Поддержка для компаний, выпускающих товары из переработанных отходов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поддержка для компаний, выпускающих товары из переработанных отходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.
Количество позиций в списке
Перечень включает следующие виды товаров:
- Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности, за исключением транспортной техники, предоставляемой в рамках гуманитарной помощи по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8702, 8703, 8705;
- Каучук, резина и изделия из них;
- Аккумуляторы электрические, включая сепараторы для них;
- Нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 массовых процентов или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов;
- Прочие химические продукты;
- Полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая упаковка, упаковка из комбинированных материалов;
- Посуда столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные принадлежности, прочие предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета из пластмасс;
- Газеты, журналы и прочие периодические издания, иллюстрированные или неиллюстрированные, содержащие или не содержащие рекламный материал;
- Бумага и картон ручного отлива, немелованные, используемые для письма, печати или других графических целей;
- Первичные элементы и первичные батареи;
- Лампы накаливания электрические или газоразрядные, включая лампы герметичные направленного света, а также ультрафиолетовые или инфракрасные лампы; дуговые лампы, ртутьсодержащие;
- Термометры медицинские или ветеринарные, ртутьсодержащие;
- Крупногабаритное электрическое и электронное оборудование;
- Электрическое и электронное оборудование, содержащее теплоносители;
- Электрическое и электронное оборудование, оснащенное экранами и мониторами;
- Электрическое и электронное оборудование мелкогабаритное;
- Электрическое и электронное оборудование малое информационное;
- Продукция (товары), на упаковку (полимерная, стеклянная, бумажная, картонная, металлическая и (или) из комбинированных материалов) на которую распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров).
На кого не распространяются расширенные обязательства производителей или импортеров
Расширенные обязательства производителей или импортеров не распространяются на следующих лиц:
- производителей в части произведенных масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, аккумуляторных батарей при условии использования для их производства не менее тридцати процентов отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона, использованных аккумуляторных батарей соответственно, переработанных и утилизированных на территории Республики Казахстан;
- производителей и импортеров в части произведенной (произведенных) на территории Республики Казахстан и (или) ввезенной (ввезенных) на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), реализованной (реализованных) за ее пределами;
- производителей и импортеров в части произведенных на территории Республики Казахстан и (или) ввезенных на территорию Республики Казахстан полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, которые предназначены для упаковки и (или) в которые упакована (упакованы) продукция (товары), реализованная (реализованные) за ее пределами;
- физических лиц, осуществляющих ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), при импорте продукции (товаров) в пределах квоты на беспошлинный ввоз товаров личного пользования, за исключением импортеров автомобильных транспортных средств, самоходной сельскохозяйственной техники;
- импортеров в части полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы социально значимые продовольственные товары, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;
- производителей в части произведенной полимерной упаковки из преформ, за которые внесен утилизационный платеж;
- импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакована ввезенная (ввезенные) продукция (товары), используемая (используемые) в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенная (не предназначенные) для реализации;
- импортеров в части ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и (или) металлической упаковок, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
Кто платит экологический сбор в 2021 году
Экосбор — это не налог, а дополнительный платеж от организаций и ИП в бюджет. Такие сборы необходимы для поддержки отечественной системы утилизации использованной упаковки, просроченной продукции.
- производители, импортеры товаров, обязательных к утилизации после просрочки, порчи, потери потребительских свойств;
- объединения, союзы таких производителей и импортеров;
- компании, использующие упаковку, подлежащую обязательной утилизации.
Для каждого производителя и импортера установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (РП РФ № 3722-р от 31.12.2020). На законодательном уровне закреплен и перечень товаров, упаковок, которые подлежат утилизации и по которым необходимо платить экосбор в бюджет и отчитываться в контролирующие органы (РП РФ № 3721-р от 31.12.2020).
По сути, экосбор платят только те, кто не утилизировал товары, упаковку из перечня РП № 3721-р. Вот еще случаи, когда не платят экологический сбор:
- если в отношении импортированной продукции и упаковки не установлена обязанность компенсации;
- если у производителя или импортера заключен специальный договор на утилизацию;
- если компания выполняет установленный норматив утилизации.
Можно ли не платить экосбор
Есть несколько способов легального освобождения от уплаты этого сбора:
- Не платят этот взнос экспортеры. Но только в отношении тех товаров, которые отправлены на экспорт. За тот объем, который продается на территории Российской Федерации, сбор уплачивается по тем же правилам, что и для других плательщиков.
- Не облагаются экологическим сбором и производители полуфабрикатов, упаковки. Их продукция используется в процессе производства других предприятий, которые в свою очередь и уплачивают налог на этот объем. Работает тот же принцип, как и при уплате других налогов, например, НДС. Кто реализует продукцию конечному покупателю, тот и платит экосбор.
- Законодательство освобождает от уплаты экосбора предприятие, если оно выполнило норматив переработки или уничтожения образовавшихся из-за ее деятельности отходов. Это стимулирует к организации сбора и переработки отходов своими силами.
Поправки создают задел на будущее
Поправки коснутся не только юридических, но и физических лиц. Например, в них прописана обязанность граждан соблюдать требования о раздельном сборе отходов и накоплении вторичных ресурсов на мусорных площадках. «Удивительно, но принятие такого важного закона, который в прямом смысле напрямую коснется каждого жителя РФ, прошло относительно незаметно. Это несколько беспокоит, поскольку многие положения вступают в силу довольно скоро и готовиться к ним необходимо уже сейчас — как организациям, так и физическим лицам», — отметила в разговоре с «ЭЖ» Олеся Кужель, директор экологического движения «ДОМ» Проектного офиса развития Арктики.
При этом она подчеркнула, что закон, безусловно, важный и нужный. Последние годы власти много говорят про экономику замкнутого цикла и стараются двигаться к ней — каждый регион в том темпе, который обусловливают географические условия и плотность населения. Поэтому закон, закрепляющий определение вторсырья и вторичных ресурсов, а главное, обязательность их утилизации, нужен был давно.
По словам О. Кужель, при ознакомлении с поправками может сложиться ощущение, что они немного опережают время. Это выражается в двух ключевых моментах.
Во-первых, далеко не во всех населенных пунктах сегодня отлажен процесс раздельного сбора и накопления отходов. Особенно эта проблема актуальна для удаленных территорий. Отсутствие развитой инфраструктуры может демотивировать людей, которые должны, согласно новому закону, обеспечивать раздельное накопление или сдавать в места сбора вторичные ресурсы — то есть сортировать отходы дома. Сегодня многие и так скептически относятся к раздельному сбору, а если он будет внедряться там, где нет прозрачной инфраструктуры и логистической цепочки для утилизации, этот скептицизм явно укрепится, полагают специалисты.
При этом они надеются, что к моменту вступления в силу всех положений закона ситуация изменится или появятся разъяснения властей, как тем, кто находится на территориях, где должной инфраструктуры еще нет, выполнять данные предписания. Поправки, обязывающие юрлица и ИП утилизировать вторичные ресурсы, а физические лица — сортировать отходы, вступают в силу в марте 2023 г., а полный запрет на захоронение вторичных ресурсов — только с 2030 г. Полноценную инфраструктуру чиновники также планируют подготовить к 2030 г.: предполагается, что к этому сроку будут построены или реконструированы 868 объектов обращения с отходами, а регионы с помощью государства закупят необходимое количество контейнеров для раздельного сбора.
Второй момент напрямую связан с первым — это вопрос готовности общества и экологической грамотности как людей, так и организаций. «На мой взгляд, это едва ли не важнейшая проблема внедрения раздельного сбора. Здесь важно не просто информировать, что и как можно сдать на переработку — хотя и это объемная работа, которая потребует постоянной коммуникации. Не менее важно донести до людей и компаний, почему именно необходимо сортировать и утилизировать отходы, как наши сегодняшние действия или бездействие в этой сфере влияют на нашу жизнь, жизнь наших детей и планеты в целом», — подчеркнула О. Кужель.
Эксперты ждут корректировок и разъяснений
Сейчас законодательством предусмотрена «мотивация» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — плата за негативное воздействие на окружающую среду и штрафы. С физлицами сложнее, потому что пункт, закрепляющий, что они должны обеспечивать сортировку отходов, вообще не подкреплен ни «кнутом», ни «пряником» и несет сейчас скорее декларативный характер.
В Указе Президента РФ от 21 июня 2020 г. № 474 определено, что к 2030 г. в России должна быть создана устойчивая система обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающая сортировку отходов в объеме 100%, а объем отходов, направляемых на полигоны, должен сократиться в два раза. «Если мы стремимся к достижению этих целей, то мы должны добиться понимания в обществе: зачем нужна сортировка, как происходит утилизация сданных отходов и так далее. Причем я убеждена, что экопросвещение нужно в равной мере и организациям», — уточнила директор экологического движения «ДОМ».
В новых условиях важно, чтобы каждый сотрудник разделял экологические ценности компании, по возможности участвовал в сортировке отходов, имел представление о том, какие отходы являются вторичными ресурсами и могут быть переработаны. В противном случае, по мнению отраслевых экспертов, наладить процесс подготовки вторичных ресурсов к передаче на утилизацию внутри организации будет очень сложно. Поэтому важно использовать целый комплекс экопросветительских мер для сотрудников: провести серию обучающих мероприятий, внедрить раздельный сбор в офисах, сделать экологичный образ жизни частью корпоративной культуры, выбирать экомероприятия — например, квизы, квесты — для совместного времяпрепровождения.
И для организаций, и для физических лиц экологическое просвещение — многоуровневая, системная и комплексная работа, которую надо начинать уже сегодня, чтобы получить результаты к 2030 г. — когда вступит в силу пункт закона, который запрещает захоронение вторичных ресурсов. Участники рынка предполагают, что к этому времени могут появиться какие-то пенитенциарные методы воздействия и на физических лиц, если при нормальной инфраструктуре и должном экопросвещении население все равно не будет сортировать мусор.
«На первый взгляд, внедрение раздельного сбора раньше, чем есть повсеместная инфраструктура для утилизации, кажется нелогичным, но основываясь на опыте реализации проектов по приему вторсырья на территориях, где нет раздельного сбора на муниципальном уровне, могу сказать, что как раз с точки зрения подготовки общества — это правильное решение», — резюмировала О. Кужель. При этом она добавила, что на привыкание, просвещение и все стадии принятия уходит довольно много времени, обязательно будут совершаться ошибки. Поэтому нужно начинать работать с тем, что есть, а не ждать идеальных условий.
В целом все опрошенные «ЭЖ» эксперты считают, что принятие закона об обращении со вторсырьем — большой шаг в правильном направлении. «Перерабатывая разные виды отходов, в том числе производственные, мы периодически сталкиваемся с предприятиями, которые нам говорят, что им проще выкинуть мусор, чем заниматься раздельным сбором и накапливать их отдельно на транспортную партию. Рассчитываем, что этот закон благоприятно скажется на том, чтобы таких ситуаций не происходило», — сообщил «ЭЖ» Александр Свидовский, генеральный директор компании «Втор-пласт».
Он отметил, что благодаря поправкам в общество закладываются правильные принципы того, что все вторичные ресурсы должны перерабатываться, а не захораниваться на полигонах. А. Свидовский считает, что в первую очередь влияние этого документа на себе ощутят небольшие предприятия. Нехватка финансирования, понимания, а также технического оснащения усложняют попытку правильной утилизации отходов.
В то же время на крупных предприятиях довольно хорошо работают со своими отходами. Ряд из них даже имеют специальные помещения для их сортировки, где стоят прессы, пресс-компакторы и другое необходимое для этого оборудование.
Отраслевые эксперты считают, что принятие закона о ВМР создало важный и нужный регуляторный базис для функционирования индустрии обращения с промышленными отходами и развития цикличной экономики в стране. «Соответствующие нормы законодательства создают правильные сигналы и экономические стимулы для бизнеса к разумной переориентации на практики вовлечения вторсырья в производство, сокращая при этом долю используемого первичного сырья (традиционных природных ресурсов)», — сообщили в АРВИС.
При этом в ассоциации подчеркнули, что применение вводимых норм на практике может потребовать «донастройки» создаваемой регуляторной системы и совершенствования законодательства в целях повышения прозрачности и эффективности функционирования индустрии обращения с промышленными отходами. О том, что закон еще не принял финальный вид и требует ряда уточнений, говорили и другие опрошенные «ЭЖ» эксперты.
Какой порядок расчёта экологического сбора?
Порядок расчёта зависит от того, утилизирует компания отходы самостоятельно или нет.
Чтобы самостоятельно утилизировать отходы, нужно создать собственные объекты по сбору, обработке и утилизации. Или же заключить договор со специализированной фирмой. Но чаще компании самостоятельно не утилизируют, а вместо этого платят экологический сбор. Получается, что, по сути, сбор является платой за отказ заниматься утилизацией.
Итак, если организация своими силами утилизирует товары и упаковку, то применяется следующая формула расчёта платежа:
Экологический платеж = Ставка сбора x (Количество отходов, подлежащих утилизации за отчётный год, исходя из норматива x Количество утилизированных отходов за отчётный год)
Если организация своими силами не утилизирует товары и упаковку, то применяется следующая формула расчнета платежа:
Сумма экологического сбора = Ставка сбора x Масса товара (упаковки), выпущенного в обращение в РФ для внутреннего потребления за прошлый календарный год, предшествующий отчётному x Норматив утилизации отходов, установленный на отчётный период
Куда подается отчет по экологическому сбору
Импортеры товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в центральный аппарат Росприроднадзора.
Производители товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в территориальный орган Росприроднадзора в своем субъекте РФ.
В случае, если компания осуществляет производство и импорт товаров одновременно, то комплект документов подается в центральный аппарат Росприроднадзора.
Если отходы отсутствуют из-за временного прекращения деятельности, то требуется отправить письмо в произвольной форме и представить документы из налоговой инспекции о нулевом балансе.
Как выглядит отчетность по экосбору?
Правила, по которым следует взимать плату по экосбору, описаны в Постановлении 1073 от 08.12.2018 г.
Для того, чтобы полностью отчитаться по экологическому сбору следует составить и направить в Росприроднадзор 3 вида отчета:
- 1. Декларацию о количестве товаров и упаковке, которые выпущены в оборот за предыдущий год (Постановление 1417 от 24.12.15)
- 2. Отчет о том, как выполнены нормативы по утилизации (Постановление №1342 от 08.12.15)
- 3. Форма расчета по сумме за экологический сбор. (Приказ Росприроднадзора №488 от 22.08.16)
Сдавать все 3 вида отчетов следует тоже по определенным правилам:
- 1. В Росприроднадзор по месту деятельности – если Вы производитель товара
- 2. В центральный аппарат Росприроднадзора (г. Москва) – если Вы импортер товаров
- 3. В центральный аппарат Росприроднадзора – если Вы как импортер, так и производитель
Уменьшение размера платежа
Коэффициенты используются в виде наказания за превышение нормативов, а также в качестве поощрения для предприятий, применяющих инновационные методы обработки отходов.
Ключевое условие использования понижающего коэффициента – нововведения должны снизить негативное воздействие или уменьшить объемы уничтожаемого мусора. Например, если отходы 3 класса опасности после обработки стали относиться к менее опасному 4 классу, то такая работа поощряется понижением размера платежа.
Используется несколько значений, позволяющих максимально снизить платеж до 70%:
Значение | Условие применения |
0,3 | При работе на собственной территории и отсутствии превышений лимитов |
0,33 | Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса |
0,49 | Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 3 класса |
0,5 | Размещение отходов 4-5 класса, образовавшихся при обработке отходов перерабатывающей и добывающей промышленности |
0,67 | Размещение отходов 3 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса |
Ставка налога отличается для каждого вида отходов или сырья.
Для развесных товаров используется расчет относительно каждой тонны, для штучных – за единицу. Кроме того, спецификой товара обуславливается применение коэффициентов.
К специфическим характеристикам относятся некоторые данные для транспортных средств, например:
- год выпуска;
- мощность двигателя;
- количество осей.
За каждый товар или упаковку значение ставки налога будет аналогично нынешнему экологическому сбору. Размер состоит из 4 характеристик:
- масса реализованных в России в течение года товаров;
- коэффициент;
- масса повторно использованных товаров;
- ставка.
Значение ставки для некоторых товаров:
Товар или отход | Размер ставки, руб. |
Самоходные машины и прицепы | 172 500 |
Другие виды транспорта | 150 000 |
Свинцовые аккумуляторы | 27 320 |
Колесные транспортные средства (категория M1, G) | 20 000 |
Хлор | 181,6 |
Диоксид азота, карбонат натрия, аммиак | 138,8 |
Что входит в отчетность по экологическому сбору
Экологическая отчетность включает в себя 4 формы:
- Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации. Форма утверждена проставлением Правительства Российской Федерации от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18;
- Документ, удостоверяющий соблюдение нормативов утилизации отходов. Отчетность включает фактический объем продукции, утилизованной за год, предшествующий отчетному, и договоры, акты или лицензии, подтверждающие факт утилизации. В случае, если утилизация не проводилась производителю или импортеру положено сдавать нулевую отчетность. Форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.15 № 1342 в ред. от 17.10.18;
- Расчет суммы экологического сбора. Документ подается в том случае, если производитель или импортер не осуществляет самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров или осуществляет ее в объеме, который не соответствует нормативам. Форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488; Приказ Росприроднадзора от 01.03.2019 № 70 вносит изменения в №488
- Документ, содержащий информацию о местах утилизации и сбора отходов. Отчет подается в том случае, если производитель или импортер располагает настоящими местами утилизации и сбора. Отчет состоит из 2 частей, включающих сведения о месте сбора и мощностях по утилизации. Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520.
Как выполнить нормативы утилизации
Согласно Закону об отходах производства существует три способа достижения нормативов:
- Самостоятельная утилизация: для того, чтобы организовать процесс утилизации товаров, вышедших из употребления, необходимо получить разрешение на деятельность по обращению с отходами (в случае, если вы имеете дело с отходами I-IV классов опасности), организовать место сбора, закупить необходимое оборудование, подготовить объект для его размещения и наладить технологические процессы;
- Договор с компанией-посредником: для подачи отчетности о выполнении нормативов необходимо приложить договор со специализированной компанией и копию ее лицензии на обращение с отходами (в случае, если вы утилизируете отходы I-IV классов опасности);
- Вступление в ассоциацию производителей и импортеров: за выполнение нормативов отвечает союз импортеров и производителей. В случае невыполнения нормативов ассоциацией, издержки ложатся на каждого из ее членов).
Как определить, нужно ли платить экологический сбор и готовить отчеты
Росприроднадзор в 2016 г. выпустил приказ №488, в котором указываются плательщик и сумма экосбора. Итоговый экологический сбор (ЭС) зависит от 3 факторов:
- ставки экосбора;
- массы произведенных готовых или упаковочных изделий;
- норматива утилизации.
Ставку утверждает государство. Сумма указывается на официальном сайте Росприроднадзора.
Ставка зависит от 3 факторов:
- категория опасности для окружающей среды;
- вид изделия;
- сложность утилизационного процесса.
При решении вопроса, кто платит ЭС, нужно опираться на законодательство России и указанную схему:
- Если организация / индивидуальный предприниматель производят или импортируют изделия и тару, не указанные в перечне, неналоговый платеж не уплачивается.
- Если производитель или ИП изготавливают товары и упаковочный материал, входящие в перечень, то бухгалтерский отдел формирует отчетность расчета суммы экологического сбора.
Если необходимо оплатить эко-сбор, бухгалтер придерживается схемы.