Штрафы за непроведение аудита и санкции к руководству компании в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за непроведение аудита и санкции к руководству компании в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Новый ежемесячный расчёт по страховым взносам с 2023 года

Расчёт по страховым взносам (РСВ) станет ежемесячным и частично возьмёт на себя функции отчёта СЗВ-М, отменённого с 2023 года. С 2023 года изменится схема сдачи РСВ.

Страхователи ежемесячно будут отправлять в ФНС сведения о застрахованных лицах и суммы взносов, начисленных с доходов каждого физлица. Эта информация отражается в Разделе 3 РСВ — именно его следует сдавать по окончании каждого месяца.

По итогам кварталов страхователи будут сдавать полный отчёт РСВ со всеми разделами, подразделами и приложениями.

Срок сдачи нового РСВ перенесён с окончания месяца на 25-е число. Раздел 3 необходимо сдавать до 25-го числа по окончании месяца, а полную форму РСВ — до 25-го числа по окончании квартала.

Штрафы за непроведение аудита и санкции к руководству компании в 2022 году

Санкции и административная ответственность со стороны Росстата не так критичны и ощутимы для предприятий. Максимальная сумма – до 5 тыс. рублей. На должностное лицо могут выписать штраф максимум до 500 рублей. Норма закреплена в ст. 19.7 КоАП РФ.

Также важно понимать, что сам штраф и его уплата – это только санкция, но ее выполнение не освобождает субъекта от предоставления самого аудиторского заключения. И даже если заплатить 5 000 рублей за отсутствие документа, все равно нужно предъявить и саму бумагу (п. 4. ст. 4.1 КоАП).

  • 4 факта об обязательном аудите
  • Цена вопроса или сколько потеряет компания
  • Чем компания рискует без качественного аудита?
  • Сроки привлечения руководителя к ответственности

В настоящее время продолжается обсуждение увеличения санкций и штрафов по отношению к компаниям, не прошедшим обязательный аудит, предусмотренный законом, и не предоставившим аудиторское заключение. Кроме того, ответственность за отсутствие аудиторского заключения распространяется и на контролирующих должника лиц (КДЛ) — собственников, руководителей и бухгалтеров. В материале рассказываем, что необходимо помнить об ответственности за непроведенный аудит, а также чем рискует компания без качественного аудита?

Сейчас за непредоставление АЗ штрафы небольшие: 3-5 тыс. руб. для юрлица, а на руководство могут наложить штраф и вовсе в 300-500 руб.

При этом рассматривается проект изменений в КоАП, по которому штраф для юрлиц за отсутствие аудиторского заключения составит минимум 700 тыс. руб.

АО же уже сегодня придется заплатить существенно больше, чем иным юрлицам: для них штрафы за неопубликованное в установленный срок аудиторское заключение от 700 тыс.руб. до 1 млн руб., а руководителям — штраф от 30 до 50 тыс. руб. Такой же штраф взимается и за раскрытие информации не в полном объеме, или недостоверной, вводящей в заблуждение информации, в том числе и в отношении публикуемой бухгалтерской отчетности (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

За 2021 год АО должно опубликовать аудиторское заключение на специальной странице в сети Интернет, предоставляемой одним из аккредитованных агентств, не позже 3 дней с даты составления, но не позднее 30 апреля 2022 года (п. 1.6, 58.2, 58.3 Положения Банка России № 714-П от 27.03.2020).

Аудиторское заключение необходимо предоставить в ИФНС в течение десяти дней с даты его получения и до 31 декабря следующего года, после отчетного периода.

Судебная практика:

  1. Общество опубликовало бухгалтерскую отчетность без аудиторского заключения. Результат: Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 700 тыс. руб. Общество оспорило данный штраф, который судом был снижен до 350 тыс руб. с учетом финансового состояния Общества, отсутствия информации о привлечении Общества к административной ответственности за аналогичные правонарушения и иных обстоятельств. Апелляция оставила данное решение без изменений (Постановление Пятнадцатого ААС от 01.06.2020 г. N 15АП-2374/2020).

  2. Обществом опубликована годовая бухгалтерская отчетность без аудиторского заключения, которое было опубликовано отдельно за пределами установленных сроков. За данное нарушение Общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 700 тыс. руб., который был оспорен и снижен судом до 350 тыс. руб. Апелляционная инстанция решение суда оставила в силе (Постановление Семнадцатого ААС от 16.01.2020 г. N 17АП-18443/2019-АК).

За искажение данных бухгалтерской отчетности предусмотрены санкции по статье 120 НК РФ — от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. и по статье 15.11 КоАП — от 5 тыс. руб. до 20 тыс. руб. с возможностью дисквалификации ответственных должностных лиц на срок до 2 лет.

Новые правила работы аудиторов с 1 января 2022 года

Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей, при повторном нарушении – до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических – от 3000 до 5000 рублей.

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:

  • либо вместе с бухгалтерской отчетностью
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:

  • на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
  • на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.

С конца июня 2017 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В этой связи проведение аудита может оказать руководству дополнительную помощь в управлении компании: проведение аудита даст достоверную информацию о положении организации и, возможно, поможет избежать ответственности.

Чем грозит отсутствие аудиторского заключения в случае обязательного аудита

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон «О бухгалтерском учете») организации обязаны предоставлять в органы статистики обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Если организация подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение представляется вместе с бухгалтерской отчетностью в следующем порядке (п. 2 ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете»):

не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Критерии проведения обязательного аудита установлены п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон «Об аудиторской деятельности»).

В тоже время, ни Законом «Об аудиторской деятельности», ни КоАП РФ не установлена ответственность организации за отказ от проведения обязательного аудита. Однако отсутствие аудиторского заключения все-таки не останется безнаказанным.

Новые правила работы аудиторов с 1 января 2022 года

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

  • «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
  • «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».

Статья 5 № 307-ФЗ содержит перечень критериев организаций, подлежащих обязательному аудиту. Расширяет его информация Минфина, которая публикуется ежегодно, но не является нормативно-правовым актом.

По итогам 2018 года таких критериев набралось 73, в том числе:

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

На компанию, которая обязана публиковать консолидированную финансовую отчетность, но не сделала этого, тоже могут возложить ответственность за отсутствие аудиторского заключения.

Также Минфин приводит список конкретных организаций, которые должны проходить независимые аудиторские проверки и получать официальные заключения. На сегодняшний день в нем 18 наименований.

В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:

  • предоставит уточненную декларацию;
  • внесет налоговые платежи в полном объеме;
  • уплатит причитающиеся пени.

С другой стороны, существует статья 19.7, наказывающая за непредоставление сведений в государственный контролирующий орган. Здесь компанию ждет штраф в размере 3000-5000 рублей, руководителя — 300-500 рублей.

Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2020 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19. По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:

  • для юридических лиц — 700 000-1 000 000 рублей;
  • для их глав — 25 000-30 000.

Также топ-менеджера могут дисквалифицировать на срок до года.

Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.

ВАЖНО! К ответственности за отсутствие аудиторского заключения могут привлечь в течение 2 лет со дня совершения или обнаружения правонарушения (для этого его должны признать длящимся).

  • Руководство ООО МФК «ИнкассоЭксперт» выражает благодарность Аудиторской компании «Камертон-АК» за проведение аудита за 2017 год. Аудиторская проверка показала, что специалисты «Камертон-АК» обладают высоким профессиональным уровнем, доброжелательны, дисциплинированы и ответственны Ясаков С.С Генеральный директор ООО МФК «ИнкассоЭксперт»
  • Специалисты компании «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы бухгалтерского учета и финансового обеспечения нашего учреждения; разъяснили требования действующего законодательства, провели качественный правовой анализ заключенных учреждением хозяйственных договоров; оказали необходимую консультационную помощь администрации учреждения в организации и учета финансово-хозяйственной деятельности. Майоров А.Н. Директор ГБУ ЦД «Личность»
  • При оказании услуги по разработке проектов Учетной политики, специалисты «Камертон- АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности. Прохорова Н.Д. Главный бухгалтер ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации»
  • Консультационные услуги в сфере организации бухгалтерского учета и налогообложения. оказывались специалистами ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» своевременно и на высоком качественном уровне. Учитывая результаты анализа качества и своевременности оказания консультационных услуг, мы предлагаем продолжить сотрудничество с ООО Аудиторская компания «Камертон-АК», заключив консультационный договор на 2013 год Урин В.Г. Генеральный директор ГБУК г. Москвы «МАМТ»
  • В процессе осуществления аудиторских мероприятий специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» оказывали необходимую консультационную помощь в организации бухгалтерского учета нашего автономного учреждения, разъясняли положения и требования действующего законодательств, недостаточно четко прописанные в нормативных документах, давали полезные советы по решению текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности. Дытынис Г.Д. Директор ГАУ НО «Управление госэкспертизы»
  • В период аудиторской проверки специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы налогового и бухгалтерского учета нашего учреждения. Оказали необходимую консультационную помощь, разъяснили требования действующего законодательства, недостаточно четко прописанные в нормативных документах. Османов С.П. Начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»
  • Специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» провели детальный анализ остатков по счетам бухгалтерского учета КП «Спортивный комплекс «Крылатское» с целью качественного и полного переноса их на счета бухгалтерского учета созданного на его базе ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта Будилин В.Г. И.О. Генерального директора ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта
  • В период аудиторской проверки специалисты Аудиторской компании «Камертон- АК» на достаточно высоком уровне произвели все необходимые аудиторские процедуры в отношении системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности нашего учреждения. По результатам проверки отмечаем высокий профессиональный уровень специалистов ООО «Камертон-АК», а также достойное качество оказанных ими аудиторских услуг Молодкин К.А. Генеральный директор ООО «Лидера»
  • Сотрудники «Камертон-АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; определили и порекомендовали наиболее оптимальные в условиях нашей финансово-хозяйственной деятельности методики организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности Домогарова Т.В. ФГБУ «ФНИЦЭМ им Н.Ф. Гамалеи»
  • В период аудиторской проверки, несмотря на определенные сложности в получении необходимой информации в связи со сменой руководства бухгалтерией нашего учреждения, а также периодической смены в проверяемом периоде применяемых нами бухгалтерских баз данных, специалисты ООО Аудиторскакя компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы финансового обеспечения, бухгалтерского и налогового учета. Мазур А.И., Московский драматический театр имени А.С.Пушкина
Читайте также:  Отчет ПМ (статистика): кто сдает и как заполнить

Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита

Наша компания является аккредитованной на проведение аудита. Аудит проводит ИП Кобякова И.Б., член саморегулируемой организации аудиторов (СРО НП ААС № 21206028677). По завершению аудита мы выдадим рекомендации по работе бухгалтерии. .

История 2. Общество предоставило аудиторское заключение в июне, то есть позже установленного срока. Причиной нарушения срока предоставления было несвоевременное заключение договора на аудит. В суде общество объяснило это отсутствием денежных средств. Данное обстоятельство повлияло на установление обществу штрафа в сумме 350 000 руб., то есть ниже низшего предела, но не повлияло на решение суда, который оставил назначенный штраф без изменений (Постановление от 22.04.2021 № Ф03-1384/2021 Арбитражного суда дальневосточного округа, Постановление от 16.01.2021 № 06АП-7142/2021 Шестого арбитражного апелляционного суда).

Надо помнить, что даже если вы заплатили штраф, то аудиторское заключение придется все равно сделать. Эти требования можно подробно изучить в последнем абзаце Примечания 1 к ст. 15.11 КоАП, а меры ответственности — соответственно в п. 1 и п. 2 ст. 15.11 КоАП.

История 3. Аудиторское заключение было опубликовано в июне, и общество сослалось на отсутствие денежных средств. Данное обстоятельство было учтено при назначении обществу штрафа в уменьшенном размере 350 000 руб., который был оставлен судом без изменений (Постановление от 26.12.2021 № 06АП-7003/2021 Шестого арбитражного апелляционного суда).

Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности контролирующим органам регулируется на федеральном уровне. Несоблюдение законодательных норм влечет за собой соответствующее наказание. Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита.

*несвоевременное представление (или в неполном составе, или с иными нарушениями порядка представления) юридическим лицом в налоговый орган такой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ о ней

Проводя поэтапный процесс, который может протекать на протяжении всего года, довольно просто устранить все недочеты, выявленные аудитом в налоговом или бухгалтерском отчете. Выбрав такой вид проверки, ожидать контролеров следует только к четвертому кварталу, а сама процедура займет несколько календарных дней с учетом проверки, подготовки и вынесения заключения органами контроля.

Не стоит следовать заблуждению о том, что гарантией качества являются только компании Большой Четвёрки (Big 4). Качество услуг, предоставляемых Awara, сопоставимо с уровнем Большой Четвёрки, при этом стоимость наших услуг намного доступней.

Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 — 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

За более чем 20-летнюю историю на рынке консалтинговых услуг Awara заработала репутацию надёжного партнёра и сегодня является в своем сегменте одной из крупнейших и авторитетных компаний, работающих в России.

Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности контролирующим органам регулируется на федеральном уровне. Несоблюдение законодательных норм влечет за собой соответствующее наказание. Рассмотрим, какие санкции предусмотрены за непроведение обязательного аудита.

Следующим шагом будет проверка первичной документации, устава предприятия, регистров бухучета и порядок осуществления учета организации. Все полученные сведения обрабатываются и соотносятся с нормами действующего законодательства. При обнаружении недочетов формируются рекомендации по их ликвидации.

Согласно законодательству за непроведение аудита как такового никакое наказание не предусмотрено. Связано оно только с процессом предоставления в Росстат аудиторского заключения. Если организация не успела уложиться в отведенные сроки, то наказание может быть следующим:

– Строго говоря, штрафов именно за «непроведение обязательного аудита» нет и на сегодняшний день, не планируются они и в будущем. Однако в настоящее время на общественное обсуждение вынесен законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней» (ID проекта 02/04/06-18/00081866). В КоАП появится новая статья 15.11.1, которой предполагается ввести штрафы за непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случаях, когда организация подпадает под обязательный аудит, — и аудиторского заключения о ней. Таким образом, непроведение обязательного аудита по факту подпадет под штрафные санкции.

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • поли��ические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2021 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».

При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2021 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

История 2. Общество предоставило аудиторское заключение в июне, то есть позже установленного срока. Причиной нарушения срока предоставления было несвоевременное заключение договора на аудит. В суде общество объяснило это отсутствием денежных средств. Данное обстоятельство повлияло на установление обществу штрафа в сумме 350 000 руб., то есть ниже низшего предела, но не повлияло на решение суда, который оставил назначенный штраф без изменений (Постановление от 22.04.2021 № Ф03-1384/2021 Арбитражного суда дальневосточного округа, Постановление от 16.01.2021 № 06АП-7142/2021 Шестого арбитражного апелляционного суда).

  • за прошлый год величина выручки составила больше 400 млн. рублей;
  • размер активов бух. баланса к концу года был больше 60 млн. рублей;
  • ценные бумаги предприятия допущены к торгам на бирже;
  • компания раскрывает консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • в других законодательно установленных случаях.

Аудитор не следователь. Он будет искать доказательства добросовестности компании, а не преступления. Читайте подробно в статье Как изменился аудит: о каких секретах компаний расскажут аудиторы, как и о чем с ними можно договориться, как изменились проверки и их стоимость, как подготовиться к встрече с аудитором.

  • кредитные организации, страховые фирмы, клиринговые компании, бюро кредитных историй, управляющие компании инвестиционных фондов;
  • организации, которые в соответствие с пп.5 п.1 ст.5 обязаны публиковать финансовую отчетность;
  • компании с объемом годовой выручки более 400 млн. руб., а также фирмы с ростом активов более 60% по сравнению с предыдущим годом;
  • участники рынка ценных бумаг.

В первую очередь следует придерживаться международных правил, если в отечественных стандартах способов нет. К примеру, в ситуации с лизингом нужно брать за основу правила, которые прописаны в МСФО (приложение 1 к приказу Минфина от 11.06.16 № 111н).

Если проведение обязательного аудита и приложение его к бухгалтерской отчетности за организацией закреплено законом, то невыполнение этих условий приравнивается к грубому нарушению. В таком случае размер штрафа для фирмы возрастает. Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней. Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.

  • Модифицированное. Формируется, если проверка выявила серьезные неточности в представляемых финансовых отчетах, или аудиторы не имеют возможность получить доказательство того, такие неточности в них отсутствуют.
  • Немодифицированное. Составляется, когда проверенная отчетность, соответствует всем законодательным нормам.

3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своих интересах. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

3.2. Права субъекта персональных данных

Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.

Статья 5 № 307-ФЗ содержит перечень критериев организаций, подлежащих обязательному аудиту. Расширяет его информация Минфина, которая публикуется ежегодно, но не является нормативно-правовым актом.

По итогам 2018 года таких критериев набралось 73, в том числе:

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

На компанию, которая обязана публиковать консолидированную финансовую отчетность, но не сделала этого, тоже могут возложить ответственность за отсутствие аудиторского заключения.

Также Минфин приводит список конкретных организаций, которые должны проходить независимые аудиторские проверки и получать официальные заключения. На сегодняшний день в нем 18 наименований.

В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:

  • предоставит уточненную декларацию;
  • внесет налоговые платежи в полном объеме;
  • уплатит причитающиеся пени.

С другой стороны, существует статья 19.7, наказывающая за непредоставление сведений в государственный контролирующий орган. Здесь компанию ждет штраф в размере 3000-5000 рублей, руководителя — 300-500 рублей.

Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2020 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19. По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:

  • для юридических лиц — 700 000-1 000 000 рублей;
  • для их глав — 25 000-30 000.

Также топ-менеджера могут дисквалифицировать на срок до года.

Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.

ВАЖНО! К ответственности за отсутствие аудиторского заключения могут привлечь в течение 2 лет со дня совершения или обнаружения правонарушения (для этого его должны признать длящимся).

Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.

Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.

Предусмотренные наказания:

первичное повторное
для компании/фирмы 3-5 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. и до 20 тыс. руб.
для главного бухгалтера (или иного ответственного лица) 300-500 руб. лишение права занимать аналогичные должности в течение 1-2 лет
Читайте также:  Как выделить долю в ипотечной квартире

Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.

Важный момент: наложение санкций не избавляет от требования выполнить проверку уже после выявления нарушения сроков и представить в ИФНС аудиторское заключение.

Малый бизнес освободили от обязательного аудита с 2021 года

История 2. Общество предоставило аудиторское заключение в июне, то есть позже установленного срока. Причиной нарушения срока предоставления было несвоевременное заключение договора на аудит. В суде общество объяснило это отсутствием денежных средств. Данное обстоятельство повлияло на установление обществу штрафа в сумме 350 000 руб., то есть ниже низшего предела, но не повлияло на решение суда, который оставил назначенный штраф без изменений (Постановление от 22.04.2021 № Ф03-1384/2021 Арбитражного суда дальневосточного округа, Постановление от 16.01.2021 № 06АП-7142/2021 Шестого арбитражного апелляционного суда).

В отношении акционерных обществ предусмотрено больше ответственности: компаниям назначают выплатить штраф 700 000-1 000 000 руб., должностным лицам — 30 000-50 000 рублей или дисквалифицируют на срок 1-2 года. Ответственность наступает в случае неопубликования аудиторского заключения в установленный срок. В 2021 году последней датой публикации отчетности за 2021 год является 03.04.2021. Подробнее прописано в п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2021 № 454-П и зарегистрированного в Минюсте России 12.02.2021 № 35989. Ответственность предусмотрена в ч. 2 ст. 15.19 КоАП.

– Строго говоря, штрафов именно за «непроведение обязательного аудита» нет и на сегодняшний день, не планируются они и в будущем. Однако в настоящее время на общественное обсуждение вынесен законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней» (ID проекта 02/04/06-18/00081866). В КоАП появится новая статья 15.11.1, которой предполагается ввести штрафы за непредставление в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случаях, когда организация подпадает под обязательный аудит, — и аудиторского заключения о ней. Таким образом, непроведение обязательного аудита по факту подпадет под штрафные санкции.

На самом деле непроведение обязательного аудита в 2021 году не наказывается законом. Но это не значит, что его можно не проводить. Если предприятие должно по закону выполнить проверку годовой отчётности и не сделает этого, то понесёт административную ответственность.

Многие компании до сих пор применяют способы из старых инструкций отраслевых ведомств и министерств. Есть риск, что проверка по новому алгоритму покажет, что способы применять нельзя. Тогда нужно выбрать правильно и пересчитать весь год.

Отметим также, что налоговые органы не вправе принудительно ликвидировать указанную организацию. Возможность исключения компании из ЕГРЮЛ (ликвидация) по инициативе налоговой инспекции прописана в ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2021 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Но такая ликвидация применяется лишь к юридическим лицам, прекратившим свою деятельность. К ним относятся организации, которые в течение последних 12 месяцев вообще не представляли в налоговую инспекцию никакой отчетности и не осуществляли операций хотя бы по одному банковскому счету. Компанию, не представившую только аудиторское заключение, нельзя ликвидировать по этому основанию.
———————————
Подробнее о порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц см. в Письме ФНС России от 18.06.2021 N МН-20-6/812.

Аудиторская проверка осуществляется на основании данных годовой отёчности до ее представления в налоговый орган по месту учета. При этом, возвращаясь к Вашему вопросу, согласно закону об аудите – обязательный аудит не нужен, если компания работает первый год и за предшествующий не было финансовых показателей, тут Вы не уточнили, когда было создано Ваше ООО, если в этом году – в 2021 – то, еще раз повторюсь, обязанности по проведению обязательного аудита у Вас нет. Учитывая Ваши обороты – можно было бы порекомендовать Вам проводить годовую проверку хотя бы раз в 2 года, но в тоже время, тот факт, что дочка является крупной организаций, участвующая в тендерах, конечно, для поддержания репутации компании, все же лучше остановиться на ежегодном аудите.

5.1. В случае изменения действующего законодательства РФ, внесения изменений внормативные документы по защите персональных данных настоящее Положение действует в части, не противоречащей действующему законодательству, до приведения его всоответствие с такими.

5.2. Условия настоящего Положения устанавливаются, изменяются и отменяются Оператором в одностороннем порядке без предварительного уведомления Пользователя. С момента размещения на Сайте новой редакции Положения предыдущая редакция считается утратившей свою силу. В случае существенного изменения условий настоящего Соглашения Оператор извещает об этом Пользователей путем размещения на Сайте соответствующего сообщения.

5.3. Если Пользователь не согласен с условиями настоящего Положения, то он должен немедленно удалить свой профиль с Сайта, в противном случае продолжение использования Пользователем Сайта означает, что Пользователь согласен с условиями настоящего Положения.

  1. Обязательный аудит — это общепринятая международная практика. Он необходим для проверки достоверности бухгалтерской отчетности. Кстати, весьма полезен и для самого бизнеса, так как при правильном подходе помогает выявить и предотвратить риски и даже найти скрытые фин��нсовые резервы.
  2. На сегодняшний день обязательный аудит актуален для любых акционерных обществ, а также компаний, чья выручка превышает 400 млн. руб. в год, и фирм, чьи активы свыше 60 млн. руб.
  3. Аудиторское заключение для отчетности за 2019 год представляется в налоговую инспекцию для формирования единого государственного информационного ресурса. Однако идеально проводить аудит в течение года: системно и комплексно, максимально расширив полезные свойства из пункта 1.
  4. Обязательный аудит делают аудиторские организации, и в ограниченных случаях — индивидуальные аудиторы, являющиеся членами саморегулируемых организаций аудиторов.

Текущая ситуация такова, что законодательство весьма лояльно относится к нарушителям, не представившим аудиторское заключение в нужные сроки: штраф для юридического лица составляет всего 3 000-5 000 руб. и 300-500 руб. — для должностного лица. Сдать же аудиторское заключение нужно в течение 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчётным года. Здесь работает требование, установленное ст. 18 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», а мера ответственности прописана в статье 19.7 КоАП РФ.

Обратите внимание, что не сдать заключение и не сделать его — совершенно разные вещи. Для тех, кто решил проигнорировать требования законодательства и в течение 5 лет потерял или не получил аудиторское заключение предусмотрена более жесткая классификация — «грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчётности». Тем не менее, сумма штрафа для бизнеса все также не представляет особых проблем: административный штраф в этом случае составляет 5 000 — 10 000 руб. для должностных лиц, а при повторном совершении данного правонарушения — 10 000-20 000 руб. или же предусмотрена дисквалификация на срок 1-2 года.

Надо помнить, что даже если вы заплатили штраф, то аудиторское заключение придется все равно сделать. Эти требования можно подробно изучить в последнем абзаце Примечания 1 к ст. 15.11 КоАП, а меры ответственности — соответственно в п. 1 и п. 2 ст. 15.11 КоАП.

Аудиторское заключение: если не сдать в налоговую, будет штраф?

Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

  1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
  2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
  3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
  4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).

За нарушение этого требования наступает ответственность:

  • по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
  • по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
  • по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).

Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.


По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.

Возврат к списку

Отсутствие аудиторского заключения.
Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 — 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

Непредоставление аудиторского заключения.
Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических — от 3000 до 5000 рублей.

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:

  • либо вместе с бухгалтерской отчетностью
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:

  • на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
  • на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.

С конца июня 2017 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В этой связи проведение аудита может оказать руководству дополнительную помощь в управлении компании: проведение аудита даст достоверную информацию о положении организации и, возможно, поможет избежать ответственности.

      1. Все организации будут сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде только в ИФНС;
      2. Организации подлежащие обязательному аудиту, например:
    • имеющие форму акционерного общества
    • или выручку за предыдущий финансовый год более 400 млн. руб.,
    • или валюту баланса за предыдущий год более 60 млн. руб., должны будут вместе с отчетностью сдавать в ИФНС и экземпляр аудиторского заключения (и тоже в электронном виде).

    Аудиторские заключения по своей бухгалтерской (финансовой) отчетности таких организаций будут представляться в ИФНС не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. За исключением организаций, со специальными требованиями предоставить аудиторское заключение до 31 марта.

    Законодательство устанавливает, что государственный информационный ресурс теперь будет формировать и вести ФНС, а не органы статистики. Для этого ИФНС будут необходимы:

    • электронные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций;
    • аудиторские заключения по отчетности тех организаций, которые подпадают под аудит.

    ФНС должно утвердить порядок представления отчетности и аудиторских заключений в электронном виде.

    В настоящее время Минфин РФ подготовил проект (пока это проект) изменений в ст. 15.11.1. Кодекса об административных нарушениях. Он предусматривает следующие штрафы за непредставление в ИФНС обязательных экземпляров бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторских заключений, если отчетность подлежит аудиту.

    Нарушение

    Штрафы по КоАП в настоящее время, руб.

    Проект: Штрафы по КоАП в 2020 году, руб.

    Ст. 15.11

    Не представили бухгалтерскую отчетность или представили в неполном объеме в срок

    Ст. 19.7 на должностное лицо – 300 – 500

    + ст. 15.11 п. 1 — 5 – 10 тыс. (если нет аудиторских заключений за прошлые годы)

    На юридическое лицо — 3 -5 тыс.

    Повторное нарушение:

    10 – 20 тыс. на должностное лицо или дисквалификация на 1 – 2 года согласно п. 2 ст. 15.11

    На должностное лицо – 50 – 70 тыс.

    На юридическое лицо – 100 – 200 тыс.

    Не представили бухгалтерскую отчетность, подлежащую аудиту, и аудиторское заключение (АЗ) или представили в неполном объеме в срок

    На должностное лицо – 80 – 100 тыс.

    На юридическое лицо – 300 – 500 тыс.

    Не представили бухгалтерскую отчетность до 31 декабря следующего за отчетным года

    (т.е. не только нарушили срок, но и не представили до 31.12).

    На должностное лицо – 80 – 100 тыс.

    На юридическое лицо – 200 – 300 тыс.

    Не представили бухгалтерскую отчетность, подлежащую аудиту, и аудиторское заключение (АЗ) до 31 декабря следующего за отчетным года

    На должностное лицо – 100 – 200 тыс.

    На юридическое лицо – 500 – 700 тыс.

    Штраф за непредоставление аудиторского заключения в 2022 году в налоговую

    Непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, в срок, установленный п.5 статьи 25.15 НК РФ, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500.000 рублей.

    Сейчас, если компания не сдаст баланс, ее штрафуют максимум на 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП). Законопроект Минфина дополняет КоАП статьей 15.11.1. В ней пропишут новые штрафы. Они зависят от того, обязана ли компания проходить обязательный аудит и на сколько она опоздала с отчетностью.

    За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.

    Точная сумма штрафа за несвоевременную отчетность в ПФР рассчитывается следующим образом: 5% от суммы взносов за квартал умножается на количество месяцев просрочки (включая неполные месяцы) + оплачивается административный штраф в размере от 300 до 500 рублей. При этом сумма не может быть менее 1000 рублей и более 30% от суммы взноса за квартал.

    Для разных форм организаций размер штрафа может быть разным. Более того, для каждого учреждения отведены свои правила расчета штрафов, порядка их назначения и определения. Сроки подачи бухгалтерской отчетности также отличаются, поэтому начиная свой бизнес, необходимо четко выяснить, когда именно необходимо сдавать баланс, когда его закрывать и готовить к рассмотрению налоговой инспекцией. Владение полноценной информацией в сфере налогообложения позволит вам избежать множества проблем в процессе деятельности.

    Штрафы за непроведение обязательного аудита

    Законом № ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» утвержден перечень организаций, деятельность которых подлежит аудиторской проверке в обязательном порядке. В статье разберем, какая ответственность предусмотрена для предприятий при нарушении порядка, установленного ФЗ-307, также выясним, какие штрафы за непроведение обязательного аудита вправе взыскать контролирующие органы с организаций-нарушителей.

    В тексте договора стороны отражают направление проверки (аудит финансовой отчетности, налоговых рисков, т.п.), указывают программу и график контрольных мероприятий, а также фиксируют обязательства по предоставлению аудиторами заключения в установленной форме.

    1. Компания не привлекла аудиторов для проведения обязательной проверки. Представим, что деятельность субъекта хозяйствования удовлетворяет критериям, установленным ст. 5 ФЗ-307, но при этом организация не привлекла независимых аудиторов для проведения проверки (договор не заключен, фактическая проверка не проводилась). В таком случае организация обязана оплатить штраф за непроведение обязательного аудитора.
    2. Отсутствует договор на проведение аудиторской проверки. Привлекая аудиторов, компания должна оформить гражданско-правовые отношения путем заключения договора. Если письменное соглашение с аудиторской конторой отсутствует, но при этом проверка фактически состоялась, то заключение о результатах проверки признается недействительным, а проверка считается непроведенной.
    3. Не оформлено аудиторское заключение. Цель проведения обязательного аудита – выражение экспертного мнения аудиторов о достоверности финансовой отчетности, корректности ведения учета, наличии налоговых рисков, т.д., которое оформляется в виде заключения. В случае отсутствия письменного аудиторского заключения, проверка считается непроведенной, а организация признается нарушившей ст. 5 ФЗ-307.
    4. Сокрытие информации о деятельности с целью избежать обязательной аудиторской проверки. На основании пп. 4 п. 1 ст. 5 ФЗ-307, обязательной проверке подлежат организации с годовой выручкой более 40 млн. руб. Если организация намеренно занизила финансовые показатели, в связи с чем проверка не была проведена в связи с отсутствием оснований, то при выявлении искажения отчетности компания привлекается к ответственности за непроведение обязательного аудита.
    5. Проверку деятельности участника ценных бумаг, иной кредитной или страховой организации провел индивидуальный аудитор. В соответствие с п. 3 ст. 5 ФЗ-307, обязательная проверка организации, ценные бумаги которой допущены к торгам, а также страховых компании и кредитных организаций, проводится исключительно аудиторскими компаниями. В случае привлечения такими организациями к проверке индивидуальных аудиторов, проверка считается непроведенной.
    6. Проверка проводится реже 1 раза в год. На основании п.5 ст.5 ФЗ-307, организации, которым на основании закона «Об аудиторской деятельности» вменяется обязательство аудиторской проверки, обязаны проводить такую проверку 1 раз в год. В случае если проверка проводится реже установленного периода, то организация обязана оплатить штраф за периоды, в течение которых контроль аудиторов не проводился.
    • кредитные организации, страховые фирмы, клиринговые компании, бюро кредитных историй, управляющие компании инвестиционных фондов;
    • организации, которые в соответствие с пп.5 п.1 ст.5 обязаны публиковать финансовую отчетность;
    • компании с объемом годовой выручки более 400 млн. руб., а также фирмы с ростом активов более 60% по сравнению с предыдущим годом;
    • участники рынка ценных бумаг.

    Ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита

    Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ. Общие правила проведения аудитов в России:

    • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
    • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
    • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
    • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

    Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

    Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

    • акционерные общества любой формы;
    • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
    • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
    • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
    • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
    • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
    • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

    Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

    Ввиду пандемии коронавируса в 2020 года для НКО были сделаны послабления в части проведения обязательного аудита. До конца 2020 года НКО могли утверждать аудиторскую организацию заочно. Социально ориентированные НКО, в том числе благотворительные фонды, вообще были временно освобождены от аудиторских проверок. Но с января 2021 года все нормы Закона № 307-ФЗ в отношении НКО вновь начнут действовать.

    Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

    Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

    Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

    • подготовительный (предварительный) этап – получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
    • проведение аудита – включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
    • оформление заключения по итогам обязательного аудита – для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
    • передача заключения заказчику – организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

    Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

    Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

    История 2. Общество предоставило аудиторское заключение в июне, то есть позже установленного срока. Причиной нарушения срока предоставления было несвоевременное заключение договора на аудит. В суде общество объяснило это отсутствием денежных средств. Данное обстоятельство повлияло на установление обществу штрафа в сумме 350 000 руб., то есть ниже низшего предела, но не повлияло на решение суда, который оставил назначенный штраф без изменений (Постановление от 22.04.2021 № Ф03-1384/2021 Арбитражного суда дальневосточного округа, Постановление от 16.01.2021 № 06АП-7142/2021 Шестого арбитражного апелляционного суда).

    Штраф за непроведение аудита в 2021 году для ооо

    1. Обязательный аудит — это общепринятая международная практика. Он необходим для проверки достоверности бухгалтерской отчетности. Кстати, весьма полезен и для самого бизнеса, так как при правильном подходе помогает выявить и предотвратить риски и даже найти скрытые финансовые резервы.
    2. На сегодняшний день обязательный аудит актуален для любых акционерных обществ, а также компаний, чья выручка превышает 400 млн. руб. в год, и фирм, чьи активы свыше 60 млн. руб.
    3. Аудиторское заключение для отчетности за 2019 год представляется в налоговую инспекцию для формирования единого государственного информационного ресурса. Однако идеально проводить аудит в течение года: системно и комплексно, максимально расширив полезные свойства из пункта 1.
    4. Обязательный аудит делают аудиторские организации, и в ограниченных случаях — индивидуальные аудиторы, являющиеся членами саморегулируемых организаций аудиторов.

    Текущая ситуация такова, что законодательство весьма лояльно относится к нарушителям, не представившим аудиторское заключение в нужные сроки: штраф для юридического лица составляет всего 3 000-5 000 руб. и 300-500 руб. — для должностного лица. Сдать же аудиторское заключение нужно в течение 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчётным года. Здесь работает требование, установленное ст. 18 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», а мера ответственности прописана в статье 19.7 КоАП РФ.

    Обратите внимание, что не сдать заключение и не сделать его — совершенно разные вещи. Для тех, кто решил проигнорировать требования законодательства и в течение 5 лет потерял или не получил аудиторское заключение предусмотрена более жесткая классификация — «грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчётности». Тем не менее, сумма штрафа для бизнеса все также не представляет особых проблем: административный штраф в этом случае составляет 5 000 — 10 000 руб. для должностных лиц, а при повторном совершении данного правонарушения — 10 000-20 000 руб. или же предусмотрена дисквалификация на срок 1-2 года.

    Надо помнить, что даже если вы заплатили штраф, то аудиторское заключение придется все равно сделать. Эти требования можно подробно изучить в последнем абзаце Примечания 1 к ст. 15.11 КоАП, а меры ответственности — соответственно в п. 1 и п. 2 ст. 15.11 КоАП.

    Штрафные санкции за непроведение обязательного аудита

    Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

    Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

    1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
    2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
    3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
    4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

    Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

    Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита

    Нарушение

    Штрафы по КоАП в настоящее время, руб.

    Проект: Штрафы по КоАП в 2020 году, руб.

    Ст. 15.11

    Не представили бухгалтерскую отчетность или представили в неполном объеме в срок

    Ст. 19.7 на должностное лицо – 300 – 500

    + ст. 15.11 п. 1 — 5 – 10 тыс. (если нет аудиторских заключений за прошлые годы)

    На юридическое лицо — 3 -5 тыс.

    Повторное нарушение:

    10 – 20 тыс. на должностное лицо или дисквалификация на 1 – 2 года согласно п. 2 ст. 15.11

    На должностное лицо – 50 – 70 тыс.

    На юридическое лицо – 100 – 200 тыс.

    Не представили бухгалтерскую отчетность, подлежащую аудиту, и аудиторское заключение (АЗ) или представили в неполном объеме в срок

    На должностное лицо – 80 – 100 тыс.

    На юридическое лицо – 300 – 500 тыс.

    Не представили бухгалтерскую отчетность до 31 декабря следующего за отчетным года

    (т.е. не только нарушили срок, но и не представили до 31.12).

    На должностное лицо – 80 – 100 тыс.

    На юридическое лицо – 200 – 300 тыс.

    Не представили бухгалтерскую отчетность, подлежащую аудиту, и аудиторское заключение (АЗ) до 31 декабря следующего за отчетным года

    На должностное лицо – 100 – 200 тыс.

    На юридическое лицо – 500 – 700 тыс.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *