Остановка и стоянка в ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Остановка и стоянка в ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если на Т-образном перекрёстке присутствует регулировка светофором, то по статистике трудности при движении в том месте маловероятны. Особенно, если, проезжая часть организована в виде полос и обозначается разметкой под пунктом 1.18, а также аналогичными знаками под пунктом 5.15.2 и светофорами с дополнительной секцией. Перед тем, как приступать к началу желаемого маневра в направлении будущего проезда, любой водитель обязан заблаговременно перестроиться на необходимую полосу.
Какие штрафы за неправильную парковку
Если нарушить правила стоянки грузовых автомобилей, придется нести наказание. Обычно грузовой транспорт несет штраф, размер которого меняется зависимо от особенностей правонарушения:
Выполнение остановки или стоянки нарушив правило | Для Москвы и Санкт-Петербурга | Для остальных регионов |
Нарушить правило на переезде ДЖ | Тысяча рублей/лишитесь прав на 3-6 мес. | |
Нарушить правило в месте предназначенном инвалидам | 5 тыс. руб. | |
Нарушать правило, перекрывая пешеходный переход, заехав на тротуар, остановившись на остановке такси и общественного транспорта | 3 тыс. | 1 тыс. |
Нарушить правило на трамвайных путях, дальше первого ряда, на территории, где действует запрещающий знак | 3 000 руб. | 1 500 руб. |
Нарушить правило в тоннеле, создав для других препятствия | 3 000 рублей | 2 000 рублей |
Нарушить правило в остальных случаях | 2, 5 тыс. руб. | 500 руб. но можно обойтись предупреждением |
Остановка и стоянка запрещены
К таким местам, где остановка и, соответственно, стоянка запрещается относятся:
- Трамвайные линии, железнодорожные переезды и места, непосредственно прилегающие к ним.
- Одно или двух полосные эстакады и мосты. На более широких мостах с количеством попутных полос движения больше двух остановка разрешается, так как она не создаёт помех для движения.
- Тоннели и места, расположенные под мостами и эстакадами. Что связано с минимизацией последствий ДТП, связанных с падением автомашин с мостов и эстакад. Если под эстакадой имеется специально оборудованная площадка с установленным знаком парковки, то парковка в этом месте разрешается.
- Неширокие дороги, где промежуток между стоящим автомобилем и краем дороги или её сплошной линией остаётся меньше 3-х метров. В таком случае затрудняется объезд стоящего транспорта или для этого потребуется пересечение разделительной линии, что запрещено Правилами.
- Расстояния ближе 5 м до края пешеходного перехода и размеченная зона пешеходного перехода. Зона пешеходного перехода размечается широкими продольными полосами или узкими поперечными прерывистыми полосками, пересекающими дорогу перпендикулярно или под небольшим углом.
- Перекрёстки и зона пересечения дорог, а также прилегающая территория на расстоянии до 5 м во все стороны от границ пересечения.
Где запрещена остановка и стоянка?
К сожалению, зачастую такие остановки влекут за собой неприятные «сюрпризы». Если рядом окажутся сотрудники дорожной инспекции или в этом месте установлены камеры наблюдения, на владельца неправильно припаркованного транспортного средства будет наложен штраф за совершённое им административное правонарушение.
Нельзя ставить грузовики и автобусы массой более 3,5 тонны, если только стоянка не является специализированной.
Определения жилых зон в ПДД нет. Есть определение прилегающей территории, которое дословно выглядит так: «Территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами». Есть еще один спорный момент в парковке около пешеходного перехода – это наличие поблизости остановки для общественного транспорта. Как правило, все они оснащены соответствующими местами для пересечения проезжей части людьми.
Парковку на тротуаре можно оправдать, если возникли технические неисправности автомобиля или форс-мажорные обстоятельства. Их необходимо подтвердить документально.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.
Как правильно трактовать правила остановки и стоянки
Заучивая установленные Правилами положения и участки, на которых остановка и стоянка запрещена, важно уметь правильно трактовать эти положения и понимать, по каким причинам вводятся эти ограничения. Итак, давайте рассмотрим, чем продиктованы принятые правила остановки и стоянки: 1. Нельзя останавливаться на пешеходном переходе и ближе 5 м перед пешеходным переходом, но сразу за ним можно стоять. Это ограничение дистанции вызвано тем, что близко расположенный транспорт закрывает обзор для остальных водителей, которым будет трудно вовремя заметить людей, находящихся в зоне пешеходного перехода. Пешеходы также не смогут своевременно увидеть приближающийся по следующей полосе транспорт. На самом пешеходном переходе стоять нельзя, т.к. автомобиль будет препятствовать движению пешеходов.
Схема остановки и стоянки на пересечение проезжей части
2. Запрещается останавливаться на пересечениях улиц и дорог и на прилегающих к ним участках (в пределах 5 м). Требование понятное, потому что перекрёсток относится к наиболее опасным и напряжённым участкам дорог в отношении интенсивности и безопасности движения, и стоящий в этом месте автомобиль обязательно будет создавать помеху движущемуся потоку машин. 3. На одностороннем перекрёстке (Т-образном) разрешается остановка транспорта напротив примыкающей дороги в таких ситуациях, когда:
В этом случае остановка на одностороннем перекрёстке (Т-образном) разрешается
- сплошная линия отделяет полосу движения сквозной улицы, на которой стоит автомобиль. Она не позволяет движущимся по этой полосе машинам поворачивать на примыкающую дорогу. В таком случае они будут огибать стоящий автомобиль, как и на всех других участках улицы;
- расстояние от припаркованного автомобиля до сплошной линии раздела полос больше 3 м, что позволяет обходящим машинам, не пересекая разделительной линии, огибать его без ущерба безопасности движения.
КАК ПРАВИЛЬНО ТРАКТОВАТЬ ПРАВИЛА ОСТАНОВКИ И СТОЯНКИ
Заучивая установленные Правилами положения и участки, на которых остановка и стоянка запрещена, важно уметь правильно трактовать эти положения и понимать, по каким причинам вводятся эти ограничения. Итак, давайте рассмотрим, чем продиктованы принятые правила остановки и стоянки: 1. Нельзя останавливаться на пешеходном переходе и ближе 5 м перед пешеходным переходом, но сразу за ним можно стоять. Это ограничение дистанции вызвано тем, что близко расположенный транспорт закрывает обзор для остальных водителей, которым будет трудно вовремя заметить людей, находящихся в зоне пешеходного перехода. Пешеходы также не смогут своевременно увидеть приближающийся по следующей полосе транспорт. На самом пешеходном переходе стоять нельзя, т.к. автомобиль будет препятствовать движению пешеходов.
Схема остановки и стоянки на пересечение проезжей части
2. Запрещается останавливаться на пересечениях улиц и дорог и на прилегающих к ним участках (в пределах 5 м). Требование понятное, потому что перекрёсток относится к наиболее опасным и напряжённым участкам дорог в отношении интенсивности и безопасности движения, и стоящий в этом месте автомобиль обязательно будет создавать помеху движущемуся потоку машин. 3. На одностороннем перекрёстке (Т-образном) разрешается остановка транспорта напротив примыкающей дороги в таких ситуациях, когда:
В этом случае остановка на одностороннем перекрёстке (Т-образном) разрешается
- сплошная линия отделяет полосу движения сквозной улицы, на которой стоит автомобиль. Она не позволяет движущимся по этой полосе машинам поворачивать на примыкающую дорогу. В таком случае они будут огибать стоящий автомобиль, как и на всех других участках улицы;
- расстояние от припаркованного автомобиля до сплошной линии раздела полос больше 3 м, что позволяет обходящим машинам, не пересекая разделительной линии, огибать его без ущерба безопасности движения.
Сколько придётся платить
В то время как сами автомобилисты утверждают, что автомобиль – это вовсе не роскошь, а средство передвижения, правительство пытается убедить граждан в обратном. В России с её современным автомобильным законодательством машину можно просто «не потянуть», особенно водителю, который является новичком и правила по недостаточному опыту нарушает постоянно.
Штрафы за нарушения правил остановки и стоянки транспортного средства тоже достаточно внушительны. Если автомобилист оставил машину в месте, где стоянка запрещена знаками или специальной разметкой, ему придётся заплатить 1500 рублей. При том, что час парковки стоит в среднем 50 рублей, штраф подобного размера кажется достаточной мотивацией, чтобы не совершать впредь необдуманных остановок.
В мегаполисах России – Москве и Санкт-Петербурге – штрафы удвоены. Платить при нарушении правил остановки придётся 3000 рублей.
С водителями-хитрецами правительство тоже научилось бороться. Прежде автомобилистами активно использовался такой метод: они оставляли на парковке машины с нечитаемыми номерами (например, замазанными грязью). Сейчас по отношению к таким нарушителям применяются самые жёсткие меры – машина перевозится на штрафстоянку, и, чтобы забрать её, автомобилисту приходится оплачивать услуги эвакуатора (5 тыс. рублей) помимо штрафа.
Где можно оставить машину на более длительное время?
Какие есть варианты легального размещения автомобиля, за которые не оштрафуют?
- Парковка на обочине, по ходу движения и за пределами проезжей части. Обочина — пространство за линией разметки, обозначающей край проезжей части, за исключением тротуаров.
Совет! Для того чтобы припарковаться на тротуаре полностью или частично, нужно разрешение специального знака.
- С правой стороны на краю дорожного полотна, если отсутствует обочина и при этом расстояние от стоящего ТС до центральной разметки позволяет свободно двигаться потоку машин в этом направлении (не менее 3 метров шириной). Что касается мотоциклов, то их можно ставить рядом друг с другом – если для других авто останется достаточно пространства.
- На левой и на правой стороне разрешена стоянка на обочине вне населенного пункта, в городе — на участке с односторонним движением (на краю дорожного полотна).
Действия в спорной ситуации
Правильное обозначение мест, где допускается стоянка и остановка автомобилей на Т-образном перекрёстке или, наоборот, на них наложено табу, происходит при помощи специальных знаков, которые могут устанавливаться отдельно или совместно с поясняющими табличками и надписями, указывающими зону и время действия.
Для аналогичных целей необходима и дорожная разметка жёлтого цвета в виде сплошных и прерывающихся полос, которые наносятся с правого края дорожного полотна или бордюрах. Вдобавок важно помнить, что главными требованиями ограничен определённый перечень локаций, где остановка в любом виде запрещена, независимо от наличия или отсутствия соответствующей разметки (п. 12.4).
Хотя иногда всё равно возникает некий конфликт дорожного знака и иных обозначений на трассе: когда они расположены не по ГОСТ, т.е. не на одной линии – налицо противоречие между ними. Но на практике здесь разобраться достаточно легко: стоит только обратиться к ПДД, которые гласят, что «если значения дорожных знаков (даже временных) и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу или недостаточно различимы, водители должны руководствоваться дорожными знаками». Получается, что знак «Стоп-линия» имеет приоритет над разметкой и тормозить нужно перед ним.
Водители должны чётко представлять место остановки у Т-образного перекрёстка, поскольку штраф за пересечение стоп-линии достаточно велик и сотрудник ГИБДД имеет право наложить его при зафиксированном нарушении. Но в случае конфликтной ситуации нужно просто показать сотруднику ДПС ссылку к соответствующему законодательному акту и отстаивать свою правоту.
Т образный перекресток парковка.
Остановка на т образном перекрестке пдд
В таких случаях Правила разрешают осуществлять остановку и стоянку на правой стороне дороги – на краю проезжей части.
Водитель должен четко уяснить, что при наличии обочины и возможности осуществить остановку и стоянку на ней, ему запрещается использовать для этих целей проезжую часть. Такая тактика будет грубым нарушением ПДД, и чаще всего водители совершают его при движении вне населенного пункта. Тем самым они не только формируют помехи для движения иных транспортных средств, но и способствуют созданию аварийной ситуации в условиях скоростного движения.
Правилами предусмотрены остановка и стоянка не только на правой стороне дороги. В двух случаях разрешено парковаться и на левой ее стороне . Но оба эти варианта напрямую связаны с участками дорог населенного пункта.
1. Двухполосная дорога (по одной полосе для каждого направления), на которой отсутствуют трамвайные пути посередине. Остановка и стоянка на левой стороне таких дорог, на первый взгляд, выглядит небезопасной. Ведь выезд с такой парковки будет осуществляться с полосы встречного движения.
Однако в населенном пункте – в условиях действующего ограничения скоростного режима – это опасность не представляется такой уж серьезной. А вот необходимость поиска парковочного места – напротив – выглядит достаточно актуальной проблемой. Становится вполне понятным требование об отсутствии трамвайных путей посередине дороги.
Просто в этом случае выезд транспортного средства с парковки на левой стороне весьма широкой дороги будет уже небезопасным. 2. Дорога с односторонним движением.
Парковка на тротуаре, газоне или под запрещающими знаками
В Федеральном Кодексе об административных правонарушениях от 30.12.2001 года N 195-ФЗ (в новой редакции от 01.07.2021 года) отсутствует такое понятие, как «газон», в связи с чем у некоторых водителей возникают резонные вопросы о парковке на нем. Неофициально он характеризует участки с зелеными насаждениями, и заезд на них влечет за собой большие штрафы — до 5000 рублей. Одни из самых больших штрафов выписываются в Санкт-Петербурге – политики никак иначе не могут справиться с обилием нарушений в центре города.
Наказание будет неизбежно за остановку на участках, покрытых травой, в местах с растущими деревьями, на клумбах. То же касается тротуара — специально выделенной зоны для пешеходов. Если он находится на одном уровне с проезжей частью, то чаще всего отделяется зелеными насаждениями.
Различия понятий остановка и стоянка
Прежде всего, давайте посмотрим на разницу между остановкой и парковкой. Это позволит в дальнейшем рассматривать отдельно правила для каждого из маневров.
Проще говоря, эти концепции различаются по продолжительности. Остановка — это короткий маневр, а парковка — длинный маневр. Однако это далеко не все их отличия, поэтому перейдем к пункту 1.2 правил дорожного движения:
«Стоп» — умышленное прекращение движения транспортного средства на срок до 5 минут, а также на более длительный срок, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров или погрузки или разгрузки транспортного средства.
«Стоянка» — умышленное прекращение движения транспортного средства более чем на 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, погрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Во-первых, и остановка, и парковка — это преднамеренные прерывания движения, то есть выполняются по желанию водителя. Их не следует путать с остановкой движения в соответствии с правилами дорожного движения (например, разрешить проезд пешеходов на перекрестке) и с принудительной остановкой:
Что такое принудительный арест?
Умышленная остановка движения транспортного средства является остановкой в двух случаях:
- Если транспортное средство остановилось для посадки или высадки пассажиров, или для погрузки или разгрузки товаров. В этом случае продолжительность маневра не имеет значения.
- Если машина не двигалась менее 5 минут. При этом неважно, чем в это время занимались водитель и пассажиры.
Все другие умышленные остановки движения (продолжительностью 5 минут и более и не связанные с посадкой пассажиров и разгрузкой товаров) являются автостоянками.
Продолжительность менее 5 минут | Продолжительность более 5 минут | |
Пассажиры осуществляют посадку / высадку или погрузку / разгрузку груза | останавливаться | останавливаться |
Нет посадки / высадки пассажиров или погрузки / разгрузки товаров | останавливаться | парковка |
Еще раз о продолжительности маневра. 4 минуты 59 секунд — стоп. 5 минут 0 секунд — парковка.
Еще раз о погрузке / разгрузке товаров. Если водитель не курил в течение 10 минут, ему предоставляется место для парковки. Если водитель вышел на 10 минут покурить и для удобства вынул из багажника табуретку (нагруженную), то есть остановка.
Как правильно парковаться?
Ставить машину можно не только параллельно краю проезжей части, но и под углом или прямо перпендикулярно. Чтобы не промахнуться с выбором положения, которое авто должно принять во время остановки, стоит обратить внимание на линии дорожной разметки. Чтобы не ошибиться с парковкой в черте города, нужно смотреть не только на дорожные знаки, но и на уточняющие таблички:
- по каким дням недели действует знак,
- в какое время суток он активен,
- какой тип ТС может остановиться, а какой – нет,
- какое положение нужно занять, оставляя авто на парковке (относительно края дороги и тротуара).
В правилах ПДД есть ряд противоречий, которые не могут выполняться в одновременном режиме. Сложно найти отличия между преднамеренной остановкой и прекращением движения ТС. На основании этих данных можно ответить на вопрос, сколько минут можно стоять под знаком? Считается, что для высадки и посадки пассажиров должно вполне хватить 5 минут. Это же время выделяется на разгрузку автомобиля в случае крайней необходимости. Чаще всего остановка производится для выполнения именно этих действий. Однако запрет на ее осуществление всегда существовал под соответствующим знаком. Именно поэтому создания таких неприятных ситуаций лучше всего избегать. Сложно однозначно определить реакцию сотрудника не те обстоятельства, которые побудили остановить автомобиль.
Правила остановки и стоянки
После того как вы научились различать два родственных понятия, нужно определиться с местами, в которых они разрешены. Важно знать, где запрещена остановка и стоянка. Ведь именно эти познания помогут избежать штрафов и других наказаний.
Основное правило остановки и стоянки гласит о том, что разрешено ставить транспортные средства по правой стороне дороги. Автомобиль при совершении данных маневров должен находиться на обочине, а в случае ее отсутствия — на краю проезжей части, либо тротуаре. Но когда на дороге имеются все три элемента, это не означает, что водитель может выбрать любое из них. Первоочередное место — это обочина, а уже при ее отсутствии – крайнее положение первой правой полосы. И только за неимением двух предыдущих, и при выполнении нескольких пунктов ПДД, можно аккуратно, не мешая пешеходам, оставить автомобиль на тротуаре.
Если обочина уже занята стоящими механическими транспортными средствами, то вы не имеете права останавливаться на краю проезжей части, так сказать, во второй ряд. Очень часто встречаются ситуации, когда начинающий водитель, не обладающий достаточным мастерством езды задним ходом, бросает своего железного коня в метре от края проезжей части. Это является грубым проступком, за который владелец транспортного средства получит штраф.
Спорные ситуации и способы избежать наказания в таких случаях
Спорные моменты в таких случаях тоже существуют. Вам выписали штраф за нарушение разметки, но остановка была вынужденной. Тут стоит рассмотреть две ситуации:
- Выписывает штраф инспектор ДПС — если авто действительно неисправно, то можно на месте объяснить сотруднику ГИБДД ситуацию и тем самым избежать денежного взыскания.
- Нарушение зафиксировано камерой — тут доказывать свою правоту придется судье. Камера делает только фото, поэтому не понятно, остановились ли вы из-за технической неисправности или просто нарушаете ПДД. В этой ситуации можно попробовать объяснить в суде, что вы не планировали парковаться, а остановка произошла по необходимости.
Также необходимо проверять указанные в протоколе статьи, если вам выписали штраф по статье, которая не соответствует вашему нарушению, то такое постановление можно оспорить.