Раздел 13 ПДД РФ. Проезд перекрестков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел 13 ПДД РФ. Проезд перекрестков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» — это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.

Нерегулируемые перекрестки

п 13.9 ПДД. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

Абзац утратил силу с 8 ноября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 26 октября 2017 г. N 1300

п 13.10 ПДД. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

п 13.11 ПДД. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11.1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

п 13.11.1 ПДД. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

Проезжаем регулируемый перекресток

  1. При светофорном регулировании на развороте, левом повороте уступите автомобилю, передвигающемуся по прямой и направо.

  2. Светофор сигналит желтым/красным, дополнительно загорается зеленая стрелка — можно ехать по ней. Но сначала пропустите транспортное средство, которое двигается по иной траектории.

  3. По разрешительному сигналу первым проходит рельсовое т. с., вторым автомобиль. Неважно, куда они направляются. Трамвай уступает, только если едет по зеленой стрелке, а безрельсовое т. с. — по основному сигналу.

  4. Необходимо пропустить транспорт, пешеходов, которые заканчивают проезжать/проходить пересечение дорог, даже если для водителя загорелся зеленый.

  5. Если на участке нет стоп-линий, то при въезде по разрешающему сигналу нужно непременно выехать с перекрестка, какой бы при этом ни горел свет. При наличии знаков приоритета необходимо следовать сигналам светофоров, стоящих на пересечении автодорог.

Регулируемые перекрестки

п 13.4 ПДД. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

п 13.5 ПДД. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

п 13.6 ПДД. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Читайте также:  Изменение суммы ЕДВ с 2023 года. Кому сделают прибавку – и на сколько

п 13.7 ПДД. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

Если, кто то сочтет, что стоп-линия, как линия въезда на перекресток подогнано и высосано из пальца, то вспомните, как такую же границу Вы подгоняете на Т-образных перекрестках, мягко игнорируя условия термина своими логическими размышлениями или просто игнорируете определение границ, когда это неудобно.

О логике. Остановка за стоп-линией не предусмотрена Правилами, не предусмотрена организацией движения. Не должны правила загонять водителя в подобную ловушку «После стоп-линии, но не на перекрестке». Стоп-линия до начала закруглений прямо указана в примерах организации движения по ГОСТ. Зачастую остановка за стоп-линией создаст помехи для пешеходов.

Воображаемую линию достаточно сложно воспринимать в качестве аргумента. Глядя сверху или на схему еще как то можно по воображать и порисовать, но с места водителя соединять десяток точек воображаемыми линиями и каким-либо образом применять такие линии в движении, имея регламентированный порядок движения в таком месте, как минимум не логично.

Правила нерегулируемых Т-образных перекрестков

При нерегулируемом проезде на данного перекрестка (пример: дежурный режим светофора либо полная его деактивация) необходимо руководствоваться знаками, обозначающие приоритет. Данная ситуация — типична для нерегулируемого перекрестка, а потому действуют правила движения по нерегулируемому перекрестку. Ситуация, когда Т-образный перекресток сочетает в себе неравнозначные дороги, тогда важнейшем задачей становится своевременное определение дороги, что ведет к перекрестку: главная либо второстепенная, и изменяет ли главная дорога свою траекторию в пределах перекрестка.

Отождествление с буквой «Т» способствует более удобному восприятию данного вида проезжей части: один путь представляется ее стержнем, другой – в качестве шляпки, крыши.

Перекрестки могут иметь разную конфигурацию. Они бывают крестообразными, Т-образными, в форме звезды, треугольника и т.д.

Существуют перекрестки с круговым движением и транспортные развязки, на которых вместо одного большого перекрестка делается несколько маленьких.

Однако правила проезда перекрестков зависят не от их формы и размеров, а от того, к какому виду относится тот или иной перекресток.

Регулируемый перекресток — это такой перекресток, где очередность движения определяется сигналами действующего светофора или регулировщика.

Если светофор и регулировщик отсутствуют, то перекресток считается нерегулируемым, и водители определяют очередность проезда самостоятельно, по тем правилам, которые действуют на нерегулируемых перекрестках.

Также считается нерегулируемым перекресток, на котором:

  • светофор имеется, но не работает;
  • светофор имеется, но работает в режиме мигающего желтого сигнала;
  • регулировщик присутствует, но не подает водителям и пешеходам сигналов, регулирующих движение.

Важно знать! В тех случаях, когда движением на перекрестке управляет регулировщик, водители и пешеходы должны выполнять его требования, даже если они противоречат сигналам светофора, знакам приоритета, а также другим дорожным знакам и разметке.

Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог

На равнозначном перекрестке все дороги, примыкающие к нему, равны по значению. Однако это еще не означает, что все участники движения находятся в равных условиях.

На таком перекрестке существуют две очереди: первая — для трамваев, а вторая — для безрельсовых ТС.

Когда на равнозначном перекрестке находится несколько трамваев и безрельсовых транспортных средств, пути которых пересекаются, внутри каждой из этих двух очередей водители руководствуются при въезде на перекресток уж известным нам правилом помехи справа, согласно которому такой помехе нужно уступить дорогу.

По этому правилу трамваи разъезжаются друг с другом, а безрельсовые ТС — друг с другом, после того как проедут трамваи.

Уступив дорогу трамваям и находящимся справа от вас безрельсовым транспортным средствам, вы получаете право въехать на равнозначный перекресток.

Однако в некоторых случаях выехать с него удаётся не сразу.

Читайте также:  Каталог ВАКовских изданий 2001-2022

Прежде чем выехать в нужном направлении, необходимо:

  • при повороте направо — уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, которые пересекают дорогу справа от вас;
  • при повороте налево — уступить дорогу встречным ТС, движущимся прямо и направо (то есть туда же, куда хотите повернуть и вы), а также пешеходам, переходящим дорогу слева от вас;
  • при развороте — встречным транспортным средствам и тем, кто приближается к перекрестку с левой стороны (в процессе разворота такие ТС также станут для вас встречными);
  • при движении прямо выехать с перекрестка можно беспрепятственно, если вы правильно въехали на него ранее;
  • поворот налево двух ТС, движущихся со встречных направлений, может выполняться одновременно при условии, что оба водителя выбирают не пересекающиеся траектории и поддерживают безопасный боковой интервал. При этом разъезд на перекрестке осуществляется правыми бортами. Выполняя такой разъезд, нужно соблюдать осторожность, поскольку встречное транспортное средство, поворачивающее налево, может загораживать собой автомобиль или мотоцикл, едущий в прямом направлении.

Равнозначные перекрестки отличаются низкой интенсивностью движения, поэтому ситуация, когда безрельсовые ТС подъехали одновременно с четырех сторон и создали друг другу помеху справа, возникает очень редко.

Выезд с регулируемого перекрестка

Выезд с регулируемого перекрестка определяется направлением вашего дальнейшего движения. Трамваи между собой, а безрельсовые транспортные средства — между собой разъезжаются по следующим правилам:

  • водитель, движущийся прямо, не уступает дорогу никому;
  • водитель трамвая или безрельсового ТС, поворачивающий направо, уступает дорогу только пешеходам и велосипедистам, продолжающим движение прямо;
  • водитель, поворачивающий налево, уступает дорогу встречным транспортным средствам (в том числе выполняющим правый поворот), а также пешеходам, продолжающим движение прямо;
  • водитель, выполняющий разворот, уступает дорогу только встречным транспортным средствам.

Три признака главной дороги:

  1. Автомагистраль, обозначенная знаком 5.1, всегда является главной по отношению ко всем остальным дорогам, которые примыкают к ней.
  2. Дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон, щебень, брусчатка и т.п.) всегда является главной по отношению к пересекаемой или примыкающей грунтовой дороге, при условии, что на перекрестке отсутствуют знаки приоритета и знак 1.6.
  3. Дорога, обозначенная перед перекрестком знаками приоритета 2.1, а вне населенных пунктов — также знаками 2.3.1- 2.3.7 (2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.5, 2.3.7, всегда является главной по отношению к пересекаемой или примыкающей дороге. Дорога, которая обозначена знаками 2.4 или 2.5, всегда является второстепенной. Знаки 2.1, 2.4 и 2.5 устанавливаются непосредственно перед перекрестком, а 2.3.1 — 2.3.7 на расстоянии 150 — 300 метров до него.

На некоторых перекрестках главная дорога может поворачивать влево или вправо. В таком случае знаки приоритета устанавливаются с табличками 8.13 «Направление главной дороги»: знак 2.1 — с табличкой 8.13 , а знаки 2.4 или 2.5 — с табличкой 8.13.

Главная дорога показана на этих табличках толстой линией, а второстепенные дороги — тонкими. Если знаки 2.1, 2.4 или 2.5 установлены без табличек 8.13, то вы можете быть уверены, что ни главная, ни второстепенная дорога на данном перекрестке не меняет направления.

Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т. п.), а знаков приоритета на перекрестке нет, то в целях безопасности он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Не редкость, когда спорные ситуации, заставляющие нарушить ПДД, происходят из-за неверной организации движения. Например, знак главной дороги может быть размещен на выезде с прилегающей территории, но такое пересечение дорог перекрестком не считается. Водителю, введенному в заблуждение и получившему штраф за неверную оценку ситуации, рекомендуется при разбирательствах особенно указывать на тот факт, что движение по дороге организовано неверно.

Не редкость, когда инспектора ГИБДД пытаются ввести водителей в заблуждение, вменяя им, что перед проездом перекрестка они неверно остановились. Водитель между тем уверен, что он остановился точно перед стоп-линией и не выехал на перекресток. Если только нарушение не было зафиксировано при помощи фото или видео, старайтесь доказать, что остановка была совершена правильно. На практике расположение сотрудников ГИБДД редко позволяет в точности определить, верно ли была совершена остановка авто.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет при покупке квартиры

Справка! Для доказательства вины водителей инспектора ГИБДД могут применять выполненные непосредственно на месте нарушения фотографии или видеоматериалы.

Показания свидетелей, взятые на месте нарушения, применяются реже. Не всегда возможно организовать их.

Проезда регулируемых перекрестков: основные правила

Двигаясь по регулируемому перекрестку, автолюбитель обязан соблюдать ряд правил ПДД:

  • пересекая трамвайные пути, пропустить трамвай, который едет в любом направлении на разрешающий сигнал;
  • поворачивая налево или направо по зеленой стрелке, уступить дорогу автомобилям, движущимся ему наперерез с других направлений. Это касается и трамвая;
  • осуществляя движение, ориентироваться как на разрешающий сигнал светофора, так зеленую стрелку в боковой секции (при наличии), а также жест регулировщика «Путь свободен»;
  • сворачивая налево или направо на разрешающий сигнал светофора, горящий вместе с зеленой стрелкой, он получает приоритет – пропускать другие машины ему не нужно.

Авария на перекрестке

Если перекресток неравнозначный, то есть имеется главная и второстепенная дороги, то следует руководствоваться правилами пересечения обычных неравнозначных перекрестов, то есть виновником дорожного происшествия будет признан водитель автомобиля, который до столкновения двигался по второстепенной дороге.

  • на следующем этапе надо опросить свидетелей столкновения, записав их имена и контактные данные. В случае возникновения спорной ситуации по определению виновника сотрудники автоинспекции имеют право опираться не только на результаты проведенных экспертиз, но и на показания свидетелей;
  • дождаться экипаж ГИБДД и оформить дорожное происшествие по всем нормам закона.

Правила проезда перекрестков

Так же перед круговым перекрестком может быть установлен информационный знак указывающий на второстепенную и главную дороги при движении по кольцу, но обязательно устанавливается знак 4.3 «Круговое движение», а знак 2.4 «Уступить дорогу» в зависимости от ситуации.

С чем каждый день сталкивается любой водитель, вне зависимости от типа машины, стажа езды и прочего? С перекрестками. И если проезд регулируемых перекрестков не является большой проблемой ни для кого, то в иных ситуациях возможна путаница, неразбериха, и как следствие – опасная ситуация на дороге. Избежать этого можно – достаточно лишь освежить в памяти правила проезда перекрестков. С этой целью и создана данная статья – дать новые знания новичкам или помочь вспомнить их опытным водителям.

Это интересно: Сколько компенсация за детский сад в 2020 году в свердловской области

Светофор на регулируемых перекрёстках

Что бы ни предписывали знаки и разметка, — сигнал светофора является определяющим на регулируемом перекрёстке. На таком стыке проезжих частей нет понятия главная и второстепенная дорога, так как зелёный свет даже при выезде из двора делает на это время его приоритетным.

Важно! Бывают ситуации, когда в крайнем правом ряду стоит авто, ожидающее разрешающего сигнала светофора для движения прямо, а сзади сигналит водитель, желающий повернуть по «стрелке». Здесь нет преимущества проезда — если ряд свободен, можно поворачивать, а если занят, то нужно подождать.

В определённых конфигурациях перекрёстков на светофоре может быть зелёная стрелка по направлению вправо — горящая или в виде картинки. Такой поворот возможен и при горящем красном свете. При этом необходимо уступить дорогу транспорту, движущемуся на прямой зелёный свет.

Что считать перекрестком, а также его разновидности

Обращу внимание на то, что выезжая из двора или прилегающей территории, даже если знак «уступите дорогу» отсутствует, Вам все же придется это сделать.

Все перекрестки можно разделить на 2 группы:

  • Регулируемые (очередность проезда определяет работающий в трехцветном режиме светофор, регулировщик);
  • Нерегулируемые, их легко определить по наличию знаков приоритета, неработающему (или работающему в режиме «желтой мигалки») светофору, а также по отсутствию любых средств регулирования (без каких-либо знаков).

Также существует деление по визуальному признаку:

  • Х‑образные;
  • Т- образные (также Y – образные и с различным углом пересечения);
  • С круговым движением


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *