Минфин рассчитывает на полную либерализацию тарифа ОСАГО в 2023-2025 годах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин рассчитывает на полную либерализацию тарифа ОСАГО в 2023-2025 годах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Региональный коэффициент ОСАГО на 2022 год зависит от места регистрации транспортного средства. При его определении действует такое правило: с повышением населённости города и субъекта, в котором зарегистрирован автомобиль множитель возрастает. На зависимость влияет численность автотранспортных средств, которые сконцентрированы в одной местности. Это логично – с повышением количества автомобилей на дорогах возрастает вероятность наступления дорожно-транспортных происшествий. Например, один из самых больших множителей установлен для Москвы, он составляет 2. А в небольших посёлках он может быть 0.55. Как видно, показатель оказывает большое влияние на конечное значение.

Новый коэффициент КО для «открытой» страховки физических лиц

Следующее изменение затронуло коэффициент, который используется при расчете стоимости «открытой» страховки, то есть страховки, которая позволяет сесть за руль абсолютно любому водителю:

N
п/п
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством Коэффициент КО
1 2 3
1 Да 1
2 Нет 1,94 — для физических лиц;
1,97 — для юридических лиц

Что влияет на коэффициент территории ОСАГО?

Показатель, который оказывает воздействие на размер ОСАГО по регионам, может меняться в зависимости от критериев:

  • Количество транспортных средств в определенном населенной пункте. Чем больше автомобилей, тем увеличивается шанс возникновения аварийных случаев.
  • Условия дорожного покрытия. Количество аварий увеличивается, если покрытие дороги не соответствует нормам. Хотя это тоже не ключевой показатель, поскольку дорога может быть плохой, но и машин тоже мало.
  • Конкретный населенный пункт в регионе. В каждом субъекте федерации можно насчитать большое количество населенных пунктов, и в каждом показатель может быть свой. Поскольку нельзя сравнивать показатели столичных городов, и маленький тысячников.
  • Количество аварийных ситуаций за прошлый период отсчета. Компании учитывают показатели за предыдущий год, и рассматривают вероятность повышения или понижения аварий в конкретный период времени.

ОСАГО – это обязательное условие для владения автомобилем. Цена может изменяться в зависимости от факторов, в том числе от универсальных параметров для всех, или от территориального коэффициента.

Как рассчитать стоимость полиса ОСАГО

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе базовых тарифов и страховых коэффициентов по следующей формуле:

Цена ОСАГО = Базовый тариф × КТ × КМ × КВС × КО × КС × КБМ

Базовые тарифы и коэффициенты утверждаются правительством Российской Федерации. Коэффициэнты являются постоянными для всех страховых компаний, а величина базового тарифа имеет коридор, в рамках которого могут устанавливать цену страховые компании (с 2014 года). Таким образом, стоимость полиса может отличаться в различных страховых компаниях.

Рассчитать стоимость ОСАГО на нашем калькуляторе можно в независимости от выбора страховой компании. Результат расчета будет содержать диапазон, в пределах которого может лежать цена вашего полиса.

КП — Срок страхования

Чем меньше срок страхования, тем дешевле будет стоить полис

Срок страхования Значение
1 год 1
9 месяцев 0.95
8 месяцев 0.9
7 месяцев 0.8
6 месяцев 0.7
5 месяцев 0.65
4 месяца 0.6
3 месяца 0.5
2 месяца 0.4
от 16 дней до 30 дней 0.3
от 5 до 15 дней 0.2

КМ — коэффициент мощности осаго

Этот критерий учитывает мощность ТС по лошадиным силам. Внешние и иные факторы на его размер не влияют. Узнать свой коэффициент мощности можно критериям, приведенным в таблице

Мощность двигетеля Значение
до 50 л.с (включительно) 0,6
от 51 до 70 л.с (включительно) 1
от 101 до 120 л.с (включительно) 1,2
от 121 до 150 л.с (включительно) 1,4
151 л.с и выше 1,6
Читайте также:  Всё, что нужно знать об отпускных: как считать и когда получать

1кВт=1,35962л.с.

Размер КМ увеличивается пропорционально мощности двигателя, что, в свою очередь, влияет на конечную стоимость соглашения с СК. При его определении учитываются данные, внесенные в диагностическую карту и/или ПТС.

Данный показатель учитывает наличие/отсутствие грубых нарушений со стороны автовладельца, а также лиц, включенных в договор. Есть два значения:

  • 1.0 – если нет нарушений;
  • 1.5 – при наличии хотя бы одного нарушения.

Важно! При определении размера данного критерия учитывается факт несоблюдения требований СК . Размер показателя будет одинаковым при наличии как одного нарушения, так и нескольких.

При выведении коэффициента нарушений учитывается:

  • преднамеренное представление страховщику ложной информации, регулирующей цену полиса (незаконное снижение);
  • совершение действий, повлекших за собой возникновение страхового случая;
  • причинение вреда по умыслу, что стало основанием для выставления регрессных требований.

К последнему относятся такие факторы, как:

  • нанесение вреда жизни и здоровью по умыслу;
  • нанесение вреда под воздействием алкогольных/наркотических веществ;
  • пребывание за рулем авто лица, не имевшего на это права;
  • покидание места аварии до приезда сотрудников ДПС;
  • наступление страхового случая при эксплуатации ТС в период, который не предусмотрен соглашением с СК.

Этот список может быть дополнен в зависимости от требований конкретной СК.

Примечание:

Объект применения КБМ – водитель или собственник конкретного транспортного средства.

По договорам ОСАГО с неограниченным использованием транспортного средства, предусматривающим управление транспортным средством любыми водителями, объектом применения КБМ является собственник указанного в договоре транспортного средства.

По договорам ОСАГО с ограниченным использованием транспортного средства, предусматривающим управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, объектом применения КБМ является водитель.

Коэффициент КБМ устанавливается в зависимости от класса КБМ, который определяется в зависимости от количества произведённых страховщиками страховых вомещений при осуществлении обязательного страхования в период с 1 апреля предыдущего года по 31 марта следующего за ним года.

Начальный класс КБМ – класс КБМ, который был определен для объекта применения КБМ на момент заключения предыдущего договора в отношении указанного объекта. Начальный класс КБМ используется для определения КБМ по новому договору в соответствии с таблицей перехода:

Класс на начало годового срока страхования: Значение коэффициента (кбм): Класс на окончание годового срока страхования, после N страховых выплат:
1 2 3 4+
М 3,92 М М М М
2,94 1 М М М М
1 2,25 2 М М М М
2 1,76 3 1 М М М
3 1,17 4 1 М М М
4 1 5 2 1 М М
5 0,91 6 3 1 М М
6 0,83 7 4 2 М М
7 0,78 8 4 2 М М
8 0,74 9 5 2 М М
9 0,68 10 5 2 1 М
10 0,63 11 6 3 1 М
11 0,57 12 6 3 1 М
12 0,52 13 6 3 1 М
13 0,46 13 7 3 1 М

В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.

Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.

Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).

В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.

Читайте также:  Что изменится в отчётности с 2023 года

Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.

Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:

  • получение и пересылку документов;
  • предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.

Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.

Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.

С 15 июля 2023 года страховые компании могут осматривать поврежденный автомобиль и другое имущество удаленно – по фото и видео от участников ДТП. Для этого нужно соглашение между потерпевшим и страховщиком.

Согласовать даты осмотра и/или независимой технической экспертизы/оценки тоже можно электронно.

Также с 15.07.2022 потерпевших избавят от обязанности представлять страховщику документы о возмещении на бумаге, если их уже направили в электронном виде.

Вдобавок введены новые способы передачи документов. Так, заявление и ряд других справок для возмещения вреда потерпевший может направить, например, через сайт или приложение страховой компании, Госуслуги. В ответ она тоже сможет направлять документы.

С 15 июля 2023 и до конца 2024 года этот электронный обмен по общему правилу возможен только по соглашению со страховщиком. С 2025 года такое взаимодействие возможно и без договора в полном объеме.

Таким образом, будет отменена обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде.

Уточнено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, представление поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества происходит в пределах населенного пункта по месту жительства/временного пребывания владельца транспортного средства.

Какие коэффициенты учитываются в формуле расчета?

Рассчитать цену полиса можно самостоятельно по формуле:

ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КС х КП х КМ х КПР х КН = ЦЕНА ОСАГО

Получается, посчитать ОСАГО легко вручную, когда вы знаете все значения.вы можете ввести свои данные на нашем сайте в разделе калькуляторы экспресс-расчета стоимости ОСАГО, сайт выдает результат мгновенно

Ниже приведена расшифровка:

  1. ТБ — тариф базовый (базовая ставка)
  2. КТ — территориальный коэффициент ОСАГО
  3. КБМ — коэффициент бонус малус
  4. КВС — коэффициент возраста и стажа
  5. КО — ограничение количества водителей
  6. КС — коэффициент сезонности
  7. КП — длительности страхования
  8. КМ — коэффициент мощности ОСАГО
  9. КПР — наличие прицепа
  10. КН — коэффициент нарушений

Что такое территориальный коэффициент КТ в ОСАГО

Региональный коэффициент ОСАГО на 2021 год зависит от места регистрации транспортного средства. При его определении действует такое правило: с повышением населённости города и субъекта, в котором зарегистрирован автомобиль множитель возрастает. На зависимость влияет численность автотранспортных средств, которые сконцентрированы в одной местности. Это логично – с повышением количества автомобилей на дорогах возрастает вероятность наступления дорожно-транспортных происшествий. Например, один из самых больших множителей установлен для Москвы, он составляет 2. А в небольших посёлках он может быть 0.55. Как видно, показатель оказывает большое влияние на конечное значение.

Многие водители хотят получить минимальный коэффициент ОСАГО по регионам в 2021 году. Для этого нужно оформить автомобиль на родственников, которые проживают в соответствующем регионе, или же прописаться в нём самому. Конечно, эти действия связаны с бумажной волокитой. С другой стороны, если снизить показатель с 2 до 0.55, это позволит практически в 4 (!) раза уменьшить стоимость страхования. За несколько лет покупки полиса такие усилия более чем оправданны.

Читайте также:  Форма Т-5. Как заполнять строки: “причина перевода» и «основание перевода»?

Таблица территориальных коэффициентов ОСАГО на 2021 год единая для всех российских страховщиков. Организация не имеет права изменять множитель по своему желанию. Поэтому и стоимость услуг от него не зависит. Поэтому при выборе страховой лучше всего ориентироваться на надёжность, а не на территориальный коэффициент ОСАГО.

Как устанавливается территориальный коэффициент

Базовые значения КТ в ОСАГО установлены такими нормативными актами:

  • Федеральный закон №40, изданный 25 апреля 2002 года.
  • Постановление ЦБР №3384, изданное 19 сентября 2004 года.

Эти нормативные акты регламентируют:

  • Правила страхования транспортных средств разных категорий.
  • Порядок досудебного урегулирования споров между страховщиком и клиентом.
  • Правила составления извещения о возникновении страхового случая.
  • Порядок фиксации места происшествия.
  • Принципы, на которых базируется обязательное автострахование.
  • Порядок начисления компенсаций при возникновении страхового случая.
  • Расчёты страховой премии с учётом различных показателей, среди которых коэффициент для ОСАГО по городам.

Расчет цены ОСАГО с учетом базовых ставок

В рамках утвержденных ценовых коридоров страховщики вправе выбрать любую ставку. Поэтому базовая ставка страхования для одинаковых моделей автомобилей может существенно различаться у разных автостраховщиков. Поэтому цена полиса страхования у разных компаний, в свою очередь, может отличаться.

Онлайн-калькулятор страхования ОСАГО помогает самостоятельно рассчитать стоимость страхования исходя из утвержденных базовых тарифов для любой страховой компании. Пользователь после ввода исходных параметров в программе получает на выходе список официальных предложений от действующих страховых организаций без наценок и дополнительных условий. Далее человек изучает список страховых продуктов и выбирает лучший полис с точки зрения личных предпочтений и финансовых возможностей.

Подорожала ли стоимость полиса ОСАГО

И да, и нет. Дело в том, что изменились как базовые ставки цены полиса страхования ОСАГО, так и тарифы, которые при сложении дают увеличение или уменьшение окончательной стоимости страховки.

То есть окончательная сумма, которую вы платите при покупке страховки, рассчитывается по определенной формуле: базовая ставка поочередно умножается на тариф (сначала территориальный, затем мощности, возраста и стажа, бонус-малус и другие). Если тариф больше единицы, то стоимость полиса увеличивается, если ниже — соответственно уменьшается.

Поэтому сама базовая ставка по ОСАГО как основа для дальнейших расчетов тоже не является фиксированной суммой. Страховые компании имеют возможность выбирать конкретную сумму для расчета для своих клиентов из тарифного коридора. Однако не следует предполагать, что все страховщики берут максимально возможную базовую ставку — конкуренция все-таки есть.

Но сам этот основной тарифный коридор значительно расширился и стоимость полиса страхования ОСАГО может варьироваться гораздо сильнее.

Посмотрим, как было и как стало в сравнительной таблице!

Таблица новых базовых тарифов ОСАГО в 2021 годуКатегория транспорта Базовый тариф в рублях

Было Стало в 2021 году
Мототранспорт 694-1407 625-1548
Автомобили, в том числе с прицепами (категории «В», «ВЕ»), по следующим критериям:
— принадлежат организациям 2058-2911 1646-3493
— физическим лицам и индивидуальным предпринимателям 2746-4942 2471-5436
— на которых работают в такси 4 110-7399 2877-9619
Грузовые автомобили (категории «C» и «CE») по следующим критериям:
— до 16 тонн включительно 2807-5053 2246-6064
— весом более 16 тонн 4227-7609 3382-9131
Автобусы (категории «D» и «DE») по следующим критериям:
— с количеством пассажирских мест до 16 включительно 2246-4044 2134-4165
— с более чем 16 пассажирскими местами 2807-5053 2667-5205
Тракторы и самоходная техника 899-1895 872-1952

Из таблицы базовых тарифов мы видим, что минимальный тариф стал ниже, а максимальный — выше. Следовательно, окончательная стоимость полиса ОСАГО может быть больше или меньше, в зависимости от требований страховой компании.

Теперь посмотрим на изменения коеффициентов. Они тоже были и не маленькие.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *