Единый налоговый счет (ЕНС) для бизнеса с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый счет (ЕНС) для бизнеса с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?

Структура налоговой системы

В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.

Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.

Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его применения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

IV. Распределение ЕНП

Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:

  1. недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
  2. налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
  3. пени;
  4. проценты;
  5. штрафы.

Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).

Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:

  1. госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
  2. авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):

  1. налог на профессиональный доход,
  2. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Имущественные налоги (транспортный, земельный, на имущество)

1 Установят особенности налогообложения имущества организаций, передаваемого по договорам аренды.

Причины: изменения в правилах бухучета имущества и возникающая в отдельных случаях неопределенность в определении налогоплательщика.

2 Определят критерии дифференциации налоговых ставок, позволяющих разграничить ставки и налоговые льготы, устанавливаемые законами субъектов РФ.

Это нужно для улучшения администрирования налога на имущество организаций в связи с отменой декларации по отдельным объектам недвижимости, а также повышения качества оценки налоговых расходов.

3 Момент начала применения повышающих коэффициентов по земельному налогу в отношении участков для жилищного строительства определят не с даты госрегистрации права собственности на земельный участок, а с даты установления вида его разрешенного использования, предусматривающего жил. строительство.
4 Ограничат применения коэффициента 1,1 при исчислении земельного налога в налоговом периоде, в котором установлены факты:
  • неиспользования для с/х производства участков сельскохозяйственного назначения;
  • использования в предпринимательской деятельности земельных участков, предоставленных для ИЖС, садоводства, личного подсобного хозяйства;
  • изменения категории земельного участка или разрешенного использования.
5 Ограничат применения коэффициента 1,1 при исчислении налога на имущество физлиц в налоговом периоде, в котором изменены характеристики объекта недвижимости, влияющие на кадастровую стоимость. Это площадь, вид разрешенного использования, степень готовности объекта и т. п.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

Принципы налогообложения:

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, в виде 4 основных принципов налогообложения:

  1. принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

  1. принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

  1. принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

  1. принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Законодательное регулирование

Все, что связано с налогообложением и изъятием пошлин, регулируется Налоговым Кодексом. Статьи НК РФ определяют региональные, федеральные и местные налоги, а также специальные налоговые режимы на территории страны. Также кодексом регулируются проверки физ и юрлиц на уплату налоговых сборов. Проверки осуществляет ФНС.

Читайте также:  Оформление заявки на специальное транспортное обслуживание

Федеральная налоговая служба, опираясь на нормы, которые закреплены в НК РФ, следит за тем, чтобы правильно и своевременно начислялись и выплачивались налоги, ведет учет налогоплательщиков, а также осуществляет контроль над выполнением действующего законодательства.

Важно! Налоги устанавливаются действующим кодексом, а также другими актами, среди которых выделяют Федеральные Законы и постановления правительства.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2021 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — до 01.01.2021.

Данный спецрежим могли применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

  1. Патент (ПСН).

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

Принципы построения налоговой системы РФ

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Современная система налоговых органов Российской Федерации имеет трехступенчатую систему управления:

Читайте также:  Как уволиться с госслужбы: основания и особенности

Федеральная налоговая служба (ФНС России);

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам;

Управления ФНС России по республикам, краям, областям; Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам; городские, районные и межрайонные инспекции ФНС России.

Система налоговых органов РФ включает в себя Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее территориальные органы (п. 4 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства № 506).

Структура ФНС представлена следующими звеньями:

• руководство ФНС;
• структурные подразделения центрального аппарата ФНС;
• межрегиональные инспекции ФНС;
• управления ФНС по субъектам РФ.

Система органов налогового контроля на межрегиональном уровне включает в себя:

• межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам;
• межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам;
• межрегиональную инспекцию по централизованной обработке данных;
• межрегиональную инспекцию по ценообразованию для целей налогообложения;
• межрегиональную инспекцию по камеральному контролю.

Управления ФНС по субъектам РФ предполагают дальнейшее разветвление системы налого-вых органов на инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деле-ния, инспекции межрайонного уровня.

Налоговые органы РФ в 2021 году выполняют свои основные функции по контролю и надзору за (п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства № 506):

• соблюдением законодательства о налогах и сборах;
• правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сбо-ров и страховых взносов;
• правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет иных обяза-тельных платежей;
• производством и оборотом табачной продукции;
• применением ККТ.

Кроме того ФНС выполняет также функции органа валютного контроля в пределах своей компетенции.

Расширенный состав полномочий налоговых органов представлен в Разделе II Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства № 506.

Права, обязанности и ответственность налоговых органов раскрываются также в гл. 5 НК РФ.

По взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза полномочиями налоговых органов обладают также таможенные органы (п. 1 ст. 34 НК РФ).

Законодательное регулирование

Все, что связано с налогообложением и изъятием пошлин, регулируется Налоговым Кодексом. Статьи НК РФ определяют региональные, федеральные и местные налоги, а также специальные налоговые режимы на территории страны. Также кодексом регулируются проверки физ и юрлиц на уплату налоговых сборов. Проверки осуществляет ФНС.

Федеральная налоговая служба, опираясь на нормы, которые закреплены в НК РФ, следит за тем, чтобы правильно и своевременно начислялись и выплачивались налоги, ведет учет налогоплательщиков, а также осуществляет контроль над выполнением действующего законодательства.

Важно! Налоги устанавливаются действующим кодексом, а также другими актами, среди которых выделяют Федеральные Законы и постановления правительства.

Изменения для нерезидентов

Подпункт 3 п. 9 ст. 645 и подпункт 3 ст. 654 НК дополнены условием, на основании которого освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов от обложения непосредственно КПН и ИПН применяется исключительно к дивидендам, начисленным по тем ценным бумагам, по которым за активный налоговый период проводились торги на бирже.

Исключены подпункты 4 и 5 п. 9 ст. 645 и подпункт 4 п. 9 ст. 654 НК, предусматривающие тотальное освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов.

Дополнена пунктами 4 и 5 ст. 646 НК, где предусмотрена льготная ставка налога на дивиденды нерезидентов, составляющая 10% при выполнении предусмотренных в перечисленных пунктах условий.

  • Вводится ограничение использования вычетов по нематериальным услугам, которые оказываются аффилированными лицами-нерезидентами, но не больше 3% от налогооблагаемого дохода (например, юридические, консалтинговые, управленческие и иные услуги). Установлены ограничения по расходам на покупку «нематериальных» услуг у определенных аффилированных лиц-нерезидентов.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.

Правовые документы

  • Статья 1 НК РФ. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
  • Статья 143 НК РФ. Налогоплательщики

Фискальная система государства: кратко об истории

Налоги и налоговая система РФ на территории нашего государства стали зарождаться довольно давно. Однако структура, наиболее характерная современным реалиям, была организована лишь в 1991 году. В тот момент был принят закон, который так и назывался: «Об основах налоговой системы в России». Данный норматив вводил в действие множество фискальных обременений, таких как НДС, НДФЛ (в то время подоходный налог), акцизы на табак и алкоголь и другие сборы.

Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ, а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть. Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Основные нормативные документы в Российской Федерации

Это Налоговый кодекс РФ, в котором указано, что система законодательства по налогам нашей страны делится на несколько уровней:

Федеральные нормативно-правовые акты
К этому уровню относится сам налоговых кодекс, а также законодательные акты о налогах, принятые парламентом страны.
Региональные законы и подзаконные акты
Сюда входят местные законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Местные акты
Регулируют налоги и сборы для местных бюджетов.

Иногда нормы, которые составляют налоговое законодательство, могут находится в законах и подзаконных актах, прямо не связанных с этой сферой. Например, Конституции РФ.

Главным нормативно-правовым актом по налогам является налоговый кодекс, принятый в полном объеме в 2000 году.

Три уровня российской налоговой системы

С 1 января 2021 года взносы ИП за себя увеличатся на 10%.Взносы в ПФР составят 32 448 рублей, а в ФФОМС — 8 426 рублей (ст. 430 НК РФ). Также останется платеж 1% с доходов.Но есть и хорошие новости для ИП.

Читайте также:  7 новых штрафов в 2021: за что можно получить «письмо счастья»?

Беспрецедентное решение приняло Правительство: считать взносы ИП с учетом расходов. Новая формула позволит предпринимателям существенно сэкономить. Проработать изменения в законе поручено Минфину.

Взносы всех ИП в ПФР за себя состоят из двух платежей:

  • Первый фиксированный. За 2021 год — 29 354 руб.
  • Второй — с доходов. Платеж составляет 1% с доходов за год, превышающих 300 000 рублей.

Правительство предложило внести в формулу расчета второго платежа ИП поправку. Если раньше взносы считали только из доходов. То по новой формуле правительства — с учетом расходов. Далее покажем на примере выгоду новой формулы.

«Минфину, ФНС и Минтруду поручено внести предложения в Правительство о возможности изменения порядка исчисления страховых взносов для предпринимателей, находящихся на упрощённой системе, по формуле 1% от суммы «доходы – расходы», — сказано в сообщении Правительства.

В 2021 году закончился эксперимент с налогом на самозанятых. Минфин решил распространить с 2021 года этот налог на всю Россию.Новые налоги в РФ с 1 января 2021 годаСписок МинфинаПеречень профессий самозанятых будет фиксированным. Список подготовит Минфин.

В этом случае новый налог распространят на всю Россию.Такое заявление сделал министр финансов Антон Силуанов. Сейчас работать самозанятым можно практически на любой профессии. Есть только ограничения по доходам — не более 2,4 млн. в год.

Этим пользуются работодатели, переводя работников в самозанятые.

«Нам нужно, наверное, четко определить перечень профессий, где такие системы могут работать: водители, предположим, репетиторы. Этот перечень должен быть фиксированным, и в таком случае мы будем готовы распространять этот механизм на субъекты», — скачал Силуанов.

Выгода работодателя очевидно: вместо 13% НДФЛ и 30% взносов с доходов самозанятого платится только 6%. Глава Минфин отметил, что если ограничить профессии для выбора нового режима, то это позволит перевести на новый налог все регионы. Сейчас налог действует только в Москве и области, Калужской области, Татарстане.

Новости по темеНовый налог с зарплаты появится в РоссииДля ИП введут новый налог в 81 регионе РФНовый налог на газировку ударит по упрощенцам

Общая система налогообложения (ОСНО, ОСН, традиционная, основная) – налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев, когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).

ОСН является самым тяжелым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчетности. Как правило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода).

Подробнее про общую систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН, упрощенка) – специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими особыми режимами, под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с заранее выбранной ими облагаемой базой (6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Подробнее про упрощенную систему налогообложения.

Налог на профессиональный доход (НПД) действует с 2020 года в качестве эксперимента. Применять его могут самозанятые лица и ИП. У плательщиков не должно быть наемных работников, они не могут заниматься торговлей. Лимит на годовой доход — 2,4 млн рублей.

Налогом облагается весь полученный доход, расходы не учитываются. Ставки такие: 4% — если доход получен от физических лиц, 6% — от организаций и ИП. Учет операций ведется в личном кабинете, там же формируются чеки. Налог ежемесячно рассчитывает ИФНС, отчетности подавать не нужно.

Подробнее про налог на профессиональный доход.

Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?

В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.

Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.

Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его пр��менения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.

Расчет по страховым взносам 2017: нулевой

Новый Расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года: пример заполнения

Заявление на межрегиональный зачет ИФНС (образец)

Понятие и виды налоговых льгот

Заявление о зачете налога с одного КБК на другой: образец 2020

Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.

Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).

Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.

Налоговая система Российской Федерации — это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.

Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.

Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):

  • Федеральный.
  • Региональный.
  • Местный.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *