Хранение оружия: правила, законы, ответственность
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Хранение оружия: правила, законы, ответственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Комментарий к ст. 20.8 КоАП
1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.
2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.
3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.
4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.
5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.
Комментарии к ст. 20.8 КОАП РФ
1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.
2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.
К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.
При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.
4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).
5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).
6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.
В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).
За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.
В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).
В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.
В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).
В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).
В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).
В ч. 5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.
В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).
Что требуется от сейфов?
Казалось бы, после соблюдения всех вышеперечисленных требований закона можно спокойно получать законное разрешение на хранение оружия, но нет – закон выдвигает список обязательных требований и к самим сейфам (ящикам):
- Сейфы оборудуются кодовыми замками (не менее 2-х). Ящики также должны оборудоваться замками;
- Коды замков должен знать лишь хозяин оружия. Никому – даже самым близким родственникам владелец оружия сообщать коды не имеет права;
- Сейф (ящик) следует установить на дистанции минимум полтора метра от входа, а также минимум полметра от окна;
- Сейф устанавливается на расстоянии от одного метра до печей, батарей и горячих котлов;
- Двери сейфа должны открываться свободно, им ничто не должно мешать;
- Владелец обязан позаботиться о маскировке оружейного сейфа. Его можно замаскировать под бельевой шкаф, гарнитур и пр. Здесь следует помнить, что никто из проживающих в доме не имеет права знать, где именно расположен сейф и под какой предмет мебели он замаскирован.
Согласно статье о незаконном хранении оружия в УК РФ его условно можно разделить на несколько типов. Именно в зависимости от того, какой именно тип был найден у нарушителя, и будет зависеть обвинение и последующее наказание.
Однако любое оружие вне зависимости от своего вида подразделяется на 3 категории — боевое, служебное и гражданское. Владеть и использовать, а также хранить боевое и служебное оружие имеют право только государственные структуры и юридические лица, которые получают его в силу своих полномочий.
Гражданское же оружие является регулируемой категорией, поскольку гражданин Российской Федерации имеет возможность хранить ограниченное количество огнестрела, используемого с целями самозащиты, обучения, охоты или иных занятий.
Судебная практика по статье 20.8 КоАП РФ:
Решение Верховного суда: Определение N 66-О09-183 от 16.12.2009 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 16-О09-40 от 19.11.2009 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 301-АД16-8306 от 29.07.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-7841/14 от 30.06.2014 Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ17-5735 от 16.05.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 309-АД17-10501 от 21.08.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 301-АД16-8306 от 11.07.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Виды оружейных сейфов
По законодательству оружие, не применяемое в определенный момент, следует хранить в защищенном месте, доступ окружающих к которому будет недоступен. Для таких целей отлично подойдет крепкое хранилище. Компании-изготовители сегодня предлагают немалое количество изделий, гарантирующих сохранность ценных вещей, в том числе охотничьих ружей. В зависимости от стоимости и уровня надежности все они подразделяются на несколько типов.
- Малогабаритные вариации. Их производят из стальных листов толщиной до 1,5 мм. Размеры сейфов для гладкоствольного оружия данного вида невелики. Оборудуются они, как правило, самыми простыми дешевыми замками. Дверцы небольших сейфовых шкафов оснащены дополнительным карманом для складирования боеприпасов. Ориентировочная цена таких изделий от 1 до 3 тысяч рублей.
- Средние конструкции. Эта группа хранилищ является наиболее популярной и востребованной среди потребителей. Изготовители предлагают покупателям самые различные варианты сейфовых шкафов данной категории. Толщина стальных листов стен от 3 мм, внутреннее обустройство предполагает наличие полочек и специальных кармашков для размещения содержимого. Для удобства пространство внутри ящиков-хранилищ разделено перегородками.
Оборудование обязательно оснащается ложементами, изготовленными из пластмассы или металла и обитых мягкой материей. Что позволяет в период эксплуатации избежать появления механических повреждений на прикладе или стволе. Хранить в таких моделях можно нарезные и гладкоствольные образцы. В стандартный шкаф обычно помещается не менее 3 единиц. Дверцы оборудуются крепкими замками. Примерная стоимость изделий варьируется от 4 до 16 тысяч рублей.
- Элитные конструкции. В таких шкафах-хранилищах, как правило, хранят дорогостоящие коллекционные ружья. Они обладают высокой взломостойкостью и устойчивостью к механическим повреждениям.Толщина стенок сейфа для оружия элит-класса может быть различной. Главное требование — ее должно хватать для обеспечения сохранности содержимого от несанкционированного доступа. Оборудование данного типа оснащается высококачественными замочными механизмами, выпускаемыми преимущественно в Германии.
Внутреннее пространство хранилища оборудуется ложементами, полочками и карманами для размещения боеприпасов. Металлические перегородки делают эксплуатацию максимально удобной. Снаружи элитные конструкции декорируются с учетом предпочтений будущего владельца. Ведь выполняются они в основном на заказ. В свободной продаже встретить их можно не часто. Стоить такие эксклюзивные модели могут до 450 тысяч рублей и выше. Выбирая сейфовый шкаф, в первую очередь отталкивайтесь от его предназначения. Каждому хозяину сейфа следует помнить, что находиться он должен не по месту регистрации, а по фактическому адресу проживания.
Административная ответственность
Статьей 20.8 КОАП РФ предусмотрена ответственность должностных и юридических лиц за:
- нарушение требований закона о производстве, продаже, уничтожения или учета оружия и патронов к нему (наказание – штраф до 500000 рублей);
- существенное нарушение лицензионных требований при производстве предметов обороны (наказание — дисквалификация должностных лиц до одного года, приостановлении работы юрлица до 60 суток);
- нарушение процедуры выдачи подтверждения о прохождении обучения, проверки знаний безопасного обращения с оружием или медицинского разрешения на ношение и хранение (наказание — дисквалификация должностных лиц до одного года, штраф до 50000 рублей).
Чаще всего по ст. 20.8 КОАП РФ привлекаются сотрудники оружейных магазинов, в которых граждане могут совершить покупку. Работают эти организации строго по лицензии, любое нарушение процедуры продажи, учета или хранения оружия или боеприпасов влечет довольно жесткие меры. Также нередко объектами проверки со стороны правоохранительных органов становятся медицинские организации, которые предлагают услуги по выдаче заключений комиссии о состоянии здоровья будущего владельца ружья.
Но не только должностные или юридические лица могут привлечены по КОАП РФ за нарушения, связанные с оборотом оружия. Этой же статьей (частями 4-6) предусмотрена и ответственность граждан за:
- нарушение правил хранения, ношения или уничтожения — не следует путать с незаконным хранением, ношением и т.д. Нарушения правил хранения или ношения могут заключаться, к примеру, в отсутствии сейфа в доме вообще или в отсутствии в нем запирающего устройства. При этом ружье, хранящееся с такими нарушениями законодательства, было приобретено по всем правилам и по разрешению;
- ношение оружия лицом, которое находится в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического). Для ответственности по данной норме КОАП РФ следует установить факт употребления гражданином алкогольных напитков или запрещенных наркотических (психотропных) веществ, должно быть проведено медицинское освидетельствование;
- аналогичное правонарушение при отказе пройти освидетельствование;
- правонарушения, касающиеся правил оружейного коллекционирования;
- незаконный оборот травматического или огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия — приобретение, хранение, ношение, передача, перевозка, продажа (другие формы сбыта и изготовление влекут уголовную ответственность).
Наказание, которое может быть назначено физическим лицам по ст. 20.8 КОАП РФ, варьируется от 500 рублей (за обычное нарушение правил хранения) до конфискации предмета правонарушения (ружья) и ареста на 15 суток (например, за незаконную продажу ОООП). Юридическому лицу за аналогичные действия может быть назначен штраф до полумиллиона рублей.
На практике встречаются случаи, когда в действиях лица имеются одновременно признаки и административного правонарушения, и уголовного преступления.
Производство оружия в России – прерогатива государственных и частных военизированных предприятий, контроль которых настолько строг, что счету подлежит чуть ли не каждый грамм сырья, используемого для патронов и комплектующих. Верховным Судом РФ в постановлении Пленума от 12.03.2002 отдельным пунктом предусмотрено, что отношения военизированных предприятий по производству и поставкам при соблюдении Закона «Об оружии» не влекут никакой ответственности.
Производство в кустарных условиях, без контроля и без специальной лицензии уголовно наказуемо, ответственность за это предусмотрена в отдельной статье 223 УК РФ, которая запрещает три возможных действия:
- непосредственно изготовление, то есть создание — например, когда из комплектующих предметов разного вида оружия собирается один – он может выглядеть совсем непохожим на те модели, детали которых использовались;
- переделка – например, когда из ракетницы, пневматического пистолета или спортивного оружия производится огнестрельное, подпадающее под признаки гражданского, то есть запрещенного в обороте без наличия специального разрешения. Внешний вид переделанного предмета практически полностью сохраняется, но функции меняются;
- ремонт – когда неисправное ружье чинят, в результате чего становится возможным использовать его для поражения цели.
Наказание за подобные действия может доходить до 8 лет лишения свободы. В тех случаях, когда предметом преступления является оружие ограниченного поражения (травматическое) или газовое, то наказание мягче – до 2-х лет лишения свободы.
Комментарий к статье 20.8 КоАП РФ
1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.
2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.
3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.
4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.
5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.
7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.
Комментарий к статье 20.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.
1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему.
Правила производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения и уничтожения оружия и патронов к нему установлены Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях».
2. При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.
Следует отметить, что деятельность по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, а также торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия подлежит обязательному лицензированию, которое осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.2012 N 865.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.
Нужно ли разрешение на хранение оружия
Выше были приведены предметы самозащиты, на хранение и ношение которых не требуется специальное разрешение на хранение оружия. В остальном, на огнестрельное всех видов и пневматическое с энергией выше 7 Дж и калибром от 4,5 мм необходимо приобретать разрешительные документы.
Для его получения будущему владельцу необходимо обратиться в отделение лицензионно-разрешительной работы Росгвардии по месту прописки. Далее ему требуется собрать ряд необходимых документов, в том числе медсправку соответствующего образца, не иметь непогашенной судимости, пройти обучение на безопасное владение оружием и получить свидетельство, представить пакет документов в отделение ЛЛР, установить по месту жительства сейф, ожидать проверки и результат.
Если всё в порядке, в течение 2-х недельного срока с подачи заявки соискателю на право обладания оружием вручается лицензия на приобретения конкретного вида ружья или пистолета. Срок её действия ограничен 6 месяцами. Далее купленную в этот период модель оружия необходимо поставить на учёт в течение 14 дней. После чего в течение аналогичного периода будет выдано разрешение на хранение или хранение и ношение.
Хранить оружие без разрешения запрещено законом. В зависимости от его вида, условий, обстоятельств и истории применения на владельца в качестве наказания налагаются следующие санкции:
- Административное взыскание.
- Уголовная ответственность.
- Штраф.
- Условный срок.
- Тюремное заключение.
За умышленное сокрытие нарезного карабина или винтовки подразумевается уголовная ответственность, в том время как за гладкоствольное ружьё или травмат – только административная. При этом за холодное и газовое оружие, если они не принимали участия в преступлениях, взысканий нет.
Как выбрать оружейный сейф
Одним из неотъемлемых условий выдачи разрешения на хранение и ношение оружия является оружейный сейф, правильно подобранный по техническим параметрам и установленный по месту жительства владельца. Среди его основных характеристик выделяются следующие:
- Прочность. Стенки из металла должны иметь толщину минимум 1,5 мм (по требованиям МВД от 2 мм). Допускается использовать вместо стального деревянный ящик плотно обитый листовым железом.
- Замок. Дверца сейфа должна иметь надёжный запирающий механизм – лучше два различного типа устройства.
- Габариты. Оружие и другие сопутствующие предметы должны располагаться внутри оружейного шкафа свободно, по порядку, а не хаотично и навалом.
- Пожаробезопасность. Хранение боеприпасов также должно осуществляться в сейфе. Поэтому он должен если не полностью, то определенное время сдерживать проникновения огня в случае необходимости. Так как порох в патронах или в отдельных ёмкостях во время пожара представляет существенную опасность имуществу и жизни окружающих людей.
- Патронное отделение. Сейф должен иметь отдельный отсек (трейзер) для патронов, запираемый на ключ. Это позволяет повысить безопасность и удобство хранения боеприпасов. При этом объём отсека должен соответствовать реальным условиям – и количеству, и габаритам используемых боеприпасов так, чтобы они все помещались в нём.
Устанавливать сейф лучше в таком месте, где его не будет видно посторонним – в скрытом углу комнаты, в шкафу в спальной и т.д. При этом в законе нет требований по фиксации оружейного ящика к стене дома или квартиры. Однако требования разрешителей в большей степени продиктованы здравым смыслом, нежели буквой закона. Поэтому в целях практической безопасности лучше воспользоваться этой рекомендацией и прикрутить его изнутри двумя саморезами/дюбелями достаточной длины и толщины по вертикальной плоскости и одним к полу в основание.
Необходимо привести последовательность приобретения и регистрации охотничьего ружья, где выделяют следующие действия со стороны любителя охоты:
Для начала человек должен обратиться в ОВД и поведать о своем желании приобрести охотничье ружье. Необходимо получить соответствующие бланки для прохождения комиссии.
Теперь можно отправляться в клинику по месту жительства для прохождения всех специалистов, указанных в бланке. Обязательно проходят нарколога и психиатра, которые выдают справки об отсутствии постановки на учет ранее.
После прохождения всех специалистов вновь обращаются в ОВД для оформления соответствующего разрешения. Здесь же потребуется заплатить госпошлину в соответствии с типом бланка.
Получив разрешение, можно обратиться в специализированный магазин, который реализует некоторые модели ружей только посредством предоставления разрешения на хранение, выданное ОВД.
После приобретения опять обращаются в ОВД для регистрации ружья.
Сейф или металлический ящик с подходящим и надежным замком следует приготовить заранее. После покупки ружье и патроны помещают в сейф для хранения и вынимают его оттуда только в связи с необходимостью.
Важно помнить, что теперь владельца могут прийти и проверить сотрудники ОВД. Здесь сотрудники должны проверить сохранность и месторасположение сейфа или ящика, его характеристики и взломоустойчивость.
Следует отметить, что сотрудники также могут прийти для проверки во время отсутствия владельца охотничьего ружья. При виде отсутствия охотника сотрудники правоохранительных органов проверяют информированность о сохранении огнестрельного оружия других членов семьи.
Они могут попросить документы для сверки номера оружия, для чего будет необходимо открыть сейф. Если родитель, супруга или ребенок предоставят сотрудникам ключи от сейфа или сами его вскроют, сотрудники на основании Приказа изымают оружие. Самого же нарушителя привлекают к ответственности – ему грозит административный штраф.
Владение оружием – это не только ответственность за сохранность в соответствии с действующим законом, но и полное обеспечение безопасности всех членов семьи при условии размещения ружья в доме. Перед приобретением личного охотничьего ружья, обдумайте все факторы.
Ужесточение затронет все аспекты владения оружием
11 Мая 2021
На трагедию в Казани последовала немедленная реакция — она приведет к ужесточению контроля за оружием, и уже можно предположить, что именно поменяется в этой сфере.
После терактов от властей ждут не только соболезнований, но и реальных действий, конкретных решений. Даже если террорист — 19-летний подросток, возомнивший себя высшим существом. И речь идет не только о наказании — предполагается, что руководство страны знает, как предотвратить подобные трагедии в будущем.
Глава государства Владимир Путин
поручил правила контроля ужесточить.
«Отдельное поручение было дано Золотову с тем, чтобы срочно было проработано новое положение о видах оружия, которое может быть в гражданском обороте, может быть на руках у населения, с учетом вида стрелкового оружия, которое использовал стрелявший»,
— заявил СМИ пресс-секретарь президента
Дмитрий Песков.
Такой подход вызвал в тех же социальных сетях двоякую реакцию: кто-то согласен с возможным ужесточением правил выдачи лицензий, другие же считают, что в первую очередь опять пострадают дисциплинированные граждане — охотники и спортсмены.
К слову, уже и сейчас процедура получения разрешения на оружие довольно непростая. Оборот оружия в России регулируется ФЗ «Об оружии», а также Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства. Процедура состоит из нескольких этапов — медицинского обследования, получения охотничьего билета (без него разрешается только хранение оружия, но никак не его использование), обучения, обустройства места хранения.
«В целом можно сказать, что оборот оружия в России достаточно строго урегулирован, подчинен системе правил, направленных на обеспечение безопасности и надлежащего использования различных видов оружия. Закон об оружии установил, в частности, что граждане Российской Федерации являются субъектами, имеющими право на приобретение оружия. Однако приобрести оружие можно только после получения лицензии в Федеральной службе войск национальной гвардии, либо в ее территориальном органе. Стоит сказать, что Правила оборота оружия содержат перечень обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии»,
— объясняет член Ассоциации юристов России
Мария Спиридонова.
Однако как отмечает к.ю.н., эксперт программы Международная экономическая безопасность Института мировой экономики и бизнеса РУДН Екатерина Шепелева
, зачастую справки из различных инстанций, в том числе, психоневрологического диспансера, выдаются формально.
Кроме того, как отметил Дмитрий Песков, в действующих правилах есть определенные пробелы. «Дело в том, что иногда в качестве охотничьего оружия регистрируются виды стрелкового вооружения, которые в некоторых странах используются как штурмовые винтовки, и так далее. Это тоже будет Росгвардией срочно прорабатываться», — пояснил пресс-секретарь президента.
Как отмечает Екатерина Шепелева, одна из законодательных лазеек касается того, разбирается оружие или нет. «Если не разбирается — оружие «готово» к использованию, грубо говоря. Например, “Сайга” может быть неразборным, и может использоваться как боевое оружие»,
— говорит эксперт.