Проводим Осмотр и Браковку Съёмных Грузозахватных Приспособлений и Тары!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проводим Осмотр и Браковку Съёмных Грузозахватных Приспособлений и Тары!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Периодичность и порядок проведения осмотра такелажного оборудования (стропов, канатов) устанавливаются требованиями РД-10-33-93, п.7, 08.09.1998, рекомендациями производителя, квалифицированным инженерным персоналом предприятия или специализированной организацией.

Проверка текстильных строп

Проверка текстильных строп состоит из двух этапов:

  • визуальный осмотр;
  • инструментальный контроль.

Стропы не должны использоваться для проведения грузоподъемных работ при обнаружении таких дефектов:

  • отсутствие бирок и маркировки;
  • узлы и поперечные разрывы на поверхности лент;
  • порезы и продольные разрывы, длина которых больше 50 мм;
  • расслоение лент, превышающее 0,5 мм, отслаивание краев или сшивки у петли;
  • обрывы нитей, которые превышают 10% ширины ленты;
  • повреждения, возникшие при воздействии химических веществ, сквозные отверстия;
  • большие загрязнения от цемента, краски, нефтепродуктов, грунта.

Срок эксплуатации стропов и чалок

Срок эксплуатации чалок, канатных, цепных или текстильных, не ограничивается временным параметром. Критерием прихода в негодность выступают повреждения. Наличие этих повреждений оценивается во время проверки статической нагрузкой. Рекомендованные интервалы проверок составляют:

В процессе эксплуатации стропы должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки (но не реже чем через 5 и 10 дней) при постоянном использовании на кранах

  • 1 месяц – для текстильных строп;
  • 3 месяца – для канатных строп;
  • 6 месяцев – для цепных строп.

Перечень правил, по которым грузозахватные приспособления допускаются к работе, в общих чертах регламентирован двумя документами:

  • правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
  • федеральным законом «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»

На основании этих документов локально разрабатываются отраслевые инструкции, в которых приводятся алгоритмы проверки и выбраковки строп.

Журнал осмотра и учета

Результаты осмотров стропов, захватов и других съемных грузоподъемных оборудований и приспособлений отражаются в журнале осмотра и учета. Форма журнала утверждается владельцем приспособлений. Рекомендуется следующая форма заполнения:

Обозначение Наименование Кол Материал Масса 1 шт. Масса всех Примечания Подпись
1 ГОСТ 7668-69 Канат 33-I-H-180 lзаг 44 м 1 184,8 185

Журнал осмотра и учета

Результаты осмотров стропов, захватов и других съемных грузоподъемных оборудований и приспособлений отражаются в журнале осмотра и учета. Форма журнала утверждается владельцем приспособлений. Рекомендуется следующая форма заполнения:

Обозначение Наименование Кол Материал Масса 1 шт. Масса всех Примечания Подпись
1 ГОСТ 7668-69 Канат 33-I-H-180 lзаг 44 м 1 184,8 185

Правила, периодичность, регламентируемый порядок осмотра стропов

Периодичность и порядок проведения осмотра такелажного оборудования (стропов, канатов) устанавливаются требованиями РД-10-33-93, п.7, 08.09.1998, рекомендациями производителя, квалифицированным инженерным персоналом предприятия или специализированной организацией.

Осмотр стропов выполняется один раз в 10 дней. Периодичность осмотра строповочного оборудования зависит от интенсивности, климатических условий эксплуатации, технических характеристик.

Если стропы эксплуатируются интенсивно, с высокими нагрузками, то осмотр надо выполнять раз в пять дней. Стропы и канаты, хранящиеся на складе, инспектируют непосредственно перед началом такелажных работ.

Для стропов с различными техническими характеристиками, из разных материалов установлен разный порядок осмотра.

Для канатных строп необходимо выполнять проверку в три этапа:

  • наружный осмотр визуально;
  • инструментальная проверка;
  • внутренний осмотр – необходим для проверки состояния сердечника и прядей стропа.

Инспекция цепных и текстильных стропов выполняется при помощи наружного осмотра, инструментальным методом.

Испытание поясов предохранительных. Периодичность испытания поясов предохранительных

Периодичность проверки или испытания страховочных привязей Испытание предохранительных поясов,ремней и привязей. С одной стороны, это выгодно работодателю, так как позволяет избежать серьезных материальных затрат на закупку СИЗ, а с другой, к сожалению, авторам не известен законный способ временно оформить данное снаряжение для работы в сторонней организации. По второму пункту стоит оговориться, что с точки зрения российского законодательства существует спортивное и промышленное снаряжение.

Отличие между этими двумя видами снаряжения зачастую существует только на бумаге. Более того, ряд моделей представлен производителями в двух вариантах и как спортивное, и как промышленное, часто отличающихся только цветом и сопровождающей документацией. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно! Одной из важнейших составляющих качества продукции является ее сопровождение в течение всего жизненного цикла, в том числе проведение периодических проверок.

В году был разработан и утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 декабря г. В соответствии с изменениями от 8 декабря г. В последние годы вступили в действие сразу несколько российских стандартов, гармонизированных с европейскими стандартами EN. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. СИЗ от падения с высоты. Основные требования к инструкции по применению и маркировке.

Привязи для удержания и позиционирования на рабочем месте и стропы для рабочего позиционирования. Привязи для положения сидя. Средства защиты от падения ползункового типа с гибкой анкерной линией. Средства защиты ползункового типа на жесткой анкерной линии. Средства защиты от падения втягивающего типа. Стандарты, разработанные по программе Ростехрегулирования и проходящие процедуру утверждения в г.

2.1.1. Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов,

а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

Проектирование и изготовление грузовых стропов должны проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими проектирование и изготовление стропов в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.

Для получения разрешения (лицензии) на изготовление стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы Госгортехнадзора документы, указанные в п. 2.1 Положения о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 № 20.

К заявлению предприятия – изготовителя стропов должны быть приложены и другие документы, подтверждающие возможность и готовность качественного изготовления стропов, в том числе:

технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;

рабочие чертежи стропов;

описание технологического процесса изготовления стропов (технологические карты);

сертификаты на канаты и цепи;

справка о наличии аттестованных специалистов (при необходимости выполнения сварочных работ).

Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом (форма Паспорта стропа приведена в ).

2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.

2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° ().

Рис. 1.

Строповка груза двух- (
а
),трех- (
б
) и четырехветвевыми (
в
) стропами

2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.

2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.

2.1.6. При проверке прочности сечения рабочей части крюка стропа и учете кривизны последнего запас прочности по отношению к пределу текучести материала принимают не менее 1,2, а для сечения ветвей головки крюка с проушиной при расчете на растяжение – не менее 1,5.

Периодический осмотр СИЗ от падения с высоты: типовые повреждения

В соответствии с пунктом 120 Правил по охране труда при работе на высоте, «Средства коллективной и индивидуальной защиты работников должны использоваться по назначению в соответствии с требованиями, излагаемыми в инструкциях изготовителя, нормативной технической документации, введенной в действие в установленном порядке. Использование средств защиты, на которые не имеется технической документации (инструкции), не допускается.»

Далеко не все производители наносят маркировку на свои изделия таким способом, который обеспечивает ее долговечность и читаемость на протяжении всего срока службы изделия. В соответствии с правилами проведения периодических осмотров, производители СИЗ запрещают эксплуатацию СИЗ при отсутствии маркировки, которая была нанесена изготовителем или при повреждении такой маркировки. При повреждении маркировки становится невозможным идентифицировать СИЗ, установить дату производства, срок службы и т.д.

Большинство повреждений СИЗ являются типовыми и встречаются у многих пользователей. В этот раз мы решили показать различные типовые повреждения СИЗ, на которые необходимо обращать внимание. Все показанные повреждения снижают защитные свойства СИЗ. Средства защиты с такими повреждениями не обеспечивают безопасность работников во время выполнения ими работ на высоте!

  • Повреждение канатов. Канаты, из которых изготовлены стропы, могут быть повреждены путем пореза, трения, оплавления. При постоянном изгибе каната (например, в пряжке регулировки длины) может образоваться постоянная деформация, которая снижает прочностные свойства каната.
  • Ленты и стропы могут повреждены путем истирания, пореза, трения, оплавления. При использовании ленты (стропы) в анкерной линии она может быть повреждена от периодического воздействия натяжного механизма. При использовании привязи из обычных материалов при выполнении огневых работ, ленты могут быть повреждены искрами сварки.
  • Нанесение самостоятельной маркировки на изделие. Наиболее часто работники наносят свои имена маркером на текстильные изделия для идентификации. Если надпись нанесена маркером на силовой стропе, такое изделие подлежит списанию. Маркеры, а также краска, изолента и другие вещества могут снижать прочность изделий.
  • Деформация металлических изделий от приложения неправильной или чрезмерной нагрузки.
  • Коррозия металлических изделий.
Читайте также:  Выезд из России через сухопутную границу: страны, правила, документы

Отсутствие маркировки единым знаком обращения на территории Таможенного союза (ЕАС). Изделие произведено в 2022 году.

Периодичность проверки стропов, клещей и траверс в процессе их эксплуатации

Осмотр грузозахватных приспособлений проводится лицом, ответственным за безопасное производство один раз в 10 дней, а редко используемых – перед выдачей в работу, после чего делается запись в журнале. Стропальщик производит осмотр съемных грузозахватных приспособлений перед началом работы и в случае обнаружения неисправностей сообщает об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ.

Допустимое расстояние между выступающими частями крана и штабелями

Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм — не менее 400 мм.

Сигналы, подаваемые машинисту крана

Билет № 24

Предупредительные плакаты в зоне работы крана

Опасная зона крана должна быть обязательно ограждена по периметру проводимых работ. Вокруг зоны работ натягивается сигнальная лента либо веревка с вывешенными на ней красными флажками, также могут выставляться предупредительные плакаты: “Стой, опасная зона”.

Оказание первой помощи при переломе позвоночника

Признаки: появляется сильная боль в по­врежденной области, исчезает чувствительность, наступает па­ралич ног.

Оказание помощи. Укладывать пострадавшего на мягкие носилки нельзя. Мож­но — только на щит (широкую доску, фанеру, снятую с петель дверь), покрытый одеялом или пальто, на спину. Поднимать его надо очень осто­рожно, в один прием, чтобы не вызвать смещения отломков и более тяжелых разрушений спинного мозга и органов таза. Несколько человек могут под­нимать пострадавшего, взяв­шись за его одежду и действуя согласованно, по команде. Если нет досок, щита, по­страдавшего кладут на пол автомашины и везут осторожно (без тряски). Человека с пере­ломом шейного отдела позво­ночника следует оставить на спине с валиком под лопатка­ми, закрепить голову и шею, обложив их по бокам мягкими предметами. Если повреждены кости таза, ноги пострадавшего несколько разводят в стороны

(«положение лягушки») и под колени подкладывают плотный валик из сложенного одеяла, скатанной одежды.

Правила выбраковки канатов

Не допускается эксплуатация канатных стропов со следующими дефектами:

— уменьшение диаметра каната из – за износа или коррозии на 7 % и более

— уменьшение диаметра наружных проволок из – за износа или коррозии на 40 % и более

— уменьшение диаметра на 10 % из – за повреждения сердечника

— обрыв хотя бы одной пряди

— выдавливание сердечника

— повреждения из – за воздействия температуры или электрического дугового разряда

— деформации коуша или износа сечения более чем на 15 %

— трещины на опрессовочной втулке или изменение ее размера более чем на 10 % от первоначального

— отсутствие на крюке предохранительного замка

— перекручивания, перегибы, заломы каната

отсутствие паспорта на бирке

Обязанности стропальщика при зацепке груза

Не приступать к работе до получения задания, а в случае неясности его — и получения инструктажа от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Во время работы стропальщик должен быть всегда внимательным, точно выполнять все указания настоящей инструкции и помнить, что от этого зависит безопасность как его самого, так и других рабочих.

При зацепке груза:

Руководствоваться схемами строповки грузов. Строповку редко поднимаемых грузов, на которые не разработаны схемы строповки, производить под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Проверить массу груза, предназначенную к перемещению краном, по списку грузов или по маркировке на грузе. Если нет возможности определить массу груза, то узнать ее у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключалась возможность падения отдельных его частей (досок, бревен, прутков) и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении, для этого строповку длинномерных грузов производить не менее, чем в двух местах.

Железобетонные и бетонные изделия, а также другие грузы, снабженные петлями, рымами, цапфами производить за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, рымы, цапфы.

При подвешивании груза на двурогие крюки стропы накладывать таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка одновременно.

Неиспользованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа укрепить так, чтобы при перемещении груза исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

Технология и методика изготовления

Под канатными стропами имеют в виду специальные металлические тросы с захватными элементами на концах. Прежде всего, изготовление и маркировка стропов такого типа регламентируются ГОСТом 25573-82 и ТУ. Нормативный документ предполагает использование достаточно качественных материалов, в результате чего, можно не сомневаться в надежности таких приспособлений.

Важно!

Перед покупкой строп обязательно следует ознакомиться со всеми сертификатами производителя, чтобы точно быть уверенным в качестве грузоподъемных приспособлений.

При изготовлении канатных строп необходимо заделывать концы каната. Существует два основных метода заделки:

  • ручной заплет;
  • опрессовка при помощи алюминиевой втулки.

Используя второй вариант,пряди не просто засовываются во втулку, но и образовывают с этим элементом однородное по сечению тело. Втулки могут отличаться разными диаметрами, все они указаны в нормативных актах.

При производстве втулок используют алюминиевые сплавы, которые имеют технические свойства, не ниже чем сталь 20. После того, как опрессовка будет завершена, конец каната должен выступать на 2-3 миллиметра.

В случае использования методики ручного заплета, пряди распущенного каната вплетаются в пряди нераспущенного изделия. В этом случае необходимо выполнить оклетневку – обмотку прядей с помощью проволоки или специальной просмоленной ленты. Благодаря этому стропы легко проходят отверстия рым-узлов во время освобождения груза от подобных приспособлений. Места заплетки укрепляют с помощью:

  • обжимных роликов;
  • протягивания через обжимную втулку;
  • обстукивания молотком.

Как метод ручного заплета, так и опрессовка обладают своими преимуществами, при этом первый вариант пользуется немного большей популярностью, поскольку работать с такими приспособлениями несколько проще и удобнее.

Технология изготовления строп предполагает, что захваты и скобы будут подвержены термообработке-нормализации. После такой процедуры, твердость металлов должна составлять от НВ 110.

Проверка СИЗ от падения с высоты

В процессе эксплуатации средства индивидуальной защиты от падения с высоты могут изнашиваться, портиться под воздействием неблагоприятных факторов, выходить из строя в случае срабатывания амортизационных механизмов и пр. Оценкой значимости дефектов и принятием решения о дальнейшей эксплуатации средства индивидуальной защиты согласно п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, занимается уполномоченное работодателем должностное лицо либо комиссия по охране труда.

Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты назначается приказом по организации и должно обладать 3 группой допуска по безопасности, группа подтверждается удостоверением, которое можно получить после прохождения очного или удалённого обучения безопасным методам работы на высоте. Помимо этого ответственный сотрудник должен знать:

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

Периодичность и объём проверок средств индивидуальной защиты от падения с высоты регламентирован п.123 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты от 16.11.2020 №782н. Согласно этому документу, «динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты в эксплуатирующих организациях не проводятся».

Срок испытания страховочной привязи

И самое главное, о чем нужно постоянно помнить работодателю: переход от жесткого регламентировани я безопасности производственног о процесса к риск-ориентирова нному подходу, при котором решение можно принимать самостоятельно – это лишь кажущаяся свобода; в первую очередь, личная ответственность за безопасность персонала. Именно работодатель обязан безопасно организовать процесс и от качества обучения сотрудников многое зависит.

  • Наличие маркировки, подтверждающее проведение эксплуатационных испытаний;
  • Отсутствие деформаций, трещин, коррозии металлических деталей;
  • Отсутствие разрывов, порезов, прожогов, расплетений ремня и ниток, других дефектов, снижающих прочность;
  • Карабин должен открываться свободно, без заедания.
  • ПП I А (Арег.) — с фалом из полиамидной ленты. ПП I аА — тоже с амортизатором.
  • ПП I Б — с фалом из металлического каната. ПП I аБ — тоже с амортизатором.
  • ПП I В (Врег.) — с фалом из полиамидного каната. ПП I аВ — тоже с амортизатором.
  • ПП I Г- с фалом из цепи. ПП I аГ- тоже с амортизатором.

Периодичность и объём проверок средств индивидуальной защиты от падения с высоты регламентирован п.п. 95-96 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты от 28.03.2014 №155н. Согласно этому документу, «динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся».

При этом п.96 Правил охраны труда при работе на высоте вменяет в обязанность работников проводить тщательный осмотр страховочных средств до и после использования. Особенно это касается тех средств, которые эксплуатируются под воздействием агрессивных сред, например, привязь сварщика и др.

Срок эксплуатации страховочной привязи – периодичность проверки (осмотра)

При визуальном осмотре соединительных звеньев обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют работу защёлки карабина и возвратной пружины.

Спусковые устройства осматривают на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют способность к перемещению и торможению, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

Читайте также:  Как и где оформить опекунство над пожилым человеком?

При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

Визуальный осмотр блокирующих устройств втягивающего типа проводят по тем же параметрам, что и осмотр стропов и страховочных привязей. На функциональных пробах обращают внимание на способность ленты свободно вытягиваться и втягиваться, а также остановку при резком приложении нагрузки.

Настоящий стандарт устанавливает минимальные общие требования к инструкциям по применению, техобслуживанию, периодической проверке, ремонту, маркировке и упаковке средств индивидуальной защиты, представляющих собой устройства для охватывания тела (привязи) и иное оборудование, которые при их совместном применении должны предотвращать падение человека с высоты, позволять человеку занимать необходимое рабочее положение и, соответственно, обеспечивать его безопасность при работе.

Настоящий стандарт не предназначен на нормирование:

— специальных требований, которые относятся только к определенному конкретному СИЗ либо иному оборудованию для предотвращения падения с высоты и к его применению, которые должны быть установлены в специальном стандарте;

— СИЗ либо иного оборудования для предотвращения падения с высоты, которые применяются в области спорта и развлечений.

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт. Для датированных ссылок применяют только указанное издание, для недатированных ссылок — последнее издание ссылочного документа (включая любые поправки).

EN 361, Personal protective equipment against falls from a height — Full body harnesses (Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Ремни для всего тела)

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 техническое обслуживание (maintenance): Действия по поддержанию СИЗ либо иного оборудования в надежном рабочем состоянии путем профилактических мер, например чистки и обеспечения пригодного места для хранения.

3.2 периодическая проверка (periodic examination): Действия по периодическому исполнению углубленной проверки СИЗ либо иного оборудования на предмет наличия дефектов, например повреждений или износа.

3.3 компетентное лицо для периодической проверки (competent person for periodic examination): Лицо, которое ознакомлено с текущими требованиями к периодическим проверкам, рекомендациями и инструкциями, составляемыми производителем применительно к соответствующим компоненту, подсистеме или системе.

Примечания

1 Данное лицо должно уметь определять и оценивать значимость дефектов, инициировать коррективные действия и иметь необходимые знания и ресурсы для этого.

2 Для компетентного лица может потребоваться обучение производителем либо его уполномоченным представителем по тому или иному конкретному СИЗ или иному оборудованию в силу, например, новизны или сложности последнего либо в том случае, если для разборки, повторной сборки или оценки СИЗ или иного оборудования необходимы познания, являющиеся определяющими для безопасности; также может возникать необходимость в обучении в связи с модификациями и видоизменениями.

3 Лицо может считаться компетентным для выполнения периодических проверок в отношении одной конкретной модели СИЗ либо иного оборудования либо может считаться компетентным для проверки нескольких моделей.

3.4 производитель (manufacturer): Изготовитель, уполномоченный представитель изготовителя или ответственный компоновщик (в соответствии с конкретной ситуацией), отвечающий за разработку, испытания и выпуск готовых компонентов, подсистем или систем, которые предлагаются на рынке.

Испытания страховочных поясов 2021

К сожалению, ГОСТ Р ЕН 365-2010 оговаривает лишь возможность обучения производителем либо его уполномоченным представителем компетентных лиц, а так как производители на данный момент официально не проводят обучение, отсутствует порядок аккредитации учебных учреждений, общие требования, типовые программы, многие учебные центры безосновательно вносят аттестацию по обслуживанию и проверке СИЗ в удостоверения о допуске к работам на высоте, пользуясь пробелами законодательства . Учитывая специфику задач, многообразие факторов и получаемых знаний, по нашему мнению, обучение подобных специалистов следует выделять в отдельный, отличный от иных, курс по безопасности работ на высоте. По сути, эти специалисты не выполняют работы на высоте, в привычном понимании, а нацелены на обеспечение безопасной эксплуатации СИЗ.

Испытание монтажных поясов на базе нашей лаборатории включает в себя комплекс действий, предусмотренных нормативными документами. Спасательные, страховочные, монтажные и пожарные пояса в обязательном порядке подвергаются полномасштабной визуальной и механической проверке на прочность. Прежде чем на руки заказчику выдаётся акт о соответствии СИЗ нормам безопасности и ГОСТам, пояса и привязи проходят следующие этапы проверки:

Пункт 6 «При невозможности исключения работ на высоте, работодатель должен обеспечить реализацию мер СУОТ по снижению установленных уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника, в том числе путем использования следующих инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия на работников идентифицированных опасностей. А) Применение защитных ограждений высотой 1,1 метра и более, обеспечивающих безопасность работника от падения на площадках и рабочих местах. Б) Применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применение подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов. В) Использование средств коллективной и индивидуальной защиты.»

Периодичность и объём проверок средств индивидуальной защиты от падения с высоты регламентирован п.п. 95-96 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты от 28.03.2014 №155н. Согласно этому документу, «динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся».

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

Можно ли продлить срок эксплуатации страховочной привязи?

Пункт 4
«Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты, в соответствии с классификацией работ на высоте, указной в пункте 3 Правил.
Работы, отнесенные работодателем к работам на высоте, должны быть учтены в локальных документах СУОТ.»

Пункт 6
«При невозможности исключения работ на высоте, работодатель должен обеспечить реализацию мер СУОТ по снижению установленных уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника, в том числе путем использования следующих инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия на работников идентифицированных опасностей.
А) Применение защитных ограждений высотой 1,1 метра и более, обеспечивающих безопасность работника от падения на площадках и рабочих местах.
Б) Применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применение подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов.
В) Использование средств коллективной и индивидуальной защиты.»

С самых первых пунктов приказа №782н мы видим отсылку к риск-ориентированному подходу, в том числе через СУОТ. На наш взгляд, абсолютно правильно закреплять такие требования в Правилах по охране труда. Кроме того, если сравнить новую трактовку с аналогичным пунктом 16 из Приказа №155н, то в новой трактовке он оформлен гораздо более содержательно.

Система управления охраной труда (СУОТ) — это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации выражается как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда.

В настоящее время действует национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», а также следующие стандарты: ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».

Дальше — больше. В пункте 11 текущих ПОТРВ четко указан перечень работ на высоте, которые работодатель обязан организовать с выдачей наряда-допуска. А в 21 пункте текущих ПОТРВ уточняется, что наряд-допуск должен выдаваться и при выполнении работ на нестационарных рабочих местах. Такая организация работ иногда вызывала определенные трудности, которые были связаны непосредственно с выдачей наряда-допуска. В новой версии ПОТРВ приказ №782н работодателю дается больше свободы в части организации работ.

Пункт 7
«Работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 метров и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 метров от неограждённых (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 метров, либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 метра, выполняются по заданию работодателя на производство работ с выдачей оформленного на специальном бланке наряда-допуска на производство работ.»

Пункт 8
«Работы на высоте, для которых принятыми работодателем мерами обеспечения безопасности обеспечен минимальный допустимый риск его падения, в том числе, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 6, а также периодически повторяющиеся работы на высоте, указанные в пункте 7, и которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса, характеризующиеся постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей, в соответствии с действующей у работодателя СОУТ можно проводить без наряда-допуска.»

Думаю, у этого пункта будет много толкований, и он может привести к спорам при оформлении НД, однако очевидно, что при соблюдении требований по минимизации рисков можно выполнить работы на высоте без оформления наряда-допуска в тех случаях, где ранее без него было не обойтись. Снижение нагрузки на работодателя при сохранении уровня безопасности работ на высоте — хороший шаг.

Данный раздел был существенно дополнен, детализирован и доработан. Один из основных пунктов, свидетельствующих о снижении законодательных ограничений для бизнеса и переходу к риск-ориентированному подходу, является пункт 45 ПОТРВ 2021 года (Приказ №782н). Он заменил собой сходный пункт 18 текущих ПОТРВ. До 1 января 2021 года было запрещено выполнение работ на высоте:

  • а) в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15 м/с и более;
  • б) при грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, а также ��ри гололеде с обледенелых конструкций и в случаях нарастания стенки гололеда на проводах, оборудовании, инженерных конструкциях (в том числе опорах линий электропередачи), деревьях;
  • в) при монтаже (демонтаже) конструкций с большой парусностью при скорости ветра 10 м/с и более.
Читайте также:  ВОЗРАЖЕНИЕ на исковое заявление о взыскании алиментов на ребенка

Теперь вместо ограничений установлена ответственность работодателя предусмотреть меры по снижению риска, которые позволяют выполнить работы при особых опасных условиях, например, при скорости воздушного потока более 15 м/с. В определенных ситуациях (например, в условиях Крайнего Севера), антенно-мачтовые сооружения и другие объекты находятся в постоянном обледенении, поэтому, на данный момент, приходилось выполнять работы с нарушением текущих требований по охране труда при работе на высоте. Новая трактовка дает больше свободы действий для организатора работ, однако не снимает с работодателя ответственности за организацию и соблюдение мероприятий по безопасности работ на высоте в особых условиях. На наш взгляд, такие дополнения позволят повысить эффективность работ.

Пункт 45
«Не допускается выполнение работ на высоте без оформления наряда-допуска с указанием в пункте 3 наряда-допуска соответствующих мероприятий по безопасности работ на высоте при указанных в пункте 4 наряда-допуска особых условий выполнения работ, в том числе:

  • а) в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15 м/с и более;
  • б) при грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, а также при гололеде с обледенелых конструкций и в случаях нарастания стенки гололеда на проводах, оборудовании, инженерных конструкциях (в том числе опорах линий электропередачи), деревьях;
  • в) при монтаже (демонтаже) конструкций с большой парусностью при скорости ветра 10 м/с и более.»

Аналогичные изменения внесены в раздел «Требования по охране труда при работе на антенно-мачтовых сооружениях». В Правилах по охране труда при работе на высоте в редакции приказа №782н устранены строгие ограничения на выполнение работ на АМС в особых условиях.

Пункт 297
«Подъем работников на антенно-мачтовые сооружения не допускается при не снятом напряжении выше 50 В переменного тока, а также без наряда-допуска с указанными в нем дополнительными мерами, обеспечивающими безопасность работника, в следующих случаях:

  • а) во время грозы и при ее приближении;
  • б) при гололеде, дожде, снегопаде, тумане;
  • в) в темное время суток или при недостаточном освещении;
  • г) при скорости ветра более 12 м/с.»

Кроме того, были смягчены требования по охране труда при работе на высоте при эксплуатации лестниц и стремянок. В ПОТРВ в редакции приказа №155 указанные ниже виды работ были запрещены, а теперь их выполнение допускается при соблюдении соответствующих мер по снижению рисков, которые указаны в наряде-допуске и ППР.

Пункт 175
«При работе на высоте не допускается работать на переносных лестницах и стремянках без соответствующих систем обеспечения безопасности работ на высоте:

  • а) над вращающимися (движущимися) механизмами, работающими машинами, транспортерами;
  • б) с использованием электрического и пневматического инструмента, строительно-монтажных пистолетов;
  • в) при выполнении газосварочных, газопламенных и электросварочных работ;
  • г) при натяжении проводов и для поддержания на высоте тяжелых деталей.»

Как и другие разделы, раздел 6 пополнился многими конструктивными дополнениями. Остановимся на некоторых из них.

Процедуру обеспечения работников Средствами индивидуальной защиты от падения с высоты можно разделить на 2 вида. В первом случае, СИЗ выдаются непосредственно работнику. В этом случае особых сложностей нет. Но иногда СИЗ закрепляются за определенным рабочим местом и являются дежурными. Они не закрепляются на постоянной основе за определенным работником. Такая система выдачи СИЗ не была ранее описана в ПОТРВ. В редакции Правил по охране труда при работе на высоте от 1 января 2021 года добавлены пункт 122, который описывает процедуры выдачи дежурных СИЗ. Важно отметить, что в качестве дежурных СИЗ допускается использовать только СИЗ с индикатором срабатывания. Если страховочные привязи, СИЗ втягивающего типа или стропы уже давно выпускаются с индикаторами падения, то как быть с другими типами СИЗ — пока вопрос.

Пункт 122
«Работодатель обязан организовать контроль за выдачей работникам СИЗ в индивидуальное пользование в установленные сроки, учет их выдачи, а также учет их сдачи.
Порядок выдачи работникам и сдача ими СИЗ должен быть определен работодателем в локальных документах СОУТ. СИЗ, которые являются дежурными и закрепляются за определенными рабочими местами, передаются от одной смены к другой. Ответственными за обеспечение работников дежурными СИЗ являются руководители структурных подразделений, уполномоченные работодателем на проведение данных работ на высоте.
При выдаче дежурных СИЗ от падения с высоты работникам на время производства работ, СИЗ выдаются с индикатором срабатывания, а порядок выдачи и сдачи определяет работодатель в локальных документах СОУТ.»

К счастью, были переработаны требования к анкерным устройствам, которые применяются в системах обеспечения безопасности. С требованиям к анкерным устройствам было множество несостыковок. В ПОТРВ в редакции Приказа №155 были установлены требования к прочности анкерных устройств. При этом требования к прочности анкерных устройств в удерживающих системах и страховочных системах отличались (13,3 кН против 22 кН). Однако, на территории Таможенного Союза действует Технический регламент Таможенного Союза №019/2011 «О безопасности СИЗ», который устанавливает требования в том числе к анкерным устройствам. Сертификационные испытания проводятся по методикам ГОСТ EN 795-2014 и ГОСТ EN/TS 16415-2015, которые устанавливают требования к прочности анкерных устройств в 15 кН. Очевидно, что Правила по охране труда не должны устанавливать требования к прочности СИЗ. Существующие нестыковки устранены в редакции ПОТРВ Приказ №782н. Теперь они выглядят так:

Пункт 129
«Анкерные устройства подлежат обязательной сертификации.»

Удалено
«Анкерное устройство удерживающих систем и систем позиционирования является пригодным, если выдерживает без разрушения нагрузку не менее 13,3 кН.
Анкерное устройство страховочных систем для одного работника является пригодным, если выдерживает без разрушения нагрузку не менее 22 кН. Точки анкерного крепления для присоединения страховочных систем двух работников должны выдерживать без разрушения нагрузку не менее 24 кН, и добавляется по 2 кН на каждого дополнительного работника (например, для горизонтальных гибких анкерных линий — 26 кН для трех, 28 кН для четырех).»

Добавлен пункт 145, который дает возможность более свободно выбирать анкерные устройства с учетом их характеристик. В отличие от ПОТРВ в редакции приказа №155, здесь нет жестких ограничений.

Пункт 145
«Если планом мероприятий при проведении спасательных работ предполагается крепить системы спасения и эвакуации к используемым при работах точкам крепления, то они должны выдерживать дополнительные нагрузки, указанные в эксплуатационной документации производителями этих систем.»

Добавлен очень правильный пункт 128 «Структурный анкер, не являющийся частью анкерного устройства, должен выдерживать нагрузку, указанную изготовителем присоединяемой к нему системы обеспечения безопасности работы на высоте.»

Он является абсолютно логичным, но для его понимания следует обратиться к трактовке термина «структурный анкер» из ГОСТ EN 795-2014 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Устройства анкерные. Общие технические требования. Методы испытаний» (Издание с Поправкой):

Структурный анкер (structural anchor): Элемент или элементы, прикрепленные на длительное время к сооружению (зданию), с тем чтобы к ним можно было присоединять анкерное устройство или средство индивидуальной защиты.

Надёжность средств индивидуальной защиты для работы на высоте проверяется при типовых испытаниях, приемо-сдаточных и необходимых по графику согласно ГОСТу и инструкции по охране труда. Проверка страховочных привязей и поясов проводится в соответствии с ГОСТ Р 12.4.224-99, ГОСТ Р 50849-96 и ТУ, соответствующим определённым конструкциям СИЗ.

Согласно требованиям охраны труда в Российской Федерации, компания, занимающаяся высотными опасными работами, должна обеспечить надежную защиту сотрудников. Страховочные привязи обеспечивают дополнительную безопасность, страхуют сотрудников, учитывая особые условия труда. На предприятии следует проводить тестирование данного оборудования, его результаты обязательно фиксируются на страницах специального журнала.

  • При обнаружении деформаций, надрезов, растягиваний материалов не использовать систему.
  • Периодические проверки оборудования проводятся 1 раз в 12 месяцев, о чем должна быть соответствующая запись.
  • Срок эксплуатации определен паспортным периодом, часто это 5 лет с момента выпуска.

Страховочная привязь может быть использована не только для профессиональных высотных работ любого рода (монтажа, пожаротушения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.), но и для туристических походов, скалолазания и альпинизма. Основной функцией страховочной экипировки является как предотвращение несанкционированного спуска, так и остановка падения человека с высоты.

Высотные работы – это определённый риск, а потому при их выполнении предъявляются специальные требования не только к профессионализму и опыту участвующего специалиста, но и к тому страховочному инструментарию, которым он непременно должен быть обеспечен. Страховочные системы в зависимости от степени сложности выполняемых работ могут быть различной конфигурации и одна из них — страховочная привязь.

Внимание: В старых Правилах ПОТ Р М-012-2000 нижнее ограничение по высоте было 1,3 м, сейчас — 1,8 м над уровнем лесов или подмостков, а также 5 м высотой, причем угол должен быть не меньше 75°. В «Правилах…» изложено наилучшее определение работ на высоте, отражающее многие реальные аспекты. а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более; б) работник осуществляет подъем, превышающий по высоте 5 м, или спуск, превышающий по высоте 5 м, по вертикальной лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности более 75°; в) работы производятся на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота ограждения этих площадок менее 1,1 м; г) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *