Какие выплаты и льготы положены вдовам чернобыльцев в РФ?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие выплаты и льготы положены вдовам чернобыльцев в РФ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получить удостоверение пострадавшего при ядерной катастрофе в Чернобыле могут все граждане, находившиеся на тот момент на указанной территории. Согласно статистике, таких немало, и не только в России. Все пострадавшие делятся на категории: люди, которые получили поражение в определенных условиях, и те, у которых присутствуют различные степени нарушений здоровья вследствие ядерного облучения.
Льготы вдовам чернобыльцев в 2020 году: оформление и полный перечень преференций
Существуют категории льготников, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС:
- 1 категория – граждане, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы и получившие инвалидность любой группы;
- 2 – ликвидаторы последствий аварии, но нахождение в период катастрофы на зараженной территории не учитывается;
- 3 – ликвидаторы последствий катастрофы на АЭС, которые проживали в г. Чернобыль с 1986 по 1990 годы;
- 4 – проживающие на территории с повышенной радиацией до 1992 года.
Граждане России могут получить 2 льготную категорию, если смогут подтвердить факт проживания на территории АЭС в г. Чернобыль не менее двух недель.
При отсутствии собственного жилья у лица, получившего удостоверение чернобыльца, если он вынужден жить в тяжелых условиях или на площади меньше установленного норматива, он вправе просить у государства улучшения жилищных условий без какой-либо очереди. Данной льготой можно воспользоваться единожды. У чернобыльца есть право вступить в жилищный кооператив, СНТ, получить место в гаражных кооперативах путем внеочередной процедуры.
Трудовой кодекс РФ защищает права чернобыльцев в сфере трудового законодательства на повышенном уровне, предоставляя следующие категории льгот в этом направлении:
- право на дополнительные 2 недели отпуска, помимо установленного ТК РФ права на ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 28 календарных дней;
- при сокращении штата в организации чернобыльцы не подпадают под данную процедуру;
- обязательно должны быть обеспечены местом постоянной работы в случае смены места жительства;
- чернобыльцы вправе получить доплату, если были переведены по медицинским показаниям на другую должность с меньшим окладом;
- право на самостоятельное определение даты и периода отпуска, вне зависимости от требований работодателя;
- при увольнении у них сохраняется заработная плата в течение 4 месяцев, при этом не прерывается рабочий стаж.
Чернобыльцы, устранявшие последствия катастрофы либо находящиеся возле пораженной радиацией территорией, имеют определенные преимущества в части получения социальных льгот:
- прием детей в дошкольное образовательное учреждение вне очереди с дополнительной оплатой питания в размере 90 руб.;
- приобретение медицинских препаратов по льготным ценам;
- пользование услугами медицинских учреждений вне очереди;
- внеочередной прием в дома престарелых;
- помощь социальных работников в первоочередном порядке.
Этот перечень установлен на федеральном уровне, но каждый регион самостоятельно дополняет перечень социальных льгот для данной категории.
Выплаты чернобыльцам в 2022 году положены согласно нормам действующего законодательства. Так, данная категория граждан вправе получать две суммы установленной пенсии и выходить на пенсию на льготных условиях. Выплаты чернобыльцам регулирует Федеральный закон № 1244-1, согласно которому чернобыльцу положена ежемесячная выплата, размер которой определяется категорией льготника.
Помимо ежемесячной помощи, чернобыльцы перед наступлением памятной даты 26 апреля во многих регионах страны получают единовременную компенсацию от государства.
Льготы вдовам погибших чернобыльцев определены статьями 14 и 15 закона № 1244-I. К ним относятся:
- получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
- скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
- сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
- возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
- возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
- получение места в пансионате для престарелых без очереди.
Все вышеперечисленные меры господдержки не устанавливаются автоматически. Их необходимо оформлять самостоятельно.
Для того чтобы получить жилье, нужно не просто быть вдовой чернобыльца, но и действительно нуждаться в улучшении условий проживания. Также важным условием является постановка супруга в очередь на получение жилищного сертификата. Правила получения льготного жилья определены Постановлением № 153. Одиноко живущая женщина может претендовать на 33 квадратных метра. На двоих государством положены 42 квадрата жилплощади. Если количество проживающих близких родственников больше, на каждого определяется по 18 квадратных метров. Если в собственности женщины уже есть дом или квартира, она должна отказаться от имеющегося жилья в пользу государства, чтобы получить от него новую жилплощадь. Если же она желает сохранить имеющийся жилой объект, работники местной администрации помогут рассчитать разницу между положенными и имеющимися метрами. Именно эту разницу оплатит государство, если она не менее 18 квадратов.
Чтобы претендовать на госпомощь, женщине нужно подать заявку на замену сертификата в связи со смертью мужа. К заявке прилагается следующие официальные бумаги:
- паспорт;
- ксерокопия сертификата, полученного мужем;
- копия свидетельства о смерти супруга;
- справка о расторжении договора с банком без расходования средств.
Если при этом вдовы проживают на зараженных территориях, работают там либо сами обладают удостоверением чернобыльца, им предоставляются дополнительные льготы, также описанные в вышеупомянутом законодательном акте.
- получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
- скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
- сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
- возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
- возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
- получение места в пансионате для престарелых без очереди.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Общие выплаты для пострадавших
К денежным выплатам, которые перечисляются в отношении чернобыльцев, можно отнести следующие:
- Доплата до размера прежней заработной платы, если лицо было переведено на другую работу по медицинским показаниям. Такие суммы доплачиваются трудоустроенным гражданам:
• до момента восстановления их трудоспособности;
• до момента установления инвалидности. - Пособие по временной нетрудоспособности. Его размер составляет 100% от среднего показателя заработка гражданина.
- Ежемесячная компенсация для чернобыльцев и проживающих с ними детей в возрасте до 14 лет. Данная компенсация перечисляется с целью приобретения продовольствия и составляет 970,38 руб.
- Ежемесячная компенсация, выплачиваемая с целью возмещения вреда здоровью. Средства перечисляются в сумме:
• 20 289,67 руб. инвалидам 1-й группы:
• 10 144,84 руб. инвалидам 2-й группы;
• 4 057,91 руб. инвалидам 3-й группы.
Выплаты для переселившихся и эвакуированных пострадавших
С 01.02.2020 размеры ежегодной компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление составляют:
- для инвалидов 1, 2 группы – 1 617,30 руб.
- для инвалидов 3 группы – 1 293,86 руб.
- для ликвидаторов 86-87 годов – 970,38 руб.
- для ликвидаторов 88 года – 646,88 руб.
- для ликвидаторов 89-90 годов – 323,47 руб.
Лицам, эвакуированным или переселившимся из области отселения, гарантируется перечисление таких выплат, как:
- Компенсация материального ущерба при утрате имущества, которая включает в себя стоимость:
• жилых помещений, дач, гаражей и хозяйственных построек, находившихся у граждан в собственности по состоянию на 1 января 1994 года;
• домашнего имущества, зараженного радиацией;
• сельскохозяйственных животных, подвергшихся облучению;
• утраченных садово-ягодных насаждений и иных посевов. - Компенсация расходов на проезд.
- Оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке багажа, которая перечисляется:
• нетрудоспособным лицам;
• многодетным семьям;
• одиноким матерям;
• одиноким женщинам. - Ежемесячная компенсация на оздоровление.
Государственная помощь вдовам чернобыльцев
- обеспечение жилплощадью в установленном порядке при обращении в государственные органы до 1.01.2015. Критерии нуждаемости установлены в ч.1 ст. 51 ЖК;
- скидку в размере 50 % на оплату за жилплощадь в государственном или муниципальном здании;
- скидку в размере 50 % на оплату коммуналок или покупку топлива в домах без центральной системы подачи тепла;
- право на сохранение должности при реструктуризации штата или устройстве на работы в случае ликвидации компании;
- право на вступление в кооперативы;
- обеспечение участками для ИЖС вне очереди;
- право на покупку домов в садоводческих домах или материалов для постройки вне очереди;
- обслуживание машины или иного транспортного средства вне очереди;
- право на поступление ребенка в ДОУ или школу без очереди;
- компенсации на питание детей в школе (90 руб. ежемесячно), покупку товаров для дошкольников (300 руб., индексируется);
- доотпуск от 7 до 14 дней без дополнительной оплаты;
- компенсацию проезда на внутригородском транспорте, за исключением такси;
- налоговый вычет в размере 3000 руб. в случае лучевой болезни, а также 5000 руб., если женщина была медработником и подверглась облучению.
- не заключали брак повторно и не имели больше детей;
- проживали вместе с ликвидатором катастрофы на одной жилплощади в государственном доме или приватизированной квартире;
- находились в браке с мужчиной, страдающим лучевой болезнью после аварии на ЧАЭС;
- были женами лиц, получавших пособие по инвалидности из расчета среднего заработка, фиксированной суммы ВВЗ. Учитывается только статус инвалида, установленный до 12.02.2001 г;
- являются вдовами мужчин, умерших по причинам ликвидации последствий аварии в Чернобыле;
- были нетрудоспособны и находились на иждивении мужа.
Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС
- Постановка на учет на улучшение жилищных условий и выделение помещений.
- Предоставление вне очереди мест:
- в дошкольных образовательных учреждениях;
- в домах для престарелых.
- Выделение оздоровительных путевок и другое.
Внимание: чернобыльцу необходимо принести копию удостоверения работодателю при трудоустройстве. Кроме того, документ следует прикрепить к карточке в поликлинике.
- люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
- специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
- граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
- получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
- доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
- проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.
Какие льготы имеют вдовы чернобыльцев
- обеспечение жилплощадью в установленном порядке при обращении в государственные органы до 1.01.2015. Критерии нуждаемости установлены в ч.1 ст. 51 ЖК;
- скидку в размере 50 % на оплату за жилплощадь в государственном или муниципальном здании;
- скидку в размере 50 % на оплату коммуналок или покупку топлива в домах без центральной системы подачи тепла;
- право на сохранение должности при реструктуризации штата или устройстве на работы в случае ликвидации компании;
- право на вступление в кооперативы;
- обеспечение участками для ИЖС вне очереди;
- право на покупку домов в садоводческих домах или материалов для постройки вне очереди;
- обслуживание машины или иного транспортного средства вне очереди;
- право на поступление ребенка в ДОУ или школу без очереди;
- компенсации на питание детей в школе (90 руб. ежемесячно), покупку товаров для дошкольников (300 руб., индексируется);
- доотпуск от 7 до 14 дней без дополнительной оплаты;
- компенсацию проезда на внутригородском транспорте, за исключением такси;
- налоговый вычет в размере 3000 руб. в случае лучевой болезни, а также 5000 руб., если женщина была медработником и подверглась облучению.
Существенные преобразования в законодательстве о порядке предоставление помощи чернобыльцам произошли в 2014 году. Был сформулирован правовой статус чернобыльца и его права на ряд льгот. Он был создан с целью обеспечения жертв аварии государственными компенсациями и другими видами помощи.
В 2022 году действуют те же льготы, что были и в прошлом. Кроме пересмотра порядка начисления пособий и компенсаций (всё больше эта нагрузка ложится на бюджеты субъектов) и отмены индексации выплат (что обсуждается в последнее время) серьёзных нововведений в этом вопросе в ближайшие годы пока не планируется. В 2022 выплаты были вновь проиндексированы, для чего Правительством РФ был принят соответствующий закон.
Законодательством установлено, что индексация вычисляется как разница между реальным индексом роста цен за прошлый год и закреплённым в предыдущем году размером увеличения пособий и других видов помощи.
Итак, чернобыльцами считают людей, пострадавших от аварии на ЧАЭС либо же занимавшихся ликвидацией её последствий. Такие граждане получают соответствующее удостоверение, которое подтверждает их статус. Они имеют право на множество льгот как материального, так и нематериального вида. Получателями льгот также могут стать их внуки и дети.
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
-
Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
-
Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:
- Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
- Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
- Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
- НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.
Повышение ЕДВ в 2022 году инвалидам, ветеранам и другим льготникам
Однако, каждый такой случай необходимо рассматривать отдельно. Поэтому, для получения исчерпывающего ответа на Ваш вопрос рекомендую обратиться непосредственно в отдел пенсионного фонда по месту Вашего фактического проживания.С уважением, Виктория Глушко.
Если же участник ликвидации аварии был военным, и причина его смерти связана с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей во время ликвидации аварии, то пенсия будет больше. Для получения пенсии в повышенном размере необходимо получить заключение государственного учреждения медико-социальной экспертизы. При наличии такого заключения вдове назначается пенсия по потере кормильца в размере 8 647 руб. 48 коп. Это 200% от социальной пенсии по старости.
Размер ежемесячной выплаты зависит от категории, к которой относится федеральный льготник. Кроме того, сумма определяется с учетом решения конкретного получателя выплаты относительно формы получения набора соцуслуг, финансирование которого происходит за счет ЕДВ.
- Если льготник отказывается от соцпакета, тогда выплачивается полный размер ЕДВ, установленный для конкретной категории получателей.
- Если НСУ частично или полностью предоставляется в натуральной форме, тогда денежный эквивалент оказываемых услуг удерживается из полной суммы ЕДВ.
Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2022 году при условии отказа от НСУ, представлены в таблице. При этом суммы после 1 февраля 2022 указаны с учетом плановой индексации — предварительно на 5,8%.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
Основным нормативным документом, регламентирующим статус чернобыльца, является Закон РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Законодательный акт направлен на осуществление социальной поддержки гражданам, пострадавшим после чернобыльской катастрофы, он устанавливает социальные гарантии и льготы чернобыльцам. Согласно закону чернобыльцы имеют право на:
- возмещение вреда здоровью и имущества;
- на социальную поддержку;
- возмещение вреда за риск, который возник в результате проживания в местности, подвергшийся заражению радиацией;
- возмещение вреда за риск, который возник в результате выполнения работ на территории с радиоактивным заражением.
В этой ситуации наиболее пострадавшая сторона, это члены семьи чернобыльцев и в основном вдовы. Против них дружным фронтом выступают законодатели, правоприменители, судебная власть, а также толкователи всех мастей и рангов. При этом приводится аргумент, что чернобыльским законом вдовы, как из рога изобилия засыпаны различными преференциями и льготами, в связи, с чем им и не стоит, и даже стыдно претендовать на такую мелочь, как выплату ежемесячной денежной суммы по потере кормильца, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Еще Минздравмедпром, в свое время, вопреки официальной точке зрения, вынужден был признать факт высокой смертности участников ликвидации аварии на ЧАЭС. Из Приказа Минздравмедпрома РФ от 19.04.1995 N 103: «…показатель смертности среди «ликвидаторов» в возрасте 35 — 45 лет превышает аналогичный показатель смертности мужчин этого возраста в целом по России»
Если гражданин не имел инвалидности, но его смерть была связана с ликвидацией аварии на ЧАЭС, для вдовы, как правило, ВС РФ применяет норму — часть четвертую статьи 14 закона от 15 мая 1991 года N 1244-1. Возможно применение ч. 2 ст. 2 закона 12.02.2001 N 5-ФЗ, но правоприменители и многие суды (особенно ВС РФ) это не признают. При этом смерть гражданина должна быть связана с работами по ликвидации аварии на ЧАЭС.
На практике возникают трудности с применением ч. 2 ст. 2 закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ. Согласно судебной практике последнего десятилетия, суды в большинстве случаев отказывают в назначении вдовам 50 % от выплат в возмещение вреда здоровью, которые получал инвалид при жизни. Назначают только 50 % от твердой фиксированной суммы в зависимости от группы инвалидности и независимо от размера ВВЗ, которое получал умерший. Незначительное количество положительных решений региональных судов отменяется Верховным судом.
То есть, закладывая дополнительные средства в Федеральном законе «О федеральном бюджете на (все равно, какой год)», необходимо также предусмотреть естественную (хорошо, если только естественную) убыль получателей мер социальной поддержки. Интересно, в какой статье данного закона это может быть отражено.
Какие налоговые льготы имеют граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на чаэс
- Лица, перенесшие лучевую болезнь в связи с катастрофой и работами и по ликвидации ее последствий.
- Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
- Ликвидаторы, участвовавшие в работах на территории зоны отчуждения в 1986-87 годах.
- Ликвидаторы и сотрудники МВД, проходившие службу в зоне в период 1988-1990 годов.
- Граждане, занятые на работах в зоне.
- Эвакуированные и переселенные из зоны в 1986 году, в том числе несовершеннолетние и дети, находившиеся на этот момент на стадии внутриутробного развития.
- Лица, постоянно проживающие на территории:
- зоны с правом на отселение;
- зоны с льготным социально-экономическим статусом;
- зоны отселения до их переселения в другие районы.
- Лица, не проживающие, но занятые на работах в зоне отселения.
- Лица, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
- Военнослужащие, проходившие службу в одной из зон.
- отчуждения – земли, наиболее загрязненные, а потому не предназначенные для проживания и ведения хозяйственной деятельности;
- отселения – территории, жители которых вынуждены были выехать в более безопасные районы, но получили право на возвращение по факту нормализации радиационного фона;
- проживания с правами на отселение – земли, решение на выезд за пределы которых граждане имели право принять самостоятельно;
- проживания при наличии привилегированного социально-экономического статуса.
N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в дальнейшем по тексту — Закон РФ N 1244-I) в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г.
- Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- с 26 апреля 1986 года — 646,88 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 161,72 руб.
- ликвидаторы, работавшие в зоне в период 1986-87 годов – на 10 лет раньше общеустановленного возраста – в 45 лет женщины и 50 лет мужчины;
- ликвидаторы, принимавшие участие в работах в период 1988-1990 годов – на 5 лет раньше, в 50 и 55 лет для женщин и мужчин соответственно;
- лица, которые постоянно проживали и работали на загрязненных территориях, размер уменьшения зависит от зоны, в которой они проживали и работали (их 4, в зависимости от степени загрязнения) – от 6 месяцев до 5 лет с возможностью увеличения этого возраста в зависимости от срока проживания и работы;
- лица, перенесшие лучевую болезнь – на 5 лет раньше;
- инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС – на 10 лет раньше.