, даже в том случае, если строительство дома еще не завершено;
  • строительство многоквартирных домов по конкретному запросу, учитывая количество жильцов, изъявивших желание на переселение;
  • получение выкупной стоимости жилой площади без последующего приобретения новой, в случае если семья имеет иное жилое помещение в собственности.

Документы, необходимые для переселения из домов и иных жилых помещений, находящихся в списках аварийного фонда:

  • документ, свидетельствующий о праве собственности на аварийное жилье;
  • документальное подтверждение (акт) комиссии, о досмотре многоквартирного дома или иного жилого помещения;
  • заключение о признании жилого помещения аварийным, непригодным для эксплуатации;
  • любого рода документы, которые наглядно отражают проблему непригодности заявленного помещения.

На региональном уровне решение вопроса о признании жилья аварийным до переселения может затянуться на несколько лет. Находясь под пристальным вниманием президента РФ, в соответствии с планом программы «Переселение граждан из аварийного фонда», на сегодняшний день строится все больше новых жилых площадей. Несмотря на столь конструктивный подход, не все собственники аварийного жилья соглашаются на переезд в новостроящиеся дома.

Такое положение дел обычно объясняется тем, что новые дома находятся, как правило, на отшибе города, а сами жильцы уже привыкли к своим районам и не желают менять свое постоянное место жительства в центре, на окраины. Конечно, надежды, питаемые жильцами на благоприятный исход переселения, на самом деле, закреплены принятым законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *