Изменения инструкция по бюджетному учету 157н: что нужно знать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения инструкция по бюджетному учету 157н: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

В пункте 13 Требований № 186н сказано, что показатели плана ФХД после внесения в них изменений, предусматривающих уменьшение выплат, не должны быть меньше кассовых выплат по указанным направлениям, произведенных до внесения изменений. Теперь к этому правилу добавилось уточнение: показатели плана по выплатам после внесения в них изменений не могут превышать объем плановых поступлений с учетом остатка на начало текущего финансового года.

То есть плановые выплаты нельзя не только уменьшать ниже планки уже произведенных расходов, но и увеличивать сверх своих финансовых возможностей. Ситуация, когда расходы на планируемый год превышают доходы на этот же период, не допускается.

Что касается показателей по доходам, об их резких изменениях теперь понадобится сообщать органу-учредителю. Согласно п. 18 Требований № 186н при корректировке данных плановых показателей более чем на 20% по сравнению с отчетным годом учреждение должно направить органу-учредителю информацию о причинах указанных изменений. Это придется делать в дополнение к внесению поправок в соответствующие обоснования и показатели плана ФХД.

Таблица ПСБУ 2021 с расшифровкой

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

Раздел I. Внеоборотные активы

Активный

Основные средства (ОС)

01

По видам ОС

Пассивный

Амортизация ОС

02

Активный

Доходные вложения в материальные ценности

03

По видам материальных ценностей

Активный

Нематериальные активы (НМА)

04

По видам НМА, по расходам на НИОКР и на технологические работы

Пассивный

Амортизация НМА

05

Активный

Оборудование к установке

07

Активный

Вложения во внеоборотные активы

08

1. Приобретение земельных участков

2. Приобретение объектов природопользования

3. Строительство объектов ОС

4. Приобретение объектов ОС

5. Приобретение НМА

6. Перевод молодняка животных в основное стадо

7. Приобретение взрослых животных

8. Выполнение НИОКР и технологических работ

Раздел II. Производственные запасы

Активный

Материалы

10

1. Сырье и материалы

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали

3. Топливо

4. Тара и тарные материалы

5. Запчасти

6. Прочие материалы

7. Материалы, переданные в переработку на сторону

8. Стройматериалы

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

10. Специальная оснастка и спецодежда на складе

11. Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации

Активный

Животные на выращивании и откорме

11

Активно-пассивный

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

14

Активный

Заготовление и приобретение материальных ценностей

15

Активно-пассивный

Отклонение в стоимости материальных ценностей

16

Активный

НДС по приобретенным ценностям

19

1. НДС при приобретении ОС

2. НДС по приобретенным НМА

3. НДС по приобретенным материально-производственным запасам

Раздел III. Затраты на производство

Активный

Основное производство

20

Активный

Полуфабрикаты собственного производства

21

Активный

Вспомогательные производства

23

Активный

Общепроизводственные расходы

25

Активный

Общехозяйственные расходы

26

Активный

Брак в производстве

28

Активный

Обслуживающие производства и хозяйства

29

Раздел IV. Готовая продукция и товары

Активно-пассивный

Выпуск продукции (работ, услуг)

40

Активный

Товары

41

1. Товары на складах

2. Товары в розничной торговле

3. Тара под товаром и порожняя

4. Покупные изделия

Пассивный

Торговая наценка

42

Активный

Готовая продукция

43

Активный

Расходы на продажу

44

Активный

Товары отгруженные

45

Активный

Выполненные этапы по незавершенным работам

46

Раздел V. Денежные средства

Активный

Касса

50

1. Касса организации

2. Операционная касса

3. Денежные документы

Активный

Расчетные счета

51

Активный

Валютные счета

52

Активный

Специальные счета в банках

55

1. Аккредитивы

2. Чековые книжки

3. Депозитные счета

Активный

Переводы в пути

57

Активный

Финансовые вложения

58

1. Паи и акции

2. Долговые ценные бумаги

3. Предоставленные займы

4. Вклады по договору простого товарищества

Пассивный

Резервы под обесценение финансовых вложений

59

Раздел VI. Расчеты

Активно-пассивный

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

60

Активно-пассивный

Расчеты с покупателями и заказчиками

62

Пассивный

Резервы по сомнительным долгам

63

Пассивный

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

66

По видам кредитов и займов

Пассивный

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

67

По видам кредитов и займов

активно-пассивный

Расчеты по налогам и сборам

68

По видам налогов и сборов

активно-пассивный

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

69

1. Расчеты по социальному страхованию

2. Расчеты по пенсионному обеспечению

3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

Пассивный

Расчеты с персоналом по оплате труда

70

Активно-пассивный

Расчеты с подотчетными лицами

71

Активно-пассивный

Расчеты с персоналом по прочим операциям

73

1. Расчеты по предоставленным займам

2. Расчеты по возмещению материального ущерба

Активно-пассивный

Расчеты с учредителями

75

1. Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал

2. Расчеты по выплате доходов

Активно-пассивный

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

76

1. Расчеты по имущественному и личному страхованию

2. Расчеты по претензиям

3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам

4. Расчеты по депонированным суммам

Пассивный

Отложенные налоговые обязательства

77

Активно-пассивный

Внутрихозяйственные расчеты

79

1. Расчеты по выделенному имуществу

2. Расчеты по текущим операциям

3. Расчеты по договору доверительного управления имуществом

Раздел VII. Капитал

Пассивный

Уставный капитал

80

Активный

Собственные акции (доли)

81

Пассивный

Резервный капитал

82

Пассивный

Добавочный капитал

83

Активно-пассивный

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

84

Активно-пассивный

Целевое финансирование

86

По видам финансирования

Раздел VIII. Финансовые результаты

Активно-пассивный

Продажи

90

1. Выручка

2. Себестоимость продаж

3. Налог на добавленную стоимость

4. Акцизы

9. Прибыль / убыток от продаж

Активно-пассивный

Прочие доходы и расходы

91

1. Прочие доходы

2. Прочие расходы

9. Сальдо прочих доходов и расходов

Активный

Недостачи и потери от порчи ценностей

94

Пассивный

Резервы предстоящих расходов

96

По видам резервов

Активный

Расходы будущих периодов

97

По видам резервов

Пассивный

Доходы будущих периодов

98

1. Доходы, полученные в счет будущих периодов

2. Безвозмездные поступления

3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы

4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей

Активно-пассивный

Прибыли и убытки

99

Забалансовые счета

Арендованные основные средства

001

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

002

Материалы, принятые в переработку

003

Товары, принятые на комиссию

004

Оборудование, принятое для монтажа

005

Бланки строгой отчетности

006

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

007

Обеспечения обязательств и платежей полученные

008

Обеспечения обязательств и платежей выданные

009

Износ ОС

010

ОС, сданные в аренду

011

Что поменяется в КОСГУ с 21 ноября 2021 и в 2021 году

Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что зарегистрированное право государственного (муниципального) учреждения на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав.

Понятие «земля» включает в себя объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т. п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов (п. 79 Инструкции № 157н).

Читайте также:  Обязательный единый налоговый платеж с 2023 года: как изменится уплата налогов

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

Например, если организация в феврале 2021 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2021 года.

Эти изменения не касаются обязательств учреждений перед ФНС. Как и ранее, годовые бухгалтерские отчеты сдают на бумажных носителях либо в электронном формате. Срок остался прежним — не позднее 3 месяцев с окончания отчетного периода, то есть до 31 марта. Но 31.03.2021 — воскресенье, следовательно, отчитываемся перед ФНС до 01.04.2021.

Обновления бухгалтерской отчетности учреждений бюджетной сферы скорректировали не только бланки, но и формат предоставления информации. Абсолютно новое в бюджетном учете в 2021 году для бюджетных учреждений — правило электронных отчетов. Теперь бюджетники формируют отчетность только в электронном виде. Эти коррективы были подписаны Президентом РФ и опубликованы 28.11.2021 (изменения в закон № 402-ФЗ).

  1. Отчет о движении денежных средств — Приказ № 278н. Нормативы этого ПБУ следует применять к отчетности за 2021 год, но имеется исключение. Отчетную информацию о производных финансовых инструментах следует отражать в отчетности только за 2021 год.
  2. Учетная политика, оценочные значения и ошибки — Приказ № 274н. Положения этого НПА следует применять с начала нового года. Учетную политику учреждения на 2021 г. придется составлять уже по новым правилам.
  3. Доходы — Приказ № 32н. Устанавливает общие положения и требования к оценке и признанию такого объекта бухгалтерского учета, как доходы.
  4. События после отчетной даты — Приказ № 275н. Норматив определил ключевые инструкции об отражении событий, возникших после отчетной даты. Повторимся, что инструкции следует применять при составлении отчетности за 2021 г.
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют — Приказ № 122н. Нововведения регламентируют порядок определения стоимости валютных объектов бухгалтерского учета.

Непроизведенные активы все так же остаются скорее экзотикой, чем обычным явлением в бюджетном учете. Тем не менее бухгалтерам приходится соприкасаться с этой темой. Письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. № 02-14-10a/1406 порадовало многих бухгалтеров, ломавших голову над учетом земельных участков.

Н.И. ЛЕЙМАН, О.В. ГОРШЕНИНА
Юридический аспект При решении вопроса об отражении в учете стоимости земельного участка необходимо руководствоваться не только Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, но и нормативно-правовыми актами по разграничению, пользованию и владению собственностью на землю, а также по операциям, связанным с ее продажей, приобретением. Это в частности:

– Земельный кодекс; – Гражданский кодекс; – Закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ).

Отметим, что к государственной собственности относится земля, не принадлежащая гражданам, юрлицам и муниципалитетам. Госсобственность на землю подразделяется на:

– федеральную собственность (земли, находящиеся в собственности РФ); – собственность субъектов Российской Федерации (ст. 16 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Законом № 122-ФЗ установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества. Вследствие этого бюджетное учреждение, обладающее правом постоянного пользования земельным участком, должно иметь Свидетельство о государственной регистрации прав.

Специалисты Минфина России в письме № 02-14-10a/1406 указали, что государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не являются основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету. Учитывая изложенное, авторы письма отметили, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, которыми учреждение имеет право распоряжаться в соответствии с Земельным кодексом. Как правило, земля должна быть отражена на балансе исполнительного органа власти (органа местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

Постановка участка на баланс В соответствии с Инструкцией № 25н земля в бюджетном учете относится к непроизведенным активам и учитывается на счете 0 103 01 000 «Земля».

Непроизведенные активы отражаются в учете по их первоначальной стоимости на момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот. В первоначальную стоимость объектов непроизведенных активов включаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Обратите внимание, что земли, которые находятся под зданиями, переданными бюджетным учреждениям в оперативное управление, не подлежат постановке на баланс учреждения. Если учреждение поставило на учет такие земли, необходимо внести изменения в учет и убрать их из баланса.

Выкуп за изъятие

В статьях 9 –11 Земельного кодекса фактически указан покупатель при изъятии путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии, в зависимости от того, для кого ( Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные органы) происходит изъятие, принимают:

– федеральные органы исполнительной власти; – органы власти субъектов Федерации; – органы местного самоуправления.

Землю приобрели и улучшили Первоначальная стоимость объекта непроизведенных активов может изменяться в результате увеличения капитальных вложений по улучшению земель, переоценки, дооценки или уценки объектов.

Затраты на приобретение непроизведенных активов относят на счет 0 106 03 000 «Капитальные вложения в непроизведенные активы».

Пример 1 Бюджетным учреждением приобретен и принят к бухгалтерскому учету земельный участок на основании акта о приеме-передаче и свидетельства о государственной регистрации прав. Его стоимость составила 3 500 000 руб. После этого произведены расходы капитального характера, связанные с мероприятиями по мелиорации, в сумме 1 000 000 руб. Данные операции в бюджетном учете будут оформлены следующими записями:

Дебет 1 106 03 330 «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы» Кредит 1 302 21 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов» – 3 500 000 руб. – отражены расходы по приобретению земельного участка.

Дебет 1 106 03 330 «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы» Кредит 1 302 21 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов» – 1 000 000 руб. – отражены расходы по мелиорации;

Дебет 1 103 01 330 «Увеличение стоимости земли» Кредит 1 106 03 430 «Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы» – 4 500 000 руб. (3 500 000 + 1 000 000) – принят к бухгалтерскому учету земельный участок.

Пример, когда бухгалтеру придется столкнуться с покупкой земли, см. в о врезе «Бюджет является первым покупателем»

Требуется оценка Если земля получена безвозмездно или же настал момент вовлечения в хозяйственный оборот уже имеющегося земельного участка, пока еще стоящего на балансе, нужно начинать с оценки рыночной стоимости.

Внимание! Оценка земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

У многих бухгалтеров возникают вопросы, какая корреспонденция счетов должна отражать вовлечение непроизведенных активов в хозяйственный оборот, и куда относить дополнительные расходы, например услуги по оценке земли?

Читайте также:  Единый налоговый счет: как платить налоги и взносы в 2023 году

Бюджет является первым покупателем

В Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» купле-продаже земли посвящена статья 8. В частности, в ней говорится, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки имеет:

– субъект Российской Федерации; – муниципальное образование (в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации).

Исключение – только продажа с публичных торгов.

Продавец обязан известить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или, в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок в письменной форме, с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более девяноста дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Отказ от покупки возможен. Однако, если участок будет продаваться по цене, ниже ранее заявленной, или с изменением других существенных условий договора, продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

Принятые изменения в рабочий план счетов учреждений с учетом требований, внесенных Приказами Минфина России от 31.03.2018 г. №64н – в Инструкцию 157н, 65н – в Инструкцию 162н, 66н – в Инструкцию 174н, 67н – в Инструкцию 183н.

Счета

Номер счета Старое название Номер счета Новое название
101 40 Основные средства – предметы лизинга 101 90 Основные средства – имущество в концессии*
101 02 Нежилые помещения 101 02 Нежилые помещения (здания и сооружения)
101 03 Сооружения 101 03 Инвестиционная недвижимость**
101 06 Производственный и хозяйственный инвентарь 101 06 Инвентарь производственный и хозяйственный
101 07 Библиотечный фонд 101 07 Биологические ресурсы
205 21 Расчеты с плательщиками доходов от собственности 205 21 Расчеты по доходам от операционной аренды
205 30 Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг 205 30 Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат
205 31 Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг 205 31 Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)
205 40 Расчеты по суммам принудительного изъятия 205 40 Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба

Обязанности бухгалтерии в бюджетной организации

Как правило, в любом крупном бюджетном учреждении бухгалтерия состоит из нескольких отделов. Обычно их минимум три — финансовая, расчетная, материальная. В отделах, в свою очередь, могут быть выделены группы, сотрудники в которых заняты осуществлением узконаправленной деятельностью. Например, оперативно-финансовая группа, по реализации расчетных операций, по учету основных средств и прочие.

Можно выделить главные обязанности бухгалтерии в организации, чья деятельность финансируется из бюджета:

  • контроль за правильным оформлением учетных документов, за законностью и необходимостью осуществления тех или иных операций;
  • исполнение учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному бухучету;
  • контроль за сохранностью материальных активов;
  • начисление и своевременная выплата окладов, премий, надбавок, денежного довольствия сотрудникам;
  • проведение при необходимости инвентаризации финансовых активов, с последующим истинным отображением и предоставлением информации в нужные сроки;
  • составление достоверной отчетности в предусмотренные сроки и в установленном порядке на основании Инструкции по бюджетному учету;
  • составление смет доходов и расходов по итогу расчетов, предоставление смет для утверждения руководителем;
  • хранение документации, отвечающее современным стандартам.

Расчеты с подотчетными лицами

Как и предыдущие счета расчетов, коммерческий счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» не имеет субсчетов, которые были бы аналогами бюджетных аналитических счетов 208 01, 208 02, 208 03 и прочих, поскольку правила коммерческого учета не предусматривают детального учета расходов в соответствии со статьями (подстатьями) бюджетной экономической классификации расходов. На счете 71 учитываются операции по суммам, выданным работникам организации в подотчет на административно-хозяйственные и операционные расходы. Выдача под отчет таких сумм отражается по дебету счета 71 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов. Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника). Аналитический учет по счету 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

Расчеты по заработной плате, прочим выплатам и начислениям на оплату труда

Указанные расчеты не случайно объединены одним подзаголовком, поскольку расчеты по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам, а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам организации подлежат учету согласно коммерческому Плану счетов на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». На этом счете также ведется учет операций по начислению и выдаче стипендий.

По кредиту счета 70 отражаются суммы:

  • оплаты труда, причитающиеся работникам, — в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;
  • оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемых один раз в год, — в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;
  • начисленных пособий по социальному страхованию, пенсий и других аналогичных сумм — в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
  • начисленных доходов от участия в капитале организации и прочего — в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Типовые проводки бюджетного учета 2021

А вот полностью освобождены от налогообложения СВ все виды государственных пособий (по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты), материальная помощь, пособия по безработице, льготные выплаты, пенсии и аналогичные виды доходов.

Но данный норматив не определяет порядка отображения налоговых санкций, в том числе и пеней. Отдельные разъяснения представителей Минфина РФ сводятся к тому, что пени надлежит отображать на счете 0.303.05.000, касающемся расчетов с бюджетом по прочим платежам.

В 1-4 разрядах номера счета обязательно должны отражаться аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий кодам раздела и подраздела расходов бюджета (см. также п. 21.1 Инструкции № 157н).

Напомним, в силу п. 11.1 Порядка № 209н расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с до­оборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

В бухгалтерском учете все события проводят с помощью двойных записей. Одна и та же операция отражается по дебету одного бухгалтерского счета и по кредиту другого. По одному счету отражается приход, а по другому счету та же сумма проводится как расход. В результате возникает экономическая связь, которая называется корреспонденцией. Важно правильно выбирать счета для отражения операций, чтобы не нарушить методологию учета и не исказить статьи бухгалтерской отчетности. За крупные ошибки в учете бухгалтеру придется платить административный штраф.

В соответствии со Стандартом «Доходы»: «Доходы от межбюджетных трансфертов — доходы от предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемых с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете по факту возникновения права на их получение доходами будущих периодов. Доходы будущих периодов от межбюджетных трансфертов признаются в составе доходов от межбюджетных трансфертов текущего отчетного периода по мере выполнения условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду.» (п. 25 Стандарта «Доходы»)

Читайте также:  Путевой лист-2023. Готовимся к электронному формату

Согласно пункту 110 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2021 № 174н, «возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» и дебету счета 030403830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»».

Согласно положениям обновленных инструкций № 157н, 162н (в редакции приказов Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н, от 28.10.2020 № 246н соответственно) порядок отражения в бюджетном учете операций по исправлению ошибок прошлых лет зависит от того:

  • кем выявлены ошибки (уполномоченными органами контроля или иными лицами);

  • в каком году допущены ошибки (в прошлом или ранее прошлого);

  • требуется ли при исправлении корректировка показателей финансового результата (доходов и расходов) прошлых лет или нет.

В случае если ошибки выявлены в ходе проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной отчетности, то для их исправления применяются следующие счета:

Счета бюджетного учета

не корректирующие показатели финансового результата

корректирующие показатели финансового результата

доходы

расходы

Ошибка за прошлый год, предшествующий отчетному

1 304 66 000

1 401 16 000

1 401 26 000

Ошибка за иные прошлые годы

1 304 76 000

1 401 17 000

1 401 27 000

Казначейское обслуживание с 2021 года

Структура номера счета описывается совокупностью из 26 разрядов. Приведем соответствующие правила:

  1. разряды 1 — 17 несут информацию о коде классификации расходов и доходов. Заметим, что здесь же содержатся сведения о всех источниках финансирования дефицита (код классификаций операций, связанных с гос. управлением, отсутствует);
  2. 18-ый разряд — это код вида деятельности. Если указывается «1», то подразумевается бюджетная деятельность, если прописана «3», то имеется ввиду деятельность с денежными средствами, которые находятся только во временном владении. Соответственно, если в номере счета Плана счетов на 18-ом разряде находится «2», то рассматривается деятельность, приносящая какой-либо доход. Цифрой «4» маркируются различные субсидии, направленные на выполнение гос. заказа или задания;
  3. разряды под номерами 22 — 23 и 19 -21 отражают коды аналитического и, соответственно, синтетического счета;
  4. 24 и 26 разряды созданы для идентификации кода классификаций операций в секторе гос. управления (сокращенно: КОСГУ).

Код счета бухгалтерского учета бюджетной организации образуется разрядами 18 — 26. Заметим, что на данный момент фин. органы и органы казначейства имеют право вводить дополнительные разряды в аналитический счет. Такое допущение способствует получению дополнительной информации и требуемых сведений, необходимых внутренним пользователям.

Подводя итог, выделим дополнительные особенности структуры счета учета бюджетной организации:

  1. предпринимательская деятельность наряду с целевыми средствами располагаются в отдельном блоке под названием «Приносящая доход деятельность». Данные позиции описываются отдельно с использованием в 18 разряде кода «2»;
  2. на счетах под номерами 210601310 и 210604340 находятся все затраты бюджетного учреждения, связанные с приносящей доход деятельностью;
  3. все операции с какими-либо подрядчиками (или поставщиками) отражаются в счете под номером 220101000.

План счетов бюджетной организации таблица

В Плане счетов нет активно-пассивных счетов. Любой счет — строго либо активный, либо пассивный. Если активный счет имеет кредитовое сальдо, он будет отражен в балансе со знаком «-«, если пассивный счет имеет дебетовое сальдо, то он так же будет отражен со знаком «-«. С помощью введения кодировки 24-26 разрядов отражаются дебетовые и кредитовые обороты счета. Сальдо по счету определяется как разница между оборотами по дебету и кредиту.

Введен счет расчета по доходам бюджета от возврата выделенных на выполнение госзаданий субсидий: 205 36. Увеличение и уменьшение дебиторской задолженности по этому счету отражается по КОСГУ 562 и 662, потому что возврат возможен только от бюджетных и автономных учреждений.

Бухгалтерский учёт в бюджетных организациях: нюансы

Стандарты бюджетного учета во многом обусловлены формой и деятельностью государственных учреждений. При организации учета нужно соблюдать, как минимум:

  • действующее законодательство в отношении бухучета в целом;
  • порядок, установленный для конкретной отрасли (медицина, образование и т.д.).

В ведении бухучёта некоммерческих компаний отталкиваются от нескольких принципов:

  • организация учета в рамках КБК и КОСГУ;
  • особое внимание исполнению статей по доходам и расходам;
  • управление бюджетом по казначейской системе;
  • классификация реальных и кассовых издержек.

Какие учреждения ведут план счетов бюджетного учета?

Дело в том, что термин «план счетов бюджетного учета», исходя из норм п. 21 приказа № 157н, применим только к тем структурам, в отношении которых действует исключительно юрисдикция приказа № 162н, то есть к структурам, классифицируемым как казенные, а так же, как мы отметили выше, к органам власти, внебюджетным фондам.

В свою очередь в отношении учета в организациях, относящихся к категории автономных либо бюджетных, правомерно использовать другой термин — «план счетов бухгалтерского учета». И это вполне логично, поскольку данные учреждения обладают большим объемом полномочий в части извлечения доходов от предпринимательской деятельности (п. 2, п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7, касающегося деятельности НКО).

Можно отметить, что ведение хозяйственного учета теми органами, которые осуществляют кассовое сопровождение деятельности автономных либо бюджетных организаций, регулируется приказом № 162н. И это тоже вполне логично, поскольку соответствующие госструктуры, в частности Федеральное казначейство, не занимаются предпринимательской деятельностью, и для них нет необходимости вести бухучет.

Приказом № 64н из Единого плана счетов исключены следующие счета:

1) 101 40 «Основные средства – предметы лизинга», 102 40 «Нематериальные активы – предметы лизинга», 105 40 «Материальные запасы – предметы лизинга», 107 40 «Предметы лизинга в пути». Название остальных счетов, используемых для отражения операций с лизинговым имуществом, заменено: счет 10440 «Амортизация прав пользования активами» (вместо «Амортизация предметов лизинга»); счет 10640 «Вложения в объекты финансовой аренды» (вместо «Вложения в предметы лизинга»).

Исключение (изменение) указанных счетов связано с тем, что теперь предметы лизинга в составе основных средств не выделяются.

Согласно п. 14, 18.1 СГС «Аренда» предметы лизинга являются объектами финансовой (неоперационной) аренды. При получении имущества по договору лизинга арендатор (пользователь имущества) отражает указанные активы в составе основных средств в общем порядке на соответствующих счетах 10110, 10120, 10130.

Таким образом, каких-либо обособленных счетов в составе основных средств для отражения лизингового имущества обновленный Единый план счетов не содержит;

2) 109 90 «Издержки обращения». По общему правилу издержками обращения признаются суммы затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, в том числе в процессе продвижения товаров (например, расходы на рекламу, представительские расходы, связанные с продвижением товаров на рынке, и т. д.).

Издержки обращения не имеют отношения к формированию фактической себестоимости готовой продукции, работ и услуг, а относятся только к процессу реализации товаров.

Стоит отметить, что издержки обращения, как правило, возникают в коммерческих организациях, связанных с торговлей. Для государственных (муниципальных) учреждений наличие издержек обращения не характерно. Именно поэтому счет 109 90 редко использовался. К тому же правила ведения бухгалтерского учета в госсекторе позволяют относить затраты, не участвующие в формировании себестоимости товаров (работ, услуг), сразу на уменьшение финансового результата.

Скорей всего, законодатели руководствовались аналогичными доводами при принятии решения об исключении счета 109 90;

3) 205 82«Расчеты по невыясненным поступлениям». Теперь такие расчеты отражаются по счету 020581;

4) 206 91 «Расчеты по авансам по оплате прочих расходов». Для отражения таких расчетов введен счет 20696;

5) 209 83«Расчеты по иным доходам». Вместо него указанные расчеты будут отражаться на новом счете 20989;

6) 302 91 «Расчеты по прочим расходам». Для отражения аналогичных расчетов введен счет 30296.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *