Последствия прекращения производства по делу о банкротстве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Последствия прекращения производства по делу о банкротстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Завершение производства по делу позволяет гражданину избежать правовых последствий, установленных ст. 213.30 ФЗ № 127-ФЗ, например, запретов на замещение руководящих должностей. Однако это не касается случаев, когда производство по делу было прекращено в ходе реализации имущества, что вытекает из положений данной статьи.
Последствия прекращения дела о банкротстве физического лица
Если не была введена реализация активов должника, окончание процедуры банкротства позволяет гражданину сохранить в собственности имущество, которое, после установления несостоятельности, ушло бы с молотка.
В целом, последствия для должника определяются основаниями прекращения производства в ходе рассмотрения дела:
- если его платежеспособность была восстановлена, значит, он сможет нести и исполнять финансовые обязательства;
- при заключении мирового соглашения, в дальнейшем нужно соблюдать его условия;
- когда требования кредиторов были признаны необоснованными, это значит, что они больше не вправе предъявлять их к гражданину;
- если все кредиторы отказались от притязаний, то можно говорить о прощении задолженности или других основаниях освобождения человека от обязательств;
- удовлетворение всех требований кредиторов означает, что должник выплатил долги и больше оснований для взыскания задолженности нет.
Кто будет вести банкротство, если мобилизовали управляющего
Управляющим в банкротстве является физическое лицо, состоящее в СРО. Этот специалист тоже может попасть в списки мобилизованных, отправиться на службу в действующую часть ВС РФ. Так как после мобилизации управляющий не сможет исполнять свои обязанности, наступают следующие последствия:
- производство по делу не приостанавливается, поскольку это допускается только при мобилизации должника-ответчика;
- управляющий вправе сам подать заявление об освобождении от обязанностей (в этом случае суд будет принимать решение о замене специалиста);
- если управляющий сам не подал заявление, это может сделать его СРО (при этом будет предложена кандидатура другого специалиста из состава организации).
После замены мобилизованного управляющего на другого специалиста банкротное дело продолжится по общим правилам.
Несмотря на то что этот мораторий на банкротство — не первый, и еще в 2020 году Верховный суд РФ дал разъяснения о его применении, складывающаяся сейчас практика очень противоречивая.
Статья 9.1 закона о банкротстве не предполагает каких-либо действий со стороны должников для приостановления исполнительных производств. Но в одних городах и районах приставы делать этого не спешат, а в других и вовсе отказывают должникам, ссылаясь на то, что они не подходят по критериям. Правда, есть и примеры, когда производство приостанавливается по заявлению должника. Примерно такая же ситуация и с банками, в которые кредиторы напрямую обращаются для взыскания денежных средств со счетов должников. Одни банки принимают исполнительный документ, но ничего не списывают, ссылаясь на мораторий. Другие принимают и списывают деньги.
На текущий момент нет никаких официальных разъяснений о специфике применения моратория на банкротство в 2022 году, которые бы носили нормативный характер. Но есть ряд писем от различных инстанций, в которых изложена позиция по данному вопросу.
Финансовый управляющий
Суд после вынесения определения о признании заявления о банкротстве физического лица обоснованным — утверждает финансового управляющего.
Финансовый управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих основной функцией которого является деятельность по координации под контролем суда всей хозяйственной деятельности гражданина-должника в целях максимального удовлетворения требований его кредиторов за счет полной или частичной реализации имущества должника.
Решения финансового управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.
Суд утверждает финансового управляющего по предложению должника или на основании протокола собрания кредиторов. Суд направляет определение в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих). Если суд не указал конкретную кандидатуру финансового управляющего, то СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда представляет кандидатуру финансового управляющего. Если суд указал конкретного финансового управляющего СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда направляет информацию о соответствии требованиям кандидатуры.
Собрание кредиторов может выбрать финансового управляющего и предложить в суд кандидатуру для утверждения. Выбор финансового управляющего собранием кредиторов оформляется протоколом. СРО после получения протоколоа собрания кредиторов направляет в суд информацию о соответствии финансового управляющего требованиям Закона.
СРО обязана обеспечить свободный доступ заинтересованным лицам (кредиторам, должнику, его адвокату, представителю и т.д.) доступ к проведению процедуры выбора кандидатуры финансового управляющего.
По результатам рассмотрения представленной СРО информации суд утверждает финансового управляющего.
Если СРО не предоставляет в суд информацию по кандидатуре финансового управляющего, суд дело откладывает, заинтересованные лица выбирают иную СРО.
Обязанности финансового управляющего
Относительно имущества должника финансовый управляющий обязан выявлять и обеспечивать сохранность имущества; проводить анализ финансового состояния гражданина; уведомлять кредиторов о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина;
Относительно кредиторов обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать и (или) проводить собрания кредиторов; направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.
Контроль действий должника. Финансовый управляющий обязан рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина.
Также он обязан выявлять признаки административного правонарушения и уголовного преступления в виде преднамеренного и фиктивного банкротства.
Осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина; осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов.
Статья 128. Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
1. Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
2. Опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика);
наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;
дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
дата закрытия реестра требований кредиторов, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 142 настоящего Федерального закона;
адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику;
сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.
Заключения о банкротстве стандартно разделяют, учитывая сроки, данные на их опротестование. Например, акт-решение об отказе начала производства обжалуется по общим правилам процессуального кодекса – месяц дается на апелляцию и 2 месяца на кассацию.
Невзирая на порядок рассмотрения дел, для опротестования мирового соглашения дается месяц на кассацию. Он отсчитывается от даты подачи заявления. Если протест был направлен почтой, датой получения считается не указанная в документе, а та, которая стоит на почтовой квитанции, штемпеле.
Арбитражный управляющий обязан проинформировать о том, что производство по делу завершено в срок от 30 до 60 дней после вынесения решения арбитражем. На внесение в реестр дается еще 5 дней после получения уведомления от управляющего, поэтому медлить с обжалованием не стоит. Если в установленные сроки от сторон не поступило протестов, решение автоматически считается ими принятым.
Критерии банкротства предприятия
Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.
Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?
Комментарии к ст. 223 АПК РФ
1. К федеральным законам, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, относятся следующие Законы: от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» , от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).
———————————
Утратил силу с 1 июля 2009 г., но применяется к процедурам, возбужденным до указанной даты.
Необходимо отметить, что текст последнего Закона за семь лет претерпевал изменения и дополнения 23 раза, далеко не все они носили косметический характер. Федеральные законы от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ, от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ, от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ внесли существенные по своей сути и значительные по объему изменения и дополнения, что потребовало коренного пересмотра правоприменительной практики. Существует распространенное и весьма справедливое мнение о том, что интенсивное обновление законодательства значительно осложняет его применение, одним из основных условий определенности и единообразия которого является его устойчивость.
В ч. 1 ст. 223 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» говорится о системной связи в применении Кодекса и Закона о несостоятельности, при этом обращается внимание на специальный характер закона, что в соответствии с общеправовым принципом lex specialis derogat generali позволяет на практике правильно и непротиворечиво применять оба нормативных правовых акта.
Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу закона относятся к специальной подведомственности арбитражных судов (ст. 33 АПК). Они рассматриваются арбитражными судами независимо от того, кто инициирует это производство, гражданин или юридическое лицо, а также в отношении кого оно инициируется, юридического лица или гражданина. Без судебного порядка невозможно применение (введение, открытие) ни одной из предусмотренных Законом о банкротстве процедур (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение, конкурсное производство). Порядок судопроизводства в арбитражных судах, по сути, является основной формой существования и действия норм о банкротстве. Банкротство с юридической точки зрения вне судебного процесса нелегитимно.
Нельзя признать специфическим процессуальным лишь порядок рассмотрения и разрешения дела до признания должника банкротом, а конкурсное производство относить к особому виду исполнительного производства. Действующее законодательство определяет конкурсное производство как процедуру банкротства, которая, как и все другие процедуры банкротства, является судебной. Введение (открытие), продление и завершение каждой процедуры в деле о банкротстве определяются судом и оформляются соответствующим судебным актом. Законом о банкротстве расширены специальные основания прекращения производства по делу о банкротстве, которые подтверждают специфику организации этого вида судопроизводства. Производство по делу о банкротстве, в частности, подлежит прекращению в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в том числе в ходе конкурсного производства (абз. 7 п. 1 ст. 57 Закона).
Публично-правовая составляющая процедур несостоятельности связана с тем, что состояние банкротства предполагает невозможность исполнения должником всех имеющихся обязательств, нарушение принципа надлежащего исполнения обязательств, в связи с чем государство в лице арбитражного суда осуществляет предварительный и последующий контроль за проведением процедур несостоятельности, исполнением лицами, участвующими в деле о несостоятельности, предусмотренных законом обязанностей и реализацией предоставленных прав, которые, в свою очередь, служат достижению основной цели проведения процедур в деле о несостоятельности, а именно соразмерному удовлетворению требований всех кредиторов в очередности, порядке и объеме, предусмотренном законом.
Для реализации мер по защите прав в деле о банкротстве предусмотрены юрисдикционные и неюрисдикционные их формы. Юрисдикционная форма конкурса представляет собой процессуальное производство и охватывает разрешение тех юридических противоречий, которые нельзя обойти без обращения к судебной власти, а также властных полномочий иного компетентного органа. При этом каждый вид юрисдикционной формы характеризуется самостоятельными средствами защиты (заявление, жалоба, ходатайство, иск), что, в свою очередь, влечет применение специфических способов защиты и построение особой процедуры.
В деле о банкротстве необходимо установление фактов, имеющих юридическое значение для должника, кредиторов, а также для иных заинтересованных лиц. К таким фактам относятся наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность проведения процедур финансовой санации должника, возможность проведения организационных процедур, направленных на оздоровление и восстановление платежеспособности должника. Это связано с решением специфических финансово-экономических задач, а также необходимостью учета интересов значительного числа кредиторов и иных заинтересованных лиц. Для объективного и успешного решения указанных вопросов требуется введение специальных процедур, юридически полная и всесторонняя регламентация которых в рамках общих норм АПК не представляется возможной.
Специфический характер судопроизводства по делу о банкротстве, отличающий его от иных видов производ��тва, выражается в следующем.
Если причиной обращения в арбитражный суд с целью инициирования искового производства является желание защитить (восстановить) оспоренные или нарушенные субъективные права, то возбуждение производства по делу о банкротстве направлено на защиту охраняемого законом интереса кредитора. При этом реализации восстановленного или признанного судом права может препятствовать множество кредиторов.
При наличии нескольких кредиторов должника, имущественные интересы которых, как правило, не совпадают и противоречат друг другу, возникает необходимость применения цивилизованных правовых механизмов, позволяющих максимально соблюсти интересы всех кредиторов в целом и каждого в отдельности.
Обращение должника в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом связано с необходимостью соблюдения прежде всего законных имущественных интересов самого должника. Последний не в состоянии удовлетворить требования всех своих кредиторов по причине недостаточности имущества. Должник заинтересован в применении предусмотренных законом процедур банкротства, которые позволяют временно приостановить исполнение по имеющимся обязательствам.
Материально-правовая природа дел о банкротстве обусловливает специфические задачи судопроизводства: обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа его финансового состояния, определение размера и состава требований всех кредиторов, применение реабилитационных процедур (финансовое оздоровление, внешнее управление) при наличии к тому оснований, справедливое соразмерное удовлетворение требований всех кредиторов в специфических условиях ликвидации (имеется в виду конкурсное производство). Установление наличия или отсутствия юридических фактов в ходе рассмотрения дела о банкротстве (в том числе факта несостоятельности) необходимо для формирования у суда вывода по поводу обоснованности заявленных материально-правовых требований.
Для дел о банкротстве не характерен такой признак, присущий исковой форме защиты нарушенного права, как наличие двух сторон с противоположными интересами. По смыслу ст. 34 Закона о банкротстве должник и кредиторы не являются сторонами. Сторонами называют лиц, спор между которыми должен разрешить суд. В процедурах несостоятельности, особенно после признания должника банкротом, между кредитором и арбитражным управляющим, представляющим должника, отсутствует спор как таковой, а судебная форма выявления, например, размера требований очередного конкурсного кредитора, существует для обеспечения единого и подконтрольного арбитражному суду порядка достижения конечных целей процедур несостоятельности.
Банкротство юридических лиц
Российское законодательство о несостоятельности предусматривает «сбалансированную модель» процедур банкротства, направленную на равное отношение к интересам кредиторов и должников. Заявленное банкротство является основанием для того, чтобы провести все процедуры, принять необходимые меры для предотвращения от появления у гражданина, ИП или юрлица статуса банкрота, поскольку это не просто статус, а определённые правовые последствия. Существует пять процедур, которые могут применяться к должнику, чтобы иметь основания получить официальное признание банкротства юридического лица. А именно:
- Наблюдение – процедура длительностью до 7 месяцев, направленная на обеспечение сохранности имущества должника, анализ финансового состояния всей потенциальной конкурсной массы (количества денежных средств и активов), составление реестра требований заимодавцев, в соответствии с первоочерёдностью выполнения требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. На этом этапе осуществляется важная работа арбитражного управляющего при банкротстве предприятия или компании, поскольку представленный им отчёт будет весомым при принятии решения арбитражного суда решения в процессе банкротства. Именно от этого отчета зависит, будет ли проведено финансовое оздоровление или назначено внешнее управление.
- Финансовое оздоровление должника – процедура, направленная на восстановление платежеспособности заёмщика путём уплаты долгов в соответствии с графиком погашения задолженности. При процедуре финансового оздоровления открывается конкурсное производство, так называемая санация, которая проводится, если наряду с признаками банкротства есть основания полагать, что существует вероятность восстановление платёжеспособности несостоятельного лица. Максимальный срок, который отведён на эту процедуру – до 2 лет. Обычно завершение процедуры финансового оздоровления зависит от восстановления платёжеспособности должника. В случае успеха проведённых мер, прекращение делопроизводства, согласно статье № 57 Закона о банкротстве, станет реальностью. Если финансовое восстановление фактически не улучшило платежеспособность должника, суд по заявлению комитета кредиторов может начать ликвидационное производство.
- Внешнее управление – процедура, направленная на восстановление платежеспособности заёмщика в соответствии с планом внешнего управления, который включает различные экономические меры, такие как продажа активов должника, уступка требований, увеличение уставного капитала и т. д.
- Ликвидация – процедура, направленная на реализацию имущества и активов должника, удовлетворение требований кредиторов и последующую ликвидацию должника. Если платежеспособная компания ликвидируется, требования кредиторов удовлетворяются в определённом порядке. Процедура ликвидации может длиться не более 12 месяцев.
Основания прекращения процедуры несостоятельности
Ст.57 упомянутого выше ФЗ №127 закрепляет перечень оснований, по которым осуществляется прекращение исполнительного производства при банкротстве. Среди них:
- подписание всеми сторонами мирового соглашения;
- полное восстановление платежеспособности организации, если это случилось на этапе оздоровления и внешнего управления;
- выплата всей задолженности кредиторам, включенным в реестр;
- подтверждение необоснованности требований, предъявленных контрагентом, заявившим о банкротстве задолжавшего лица;
- отказ контрагента от претензий;
- отсутствие денег на покрытие судебных расходов и оплату труда управляющего.
Нужно понимать, что указанный список причин не является императивным. Это значит, что перечень может быть дополнен иными нормами права, содержащимися как в данном законе, так и в других. Например, ст.125 данного ФЗ устанавливает возможность прекращения судебного процесса при внесении оплаты по обязательствам должника третьими лицами. Но это должно произойти на этапе конкурсного производства.
Как долго будет действовать мораторий?
Премьер-министр сообщил, что мораторий будет действовать полгода и коснётся как организаций, так и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Таким образом, мораторий будет действовать с первого апреля 2022 года до первого октября 2022 года. Однако на этом его действие может и не прекратиться.
Пунктом 1 ст. 9.1 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено право Правительства РФ на продление срока действия моратория в случае, если послужившие основанием введения меры обстоятельства не были устранены.
Отсрочка банкротства (несостоятельности) – ходатайство, последствия
Теоретически ход дела о банкротстве может быть прерван по ходатайству любого лица, которое является его участником. Но практически не все так просто.
Приостановление дела о банкротстве возможно только при наличии веских для арбитражного суда оснований.
Приостановление дела о банкротстве – это прерывание срока рассмотрения по ходатайству любого участвующего в нем лица, если его целью является обжалование решений арбитражного суда, кредиторских собраний и прочих процессуальных документов (ст. 58, ФЗ «О несостоятельности»).
Приостановление дела о банкротстве в определенной мере ограничивает действия арбитражного суда, который не вправе принимать акты, предусмотренные ст. 52 ФЗ «О несостоятельности должника».
Но нельзя сказать, что приостановление полностью замораживает весь судебный процесс.
приостановление дела о банкротстве
Однако прекратить уже инициированный процесс банкротства все еще непросто, хотя и в этом отношении можно наблюдать определенную позитивную динамику.
Теперь право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением возникает лишь у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам, чьи требования подтверждены вступившим в законную силу судебным актом или арбитражным решением (п. 2 ст. 7 Закона N 127-ФЗ).
- удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;