Общественные отношения, регулируемые трудовым правом.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общественные отношения, регулируемые трудовым правом.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Особенностью метода является то, что несколько способов сочетаются при регулировании трудовых отношений. В Российской Федерации приняты законы и подзаконные акты, содержащие трудовые нормы. Это способ регулирования на законодательном уровне. Документы содержат общие принципы регулирования трудовых отношений и дают гарантии работникам, уровень гарантий не может быть снижен. Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ являются такими актами.
Отношения, регулируемые трудовым правом
Общая характеристика трудового права РФ включает в себя трудовые отношения, предмет трудового права и метод регулирования трудовых отношений.
Трудовое право регулирует отношения, которые возникают между работником и работодателем при приеме на работу, при заключении трудового договора при непосредственных трудовых отношениях.
Трудовые отношения являются основными в трудовом праве, есть еще отношения, предшествующие трудовым, сопутствующие трудовым и наступившие после окончания трудовых отношений.
Отношения, которые возникают до того, как заключен трудовой договор называют предшествующими трудовым отношениями.
Как только договор подписывается, отношения прекращаются. К таким отношениям относятся процедура трудоустройства, подготовка кадров (обучение), стажировка.
Сопутствующими трудовым называются отношения, которые возникают после подписания трудового договора и существуют параллельно с трудовыми.
К такому типу отношений относятся: организация труда и управление трудом, деятельность в области социального партнерства, участие в деятельности профсоюзов по улучшению условий труда, область материальной ответственности работодателя и работника, надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, обязательное социальное страхование. Профессиональную переподготовку и повышение квалификации тоже относят к сопутствующим отношениям, если обучение проводится в период работы у конкретного работодателя.
Правоотношения, которые осуществляются после расторжения или окончания действия трудового договора называются отношениями, последующими трудовым.
В этот сегмент входят отношения по рассмотрению трудовых споров. Не следует путать трудовой спор, возникший после окончания трудовых отношений, и трудовой спор, возникший наряду с трудовыми отношениями, например, задержка заработной платы. Отношения по рассмотрению трудовых споров могут возникать еще до начала трудовых отношений. Такие ситуации бывают тогда, когда работодатель после проведенного собеседования отказывается принимать на работу претендента по причинам, не имеющим отношения к его деловым качествам, например, пол, семейное положение или возраст претендента. В этом случае человек, который считает, что его права ущемлены, имеет право обратиться с иском о восстановлении нарушенных прав в суд. Об этом говорится в ст. 3 ТК РФ.
МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА.
Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.
1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.
2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.
3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.
4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.
Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные.
Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.
В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:
А) трудоустройства;
Б) трудового договора;
В) рабочего времени, времени отдыха;
Г) оплаты труда; гарантийных, компенсационных выплат;
Д) дисциплины труда;
Е) материальной ответственности сторон трудового договора;
Ж) охраны труда.
СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА.
Источниками трудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной частью системы источников трудового права России являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
В ст. 5 ТК РФ приведены виды нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Кодекс выстраивает иерархическую систему трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
1) Трудовой кодекс Российской Федерации;
2) федеральные законы и законы субъектов Федерации, содержащие нормы трудового права;
3) указы Президента Российской Федерации;
4) постановления ПравительстваРФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
5) нормативноправовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
6) акты органов местного самоуправления.
В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ (ст. 5 ТК РФ).
По своей юридической силе в сфере регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ приравнивается к федеральным законам.
Система источников имеет свои особенности.
1. Система состоит из общего и специального законодательства.
2. Система делится на законы и подзаконные акты.
3. В систему источников входят нормативные правовые акты, принятые федеральными органами государственной власти, и акты субъектов Российской Федерации.
4. Наличие в системе источников ведомственных актов, среди которых: акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
5. Наличие актов договорного характера.
6. В создании актов трудового законодательства принимают участие работодатели и работники через своих представителей.
7. Действие принципа неухудшения положения работника, т. е. акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом (ст.5, 6, 8, 9 ТКРФ).
Все источники трудового законодательства можно разделить на законы и подзаконные акты по степени их важности и субординации, по системе отрасли трудового права, сфере действия, органам, их принимающим.
Международные договоры (принципы, нормы) применяются в качестве непосредственного регулятора трудовых отношений, когда нормы национального законодательства устанавливают более низкий уровень правовых гарантий, социальной защиты.
Система трудового права
Говоря о месте самой отрасли трудового права в системе российского права, следует отталкиваться от положений теории права, в соответствии с которыми наиболее крупное разделение российского права заключается в делении всей правовой материи на публичное и частное право. В этом ключе трудовое право можно отнести к частному праву. Тем не менее, более широкое использование императивного метода правового регулирования, чем, например, в гражданском праве, позволяет выделить трудовое право, а равно ряд иных отраслей права (например, право социального обеспечения) в область социального права, находящуюся между публичным и частным.
Трудовое право представляет собой значительную по объему совокупность правовых норм, эти нормы были приняты в разное время, разными субъектами правотворчества, поэтому требуют систематизации.
Наукой права предложена классификация правовых норм, предполагающая деление на две основные части – Общую и Особенную. В
Общую часть включены нормы, которые распространяются на все общественные отношения в рамках трудового права, они носят общий характер, применимы ко всем или большинству правовых институтов, определяют основные принципы и задачи правового регулирования, разграничивают компетенцию России и субъектов РФ по правовому регулированию труда.
Критерии вступления в трудовые правоотношения
Трудовые отношения — это тип коммуникаций, в которых может участвовать самый широкий круг граждан. Вместе с тем есть ряд предусмотренных законом ограничений на включение в этот процесс некоторых категорий лиц. Так, например, установленный в России возрастной минимум для официального вступления гражданина в трудовые отношения — 14 лет, причем, только при условии, что участие человека в соответствующих коммуникациях одобряют его родители, а также если работа не мешает учебе. Самостоятельно, без их согласия, гражданин РФ может начинать работать только в 16. Это правило имеет также некоторые исключения. Так, дети до 14 лет могут быть актерами, участвовать в цирковых представлениях — также с согласия родителей и если это причиняет вреда их здоровью.
Трудовое право в России
Начало формирования в царской России Т. п. как особой отрасли права относится к сер. 19 в., когда складывалось фабрично-заводское (фабрично-трудовое) законодательство, во многом аналогичное ранее принятым законам в Зап. Европе, но с учётом уровня экономич. развития России и её историч. особенностей (см. Фабричное законодательство). Позднее свидетельством систематизации почти всех норм, регулировавших применение наёмного труда, стал Устав о промышленном труде (1913) как гл. источник фабрично-трудового законодательства. При этом становление Т. п. как отрасли права по регламентации отношений личного найма базировалось со стороны государства на нормах административного (полицейского) права и частично на нормах гражд. права, поскольку купля-продажа рабочей силы представляла собой разновидность частноправовой сделки. Только после Окт. революции 1917 с принятием ряда декретов о труде, а затем и КЗоТ РСФСР 1918 в России начала складываться сов. модель самостоят. отрасли, регулирующей трудовые отношения, – трудового права, оформившегося с принятием КЗоТ РСФСР 1922. После образования СССР (1924) важнейшие положения регулирования труда были закреплены в общесоюзных законодат. актах, а также в КЗоТ союзных республик. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (1970) явились юридич. базой для принятия в 1971–1973 новых КЗоТ во всех союзных республиках. Осн. положения правового регулирования труда в совр. России базируются на конституционном принципе свободы труда (ст. 37 Конституции РФ). Действующий Трудовой кодекс РФ (2001) определяет предмет Т. п., называя в ст. 1 перечень отношений, им регулируемых.
Предмет Т. п. составляют две группы обществ. отношений: собственно трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем на основании трудового договора, а также складывающиеся в процессе труда иные непосредственно связанные с ними отношения. Имеются в виду отношения: по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; подготовке и дополнительному проф. образованию работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и проф. союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; гос. контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы Т. п.; разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Общим для указанных отношений по поводу применения труда (в прошлом, в настоящее время либо в будущем) является их обусловленность трудовыми отношениями и существование лишь постольку, поскольку существуют трудовые отношения. Цели и задачи Т. п. сформулированы в трудовом законодательстве (ст. 1 ТК РФ): социально-правовая защита граждан; создание благоприятных условий труда; защита прав и интересов работников и работодателей; оптимальное согласование интересов сторон трудовых отношений и государства в социально-трудовой сфере.
Метод Т. п. основан на единстве и дифференциации его норм, сочетании централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования, сочетании равенства и подчинённости субъектов трудовых отношений, использовании специфич. способов защиты их трудовых прав, что коренным образом отличает Т. п. от др. отраслей права. Т. п. сочетает в себе как публично-правовые (расторжение трудового договора по инициативе работодателя, наложение дисциплинарных взысканий), так и частноправовые (заключение трудового договора, его расторжение по инициативе работника) элементы правового регулирования.
Согласно Конституции РФ (ст. 72, ч. 1, пункт «к»), Т. п. находится в совместном ведении Федерации и её субъектов, разграничение полномочий между которыми определено в ст. 6 ТК РФ. В условиях верховенства и приоритета федерального законодательства субъекты РФ вправе за счёт регионального бюджета устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам.
Регулирование отношений сферы Т. п. осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содерж��щих нормы Т. п.; иных нормативных правовых актов, содержащих нормы Т. п. (указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнит. власти, органов исполнит. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления). Источником Т. п. являются законодательные и иные нормативные правовые акты быв. СССР, применяемые постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ (ст. 423). Регулирование отношений сферы Т. п. осуществляется также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы Т. п. К договорному уровню регулирования относятся и трудовые договоры, заключённые в соответствии с трудовым законодательством.
Если нормы Т. п., которые содержатся в нормативных правовых актах, имеющих низшую юридич. силу, противоречат ТК РФ, то применяются нормы Кодекса, которые, в свою очередь, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституц. законам, т. к. в соответствии с ними осуществляется регулирование отношений сферы Т. п. Общепризнанные принципы и нормы междунар. права и междунар. договоры РФ, являясь в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ, обладают верховенством по отношению к правилам, установленным трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права. В доктрине нет единства мнений относительно правовой природы актов высших судебных органов – Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ, формально не являющихся источниками Т. п., но играющих важнейшую роль в правоприменительной практике, способствуя правильному и единообразному применению норм трудового законодательства.
Словарь терминов по трудовому праву
А
Аттестация рабочих мест по условиям труда
— оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Ст.209 ТК РФ).
Б
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы
— минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Безопасные условия труда
— условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (Ст.209 ТК РФ).
В
Вахтовый метод
— особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности (Ст.297 ТК РФ).
Еще по теме 1. Какие отношения регулируются трудовым законодательством?:
- 419. Какие органы обладают правом осуществлять государственный надзор за соблюдением трудового законодательства?
- 286. Какие виды дисциплинарной ответственности предусмотрены трудовым законодательством?
- 12-2-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ
- Основные ограничения, установленные законодательством в отношении порядка заключения трудового договора
- 10. Кто является субъектом трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права?
- § 2. Законодательство, регулирующее правоотношения в органах и учреждениях, исполняющих наказание
- § 5. «ВНУТРЕННИЕ» МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ
- 385. Какие дополнительные основания для прекращения трудового договора могут быть предусмотрены в трудовом договоре с руководителем организации?
- 78. Какие имеются отличия прекращения срочного трудового договора от трудового договора, заключенного на неопределенный срок?
- А.В. Сутягин. Трудовой и коллективный договоры, трудовые соглашения. — М. : ГроссМедиа: РОСБУХ. — 216 с. — (Трудовое законодательство), 2009
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ
НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
- 65. Во всех ли случаях трудовой договор является единственным основанием возникновения трудового отношения?
- Трудовые отношения, возникающие в результате судебного решения о заключении трудового договора
- Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора при направлении на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты
Трудовые отношения — предмет трудового права
Предмет трудового права отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются данной отраслью права, то есть какие виды общественных отношений к труду регулируются трудовым правом. Общественная организация труда — это определенные социальные отношения между людьми в процессе совместного труда. Она тесно связана с экономической и политической основой данного общества и зависит от нее. Эту основу также определяют отношения между работниками и работодателями по поводу труда на рабочем месте, которые называются трудовыми отношениями. Объектом трудового права является не весь труд человека вообще, а только трудовые отношения в общественной организации труда и смежные с ними и производные от них отношения, т.е. вся совокупность общественных отношений к труду в производстве. Трудовые отношения являются ведущими и определяющими в этом комплексе, но поскольку бесспорно, что трудовые отношения лежат в основе трудового права, нельзя ограничиваться только этим выводом.
Трудовые отношения в обществе отражают сущность производственных отношений данного общества, поскольку являются волевой частью производственных отношений. Производственные отношения носят комплексный характер и состоят из отношений собственности на средства производства, распределения, обмена, управления и трудовых отношений. Конституция Российской Федерации признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Трудовые отношения объективно существуют независимо от воли гражданина. Ибо он/она не может вступить в рабовладельческие производственные отношения, потому что у нас их нет. Но рабочий своей волей вступает в объективно существующие производственные отношения. А трудовые отношения работника с работодателем всегда возникают по воле обеих сторон.
Трудовые отношения, составляющие предмет трудового права, характеризуются следующими признаками:
- Это отношения по непосредственному применению труда в коллективах предприятий, учреждений и организаций.
- Трудовые отношения — это всегда обременительные отношения.
- Трудовые отношения в реальной жизни всегда функционируют как трудовые отношения.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что «трудовые отношения — это отношения работника с работодателем по использованию его способности к труду, то есть его рабочей силы, в общем процессе конкретной организации труда», и главное здесь — это трудовые отношения работника с работодателем.
Новые общественные отношения возникают в новых политических и социально-экономических условиях, и динамика трудового права зависит от динамики развития этих отношений.
Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения на данном уровне имеют свою власть на всей территории России. Такими актами являются, международные договоры. Так, при условии, что нормы закона будут противоречить международному договору, то в этом конкретном случае будет применяться договор.
Конституция, которая является главным законом для населения Российской Федерации, тоже содержит нормы о трудовых отношениях. Для более подробного урегулирования отношений в трудовой сфере был принят Трудовой кодекс РФ. Положения о трудовых отношениях, закрепленные в других федеральных законах никогда не должны входить в противоречия нормам ТК РФ.
Также на этом уровне трудовые отношения в РФ регулируются указами Президента и Постановлениями Правительства. Органы, осуществляющие исполнительную власть на федеральном уровне, при принятии подзаконных нормативно- правовых актов, тоже могут регулировать трудовые отношения в РФ.
Конституция о трудовых отношениях
Рассмотрим основные положения, касающиеся трудовых отношений, которые предусмотрены главным Законом страны – Конституцией РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
Конституция гарантирует охрану труда и установление МРОТ (ч. 2 ст. 7 Конституции).
Кроме того, Конституция РФ предусматривает следующие положения, регулирующие трудовые отношения:
- свобода труда. Она подразумевает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции);
- запрет принудительного труда (ч. 2 ст. 37 Конституции);
- право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции);
- право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, не ниже установленного федеральным законом МРОТ;
- право на защиту от безработицы;
- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, в т.ч. право на забастовку (ч. 4 ст. 37 Конституции);
- право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции).
Платежи в казну общеобязательны
Таким образом, мы видим, что различий между двумя типами контрактов много. Вместе с тем есть и общие моменты. В частности, это схема оплаты труда с точки зрения взаимодействия работодателя с бюджетными фондами и налоговой службой. Начисляя зарплату по нормам ТК, компания-наниматель платит от нее порядка 30% в ПФР и ФСС, а также 13% в ФНС. Абсолютно то же самое происходит в случае с выполнением работ в рамках гражданско-правовых контрактов, но за основу берется определенный в договоре размер компенсации для исполнителя. Отметим, однако, что если стороной, выполняющей работу, является ИП, то никаких сборов в ПФР, ФСС и ФНС компании-нанимателю платить не нужно. В свою очередь, ИП сам должен заплатить необходимые налоги с компенсации, полученной в соответствии с гражданско-правовым договором.
Процедура заключения договора
Заключение коллективного договора начинается с коллективных переговоров с участием представителей работников и работодателя. Трудовое законодательство не принуждает заключать такой договор, но если одна из сторон обратилась к другой с предложением начать коллективные переговоры по подготовке проекта коллективного договора и его заключению, другая сторона обязана начать переговоры.
Итак, инициатор направляет письменное предложение о начале переговоров второй стороне, которая в течение семи календарных дней со дня получения предложения должна дать ответ. Затем стороны выбирают своих представителей и определяют порядок, место и сроки проведения переговоров. Не позднее двух недель со дня получения запроса стороны должны предоставить друг другу информацию, необходимую для ведения переговоров (ч. 7 ст. 37 ТК РФ).
В ходе переговоров разрабатывается и обсуждается проект коллективного договора. Если стороны достигли согласия по всем пунктам, готовится окончательная редакция коллективного договора в трех экземплярах, которая подписывается обеими сторонами. При недостижении согласия между сторонами по отдельным вопросам проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами (ч. 2, 3 ст. 40 ТК РФ). Разногласия урегулируются в порядке, установленном гл. 61 ТК РФ.
Что касается порядка разработки проекта соглашения, к нему применяются общие положения о порядке проведения коллективных переговоров, при этом отдельные требования устанавливаются к разработке тех положений соглашения, которые требуют финансирования на любом уровне (ст. 47 ТК РФ). В данном случае необходимо учитывать общие принципы бюджетного процесса.
Комментарий к статье 15 ТК РФ
В комментируемой статье впервые в трудовом законодательстве РФ приведено понятие трудового отношения.
Характерные признаки трудового отношения, предусмотренные ст. 15 ТК, определяют его правовую природу. К ним относятся следующие признаки:
1) трудовое отношение возникает всегда между работником и работодателем, оно является двусторонним отношением. Определение сторон трудового отношения: работника и работодателя — приведено в ст. 20 ТК (см. коммент. к ней);
2) трудовое отношение носит волевой характер, основано на свободе труда, свободном выборе сторонами друг друга с целью достижения соглашения и заключения трудового договора о добровольном вступлении в это отношение. Трудовой договор порождает трудовое отношение, является основанием его возникновения (см. коммент. к ч. 1 ст. 16);
3) трудовое отношение характеризуется тем, что работником выполняется обусловленная соглашением с работодателем трудовая функция за плату, т.е. данное отношение носит возмездный характер. Работник, полностью отработавший норму рабочего времени, имеет право на выплату за выполненную работу заработной платы в определенном размере, не ниже обусловленного трудовым договором и в установленные законом сроки не реже двух раз в месяц. Работодатель своевременно выплачивает работнику заработную плату за его труд, который, как правило, измеряется фактически затраченным рабочим временем работника;
4) наряду с оплатой труда на работодателя возложена обязанность обеспечить работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;
5) выполнение только лично работником обусловленной с работодателем при заключении трудового договора трудовой функции является характерным признаком трудового отношения. Личное выполнение означает, что работник не вправе поручить другому лицу свою работу по указанной функции;
6) под трудовой функцией понимается выполнение работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии и специальности с указанием квалификации, выполнение работы конкретного вида, поручаемой работнику.
Трудовая функция предусмотрена как работа, для выполнения которой требуется необходимая подготовка лица, свидетельствующая о наличии «профессии, специальности и квалификации». Их подтверждением являются соответствующие документы установленного государственного образца (аттестаты, свидетельства, дипломы, другие документы об окончании соответствующего образовательного учреждения, о повышении квалификации, а также трудовая книжка, подтверждающая стаж работы по специальности).
Специальность, профессия дополняется квалификацией, подтверждающей степень подготовленности лица к выполнению работ определенной сложности. В квалификационных справочниках (абз. 9 ст. 143, абз. 5 ст. 144 ТК) указываются «квалификационные требования», во-первых, о наличии соответствующего образования и, во-вторых, стажа работы по специальности, предъявляемые для выполнения работы по соответствующей должности. Имеется в виду стаж работы по специальности как показатель квалификации (а не стаж работы для пенсии).
В дипломах об окончании высших профессиональных учебных заведений указываются присваиваемые выпускнику вуза специальность и квалификация. При этом если специальность свидетельствует о подготовленности лица к выполнению трудовых функций в определенном виде трудовой деятельности, то квалификация означает уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда. В трудовую книжку включаются данные о специальности и стаже работы согласно соответствующим документам, а также вносятся записи о работе, подтверждающие стаж работы по специальности;
7) признаком, характеризующим трудовые отношения, является подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, утвержденным работодателем в установленном законом порядке (см. ст. ст. 189, 190 ТК и коммент. к ним).
Понятие трудового отношения, приведенное в комментируемой статье, вполне соответствует Рекомендации МОТ о трудовом правоотношении (2006 г.), в которой государствам-членам рекомендуется предусмотреть возможность определения конкретных признаков трудового правоотношения в своих законодательных и нормативных правовых актах либо иными средствами.
В данной Рекомендации МОТ определяется, что реализовать трудовые права, имея различные формы их защиты, могут наемные работники, выполняющие работу при вступлении в трудовое правоотношение с работодателем, т.е. это зависит от существования трудового правоотношения. Обращается внимание на трудности, которые следует учитывать при установлении того, возникает ли трудовое правоотношение в ситуациях, когда соответствующие права и обязательства заинтересованных сторон не вполне ясны, когда предпринимаются попытки замаскировать трудовое правоотношение либо когда в правовой системе или же при ее толковании и применении имеются неточности или ограничения.
Эта Рекомендация МОТ охватывает вопросы по защите работников в условиях индивидуального трудового правоотношения (ч. 1), рекомендуя государствам — членам МОТ разрабатывать национальную политику, предусматривающую соответствующие меры. При этом национальная политика должна разрабатываться и осуществляться в соответствии с национальным законодательством и практикой в условиях проведения консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников. К указанным мерам, в частности, отнесено гарантирование норм, применяемых ко всем формам договоров, которые предполагают наличие нескольких сторон, с тем чтобы для наемных работников обеспечивалась защита, на которую они имеют право, обеспечение соблюдения и эффективного применения законодательства и нормативных правовых актов об индивидуальном трудовом правоотношении и др. Можно выделить и разработку рекомендаций в адрес заинтересованных сторон, в частности работодателей и работников, по вопросу о фактическом установлении существования индивидуального трудового правоотношения, а также в отношении проведения различий между наемными и самостоятельно занятыми работниками. В последнем случае речь идет о разграничении трудового отношения от смежных гражданско-правовых отношений в области трудовой деятельности.
Трудовое отношение, как было рассмотрено в п. 1 комментария к данной статье, отличается признаками, которые характеризуют именно трудовое отношение (правоотношение), определяют его правовую природу. Кроме того, указанные признаки позволяют отграничить трудовое отношение от смежных гражданско-правовых отношений, возникающих из договоров личного подряда, поручения, возмездного оказания услуг и других гражданско-правовых договоров в области трудовой деятельности, что имеет важное практическое значение.
Эти признаки могут играть свою роль и в случаях, если между сторонами заключен гражданско-правовой договор, но в процессе судебного рассмотрения установлено, в том числе на основании указанных признаков, что гражданско-правовым договором фактически регулируется трудовое отношение между работником и работодателем. ТК предусмотрено, что к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (см. ч. 4 ст. 11).