Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2022 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При заключении договора на возмещение стоимости коммунальных услуг необходимо иметь в виду, что такой договор не является договором оказания коммунальных услуг. Он устанавливает порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг учреждения, предоставляемых в арендуемом помещении.
Увязываем КОСГУ с КВР
В целях отражения коммунальных расходов в бухгалтерском учете и отчетности подстатья КОСГУ увязывается с КВР. Если раньше все вышеперечисленные коммунальные платежи отражались по подстатье 223 КОСГУ в увязке с КВР 244, то теперь следует разделять:
1. Расходы на оплату:
-
потребленных энергетических и (или) коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, включая оплату просроченной задолженности за указанные потребленные энергетические и (или) коммунальные ресурсы;
-
услуг транспортировки указанных энергетических и (или) коммунальных ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям (при ее наличии).
Какие дополнительные документы могут понадобиться
В случае отсутствия доходов (например, для школьников и учащихся очного отделения вузов) нужны справки об обучении, а также (это только для студентов) об отсутствии стипендии. Если человек проходит длительное лечение в стационаре, ухаживает за своим несовершеннолетним ребенком в связи с его лечением, находится в декретном отпуске — нужны справки об этом из медучреждений.
Также на субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований) можно претендовать, если кто-то из членов семьи служит в армии по призыву, осужден, признан безвестно отсутствующим, находится на принудительном лечении по решению суда, умер или объявлен умершим, вам могут предоставить субсидию на оплату ЖКУ (при выполнении всех прочих требований), если вы и/или другие члены вашей семьи живут там же, где раньше жили с этими членами семьи. Для этого дополнительно нужно представить:
- документы, подтверждающие причину выбытия этих членов семьи;
- документы, подтверждающие, что вы постоянно жили вместе с ними до их выбытия в этом жилом помещении.
Какие документы нужны для оформления субсидии
Список достаточно длинный и на первый взгляд может показаться пугающим. Но если сначала понять, где, какие и по какому графику выдают справки, то задача становится выполнимой. Итак, для подкрепления заявления на субсидию для оплаты ЖКУ нужны:
- документ, подтверждающий право пользования жильем, — свидетельство о собственности или договор найма;
- паспорта заявителя и всех членов семьи или свидетельства о рождении несовершеннолетних;
- оплаченная квитанция за ЖКУ за предыдущий месяц;
- документы о доходах заявителя и всех членов его семьи или об отсутствии доходов за 6 календарных месяцев, отсчет которых начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (например, при его подаче в июне 2021 года требуются документы за период с июня по ноябрь 2020 года);
- реквизиты счета, на который вы хотите получить выплату.
Заявление пишут на месте, если подача происходит лично, и заполняется по форме, если онлайн. Тогда к нему прилагают сканы необходимых документов.
КОСГУ для продукции, товаров
По каким подстатьям статей 340, 440 КОСГУ отражать поступление и выбытие товаров и продукции, например, являющихся для покупателей основными средствами?
В нормативных документах, методических рекомендациях по применению КОСГУ и письмах Минфина России в настоящий момент данный вопрос не разъяснен.
Есть две позиции:
- для продавца вся реализуемая продукция и товары – это товар, поэтому их следует отражать по подстатье КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
- подстатья КОСГУ определяется по виду материального запаса.
Формирование КПС по счетам учета НФА
Разъясните применение полного КПС для всех типов учреждений по нефинансовым активам в текущем году (в свете действия 209н).
КПС (классификационный признак счета) – разряды 1-17 номера счета.
Формированию КПС по счетам учета НФА посвящены отдельные абзацы в преамбулах Инструкций по применению планов счетов.
Согласно пункту 2 Инструкции № 162н: в разрядах с 1 по 17 номера счета синтетического учета Рабочего плана счетов отражаются нули, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией (абзац введен Приказом Минфина России от 30.11.2015 N 184н).
По счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также по счету 020135000 «Денежные документы» и по корреспондирующим с ними счетам 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» (0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 270, 0401 20 280), 030404000 «Внутриведомственные расчеты» в 5 — 17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества.
Аналогичное положение приведено в пункте 2.1 Инструкции № 174н: «По счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также по счету 020135000 «Денежные документы» и по корреспондирующим с ними счетам 040120200 «Расходы текущего финансового года» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270) в 5 — 17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств. По счету 421006000 «Расчеты с учредителем» и корреспондирующим с ним счетом 040110172 «Доходы от операций с активами» в 1 — 17 разрядах номеров счетов отражаются нули.»
То есть в разрядах 1 — 17 номеров счетов учета НФА указываются только раздел и подраздел.
Возможно, вас смутил текст пункта 8 Инструкции № 174н: «8. Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств бюджетного учреждения применяются счета аналитического учета счета 010100000 «Основные средства», предусмотренные Приложением N 1 к настоящему Приказу, с указанием в 1 — 17 разрядах номера счета, соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации, в 24 — 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ , соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).»
Данный текст не входит в противоречие с пунктом 2.1 Инструкции № 174н:
- в 1-4 разрядах номеров счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» указывается раздел, подраздел,
- в 5-14 разрядах — отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
- в 15-17 разрядах номера счета — код вида расходов.
- По остальным счетам 010100000 «Основные средства» в 1 — 17 разрядах номера счета указываются только раздел и подраздел.
Расчеты бюджетного учреждения с прикрепленными потребителями коммунальных услуг
Одной из особенностей развития предпринимательства в постсоветской России является то, что коммерческие организации возникали в значительной своей части на базе либо вокруг ранее существовавших государственных организаций, используя в своей хозяйственной деятельности коммунальную инфраструктуру последних. При этом в роли государственных организаций, закрепленное за которыми имущество сдается в аренду коммерческим предприятиям, выступают бюджетные учреждения.
При создании бюджетных учреждений государство наделяет их имуществом, а также обеспечивает подключение их к системе обеспечения коммунального обслуживания.
Возникающие рядом с бюджетным учреждением коммерческие организации первоначально не имеют возможности создать собственную систему коммунальных коммуникаций, поэтому они, как правило, арендуют площади бюджетного учреждения с возмещением последнему коммунальных затрат.
В другом случае площади сторонних организаций принадлежат им, не закреплены за бюджетным учреждением, но подключены к их единым коммунальным сетям. При этом все проблемы возмещения учреждению его затрат на оплату коммунальных услуг такими организациями аналогичны проблемам возмещения данных затрат арендаторами закрепленного за учреждением имущества.
Получая от таких потребителей (арендаторов) платежи в возмещение произведенных в их интересах коммунальных затрат без согласования их с энергоснабжающей организацией, бюджетное учреждение зачастую не учитывает правовых и финансовых особенностей своей деятельности, что может привести к возникновению различных налоговых и бюджетных рисков.
Налоговые риски
Налоговые риски, связанные с операциями по возмещению бюджетным учреждениям коммунальных затрат, произведенных ими в интересах арендаторов закрепленного за ними имущества, во многом обусловлены неоднозначностью подхода к данному вопросу специалистов Минфина России и ФНС России.
Специалисты Минфина России считают, что бюджетные учреждения не являются энергоснабжающими организациями и в соответствии с требованиями п. 1 ст. 539 ГК РФ не могут самостоятельно обеспечивать коммунальными услугами сторонние организации.
Кому может быть назначена компенсация за отопление
Социальные льготы, финансируемые из федерального бюджета, предоставляются следующим категориям заявителей:
Федеральные законы содержат перечень граждан, имеющих право на получение компенсации за услуги ЖКХ, а исполнение данных нормативных актов возложено на представителей местных властей. Именно поэтому в регионах имеются документы с описанием последовательности, порядка, объёмов и получателей льгот. Так, компенсация за отопление будет предоставляться таким категориям заявителей:
- Сотрудникам гос. учреждений, имеющим профильное образование в сфере культуры, спорта, медицины, социальной сферы, образования (в отдельных субъектах РФ льгота полагается только сельским жителям).
- Специалистам ветеринарной службы.
- Членам семей погибших в концлагерях или расстрелянных лиц, пострадавшим от политических гонений, восстановившим свои права после незаконного уголовного преследования (в т. ч. посмертно).
- Обладателям почётных наград за труд во времена Великой Отечественной Войны.
- Труженикам тыла со стажем от полугода.
- Ветеранам труда и приравненным к ним лицам:
- обладателям удостоверения “Ветеран труда”;
- награждённым и удостоенным почётных званий военнослужащим СССР, СНГ, РФ, которые несли службу более 20 лет или стали инвалидами из-за исполнения служебных обязанностей;
- мужчинам с трудовым стажем от 40 лет и женщинам с рабочим стажем от 35 лет, если они начали трудиться до 18-летнего возраста во время ВОВ;
- обладателям наград и почётных званий за отличное исполнения служебных обязанностей, вышедшим на пенсию по выслуге лет.
Как рассчитывается компенсация за отопление
Перед тем, как подать заявление на расчёт компенсации за отопление, нужно учесть некоторые факторы:
- стоимость коммунальной услуги, которая будет возмещена, не должна оказаться выше установленных законом лимитов;
- граждане, имеющие несколько оснований для получения компенсации, должны обратиться за возмещением затрат по какому-либо одному основанию на их выбор;
- финансовая помощь оказывается без учёта принадлежности жилищного фонда;
- площадь жилья инвалида с целью расчёта компенсации учитывается полностью;
- инвалидам и родителям ребёнка-инвалида компенсируется 50% стоимости централизованного отопления или дров (угля) для обогрева в частных домах;
- размер компенсации устанавливается на основании тарифов на отопление в регионе;
- право на получение возмещения реализуется в отношении только одного жилого помещения;
- компенсация начисляется ежемесячно;
- заявители, проживающие в домах с печным отоплением, могут получить 50% стоимости твёрдого топлива, купленного в количестве, установленном действующими нормативами;
- жильцы квартир с центральным отоплением вправе претендовать на полную компенсацию затрат на отопление максимум за 33 м2 площади помещения;
- в большинстве случаев заявителям возвращаются излишне уплаченные за отопление суммы либо предоставляется 50%-ная скидка на оплату ЖКХ;
- от оплаты счетов за отопление полностью освобождаются дети-сироты, граждане до 18 лет без опеки родителей, инвалиды, герои СССР и РФ, участники ВОВ.
Об использовании средств, полученных от арендаторов на возмещение коммунальных услуг
Разрешение составляется по форме, приведенной в приложении 5 к Порядку № 88н, на основании генерального разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям. Примеры заполнения разрешений приведены в Письме Минфина РФ № 02-03-07/1635, Федерального казначейства № 42-7.4-05/1.6-287 от 04.05.2022 «Образцы заполнения Разрешений на осуществление приносящей доход деятельности».
Федеральному бюджетному учреждению поступают от арендаторов имущества, закрепленного за учреждением, денежные средства в возмещение коммунальных услуг (свет, газ, вода, канализация). Должны эти средства в полном объеме перечисляться учреждением предприятиям – поставщикам коммунальных услуг или они могут быть использованы на иные цели по усмотрению учреждения?
Материалы журнала «Консультант Свердловская область»
Арендуя помещения, арендаторы, как правило, пользуются разными видами коммунальных услуг: отопление, освещение, водоснабжение, газоснабжение, канализация, услуги телефонной связи и т.д. Условия их предоставления часто включаются в договор аренды, но неправильное оформление учета коммунальных платежей нередко становится причиной конфликтов с контролирующими и налоговыми органами.
Статьей 41 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) «Доходы бюджета» предусмотрено, что «доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных» признаются доходами бюджета.
При заключении договора аренды с физическим лицом могут быть обговорены следующие варианты условий оплаты:
- Устанавливается фиксированный размер арендной платы, в которой уже предусматривается стоимость коммунальных услуг. Независимо от того, сколько воды и света потратил арендатор, он платит одну и ту же сумму. Такой способ оплаты достаточно прост и не вызывает вопросов. Плохо одно – временные жильцы не заинтересованы в экономии ресурсов, и за все ими потраченное платить придется вам.
- В сумму аренды не включается стоимость коммунальных услуг, и они оплачиваются отдельно. Тут опять возможны варианты: либо ежемесячно сумма, указанная в квитанции, прибавляется к арендной плате, и вы сами ее оплачиваете, либо арендатор платит вам только арендную плату, а за коммунальные услуги рассчитывается самостоятельно.
Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)
- Единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2022 № 157н;
- План счетов бюджетного учета, утвержденный приказом Минфина России от 16.12.2022 № 174н;
- указание Банка России о порядке ведения кассовых операций от 11.03.2022 № 3210-У;
- приказ Казначейства России «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» от 10.10.2022 № 8н;
- закон «О ККТ» от 22.05.2022 № 54-ФЗ.
Новый порядок применения КОСГУ в 2022 году
Таким образом, в 2022 году по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ учреждение, как и ранее, отразит начисление заработной платы работнику за выполнение им должностных обязанностей. Однако следует обратить внимание, что выплата пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня, осуществляемая за счет средств работодателя, по данной подстатье КОСГУ отражаться не будет. Она подлежит отражению по подстатье 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» (выплата пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или полученной им травмы, за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Дополнены подстатьи 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» для отражения приобретения неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Отнесение нематериальных активов к активам с определенным сроком полезного использования или с неопределенным сроком полезного использования производится с учетом нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета. При этом расходы на приобретение нефинансовых активов с предустановленным программным продуктом, необходимым для обеспечения их функционирования, в случае если договором не предусмотрено выделение стоимости права пользования этим программным обеспечением обособленно, отражаются по соответствующим статьям 310 и 340 (в части оборудования для научно-исследовательских работ).
Косгу расшифровка на 2022 год для бюджетных учреждений расшифровка
Российской Федерации;- расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, предметом которых является оказание услуг по руководству практикой студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования;- расходы на оплату услуг по организации питания;- расходы по оплате договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях (найм жилого помещения) на период соревнований, учебной практики, направления работников (сотрудников) в служебные командировки;(в ред.
Кроме этого Заказчики часто используют в своей работе статью 290 КОСГУ «Прочие расходы», к которой относятся выплата налогов, пошлин, представительские расходы, членские взносы и другие. К статье 310 КОСГУ «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы по оплате госконтрактов, модернизации и прочие расходы.