4. Гражданско-правовая ответственность
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «4. Гражданско-правовая ответственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).
Дисциплинарная ответственность
Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»
(в действующей редакции, извлечения)
Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии.
Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия
1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
2. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.
Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
1. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.
2. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
3. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
3.1. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.
4. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона.
5. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
6. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
7. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.
Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности и перечень статей (пунктов, частей) УК РФ, которыми предусмотрены преступления коррупционной направленности.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
I. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве
Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)
УК РФ |
Преступление |
Наказание |
ч. 1 ст. 204 |
Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных правза совершение действий (бездействие) в интересах дающего |
— штраф в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет; |
ч. 2 ст. 204 |
Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 204 УК РФ, если они: |
— штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; |
ч. 3 ст. 204 |
Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера |
— штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; |
ч. 4 ст. 204 |
Деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 204 УК РФ, если они: |
-штраф в размере от пятидесятикратной |
Проблемы юридической ответственности традиционно актуальны, дискуссионны и практически значимы на всем протяжении развития теории государства и права. В современных условиях развития в России гражданского общества и правового государства, осуществления полномасштабных экономических и административных реформ, неотъемлемой частью которых является реформирование института государственной службы, исследования проблем юридической ответственности в целом и проблем юридической ответственности государственных и муниципальных служащих в частности приобретают большое практическое и теоретическое значение. Основным актом, регулирующим данную сферу, является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который дает ссылки к иным законодательным актам, таким, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях», Уголовный кодекс Российской Федерации и др.
Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения, то есть такие действия (бездействие), которые законодательством признаны запрещенными и опасными. Законодательство, которое регулирует государственную гражданскую службу, не дает ясного определения термина «ответственность государственного гражданского служащего», также нет и четкого определения видов этой ответственности[1].
Юридическая ответственность государственного гражданского служащего – это предусмотренная нормами права юридическая обязанность государственного гражданского служащего надлежащим образом соблюдать и исполнять возложенные на него должностные обязанности, а в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения – юридическая обязанность, возникающая из факта совершения должностного правонарушения, претерпеть на основании осуждения неблагоприятные последствия, выражающиеся в ограничениях личного, организационного, имущественного или иного характера.
Юридическая ответственность является элементом прохождения государственной гражданской службы или динамического административно-правового статуса государственных гражданских служащих. Поступление на государственную гражданскую службу, как и на любую другую государственную службу, представляет собой добровольное ограничение части прав взамен на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные законом для государственных гражданских служащих.
Элементом правового статуса субъектов права, в том числе и государственных гражданских служащих, является юридическая ответственность как целостное правовое явление. Связующим звеном между статутной ответственностью и реальной юридической ответственностью выступают юридические факты. Например, совершение лицом правонарушения существенно изменяет правовое положение субъекта права, его совершившего. Осуждение государственного гражданского служащего к наказанию за совершенное преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, исключает возможность исполнения им обязанностей по должности государственной гражданской службы (подп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Правовой статус государственного гражданского служащего предполагает не только наделение гражданина специальными правомочиями для выполнения государственно-властных функций, но и повышенную ответственность за исполнение возложенных на него должностных обязанностей.
Ответственность государственных гражданских служащих характеризуется принципом пропорционального возрастания и убывания. Пропорции складываются по объему возложенных обязанностей, количеству подчиненных и уровню подчиненности и т.д. Например, нарушение гражданским служащим положений Конституции РФ и норм иных отраслей права может повлечь наступление административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной ответственности. Определяющим критерием будет выступать характер и степень общественной опасности правонарушения. Таким образом, правовой статус гражданского служащего выступает определенным состоянием, изменяющим его, и предопределяет порядок привлечения служащего к конкретному виду юридической ответственности.
Реализация мер юридической ответственности способна исключить субъекта из правоотношения. Так, применение мер уголовной ответственности выводит гражданского служащего из служебных правоотношений, тем самым изменяя правовой статус должностного лица на правовой статус обыкновенного гражданина.
От форм и мер юридической ответственности необходимо отличать отставку государственного служащего, если его правовое положение становится несовместимым с установленным законом статусом государственного гражданского служащего (например, утрата гражданства РФ, осуществление коммерческой деятельности, несовместимой с его статусом)[2].
Элементом правового статуса государственных служащих являются также ограничения по государственной службе. Они должны устанавливаться нормативными актами, в том числе и локальными, о статусе соответствующего вида государственных служащих. Так, ограничения, связанные с гражданской службой, перечислены в ст. 16 Федерально��о закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Важное значение в процессе законодательного формирования правового статуса государственных гражданских служащих играют и принципы государственной службы.
Принципы государственной службы как элемент правового статуса гражданских служащих относятся к системообразующим факторам, раскрывая в концентрированном виде правовую и социальную природу, основные цели и задачи института государственной службы. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей как основополагающая идея организации и функционирования государственной службы был закреплен Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (п. 10 ст. 5), который в настоящее время утратил силу. Несмотря на то, что действующий в настоящее время Закон о гражданской службе не называет среди принципов гражданской службы принцип ответственности, невооруженным глазом видно его составляющие в каждом законодательно закрепленном принципе государственной службы (ст. 4). Отсутствие законодательно закрепленного (в отдельной статье) принципа ответственности государственных служащих является существенным недостатком названного Закона.
Исходным началом формирования процесса ответственности любого субъекта управления, в том числе и государственного служащего, выступает точное и полное определение его правового статуса через формулирование его прав и обязанностей. Тем более, что в современных условиях при усилении регулирующей функции публичного права появляется насущная потребность в определении четких правил поведения для всех государственных гражданских служащих. Не менее важным при этом представляется и правовое разграничение функций управления и ответственности между всеми управляющими субъектами: органами государственной власти РФ и ее индивидуальными субъектами, а также органами местного самоуправления.
Правовая природа юридической ответственности государственных служащих в той или иной сфере государственного управления специфична. Специфика заключается, прежде всего, в том, что ее субъектом выступает государственный служащий, являющийся в то же время и должностным лицом. Отличительной чертой юридической ответственности государственных служащих выступает презумпция знания ими закона. Так, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (подп. 1 п. 1 ст. 15) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывает государственного служащего соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение.
Виды юридической ответственности государственных гражданских служащих
Не менее важным этапом в исследовании юридической ответственности государственных гражданских служащих выступает выявление особенностей отдельных ее видов.
Государственные гражданские служащие, являясь в первую очередь гражданами РФ, могут быть привлечены, как и все граждане России, к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и иным видам ответственности. В этих случаях специфика их правового статуса не учитывается. Однако предметом дальнейшего исследования выступают именно отношения, которые складываются в процессе привлечения гражданского служащего к юридической ответственности в связи с совершением им должностного правонарушения.
Полагаем, что вне поля нашего зрения необходимо оставить исследование конституционной ответственности. Учитывая положения действующего российского законодательства, речь о конституционной ответственности должна вестись при привлечении к юридической ответственности субъектов, которые согласно Закона о гражданской службе не являются государственными гражданскими служащими, т.е. высших должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, поскольку им делегирована часть функций по осуществлению государственной власти (ст. 132 Конституции РФ)1. Актуальным в настоящее время является расширение круга субъектов конституционной ответственности и включение в него государственных служащих. Это, на наш взгляд, поспособствует усилению чувства долга и повышению уровня персональной ответственности государственного служащего.
Охрану всего комплекса общественных отношений, регулируемых различными отраслями российского права, осуществляет уголовная ответственность, обладающая следующими специфическими признаками: она наступает за наиболее опасные для общества посягательства и применяется как за совершение преступления, так и за приготовление, соучастие, покушение к нему. К тому же, предусмотренные уголовным законом наказания, существенно ограничивают правовое положение осужденного.
Субъектом уголовной ответственности является физическое вменяемое лицо, виновно совершившее общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания, и достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность. В теории уголовного права в данном случае говорят об общем субъекте преступления. Однако характер нарушаемых общественных отношений, поставленных под защиту уголовного закона, предопределяет особенности субъектов ответственности. Эти особенности зависят от вида и степени общественной опасности совершенного преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ, а также от наличия специальных признаков, которыми должны обладать субъекты преступления (так называемые специальные субъекты преступления2), чтобы быть привлеченными к уголовной ответственности. УК РФ называет, например, такие специальные признаки как наличие профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК РФ), служебное положение (ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 141, ст. 149 УК РФ), специфика должностных функций (ст. 143, ч. 2 ст. 183 УК РФ), наличие специальных полномочий (ч. 1 ст. 285 УК РФ).
В том случае, если виновными противоправными действиями (бездействием) государственных гражданских служащих, совершенными ими в связи с выполнением (или невыполнением) возложенных на них должностных обязанностей, причиняется существенный вред государственным или общественным интересам, правам и свободам граждан, то применяется уголовная ответственность за должностные преступления, предусмотренная исключительно УК РФ. Государственный служащий, являющийся должностным лицом, будет считаться специальным субъектом преступления, квалифицируемого, например, по ч. 1 ст. 285 УК РФ, если его противоправные действия (бездействие) вытекают из осуществляемых им служебных полномочий и связаны с реализацией прав и выполнением обязанностей вследствие занимаемой им должности.
Анализ составов преступлений, закрепленных в Особенной части УК РФ, показывает, что речь об уголовной ответственности государственных гражданских служащих необходимо вести в «рамках» уголовной ответственности должностных лиц (прим. 1 к ст. 285 УК РФ), и соответственно, должностных преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена, например, главой 30 УК РФ (ст.ст. 285-293 УК РФ) «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В соответствии со статьями главы 30 УК РФ государственные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, привлекаются к уголовной ответственности в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями УК РФ.
Государственные служащие, вне зависимости от того являются они должностными лицами или нет, могут выступать субъектами преступлений и нести уголовную ответственность, предусмотренную, например, ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта), ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), ст. 188 УК РФ (контрабанда), ст. 304 УК РФ (провокация взятки либо коммерческого подкупа) и др.
Реализация уголовной ответственности (например, назначение должностному лицу наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) либо прекращает существующие служебные правоотношения, порождая новые отношения ответственности, либо изменяет их. Применение уголовных наказаний лишает гражданина правового статуса государственного гражданского служащего. В связи с осуждением за совершение преступления правовой статус государственного служащего «перерождается» в иной правовой статус — в правовой статус осужденного гражданина РФ. Именно поэтому Е.С. Попкова приходит к выводу, что «юридическая ответственность как правовая форма государственного принуждения связана с особым правовым статусом лица, к которому применяются принудительные меры в силу совершения им правонарушения в целях выполнения им ранее возникшей обязанности, а также для несения лишений личного, имущественного и иного характера в качестве кары (наказания) правонарушителя» .
Основы административно-правового статуса государственных служащих
Государственные служащие законом наделяются особыми правами и обязанностями, на них возлагается ответственность за исполнение обязанностей, появляется возможность быть поощренным за их исполнение. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для государственных гражданских служащих, военнослужащих, иных государственных служащих независимо от замещаемых ими должностей.
Должностные права и обязанности государственного служащего производны от функций и полномочий государственного органа, где он проходит службу. Это может быть должность руководителя, другого должностного лица или рядового государственного служащего.
Общие права и обязанности государственных служащих определяются федеральными законами о видах государственной службы.
Особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий государственных служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемой должности. Такие права и обязанности разнообразны.
Согласно Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» каждый гражданский служащий независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности государственной гражданской службы имеет право на: обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста. Гражданский служащий имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков, оплату труда и другие выплаты в соответствии с Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
Ему предоставляется право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.
Гражданский служащий имеет право на ознакомление с отзывами о своей профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; защиту сведений о гражданском служащем; должностной рост на конкурсной основе; профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами; членство в профессиональном союзе; рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами; проведение по его заявлению служебной проверки; защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; медицинское страхование; государственную защиту жизни и здоровья своего и членов семьи, а также принадлежащего ему имущества; государственное пенсионное обеспечение.
Каждый гражданский служащий независимо от полномочий по замещаемой должности государственной гражданской службы обязан соблюдать Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ.
Долг гражданского служащего состоит в том, чтобы соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Он должен поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; не допускать разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни, здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоин��тво.
Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и о членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.
Он обязан сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами, а также сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении указанного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
Гражданские служащие подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Возмещение нанесенного ущерба госслужащим
Проблемы обеспечения безопасности государством, в том числе защиты существенных интересов собственника, присутствовали еще с древнегреческих времен. Особенности защиты интересов собственника достаточно широко освещаются в судебных речах Демосфена — известного оратора Македонского царства. По существу, эти же проблемы в настоящее время существуют и в Российском государстве [2] .
Проводимые реформы в сфере госслужбы в России в условиях незащищенности населения от насилия, роста преступности одновременно требуют обеспечения правовой защиты и самих госслужащих всех категорий, которые осуществляют функции правоприменительной деятельности при применении мер ограничения, пресечения по тем или иным видам правонарушений. Возмещение нанесенного ущерба госслужащим в связи с их служебной деятельностью — это обязанность государства и условие прохождения любого вида госслужбы. Вопросы возмещения вреда в различное время в рамках разрешения гражданских и уголовных дел рассматривались многими известными учеными, такими как О.В. Баулин [3] ,
А.М. Белякова [4] , А.Т. Боннер [5] , И.В Решетников [1] , О.М. Садиков [2] , М.К. Треушников [3] , А.М. Эрделевский [4] , В.В. Ярков [5] и др.
Сегодня практика подтверждает также то, что в процессе осуществления правоприменительной деятельности добросовестные и законопослушные государственные служащие различных правоохранительных органов (судьи, прокуроры, сотрудники ОВД и т.д.) также подвергаются противоправному воздействию со стороны граждан, выражаемому в различных формах. Кроме того, в некоторой степени такому риску подвержены также и члены его семьи. Зачастую такие действия совершаются в виде нанесения ущерба их имуществу путем уничтожения либо повреждения. Скажем, это может быть угон автотранспортного средства с последующим поджогом; поджог дачного домика или повреждение дачного участка, приведение в негодность личных вещей и т.д. В итоге госслужащие правоохранительных органов сами могут оказаться в роли жертв, что связывается с их государственно-служебной деятельностью.
Необходимость в особой защите сотрудников полиции выражается отраслевой спецификой их государственно-служебной деятельности. Кроме того, закономерно следует предусмотреть возможность защиты материальных интересов не только самих сотрудников ОВД (полиции), но и членов их семей в тех случаях, когда в отношении объектов, находящихся у них в собственности, материальных ценностей совершаются противоправные действия. Скажем, наносится вред правонарушителями. Их действия в основном совершаются путем оказания морального давления, шантажа или угрозы в целях достижения желаемых результатов, а также изменения и влияния на деятельность сотрудника ОВД.
Замещение должностей на государственной службе
Замещение должности – это способ приобретения гражданином соответствующего должностного статуса.
Способы замещения должностей государственной службы:
- Назначение – это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное органом власти и выраженное в форме распорядительного документа
- Конкурс – определение в соответствии с условиями конкурса из числа кандидатов на замещение должности гражданской службы кандидата, наиболее соответствующего требованиям этой должности
- Выборы на должность – это определение из числа претендентов на должность одного путем голосования (открытого или тайного)
Ответственность государственных служащих: понятие, виды, основания
Как и все граждане, государственные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время государственные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с государственной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.
Под юридической ответственностью государственных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственным служащим правонарушения. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих обязанностей.
К особенностям регламентации ответственности государственных служащих относятся: в ряде случаев
-специфические санкции, применяемые только в отношении государственных служащих.
В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности:
уголовная – за совершение должностных преступлений;
административная – за совершениеадминистративных проступков;
дисциплинарная – за нарушение служебной дисциплины;
материальная – за причинение материального ущерба (ограниченная или полная).
Уголовная ответственность государственных служащих.Как граждане РФ государственные служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. В тоже время государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. При этом речь идет и о деяниях, которые могут совершать и недолжностные лица. Однако должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию. Это могут быть, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе.
В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие. К ним, в частности, относятся:
— злоупотребление должностными полномочиями;
-превышение должностных полномочий;
-отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ;
-присвоение полномочий должностного лица;
-незаконное участие в предпринимательской деятельности;
-отказ в предоставлении гражданину информации;
-воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них;
-воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;
-регистрация незаконных сделок с землей;
-провокация взятки либо коммерческого подкупа.
Гражданско-правовая ответственность государственного служащего
Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Она выражается в том, что государственный служащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его. Государственный служащий не освобождается от обязанности возместить имущественный вред, и после прекращения государственной службы.
Государственные служащие не несут ответственности, когда материальный ущерб причинен вследствие добросовестного исполнения распоряжения руководителя или оправданного в данных конкретных условиях служебного риска либо причинен правомерными действиями.
Обратите внимание, что обязанность государственного служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ст. 1069 ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные государственным служащим неправомерные действия или бездействие.
Однако материальная ответственность государства не исключает материальной ответственности государственных служащих в порядке регресса, т. е. в виде возмещения государственному органу или казне по их требованию выплаченных пострадавшему сумм.
Государственные служащие, действиями (бездействием) которых причинен материальный ущерб, непосредственной ответственности перед пострадавшим гражданином или юридическим лицом не несут (ст. 53 Конституции РФ; ст. 16, 1069 ГК РФ).
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме. При этом в понятие вреда входят как реальный ущерб, так и упущенная выгода.
ГК РФ (ст. 1099) признает необходимым возмещать наряду с имущественным также и моральный вред. Речь идет об определенной денежной компенсации за перенесенные пострадавшим нравственные или физические страдания. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Статья 1101 определяет способы и размеры компенсации морального вреда.
Отдельные категории государственных служащих, виновные в причинении имущественного вреда государству при исполнении ими должностных обязанностей, несут материальную ответственность на основе специальных нормативных актов, например, военнослужащие – на основе ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г.; сотрудники органов внутренних дел – на основе Инструкции о порядке возмещения военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава материального ущерба, причиненного государству, утвержденной приказом МВД СССР от 5 апреля 1984 г. № 70.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Статья 14. Ответственность государственного служащего
- долевая ответственность (каждый отвечает в пределах своей доли);
- солидарная ответственность (кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга);
- субсидиарная ответственность (при отказе основного должника от удовлетворения требования либо неполучении от него ответа кредитор приобретает право требования исполнения обязательства от лица, на которое возложена субсидиарная ответственность).
Основанием возникновения данного вида ответственности является наличие состава гражданского правонарушения.
Условия гражданско-правовой ответственности, образующие его состав, следующие:
- Противоправное деяние (действие или бездействие);
- Причинение имущественного или морального вреда;
- Причинно-следственная связь связь между правонарушением и вредом;
- Наличие вины причинителя вреда.
В некоторых случаях ответственность наступает при наличии не всех, а только некоторых условий. Например, владелец источника повышенной опасности отвечает за вред, причиненный третьим лицам, независимо от наличия вины.
Противоправное поведение может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия.
Вред — это последствия правонарушения, выразившиеся в умалении личного или имущественного блага.
Уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.
Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.
В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:
1) злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
2) превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
3) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) — если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;
4) получение взятки (ст.290 УК РФ) — получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;
5) дача взятки (ст.291 УК РФ) — дача взятки должностному лицу лично или через посредника;
6) халатность (ст.293 УК РФ) — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
7) контрабанда (ст.188 УК РФ) — перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.
Меры дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих
Обязанности лица, замещающего должность государственной гражданской службы, – это те должностные обязанности, которые возложены на служащего для решения задач соответствующего органа публичного управления. Когда лицо, замещающее должность государственной гражданской службы, не реализует предоставленные ему полномочия в строгом соответствии с законом, целями и задачами функционирования органа публичного управления, тогда не только не достигаются полезные для общества в целом и отдельных сфер общественной жизни результаты публичного управления, но и наносится прямой ущерб интересам общества и личности. Указанное актуализирует вопросы ответственности служащих за виновное исполнение ими своих служебных обязанностей в ненадлежащей форме или неисполнение таких обязанностей.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Замечание 1
Противоправное поведение служащих может характеризоваться как уголовное или административное правонарушение либо как дисциплинарный проступок.
К вопросу об этике и нормах служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации
Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан в органах государства по исполнению должностных обязанностей, направленных на реализацию государственных задач и функций в различных областях общественной жизни. Именно эти граждане – государственные служащие – выполняют те практические задачи, которые общество возлагает на государство как на особую организацию политической власти.
Эффективность реализации государственными аппаратами их полномочий зависит от профессионализма должностных лиц, замещающих должности государственной службы. Государственная служба тем и характеризуется, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего образования и стажа работы, определенных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также моральных, деловых и психологических качеств. Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства, предъявляя высокие требования нравственности, этике и моральному облику государственных служащих. Общество рассчитывает, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно ему служить. В связи с чем нравственный аспект в вопросах государственного управления в решающей степени определяет цели государственной службы, ее ведущие принципы и нормы.
Вместе с тем, организация и эффективность работы государственных служащих органов государственной власти различных уровней недостаточно удовлетворяет российское общество, что в свою очередь является одной из причин продолжающегося реформирования системы государственного управления и системы государственной службы. Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности и мотивации государственных служащих является одной из задач федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)».
В специальной литературе указывается, что этика государственной службы, как один из видов профессиональной этики, представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений на государственной службе. Этика государственной службы включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности должностного лица, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом.
Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень развития государства и его правовых институтов. В современных условиях трансформации социально-политической системы и экономических отношений вопросы совершенствования системы государственной службы требуют особого внимания, поскольку имеющиеся негативные явления, в том числе связанные и с переоценкой ценностей, отражаются и на моральном облике государственных служащих, от профессионализма и уровня нравственности которых во многом зависит авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях государственного управления.
В целях поддержания и защиты авторитета государства и уважения к его служащим со стороны общества каждый государственный служащий в рамках персональной ответственности обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют его высокому статусу.
Представляется, что среди всех механизмов, способствующих формированию профессиональной этики на государственной службе, наиболее эффективным является специально разработанный и нормативно закрепленный «этический кодекс» в виде системы нравственных стандартов и свода конкретных правил поведения в сфере публичных правоотношений, необходимых для успешной деятельности граждан, должностные обязанности которых связаны с обеспечением реализации государственных задач и функций.
Вопросы этики и поведения государственных служащих признаются международным сообществом одним из приоритетных направлений деятельности, которое в последние годы приобретает все большую значимость. В 2000 году Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендации о кодексах поведения для государственных служащих, где главный акцент сделан на привлечение внимания общественности и продвижение этических ценностей как важнейших механизмов по предупреждению коррупции. Принятие и соблюдение этики поведения государственных служащих будет способствовать предотвращению ущерба, наносимого коррупцией государственным интересам и повышению качества принятых официальных решений.
В Российской Федерации общие принципы служебного поведения государственных служащих определены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 и представляют собой краткие основы поведения, которыми государственным служащим надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.
Дальнейшее развитие вопрос требований к служебному поведению государственных служащих получил в положениях Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и указах Президента Российской Федерации, регламентирующих деятельность комиссий государственных органов по соблюдению требований к служебному ��оведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
1 февраля 2007 года Россия присоединились к «Группе государств против коррупции» (ГРЕКО), став полноправным участником этой международной организации, созданной для мониторинга антикоррупционных стандартов. С целью выполнения рекомендаций, выработанных ГРЕКО по итогам оценки состояния борьбы с коррупцией в России в 2008 году, сегодня создана и функционирует законодательная база противодействия коррупции, приняты организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.
В рамках этой работы в мае 2010 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработан проект типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих. Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. федеральным органам государственной власти поручено разработать и утвердить в соответствующих ведомствах «этические кодексы».
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 555 утвержден Кодекс этики и служебного поведения гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации (далее – Кодекс).
Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих в 2020 году
Главная / Трудовое право / Ответственность / Дисциплинарная
Назад
Опубликовано: 09.05.2017
- Время на чтение: 9 мин
- 4451
Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.
Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.
- Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
- Основания для привлечения к ответственности
- Порядок наложения
- Сроки привлечения к ответственности
- Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности
Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.
Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих
Правовая характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих включает комплекс правовых норм, включенных в федеральное законодательство о государственных служащих, правовых актов государственного управления, возлагающих определенные обязанности на служащих по соблюдению дисциплинарных требований, предусматривающих меры дисциплинарной ответственности, процессуальный порядок использования этих мер при нарушении указанных предписаний.
Особенности дисциплинарной ответственности госслужащих:
- Правовой статус государственных служащих регулируется федеральным законодательством, эти служащие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной медицины.
- Специальные нормативно-правовые акты регулируют дисциплинарную ответственность, указывая на специфические особенности данных правонарушений. Уполномоченные лица могут руководствоваться нормами трудового законодательства.
- Трудовая дисциплина государственных служащих – это соблюдение конкретного служебного распорядка, предусмотренного нормативно-правовыми актами федерального уровня, государственного органа. Недопустимы коллективные договоры и различные соглашения в сфере, которая относится к трудовой дисциплине.
- Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие письменного объяснения государственного служащего. Обязательно проведение служебной проверки относительно каждого случая совершения дисциплинарного проступка служащим.
Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Нередко нарушение должностных обязанностей одновременно признается и административным, и дисциплинарным проступком, т.е. их составы дублируются, например, в отношении военнослужащих.
От вида и тяжести административного проступка зависят форма и объем санкций, однако во всех случаях вина признается необходимым элементом административного проступка должностного лица. Нет вины — нет и административного проступка. Нередко должностное лицо либо предвидит наступление вредных последствий своих действий (бездействий), но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожная вина также признается элементом состава административного правонарушения. Когда должностное лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), оно освобождается от административной ответственности. [1]
Административная ответственность госслужащих выражается в применении к ним государственными органами, должностными лицами и представителями административной власти административного взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил.
Ответственность должностных лиц наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за правонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущения могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.
Особенно выделен вопрос об административной ответственности военнослужащих и государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти категории госслужащих несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима государственной границы РФ; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ; правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил, а также за контрабанду данные категории госслужащих несут административную ответственность на общих основаниях. Госслужащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях.