Федеральный закон №131-ФЗ о местном самоуправлении
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон №131-ФЗ о местном самоуправлении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под органами местного самоуправления, чаще всего, понимают другие и выборные органы, которые наделены полномочиями для решения вопросов местного значения и которые не входят в систему органов государственной власти. Это такие органы муниципальных образований, местных саморегулируемых территориальных сообществ, которыми они образовываются и перед которыми в обязательном порядке несут ответственность за плохое исполнение своих полномочий и обязанностей.
В качестве вывода, сделанного по итогам рассмотрения №131-ФЗ о местном самоуправления, лучше всего привести наиболее важные и определяющие принципы формирования и осуществления прав россиян на МСУ, сформулированные в 131-ФЗ. Они выглядят следующим образом:
- местное самоуправление действует на всей территории страны;
- муниципальные образования создаются путем разделения и разграничения территории субъекта РФ между поселениями;
- органы местного самоуправления не выступают частью структуры государственной власти;
- право создавать и формировать органы местного самоуправления принадлежит исключительно гражданам России;
- в ведении органов муниципального самоуправления находятся вопросы, отнесенные №131-ФЗ к уровню местного значения;
- каждое МО формирует собственный бюджеты и контролирует его исполнение;
- государство гарантирует не только признание, но и защиту экономических интересов деятельности местного самоуправления в части имущества и собственности МО;
- недопустимость расходования средств муниципального бюджета по указанию органов или законодательных документов федерального и регионального уровня.
Кроме того, необходимо выделить принципы, с учетом которых органы МСУ осуществляют свою деятельность. Они заключаются в следующем:
- полная самостоятельность и автономность от любых органов федеральной и региональной власти в части решения вопросов, отнесенных №131-ФЗ к вопросам местному значению;
- работа органов МСУ путем сочетания механизмов прямого волеизъявления граждан РФ и представительной демократии;
- исполнение возложенных на орган местного самоуправления управленческих функций в рамках существующего муниципального бюджета, сформированного по правилам, установленным №131-ФЗ;
- ответственность как коллегиальных органов МСУ, так и отдельных должностных лиц, прежде всего, глав МО и местной администрации, перед гражданами, государством и отдельными юридическими лицами;
- возможность использования различных форм местного самоуправления, включая сходы, референдумы, формирование представительного органа и т.д.
Конституционные гарантии местного самоуправления
Осуществление местного самоуправления в Российской Федерации имеет конституционные гарантии. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения им своих задач и функций.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 133) местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Защита прав местного самоуправления в судебном порядке осуществляется в ряде случаев, предусмотренных законодательством. Так, в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые наступает при невыполнении решений органов местного самоуправления. На должностных лиц и граждан в судебном порядке может быть наложен штраф в размере от одного до пяти установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в порядке административной ответственности за невыполнение решений представительного органа местного самоуправления и местной администрации, принятых в пределах их компетенции. Такого рода дела рассматриваются судьей единолично в семидневный срок. Постановление судьи может быть отменено или изменено председателем вышестоящего суда, а также самим судьей по протесту прокурора.
Система местного самоуправления в России и ее элементы
Различные элементы местного самоуправления находятся во взаимосвязях друг с другом, образуя систему местного самоуправления в РФ.
Термин «система местного самоуправления» не используется ни в Конституции РФ, ни в судебных решениях по проблемам местного самоуправления. Вместе с тем использование данного термина представляется вполне уместным, поскольку понятие «система» подразумевает, что ее элементы структурированы, находятся между собой в определенных упорядоченных связях и образуют в силу этого некоторую целостность.
Система местного самоуправления – это совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собою и с внешней средой в процессе осуществления самоуправленческих функций.
Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:
- принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел),
- решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование),
- следить за порядком,
- издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан,
- распоряжаться собственностью муниципалитета,
- распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы,
- принимать решение о сборах определенных видов налога.
То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.
Исходя из того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, и его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:
- принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений,
- утверждение бюджета,
- определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена,
- создание программ, реализация их с ведением полной отчетности,
- распоряжение имуществом, которое считается муниципальным,
- определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги,
- определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня,
- представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня,
- выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.
Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В его исключительной компетенции находятся:
- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
- определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
- принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Органы местного самоуправления как юридические лица
Понятие юридического лица используется для определения правового положения организаций, участвующих в гражданско-правовых отношениях, т.е. имущественных и связанных с ними неимущественных отношениях, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В ряду главных признаков юридического лица решающим является имущественная обособленность. Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Второй признак юридического лица — самостоятельная имущественная ответственность; третий — самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени; четвертый — организационное единство, т.е. обладание устойчивой структурой, единством воли, обеспечиваемым едиными руководящими органами.
В ст. 124 ГК РФ муниципальные образования определяются как субъекты гражданского права. Законодатель установил, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с физическими и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Согласно ст. 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Они от имени муниципального образования и от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и иные права и обязанности. Выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления обретают статус юридического лица в организационно-правовой форме муниципального учреждения.
В соответствии с положениями ГК РФ о юридическом лице, органы местного самоуправления, как и любые другие юридические лица, приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей при заключении договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В качестве юридических лиц органы местного самоуправления выступают на равных началах со своими контрагентами, что предполагает отсутствие со стороны этих органов местного самоуправления властного воздействия на контрагентов. Органы местного самоуправления могут быть истцами и ответчиками в суде, иметь печати, штампы, бланки со своей символикой, расчетный, валютный и другие счета в банковских учреждениях.
Следует иметь в виду, что, согласно ГК РФ, правовой режим органов муниципальных образований как юридических лиц приравнивается к общему режиму юридических лиц с определенными изъятиями. Так, к ним не могут применяться общие правила, регламентирующие создание и ликвидацию юридических лиц. В отличие от других юридических лиц, отвечающих по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, в состав аналогичного имущества юридических лиц органов муниципальных образований не включается имущество, которое закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 126 ГК РФ).
Органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать его, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Вместе с тем законодатель установил, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
Органы местного самоуправления как субъекты гражданского права могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом указанные органы определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Кроме того, органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:
- для представительного органа муниципального образования — протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;
- для иных органов местного самоуправления — решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.
Вместе с тем законодательно установлено, что в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации, представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юридического лица.
Модели организации местной власти
Первая модель предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением. Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации. Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.
Вторая модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается непосредственно населением и соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа. Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу местной власти — он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и представительного органа. Положительная сторона такой модели заключается в ограничении концентрации всей местной власти в одних руках. В то же время в ней заложен возможный конфликт главы администрации (управляющего), непосредственно возглавляющего реализацию исполнительно-распорядительных функций по распоряжению средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности с главой муниципального образования, отделенного от этих важных полномочий.
Третья модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления и является его председателем. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе. Это разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь населению муниципального образования, а также представительному органу как его председатель.
Четвертая модель предусматривает, что представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности, функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели осуществляется в том же виде, что и в предыдущих моделях. Расширение полномочий главы муниципального образования влечет расширение форм его подотчетности. Во всей полноте своих полномочий он подотчетен населению. Представительному органу он подотчетен как глава местной администрации и как его руководитель. Такая модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек.
Пятая модель принципиально отличается от других тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан. Такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.
Шестая модель предусматривает, что представительный орган муниципального образования формируется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальных районов. Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.
Законопроектом предлагается единственный способ формирования представительного органа муниципального образования — муниципальные выборы.
Глава муниципального образования в соответствии с законом региона и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае избрание главы муниципалитета осуществляется представительным органом из своего состава либо из числа кандидатов, представленных главой региона.
Усиливается ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций перед высшим должностным лицом региона.
Ответственность
Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами президента страны. С соответствующей инициативой глава региона вправе обратиться в представительный орган муниципального образования.
Кроме того, губернатор получит право вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий.
В ряде стран в систему местного самоуправления входит Совет. При этом он может обладать преимущественными полномочиями. Глава в исполнительном органе избирается Советом. В редких случаях его назначает население. Исполнительная структура, в свою очередь, может являться коллегиальной. Для разных эпох такая система органов власти местного самоуправления была характерна для Бельгии, Польши, Чехословакии, Исландии, Сербии, Болгарии и др. В структуре преобладающими полномочиями может быть наделен глава исполнительной ветви. В этом случае он избирается народом. Как правило, глава исполнительной структуры является единоначальным.
Система местного самоуправления в РФ выступает в качестве одной из основ федеративного, конституционного строя страны. Она признается и гарантируется Основным законом.
В качестве правовой основы системы выступают:
- Европейская хартия.
- Конституция РФ.
- Уставы МО.
- Международные договоры и общепризнанные нормы мирового права.
- Конституции или уставы, законы и прочие правовые акты субъектов РФ.
- ФЗ №131, регламентирующий общие принципы организации местной системы власти, прочие законы и нормативные акты, принимаемые в соответствии с ФЗ, Указы, Президента, правительственные постановления и прочие юридические документы.
- Решения, которые приняты на сходах и референдумах.
- Прочие юридические документы, изданные в рамках законодательства.
Самоуправление в той или иной степени существовало в России в течение всей истории страны. Немаловажным обстоятельством при этом следует считать, что центральный административный аппарат как ранее, так и сейчас сознательно стремится к возрождению этого института. Особенно явно это проявляется в кризисные периоды. Исторический подход основывается на определенных теоретических положениях. Их суть состоит в рассмотрении местного самоуправления не в качестве специфического социально-правового института, который имеет определенные формальные юридические признаки, что делает его производным от государственной власти. Теория исторического развития направлена на познание комплекса как естественной формы самостоятельной организации народа для непосредственного решения вопросов, касающихся его жизни и хозяйственной деятельности.
Формы осуществления местного самоуправления гражданами Российской Федерации
Конституция Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее наделила граждан Рф правом участвовать в местном самоуправлении следующими способами:
- местный референдум
- муниципальные выборы
- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
- голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
- сход граждан
- правотворческая инициатива граждан
- территориальное общественное самоуправление
- публичные слушания
- собрание граждан
- конференция граждан (собрание делегатов)
- опрос граждан
- обращения граждан в органы местного самоуправления
- наказы избирателей