Калькулятор расчета государственной пошлины для обращения с исковым заявлением
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Калькулятор расчета государственной пошлины для обращения с исковым заявлением». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При применении статьи 333.19 НК следует отметить, что установленные ею размеры государственной пошлины по делам, которые рассматривают суды общей юрисдикции и мировые судьи, Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ с 30.01.2010 увеличены в среднем в два раза.
Госпошлина по административному производству предусмотрена при подаче апелляционной жалобы (ст. 299 КАС РФ), кассационной жалобы (ст. 320 КАС РФ), надзорной жалобы (ст. 334 КАС РФ).
Статьей 333.19. налогового кодекса РФ установлено, что по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
— при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера (п/п 4);
— при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:
- для физических лиц — 300 рублей;
- для организаций — 4 500 рублей (п/п 6);
— при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
- для физических лиц — 300 рублей;
- для организаций — 2 000 рублей (п/7);
— при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (п/п 9);
— при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:
- для физических лиц — 300 рублей;
- для организаций — 6 000 рублей (п/ 15).
Распределение судебных расходов между сторонами
Кодекс административного судопроизводства прямо предусматривает, что все понесенные по делу судебные расходы, включая государственную пошлину, возмещаются административному истцу в случае удовлетворения его требований.
Если суд отказал административному истцу, он обязан возместить административному ответчику понесенные им судебные издержки, а денежные средства на оплату госпошлины возврату не подлежат. Такое же правило действует при отказе административного истца от иска. Однако если административный истец отказался от своих требований в силу того, что административным ответчиком добровольно совершены требуемые действия, административный истец вправе заявить ходатайство о возмещении судебных расходов. Без такого ходатайства суд самостоятельно рассматривать указанный вопрос не вправе.
Если административный истец и административный ответчик в ходе рассмотрения дела заключают соглашение о примирении, в нем должен быть отражен вопрос распределения судебных расходов, или суд самостоятельно разрешит вопрос по общим правилам.
Заявление о возмещении судебных расходов можно подать и при рассмотрении административного иска, и после вынесения судом решения. На определение суда по указанному вопросу можно подать частную жалобу.
Освобождение от госпошлины по КАС РФ
Согласно ст. 104 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) некоторые категории лиц могут быть освобождены от госпошлины за административный иск. Перечень таких лиц устанавливается ст. 333.36 НК РФ, согласно которой от уплаты пошлины освобождаются:
- прокуроры, когда они подают иски о защите прав неопределенного круга лиц;
- переселенцы или беженцы при подаче исков о незаконности отказа в регистрации их в качестве таковых;
- истцы при подаче иска о госпитализации в психиатрические учреждения;
- инвалиды I и II группы;
- ветераны войны, боевых действий, военной службы;
- пенсионеры при подаче исков против Пенсионного фонда РФ и т. д.
Как рассчитать и где оплатить
Чтобы правильно рассчитать размер платы за административный иск, удобнее всего воспользоваться специальным калькулятором. Реквизиты для уплаты госпошлины можно посмотреть на информационном стенде того суда, в который вы будете подавать заявление, или на официальном сайте судебной системы РФ.
На некоторые виды государственных функций пошлину можно оплатить на сайте Госуслуги. Правда, сейчас там не реализована оплата именно за подачу исков в суд, но набор таких возможностей постоянно расширяется, так что в скором времени, возможно, и судебные инстанции подтянутся на Госуслуги.
Если вы все же не уверены, сколько нужно платить – не огорчайтесь. Установив, что к вашему иску не приложен документ об уплате госпошлины, либо госпошлина по административному исковому заявлению уплачена в меньшем размере, суд просто оставит заявление без движения и установит срок для устранения недостатков.
В определении суда, которое вы получите, будет указан размер платы. Заплатить можно любым удобным способом: через кассу банка, через платежный терминал или воспользовавшись интернет-банкингом. Платежные терминалы также установлены и во многих судах.
Вам также может быть интересно почитать, каков срок подачи кассационной жалобы.
При подаче исковых заявлений, содержащих имущественные и неимущественные требования (например, о взыскании суммы ущерба и компенсации морального вреда), по каждому отдельному требованию оплачивается госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 поможет для каждого требования.
При подаче в суд исков о разделе имущества, о выделе доли, о признании права на долю в имуществе размер госпошлины зависит от того, рассматривались ли ранее судом требования о признании права собственности на это имущество.
Если истец увеличил размер иска, он должен доплатить госпошлину.
В случае одновременного расторжения брака и раздела имущества размер госпошлины составит 600 руб. плюс размер госпошлины от цены имущества, на которое претендует истец.
Суд имеет право освободить истца от уплаты госпошлины, снизить ее размер, предоставить отсрочку или рассрочку в уплате (при наличии соответствующего заявления), учитывая материальное положение заявителя.
Когда можно вернуть госпошлину?
Как указывает Налоговый кодекс, госпошлина в суды общей юрисдикции уплачивается не всеми истцами. Есть категории льготников, которые освобождены от уплаты пошлины по судебным делам. Это:
- Герои СССР и РФ, кавалеры ордена Славы, Участники ВОВ.
- Истцы по некоторым делам (например, при взыскании зарплаты, возмещении вреда здоровью, защите прав ребенка, инвалида, нарушении прав потребителя и т.д.).
- Граждане, направляющие апелляционную или кассационную жалобу по бракоразводному делу, а также подающие жалобы на действия судебных приставов, административные жалобы, жалобы на судебные определения, кассационные жалобы по уголовным делам с целью оспорить имущ. взыскание.
- Граждане, подающие заявление об усыновлении.
- Реабилитированные граждане.
- Жертвы полит. репрессий.
- Вынужденные переселенцы и беженцы.
- Инвалиды 1 и 1 групп.
- Ветераны (при нарушении их прав как ветеранов).
- Пенсионеры (при нарушении их прав как пенсионеров).
Все эти льготы установлены главой 25.3 НК РФ.
Комментарий к статье 104 Кодекса Административного Судопроизводства РФ
Комментируемая статья, устанавливая льготы по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, отсылает к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. В ГПК РФ аналогичные вопросы урегулированы в ст. ст. 89, 90 ГПК РФ.
Так, в соответствии с положениями ст. 333.36 НК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.03.2015 N 23-ФЗ ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:
———————————
СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1393.
Не облагаются госпошлиной заявления об отсрочке, о рассрочке исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение, частные жалобы на определения суда.
Итак, госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2022 использовать просто. Выберите нужный пункт. После этого введите цену иска (обратите внимание, что не все иски подлежат оценке). Калькулятор покажет размер госпошлины, который необходимо будет оплатить. Кроме того, мы укажем подсудность гражданских дел (мировой судья или районный (городской) суд).
Освобождение Пенсионного фонда от уплаты госпошлины в рамках КАС РФ
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона 24.07.2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются органами, осуществляющими государственный контроль за уплатой страховых взносов их плательщиками. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам (ч. 2 ст. 18).
Согласно ст. 29 указанного Федерального закона Пенсионный фонд РФ как орган контроля за уплатой страховых взносов наделен публичными, властными полномочиями в отношении неопределенного круга лиц в сфере обязательного пенсионного страхования, в том числе правом предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски.
Таким образом, обращаясь в суд с требованиями о взыскании страховых взносов (недоимки, пени, штрафов), территориальные органы Пенсионного фонда РФ выполняют государственную функцию и выступают в качестве государственных органов, в связи с чем освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
В соответствии со статьей 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, выступающие в качестве административных истцов или административных ответчиков.
Пенсионный орган, наделенный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» функциями контроля за уплатой обязательных платежей, относится к числу административных истцов, наделенных государственными полномочиями, которым в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлена льгота по уплате государственной пошлины.
Учитывая, что пенсионные органы в судебном процессе о взыскании обязательных платежей выступают в защиту государственных интересов, то они освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, когда обращаются с таким административным иском.
Следовательно, у судьи не имелось правовых оснований для оставления без движения административного искового заявления ГУ — УПФ РФ N 32 по г. Москве и Московской области о взыскании с В. недоимки на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени за несвоевременную уплату этих платежей.
Госпошлина по административному исковому заявлению
- если иск содержит одновременно требования материального и нематериального характера, то пошлина по каждому требованию уплачивается отдельно;
- пошлина оплачивается и при подаче встречного административного иска;
- при разделении дел пошлина повторно не уплачивается и возврату не подлежит;
- при отказе суда принять заявление уплаченная пошлина может быть засчитана в счет повторной подачи иска;
- когда истец освобождается от пошлины, она удерживается с ответчика в сумме, исчисленной от размера только удовлетворенных требований (к административному производству данная общая норма применима не всегда, о чем мы расскажем далее).
Госпошлина при подаче частной жалобы на определение кас районного суда
7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
38. В соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено Кодексом.
Распределение судебных расходов между сторонами
КАС РФ прямо предусматривает, что все понесенные судебные расходы, в том числе государственную пошлину, истцу возмещаются в случае удовлетворения его требований. Однако, если суд откажет в удовлетворении требований истца, в его обязанности входит полное возмещение судебных издержек ответчику, а денежные средства на оплату государственной пошлины не подлежат возврату. Это же правило действует, если истец отказывается от иска, только если речь не идет о добровольном совершении ответчиком требуемых действий, в этом случае истец вправе заявить ходатайство о возмещении судебных издержек.
Важно! В случае, когда между истцом и ответчиком в ходе рассмотрения дела заключается соглашение о примирении, в нем обязательно отражается вопрос распределения судебных расходов либо суд может разрешить этот вопрос самостоятельно по общим правилам.
Заявление о возмещении расходов каждая из сторон может подать как при рассмотрении административного иска, так и после вынесения решения судом. При этом на определение суда по данному вопросу можно подать частную жалобу.
Уплачивать ли госпошлину, если помимо имущественных требований имеются неимущественные
Сложившаяся судебная практика и смысл ст. 333.21 НК РФ сводятся к тому, что госпошлина по требования имущественного и неимущественного характера, в рамках одного дела, должны оплачиваться заявителем отдельно.
В качестве примера можно привести договорные споры в арбитражном процессе, когда заявитель, с одной стороны, заявляет требование о расторжении договора (неимущественное), с другой стороны, заявляет требование о взыскании задолженности по договору аренды (имущественное).
Поэтому, госпошлина рассчитывается и уплачивает по-разному: по требованию о взыскании по договору – в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, а по требованию о расторжении договора – в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 333. 21 НК РФ.
Госпошлина по иску о признании права собственности
Статья акутальна на: Март 2020 г.
Котова Екатерина Викторовна, юрист юридической компании Абонент Консалт
Признание права собственности на квартиру – это часто встречающийся судебный спор. Многие застройщики не спешат регистрировать переход права собственности на покупателя квартиры, вследствие чего граждане вынуждены обращаться в суд за признанием права собственности.
Что необходимо доказать и какие документы предоставить суду в процессе признания права собственности – см. статью «Признание права собственности на квартиру в новостройке».
Правильно определенный размер госпошлины – это залог принятия иска к производству в суде. В противном случае, суд оставит исковое заявление без движения до устранения препятствий рассмотрения дела, а именно до правильного, с точки зрения суда, определения размера госпошлины и доплаты соответствующей суммы.
РАСЧЕТ ГОСПОШЛИНЫ
Сегодня на сайтах судов существуют калькуляторы госпошлины и, казалось бы, трудностей с определением размера госпошлины возникать не должно. Однако расхождение мнений возникает в вопросе, к какой категории споров относить спор о признании права собственности на квартиру:
- Имущественного характера, не подлежащего оценке, а также неимущественного характера;
- Имущественного характера, подлежащего оценке.
Имущественный характер, подлежащий оценке, предполагает определение суммы госпошлины в процентном соотношении от цены иска.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке:
СЛОЖНОСТЬ
К какой из вышеперечисленных категорий относить спор о признании права собственности на квартиру:
- Подлежащего оценке;
- Не подлежащего оценке;
- Неимущественного характера?
Ответ данный вопрос неоднозначен. Признание права по своей природе является требованием неимущественным, что отражено в практике арбитражных судов. Но по другому пути пошла практика судов общей юрисдикции.
Данное явление трудно объяснить, так как это сугубо порождение судебной практики судов общей юрисдикции, которые, по всей видимости, не до конца понимают сущность данного спора. Граждане и юристы вынуждены подчиниться такому подходу, так как в противном случае исковое заявление оставят без движения.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее – АПК РФ) однозначно определяет размер и способ исчисления госпошлины по данному вопросу. Согласно ч. 2 ст.
103 АПК РФ, по исковым заявлениям о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.
- Однако большинство споров о признании права собственности на квартиру рассматриваются в судах общей юрисдикции, так как покупатели, в основном, граждане, а судебная практика судов общей юрисдикции пошла по пути признания данного спора как носящего имущественный характер.
- ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДА
- Позиция органов власти по данному вопросу менялась.
Минфин РФ также указало, что положение подлежит применению с учетом того, что, исходя из ч. 2 ст.
103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по исковым заявлениям о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.
Чем отличается гражданский иск от административного
Особенности административного иска:
- Ключевым моментом при определении вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным. Административный иск не содержит требований материального характера между субъектами процесса.
- Неравное положение спорящих сторон, затрудняющее реализацию принципа равенства сторон. Это компенсируется возложением на ответчика обязанности доказывать оспариваемую законность нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными и иными публичными полномочиями.
- Наличие факта обращения лица (физического или юридического) к органу власти (должностному лицу) и установление факта принятия последними решения (осуществления действия) или об отказе в этом (что и будет являться предметом рассмотрения).