Лекция № 40 Финансовая реформа.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция № 40 Финансовая реформа.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы — появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.

Суть финансовой реформы

С 1864 по 1868 годы государственное казначейство ведало всеми доходами страны. Оно находилось в подчинении министерства финансов. Предварительно составлялись кассовые расписания и согласованные сметы, согласно которым различные ведомства получали деньги на свои расходы.

Реформа Татаринова предоставляла следующие возможности:

  • Государство контролировало собственные финансы.
  • Министерства не тратили средства свыше своих потребностей.
  • Специальные органы контролировали все расходы.
  • Государственная Дума получала отчет об операциях.

В 1865 году состоялось создание местных органов, занимавшихся государственным финансовым контролем. Их назвали контрольными палатами.

Финансовой реформой была затронута и торговля. Вместо винного откупа появились существующие и сейчас акцизные марки. В 1866 году прошло учреждение местных акцизных управлений, регулирующих продажу алкогольных и табачных изделий, а также занимающихся выдачей акциз.

Система налогообложения состояла из двух частей: окладных сборов (прямых налогов) и неокладных сборов (косвенных налогов). Также было инициировано создание соответствующих государственных органов.

Результативность финансовой реформы была положительной:

  • Финансовые министерства очистили от взяточников и казнокрадов.
  • Старые чиновники были уволены по указу императора.
  • На их место пришли новые образованные и неподкупные люди, что пошло на пользу реформе и привело к ее ускорению.

Предпосылки финансовой реформы

В 1861 году в Российской империи провели крестьянскую реформу, после чего экономика страны начала развиваться бурными темпами. В то время России были остро необходимы крупные кредиты, чтобы проводить выкупные операции. Напомним, что раскрепощенным крестьянам предоставляли земельные наделы. Но в стране для этого отсутствовали необходимые золотовалютные запасы.

Государство переживало финансовый кризис:

  • На развитие транспорта и промышленности не хватало средств.
  • Продолжался рост бюджетного дефицита. Россия покрывала его за счет займов и выпускала дополнительные казначейские билеты (деньги).
  • Национальная валюта была ослаблена, что вело к углублению экономического кризиса в государстве.

За год перед крестьянской реформой в России учредили Государственный банк, который должен был осуществить выкупную операцию. Для нормализации процесса планировалось использовать средства государственного займа. Крестьянам выдавали ссуды для своего выкупа у помещиков. Погасить ее они должны были за 49 лет. Такая финансовая политика государства привела к существенному росту внутреннего долга России.

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал
    личную свободу,
    независимость от помещика;
    право переходить в другие сословия;
    право самостоятельного вступления в брак;
    свободу выбора рода занятий;
    право защиты своих дел в суде.
    самостоятельно совершать сделки
    приобретать и распоряжаться имуществом;
    заниматься торговлей и промыслами
    участвовать в выборах местного самоуправления

Итоги, плюсы и минусы

Разработанный комплекс мер предоставил возможность обустроить эффективную государственную систему управления финансами с открытой и прозрачной работой. Принимается решение внедрить жестких контроль за учетом расходов средств из бюджета с одновременным снижением уровня коррупции. Впервые чиновники несут прямую ответственность з каждый потраченный рубль. В результате наблюдается стремительное развитие экономических показателей по всей территории России.

Из недостатков выделяют отсутствие последовательности в утвержденных реформах. Поэтому можно говорить о малоэффективности. Это подтверждается действие устаревшей налоговой системой. Вскоре принимается решение отказаться от денежной реформы, что обусловлено отсутствием достаточных объемов серебра и золота.

Читайте также:  Калькулятор пени (неустойки) по договору 2022 года

Суть финансовой реформы

С 1864 по 1868 годы государственное казначейство ведало всеми доходами страны. Оно находилось в подчинении министерства финансов. Предварительно составлялись кассовые расписания и согласованные сметы, согласно которым различные ведомства получали деньги на свои расходы.

Реформа Татаринова предоставляла следующие возможности:

  • Государство контролировало собственные финансы.
  • Министерства не тратили средства свыше своих потребностей.
  • Специальные органы контролировали все расходы.
  • Государственная Дума получала отчет об операциях.

В 1865 году состоялось создание местных органов, занимавшихся государственным финансовым контролем. Их назвали контрольными палатами.

Финансовой реформой была затронута и торговля. Вместо винного откупа появились существующие и сейчас акцизные марки. В 1866 году прошло учреждение местных акцизных управлений, регулирующих продажу алкогольных и табачных изделий, а также занимающихся выдачей акциз.

Система налогообложения состояла из двух частей: окладных сборов (прямых налогов) и неокладных сборов (косвенных налогов). Также было инициировано создание соответствующих государственных органов.

Результативность финансовой реформы была положительной:

  • Финансовые министерства очистили от взяточников и казнокрадов.
  • Старые чиновники были уволены по указу императора.
  • На их место пришли новые образованные и неподкупные люди, что пошло на пользу реформе и привело к ее ускорению.

Зачем проводят деноминацию

Само явление деноминации не так часто встречается на практике. Вряд ли многие из ныне живущих россиян были активными свидетелями деноминации 1947 года, больше людей могут рассказать о деноминации 1961 года. Значительно лучше знакома экономически активному населению деноминация 1998 года. Вот, собственно говоря, и все деноминации в послевоенной советско-российской истории. Какие же цели преследует власть, проводя деноминацию?

  • Деноминация уменьшает количество наличных денег в обращении. Это может быть необходимо при излишнем увеличении денежной массы в экономике страны.
  • Деноминация снижает расходы на изготовление новых денег. Выпуск купюр более значимого номинала устраняет необходимость обновлять мелкие купюры – в них отпадает потребность.
  • Деноминация упрощает расчеты. Чем меньше нулей на ценнике, тем проще подсчитать, сколько денег необходимо для покупки того или иного товара.
  • Деноминация выявляет скрытые сбережения. Граждане вынуждены предъявить для обмена все наличные деньги, ведь иначе они потеряют ценность и превратятся в коллекционные бумажки.
  • Многие эксперты считают, что валюта страны после деноминации укрепляется.

Как правило, деноминациям предшествуют войны, распад государств или иные глобальные катаклизмы, которые нарушают денежное обращение. Деноминация становится одной из мер по его восстановлению и нормализации. Так, после развала СССР деноминация потребовалась большинству государств на постсоветском пространстве. После Второй мировой войны без деноминации не обошлись и европейские страны, например, Франция, Греция, Польша. Знакома эта процедура и многим странам Латинской Америки, Африки, Азии. Очень показательны деноминации в Германии в 1923 году и в Зимбабве в 2009 году. Соотношение обмена при них было 1 триллион к 1.

Валериан Татаринов – главный финансовый реформатор при Александре II

Главным финансовым реформатором страны в правительстве выбрали государственного контролера Валериана Алексеевича Татаринова, который не только хотел преобразовать государственный финансовый аппарат, но и упорядочить его работу. Он посетил ведущие страны Европы, где знакомился с их методами финансового управления государством.

Валериан Алексеевич планировал преобразовать некоторые ведомства, где особенно злоупотребляли казенными деньгами. Кроме того, он работал над уничтожением хозяйственного произвола в ряде министерств со средствами, курсировавшими из одного отдела в другой, а по пути «бесследно пропадавшими» из-за сложности их учета.

Проводить реформу Татаринова в России начали в мае 1862 года с введения Правил по составлению, рассмотрению и исполнению финансовых смет и государственной росписи в главных управлениях и министерствах. Вводилось ежегодное составление смет. Для этого была разработана специальная форма с разными параграфами по расходным статьям.

Общегосударственную смету составляло министерство финансов, после чего ее утверждал государственный совет, а в конце – император. В итоге она становилась официальным законом и публиковалась в газетах.

Суть финансовой реформы

С 1864 по 1868 годы государственное казначейство ведало всеми доходами страны. Оно находилось в подчинении министерства финансов. Предварительно составлялись кассовые расписания и согласованные сметы, согласно которым различные ведомства получали деньги на свои расходы.

Реформа Татаринова предоставляла следующие возможности:

  • Государство контролировало собственные финансы.
  • Министерства не тратили средства свыше своих потребностей.
  • Специальные органы контролировали все расходы.
  • Государственная Дума получала отчет об операциях.

В 1865 году состоялось создание местных органов, занимавшихся государственным финансовым контролем. Их назвали контрольными палатами.

Финансовой реформой была затронута и торговля. Вместо винного откупа появились существующие и сейчас акцизные марки. В 1866 году прошло учреждение местных акцизных управлений, регулирующих продажу алкогольных и табачных изделий, а также занимающихся выдачей акциз.

Система налогообложения состояла из двух частей: окладных сборов (прямых налогов) и неокладных сборов (косвенных налогов). Также было инициировано создание соответствующих государственных органов.

Читайте также:  Договор купли-продажи автомобиля

Результативность финансовой реформы была положительной:

  • Финансовые министерства очистили от взяточников и казнокрадов.
  • Старые чиновники были уволены по указу императора.
  • На их место пришли новые образованные и неподкупные люди, что пошло на пользу реформе и привело к ее ускорению.

Предпосылки и причины проведения денежной реформы

Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег.

В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К примеру, 100 тысяч совзнаков по своей стоимости были равны одной царской копейке. Кроме советских денег, в стране продолжали существовать и царские кредитные билеты, пятаковки, «керенки» и прочие заменители денег, выпускаемые разными атаманами и правителями.

Денежные отношения все больше замещались обычным натуральным обменом. Введенная карточная система показывала, что в экономике нарушен принцип эквивалентного обмена, деньги уже не являлись мерой стоимости. На рынках активно занимали свое место эквиваленты денег: зерно, соль, самогон и т. д.

В то же время начинается восстановление промышленности и транспортной отрасли, расширяется товарное предложение, разрешается частная торговля, появляются резервы иностранной валюты, растет сеть кредитных учреждений, восстанавливается система налогообложений.

Все это в совокупности требовало оздоровления финансовой сферы.

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал
    личную свободу,
    независимость от помещика;
    право переходить в другие сословия;
    право самостоятельного вступления в брак;
    свободу выбора рода занятий;
    право защиты своих дел в суде.
    самостоятельно совершать сделки
    приобретать и распоряжаться имуществом;
    заниматься торговлей и промыслами
    участвовать в выборах местного самоуправления

Судебная реформа. Кратко

Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией. Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения

  • Независимость судебной власти
  • Единый суд для всех сословий
  • Гласность судопроизводства
  • Состязательность судопроизводства
  • Право сторон и подсудимых на защиту в суде
  • Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
  • Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
  • Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
  • Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
  • Несменяемость судей
  • Обособление прокуратуры от суда
  • Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести

Действия власти, подрывающие доверие

С самого начала реформы центральная власть предписывала принимать серебряные и медные деньги, не делая никаких различий. Однако сами приказы не доверяли медным деньгам, что напрямую влияло на доверие к иерархии со стороны населения. Народ должен был не делать никаких различий, власть же такое различие четко проводила. Дискриминация медных денег проводилась на нескольких уровнях. Правительство предпочитало и регламентировало прием налогов и других платежей в серебряных деньгах, свободного обмена медных денег на серебро практически не существовало, прямое запрещение коснулось хождения новых медных денег в Сибири и во внешней торговле. Кроме этого, существенное влияние оказала та легкость, с которой медные знаки могли быть изготовлены фальшивомонетчиками. Техника еще была ручной, механические станки появляются лишь при Петре I, степень защиты от подделки была низкой.

Непоследовательность проявлялась в том, что всем предписывалось под угрозой наказания принимать медные деньги, правительство же явно предпочитало серебряные деньги. В грамоте Таможенному голове Бежецкому от 28 июля 1656 г. предписывалось государственные доходы собирать на две трети серебром и одну треть медью, жалованье давалось медью, а «за кабацкое питье, за царские товары, за пошлины и налоги» требовали серебро11.

Казне невыгодно было принимать медные деньги в Сибири, где обычно платили другой валютой – мехами. В грамоте 1657 г. в Илимский острог воеводе Бунакову предписывалось не торговать в сибирских городах медными деньгами, а вносить таможенные и мытные пошлины серебряными деньгами12. Запрещение не могло остановить ввоза медных денег, которыми торговать в Сибири стало выгоднее, чем другими товарами, из-за чего возник дефицит товаров и общий упадок торговли. Регулирование этих процессов со стороны государства было бессильно.

Другие реформы Алексея Михайловича

Для общей репутации царя Алексея Михайловича негативную роль сыграл возросший уровень недоверия и рост оппозиции по всей стране в связи с церковными реформами. В 1654 г. происходит известная «справа книг» Никоном, приведшая к трагическому расколу русского православия. После этого в народе растут эсхатологические ожидания, укрепляется мысль об антихристовой власти. Примечательно, что в основе церковных реформ лежали схожие задачи – необходимость унифицировать обряды и книжные переводы на всей территории возросшего государства. В итоге многие священники и миряне восприняли это нововведение как перемену веры и измену православию. Акты неповиновения, сопровождающиеся самосожжениями и преследованиями, прокатились по всей стране. Это помогло росту оппозиции и недоверию к властям. Логично предположить, что «медный бунт» в Москве имел и религиозные основания, поскольку церковные реформы заставили усомниться в правильности политики властей.

Читайте также:  Инструкция: готовим выписку из приказа

Неудачи преследовали и другие начинания. Например, в 1646 г. была предпринята попытка увеличить налог на соль и тем самым поднять долю косвенных налогов. Она закончилась полной неудачей и бунтом. Уже эти два примера показывают, что в обществе не было единодушия по предпринимаемым нововведениям, значительной силой обладала оппозиция, в восприятии населения одна неудача накладывалась на другую и многие начинания заканчивались неповиновением и бунтом.

Денежная реформа 1947 года

Была проведена с 16 по 22 декабря 1947 г. Ее необходимость определялась тем, что в годы войны резко возросли военные расходы, тогда как производство потребительских товаров сократилось, уменьшился рыночный товарооборот. Для покрытия возрастающего дисбаланса выпускалось в обращение большое количество денег.

Кроме того, реформа назрела потому, что на оккупированной территории СССР нацисты выпускали фальшивые деньги, что тоже увеличивало их излишек в обращении. Необеспеченность денег товарной массой понизила их покупательную силу.

Реформа была необходима также для нейтрализации спекулятивных элементов, накопивших денежные запасы и сохранивших их в кубышках. Был разработан вариант изъятия излишней массы денег из обращения путем денежной реформы. Официально реформу увязали отменой карточной системы, которую не удалось провести в 1946 году или первой половине 1947 года из-за большой засухи и неурожая в 1946г.

В сентябре 1946г. было осуществлено важное подготовительное мероприятие к денежной реформе, заключавшееся в сближении коммерческих и пайковых цен путем снижения первых и повышения вторых. Повышение пайковых цен было компенсировано увеличением мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим заработной платы.

Благоприятное развитие промышленности и сельского хозяйства (в 1947г. урожай превысил на 58% уровень 1946г.) позволило накопить товарные запасы, необходимые для товарной инвентаризации в момент проведения денежной реформы. Успеху денежной реформы способствовала устойчивая сбалансированность государственного бюджета: в 1946г. было достигнуто превышение доходов над расходами. Таким образом, во второй половине 1947г. создались все необходимые экономические и финансовые предпосылки для проведения денежной реформы.

Конфискационная денежная реформа Павлова, 1991 год

К конце восьмидесятых в экономике назрел кризис. Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Николай Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен. Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции и значение этого налога сошло на нет.

В конце 1990 года главой правительства стал бывший министр финансов В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.

Вскоре В. Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Президент Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР.

23 января 1991 года Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100-рублевых купюр. Одна из причин этой меры называлась следующая: дело в том, что операция рубль—форинт—доллар и рубль—злотый—доллар приносила куда больший доход, чем рубль—доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Неизвестно, какое количество крупных рублевых купюр оказалось таким образом за границей; во всяком случае Павлов называл цифру в 100 млрд. руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *