Основные права и обязанности налогоплательщиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные права и обязанности налогоплательщиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все обязанности налоговиков вытекают из норм закона, которые во многом сводятся именно к статьям Кодекса. Ни один нормативный правовой акт не может приниматься в разрез его положениям. Поэтому, если в НК РФ не предопределена какая-то обязанность, то не имеет никакого смысла требовать этого от налогового органа.

Некоторые нюансы практической реализации обязанностей налоговых органов

Так, НК РФ не предопределена обязанность ФНС предоставлять по запросам налогоплательщиков данные об исполнении их контрагентами обязанностей, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах, или о налоговых правонарушениях, которые те совершают. Поэтому ни одно лицо не может требовать этого от инспекторов ФНС. Данная позиция подчёркивается в письме ФНС РФ от 17.10.2012 № АС-4-2/17710.

В НК РФ присутствует подход, который предусматривает, что обязанность налогового органа тесно корреспондирует с правом налогоплательщика.

Сотрудники ФНС обязаны безвозмездно доводить до сведения налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, соответствующем законодательстве, внесённых в него изменениях, и о принятых в соответствии с Кодексом нормативных правовых актах, порядке расчёта и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях должностных лиц.

Должен налоговый орган давать и консультации о порядке заполнения форм налоговых деклараций.

Законодательное регулирование прав и обязанностей ФНС

Служба РФ по налогам и сборам, их структура, права и обязанности налоговых органов, по НК РФ, определяются их местом в налоговой системе и выполняемыми функциями. Система сбора налогов — это:

  • совокупность действующих условий налогообложения;
  • принципы, формы и методы уплаты налогов;
  • меры обеспечения при исполнении обязанностей налоговой инспекции по своевременности и полноты уплаты налогов.

Элементами фискальной системы являются:

  • налоги и их виды;
  • система исполнительных органов;
  • система законодательства;
  • политика налогообложения и ее принципы;
  • распределение собранного с налогоплательщиков по бюджетам и принципы распределения;
  • контроль — применяемые методы и формы;
  • судебное производство — порядок и условия;
  • действующие международные соглашения в сфере налогообложения и др.

Статья 32. Обязанности налоговых органов

1. Налоговые органы обязаны:

  • 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  • 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  • 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
  • 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  • 4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;
  • 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  • 6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  • 7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
  • 8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
  • 9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
  • 10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386
Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится в 2023 г.

Кто попадет под сокращение

В первую очередь под сокращение в налоговых органах в 2022 году попадут:

  1. Бухгалтера и экономисты.
  2. Технические специалисты.
  3. Делопроизводители.

За это время оклад чиновников должен вырасти до 60%. Сегодня он составляет только 40%, когда остальную половину зарплаты составляют премии и другие выплаты, которые отличаются не периодичностью.

Минфин планирует не просто поднять заработные платы и уволить большую часть сотрудников, но и усовершенствовать структуру, автоматизировать существующие ведомства, включая те, кто отвечает за техническую составляющую. Комиссия при Президенте поднимала вопрос о переводе многих министерств на бухгалтерские обязанности в Казначейство.

Не стоит расстраиваться преждевременно, если вы считаетесь ценным сотрудником, то скорее всего вас переведут на другую должность. Все сотрудники, попавшие под сокращения, получат соответствующие выплаты с компенсациями:

  • Зарплату за промежуток рабочего времени до дня увольнения.
  • Компенсирующую выплату за неполученный отпуск.
  • Выходное пособие согласно статье 178 Трудового Кодекса РФ.
  • Выплата идентичная среднего заработка при увольнении.

Также существует возможность оформить выплату на получение среднего заработного дохода на два месяца (при поиске другого места работы). Хотя в некоторых ситуациях это может продлиться еще на один месяц, но это зависит от решения органов по занятости населения.

Как ФНС уничтожит «серые» схемы в 2021 году

  • В России могут ввести уголовную ответственность за призывы к санкциям против российских граждан
  • «Алмаз-Антей» покажет в Индии зенитные ракетные комплексы и радиолокаторы
  • «Если у кого-то совсем снесет голову, такое может произойти». Медведев назвал возможным отключение России от глобального Интернета
  • Кремль: На митингах было достаточно большое количество хулиганов и провокаторов
  • Медведев рассказал, когда в России начали готовиться к пандемии коронавируса
  • Президент Чехии: Ситуация с Навальным — это балаган
  • Главком украинской армии и его коллеги подали в суд на Минобороны
  • ФБК просит президента США ввести санкции против некоторых российских бизнесменов и политиков
  • К активистам в Петербурге перед акцией в поддержку Навального домой пришли с обысками. В городе и области обыски по 33 адресам
  • Директор ФБК сообщил, что в отношении Навального возбуждено дело о мошенничестве

Михаил Мишустин подчеркнул тот факт, что оптимизация проводится с благими намерениями. Вместо того чтобы штат был раздутым, его стараются укомплектовать максимально рационально. В состав должны входить специалисты, которые имеют достаточный уровень компетенции для выполнения возложенных на них обязанностей. Изменения помогут в создании четко очерченной сферы ответственности для каждого ведомства, относящегося к структуре исполнительной власти.

С финансовыми ресурсами, которые существовали до начала запланированной оптимизации, все будет по-прежнему.

Со сроками реализации программы постоянно возникала путаница, так как власти все время откладывали ее начало по ряду причин. После того как стало понятно, что затягивать с реализацией поставленной цели нельзя, чиновники все же определились с временным интервалом. Система заработает с начала года, а для ее реализации отведено всего 3 месяца. До апреля специалисты на местах должны успеть вложиться в выдвинутые нормативы.

Премьер-министр считает, что России необходимы «не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов и четко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти». Михаил Мишустин сообщил, что после проведения инвентаризации рабочих мест государственных служащих всех уровней выяснилось, что примерно 20% должностей в министерствах и ведомствах остаются вакантными. После детального анализа работы всех федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им структур правительство подготовило решения по оптимизации административного аппарата. Для проведения реформы и сокращения должностей будет создана специальная рабочая группа, которая выработает стандарты. Этим стандартам, по словам главы правительства, должны соответствовать все министерства и ведомства и их территориальные органы.

Ожидается, что такие меры позволят повысить эффективность работы исполнительной власти. Михаил Мишустин подчеркнул:

Вся система государственного управления работала четко и слаженно, соответствовала ожиданиям и запросам людей и была сосредоточена на решении главной задачи — повышении качества жизни каждого человека за счет роста экономики и социальной сферы.

Зачастую из сокращения логически вытекает, что оставшиеся специалисты смогут получать повышенную заработную плату в сравнении с той, которая выплачивается в текущий момент. Так и здесь – заработок планируется повысить. В текущий момент зарплата государственных служащих составляет 40% Фонда заработной платы. То есть 40% оклада специалисты бухгалтерии и экономических отделов получают фиксировано. Соответственно, 60% заработка складывается из следующего:



Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    • премий;
    • стимулирующих выплат;
    • иных видов доплат.

    Дополнительные выплаты, соответственно, составляют большую часть заработка чиновника. Но именно эта часть носит несистематический характер, что подвергает риску доход госслужащего.

    По сути, планирующееся сокращение госслужащих выглядит, как прорыв к более смелому использованию инновационных технологий, как развитие, а не угасание системы управления. Поэтому планирующуюся оптимизацию можно назвать реформой в области управления, отлаживанием финансовых потоков государства и надзором за их правильным течением.

    Права налогоплательщика

    • получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;
    • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
    • использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;
    • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;
    • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
    • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
    • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
    • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
    • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
    • требовать соблюдения налоговой тайны.
    Читайте также:  Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

    Что такое единый налоговый платеж и единый налоговый счет

    Вводят такой порядок: вместо разных платежек на отдельные налоги нужно перечислять общую сумму на единый налоговый счет в Казначействе. Счет будут вести по каждой организации и физлицу. Затем инспекция распределит сумму. На счет будут попадать деньги, которые, в частности:

    • перечислили или взыскали в счет уплаты налога, взносов, сборов;
    • начислили как проценты на излишне взысканные налоговиками суммы;
    • должна возместить инспекция.

    Важным станет понятие совокупной обязанности по уплате. Речь идет о том, сколько нужно перечислить:

    • налогов и авансовых платежей по ним, кроме НДФЛ для отдельных иностранных работников;
    • сборов, кроме госпошлины, по которой не выдан исполнительный документ;
    • страховых взносов;
    • пеней, штрафов и процентов.

    Эту обязанность считают на основании:

    • налоговой отчетности (в т.ч. уточненной): деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах;
    • налоговых уведомлений;
    • сообщений об исчисленных налоговиками суммах;
    • решений об отсрочке или рассрочке;
    • решений инспекций о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности;
    • судебных актов, решений вышестоящих органов и исполнительных документов;
    • иных документов.

    Не станут учитывать, например:

    • платежи, со срока перечисления которых прошло более 3 лет;
    • суммы, которые указаны в решении налоговиков о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, если суд принял обеспечительные меры и приостановил действие решения;
    • НПД, а также сборы за пользование объектами животного мира или водных биоресурсов, которые перечислили не в составе единого налогового платежа.

    Когда платить НДС налоговым агентам?

    Российская компания, являющаяся налоговым агентом, должна платить НДС, начисленный или удержанный в налоговом периоде (квартале), равными ежемесячными платежами не позже 25-го числа каждого из трех месяцев, идущих за этим кварталом (п. 1 ст. 174, ст 163 НК РФ).

    Если срок приходится на выходной день, то он переносится на следующий рабочий день.

    Исключение в данном случае — срок перечисления НДС по работам или услугам, исполнителем по которым является иностранная компания, не стоящая на учете в России. В такой ситуации налоговому агенту нужно заплатить НДС одновременно с выплатой денежных средств иностранным компаниям. (п. 4 ст. 174 НК РФ, Письмо Минфина от 01.11.2010 г. № 03-07-08/303).

    При этом банки не вправе принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если при этом заказчик не предъявил платежку на перечисление НДС в бюджет.

    С 01.10.2020 г. зачет переплаты по НДС возможен в счет долга по любым налогам (п. 22 ст. 1 Закона от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ, Письмо Минфина от 10.08.2020 г. № 03-02-07/1/72100). Но отмена ограничений по видам налогов, по которым можно проводить зачет, в данном случае не имеет значения.

    В данной ситуации не используется порядок зачета, указанный в п. 1 ст. 78 НК РФ. В счет погашения долга по НДС, возникшего при приобретении работ или услуг у иностранной компании, налоговый агент не вправе произвести зачет суммы переплаты по другим налогам (Письмо Минфина от 28.09.2012 г. № 03-02-07/1-231).

    Срок перечисления НДС для иностранных компаний-налоговых агентов — не позже 25-го числа месяца, идущего за отчетным кварталом (п. 7 ст. 174.2 НК РФ).

    Права органов налоговой администрации. Органы налоговой администрации действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Они осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных НК и федеральными законами, определяющими порядок их организации и деятельности.

    Особенности взаимодействия между отдельными элементами системы налоговой администрации определяются на основании заключенных между ними соглашений о взаимодействии. Налоговым кодексом предусмотрено, что органы налоговой администрации информируют друг друга об имеющихся у них материалах:

    – о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях;

    – принятых мерах по их пресечению;

    – проводимых ими налоговых проверках.

    Органы налоговой администрации вправе осуществлять обмен иной необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

    Ответственность органов налоговой администрации. Органы налоговой администрации несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

    Должностные лица органов налоговой администрации не вправе приобретать имущество налогоплательщика, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.

    Причиненные при проведении налогового контроля неправомерными действиями убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

    За причинение убытков в результате совершения неправомерных действий органы налоговой администрации несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

    Убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц органов налоговой администрации, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Что дозволено налогоплательщикам РФ по праву?

    Налогоплательщики обладают определенными правами:

    Брать от сотрудников Налоговой службы, на бумаге и в устной форме, бесплатные сведения на счет:
    Налогоплательщики

    1. Нынешних исчислений по налогам и подписанным правилам их расчета.
    2. Правил выплаты налогового обременения, и об обязательствах и правах, как налогообязанных.
    3. Бланки налоговых деклараций и объяснения по их наполнению информацией.
    • Получать от Минфина России объяснения (на бумаге) касаемо вопросов применения законов о налогах и сборах, о муниципальных образованиях и финансовых органов.
    • Иметь послабления по налогам (по правилам закона), в случае присутствия оснований для этого.
    • Пользоваться отсрочкой, рассрочкой или инвестиционными налоговыми займами под %.
    • Осуществлять сверку информации (сметы, выплаты, штрафные санкции, пени, налоговые отчисления) вместе с представителями ФНС.

    Налогоплательщик владеет возможностью посредством доверенного гражданина/самостоятельно отстаивать личные интересы в подвластных закону делах о сборах и налогах. И может:

    • давать соответствующей службе информацию по оплате и отчислению налоговых сумм
    • получить дубликат акта проверки, решения после проверочной операции, налоговое уведомление и бланк запроса выплатить налог
    • находиться на объекте при ведении выездных налоговых проверок
    • требовать от проверяющего лица поведения, прописанного правилами НК РФ

    По закону в России установлено право не исполнять указание и неправомерный акт проверяющих лиц, если требование не соответствует нынешнему Кодексу. Дополнительно разрешается:

    • обжаловать акт Налоговой службы и бездействие (действия) ее представителей
    • хранение и соблюдение налоговых тайн
    • принимать участие при рассмотрении материалов по налоговым проверкам

    Добропорядочный плательщик имеет право получить в 100% размере возмещение убытка, которое нанесли инстанции ФНС (при предоставлении доказательств) своим поведением в не рамках закона.

    Права, обязанности и ответственность налоговых органов

    Согласно НК РФ налоговые органы вправе:

    • Требовать от субъектов документацию – для правильного исчисления налога;
    • Требовать пояснений – для определения правомочности действий при заполнении отчетности;
    • Проводить проверки – чтобы удостовериться в законности действий плательщиков;
    • Приостанавливать на основании законодательных актов финансовые операции субъектов в финансовых учреждениях;
    • Арестовывать имущество должника – для обеспечения уплаты долга;
    • Изымать документацию, подтверждающую факт преступления;
    • Проводить инвентаризацию имущества субъекта – для определения возможности получения благодаря ему прибыли;
    • Выполнять расчетные операции предполагаемой прибыли, если субъект не допускает органы на объект;
    • Правильно исчислять налоги и сборы;
    • Взыскивать недоимки по платежам любого рода;
    • Запрашивать у банков данные относительно платежных документов налогоплательщиков;
    • Привлекать к расследованию сторонних специалистов и свидетелей;
    • Обращаться в судебные инстанции;
    • Лишать предпринимателей лицензии.
    Читайте также:  Государственная социальная помощь в Республике Крым

    Важно: среди обязанностей налоговым органам в первую очередь вменяется неукоснительно соблюдение предписаний законодательных актов, они должны следовать требованиям закона и блюсти права налогоплательщиков.

    Также обязанностью налоговиков является:

    • Работа с гражданами по предоставлению разъяснений относительно заполнения отчетной документации, а также актуальной информации;
    • Они обязаны качество и безошибочно внести учет субъектов и соблюдать конфиденциальность.

    При камеральной проверке ИФНС не вправе требовать дополнительные документы

    1. Налоговые органы обязаны:

    • 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
    • 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
    • 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
    • 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
    • 4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;
    • 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
    • 6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
    • 7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
    • 8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
    • 9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
    • 10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

    Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

    10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

    11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

    Пока нет комментариев.

    Рейтинг статьи
    Количество проголосовавших
    Сумма балов статьи

    Права, обязанности и ответственность налоговых органов

    Согласно НК РФ налоговые органы вправе:

    • Требовать от субъектов документацию – для правильного исчисления налога;
    • Требовать пояснений – для определения правомочности действий при заполнении отчетности;
    • Проводить проверки – чтобы удостовериться в законности действий плательщиков;
    • Приостанавливать на основании законодательных актов финансовые операции субъектов в финансовых учреждениях;
    • Арестовывать имущество должника – для обеспечения уплаты долга;
    • Изымать документацию, подтверждающую факт преступления;
    • Проводить инвентаризацию имущества субъекта – для определения возможности получения благодаря ему прибыли;
    • Выполнять расчетные операции предполагаемой прибыли, если субъект не допускает органы на объект;
    • Правильно исчислять налоги и сборы;
    • Взыскивать недоимки по платежам любого рода;
    • Запрашивать у банков данные относительно платежных документов налогоплательщиков;
    • Привлекать к расследованию сторонних специалистов и свидетелей;
    • Обращаться в судебные инстанции;
    • Лишать предпринимателей лицензии.

    Органы, осуществляющие налоговый контроль

    Официальное понятие органов налогового контроля закреплено в законе РФ «О налоговых органах Российской Федерации» N943-1 от 21.03.1991 г.:

    Налоговые органы РФ – это единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

    Органы налогового контроля в разнообразных формах взаимодействуют с иными органами исполнительной власти, что регулируется в более 60 нормативно-правовых актах. В частности, предусмотрены совместные мероприятия органов таможенного и налогового контроля, а также ЦБ РФ в отношении участников внешнеэкономической деятельности. Органы налогового контроля взаимодействуют с правоохранительными органами для проведения оперативно-розыскных мероприятий, выявления схем уклонения от налогообложения, розыска физических лиц и допроса их в качестве свидетелей и т.п. С другой стороны сотрудники ОВД направляют в налоговые органы сведения о возможных нарушениях налогового законодательства, о которых стало известно в ходе проведения оперативных или следственных действий с целью рассмотрения целесообразности проведения выездных налоговых проверок.

    Органы, осуществляющие налоговый контроль, в рамках соответствующих правоотношений осуществляют непосредственные действия в лице должностных лиц, которыми являются работники налоговых органов, выполняющие функции представителя власти.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *