Создаем резерв по сомнительным долгам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создаем резерв по сомнительным долгам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с письмом Минфина России от 25.03.2011 N 03-03-06/2/54, задолженность, образовавшаяся в связи с невыплатой процентов по облигациям, приобретенным банком, по которой истек установленный срок исковой давности, может быть признана безнадежным долгом.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы отразить достоверность данных о дебиторской задолженности перед компанией в бухгалтерской отчетности.

Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.

Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.

Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

Методика определения уровня платежеспособности

Задержка с оплатой за услуги или товары должна насторожить руководство кредитора. Его специалисты должны сразу же засесть за оценку финансового состояния дебитора. Сделать это можно разными путями, при этом в рамках закона:

  • попросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на случай ликвидации юридического лица;
  • запросить бухгалтерскую отчетность за последний квартал у контрагента или в Росстате. Это позволит проанализировать финансовое состояние дебитора:
  1. рентабельность;
  2. ликвидность;
  3. объем задолженности;
  4. величину активов и т.д.
  • заказать анализ на портале Госуслуг, но здесь, во-первых, придется заплатить, во-вторых, правильно оформить заявку — данные отчетов являются коммерческой тайной.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

Критерии определения задолженности в разряд сомнительной в налоговом учете мы уже перечислили. Остановимся на деталях, которые необходимо иметь в виду, рассчитывая сумму резерва. Несмотря на то, что инвентаризация расчетов проводится по окончании финансового года, при определении авансовых платежей по налогу на прибыль (если фирма уплачивает авансы), выполнять расчет резервов придется поквартально.

Начисляют резерв по каждому долгу, а размер определяют, ориентируясь на время просрочки:

Когда возник сомнительный долг

% отчислений в резерв от суммы долга

Свыше 90 дней

100

В промежутке 45-90 дней

50

До 45 дней

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА. Какой порядок создания резерва по сомнительным долгам выбрать?

Согласно пункту 44 Инструкции 102 предусмотрены следующие способы создания резерва по сомнительным долгам:

  • по каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора, возможности погашения им задолженности полностью или частично и других факторов (п. 44.1 )
  • по группам дебиторской задолженности на основе ее распределения по срокам непогашения. По данным инвентаризации дебиторская задолженность на конец отчетного периода распределяется по группам в зависимости от срока ее непогашения. Для каждой группы устанавливается коэффициент сомнительной задолженности группы. Распределение дебиторской задолженности по группам и установление соответствующих коэффициентов осуществляется исходя из информации, имеющейся за предыдущий период, который не должен превышать пяти лет.

    Сумма резервов по сомнительным долгам для каждой группы дебиторской задолженности определяется путем умножения коэффициента сомнительной задолженности группы на сумму дебиторской задолженности соответствующей группы на конец отчетного периода. Общая сумма резервов по сомнительным долгам, определяемая путем суммирования полученных по каждой группе сумм резервов, составляет рассчитанное сальдо.

  • по всей сумме дебиторской задолженности на основе выручки от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг за отчетный период и коэффициента сомнительной задолженности.

    Коэффициент сомнительной задолженности определяется как отношение общей суммы признанной безнадежной к получению дебиторской задолженности, списанной со счетов учета расчетов, за предыдущий период, который не должен превышать пяти лет, к общей сумме выручки от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг за соответствующий период.

Делим задолженность на 3 группы

Рассмотрим порядок формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете. Для начала организация должна будет провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Если вы решили формировать резерв начиная с 2010 года, то инвентаризацию «дебиторки» нужно будет провести на 31 марта 2010 года.

Читайте также:  Возврат телевизора в магазин в течении 14 дней: причины и порядок действий

Выявленную задолженность условно нужно распределить на три группы в зависимости от срока возникновения. Это связано с тем, что в создаваемый резерв может включаться не вся сумма задолженности, а какая-то ее часть, в зависимости от степени ее «давности».

Так, задолженность, срок образования которой к концу отчетного периода, составит свыше 90 календарных дней, в сумму создаваемого резерва включается полностью. Та задолженность, которая имеет «возраст» от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается в размере 50 процентов.

Соответственно, задолженность со сроком возникновения до 45 дней не будет увеличивать сумму создаваемого резерва вообще. Такой порядок следует из пункта 4 статьи 266 НК РФ. При этом в расчет следует брать задолженность с учетом предъявленной суммы НДС (письмо Минфина России от 09.07.04 № 03-03-05/2/47).

Обратите внимание: срок образования необходимо считать не с момента возникновения «дебиторки» по данным бухгалтерского учета (Дт 62 Кт 90), а с момента, когда контрагент должен был ее погасить по сроку, указанному в договоре. Поэтому бухгалтер должен будет «поднять» каждый договор и просчитать «возраст» задолженности исходя из срока оплаты, предусмотренного конкретным договором.

Некоторые наши клиенты интересуются, зависит ли право на создание резерва по сомнительным долгам в целях исчисления налога на прибыль от наличия подтверждения дебитором суммы своей задолженности? Нет, не зависит, так как подобного условия в Налоговом кодексе не содержится. И Минфин России в письме от 26.07.06 № 03-03-04/1/612 это подтверждает.

Резерв по сомнительным долгам: учет в «1С:Бухгалтерии 8»

Федеральными законами от 30.11.2016 № 401-ФЗ и № 405-ФЗ внесены поправки в статью 266 НК РФ, которая регулирует порядок формирования резервов по сомнительным долгам.

Начиная с 2019 года, величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за минусом кредиторской задолженности перед этим контрагентом, а предельный размер резерва по итогам отчетного периода должен рассчитываться как наибольшая из двух величин: 10 % выручки за данный отчетный период или за прошлый год*. О том, как указанные изменения поддерживаются в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0), БУХ.1С рассказали эксперты 1С.

Примечание:

* О других изменениях по налогу на прибыль с 2019 года читайте в статье «Налог на прибыль 2019: новое в создании резервов по сомнительным долгам и переносе убытков».

Плюсы и минусы создания резерва по сомнительным долгам

Придется вести аналитический учет дебиторской задолженности по каждому отдельно взятому договору. Еще отслеживать даты возникновения долгов: в резерв включают только ту задолженность, просрочка по которой — свыше 45 дней. А также наступление обстоятельств, в связи с которыми задолженность стала безнадежной, чтобы покрыть ее сумму за счет резерва.

Формировать резерв невыгодно, когда по имеющейся задолженности срок исковой давности составляет один год (см. материал на этой же странице «Еще основания списать безнадежный долг раньше»), а сама сумма долга значительна при стабильно невысокой выручке. Максимальная величина резерва не должна превышать 10 процентов от суммы выручки отчетного (налогового) периода, поэтому без резерва компания в такой ситуации спишет долг быстрее — как безнадежный к взысканию.

Резерв по сомнительным долгам — формирование, учетная политика

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете способствует снижению налоговой нагрузки, так как сумма, рассчитанная на текущие расходы, снижает базу рассчитанного налога прибыли. Но сумма прибыли при этом должна быть распределена между владельцами. По этой причине учет резерва по сомнительным долгам и проводки бухгалтерского ведомства должны вестись без ошибок, рационально принимая во внимание интерес государства и владельцев.

Если расходы уменьшаются, разница затрачивается на прочие нужды данного периода. Когда задолженность признается сомнительной и безнадежной, ее списывают, учитывая резервы по сомнительным долгам, счет которых будет списан на иные расходы. Такой процесс именуется, как восстановление резерва по сомнительным долгам.

Законодательные документы

Государственное регулирование вопросов, связанных с резервом по сомнительным долгам, регулируется следующими законодательными актами:

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.
Читайте также:  Выплаты при рождении ребенка в 2022 году

В каких случаях нужно восстанавливать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете?

Может ли одна компания применять оба подхода?

Да, конечно, но не для того же типа финансовых активов.

Возьмем в качестве примера банк.

Банки обычно предоставляют много кредитов и, согласно МСФО (IFRS) 9, они должны применять общие модели для расчета ожидаемых кредитных убытков.

Но иногда банки могут иметь и другие финансовые активы.

Например, они могут арендовать дополнительные офисы и иметь дебиторскую задолженность по аренде.

Или они могут предоставлять консультационные услуги и взимать плату за это, и, таким образом, у них может появиться обычная торговая дебиторская задолженность.

Для этих видов активов один и тот же банк может применять упрощенный подход.

Использование резерва

Если в бухучете организация создает резерв по сомнительным долгам, то безнадежную задолженность списывайте только за счет этого источника.

Порядок списания

Безнадежную дебиторскую задолженность списывайте в следующем порядке:

  • соберите все документы, которые позволяют признать задолженность безнадежной (первичные документы, договоры, письма с претензиями к должнику, выписки из ЕГРЮЛ или справки налоговой инспекции о ликвидации должника, решения суда и другие документы);

Порядок Признания Формирование Резерва По Сомнительным Долгам С 2022 Годасомнительной Задолженности В Казенных Учреждениях

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время для бюджетных учреждений не предусмотрен механизм для отражения в бухгалтерском учете создаваемых в целях налогового учета резервов по сомнительным долгам — не существует балансового счета, на котором могли бы учитываться суммы соответствующих резервов.
В случае необходимости учет созданных для целей налогового учета резервов по сомнительным долгам может быть организован бюджетным учреждением на дополнительном забалансовом счете. Утвердить порядок применения такого счета учреждение может в учетной политике.

Обоснование вывода:
Организация, которая при исчислении налога на прибыль применяет метод начисления, вправе (но не обязана) создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ. Расходы налогоплательщика на формирование резервов по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов при определении базы по налогу на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В случае создания резервов по сомнительным долгам списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ, осуществляется за счет суммы созданного резерва (абз. 2 п. 5 ст. 266 НК РФ). В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (смотрите также пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Резервы по сомнительным долгам, порядок создания которых регулируется ст. 266 НК РФ, не следует путать с резервами предстоящих расходов, порядок создания которых для некоммерческих организаций регулируется положениями ст. 267.3 НК РФ.
Для резервов предстоящих расходов, в частности в целях «сближения» налогового и бухгалтерского учета, реализован механизм, посредством которого организации госсектора могут отражать создание соответствующих резервов в бухгалтерском учете. Для этого «Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета. «, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н (далее — Инструкция N 157н), была дополнена счетом 401 60 «Резервы предстоящих расходов» (приказ Минфина России от 29.08.2022 N 89н).
В то же время ни Инструкция N 157н, ни Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2022 N 174н (далее — Инструкция N 174н), не предполагают порядка создания и отражения в бухгалтерском учете резервов по сомнительным долгам, право на создание которых в целях налогового учета имеют в том числе и бюджетные учреждения. По вопросу отражения в бухгалтерском учете таких резервов нет соответствующих разъяснений и со стороны Минфина России, который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2022 N 329).
С учетом того, что в настоящее время счета, на котором бюджетные учреждения могли бы учитывать суммы резервов по сомнительным долгам, просто не существует, а счет учета резервов предстоящих расходов для данных целей не подходит по своему экономическому смыслу, при этом самостоятельно, путем утверждения в своей учетной политике, бюджетные учреждения могут вводить лишь дополнительные забалансовые счета, но никак не балансовые (п. 332 Инструкции N 157н), в случае необходимости учет созданных для целей налогового учета резервов по сомнительным долгам может быть организован бюджетным учреждением на дополнительном забалансовом счете. Утвердить порядок применения такого счета учреждение может в учетной политике.
Обратите внимание! Одной из главных составляющих налогового учета в целях исчисления налога на прибыль являются налоговые регистры. Налоговые и иные органы не вправе определять обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ). В то же время, в первую очередь, в качестве регистров налогового учета могут быть использованы регистры бухгалтерского учета, в том числе дополненные необходимыми реквизитами. В случае невозможности и (или) нецелесообразности применения регистров бухгалтерского учета в целях налогового учета учреждение вправе разработать собственные регистры налогового учета, к примеру, для учета отдельных операций. Данные положения следуют из ст. 313 НК РФ.

Порядок списания дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Подборка наиболее важных документов по запросу Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2022 N 117-ФЗ(ред.

Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 339 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н, далее — Инструкция N 157н). Счет 04 предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента ее признания в порядке, установленном законодательством, нереальной ко взысканию, и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания, в случае изменения имущественного положения должников.

Пример создания резерва

Учетная политика ООО «ВЕГА» содержит положения о том, что резервы по сомнительным долгам формируются на основании данных отдела продаж с помощью экспертного способа.

Контрагент Сумма долга, млн.руб. Срок оплаты Вероятность оплаты
На конец 2-го квартала
Контрагент-1 15 20.07 100%
Контрагент-2 25 15.06 20%
Итого: 40
На конец 3-го квартала
Контрагент-1 20 20.10 100%
Контрагент-2 25 15.06
Контрагент-3 12 28.09 75%
Итого: 57
На конец года
Контрагент-1 5 15.01 100%
Контрагент-2 Долг списан
Контрагент-3 8 20.01 100%
Итого: 13

Порядок создания резервов по сомнительным долгам регулируется положениями ст. 266 НК РФ. Так, суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Сумма резерва определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода. При этом исчисление суммы резервов происходит следующим образом:

  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной задолженности;
  • сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Исходя из вышеизложенного организации — плательщики налога на прибыль, которые определяют для целей налогообложения доходы и расходы по методу начисления, могут сокращать свои налоговые потери путем создания резервов по сомнительным долгам в случае неисполнения дебиторами обязательств по оплате поставленных товаров (работ, услуг). Создание таких резервов позволяет исключить обязательства по уплате налога на прибыль, возникающие в том числе в случае, если покупатель не оплатил поставленные ему товары, оказанные услуги или выполненные работы и у организации возникла просроченная дебиторская задолженность, уменьшив обязательства перед бюджетом по уплате налога на прибыль с сумм прибыли, которую организация фактически не получила.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией только на покрытие убытков от безнадежных долгов. Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то он осуществляет расходы по списанию долгов, признаваемых безнадежными в соответствии со ст. 266 НК РФ, только за счет суммы созданных резервов. Если сумма созданных резервов меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *