Реверсивное движение — что это и зачем нужно?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реверсивное движение — что это и зачем нужно?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Многие водители интересуются, что такое реверсивное движение на дороге. В практической плоскости это одна из вынужденных временных организационных мер, нацеленных на разгрузку передвижения автомашин в периоды пик. Это означает, что на одной из тех транспортных полос, которая крайне загружена, на какое-то время вводят разностороннее движение, то есть его направление меняется.

На водителя, нарушившего правила дорожного движения на реверсивной полосе накладывается штраф. Возможны и иные взыскания, которые зависят от характера нарушения.

Вид нарушения ПДД, регулирующих реверсивное движение. Размер штрафа.
При окончании полосы реверсивного движения, водитель не «перешёл» в крайний правый ряд. Пятьсот руб.
Игнорирование сигналов светофора, регулирующего заезд на реверсивную полосу. Тысяча руб.
Перемещение на полосу, в случае, когда знак светофора запрещает подобное действие, либо нет никаких знаков, разрешающих такой манёвр. Пять тысяч руб.

На водителя, нарушившего правила дорожного движения на реверсивной полосе накладывается штраф. Возможны и иные взыскания, которые зависят от характера нарушения.

Вид нарушения ПДД, регулирующих реверсивное движение. Размер штрафа.
При окончании полосы реверсивного движения, водитель не «перешёл» в крайний правый ряд. Пятьсот руб.
Игнорирование сигналов светофора, регулирующего заезд на реверсивную полосу. Тысяча руб.
Перемещение на полосу, в случае, когда знак светофора запрещает подобное действие, либо нет никаких знаков, разрешающих такой манёвр. Пять тысяч руб.

Как соблюдать правильную организацию

Существует много способов разгрузки напряжённости на дороге. Регуляторами выступают дорожная разметка, светофор или знак. Направление движения на реверсной полосе в течение суток меняется. Всё зависит от уровня загруженности дороги и времени дня. Такой способ разгрузки транспортных заторов актуален для больших городов, когда в выходные все пригородные трассы забиты транспортными колоннами. Именно поэтому так важно активировать такой участок пути именно в час пик. В итоге пропускная способность магистралей вырастает в разы.

Нестандартная разметка служит признаком наличия в данном месте реверсивного движения. Наличие поблизости такой разметки обозначается знаком 5.8.

Нужно быть особенно внимательным при использовании этой полосы:

  1. Знаки и сигналы светофора указывают направление движения в ту или иную сторону.
  2. Если не работает светофор, во избежание аварии запрещено делать выезд на полосу.
  3. При выключенных светофорах специальная линия под номером 1.9 пересекается только с правой стороны.

Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении

Если водитель, двигаясь по участку с реверсом, не соблюдает правила, возможно наложение штрафа. Его величина будет зависеть от типа нарушения. Так, если водитель при выезде с реверса не перестроится в правый ряд, ему придется заплатить 500 рублей. В случае выезда на реверс, когда не работает светофор, возможен штраф в 5000 рублей, а при повторном нарушении – конфискация водительских прав на 12 месяцев.

При неработающем светофоре опасность выезда в том, что он может быть включен. Потому данное нарушение приравнивается к выезду на встречку. Если водитель не соблюдает правила выезда на реверс по сигналам светофора, ему грозит штраф в 1000 рублей.

Хотя на данной момент в России реверсивное движение не слишком распространено, для многих водителей оно становится настоящим спасением, снижая загруженность дорог и уменьшая время, проведенное в пробках. Поэтому важно перенять опыт западных стран и развивать систему реверсивного движения в РФ.

Как вести себя на дороге с реверсом

Если вы впервые столкнулись с реверсом, то здесь нет ничего страшного. Абсолютно такая же ситуация возникла у меня, когда мне доводилось перемещаться по Москве на своем автомобиле, а в родном Нижнем Новгороде я такого не встречал. Полосы выделенные для реверсивного движения Вам покажет разметка, а можно их занимать или нет — сигналы специального светофора.

Есть один нюанс, который я не озвучил ранее. Если Вы поворачиваете на дорогу с реверсом, то Вы должны вести свое транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с перекрестка Ваш автомобиль занял крайнюю правую полосу. Это обусловлено тем, что Вы пока не имеете информации о сигналах реверсивного светофора и соответственно не знаете как организовано движение. Перестроиться на другие полосы можно будет только убедившись, что сигналы светофора это позволяют.

Читайте также:  Подделка подписи в договоре. Действие договора не подтверждено

Зачем нужно реверсивное движение?

В утреннее время автомобилисты едут к месту работы, а в конце дня возвращаются обратно домой. Именно в эти моменты формируются самые сложные заторы. В остальное же время «пробок» на улицах города может не быть. То есть нагрузка на дороги неравномерна: она постоянно меняется. Реверсивное движение позволяет изменять пропускную способность улиц по мере необходимости.

В переводе с английского языка «reverse» означает «обратный». При таком способе организации движения на дорожном полотне присутствуют полосы, по которым автомобили могут попеременно перемещаться то в одну, то в другую сторону. То есть к основным полосам периодически «подключаются» реверсивные, как бы помогая им пропускать транспорт. Направление, в котором открывается путь, зависит от того, куда движется основная масса машин. Благодаря этому пропускная способность улицы варьируется.

Реверсивное движение часто организуется на выезде из населенного пункта. Здесь оно особенно актуально летом: когда перед выходными автомобилисты выезжают за город, а в преддверии будних дней возвращаются назад.

Правила реверсивного движения

Существует два основных типа организации движения на таких дорогах:

  1. Если реверсивная полоса с двух сторон отмечена специальной разметкой, которая имеет вид двух широких прерывистых линий белого цвета. В таком случае движение должно осуществляться согласно сигналам светофора по общим правилам. После выезда с полосы водитель должен перестроиться вправо от реверсивной полосы.
  1. Если посреди дороги имеется специальная разметка, которая имеет вид двух широких прерывистых линий белого цвета. В таком случае для реверсивного движения могут использоваться две полосы, которые расположены справа и слева от этой разметки. При этом нужно понимать, что движение на таких полосах в случае наличия сигналов светофора осуществляется только в одном направлении.

Правила движения при работе реверсивного светофора

Необходимо учитывать, что работа реверсивного светофора имеет ограниченный радиус действия, который обычно обозначается определенными дорожными знаками: стрелка с наконечником вниз и вверх на синем фоне указывает на то, что начинает действовать правила работы реверсивного светофора, в то время как этот же знак, перечеркнутый красной линией, означает, что действие реверсивного светофора завершено.

Водителю крайне важно уметь проводить различия между обычными полосами движения и реверсивными полосами, как минимум потому, что движение по реверсивной полосе возможно в двух направлениях по очереди, следовательно, здесь действуют иные правила дорожного движения. Отличить полосу, на которую распространяется действие реверсивного светофора достаточно просто: полосы располагаются строго по центральной линии дороги и имеют вид двойной пунктирной линии (сплошные белые линии в три раза больше промежутка между ними).

Если реверсивная разметка выполнена по центру проезжей части, это означает, что действие реверсивного светофора распространяется на обе стороны дороги, то есть по правую и по левую стороны от этой линии разметки.

При движении по реверсивной полосе обращайте внимание на сигналы светофора, которые в зеленом цвете разрешают движение, а в красном запрещают его. Основным отличием реверсивного светофора от обычного светофора является его внешний вид, который в обычном светофоре представляет собой круг красного, зеленого или желтого цвета, а в реверсивном – знаки (стрелка и Х).

На сегодняшний момент остро стоит проблема отграничения полос с реверсивным движением от обычных дорожных полос. Поскольку реверсивный светофор лишь регулирует движение на таком участке, но ни в коем случае не ограничивает такой участок по протяженности. Единственным условным обозначением служит дорожная разметка, но и она может быть скрыта, например, под слоем снега или грязи. Кроме того она также может прийти в негодность и с течением времени стать менее заметной. Именно для этого необходимо использовать дорожные знаки, которые будут указывать водителям, в каком месте начинается реверсивная полоса, и где она заканчивается. Расстановка таких знаков производится достаточно редко, что является еще одним пробелом в организации реверсивного движения в России.

Что нужно знать про реверсивное движение на дороге

От правильного понимания дорожных знаков зависит безопасность передвижения транспортных средств. Чем чаще тот или иной знак встречается на дороге, тем быстрее к нему привыкают автомобилисты. Редкие, напротив, почти не запоминаются, а при появлении на дорогах вводят водителей в ступор. К менее распространенным дорожным знакам можно отнести «Реверсивное движение». С ним чаще всего сталкиваются те автомобилисты, которые передвигаются в крупных городах.

На некоторых автомобильных дорогах организовано реверсивное движение. Это говорит о том, что по определенной полосе транспортные средства могут передвигаться в противоположном направлении. Естественно, что происходит это движение не одновременно. Реверсивные полосы могут работать по-разному — один день недели по ним передвигаются в одном направлении, а в другой — в противоположном. В некоторых случаях направление движения может меняться по часам при помощи специального светофора. Подобная система позволяет равномерно распределять автомобильный трафик. Например, в будни открыто больше полос для въезда в город. Как только наступают выходные, открываются полосы для выезда из города. Так дороги можно избавить от пробок и заторов.

Читайте также:  Приказное производство: ст. 122 ГПК РФ

Характерная особенность реверсивного движения автомобильного транспорта — оно организовано только на части дороги. Как правило, для этого выделяется 1-2 полосы. Полностью реверсивных магистралей в России не предусмотрено. За пределами города на небольших дорогах реверс не предусмотрен, так как он может создать опасность. Разнонаправленная организация движения предполагает расположение реверсных полос строго по центру.

Для того чтобы водители знали, как определяться на дороге с реверсивным движением, предусматриваются специальные знаки. В Правилах дорожного движения предусмотрено 3 вида обозначения подобного движения:

1) светофоры — устройства устанавливаются над соответствующими полосами и сигнализируют о возможности или запрете проезда в указанном направлении;

2) разметка — она представляет собой двойную прерывающуюся полосу. Сплошные линии проходят параллельно друг другу и в 3 раза превышают расстояние разрыва между ними;

3) знак — «Реверсивное движение» представляет собой вертикальную белую полосу с двумя стрелками, которая располагается на прямоугольнике голубого цвета.

Очень часто автомобилисты путают этот знак со знаком «Движение прямо», из-за чего становятся нарушителями ПДД. Очень важно обращать внимание на малознакомую дорогу и все обозначения поблизости. Фактически, ПДД не предусматривают никакого обозначения такого движения, кроме разметки. И вот знак остался позади вместе со светофором, а во внимании водителя есть только разметка. А она может быть скрыта под слоем снега или грязи после зимы.

Останавливаться на такой полосе запрещено. Даже при технической неисправности транспортного средства нужно стараться убрать его с дороги. Еще одно важное правило — пересекать линию 1.9 можно только в том случае, если она располагается справа от водителя. Если светофоры над полосой сломаны, на нее запрещено выезжать — она расценивается как резервная дорога для передвижения автомобилей экстренных служб.

Итог. Реверсивное движение часто применяется на крупных автомагистралях. Оно обозначено специальными знаками, светофором и разметкой. За нарушение правил проезда по данной полосе предусматривается штраф.

Плюсы и минусы реверсивного движения

Давайте посмотрим на плюсы и минусы реверсивного движения для нас:

Плюсы Минусы
Улучшение координации транспорта на дорогах с недостаточным числом полос Не помогает разгрузить дороги, которые во время наивысшей нагрузки загружены в обе стороны
Рациональная загрузка потока, возможно переменное использование дороги в прямом и обратном направлениях
Использование знаков, разметки и светофоров (ранее при устранении заторов требовалось вмешательство инспекторов ГИБДД, что влекло дополнительные затраты)
Отсутствие негатива маятниковой миграции (ежедневные поездки населения из одного населённого пункта в другой, на работу, учёбу и обратно)
Экономия времени, потраченного на дорогу водителем составляет 20–40%

На практике невзирая на то что «сквозной проезд» решает вопрос заторов автодорог, он универсальным не является. Развитие этого направления требует определённых затрат, заключается в оборудовании участков дорог светофорами, знаками и разметкой.

Плюсы и минусы использования реверсивных полос

Реверсивный трафик имеет ряд важных преимуществ, которые делают его применение необходимым. К таким преимуществам следует отнести:

  • возможность реверса координировать и регулировать дорожный трафик в момент наибольшей загрузки;
  • способность реверсивного движения значительно снизить нагрузки на дороги в крупных мегаполисах;
  • возможность применять реверсивные полосы в определенное время, в рабочие, выходные, праздничные дни;
  • положительное влияние наличия полос на скорость автотранспорта – согласна проведенным исследованиям, на 20-25%.

При этом, кроме положительных моментов, практика применения реверсивных полос имеет и некоторые недостатки:

  • повышенная аварийность таких участков;
  • редкое использование реверсивных полос в нашей стране. По этой причине некоторые водители путаются в знаках и не знают, как себя вести на таких участках.

Чтобы избежать путаницы, владельцам автомобилей следует более внимательно изучать правила ПДД и дорожные знаки.

Основные правила передвижения в реверсивном потоке

Обычно реверсивное движение устанавливается на прямых участках дороги и на магистралях с минимальным количеством перекрестков. Тем не менее, в больших городах часто возникают проблемы, особенно если вы приближаетесь с прилегающей улицы или территории.

В данном случае нужно придерживаться следующих правил:

  • Нельзя пересекать всю проезжую часть, если вам нужно ехать, например, налево.
  • Необходимо влиться в общий поток и ехать до ближайшего перекрестка, параллельно перестраиваясь в крайний левый ряд, чтобы на перекрестке совершить разворот, если он не запрещен по правилам.

Правила передвижения:

  • Согласно ПДД заезжать на реверсивную дорогу можно с любого направления, а съезжать — на крайнюю правую полосу.
  • Опережение разрешается только в тех случаях, если дорожная обстановка позволяет.
  • Пересекать разметку 1.9, разделяющую транспортные потоки разных направлений, с левой стороны запрещено, это будет классифицироваться, как выезд на встречку.
Читайте также:  Уведомление о начале строительства дома ИЖС

Стоит ли использовать такое движение?

Несмотря на то, что в Европе и Америке такой способ регулирования движения зарекомендовал себя с наилучшей стороны и активно начал использоваться еще с конце девяностых, в России же отнеслись к этому неоднозначно. При первом применении реверсивного движения в нашей стране, появились его противники. Действительно, как показала практика, на уменьшение количества ДТП это никак не повлияло, а даже наоборот, при ее организации некоторые водители начали путаться и совершать ошибки.

Так, учеными из европейских стран были проведены эксперименты, которые в результате показали, что на сокращение аварий регулировка реверсивности никак не влияет. Безусловно к положительным моментам можно отнести то, что это позволяет добиться увеличение средней скорости движения порядка 10 км/ч, а в некоторых случаях и больше. Такой способ позволяет увеличить пропускную способность, как на временных участках автодорог при проведении их ремонта, так и в часы пик.

Данное движение в России используется редко и только в крупных городах. Примерами могут служить небольшое количество улиц в Москве, Самаре, в городе Екатеринбурге, где улица Шейнкмана в утренние часы пик становится на время односторонней.

Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.

Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.

Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.

Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.

Среди водителей введение реверса вызывает немало споров. Однако, несмотря на некоторые сложности в организации реверсивное движение действительно дает возможность увеличить скорость движения машин в общем потоке. Одновременно с ним не увеличивается количество машин в различные направления. Для увеличения количества полос для реверса в РФ требуется ряд мероприятий, направленных на повышение дисциплины среди водителей.

Основное требование при этом – уменьшение аварийности на реверсных участках. От водителей требуется максимальная концентрация внимания. Владелец автомобиля должен точно осознавать меру своей ответственности и придерживаться существующих правил. Это дает возможность минимизации количества аварий на конкретной части дороги. Особая осторожность требуется при повороте направо, а также при перестроении на перекрестке. Перестраиваться на полосу с реверсом можно лишь в зоне видимости светофора.

Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении

Если водитель, двигаясь по участку с реверсом, не соблюдает правила, возможно наложение штрафа. Его величина будет зависеть от типа нарушения. Так, если водитель при выезде с реверса не перестроится в правый ряд, ему придется заплатить 500 рублей. В случае выезда на реверс, когда не работает светофор, возможен штраф в 5000 рублей, а при повторном нарушении – конфискация водительских прав на 12 месяцев.

При неработающем светофоре опасность выезда в том, что он может быть включен. Потому данное нарушение приравнивается к выезду на встречку. Если водитель не соблюдает правила выезда на реверс по сигналам светофора, ему грозит штраф в 1000 рублей.

Хотя на данной момент в России реверсивное движение не слишком распространено, для многих водителей оно становится настоящим спасением, снижая загруженность дорог и уменьшая время, проведенное в пробках. Поэтому важно перенять опыт западных стран и развивать систему реверсивного движения в РФ.

Понятие реверсивного движения, его отличительные черты и особенности

Реверсивное движение позволяет разгрузить сложные участки дорог

О правиле ПДД «Помеха справа» прочитать можно здесь

Проезд по дороге с реверсивным движением обладает достаточно большим количеством особенностей, незнание которых может привести вас в сложные и даже опасные ситуации. Изначально нужно понять реверсивное движение, что это такое? В правилах дается определение реверса, как передвижение, по определенным полосам, направление движения которых меняется на противоположное, на определенный промежуток времени либо по установленным дням недели. Вышеупомянутый вид передвижения помогает разгрузить слишком переполненные автомобилями участки трассы в часы пик, выходные дни, праздники и избежать образования многочасовых пробок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *