Когда камеры начнут фиксировать отсутствие страховки ОСАГО?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда камеры начнут фиксировать отсутствие страховки ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В актуальном официальном ответе МВД указано, что до окончания обозначенных работ автоматическое выявление данных правонарушений не осуществляется. Оно будет запущено только после технической подготовки информационных систем.

Как это будет работать?

Сложность и главное отличие фиксации других нарушений ПДД и езды без полиса ОСАГО заключается в интеграции сразу нескольких баз, ведь это не такое нарушение, которое может увидеть камера сразу на картинке.

Таким образом, необходимо плотное взаимодействие 3 структур:

  1. базы данных РСА, которая содержит информацию о наличии ОСАГО у конкретных автомобилей с госномерами застрахованных машин,
  2. базы ЦОДД, оперирующей камерами автофиксации, которая, собственно, считывает номера авто и проверяет при взаимодействии с первой базой наличие страховки,
  3. ГИБДД, которая впоследствии в автоматическом режиме будет выписывать штрафы (постановления) с камер, если проверка покажет отсутствие в базе РСА полиса.

Обнаруживают ли камеры отсутствие ОСАГО

Когда в 2016 году представители ГИБДД совместно с РСА выступили с инициативой о внедрении возможности проверки камерами наличия автогражданки, ряд СМИ сообщил о том, что это нововведение будет запущено в январе 2017 года. Когда этого не произошло, те же издания рассказали о переносе сроков начала такого контроля на январь 2018 года.

Позже официальные источники заявили о том, что запуск проекта назначен на 1 марта 2019 года. К этой дате ведомства намеревались «очистить» базу данных от устаревшей информации для того, чтобы избежать назначения неправомерных штрафов. По состоянию на конец марта камеры фиксации по-прежнему не начали отслеживать водителей, управляющих автомобилем без ОСАГО.

Как заявили представители дорожной инспекции, основная сложность заключается в настройке и внедрении в систему двух баз данных:

  • номерной базы ГИБДД;
  • базы данных РСА о действующих страховках.

Где установлены камеры

В первую очередь следует отметить, что по состоянию на ноябрь 2019 года устройства фото и видео фиксации для проверки автогражданки действительно установлены. Вот только есть они пока только в Москве. Их количество составляет порядка 120 штук.

При этом они установлены, фото и видео записывают, но штрафы водителям не выставляют. Это объясняется тем, что система пока не доработана. Как только все базы для получения полной информации будут соединены, московские автолюбители начнут получать «письма счастья». Через какое время это случится — никто не знает.

В результате этого жители других регионов могут пока расслабиться и оформить полис обязательного страхования, если по каким-либо обстоятельствам ранее не успели его купить.

Важно! Следует отметить, что со стороны государства не распространяется информация, на каких участках Москвы будут установлены камеры. Объясняется это тем, что нарушите просто будут избегать этих участков дороги или специально закрывать номерной знак, чтобы камера не смогла считать информацию.

Готовность камер к фиксации нарушений

Вождение автомобиля без полиса ОСАГО является административным правонарушением. Камеры видео- и фотофиксации уже начали осуществлять онлайн-проверку наличия страховки. Официальная информация об этом нововведении подтверждена Центром организации дорожного движения Москвы и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Отсутствие ОСАГО станет причиной вынесения органами МВД постановления об административном штрафе.

Читайте также:  Валютный контроль 2022: что изменилось в № 173-ФЗ

РСА подтвердил 100% готовность к старту данной программы. По статистике этого ведомства, 6 % жителей и гостей столицы сегодня ездят без автогражданки, а часть водителей ездят с поддельными полисом и таким автовладельцам тоже будет приходить штраф. Эксперты в сфере страхования уже подсчитывают прибыли в масштабах страны, ведь порядка 4 млн автовладельцев осознанно нарушают закон о безопасности дорожном движении, не оформляя обязательный для всех водителей полис.

Есть существенная тонкость в новой возможности отслеживания вождения без полиса ОСАГО водителями. Заключается она в том, что не всегда это является нарушением.

Дело в том что соответствующий Федеральный закон подразумевает, что после покупки автомобиля (нового или б/у) у владельца есть законное право ездить на нём в течение 10 дней без страховки, но до регистрации в ГИБДД.

В таком случае о том, что будут какие-либо доработки камер, и те будут распознавать такие ситуации, не сообщается. Да и не может быть соответствующей технической возможности – камера никак не узнает о переходе права собственности на машину, если только она не новая и не едет без номеров.

Поэтому в этом случае с большой долей вероятности штраф с камеры за ОСАГО будет выписан и придёт водителю. Далее его необходимо будет обжаловать, предъявив при подаче жалобы копию ДКП.

Технические моменты и сложности

В работе этой системы все еще остается много технических моментов, и пока никто не знает, как они будут решены. Например, как быть тем, кто только купил машину и попал под всевидящее око системы? У человека по закону 10 дней на приобретение полиса ОСАГО, как это будет учитываться? Что будет, если машина куплена не новой, а с пробегом и, тем более, если речь о перекупке? Когда в цепочке несколько владельцев «однодневок» (точнее десятидневок), каждому придется оформить полис? Это сомнительно. А если полиса не будет, кому придут штрафы, новому владельцу, поставившему машину на учет, или предыдущему, который ее уже продал и считает, что не несет ответственности?

Вероятно, помимо пандемии именно технические недоработки проекта являются причиной, почему систему до сих пор не используют на российских улицах. И хотя нельзя не согласиться с тем, что сам замысел может быть полезен, главное сейчас, чтобы работа новой системы не привела к тому, что в итоге с проблемами столкнутся добропорядочные автовладельцы.

Порядок выписывания штрафа

Проверка авто на наличие полисов должна проводиться теми же системами фиксации, которые следят за скоростью машин, пересечением сплошной линии. Сведения, собранные за день, будут передаваться специалистам ГИБДД. В результате автоматической обработки и дополнительной проверки выносится решение.

Штраф с камер не будет выписан, если номер машины найден в базе РСА. Если он отсутствует, проверять дальше информацию будет инспектор в ходе ручной обработки. Он же и оформит постановление, выпишет штраф конкретному автовладельцу.

В начале предполагалось, что в тестовый период водитель будет получать только уведомление. Но острым встал вопрос, кто будет компенсировать расходы на почтовые отправления. Специалисты подсчитали, что примерно 200 тысяч водителей столицы ездят на машине без ОСАГО. Подробнее про езду без ОСАГО можно почитать здесь.

Статья по теме: Махинации и мошенничество в сфере автострахования, схемы обмана и судебная практика

Читайте также:  Нужно ли платить налог с продажи автомобиля в 2023 году, сколько он составляет?

Будут ли камеры фиксировать отсутствие полиса ОСАГО?

Однозначно ответить на вопрос невозможно, законопроект разработан, но не одобрен. Не удалось утвердить размер штрафа, кому направлять извещение — владельцу или водителю, количество выписанных штрафов в сутки. Достоверно известно, какие камеры будут штрафовать за ОСАГО и этапность процесса. Вероятнее всего, проект запустят. Что касается сроков, то это произойдет не раньше конца 2018 — начала 2019 года в Москве. К середине 2019 года проект заработает на территории всей Российской Федерации. Оформите страховой полис ОСАГО, чтобы избежать неприятностей в будущем. Когда введут штраф за езду без ОСАГО по камерам, вы сэкономите на оплате за нарушение. При утверждении неоднократного штрафования размер штрафа может достигать 10 000 рублей.

Почему возникают расхождения в базах ГИБДД и в АИС ОСАГО?

Появляются расхождения в связи с особенностями оформления страховых полисов и постановки транспортных средств на учет в ГИБДД: при покупке машины автомобилист обязан заключить договор ОСАГО, без чего купленный авто на учет в ГИБДД не поставить! При этом при первичном оформлении полиса ОСАГО в базу данных страховой компании вносится лишь VIN номер транспортного средства (так как госномеров еще нет, ведь машина не поставлена на учет в госавтоинспекции).

После того, как новоиспеченный автовладелец поставить купленную машину на учет в ГИБДД он обязан сообщить регистрационный знак (госномер) автомобиля и данные из СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства) в страховую компанию, которая бы дополнила его договор ОСАГО соответствующей информацией. Однако не все автовладельцы выполняют этот регламент, кто-то по незнанию, кто-то по забывчивости, а кто-то просто из-за собственной лени.

В результате появляется рассогласование, так как для базы данных ГИБДД требуются и VIN-номер, и госномер, а для АИС ОСАГО достаточно в качестве данных для подтверждения существования договора ОСАГО любого из этих двух номеров автомобиля. Почему на этапе проектирования структуры баз данных эти риски не были учтены остается тайной, но проблема существует.

Как это будет работать?

Сложность и главное отличие фиксации других нарушений ПДД и езды без полиса ОСАГО заключается в интеграции сразу нескольких баз, ведь это не такое нарушение, которое может увидеть камера сразу на картинке.

Таким образом, необходимо плотное взаимодействие 3 структур:

  1. базы данных РСА, которая содержит информацию о наличии ОСАГО у конкретных автомобилей с госномерами застрахованных машин,
  2. базы ЦОДД, оперирующей камерами автофиксации, которая, собственно, считывает номера авто и проверяет при взаимодействии с первой базой наличие страховки,
  3. ГИБДД, которая впоследствии в автоматическом режиме будет выписывать штрафы (постановления) с камер, если проверка покажет отсутствие в базе РСА полиса.

Для водителя же всё выглядит предельно просто, также как и со штрафами, к примеру, за превышение скорости, красный сигнал светофора, пешехода и другими:

  1. если у вас не оформлена страховка ОСАГО, и вы проезжаете под камерой, например, в Москве, то последняя считывает ваш госномер,
  2. информация проходит по базам данных по вышеописанной схеме, и, если по номеру авто отсутствуют данные о наличии полиса, то водителю отправляется штраф,
  3. вам он приходит через некоторое время по почте в виде копии постановления.

Вас также заинтересует:

  • Можно ли оплатить штраф со скидкой, если он отображается без скидки?
  • Через сколько приходят штрафы ГИБДД с камер?
  • Уведомление страховой компании о ДТП по ОСАГО: когда нужно, какие сроки и последствия?

Когда водителям ждать штрафов с камер?

Из-за ряда юридических моментов у ГИБДД и РСА возникла необходимость решить этот вопрос на законодательном уровне. Все дело в том, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО не были запущены 01.09.2018 г. по одной причине: возникли сложности привлечения водителя без полиса ОСАГО к ответственности из-за многократного попадания его автомобиля в течение 1 дня под обзор разных камер видеонаблюдения, расположенных по всему городу. То есть, по действующему закону, на водителя нужно было бы столько раз наложить штраф, сколько раз он попадал под эти камеры.

Читайте также:  Как заполнить путевой лист, чтобы подтвердить транспортные расходы?

Даже сами сотрудники службы ГИБДД и РСА сочли эту практику неразумной. Ежедневно водитель мог попасть под 5, а то и 7 камер видеонаблюдения в Москве и, соответственно, на несколько десятков тысяч рублей быть оштрафованным.

Но этот проект все-таки будет запущен. Все органы власти столицы, дорожной службы, автолюбителей дали точно понять, что старт проекта назначен на ноябрь текущего года.

Фиксируют ли камеры отсутствие полиса ОСАГО на 2021 год

Запустить автоматическую систему определения отсутствия ОСАГО у автомобилей через видеокамеры планировалось еще в 2021 году. Из-за технических сложностей и разногласий между ГИБДД и ОСАГО запуск несколько раз откладывался. Сейчас система фиксации полностью настроена и готова к работе — осталось протестировать ее и выявить возможные проблемы.

Весной 2021 года система отслеживания ОСАГО по камерам была запущена в тестовом режиме в Москве — об этом сообщила газета Коммерсантъ. За несколько месяцев тестирования было выявлено более 730 000 нарушителей — вместо штрафов им пока высылаются предупреждения. После перепроверки было установлено, что только единицы из них оформили страховку после предупреждений.

Что еще поменять в ОСАГО

В целом опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценивают внедрения контроля за ОСАГО с помощью камер. Автоматическая проверка позволит сделать водителей ответственнее и снизит количество мошенничеств с полисами обязательного страхования автогражданской ответственности.

Однако есть и другие мнения. Наиболее эффективно решить ситуацию в сфере автострахования позволит не контроль, а совершенствование продукта и сервиса, уверен директор по отраслевым решениям IT-компании КРОК в страховании Андрей Крупнов. Среди новшеств он называет введение коротких и сверхкоротких полисов ОСАГО, расчет премии на основе пробега, а также внедрение быстрого урегулирования с использованием самостоятельного осмотра и автоматической диагностики повреждений.

Подвижки есть и в этом направлении — в Госдуму внесен законопроект по полному переводу урегулирования убытков в электронный формат.

Есть ли дополнительные санкции за отсутствие страховки в 2020 году?

Некоторые водители спрашивают, какое наказание за отсутствие полиса ОСАГО им грозит помимо штрафа. Переживать не стоит: дополнительная мера в виде эвакуации ТС на штрафстоянку не предусмотрена законом. Как мы уже писали выше, единственная ситуация, в которой автомобиль могут изъять — если водитель не вписан в страховку, и никто из лиц, имеющих право на управление данным авто, не находится рядом (или не подъезжает на место остановки в ближайшее время). Такое решение логично, ведь сотрудники ДПС не могут позволить человеку, не вписанному в полис, продолжать движение: значит, необходимо транспортировать автомобиль на стоянку до выяснения обстоятельств и до того, как объявится владелец.

Еще одна санкция, которой опасаются “по старой памяти” — снятие регистрационных номеров (равносильно запрещению эксплуатации ТС). На самом деле эта мера была отменена еще в 2014 году, то есть ни в 2018, ни в 2019 вам подобное наказание не грозит.

Оштрафовали? Можно ездить дальше. Но только не удивляйтесь, если вас снова остановят и снова оштрафуют в тот же день.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *