Выплаты по ОСАГО: страховые случаи, максимальная сумма, как рассчитывается

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплаты по ОСАГО: страховые случаи, максимальная сумма, как рассчитывается». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

ОСАГО – это договор о защите гражданской ответственности, составленный двумя сторонами: хозяином движимого имущества и компанией, обеспечивающей его материальную безопасность на дороге. Главным и единственным обстоятельством, при котором он вступает в силу, является дорожно-транспортное происшествие, случившееся по вине владельца полиса. Но компенсация при аварии происходит лишь в пользу третьих лиц, а не самого клиента, как это предусматривает КАСКО.

Максимальная сумма возмещения

по ОСАГО достигает 160 тысяч рублей при условии, что в ДТП пострадало более 2 человек. А вот если столкновение произошло между двумя автомобилями, то СК ограничивается выплатой в размере до 120 тыс. рублей. Поэтому виновнику дорожно-транспортного происшествия иногда приходится доплачивать потерпевшей стороне деньги за ремонт техники из своего кармана.

Чтобы гражданина не обманули при оценке полученного вреда, ему необходимо выяснить, как осуществляется единый расчет ущерба по ОСАГО (по калькулятору РСА) еще до выплаты. Ведь после проведения транзакции сверять количество полученных средств с размером компенсации уже бесполезно.

Заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО

Было отмечено, что в перечень документов на получение ПВУ обязательно входит заявление от пострадавшей стороны. Шаблон такого документа может предоставить непосредственно сама СК. Несмотря на это, заявление можно составить и в свободной форме – важно лишь, чтобы оно содержало необходимую информацию.

В заявлении о прямом возмещении убытков по ОСАГО нужно обязательно указать следующие сведения:

  • название страховой компании;
  • персональная информация о заявителе (контактная информация, адрес проживания, ФИО и т. д.);
  • адрес регистрации пострадавшей стороны;
  • номера полисов ОСАГО;
  • информация о доверенном лице, если заявление подаёт представитель пострадавшего (например, компетентный юрист);
  • сведения о виновной стороне;
  • данные по ТС обоих участников ДТП;
  • информация о понесённых в результате аварии расходах;
  • подпись заявителя и дата передачи документа в страховую компанию.
Читайте также:  Пенсия по потере кормильца: кому положена, как получить и сколько платят

Итак, пострадавший в ДТП при выполнении ряда условий может обратиться в свою страховую компания для получения прямого возмещения убытков по ОСАГО. Наибольшее количество споров вызывает условие о том, что ПВУ подлежат лишь аварии, в которых произошло взаимодействие двух транспортных средств.

Суть проблемы кроется в том, что на законодательном уровне не раскрыто понятие «взаимодействие ТС». В связи с этим судебная практика показывает, что суды принимают различные решения по спорам о тех или иных ДТП. Обычно вопрос ставится следующим образом: нужно ли подтверждать наличие непосредственного контакта между ТС для того, чтобы доказать факт столкновения (или взаимодействия) автомобилей и получить основание для ПВУ? К примеру, спор может возникнуть о том, признаётся ли взаимодействием попытка спасения от возможного столкновения, в результате которой водитель врезался в столб.

Судебная практика по областным судам показывает, что чаще всего они принимают следующее решение – под взаимодействием можно понимать не только прямое столкновение, но и повреждения под влиянием возможной опасности (самих автомобилей). Это позволяет сделать вывод о том, что прямой контакт вовсе не обязателен.

Совсем иначе мыслит Верховный Суд РФ. Он говорит, что страховой случай, при котором вред был нанесён без непосредственного контакта между ТС, не является основанием для заявления на прямое возмещение убытков по ОСАГО. Этот вывод сделан на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ №25-КГ17-1.

Выходит, что практика по подобным делам говорит следующее: прямой контакт между двумя ТС является обязательным условием для получения ПВУ по ОСАГО. В любой другой ситуации за выплатой нужно обращаться в страховую компанию виновника аварии.

Ещё одним частым спором является отказ в ПВУ по ОСАГО по причине того, что не установлена вина конкретного участника, хотя на деле вина определена (даже если она обоюдная). Закон об ОСАГО говорит о том, что при обоюдной вине страховщик обязан выплатить ущерб с учётом степени вины участников аварии. Если таковая не установлена, то возмещение ведётся в равных долях.

Судебная практика подтверждает вышесказанное. Например, Верховный Суд указывает, что СК обязана возместить вред, учитывая ту степень вины, которую установил суд.

Закон не позволяет страховщикам самостоятельно изменять КБМ. Если подобное произошло, и действия организации не обоснованы, можно направить жалобу. Она подается в правоохранительные органы. Однако нужно понимать, когда действия организации правомерные. В этой ситуации добиться изменения повышающего коэффициента не удастся. Закон позволяет организации увеличить цену ОСАГО, если:

  • гражданин скрылся с места происшествия;
  • раннее лицо пренебрегало правилами и ездило без страховки;
  • были предоставлены ложные данные об особенностях ДТП;
  • в момент аварии лицо находилось под действием алкоголя или наркотических веществ;
  • авария была допущена умышленно.

Если доказано, что гражданин не является виновником происшествия, КБМ остаётся на прежнем уровне. В случае продления полиса на следующий год, должна быть предоставлена скидка.

Вопрос Ответ
Когда меняется повышающий коэффициент ОСАГО в 2022 году? При продлении страховки.
Повысится ли КБМ, если водитель не виновен в происшествии? Нет, показатель сохранится на прежнем уровне.
Как избежать повышения КБМ? Соблюдать ПДД и стараться не попадать в аварии.
Что делать, если коэффициент ОСАГО повысили ошибочно? Обратиться в предыдущую компанию и получить справку или самостоятельно проверить базу РСА. Затем данные предоставляются новому страховщику. Если он отказывается менять коэффициент, можно инициировать судебное разбирательство. Альтернативой выступает направление жалобы в уполномоченный орган.

Проведение осмотра или независимой технической экспертизы

Для определения размера страховой выплаты страховая компания должна провести осмотр, независимую техническую экспертизу или независимую оценку в течение 5 рабочих дней с момента подачи документов.

При этом страховщих согласовывает с водителем время и место проведения осмотра или экспертизы. Водитель должен предоставить автомобиль в указанное место к указанному времени. Если водитель не приедет на экспертизу, она будет отложена, а вместе с ней будут отложены и страховые выплаты.

Если автомобиль не может участвовать в дорожном движении, то его осмотр проводится по месту нахождения.

Читайте также:  Отбор иностранных граждан на обучение в России в пределах квоты на 2022-2023 год

Если страховщик не провел осмотр транспортного средства или его экспертизу в течение 5 дней, потерпевший может провести экспертизу за свой счет. Впоследствии стоимость экспертизы будет возмещена, т.е. включена в выплату по ОСАГО.

Выплата утраченного заработка при вреде здоровья

Производится ли выплата утраченного заработка при ущербе здоровью по ОСАГО в 2022 году?

Утраченный заработок возмещается в таком же порядке, как и дополнительные расходы, а именно: если превысит сумму выплаты по нормативу, то выплачивается разница.

Например, по нормативу потерпевший получил 15000 руб. При этом утраченный заработок за 10 дней больничного составил 12000 руб. В этом случае страховщик ОСАГО ничего не должен. Если же утраченный заработок составит 20000 руб., то потерпевший получит доплату в 5000 руб.

Когда есть и дополнительные расходы на лечение, и утраченный заработок, то это суммируется, и по ОСАГО выплачивается разница между выплатой по нормативу и суммой расходов вместе с заработком.

Размер заработка потерпевшему нужно подтвердить документально.

Список документов, которые нужно предоставить в страховую компанию, есть в правилах ОСАГО (глава 4)

Если сумма ущерба больше лимита

Когда реальный ущерб больше чем лимит страховки, то оплата производится не более лимита.

Однако есть случаи превышения:

  • Если виновник заключил договор ОСАГО с увеличенным покрытием ущерба, то есть дополнительно застраховал свою ответственность. Условия такого договора страхователь и страховщик, в том числе сумма покрытия ущерба, оговаривается между собой сами;
  • Если страховщик не уплачивает добровольно суммы по страховке, не выдает направление. Тогда потерпевший может взыскать сверх страхсуммы неустойку в размере не большей установленных лимитов. Получается, что максимальное возмещение ущерба при ДТП в 2018 году может увеличиваться на сумму неустойки. И предельный размер может достигнуть 1,6 млн. руб.

Возмещение вреда здоровью по ОСАГО

Количество денег, которое можно взыскать со страховой за полученные травмы, зависит от вида и степени тяжести повреждений. Компенсация производится за каждую из травм, но не может превышать максимального значения. Возмещение выплачивается до прохождения лечения, на основании определения тяжести состояния пострадавшего.

Для получения возмещения пострадавший должен предоставить страховой следующие документы:

  • полис ОСАГО;
  • паспорт;
  • бланк заявления;
  • протокол или постановление из ГАИ;
  • справку из больницы, где будут расписаны все повреждения и необходимое лечение.

Также могут потребоваться и дополнительные бумаги:

  • нотариальная доверенность, если подачей документов занимается не сам пострадавший;
  • номер карты или счёта в банке при получении выплаты безналичным способом;
  • судебное решение, если происходили какие-либо разбирательства (например – определение виновника) по поводу ДТП;
  • согласие родителей или опекунов, если пострадавший ещё не достиг восемнадцатилетия.

Существуют законные причины, по которым страховая может отказать в возмещении. Такие как:

  1. Полученные травмы не являются следствием ДТП либо нет убедительных доказательств обратного.
  2. Пострадавший подстроил ДТП.
  3. ДТП произошло в результате каких-либо природных или антропогенных катаклизмов (пожары, взрывы, наводнения, радиационные заражения).
  4. Авария случилась из-за военных действий.

Уловки страховщиков по сокращению выплат

При наступлении страхового случая СК пытаются развести бумажную волокиту, найти нарушения договора, всячески избегают или снижают максимальные выплаты. Потребуется помощь автоюриста.

Чтобы не уменьшили размер компенсации, потребуется независимая экспертиза.

Если на место ДТП прибудет страховой комиссар и предложит оформить европротокол, оцените хотя бы на глаз повреждения и прикиньте, сколько может стоить ремонт. Скорее всего, предложение было сделано отнюдь не из сочувствия к вам.

СК может предложить сразу получить незначительную сумму взамен на отказ от компенсации. Не соглашайтесь и не подписывайте бумаги раньше времени. Пусть страховщик выплачивает максимум. Затянуть процедуру оценки нанесенного ущерба компания может, но не имеет права. Если экспертиза не проводится в течение пяти дней или выполняется с нарушениями, закажите независимую. Если страховщик ссылается на проблемы с полисом виновника, идите в суд.

Когда ДТП правильно оформлено, условия страхового договора соблюдены, волноваться не о чем. Никакие уловки не сработают, если придерживаться требований закона. Это СК должна побеспокоиться, чтобы вы не подали на нее жалобу или иск. Поэтому старайтесь общаться со страховщиком так, чтобы оставались документальные подтверждения.

Порядок действия при ДТП

Договор ОСАГО подразумевает выполнения его условий каждой из сторон-участников данного соглашения. Для застрахованного водителя это начинается с момента покупки полиса, бланк которого должен быть с собой всегда при поездке на авто. Учитывается и поведение во время аварии. Если произошло дорожно-транспортное происшествие, застрахованный должен:

  1. Заглушить двигатель машины, поставить ее на ручник, включить аварийку.
  2. Выйдя из авто установить знак аварийной остановки. Определить есть ли пострадавшие, оценить ситуацию.
  3. Вызвать ГИБДД и позвонить страховщику.
  4. Сфотографировать место аварии с разных сторон. Должны быть видны и номера и видимые повреждения.
  5. Убрать ТС с проезжей части, чтобы не мешать потоку автомобилей.
  6. Записать данные очевидцев (ФИО, номер телефона).
Читайте также:  Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы

Есть пострадавшие, требуется оказать первую помощь (но не навредить), вызвать скорую, полицию по номеру 112.

Обращение в страховую после ДТП по ОСАГО

Обратить внимание застрахованному следует на некоторые сроки:

  • в течение 5 рабочих дней после подачи заявлении о страховом случае страховщик обязан провести осмотр автомобиля на определение повреждений;
  • срок подачи претензии после принятого решения СК составляет 10 рабочих дней.

Также независимая экспертиза теперь запрещается, а период страхования должен быть не меньше 1 года. Обращаться водители по факту происшествия должны не только в свою компанию, но и к виновной стороне с целью востребования возмещения ущерба в течение 3 суток. Если обращения не поступило, то сама компания пострадавшего не сможет запросить выплату и по регрессу.

При этом обязательно предоставление документов:

  1. Справки о ДТП
  2. Копии протокола об административном нарушении
  3. Постановление по возбуждению дела по админнарушению или отказу по нему, если это выдает дорожная полиция

Пострадавшая сторона должна собрать следующий пакет документов:

  1. Заявление (оформляется у страховщика)
  2. Документы на машину, в том числе копии: свидетельство, паспорт на транспортное средство, действующий полис автогражданской ответственности, доверенность в случае обращения другим лицом
  3. Паспорт
  4. Копия бумаги с вызовом для осмотра
  5. Акт оценки повреждения
  6. Квитанции по оплате сопутствующих услуг, связанных с аварией (оплата эвакуатора)

При предоставлении ТС для осмотра к выполнению задачи привлекается эксперт, имеющий сертификат на соответствующие виды работ. Пользуясь определенными способами расчета, на основании экспертной оценки определяется сумма, необходимая для ремонта. В соответствии с законом «Об ОСАГО», в течение 3 месяцев после предоставления всех документов обеими сторонами, ремонт должен быть выполнен, а в предусмотренных случаях исключений из правил, произведены выплаты.

Получение компенсации ущерба

Одним из нововведений по закону «Об ОСАГО» стал вопрос компенсации ущерба. Уже вступили в силу требования, по которым вместо денег производится ремонт – натуральный вид компенсации. Теперь деньги получают мастерские. Без привязки к сроку действия договора, если он был заключен после указанной даты, ремонт производится для 2 и более ТС, участвующих в ДТП.

Важно! Требование не касается автомобилей, не зарегистрированных в РФ.

К случаям исключения, когда деньги страховщиками перечисляются потерпевшим, являются следующие:

  1. Машина не подлежит восстановлению
  2. Поврежден объект, не являющийся ТС
  3. Сумма, необходимая на ремонт больше 400 000 руб.
  4. Страховщик не имеет возможности произвести нужный ремонт
  5. Собственник авто инвалид 1 или 2 группы и просит о денежном возмещении в письменной форме
  6. Полис выдан посредством международной страховой системы
  7. При составлении Европротокола, но если необходимая сумма больше суммы покрытия 50 000 руб
  8. Смерть человека

Полезной стала ст. 12, п. 15.1 по которому автомастерская должна предоставлять гарантии на выполняемые работы:

  • от 1 года на покраску, работы по ремонту кузова
  • от полугода на все другие работы

Благодаря этому владелец автомобиля может надеяться на качественное выполнение услуг, а в случае обнаружения дефектов, недостатков, имеет право потребовать повторное восстановление. В некоторых договорах указывается возможность денежно компенсации обнаруженных дефектов.

Изменения в автостраховании: ремонт вместо компенсации

Полис ОСАГО считается неотъемлемой частью пакета документов любого автомобилиста. Порядок оформления страховки, размеры компенсационных выплат, сроки, страховые случаи и прочие вопросы относительно автогражданки регулируются Федеральным законом № 40, изданном еще в 2002 году.

Положения закона об обязательном автостраховании неоднократно подлежали преобразованиям. Очередные изменения частично вступили в силу в июле 2017 года, а с сентября стала актуальна полная версия последней редакции.

Согласно внесенным поправкам, основным нововведением однозначно можно назвать замену страховой выплаты в форме денежной компенсации ущерба устранением такового при помощи ремонтных работ или организации таковых.

Иными словами, если раньше гражданин мог рассчитывать на страховку в виде наличных денег, то сейчас таковая предоставляется в качестве починки пострадавшего авто и устранения повреждений. Разумеется, ликвидация дефектов при этом осуществляется за счет страховой конторы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *