Производственный экологический контроль (ПЭК)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производственный экологический контроль (ПЭК)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды

В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

  • приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
  • национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
  • приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.

Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.

Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

Новые требования к отчету по производственному экологическому контролю за 2021 год

Начну с самого понятия. ПЭК — это комплекс природоохранных мероприятий, выполнять который обязано любое предприятие (будь то юридическое лицо или ИП), относящееся к объектам НВОС I, II, III категории. Эти мероприятия нужны для контроля за степенью негативного воздействия, которое оказывает предприятие на окружающую среду в результате производственной деятельности. Помимо этого, правильно выполненный комплекс мероприятий помогает предотвратить возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций на территории предприятия, которые, в свою очередь, могут повлечь за собой нанесение вреда окружающей среде или здоровью населения.

Итак, отчет по производственному экологическому контролю необходимо сдавать в территориальный орган Росприроднадзора в срок до 25 марта. Разберу принципы подачи отчета на примере Самарской области. Для большинства регионов нашей страны порядок действий будет примерно такой же:

– для объектов федерального уровня надзора — в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям; – для объектов регионального надзора — в Министерство лесного хозяйства охраны, окружающей среды и природопользования Самарской области.

Обращаю Ваше внимание, что у объектов федерального надзора есть возможность подачи ПЭК в электронном виде через «Личный кабинет природопользователя». Но для этого необходимо заверить отчет ЭЦП. Если ее нет, ПЭК необходимо продублировать в Росприроднадзор и на бумажном носителе.

Кому необходимо разрабатывать ПЭК?

Составляется программа производственного контроля в соответствии с категорией, присвоенной предприятию (I-III). В каждом отдельном случае она должна соответствовать специфике деятельности объекта, используемой технологии, а также, являющегося их следствием, воздействия на окружающую среду.

Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.

Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.

Читайте также:  Потерял паспорт — что делать, куда обращаться?

Кто должен проводить ПЭК?

Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.

С 1 января 2021 года ПЭК осуществляют все предприятия I-III категорий НВОС. Требования к программе ПЭК сформулированы в Приложении 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74. Кроме программы, применяют Положение о производственном экологическом контроле – нормативный акт, который устанавливает основные правила осуществления ПЭК.

Когда на производстве изменяются технологии, оборудование, источник сырья, на 10% и более увеличивается мощность или объемы производства, требуется провести новые замеры выбросов и внести необходимые корректировки в программу ПЭК.

Документ приводят в соответствие новым условиям в срок до 60 дней. При отсутствии существенных изменений в производстве и законодательной базе единожды разработанной программой пользуются несколько лет подряд.

Природоохранные мероприятия должны соответствовать программе: загрязняющие выбросы контролируют по методикам, указанным в программе ПЭК.

На объектах I категории стационарные источники выбросов оборудуют автоматическими системами контроля.

Производственный экологический контроль (ПЭК) – это внутренний контроль выполнения природоохранных норм на предприятиях I-III степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Принципы производственного экологического контроля заключаются в подготовке соответствующей программы и надзоре за ее исполнением.

Для каждого загрязняющего объекта подготавливают индивидуальную программу ПЭК. Производственный экологический контроль на предприятии осуществляют с учетом всех законодательных норм в области природопользования и экологии. Также учитывается специфика работы организации.

Подготовленный нормативный акт внедряют приказом по организации. После утверждения программы ответственные лица должны следить за выполнением всех пунктов документа. Предприятия I категории НВОС сдают программу на утверждение в контролирующие ведомства, чтобы получить комплексное экологическое разрешение.

Почему нужно сдавать отчет по ПЭК

Требования о подготовке и сдаче отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля установлены п. 2 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Штрафы

предусматриваются Кодексом об административных правонарушениях РФ ст. 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации». Данной статьей предусматривается штраф для юридических лиц от
20 000
до
80 000
рублей.

Устали читать или нужна консультация? Позвоните нам
(Москва), (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки.

Производственный экологический контроль (ПЭК) – это внутренний контроль выполнения природоохранных норм на предприятиях I-III степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Принципы производственного экологического контроля заключаются в подготовке соответствующей программы и надзоре за ее исполнением.

Для каждого загрязняющего объекта подготавливают индивидуальную программу ПЭК. Производственный экологический контроль на предприятии осуществляют с учетом всех законодательных норм в области природопользования и экологии. Также учитывается специфика работы организации.

Подготовленный нормативный акт внедряют приказом по организации. После утверждения программы ответственные лица должны следить за выполнением всех пунктов документа. Предприятия I категории НВОС сдают программу на утверждение в контролирующие ведомства, чтобы получить комплексное экологическое разрешение.

Порядок и сроки предоставления отчета о ПЭК

Согласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве и Московской области подают отчет в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве подают отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, предприятия, находящиеся в Московской области – в Министерство экологии и природопользования Московской области.

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится на предприятии, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Читайте также:  Пособия на ребенка в Красноярске

Перечень исходных данных для разработки программы ПЭК

  1. 1. Общие сведения о предприятии.
      Карточка предприятия.
  2. Копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия.
  3. 2. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
  4. 3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
  5. 4. По выбросам:
      Проект ПДВ.
  6. Бланк инвентаризации.
  7. Разрешение на выброс и нормативы.
  8. План-график контроля на СЗЗ и на источниках.
  9. Если выбросы есть, но на предприятии отсутствует разработанный проект ПДВ, наш специалист выезжает на объект для проведения инвентаризации.
  10. 5. По сбросам (при наличии сброса):
      Проект НДС.
  11. Разрешение на сброс.
  12. Программа контроля качества сточных вод согласно НДС.
  13. Копии договоров водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование.
  14. Копия договора на водоотведение.
  15. Сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта).
  16. Сведения о мероприятиях по учету объема забора водных ресурсов из водных объектов.
  17. При наличии очистных – паспорт очистных.
  18. План-график проведения проверок работы очистных сооружений.
  19. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.
  20. 6. По отходам:
    • Лимит на размещение отходов или перечень, образующихся отходов на предприятии.

Кто должен проводить ПЭК?

Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.

Порядок и сроки предоставления отчета о ПЭК:

Согласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Краснодаре и Краснодарском крае подают отчет в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Краснодаре подают отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Краснодара, предприятия, находящиеся в Краснодарском крае – в Министерство экологии и природопользования Краснодарского края.

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится на предприятии, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Перечень исходных данных для разработки программы ПЭК:

  1. 1. Общие сведения о предприятии.

    • Карточка предприятия.

    • Копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия.

  2. 2. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.

  3. 3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

  4. 4. По выбросам:

    • Проект ПДВ.

    • Бланк инвентаризации.

    • Разрешение на выброс и нормативы.

    • План-график контроля на СЗЗ и на источниках.

    • Если выбросы есть, но на предприятии отсутствует разработанный проект ПДВ, наш специалист выезжает на объект для проведения инвентаризации.

  5. 5. По сбросам (при наличии сброса):

    • Проект НДС.

    • Разрешение на сброс.

    • Программа контроля качества сточных вод согласно НДС.

    • Копии договоров водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование.

    • Копия договора на водоотведение.

    • Сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта).

    • Сведения о мероприятиях по учету объема забора водных ресурсов из водных объектов.

    • При наличии очистных – паспорт очистных.

    • План-график проведения проверок работы очистных сооружений.

    • Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

  6. 6. По отходам:

    • Лимит на размещение отходов или перечень, образующихся отходов на предприятии.

Перечень исходных данных для разработки подготовки отчета о ПЭК:

  1. 1. Общие сведения о предприятии.

    • Карточка предприятия.

    • Копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия.

  2. 2. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

  3. 3. По выбросам.

    • План-график контроля на СЗЗ и на источниках (с результатами контроля).

    • Протоколы КХА промвыбросов (на источниках).

    • Протоколы КХА промвыбросов (на СЗЗ).

  4. 4. По сбросам (при наличии сброса).

    • Копия письма, которым направлены сведения о результатах учета забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод (форма 2ТП-водхоз).

    • Копия письма, которым направлены сведения о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (направляется в МОБВУ).

    • Копия письма, которым направлены сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами (направляется в МОБВУ).

    • При наличии очистных – паспорт очистных.

    • План-график проведения проверок работы очистных сооружений (с результатами контроля).

  5. 5. По отходам (только для объектов размещения отходов).

Читайте также:  Дарение между юридическими лицами в 2021 году

Утверждение программы

ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.

Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.

Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:

  1. Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
  2. Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
  • Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
  • Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
  • Инструкции для сотрудников.
  1. Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
  2. Периодичности инструктажа работающих с отходами.
  3. Ответственности за нарушение инструкций.

Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).

Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами

Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:

  • осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
  • оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения – составляются предписания для их устранения в скором будущем);
  • информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.

Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.

При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.

7.1. Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления регламентируется:

– Федеральным Законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

– Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

– Федеральным Законом Российской Федерации от 30.03.1995 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

– другими нормативными правовыми актами.

7.2. Производственный контроль в области обращения с отходами включает в себя:

– проверку порядка и правил обращения с отходами;

– анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;

– учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;

– составление и утверждение Паспортов опасных отходов;

– определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;

– мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;

– проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.

– проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:

проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;

лимитов на размещение отходов;

договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;

документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *