Гражданско правовая ответственность за нарушение земельного законодательства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданско правовая ответственность за нарушение земельного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, законодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности.
Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения
Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.
Административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и при-Ыенения санкций. Административная ответственность за земельные правонарушения применяется на основании не одного, а не-йколышх нормативных актов, включая Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Указ Президента РФ от 1 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений. Земельные правонарушения можно объединить в несколько групп. К первой и наиболее обширной относятся деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. Среди них — самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда, водоохранной зоны водного объекта, уничтожение или повреждение чужого имущества, самовольная переуступка права пользования землей, использование земель не по целевому назначению, а также уничтожение специальных знаков.
Вторую группу образуют нарушения порядка государственного управления. К ним относятся действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений. Административная ответственность установлена для граждан и организаций за уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов, нарушение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Должностные лица несут административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков и отказ в предоставлении гражданину информации государственного земельного кадастра, несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.
В отличие от уголовной ответственности, субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф. Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции.
Штраф может быть наложен в течение Двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящий орган либо в суд. Решение коллегиального органа (комиссии) либо иного л органа может быть обжаловано только в суд. Подача жалобы приостанавливает решение о наложении штрафа. Штраф подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от устранения допущенного нарушения и возмещения причиненных убытков и вреда. Допущенное правонарушение подлежит устранению в течение срока, определенного в постановлении об административном правонарушении. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения земельного законодательства в процессе выполнения работниками предприятий или учреждений своих трудовых обязанностей. Составы таких правонарушений устанавливаются внутриведомственными или внутрипроизводственными нормативными актами и по характеру не являются особо опасными. Меры дисциплинарной ответственности применяются в обязательном порядке к лицам — работникам организаций, по вине которых такая организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на состояние земель.
Понятие и функции ответственности за нарушения земельного законодательства
Ответственность за нарушения земельного законодательства — это отношения, возникающие между государством и лицами, совершившими земельные правонарушения, заключающиеся в том, что виновное лицо должно претерпевать неблагоприятные последствия.
Ответственность за нарушения земельного законодательства выполняет ряд функций: стимулирующую соблюдение земельного законодательства посредством предупреждения совершения новых правонарушений; карательную, заключающуюся в привлечение лица к уголовной или административной ответственности; компенсационную — возмещение вреда, причиненного земельным правоотношениям в результате совершения правонарушения.
Основанием для привлечения к ответственности является земельное правонарушение — виновное противоправное действие, причиняющие вред земельным отношениям. Не всякое противоправное деяние является основанием привлечения к ответственности. В законодательстве устанавливаются обстоятельства, исключающие ответственность: невменяемость; необходимая оборона; крайняя необходимость; малозначительность правонарушения.
Типичные разновидности земельных правонарушений
В сфере защиты законных интересов правообладателей земельных наделов часто допускаются следующие нарушения:
- самовольное присвоение, занятие надела земли;
- ликвидация межевых (разграничительных) знаков;
- эксплуатация недр без получения надлежащей лицензии (без разрешения);
- нарушение правил эксплуатации недр, установленных полученной лицензией (разрешением);
- порча, загрязнение земли, ухудшение её плодородности;
- неправомерная застройка территории, в землях которой присутствуют полезные ископаемые;
- самовольное присвоение или использование земель водного (лесного) фонда;
- незаконная переуступка права эксплуатации земель, недр, территорий лесного фонда;
- нецелевая эксплуатация надела, эксплуатация земли без учета её назначения, категории или вида использования;
- пренебрежение правилами рационального землепользования в отношении конкретных участков.
В сфере природопользования и охраны экологии земель нередко выявляются такие правонарушения:
- нарушение экологических правил при освоении и застройке территорий наделов;
- несоблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение экологической экспертизы;
- безосновательный отказ в предоставлении или умышленное искажение сведений об экологии и наделах земли, касающихся земельных прав конкретного субъекта;
- пренебрежение природоохранными и экологическими требованиями при освоении, эксплуатации земель лесного (водного) фонда;
- противоправное поведение должностных субъектов и юрлиц, которое привело к незаконному (самовольному) присвоению земель;
- несоблюдение регламентированного порядка землепользования для наделов с особыми требованиями к эксплуатации;
- невыполнение обязательных природоохранных мероприятий, официальных предписаний по устранению допущенных нарушений;
- прочие правонарушения.
Преступления, нарушающие нормы земельного законодательства
Регистрация незаконных сделок с землей, если заранее известно о незаконности совершаемого деяния, – опасное правонарушение, которое рассматривается в Уголовном кодексе РФ отдельно (ст. 170 УК РФ), наряду с нормами про ответственность за порчу земли. За совершение указанных выше правонарушений устанавливается уголовная ответственность.
Ответственность за земельные правонарушения, предусмотренная КоАП РФ, в подобной ситуации не применяется из-за тяжести совершенного проступка.
Согласно требованиям законодательства, в частности, Уголовного кодекса России, правонарушитель может быть наказан несколькими способами:
- обязанность оплатить штраф в размере от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных в регионе, где было совершено правонарушение;
- лишение на 3 года права занимать определенные должности, вести определенные виды деятельности;
- при наличии отягчающих обстоятельств, указанных в соответствующей статье нормативно-правового акта, предусматривается назначение исправительных работ;
- в некоторых ситуациях, любое подобное правонарушение может быть наказано лишением свободы на определенный законом срок.
Данные случаи относятся к категории самоуправства должностных лиц, поэтому подлежат наказанию по всей строгости закона.
Порядок привлечения к ответственности за нарушения землепользования
Для административных правонарушений применяется следующий порядок привлечения к ответственности:
- По заявлению лица или в результате мониторинга земель выявляются нарушения административного характера.
- Составляется и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган официальный протокол.
- В течение 15 дней рассматривается протокол и принимается решение.
- Комиссия составляет распоряжение о вынесении административного наказания.
- Дело передаётся в суд.
- В суде выносится решение, которое передаётся на исполнение приставам.
- В трёхдневный срок уведомляется виновник.
Порядок вынесения уголовного наказания несколько иной, так как дело рассматривается в полиции. После выяснения состава преступления и получения объяснений у виновника дело также передаётся в суд, а наказание выносится согласно Уголовному кодексу РФ.
В завершении добавим только: любое нарушение, будь то административное, будь то уголовное, влечёт за собой ответственность. Так что не стоит нарушать законодательные нормы и пользоваться землёй согласно установленным правилам.
Порядок взысканий за трудовые преступления
Ответственность за нарушение норм, установленных земельным законодательством, заключается в применении взысканий дисциплинарного характера к рабочим и служащим предприятия, по чьей вине произошло причинение ущерба. Схема пресечения подразумевает привлечение к ответственности работника перед предприятием за привлечение к ответственности предприятия государством. Виды наказаний за нарушения описаны в Трудовом кодексе, статья 192. Работодателям не стоит забывать, что дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения должна быть прописана в договоре (контракте) при приеме на работу.
Меры пресечения могут применяться в отношении постоянным или временных сотрудников предприятия, у которых в обязанностях прописано соблюдение норм земельного права. Применение дисциплинарных взысканий не освобождает работников от других видов взысканий, например, материальных. Приказом по организации сотрудник получает взыскание, например, выговор, с одновременным начетом в пользу работодателя, который заплатил крупный штраф государству. Максимальный размер удержаний из заработной платы не может составлять более половины дохода.
Конкретные виды ответственности
- Использование земель без ведения хозяйственной деятельности. Конкретных признаков бесхозяйственности в статье 50 не приводится, вместе с тем, в норме описываются признаки такого нарушения: отклонение от установленных требований по обработке, охране земель от разрушения, а также непринятие мер к устранению негативных факторов.
- Порча земель сельскохозяйственного назначения. Применение мер взыскания к нарушителям осуществляется при выявлении фактов приведения земельного фонда в худшее состояние по причине нарушений технологии производства.
- Нарушение сроков возврата временно используемых земель и невыполнение требований о возвращении качественного состояния вверенных участков. Применение мер воздействия часто имеет место при разрешенном строительстве или горной выработке.
- Умышленное отступление от утвержденных проектов землепользования. Это нарушение границ наделов, природоохранной зоны и прочие преступления.
- Приведение в негодное состояние межевых знаков влечет наложение штрафных санкций на физических или юридических лиц.
Земельный ресурс не является восполняемым, в связи с чем его ценность возрастает с каждой застройкой или засевом. Государство разработало ряд предупредительных мер, направленных на сохранение земельного фонда на несколько поколений вперед.
Субъект и объект земельных правонарушений. Стороны правонарушений.
Под объектом правонарушения подразумеваются отношения, сложившие в обществе и закрепленные нормами права, на которые совершается посягательство.
Под объективной стороной правонарушения подразумевают противоправное действие/бездействие, способ, которым его совершили, последствия, которые являются общественно вредными, а так же необходимая причинная связь между ними.
Таким образом, перед правоохранительными органами стоит задача установить связь между причиненным вредом и деянием, следствием которого он стал.
Субъект правонарушения предполагает деликтоспособное лицо, как юридическое, так и физическое. Однако, необходимо помнить, что субъектом уголовного преступления может быть только физическое лицо.
Субъективная сторона правонарушения предполагает любое правонарушение, которое имеет такую характеристику как вина. Степень вины определяется его видом.
Исходя из вышеизложенного, субъекты земельных правоотношений можно разделить следующим образом:
- государственные органы исполнительной власти;
- органы местного самоуправления;
- юридические лица;
- должностные лица;
- граждане.
Преступления, нарушающие нормы земельного законодательства
Регистрация незаконных сделок с землей, если заранее известно о незаконности совершаемого деяния, – опасное правонарушение, которое рассматривается в Уголовном кодексе РФ отдельно (ст. 170 УК РФ), наряду с нормами про ответственность за порчу земли. За совершение указанных выше правонарушений устанавливается уголовная ответственность.
Ответственность за земельные правонарушения, предусмотренная КоАП РФ, в подобной ситуации не применяется из-за тяжести совершенного проступка.
Согласно требованиям законодательства, в частности, Уголовного кодекса России, правонарушитель может быть наказан несколькими способами:
- обязанность оплатить штраф в размере от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных в регионе, где было совершено правонарушение;
- лишение на 3 года права занимать определенные должности, вести определенные виды деятельности;
- при наличии отягчающих обстоятельств, указанных в соответствующей статье нормативно-правового акта, предусматривается назначение исправительных работ;
- в некоторых ситуациях, любое подобное правонарушение может быть наказано лишением свободы на определенный законом срок.
Данные случаи относятся к категории самоуправства должностных лиц, поэтому подлежат наказанию по всей строгости закона.
Понятие земельного правонарушения
Определение 1
Земельное правонарушение — это опасное и незаконное социальное действие, которое нарушает земельное законодательство, влечет за собой негативные последствия или создает угрозу их наступления и карается законом.
Действия или бездействия такого рода являются посягательством на землю. Объективно все земельные общественные отношения, предусмотренные законодательством, формируются на основе земли в ее юридическом смысле.
Объективная сторона земельного правонарушения связана с тем или иным противоправным деянием, совершенным вопреки земельному законодательству.
Субъектами земельных правоотношений являются физические лица (граждане и должностные лица) и юридические лица.
Тема № 9. Ответственность за земельные правонарушения
Учебные вопросы: 1. Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения. 2. Понятие и состав земельного правонарушения. 3. Земельное преступление. 4. Административная ответственность за земельные правонарушения.
5.
Возмещение вреда, причиненного правонарушением.
1. Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей.
При этом, в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, КОАП.
Юридическая ответственность — это государственное принуждение к исполнению требований прав; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.
Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых юридическими и фактическими основаниями: — наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять опр. действие; — факт несоблюдения этой нормы; — наличие вины правонарушителя;
— наличие причинно-следственной связи.
2.
Понятие и состав земельного правонарушения Земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону; такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля. Объект — закрепленные в законодательстве общественные отношения, возникающие по поводу земли в её юридическом понимании. Объективную сторону образует противоправное деяние, совершенное в нарушение земельного законодательства. Субъект земельного правоотношения относятся физические (граждане и должностные лица) и юридические лица. Субъективная сторона выражается в наличии вины правонарушителя. Умышленная и неосторожная. Вместе с тем, в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего. Составы материальный (при наличии последствий) и формальный (с момента совершения).
Виды ответственности за нарушения земельного законодательства
В статье рассматриваются виды ответственности за нарушения земельного законодательства — административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная, земельно-правовая
Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).
Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 – ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.
Понятие и состав земельного правонарушения. Виды земельных правонарушений.
Земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное, наказуемое, виновное деяние (действие или бездействие), нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону;
Земельное правонарушение, как любое другое правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения.
Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.
Объект земельного правонарушения являются общественные отношения в области охраны и использования земель.
Объективную сторону это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следствием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причинение им вреда.
Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов:
1. противоправность поведения;
2. причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных законных прав участников земельных правоотношений (общественная опасность);
3. причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.
Субъект – это конкретные физические или юридические лица – правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного законодательства. Субъектами правонарушения выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земельного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, административной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица.
Состав ответственности за земельное правонарушение
Под земельным правонарушением понимают какие-либо действия, противоречащие законодательным нормам и направленные на нанесение вреда интересам, здоровью, имуществу граждан, а также природному богатству земельной территории и ее общему благосостоянию.
В данном случае ответственность за неправомерные действия наступает лишь при наличии ряда элементов: объекта, субъекта, доказательства факта незаконных действий и психологической составляющей. При этом отличительной чертой нарушений в земельной сфере является объект, в качестве которого выступают не только правоотношения, но главным образом земельная площадь и все с ней связанное.
Если говорить более конкретно, то основными объектами в этом случае могут быть:
- земельные участки;
- постройки, размещенные на земельной территории;
- порядок эксплуатации угодий, установленный законом;
- права землевладельцев, нанимателей, собственников и прочих заинтересованных лиц относительно пользования и распоряжения земельным наделом;
- экологическая обстановка конкретной территории, охраняемая законом.
Что касается субъекта правонарушения, в качестве него может выступить как физическое лицо, так и организация. При этом незаконное деяние может быть признано таковым лишь в том случае если имеют место доказательства, подтверждающие этот факт.
Дополнительно следует учитывать и психологическую составляющую, а именно – отношение виновного лица к собственному проступку, например, нарушение по неосторожности, предварительному умыслу, халатности. Данный фактор во многом влияет на выявление характера противозаконных действий, определение вида ответственности и дальнейшее наказание.
Виды ответственности за земельные правонарушения
Классификация видов ответственности за нарушения законодательства, касающегося использования земель, обусловлена:
- системой российского права, структуру которой составляют правовые отрасли, каждая из которых относится к своему институту ответственности;
- уровнем общественной опасности совершённых нарушений;
- наличие круга лиц, имеющих полномочия применять наказания;
- спецификой дел, при определении ответственности за которые требуется специализация и компетентность применяющих наказание лиц.
Юридическая ответственность за земельные правонарушения предусматривает систему принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства, чтобы:
- наказать виновных;
- пресечь нарушения;
- предупредить дальнейшие правонарушения.
Юридические меры ответственности позволяют поддерживать порядок землепользования, защитить субъективные права на землю.
Законодательство РФ предусматривает несколько видов юридической ответственности, как то:
- дисциплинарная;
- административная;
- уголовная;
- гражданско-правовая;
- специальная земельно-правовая ответственность.
Понятие, виды, меры ответственности предусмотрены в трудовом, административном, гражданском и уголовном кодексах РФ.