Перераспределение земельных участков — что это такое?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перераспределение земельных участков — что это такое?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.
Пополнение фонда в результате земельной реформы
Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:
- Земельный Кодекс РСФСР, принятый в 1991г.;
- Указ Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (27 декабря 1991г.);
- Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (29 декабря 1991г.);
- Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (04 сентября 1992г.).
Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:
- формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);
- выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.
Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы. Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов.
Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась. Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю. Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки. Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель.
Земельные участки, относительно которых право собственности прекращено
В отличие от предыдущих источников фонда, указанный является постоянно функционирующим и заключается в передаче в собственность государству земельных участков, которые по тем или иным причинам остались без собственника.
Ранее закон (ЗК РСФСР) устанавливал следующие случаи изъятия земель в пользу фонда перераспределения:
- собственник добровольно отказался от владения земельным участком или его частью;
- земельный участок использовался не по целевому назначению;
- использование земельного участка признано нерациональным;
- земельный участок не использовался в течение года;
- собственник не оплачивал земельный налог на протяжении 2 лет и не погасил задолженность в течение года после;
- предприятие АПК прекратило свою деятельность;
- истек срок, на который был предоставлен участок земли;
- земельный участок был отчужден или продан Совету народных депутатов.
В 1993 году Президентом РФ был подписан Указ, предписывающий привести земельное законодательство в соответствие с Конституцией РФ. Таким образом, все вышеперечисленные основания для отчуждения земель в пользу фонда перераспределения утратили силу, и ЗК РФ в ст.80 закрепил пути поступления земель в фонд такие как:
- добровольный отказ собственника от права собственности на земельный участок;
- отсутствие наследника: земельный участок не стал объектом наследования (не были установлены законные наследники), завещатель добровольно лишил права наследования земельного участка наследников, наследники добровольно отказались от наследства;
- посредством принудительного изъятия участка земли в случаях, определенных законом.
Тем не менее, новые законодательные положения по-прежнему не учитывали в полной мере все основания, в частности, те, что не подходили под формулировку «принудительное изъятие». На данный момент ст.80 ЗК РФ гласит, что формирование фонда перераспределения земель происходит путем приобретения государством, субъектом РФ или муниципалитетом права собственности на земельный участок по основаниям, закрепленным соответствующими федеральными законами.
Особенности перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности
Следует обратиться к ст. 39.27 Земельного кодекса РФ.
Говоря о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой, следует отметить новшества, установленные Федеральным законом от 2.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», после вступления в силу которого стало возможным перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданам, юридическим лицам или органам государственной власти и органам местного самоуправления, и земель и земельного участка, которые не предоставлены таким лицам, – в случае приведения в соответствие с утверждённым проектом межевания территории границ такого земельного участка.
К примеру, до вступления в силу закона № 283-ФЗ перераспределение земельного участка, предоставленного в аренду, с земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленным этому же лицу в аренду, было невозможным. Указанный барьер делал невозможным приведение границ арендованного земельного участка в соответствие с утверждённым проектом межевания территории для исключения недостатков его землепользования, в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Заключение
Мы рассмотрели основные моменты перераспределения земельных участков. Основным новшеством стало то, что после вступления в силу закона № 283-ФЗ такое перераспределение стало возможным, но при условии, что площадь арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в результате этого перераспределения увеличится не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, также не может увеличиваться в результате перераспределения более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
С помощью СПС КонсультантПлюс вы сможете уверенно взаимодействовать с надзорными органами, органами государственной и муниципальной власти.
Вопрос
Что делать, если мне отказали в перераспределении земельного участка?
Ответ
Отказ заключить соглашение о перераспределении земельных участков можно обжаловать в суде (п. 1 ст. 64 ЗК РФ).
Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если такой отказ затрагивает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то обжаловать его нужно в порядке гл. 24 АПК РФ. В противном случае обжалование проводится в порядке гл. 22 КАС РФ (ч. 6 ст. 218 КАС РФ).
Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:
- Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
- Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Предпосылками для создания фондов перераспределения земель стала земельная реформа, проведенная в начале 90-х годов. Тогда власти поставили задачу создать фермерские хозяйства.
Для этого необходимо было найти источники предоставления участков частным лицам, которые изъявили желание заниматься сельскохозяйственной деятельностью, но у них нет прав на долю по причине того, что они не были членами сельскохозяйственных предприятий.
В фонд входили земли, которые не были предоставлены в аренду, собственность, владение, а также территории совхозов, колхозов, иных землепользователей, которые использовались нерационально.
Основной целью, по которой была инициирована реформа, являлось создание крестьянско-фермерского уклада на основе массового, всеобщего выхода собственников из коллективной собственности на приватизированные участки с выделением этих земель в натуре.
Земли, входящие в фонд
Чтобы понять, какие земли входят в состав фонда перераспределения земель, необходимо обратиться к статье 103 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с этим документом земельные участки фонда не относятся к землям запаса, которые, в свою очередь, являются собственностью муниципальной и государственной собственности. Они не предоставляются гражданам и юридическим лицам.
В госфонд переходят следующие земли сельскохозяйственного назначения:
- от которых на добровольной основе отказались их хозяева — это требование обозначено в статье 53 Земельного кодекса РФ;
- если не имеется наследников — п. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ;
- принудительно изъятые — ст. 45 и 54 Земельного кодекса РФ.
В фонд передаются все указанные земельные участки, а также выявленные в результате инвентаризации земель. Положение о порядке проведения инвентаризации предполагает, что этой процедуре подлежат территории всех категорий, которые не используются в сельском хозяйстве.
В процессе инвентаризации выявляются:
- документы, соответствующие участкам и подтверждающие права собственников на земельные наделы;
- используемые не по целевому назначению или неиспользуемые земли;
- отработанные и нарушенные земли, которые подлежат рекультивации;
- земли лесфонда, не покрытые лесом, но и редкими кустарниками, не очень ценными лесными породами, которые находятся за границами особо охраняемых территорий.
Как используются земли фонда
Территории, попавшие в ходе пересмотра и реорганизации в фонд перераспределения земель, используются в самых разных целях.
Прежде всего, они предназначены для решения следующих задач:
- для предварительного создания и дальнейшего расширения фермерских и крестьянских хозяйств;
- для ведения сельскохозяйственных работ — садоводство, огородничество;
- для дальнейшей достройки личных подсобных хозяйств;
- для выпаса скота или сенокоса;
- для размещения некоммерческих структур, главная сфера деятельности которых заключается в проведении сельскохозяйственных работ.
Земли, временно находящиеся в распоряжении фонда передаются юридическим и физическим лицам при наличии следующих оснований:
- заключение договора аренды;
- в рамках федеральных и муниципальных законов.
Когда перераспределение невозможно
Закон защищает права собственников. Поэтому даже если смежные участки соответствуют всем требованиям, не всегда можно их перераспределить. Невозможно провести эту процедуру в следующих случаях:
- После изменения границ в большую или меньшую сторону изменяется площадь участков.
- После перераспределения к одному из участков будет затруднен или невозможен проезд.
- Перераспределение приведет к наложению границ соседних ЗУ.
- На одном из земельных участков есть ОКСы, которые принадлежат муниципалитету.
- Заявитель предоставил неполный пакет документов или в них были обнаружены ошибки.
Основания для отказа регламентированы законом. Если вы считаете, что местные власти отказывают вам незаконно, можно обратиться в суд. В некоторых случаях, чтобы получить постановление, достаточно устранить причины, которые привели к отказу.
Порядок перераспределение земельных участков с 1 января 2021 года
- Перераспределение определенного количества смежных землевладений приводит к формированию нескольких новых наделов, соседствующих друг с другом, и аннулированию исходных участков, существовавших ранее.
- Перераспределение, осуществляемое для наделов и землевладений, обуславливает прекращение существования изначально сформированных участков и приводит к образованию нового земельного угодья.
- Если перераспределяются участки, принадлежащие частному землевладельцу, их собственники наделяются в отношении формируемых землевладений соответствующими правомочиями, базирующимися на соглашениях, заключенных между данными субъектами по поводу образования новых земельных наделов.
- Если перераспределяются наделы и землевладения, законными обладателями которых являются муниципалитет или государство, между собой или с участками (землевладениями), пребывающими в частной собственности, то в этом случае применяются особые нормы ЗК РФ, регламентированные главой V.4 данного нормативно-правового акта.
- Перераспределение земельных площадей между частными собственниками и государственными ведомствами (исполнительной властью) или, как вариант, органами муниципалитета совершается путем оформления соответствующих договоров, обуславливающих возникновение определенных прав собственности (частной, муниципальной, государственной), реализуемых в отношении новых землевладений.
Чтобы легально присоединить дополнительную территорию к своему участку, следует обратиться к ст. 11.7 ЗК РФ. Исходя из смысла данного нормативно-правового акта, граждане вправе изменить границы и конфигурацию своего участка, за счет земли, находящийся в собственности государства или муниципалитета. Фактически процедура перераспределения земли подразумевает под собой совокупность кадастровых работ, позволяющих скорректировать границы смежных участков.
При этом в силу ст. 11.7 ЗК РФ, образуются новые наделы, а исходные перестают существовать. Если территория принадлежала частному землевладельцу, то после прохождения процедуры перераспределения, соответствующие правомочия возникают согласно соглашениям, достигнутым между собственниками.
С помощью данной процедуры землю можно не только увеличить, но и уменьшить, отдав участок или его часть другому лицу.
Чаще всего необходимость перераспределения участка возникает, если нужно провести коммуникации, например водопровод, а также в соответствии с судебным решением или при разделе территории между несколькими гражданами. Кроме того, перераспределение целесообразно, если отступ от жилого дома составляет менее трех метров, следовательно, с помощью данной процедуры, границы участка можно передвинуть за счет смежной земли.
В силу ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земли, которая принадлежит государству или муниципальному округу, допускается в пределах застроенных территорий, если было принято решение об их развитии и заключен соответствующий договор.
Формирование фонда перераспределения земель
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые по тем либо иным причинам оказались неэксплуатируемыми или же были приобретены государственными органами в результате правовой сделки. Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, фонд перераспределения земли получает участки в следующих случаях:
- При отсутствии лица, который собирался приобретать земельный участок сельскохозяйственного назначения. В таком случае этот участок приобретается муниципальным образованием по рыночной стоимости.
- При отчуждении участка в случае приобретения его в собственность иностранными гражданами, юридическими лицами, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Также при отчуждении участка, размер которого превышает максимальный размер участка, который может находиться в собственности одного гражданина.
- При продаже земельного участка муниципальное образование имеет преимущество на его покупку.
- При добровольном отказе от надела. В таком случае, территория становится бесхозной, все права, которые на нее ранее имел собственник, прекращаются. Из-за этого земельный участок переходит государству либо муниципалитету.
Государственная собственность на земли из фонда не разграничивается, управление и распоряжение ими обеспечивается органами местного самоуправлениям. Наделы из земельного фонда могут передаваться в аренду, в собственность на возмездной и безвозмездной основе гражданам и юридическим лицам в случаях, установленных федеральными законами и действующим законодательством Российской Федерации. Субъекты РФ вправе самостоятельно утверждать и изменять границы сельскохозяйственных участков, а также наделять органы местного самоуправления полномочиями в земельных отношениях. Также они могут, в соответствии с Федеральным Законом, устанавливать:
- Категории граждан, имеющие право на земли из фонда перераспределения.
- Перечень угодий, которые могут передаваться в аренду либо собственность.
- Минимальные и максимальные размеры участков в фонде.
- Общий размер площади в пределах одного муниципалитета.
- Основания и порядок передачи земельных участков из собственности субъекта в муниципалитет.
- Порядок внесения предложений, связанных с фондом перераспределения.
В субъектах РФ фонд может формироваться из земель запаса, участков, на которые прекращено право собственности, пожизненного наследуемого владения и участков, оставшихся после бесплатной передачи в общую совместную и общую долевую собственность.
🔥 2.2. Особенности аренды земель сельскохозяйственного назначения.
Вплоть до настоящего времени вопрос о правовой природе договора аренды земли носит дискуссионных характер. Ю.А. Басин, В.С.
Мартемьянов относят его к разновидности договора имущественного найма, обосновывая это тем, что законом разрешено долгосрочное пользование землей, что является характерным моментом для имущественного найма 1 . Е.А. Суханов договор аренды земли рассматривает также в качестве разновидности имущественного найма 2 .
По мнению Ф.М. Раянова договор имущественного найма опосредует лишь отношения по поводу имущества, находящегося в обычном гражданском обороте 3 . Однако пределы договора аренды следует признать намного шире, поскольку он используется не только в связи с имущественными, но и земельными отношениями, и имеет своей целью прежде всего опосредование земельных отношений.
О.И. Крассов, Б.Ф. Ерофеев указывают, что договор аренды природных ресурсов обладает характеристиками, вообще не присущими гражданско-правовому договору имущественного найма, что свидетельствует о земельно-правовом характере договора аренды земельного участка, поскольку его правовой основой являются нормативные акты земельного законодательства 4 .
В.В. Солдатенко определяет аренду земельного участка, как предоставление арендодателем вынесенной на местности в определенных границах территории, с определенной площадью, имеющей кадастровый номер, на основании надлежаще оформленного волеизъявления собственника либо лица, его представляющего, для возмездного и срочного пользования и (или) владения в определяемых на основе волеизъявления собственника земельного участка, градостроительной, санитарной, экологической и иной документацией, и предусматриваемой договором аренды земельного участка 1 . При этом способы заключения договора аренды земли могут определяться на основе торгов в виде конкурса или аукциона, сделки купли-продажи, предоставления земельного участка распорядительным актом органа власти либо землепользователя (при вторичном пользовании) при согласии собственника, а также в порядке перехода прав при переходе имущественных прав на здание, строение, сооружение на участке. Договор аренды земельного участка — двусторонняя, возмездная, консенсуальная сделка. Он вступает в силу с момента государственной регистрации в учреждении юстиции.
Сторонами его являются арендодатель и арендатор (или несколько арендаторов).
Ю.Г. Жариков считает, что аренда земельных участков один из основных видов пользования временного землей. Поскольку по полноте и определенности своих прав арендатор стоит выше обычного пользователя, лучившего сельскохозяйственную землю от государства на основе административно-правового акта 2 . С этих позиций аренда земельных отношений является более высокой ступенью правовой культуры по сравнению с безоговорочным «землепользованием».
А. Черняев выделяет достоинства и недостатки аренда земель сельскохозяйственного назначения 3 . Преимущества аренды таковы:
1) арендаторы в лице сельхозтоваропроизводителей получают право оптимизировать размеры землепользования и увеличить в итоге производство валовой продукции, валового и чистого дохода;
2) обеспечивается переход земли от менее хозяйственного субъекта к более хозяйственному;
3) крестьяне получают материальную поддержку в виде арендной платы, что важно в условиях низкого уровня доходности хозяйств;
4) в случае кризисных явлений на макроуровне и снижения доходности земли арендатор вправе отказаться от арендуемых сельскохозяйственных угодий;
5) арендные платежи из фонда перераспределения земель пополняют местные бюджеты.
Статья 80 Земельного кодекса. Фонд перераспределения земель
1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Перераспределение земельных участков
Эта процедура ведет к образованию новых границ. Если прежние смежные наделы находились в частной собственности, то и новые будут иметь такой же статус.
Вот какие территории могут стать объектами подобной процедуры:
К территориям, подлежащим перераспределению, предъявляют некоторые требования. Эти угодья должны:
Перераспределение личной территории граждан должно производиться по их взаимному согласию.
Если данная процедура приведет к нарушению норм, установленных законом (например, площадь при этом уменьшится или увеличится, присоединение будет невыгодно одной из сторон, будет затруднен проезд к участку), такая сделка не может состояться.
Если территории находятся в ведении федеральных властей или муниципалитета, эти участки не могут быть перемежеваны с наделами частных граждан и между собой даже путем перераспределения. Исключение составляет застройка, иные случаи, которые необходимы для пересмотра кадастрового плана всей территории.
Право участвовать в перераспределении (если нет исключений) имеют: